fantlab ru

Дерек Кюнскен «На глубине»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

На глубине

Beneath Sunlit Shallows

Рассказ, год; цикл «Квантовая эволюция»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Как долго может изменять себя человек, но оставаться при этом человеком? Такой непростой вопрос мучает главного героя.

© Kons

Входит в:

— журнал «Asimov's Science Fiction, June 2008», 2008 г.

— журнал «Если 2009'1», 2009 г.

— антологию «Глубина. Погружение 14-е», 2019 г.

— сборник «Flight From the Ages and Other Stories», 2022 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2009 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Asimov's Science Fiction, June 2008
2008 г.
(английский)
Если № 1, январь 2009
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Beneath Sunlit Shallows» Дерека Кюнскена (ставший, несмотря на всю поэтичность названия, в русском переводе всего-лишь «На глубине») — хороший, глубокий, морально тяжёлый и неоднозначный рассказ, вполне достойный внимания всех любителей фантастики, задумывающихся о том, какой ценой могут быть колонизированы иные миры.

Тысячу лет земной корабль стремился к пригодной для жизни планете, названной Глаз Инди. Уже на подлёте к ней колонисты стали свидетелями гибели нового мира от столкновения с луной, вследствие чего было принято решение приспосабливаться к жизни на ближайшем соседе — холодной планете, гравитация которой в три раза превышала земную. Названа она была Слезой Инди. Однако, и здесь колонисты не обрели покоя — метеоритные удары были настолько частыми, что единственным спасением стало приспособиться к жизни в воде и уйти на глубину. К моменту событий рассказа, ни о каких представителях вида Homo sapiens и речи не идёт — на смену ему последовательно приходили виды с приставками costalis, pelagius, benthus — «человек разумный береговой, морской, донный». Но что, если никакие генетические изменения не способны отобрать у человека воспоминания о солнце? И в своих снах один из этих рыбообразых потомков человека по-прежнему продолжает ощущать руки и ноги, и наслаждается ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ красотой?

Действительно сложный для восприятия рассказ. С очень непростой моральной дилеммой.

Что лучше и предпочтительнее — умереть человеком, сражаясь с враждебной средой, или бесконечно изменяться, приспосабливаясь к её условиям? И где проходит грань, отделяющая человека от существа, приспособленного к жизни в другом мире? Не там ли, где меняется отношения к детям, которые будут в буквальном смысле НЕ ТАКИМИ, как ты?

Если у вас есть однозначные ответы — я вам завидую.

И я бы даже поставил рассказу если и не высший балл, то 9-ку точно, однако...

«Электрические органы увидели лицо его адвоката. Возле дисплея тихо потрескивали разряды: концепцию этого языка они позаимствовали у дельфинов, только вместо звука использовалось электричество. Запись заговорила голосом его адвоката: «Винсент, я потолковал с прокурором и убедил его не выдвигать обвинений. Учитывая невозможность повторного преступления и твои заслуги перед обществом, мы пришли к выводу, что это будет просто бессмысленная трата времени. Прими мои поздравления».

Тысяча лет на корабле, десятки, если не сотни, поколений генномодифицированный людей, которые перестали быть людьми, полное разрушение традиционных человеческих ценностей... И «звонок» адвокату??? Ну, как так-то?!

Извини, Дерек, но ты взялся за слишком серьёзную для тебя задачу — ты не способен представить по-настоящему ИНОЕ общество, будучи до мозга костей представителем современной западной цивилизации! Ведь даже здесь и сейчас, на Земле XXI века, множество культур и народов живут не то что без звонков своему адвокату, а даже без существования самого аппарата адвокатуры и прочей юридической лабуды, а ты говоришь, что для представителя Homo sapiens benthus это будет иметь хоть какое-то значение. Не верю...

Но рассказ, повторюсь, достоин внимания. Рекомендую.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный рассказ по всем статьям. Оригинальная идея — выведение новой породы человечества, приспособленной к другой планете. Такое уже было, но не в таком глобальном сюжетном решении. И в придачу мрачная безысходная атмосфера поиска самого себя, как человека, когда уже потерял оболочку человека. Текст совсем неплох, такое ощущение, что автор пишет реалистично потому что он чувствовал это и сумел словами передать даже вкус пищи. Меня чуть не вывернуло вместе с главным героем. Одним словом оригинальный и очень интересный рассказ.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый депрессивный из всех прочитанных мной НФ-рассказов. Прочитал давно, но ощущения (неизбежность смерти, бессмысленность борьбы, все выходы — тупиковые) свежи до сих пор. Чтобы выработать заявленную тему нужен большой, эпического размаха, роман. Кюнскен, судя по этому рассказу, не тот писатель, чтобы справиться с подобным замыслом, — стилистически ничего вкусного в этом рассказе нет, психологизм героев — ну, не так чтобы очень и не очень чтобы так. Но ТЕМА какая мощная, — чистая черная НФ (о, Бэккер бы справился!). Не отпускает ещё долго после прочтения.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда было тяжело читать о гибели как всего человечества, так и его части, какой-то замкнутой группы. Видимо, инстинкт выживания и продолжения рода очень силен, если даже описание таких трагедий производит тягостное впечатление. Да, наверняка, попав в исключительные условия, люди предпочтут сделать все возможное, чтобы реализовать этот инстинкт — даже если придется изменить свой физический облик.

И тут автор очень вовремя вспоминает, что ведь есть и другие инстинкты, пусть не вложенные изначально во все виды, а наработанные постепенно, тысячелетиями эволюции. Именно борьба нескольких таких начал и является темой рассказа. Эта борьба передана очень подробно и воспринимается буквально физиологически. Вроде бы способность мыслить по-человечески, ощущать себя человеком, важна и должна стать определяющей независимо от внешности. Но «зов крови», желание видеть солнце, питаться нормальной пищей, любить и работать так, как захочется, а не так, как приходится, потому что выбора нет, — остаются. И выбор есть всегда. Именно протест против условий, которые не устраивают, нежелание обрекать своих потомков (свой «генетический материал») на ту жизнь, на которую когда-то обрекли предки его самого, и доказывают, что Винсент — Человек.

Совсем краешком затронута еще одна тема: насколько одно поколение имеет право решать за последующие? Пока речь идет о тысяче лет, которые переселенцы с Земли вынуждены провести в космическом корабле — это фантастика. Но если вспомнить, что в абсолютно реальном мире множество детей рождаются в невыносимых условиях и потом всю жизнь, иногда очень недолгую, несут это бремя страданий и так же бездумно «передают» его дальше в будущее... Становится просто грустно. Предлагать что-то вряд ли стоит, потому что предложить, в общем-то, нечего. Каждый сам ответственен перед своими потомками.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых интересных тем для литературы — показать разницу между «жизнью» и «существованием», между полноценным бытиём и жалким выживанием. Эту разницу мы чувствуем интуитивно, но отразить её художественными методами, да так, чтобы она не вызывала желание спорить, — нелёгкая задача. Обычно авторы сводят эту тему к моральной и нравственной деградации человека — но в таком случае (на мой взгляд) задача остаётся нерешана: мораль она у каждого своя, в разные периоды истории разная, а значит и Жизнь через Мораль будет выражаться как угодно.

Иначе подошёл к проблеме жизни и выживания Дерек Кюнскен в своём рассказе «На глубине». В рассказе идёт речь о человеческой экспедиции, попавшей на необитаемую планету. Спасаясь от постоянных метеоритных ударов, люди принимают нелёгкое решение спустится в море, на глубину, генетически преобразовав своих детей — чтобы они смогли адаптироваться к новым условиям обитания. Жабры, новое строение кожи, плавники. Именно в таком виде перед нами предстаёт главный герой и его окружение.

И создав этот образ — некрасивый, несчастный от осознания своего уродства, — автор смотрит на тему «Когда кончается настоящая жизнь и начинается тупое выживание?» с новой стороны — со стороны эстетики.

Стиль рассказа скупой, лишённый красоты текст подчёркивает унылость жизни глубинных жителей. Рассказ состоит из описания быта персонажей на глубине и рассуждений главного героя о человеческой красоте. Как получилось, что принимая верные решения, командиры экспедиции сделали жизнь своих детей невыносимый? — читателю предлагается ответить на этот вопрос.

Рассказ вряд ли можно назвать интересным: психологический портрет героя нельзя назвать замечательным, повествование лишено развития, а финал не выражает ничего такого, что не было бы очевидно из самого текста. И всё же «На глубине» был прочитан с некоторым удовольствием от того, что выбранную тему автор раскрыл, для меня даже с несколько новой стороны. А что не хватило таланта — не страшно, своего читателя Кюнскен и так нашёл.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх