fantlab ru

Александр Куприн «Юнкера»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
182
Моя оценка:
-

подробнее

Юнкера

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Закончив свое кадетское обучение, Алексей Александров становится юнкером Московского Александровского училища. Его ждут два года новой, более взрослой жизни, с ее радостями и печалями, влюбленностями и разочарованиями. Это дорога на пути в российскую армию. И все это видится как часть общей картины жизни Москвы конца 19 века.

Примечание:

В мае 1916 года в газете «Вечерние известия» было помещено интервью Куприна, рассказавшего о своих творческих планах: «... с охотой я принялся за окончание «Юнкеров», — сообщал писатель, — повесть эта представляет собой отчасти продолжение моей же повести «На переломе (Кадеты)». Здесь я весь во власти образов и воспоминаний юнкерской жизни с ее парадною и внутреннюю жизнью, с тихой радостью первой любви и встреч на танцевальных вечерах со своими «симпатиями». Вспоминаю юнкерские годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помнится много хорошего ... Надеюсь, что осенью текущего года выпущу эту повесть в свет». [Петров М., У А.И. Куприна, «Вечерние известия», 1916, 3 мая, №973.]

Революционные события в России и последовавшая затем эмиграция прервали работу писателя над романом. Только в 1928 году, за пять лет до издания романа отдельной книгой, в газете «Возрождения» появляются отдельные его главы: 4 января — «Дрозд», 19 февраля — «Фотоген Павлыч», 8 апреля — «Полонез», 6 мая — «Вальс», 12 августа — «Ссора», 19 августа — «Письмо любовное», 26 августа — «Торжество». Двумя годами позже в «Возрождении» были напечатаны : 23 февраля 1930 года — «Отец Михаил», 23 марта — «Прощание», 27 и 28 апреля — «Юлия», 25 мая — «Беспокойный день», 22 июня — «Фараон»», 13 и 14 июля «Танталовы муки», 27 июля — «Под знамя!», 28 сентября, 12 и 13 октября — «Господин писатель». Последняя глава романа «Производство», была напечатана 9 октября 1932 года.

Отдельным изданием роман вышел в 1933 году.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.71 (46)
-
8.78 (47)
-
8.59 (47)
-
8.60 (46)
-
8.44 (45)
-
8.59 (50)
-
8.60 (47)
-
8.68 (45)
-
8.38 (46)
-
  • Вторая любовь
  • Свадьба
8.42 (47)
-
  • Слава
  • Позор
  • Господин обер-офицер
8.51 (46)
-
8.38 (47)
-
  • Екатерининский зал
  • Стрела
8.82 (45)
-
8.48 (45)
-
8.72 (45)
-
8.55 (47)
-
8.62 (45)
-
8.60 (41)
-
8.47 (42)
-
  • Топография
  • Последние дни
  • Травля
8.42 (45)
-
  • Напутствие

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Юнкера и гардемарины», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Юнкера
1933 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
Избранное
1958 г.
Том 6.
1958 г.
Том 8
1964 г.
Гранатовый браслет
1979 г.
Сочинения в двух томах. Том 2. Романы; Рассказы
1981 г.
А. И. Куприн. Избранные сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Том 5
1982 г.
Колесо времени
1986 г.
Волшебный ковер
1991 г.
Юнкера и гардемарины
1992 г.
Александр Куприн. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1995 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 6
1996 г.
Том 11
1998 г.
Юнкера
1998 г.
Сочинения
2000 г.
Юнкера
2000 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 3
2001 г.
Избранное
2002 г.
Юнкера. Поединок
2002 г.
Повести. Рассказы. Юнкера. В 2 томах. Том 2
2003 г.
Первопрестольная: далекая и близкая. Том 2
2004 г.
Кадеты. Юнкера. Поединок
2004 г.
Юнкера
2005 г.
Олеся
2006 г.
Повести. Рассказы. Юнкера. В 2 томах. Том 2
2006 г.
Юнкера
2007 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4. Рассказы и повести 1927 - 1934 гг.
2008 г.
Юнкера
2008 г.
Повести. Рассказы. Юнкера. Том 2
2009 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2009 г.
Юнкера
2009 г.
Гранатовый браслет
2010 г.
Гранатовый браслет. Юнкера. Молох
2010 г.
Юнкера. Поединок
2010 г.
Белый пудель
2011 г.
Гранатовый браслет. Олеся. Юнкера. Рассказы
2011 г.
Поединок
2013 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2013 г.
Гранатовый браслет
2014 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет. Романы, повести, рассказы
2014 г.
Романы. Повести. Рассказы (подарочное издание)
2014 г.
Гранатовый браслет
2015 г.
Гранатовый браслет
2015 г.
Юнкера
2015 г.
Юнкера
2016 г.
Юнкера
2018 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Гранатовый браслет
2019 г.

Аудиокниги:

Юнкера
2006 г.
Юнкера
2007 г.
Юнкера
2009 г.
Юнкера
2011 г.
Юнкера
2014 г.

Электронные издания:

Юнкера
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное чтение для всех любителей хруста французской булки. Слащавость и лакированность описываемоего зашкаливает за все мыслимые и немыслимые границы.

Конфетки, бараночки, гимназистки румяные, хоровое пение и казарменное братство! Щедрая и весёлая Русь-матушка, добрый и мудрый Царь-батюшка! Как пел один из самых отвратительных персонажей Антона Чехова, «Наша матушка-Россия всему свету голова!»

Понятно, что вся эта лучезарная казарменная романтика — ностальгические фантазии стареющего Куприна, а не реальные воспоминания. Реальность Куприн описывал немного иначе.

Казалось бы, всё просто? Ну, враньё и враньё, что обсуждать-то? Нет, всё непросто. Дело в том, что реальные воспоминания эмигрантов оказались настолько травмирующими для них самих, что в эмигрантской литературе началась волна пересоздания прошлого. Подлинные воспоминания вытеснялись фантазиями, в которых вечно пьяные полуграмотные учителя перевоплощались в эрудированных проницательных педагогов, скука и позорный страх замещались весельем и доблестями, а запуганные онанисты-подростки превращались в ловких и пылких покорителей женских и девичьих сердец...

Если вспоминать реальность, то неизбежно признание собственной вины в разразишейся катастрофе. Поэтому писатели-эмигранты создавали свою, альтернативную, историю России, в которой всё было — и конфетки, и бараночки, и шампанское рекою, и мудрый царь, и упоительный хруст французской булки.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга мастера русской словесности и знатока душ человеческих. Во многом идеализированная, ведь Куприн писал роман в эмиграции, образ русского императорского офицера для него, вероятно, был образом той, другой, потерянной России. Во многом автобиографическая, ведь сам Куприн был юнкером именно Александровского военного училища, после чего несколько лет отдал службе в армии. И тогда же, будучи юнкером, впервые попробовал свои силы в литературе, так что история с «сюитой» «Последний дебют», думается мне, близка к реальной истории, имевшей место в жизни. Ну, и разумеется, в образе главного героя юнкера Александрова угадывается сам автор — благородный русский юноша, в жилах которого кипит дерзостью татарская кровь.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Инстаграм одного юнкера

[Music theme: Gothic Storm Music — Russian Fairytale Main]

Последний роман Куприна увидел свет в 1933 году, но по своему духу целиком принадлежит уже давно ушедшему XIX веку, ведь в основе сочинения лежат явления и факты из жизни самого писателя, относящиеся к периоду учебы в Кадетском корпусе (1880 — 1888) и Александровском военном училище (1888 — 1890). Книга представляет собой собрание рассказов разных лет (некоторые писались еще до революционных событий в России, другие уже в эмиграции), объединенных общей темой, и в сущности продолжает также несущую в себе автобиографические черты более раннюю повесть «На переломе (Кадеты)» (1900), которая наглядно живописует специфические нравы и порядки, господствующие в закрытом мужском учебном заведении: болезненная адаптация к непривычным условиям, удушающая скука, изнуряющая казенщина, нудная зубрежка, маетный формализм, некомпетентные и зачастую злоупотребляющие алкоголем преподаватели, равнодушные воспитатели, ушлый вспомогательный персонал, телесные наказания, систематические издевательства над более слабыми, травля инаковых и неугодных соучеников... При всем при этом кадеты здесь — живые мальчишки, всегда готовые пошутить, выкинуть очередную шалость или побравировать собственной удалью и молодцеватостью перед товарищами; они бояться, что родные могут не прийти забрать их домой на выходные, искренне гордятся своими новым положением и униформой... Настроение более позднего творения совершенно иное: храбрые орлы-юнкера легко и радостно овладевают ратной наукой, грезят о государевой милости, дружно шагают строем и резво гоняют за пироженками в ближайшую кондитерскую; как один проникнутые царящей в казармах атмосферой единства, дружбы и гармонии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Живется юнкерам весело и свободно. Учиться совсем не так трудно. Профессора — самые лучшие, какие только есть в Москве. Искусство строевой службы доведено до блестящего совершенства, но оно не утомляет; оно граничит со спортивным соревнованием. Правда, его однообразие чуть-чуть прискучивает, но домашние парады с музыкой в огромном манеже на Моховой вносят и сюда некоторое разнообразие. А кроме того, строевое старание поддерживается далекой, сладкой, сказочной мечтою о царском смотре или царском параде.

Вот только настоящего коллектива за всей этой сахарной глазурью не разглядеть. Да и само обучение в военном заведении идет скорее фоном, личным переживаниям главного героя уделяется куда больше внимания. Александр Иванович безудержно предается ностальгии, наполняя текст тактильными и обонятельными ощущениями, смакуя запахи только что натертых мастикой полов, березовой листвы, почек бальзамического тополя, воска и ладана; шершавость и теплоту молдаванского полотна, крепость и упругость девичьего тела. Он откровенно любуется москвичами и старой столицей, по ходу отпуская пару насмешливых замечаний в сторону города Петра и петербургских щеголей. Друг за другом мелькают прелестные женские портреты, объекты пылкой юношеской любви. Каждый уголок книги залит солнечным светом, пробивающимся сквозь любые тучи, а отдельные эпизоды изложены с удивительными выразительностью и теплотой. Но Куприн пишет не как оно было, а как ему хочется помнить. Поэтому все сочинение в целом лишается естественности и отчаянно напоминает какой-нибудь красивый профиль в инстаграме, где к каждой фотографии применен теплый ламповый фильтр: однотонность быстро приедается, и чем дальше, тем больше осознаешь глубину пропасти, разделяющую реальную жизнь и тщательно выстраиваемый публичный образ. Невыносимо высоких концентраций всеобщая лепота достигает в финале, где, похоже, просто добирался объём заключительных глав пространными рассуждениями о мудрости рядового солдата (несколько сомнительные измышления для двадцатилетнего без пяти минут офицера) и вызывающей умиление фигурой императора (представить себе растроганным Александра III — задача прямо-таки невыполнимая):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, русскому царю, повелевающему шестой частью земного шара и непрестанно пекущемуся о благе пятисот миллионов подданных, просто физически невозможно было бы подписывать производство каждому из многих тысяч офицеров. Нет, он только внимательно и быстро проглядывает бесконечно длинный ряд имен. Уста его улыбаются светло и печально.

– Какая молодежь, – беззвучно шепчет он, – какая чудесная, чистая, славная русская молодежь! И каждый из этих мальчиков готов с радостью пролить всю свою кровь за наше отечество и за меня!

Композиция романа, составленного из самостоятельных рассказов, так же накладывает свой отпечаток, из-за чего некоторые детали и сцены повторяются один в один. Однако, язык великолепен, повествование исподволь увлекает, у каждого из персонажей рельефно выписаны несколько ярких личностных качеств, и чтение идет легко и плавно. В итоге получаем прекрасное произведение для юношества и тех взрослых, которых не будет тяготить общая елейность.

P.S.: По ссылке – как бы мог выглядеть профиль главного героя alehan_androv – в подборке 40+ старых фотографий с цитатами из романа.

vk.com/@metafaithart-instagram-odnogo-unkera

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть какая-то совершенно особенная и не вдруг объяснимая магия в разного рода курсантских книгах. Сразу в голове всплывают «Доктора флота» Евсея Львовича Баренбойма, «Золотые нашивки» Юрия Клименченко, «Мальчики с бантиками» Валентина Саввича Пикуля, автобиографические повести Виктора Конецкого и Булата Окуджавы, Владимира Санина и других служивых людей, оставивших читателям совершенно уникальные по содержанию (в силу автобиографичности и потому индивидуальности) и вместе с тем такие похожие друг на друга записки. Похожесть эта происходит видимо от той тёплой ностальгической волны, которая исходит от этой совершенно особой литературы. И даже если эти полумальчишеские воспоминания связаны с труднейшими годами жизни (прежде всего с военным лихолетьем), всё равно поволока романтизма и ностальгической то ли тоски, то ли просто нежности так и струится со страниц таких книг.

Именно такого рода литературу и представляет автобиографический роман Александра Куприна «Юнкера». Однако по содержанию такие книги всё же сильно разнятся, потому что личный опыт и личные переживания героев книги всегда уникальны и не тиражированы. И тем более, если речь идёт о воспоминаниях и пребывании мальчика-юноши в кадетском и затем в юнкерском училище, да ещё и во времена предпоследнего императора, т.е. вообще в совершенно другую эпоху — совершенно особый и пожалуй единичный случай.

Этот роман отличается от многих других курсантских романов как раз более усиленной долей личного и полуинтимного; здесь совсем мало шагистики и другой военной составляющей, зато довольно много того, что составляет больше внутренний мир молодого человека в период его созревания. Отсюда довольно многочисленные влюблённости и полудетские невинные романы и флирты, отсюда же тонкий мир чувственных переживаний, волнений и мечтаний молодого человека. А сама училищная атмосфера обозначена довольно скромно, хотя и весьма красочно — многие фигуры училищных офицеров, а также сотоварищей Алёши (так зовут нашего героя) колоритны и ярко представимы.

Всё это выписано с такой любовью и таким искренним и неподдельным чувством, да впридачу с таким писательским мастерством и талантом, что роман читается взахлёб и дунком. А автор неминуемо попадает в высшие этажи рейтинга и перемещается на первые номера «хотелок».

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Юнкера читаю первый раз чествуется незабвенная любовь и тоска Куприна по ушедшему времени. Но при этом на мой вкус части не ровные пока из того что прочитал мне больше всего понравились Юлия и Отец Михаил.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о душевной чистоте

Очень светлое трогательное произведение, в котором каждое слово сквозит тоской по беззаботной юности. Здесь радость переплетается с грустью, дерзость дружит с наивностью, горячность болтает по душам с романтичностью, а мечты прогоняют горести.

Учеба, муштра, мальчишеское товарищество и его маленькие радости – это чудесный мир, где честь не просто слово, а образ жизни.

Первая восторженная любовь к ветреной девице, разочарование и отставка, и новая, неожиданная влюбленность ищущего себя пылкого, наивного, изо всех сил пытающегося быть оригинальным, весьма мечтательного юноши Александрова. Он, как и тысячи других мальчишек, является воплощением истинного патриота своей Родины. Он — образец юношеского максимализма и человек чести, все ещё, в силу возраста, верящий в чудеса. Перед ним только открываются ворота в суровую взрослую жизнь, но юноша знает, что справится со всеми невзгодами, и искренне готов защищать Отечество на самых дальних подступах, пусть даже ценой своей жизни...

Книга написана с сердечной любовью к училищу, к офицерам-учителям, к старой Москве и с искренней верой в силу и честь русского офицера.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман- ностальгия.Ностальгия самого Куприна по временам ушедшим безвозвратно.Книга написана в эмиграции, она вся пронизана тоской по прошлому,где понятия «любовь к России» ,«офицерская честь», « рыцарственное отношение к женщине»- были основополагающими в воспитании юноши.

Состарившийся и уже разуверившийся во всем автор,вспоминает себя,семнадцатилетнего юнкера«александровца»,незнатного,небогатого,но честного. Вспоминает свой юношеский максимализм,когда казалось ,что болезни,старость- это все не про тебя, и где- то очень далеко.Когда тридцатилетний офицер-воспитатель воспринимался безнадежным стариком, и возникало твердое желание застрелиться как только исполниться 28.«Лучше смерть,чем медленное,безрадостное угасание!».Книга еще и о самом спокойном и радостном периоде в жизни страны,царствование Александра III — Миротворца- последние счастливые времена Великой России! Как поется в пошловатой песенке -«балы,красавицы,лакеи,юнкера...», или вот лучше-

— «Москва златоглавая,звон колоколов,

Царь -пушка державная,аромат пирогов.

Все прошло, все промчалося в безвозвратную даль.

Ничего не осталося, лишь тоска да печаль...»

Пусть,несколько идеализированное,но одно из самых искренних и теплых произведений Александра Ивановича Куприна.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир закрытого учебного заведения, военного училища, чье название символически совпадает с фамилией главного героя. Все горести и радости — как будто репетиция будущей взрослой жизни, как будто не совсем всерьез. Как тут обойтись без первой любви! Да, «Юнкера» и «Поединок» — это две большие разницы. Приходит на память попытка экранизации этих произведений Куприна, соединяющая сюжет совершенно разных по духу книг. Куприн, верно, в гробу перевернулся.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх