FantLab ru

Питер Гамильтон «Дисфункция реальности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Голосов:
460
Моя оценка:
-

подробнее

Дисфункция реальности

Reality Dysfunction

Роман, год; цикл «Пришествие ночи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

26 век, человечество распространилось по Галактике. Более 600 планет объединилось в Конфедерацию. Невероятные технологии будущего, и старая добрая религия сплелись в удивительном симбиозе. Наступила эпоха относительной стабильности и развития. Но…

Неизвестная угроза захватила плацдарм на краю освоенного человечеством пространства и начала свою экспансию в Конфедерацию. Что сможет остановить ее и какой ценой, или наступит вечная Ночь?

В произведение входит:

8.13 (702)
-
31 отз.
8.39 (592)
-
16 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
И. Савельева (1)

Дисфункция реальности. Увертюра
2002 г.
Дисфункция реальности. Угроза
2002 г.
Дисфункция реальности
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всегда был на стороне авторов, читая их воспоминая о том, как какой-нибудь злой редактор вырезает «половину» книги, «кромсает по живому», обрезает важные, практически сюжетообразующие моменты, и вообще, делает всё только хуже. В такие моменты, я искренне сопереживал писателям и ведь вправду, так подумать, если книга действительно хорошая, то нет ничего страшного если она разрастется на пару десятков, а то и сотню страниц. Кто из нас читая по-настоящему интересную хорошую книгу, не смотрел с сожалением на оставшиеся страницы? С отчаянием понимая, что осталось совсем немного и скоро волшебный мир, созданный писателем и оживший у нас в голове, исчезнет... Кто же в таком случае, откажется продлить удовольствие на час-другой? Так я думал раньше, (да, и как могло быть иначе, если учитывать тот факт, что я сам пытаюсь понемногу графоманить), но всё изменилось после того как мне в руки попал цикл произведений Питера Гамильтона «Дисфункция Реальности». Это...

С чего бы начать? Нет, я вовсе не хочу, разразиться потоком бранных слов, вылить ведро нечистот на голову автора и втоптать его произведения в грязь. Да, и не получится это сделать, ведь книги то действительно хорошие и где-то интересные, а главное, можно сказать, что это точно качественная литература. Но так хочется одним предложением ясно, чётко и ёмко выразить свои мысли и эмоции, чтобы человек не знакомый с творчеством Гамильтона, сразу же составил для себя наиболее полное впечатление.

Мне просто не хватает слов что бы написать о том, как же сильно этим книгам не хватает редакторской правки. Скажем так, теперь я в полной мере осознаю всю важность и значимость редактуры и корректуры текста. Нет, или даже не так, — теперь для меня стал совершенно неоспоримым и очевидным тот факт, что невозможно переоценить вклад редактора в сотворении произведения, которое будет безусловно интересным для читателя. А если без пафоса и сарказма то, казалось бы, здесь имеются все признаки хорошей литературы: известный автор, связный сюжет, новые идеи, живые герои. Так почему же нет? Ответ простой, — объём пустого текста. И смысл здесь вовсе не в том, что книги тяжело читаются или не динамичны и скучны. А в том, что хочешь ты того или нет, в процессе чтения из-за этих пустых объёмов текста, тебя просто-напросто начинает «выталкивать» из этого мира как сухое дерево из воды. И ты с ужасающей ясностью, прямо во время чтения начинаешь понимать, что, во-первых, ты сейчас уже не «там», а во-вторых ты сейчас читаешь абсолютно бесполезную и пустую информацию, которая просто забирает твоё время.

Т.е. куски текста, которые в теории, наоборот должны более глубже погружать тебя в придуманный автором мир, заставлять поверить в его реальность, в данном конкретном случае играют прямо противоположную роль. И хотел бы ещё раз подчеркнуть, что «выталкивающий» эффект возникает не от самого факта описания, например, природы какой-нибудь планеты. Никогда не пропускал такие тексты у других авторов, даже в самых скучных произведениях, потому что там они находятся на своём месте. К тому же я не зациклен только на фантастике в моём ТОПе очень много авторов и в жанре реализма. И я всегда с удовольствием читал, такие моменты, представляя их наяву. Но здесь... Даже не знаю, ну сами посудите, интересно ли вам будет читать о жизненном цикле снежной лилии, что произрастает в бассейне реки Джуллиаф, на Лалонде? «Может и интересно», — вероятно, ответит кто-то из читателей. Может быть, — не буду спорить. Вот только наверняка, не вовремя описания боя солдат с одержимыми, причём в самый пиковый момент. Ну хорошо, хочешь сбросить или притормозить темп повествования, немного отвлечь читателя, чтобы потом ещё больше заинтересовать, что ж приём давно не новый и отработанный, но не до нуля же?! У тебя и так неспешное изложение, а с такими псевдоботаническими вставками он не то что уменьшается до нуля, он начинает течь в обратную сторону (то о чём я писал выше, тот самый обратный эффект «выталкивания» из воображаемого мира). И ладно бы автор посвятил больше времени именно самому описанию цветка, его неземной красоте, божественному запаху, но нет текст зацикливается именно, на жизненном цикле растения: времени и способе размножения, местах произрастания и т.д. Т.е. как будто это реальное растение. Про то, что это не коем образом не влияет на сюжет, я даже писать не буду, думаю и так всё понятно.

Не знаю, может быть автор хотел соединить несколько жанров, фантастику и реализм. Что ж я всегда за всякого рода эксперименты и поиски нового. Но в этом случае, надо с сожалением признать, что эксперимент провалился. И не потому, что при таком детальном описании не связанных с основным сюжетом вещей, где-то глубоко в подсознании всё-равно будет сидеть мысль, что всё это выдумано и не по-настоящему. И даже не потому, что это не социальная и не гуманитарная «мягкая» фантастика, а всё ж таки боевая. А как всем известно боевики, даже те что происходят якобы в наше время, редко дружат с реальностью, что уж говорить про фантастику. Но, что более вероятно, дело в том, что таких описаний слишком много! Или может быть Гамильтон хотел заострить внимание на красоте природы, что в общем-то перекликается с основной концепцией данных книг? Но всё равно, в любом случае, этого получилось чересчур много!

Здесь не раз уже писали о том, что по-честному, эти шесть книг надо было сокращать до трёх, по-моему, же мнению, можно сократить даже до двух больших, но полноценных книг. И это самое главное, о чём я хотел сказать, ибо мне обидно не за автора или читателя, а за само произведение, которое могло бы быть по-настоящему интересным. Я вправду считаю, что сократи Гамильтон свои книги в двое это был бы, без всяких преувеличений, шедевр мировой фантастики, от которого невозможно оторваться. А сейчас... Имеем то, что имеем, — неплохие книги, но однозначно не шедевры мировой литературы, а лишь ещё одни томики в череде таких же неудачных попыток и посредственных результатов других авторов.

И в конце, скажу пару слов о сюжете, как я уже говорил, здесь есть всё для хорошего фантастического романа: и идея, и размах, и хорошо прописанная вселенная, со своими неповторимыми особенностями, и биотехнологии, и религиозная и мистическая составляющая, и ещё много чего. Но всё это тонет в море ненужного текста.

Единственное, что ещё хотел бы заметить это личность ГГ, на фоне живых, разнохарактерных и интересных второстепенных персонажей, он выглядит слишком стереотипным «героем», во всех смыслах этого слова. Ну и эта его неуёмная сексуальность кажется абсолютно не реалистичной и, в некоторых моментах, совершенно лишней. Когда ГГ-оя должны хотеть и мама, и старшая дочка и даже у младшей сестры пробегают нехорошие мысли в этом направлении, не говоря уже о Правителе государства, размером с небольшую планету, это что-то ненормальное... Этакий маленький гигант, большого секса! Хотя, справедливости ради, надо заметить, что в 90-х это считалось нормальным, была некая мода что ли, на подобных персонажей у нас и, по всей видимости, на Западе тоже. Да, и к тому же, этот небольшой минус ничто по сравнению с тем, о чём я писал выше. В этом тексте совершенно одинаково вязнет всё, — и положительные, и отрицательные моменты, не оставляя не единого шанса ни тому не другому.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, две первые книги из шеститомной эпопеи позади. Общее впечатление смешанное. Причем сильно. В первую очередь — трудно определиться с жанром этой НФ-эпопеи. В общем и целом — вроде «space opera». В романе намешано, как в винегрете, много жанров. И местами (довольно продолжительными) — тут тебе и мистика с ожившими мертвецами, и космические битвы, в духе другого Гамильтона (Эдмонда), и эпопея освоения новой планеты, этакая полу-робинзонада, смесь «Таинственного острова» с джек-лондоновскими освоениями северных земель. И ещё нате вам придворные интриги — в главах с местом действия в королевстве Кулу и немного — в Транквиллити. Добавьте еще войну спецслужб и всевозможных агентов. И вот эти разноплановые суб-жанры не служат целостному восприятию вещи, ИМХО. Хотя сюжеты типичны, их близость и схожесть с устоявшимися «ходами» в мировой литературе напрашивается сама собой.

Главная интрига, давшая название книге «Дисфункция реальности» — была гораздо интереснее и увлекательнее, пока автор её не раскрыл. А раскрытие меня лично разочаровало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для 26 века «ожившие мертвецы» — это, извините, шаг на 2 века назад — уже даже из сегодняшнего дня. Пусть и обставлено оно по другому, но
НФ это можно назвать с большу-у-у-у-ущей натяжкой.

Про описываемый мир будущего. Есть несколько запомнившихся находок — разумные искусственные «обиталища» в космосе, разумные биологические космические корабли — космо- и черноястребы, их симбиоз с капитанами этих кораблей. Это оставило приятное впечатление. В целом мир эденистов, чем-то очень напоминает современную западную цивилизацию, повсюду техногенную, благодушную и либерально-толерантную ко всему. Живут без особых забот и хлопот. Эта часть человечества будущего — инфантильна, за редкими исключениями. Как пример — Иона и её окружение.

Экономические отношения и методы никак не эволюционировали за почти 600 лет после нашего времени. Точно такие же рассуждения об инвестициях, их надёжности, о привлеченных кредитах, об окупаемости колоний. И частные перевозчики или военные звездолёты нанимаются точно по правилам, как мы бы сегодня нанимали грузовую фуру для перевозки мебели. Не знаю, может так оно и есть, что экономические отношения со времён Древнего Египта по сути те же, что и сейчас, и через 600 лет теми же и останутся. Странно другое — такой контраст между развитием всех остальных сфер жизни человечества — биотехнология, социология, технический прогресс — это показано далеко ушедшим вперёд. А бизнес ведётся ровно как в конце 20-го века — так же ведутся переговоры, заключаются контракты, арендуются звездные корабли, разве что расчёты — безналом, через кредитные диски. Да и это — видоизменённые современные кредитные карты. Ни шагу вперёд за 600 лет. К концу романа я нашёл для себя этому объяснение, об этом позже\ниже.

Очень много развешанных по стенам ружей, которые пока не выстрелили. В повествование параллельно вводятся десятки героев и историй, но развитие получают от силы 5-6 из них. Остальные раз или два всплывают в тексте, а потом благополучно исчезают, ненароком их можно и забыть совсем, если специально не возвращаться к прочитанному. Очевидно, это «заделы» для второго и третьего романов эпопеи. И Гамильтон предлагает непростой труд читателю — «вспомнить всё», собрать целиком этот пазл. Читателю придется набраться терпения, усидчивости и упорства восстанавливать уже уплывшие из памяти фрагменты.

В первой части романа («Увертюра») хорошо была подана тема Кольца Руин и погибшей цивилизации леймилов. Жаль, что эта линия почти не получила развития, только лишь в прочитанных воспоминаниях давно умершего леймила, чтобы сделать осмысленным название самого романа «Дисфункция реальности» и внести интригу. Остаётся надеяться, что в след. книгах все же до конца эта тема раскроется. Таких «вброшенных» и затем как то скомканных и в итоге «заброшенных» линий много — это и королевство Кулу, и практически все события с агентом Алкад Мзу, которых в книге немного и которые выглядят пока что лишь для «наращивания объёма» книге.

Что же в итоге? Роман явно рассчитан на продолжение. Можно его прочитать как самостоятельную вещь, но тогда останется много вопросов (о некоторых из них — выше). По сути, получился приключенческий роман в фантастико-мистическом антураже со многими и многими героями и линиями. Качественных НФ-допущений и тем более каких-то научных футуристических прогнозов на развитие общества автор всерьез, похоже, и не ставил себе целью описать. По-моему, здесь кроется объяснение того, что многие сферы жизни за 600 лет (экономические отношения и методы, например) не эволюционировали. Но написано интересно, не скучно. Для приятного времяпрепровождения — пойдет. И автор денег заработал, и не слишком притязательный читатель — доволен. Посмотрим, что будет в следующих романах. Оценка — 7.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

[b]Дисфункция реальности[/b]

Как правильно было замечено в теме автора на фантлабе, у романа довольно длинный порог вхождения. Дело наверное вовсе не в обилии персонажей (я ведь читал до этого дилогию Содружество. А там персонажей и главных действующих лиц раза в три больше) Дело наверное в том, что автор нисколько не сосредотачивается на одной сюжетной линии, имеется ввиду даже в пределах одной главы, а что называется проносится «галопом по Европам». И так первых страниц 150-200. Потом автор становится более последовательным, где уже все более детально описывается, хотя темп событий нарастает. Парадокс вот такой вот. Главный недостаток романа это конечно же секта поклонников Брата Божия. Я так радовался, что они фактически перестали существовать к концу где-то 150-ой-200-й страницам, и тут на тебе в конце.. Хм.. Странное решение автора, ну да ладно.. Посмотрим как оно дальше будет..

Так вот, как только я перевалил за первую четверть романа, читать стало очень интересно. Я понимаю, идея что люди могут просто так метать молнии и прочие сгустки энергии из ладоней, примитивна, но автор сумел подать это так, что даже спустя столько лет читается увлекательно довольно-таки. Отдельный поклон автору за то, что он не подался в коммерцию и не изобразил обычных зомби на просторах вселенной.. Идея с мертвыми душами, очень понравилась. Надеюсь Гамильтон не забросит эту линию, и объяснит читателю куда подевались все остальные души, ведь те которые попали в небытие, далеко еще не все души, как нам сказали, когда главный антагонист прошлого, совершил харакири островного масштаба) Ну и само собой объянит причину попадания одних душ в одно место, а других в другое. Я поставлю оценку 8/10. Все же автор не дотянул до десятки на мой взгляд. Потому как а)не развил идею с живыми кораблями. Эх поподробнее надо бы, как например с биотопами б) все же налет примитивизма сохраняется из-за первых двухсот страниц.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало книги- не самое простое. Много действующих лиц со своими заморочками, непонятные миры. Нужно приложить усилие, что бы втянуться, но потом- масса удовольствия. Книга очень понравилась!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я поставил этому произведению 8 баллов. Это общая оценка. Думаю, правильнее будет не разделять «Увертюру» и «Угрозу», а считать их одним целым.

Вселенная «Пришествия ночи» детально проработана автором, многообразна и в то же время проста для читателя. Детально прописанные персонажи и локации, психология и переживания, масштабные батальные сцены и хитроумные планы.

Не остается в стороне и проблема Веры, хоть и наступил 26 век, но религия продолжает играть большую роль для человечества. Собственно, вокруг нее и строиться все повествование. Апокалипсис, грехи и спасение. Все в лучших традициях жанра, разворачивающееся в объеме эпичной космооперы.

Стоит отметить, что перевод вызывает нарекания, и за него я снизил оценку на 2 балла. Иногда одно и то же в разных частях, да ладно если бы всей «Дисфункции», но и «Увертюры» называются разными терминами…

Гамильтону также свойственно использование нескольких параллельных сюжетных линий, которые по ходу приближаются друг к другу, пересекаются и постепенно сплетаются в одну большую ближе к концу произведения. Это мы видим и в данном случае, хотя справедливости ради следует сказать, так как это только часть большой Вселенной, не все линии раскроются в конце «Дисфункции», часть из них ждет своего часа в следующих частях цикла.

Роман заканчивается небольшим хэпиендом, который, впрочем, не оттеняет всей масштабности катастрофы, которая развивалась в Дисфункции, что заставляет читателя в предвкушение ожидать продолжения и надеяться на лучшее.

Сильное произведение, начинающее необычную и увлекательную Вселенную, рекомендую всем любителям жанра.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жля меня «Дисфункция реальности»,как и весь цикл был ,если не откровением то вершиной НФ,которую на мой взгляд ни кому не удалось преодолеть ни в прошлом веке,ни в нынешнем веке.

все что я читаю после я невольно сравниваю с «Дисфункцией» и сравнения всегда в её пользу, больше всего меня приводит в недоумение то ,что автор совершенно не поражаемого цикла после него написал какие то совершенно невнятные романы такое ощущение что это разные люди и если в «Пришествие ночи» совершенно необузданный полет фантазии и нестандартные идеи,книги которые читаются на одном дыхании то после него все совершенно наоборот вторично,мутно и не интересно

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда удивлялся, как некоторым людям удается создавать настолько необычные вселенные? Первая книга в масштабном цикле «Пришествие ночи», как раз из разряда подобных книг. Я специально не разделяю «Дисфункцию реальности» на два тома, так как это единый роман, который разбили на две книги из-за огромного объема.

В мире Питера Гамильтона есть все необходимое, чтобы перенести читателя в самые невероятные и невообразимые места, наполненные тайнами и древними загадками. Огромное количество планет и миров, причем, практически все подробно и тщательно описаны, чтобы у читателей было полное представление картины задуманного автором. Многообразие действующих лиц, самых разных, непохожих друг на друга, также тщательно прописанных и детально выписанных. Конечно, в чем-то писателя можно и упрекнуть, всё-таки не каждому понравится настолько подробное описание, на первый взгляд ненужных вещей. Но на самом деле, все четко и выверенно написано, и даже мельчайшие детали необходимы для полноты картины.

Сюжет строится вокруг иномирного вторжения, которое грозит уничтожить все известные планеты. Понять природу и оценить масштабы происходящего удается не сразу, никто всерьез не воспринимает события, которые происходят на одной из отсталых планет. Параллельно развивается несколько, не менее интересных сюжетных линий, которые имеют отношение к далекому прошлому и затрагивают расы, населявшие космос задолго до людей.

События происходят в самых разных местах, количество задействованных локаций доходит до нескольких десятков. В этом цикле есть все необходимое для увлекательного чтения: живые космические корабли и целые планеты, загадки ушедших в небытие цивилизаций, масштабные космические сражения, боевые действия в самых неожиданных местах, непредсказуемые повороты сюжета.

Не стоит думать, что это простой космический боевик. Нет, это совсем не так. У автора есть свой взгляд на многие вещи. Он затрагивает проблемы религии, науки, взаимоотношений между разными народами, пытается привлечь читателя к вопросам, которые не имеют однозначного мнения и делится своим видением решения проблем. Если сравнивать с чем-то еще в жанре, то очень близко по духу к циклу Дэна Симмонса «Эндимион», по крайней мере, мне так показалось. Несмотря, на немаленький объем, читается легко и интересно, а ведь это только первая книга из трех, и основные события должны произойти дальше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх