fantlab ru

Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
845
Моя оценка:
-

подробнее

Страсти по Лейбовицу

A Canticle for Leibowitz

Другие названия: Гимн Лейбовичу; Гимн Лейбовицу; Гимн по Лейбовитцу

Роман, год; цикл «Святой Лейбовиц»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 93
Аннотация:

«Гимн Лейбовицу» — постапокалиптическая книга. Произошла война, цивилизация отброшена сильным пинком назад, возник негатив к науке, а слишком умных выскочек отправляли к праотцам. Лейбовиц — специалист по ядерному оружию, после холокоста потерял семью и ударился в религию. Основал орден католической церкви, перед монахами которого встала задача сохранить те зерна знаний, что до войны двигали человечество вперед. Хотя монахи уже сами «не въезжали» в нюансы фундаментальных наук, ими двигала надежда, что вскоре эти знания помогут вернуться к прежним устоям. Со стороны писателя происходит попытка обручить науку и силу, религию и технологию.

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


8.31 (85)
-
2 отз.
7.93 (104)
-
2 отз.
8.11 (101)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Знание-сила 1991`10», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`11», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`12», 1991 г.

— журнал «Знание-сила 1991`9», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1960)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США)

Похожие произведения:

 

 


Гимн по Лейбовитцу
1991 г.
Гимн Лейбовичу
1993 г.
Страсти по Лейбовицу. Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь
2001 г.
Гимн Лейбовицу
2017 г.
Гимн Лейбовицу
2018 г.

Периодика:

Знание-сила 1991`9
1991 г.
Знание-сила 1991`10
1991 г.
Знание-сила 1991`11
1991 г.
Знание-сила 1991`12
1991 г.

Издания на иностранных языках:

A Canticle for Leibowitz
1959 г.
(английский)
Un cantico per Leibowitz
1986 г.
(итальянский)
A Canticle for Leibowitz
2001 г.
(английский)
A Canticle for Leibowitz
2006 г.
(английский)
Кантика для Лейбовіца
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я «проглотил» роман за три дня. Столько мыслей, столько эмоций, впечатлений... Но обо всём по порядку.

Первое. Роман закончен и издан в 1959 году. Этот факт потрясает уже сам по себе. Он далёк от фантастических произведений первых волн и, на мой взгляд, принадлежит по-настоящему «большой» послевоенной литературе. Степень его влияния на жанр просто невозможно переоценить.

Второе. Автор писал на богатом жизненном материале: он прошёл войну и видел её ужасы без прикрас, пережил автокатастрофу, встретил вторую половину, пришёл к вере и крестился, получил свою «прививку страдания». Именно поэтому мысли и эмоции персонажей столь реалистичны и убедительны.

Третье. Фантастика автора носит ярко выраженный социально-философский характер, это мыслительный эксперимент и его декорации, если угодно. При прочтении нет ощущения ретрофутуризма. Не зря роман сравнивают с «Трудно быть Богом» АБС (написанном спустя пять лет в 1965 году), которые в этом произведении тоже экспериментировали с человеком, смотрели, насколько он в силу убеждений сможет избежать зла, буквально находясь в нём, и т.д.

Четвёртое. В романе сильнейшая религиозная составляющая. Однако речь идёт не о догматике, а о попытках живого, страдающего, ищущего человека разобраться в Божьем промысле, попытаться объяснить окружающим и самому себе причины творящихся вокруг насилия, безумия, несправедливости и так называемого «молчания Бога». Автор мысленно экспериментирует не только с человеком, но и с престолом святого Петра, наблюдает, как он цепляется за мирскую власть, используя религиозный авторитет и строгую дисциплину католичества. Одновременно церковь сохраняет мощнейший гуманистический потенциал, проносит сквозь тёмные века идеалы, в которых столь сильно нуждается агонизирующее человечество. Конечный посыл с попытками спасения католичества в космическом рассеянии — очень яркая и интересная мысль, которая нуждается в осмыслении. Мне кажется, что значительно более поздние «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны» Ф.Герберта являются своеобразной попыткой продолжить этот мыслительный эксперимент.

Пятое. Мощнейшая драматическая составляющая. Сцены с матерью, разрывающиеся между религиозными взглядами и умирающим от лучевых ожогов ребёнком, агонией дома Зерчи и т.д. достойны причисления к «большой» литературе. Автор не даёт единственно правильных ответов, персонажи свободны в своих поступках на фоне «молчания Бога». Но от этого принимаемые ими решения становятся лишь тяжелее. Читатель чувствует груз этой ответственности, не может не сопереживать очень живым и убедительным героям.

Шестое. Метафоричность и аллегоричность повествования. Роман можно разобрать на цитаты. Характерный пример — сцена с существом Рашелью (Рахилью?), сквозь холодные зелёные глаза которой сквозит свет горнего мира. Недетерминированная последствиями грехопадения и многотысячелетней историей человеческих заблуждений, она интуитивно отвергает человеческое благословение умирающего главного героя и причащает его к Жизни Вечной. Эта сцена, имхо, в иных обстоятельствах могла бы выйти из под пера крупных российских символистов.

Седьмое. Человеки часто не справляются со своей миссией, но жизнь продолжается, неся на себе в том числе отпечаток их стараний. Следы эти очень интересно встречать по тексту, наблюдать за оценками потомков действий предшественников. Так и сам автор, будучи католиком, «не справился»: он не смог завершить продолжение и закончил свою жизнь самоубийством. Однако роман его продолжает жить своей жизнью и удивлять читателей, вновь и вновь оказывать влияние на авторов.

Резюмируя, это сильная и знаковая вещь, которую нужно читать, обдумывать и делать выводы.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно не было, чтобы книга оставляла меня в таких чувствах.

Без лишних слов — просто эталон. Отныне каждая книга в жанре постапокалипсис будет проходить мною следующую проверку: достойна ли она быть написана в том же жанре, что и Лейбовиц?

Никакой муры про «слезинку ребенка», нытья о том «какой мир прое...», никакого вашего «эсхатологический восторг» — только ощущаемое по-живому отчаяние, упаднический фатализм и абсолютное неверие в светлый финал. История лишена и полунамека на позитив и восстановление человеческой цивилизации; условно её можно разделить на три части: человечество в варварстве, человечество в упадке и человечество накануне своего конца — ни полуслова о причинах, о том что было до и что случится после, ибо и так понятно — все обречено повторятся.

Видно, что для автор был весьма верующим человеком и книга была для него очень личной: она прямо-таки сквозит от пессимизма Миллера, который как будто он полностью разуверился в светлом и добром человечестве. Каждая строчка, каждая буква прямо-таки вопит: все это уже случалось раньше и повторится ещё не раз; люди предстоит раз за разом строить новый Эдем, в котором они будут разочаровываться и уничтожать его, ибо это в природе самого человека, и оно обречено вечно повторять свои ошибки. Что до бога? — да самому богу уже надоело человечество с его дрязгами и спасать его, видимо, он не намерен. Да и есть ли он вообще?

Может тогда покинуть Землю? Ну можно, говорит Миллер, но что это изменит? — лишь продолжит агонию. Какой смысл вообще дергаться, когда для автора черное с белым так переплелось, что даже к дьяволу можно проникнуться сочувствием? На другой планете (если её вообще достигнут) люди будут обречены опять и опять страдать и ошибаться и конца этому не будет.

Мир будет принадлежать коршунам — вот им хорошо, когда кто-то умирает, ведь им всегда нужно чем-то питаться — они целиком поддерживают упадок.

Просто великолепная история! Первая её половина, правда, показалась несколько слабее последующей, и многих сможет оттолкнуть обилие околофилософских диалогов, тем более если вы на дух не переносите религию.

Вот так надо писать постапокалипсис, Дмитрий Глуховский — а не гадить в голову своим бредом про плохими коммунистов и плохих морлоков-русских, которые-де только одни и могут довести мир до ручки.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, эта аура этой книги — во многом наведенная.

Рискуя вызвать всеобщее возмущение, не могу удержаться от сакраментального «а король-то — голый!»

Я не могу сказать, что книга плоха. Но этого недостаточно для того, чтобы входить во всякие десятки-двадцатки must read.

Времена Гернсбека, когда достаточно был придумать фантастическое допущение, и ты уже входил в историю — прошли. Существует огромное количество фантастических произведений, где есть хороший язык, продуманная композиция, яркие герои. Но «Гимн» к ним, увы, не относится.

Ну да, постапокалиптика.

Ну да, попытка изобразить темные века как последствие ядерной войны.

Но при этом книга непроходимо скучна и совершенно несбалансированна по количеству псевдорелигиозных размышлений и происходящим событиям. Мне кажется, она рассчитана на американца, не сильно обогащенного знаниями по мировой истории и философии, но желающего с чем-то таким ознакомиться, не очень сильно напрягаясь.

В общем, краткий курс истории средних веков в современной упаковке для «чайников». По сравнению с чтением Фомы Аквинского и учебника по истории — вообще, и правда, довольно легко читаемо. Может, в этом — и причина популярности?

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая история человечества после ядерной катастрофы удивительно похожа на предыдущую – Феникс обречен возродиться.

Мрачное средневековье в первой части, эпоха возрождения во второй – появление просвещенных людей, этаких «новых Ньютонов», презирающих религию и готовых ради науки жертвовать людьми и служить тиранам. И наконец, в третьей – «холодная война» и взаимное подозрение, которое неизбежно ведет к катастрофе.

Почему мы обречены на постоянное повторение своих ошибок, почему не учимся на них? Почему так быстро забываем и на что надеемся? Почему религия слишком костна и нетерпима, а наука бездушна и безжалостна? Похоже, человек не может стремиться к знаниям и одновременно соблюдать заповеди.

Гениальная, мрачная, правдивая эпопея о природе homo sapiens.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великое произведение!

Прочитал с огромным удовольствием. По построению и общему впечатлению книмга напомнила мне «Имя розы» Эко. И там, и там — приключенческая история в основе, которая играет в общем-то декоративную роль, ведь вряд ли кто-то будет читать Миллера, чтобы узнать, каким хитрым образом монахи восстановили потерянный уровень науки и техники, равно как абсолютно неинтересно читать «Имя розы», чтобы узнать, кто убийца (я честно говоря, так до конца и не понял там ход мыслей Шерлока Холмса). Главное же — философские и теологические переживания, завернутые в чрезвычайно изящную канву дискуссий о смысле бытия (достаточно увидеть, как перекликается в «Гимне Лейбовичу» дискуссия отброшенных в феодализм монахов о том, что означает «Транзисторная система управления узлом», и споры монахов в «Имени розы» о том, улыбался ли Христос).

Глубина и актуальность прозведения необычайная, и грустно становится от безысходности, ведь наверняка и на планете, на которую в конце книги улетел передовой отряд монахов, все точно также через пару тысяч лет закончится «Падением Люцифера».

И в то же время произведение пронизано тонким юмором — это и визит Франциска к папе, и битва аббата с Отвратительным Автосекретарем, и ряд других эпизодов.

В целом рекомендуется к многократному чтению по мере приобретения и осмысления жизненного опыта.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.

Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.

Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.

Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.

Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

500 лет... Я раньше как-то не задумывалась, но теперь мне кажется, что такой способ – самый правильный при описании продолжительных событий. Во всех антиутопиях и постапокаллах почти всегда находится кто-то, кто быстренько вводит читателя в курс дела: когда и как наш немного сумасшедший мир превратился в полного безумца с бликами костров из книг в глазах. Из-за этого складывается ошибочное мнение, что: «уж я-то, столько прочитавший книг и посмотревший фильмов по данной тематике, смогу определить, когда этот мир начнет катиться в тартарары». Но жалкая человеческая жизньишка в сравнении с историей человечества... ну вы поняли. Человек рождается в точке А и доживает до точки В на шкале всемирного летоисчисления. Следующее поколение рождается в точке В и доживает до то С. В каждой из этих точек мир уже чуточку безумней, чем в предыдущей, но лишь совсем чуточку, человек и не замечает этих изменений. А следующее поколение рождается уже в условиях этого безумства и ему это кажется нормой. Трудно определить в какую сторону развивается социум этой планеты имея всего-то лет 70-90 (смотря на жизнь оптимистически =) ) для наблюдения.

А вот описывая развитие человечества по небольшим зарисовкам, разница между которыми 500 — 600 лет, дает некоторую картину масштабности и потери связи поколений. Хотя, что там эти 500 лет для нас — читателей? Всего сотня страниц. Но впечатление-то от прочитанного кардинально меняется!

Похоже, если верить Миллеру, человечество беспрестанно обречено переживать все витки истории снова и снова: массовое уничтожение (Потоп по Библии), дремучие средневековье, Возрождение, техническая революция, массовое уничтожение (Огненный потоп по Миллеру). То ли в силу своей алчности, то ли просто тупости, но власть имущим всегда не хватает земель, ресурсов, золота, влияния и т.д. и они готовы любыми способами добыть недостающие. Даже если это грозит тотальным уничтожением Земли и человечества…. Даже если такое уже было раньше и последствия были катастрофическими… Но они-то выше, сильнее, умнее!

В этот беспробудно-депрессивный мрак Миллер поместил маааленький лучик надежды и разума: людей, который заняты сбережением и приумножением лишь духовной сущности человечества. Они готовы нести тяжкий крест нищеты и гонений, оберегая светлые достижения человеческого разума. Эйнштейн и Максвелл у них почитаются как боги. Не знаю почему Миллер выбрал именно церковь и пастырей божьих в качества «света в темном царстве». Я с некоторой долей неуважения отношусь к церкви как институту слепой веры и управления человеческими массами. Но если не считать тысячи слов на латыни и упоминания молебен, монахи ордена Святого Лейбовича больше похожи на ученых во времена, когда церковь свирепствовала и за всякую ересь, именуемую сейчас наукой, налево и направо зверски убивала людей пачками. Эти монахи бережно охраняют культурное наследие древних людей и в условиях смертельной опасности (исходящей, в основном, от других людей) добывают и сохраняют печатное слово. Они же наблюдают рассвет человеческой цивилизации и ее весьма глупую кончину.

P.S. Уолтер Миллер за всю свою жизнь создал только один полновесный роман. А в ходе написания продолжения покончил жизнь самоубийством… Может стоит почитать?

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга. Безусловно очень религиозная. Скорее не гимн; а плач по человечеству; безнадежно погрязшему в грехах и обреченному на гибель;снова и снова. Но несмотря на мрачный финал; какая то светлая вера автора в высшие ценности. И при том очень увлекательно. Атмосфера; настроение;юмор! Живые персонажи и острый сюжет. Великолепно!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из трех условно связанных частей. В начале мир относительно недавно пережил ядерную войну с последующим геноцидом ученых и других образованных людей, а потому пребывает примерно в раннем средневековье, эдаких темных веках. Однако, монашеский орден Лейбовица пытается сохранить как знания, там и образованных людей. К сожалению, спустя годы большая часть знаний ожидаемо теряются, а монахи просто механически копируют все сохранившиеся бумаги из прошлого мира от настоящих чертежей до записок и списка продуктов.

Во второй части описана эпоха возрождения нового мира: грамотность активно распространяется в светском обществе, наука возвращается, а монахов и священников, хранящих, но не умеющих использовать знания, начинают считать ретроградами.

В заключительной части романа человечество снова обладает высокими технологиями, вплоть до звездолетов, а заканчивается все, как и когда-то, ядерной войной с уже новыми участниками. Получилась интересно описанная цикличность как сюжета книги, так и истории в целом. Разве что в этот раз люди успели создать инопланетные колонии, и орден святого Лейбовица продолжит деятельность уже там. Очень мощной вышла сцена, где последний монах-член экипажа, садясь на корабль, покидающий Землю, отряхивает обувь.

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10:14)

Помимо цикличности исторического процесса автор весьма занятно подает тему обрастания реальных событий мифами и их превращения в легенды. Каждая часть романа отделена от предыдущей не одной сотней лет, и кто-то из героев обсуждает реальные события прошлого, утверждая, что это наверняка выдумка. Или напротив додумывает какие-то детали, потому что так выглядит убедительнее. А читатель несколько страниц назад читал правдивые описания событий и может сам убедиться, что соответствует действительности, а что нет.

Роман оказался довольно христианский, что для меня стало неожиданным. Я привык к тому, что и советская, и западная фантастика религию зачастую или игнорирует, или считает вредной для человека будущего, познавшего тайны науки. В «Страстях по Лейбовицу» все не так, да и показано это грамотно, церковь — это люди не идеальные, но стремящиеся к добру и помогающие другим по мере сил и своего понимания лучшего.

Советую почитать всем без исключения, это очень годная социальная научная фантастика с маленькими вкраплениями чуда.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В те славные времена, когда к фантастике относились как к разделу большой литературы и старались развивать жанр, в те времена термина «постапокалипсис» как такового еще не существовало. Однако к 1959 году ряд научных фантастов уже успели написать несколько замечательных произведений на тему конца света. И вот одним из таких произведений является роман Уолтера Миллера-младшего «Страсти по Лейбовицу» — фундаментальное исследование в области развития цивилизации после гипотетической ядерной войны.

Жанр действительно держится на том постулате, что после конфликта ядерных держав кто-то выживет – но выжившие позавидуют мертвым, ведь наша планета превратится в радиоактивное пепелище. Тем не менее, Миллер предлагает нам поразмыслить над тем, что было бы, если человечество не только выжило, но и смогло в какой-то степени реанимировать цивилизацию.

И вот что мы видим – разрозненные американские штаты, превратившиеся в феодальные государства, причем отделенные друг от друга пустынями, в которых хозяйничают дикари, каннибалы и мутанты. Полный Fallout. Едем дальше. Миллер вполне справедливо сделал предположение, что новое средневековье будет опираться на религиозные догматы и проклинать все, что связано с наукой. Невежество и глупость будут процветать в этом дремучем обществе, но те немногие осколки старого мира, что все же сохранились, будут иметь статус религиозных святынь. Например, какая-нибудь техническая инструкция.

Теперь, когда мы наметили декорации книги, неплохо было бы обратиться к ее центральной идее, ведь не ради развлечения писатель в таких подробностях расписывает новый монашеский орден, разросшийся вокруг фигуры святого Лейбовица. О нет, в романе заложена очень сильная идея, и даже две.

Во-первых, автор выдвигает тезис о цикличности истории. Все повторяется, и ближе к концу книги он будет приводить убедительные тому доказательства. Человеческий разум рано или поздно расцветает и находит себе применение. Такова уж наша природа. Ну и второй тезис связан с тем, что вера сильнее знания. Потому что именно вера помогает человеку выжить в самые критические периоды его истории.

Что же касается остальных составляющих произведения, все выполнено в традициях большой литературы – примерно на таком же уровне, как и «Мальвиль» француза Робера Мерля. Миллер отлично описывает новый мир, вырастающий на обломках старого, вызывая чувство дежавю – обо всем этом мы уже где-то слышали…

Прекрасный роман, который критики считают чуть ли не лучшим в жанре о конце света – не потому что там описаны монстры или выживание, а потому, что на страницах романа поднимаются важнейшие вопросы человеческого существования.

Роман может показаться затянутым и чрезмерно сухим, в духе теологических сочинений старых философов средневековья, схоластов типа Аквинского, но такова ритмика произведения, которое к концу заметно прибавляет в темпе и предлагает читателю невероятную, впечатляющую развязку.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что люблю книги про постапокалипсис, так и не смогла заставить себя прочитать книгу вдумчиво и без сокращений. Перепрыгивала через страницы. При отличной, практически гениальной идее, достаточно скупое сюжетное исполнение. Длинные, нудные монологи, не несущие смысловой нагрузки, минимум деталей, нагромождение философии. Финал, кстати, не особо впечатлил, потому что уже в самом стиле повествования понятно, что грядет еще более мрачная и тяжелая развязка.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продублирую отзывы по повестям и подведу итог.

Первая повесть очень мощная. Восприятие останков некогда развитой нашей цивилизации через призму религии — это невероятно интересно. Густое, «выпаренное» повествование с максимумом фактов и минимумом «воды». Все диалоги (буквально — ВСЕ) интересны, познавательны, в чем-то нравоучительны.

По атмосфере похоже как на «Город» Клиффорда Саймака (своими «воспоминаниями» о прошлом), а столкновение Фрэнсиса с разбойниками и братьями, высмеивающими тот или иной труд (например, тщательную перерисовку никому непонятных древних чертежей), веет «Кысью» Толстой. По сути, обе ассоциации — тоже своего рода постапы.

Главный герой получился мощнейшим и максимально выпуклым, хоть и его религиозность привела к некому притуплению личности. Но недаром — в будущих частях он становится святым.

Концовка повести неожиданна, грустна и... Нравоучительна. После такого уже не очень полагаешься на надежду и честность. Очень показательно.

Отдельный момент — аббаты, регулярно допрашивающие Фрэнсиса. Карикатурно, абсурдно и в какой-то степени, пожалуй, бюрократично, в духе Кафки — слом личности, стремление пресечь флёр образующегося микрокульта свидетельства появления святого. Тем выгоднее смотрелся Фрэнсис, который так и не сдался в своих убеждениях.

Вторая повесть показалась мне менее интересной.

Пожалуй, самое сильное, что здесь есть, это последние предложения после жуткой концовки. А именно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грифы гордо расхаживали, прихорашивались и ссорились из-за обеда – тот был еще не готов. Пришлось несколько дней ждать волков. Пищи хватило на всех. Наконец Поэта съели.

Как всегда, черные крылатые падальщики вовремя снесли яйца и с любовью выкормили птенцов. Они летали высоко над прериями, горами и равнинами, разыскивая долю жизни, которая принадлежала им в соответствии с планом Природы. Их философы доказали – исключительно доводами разума, – что Cathartes aura regnans создала мир именно для грифов. В течение многих веков они поклонялись ей с большим аппетитом.

Правдивее слов и не придумаешь, исходя из того, как повернулось развитие постъядерного общества.

Прогресс встречается аббатством как божественные проявления, что является предметом насмешки ученого Таддео.

Самые интересные персонажи здесь — Бенджамен и Поэт. Своего рода люди-фельетоны, противовес современному обществу.

Самая мрачная и самая страшная повесть. Тревожная и жуткая.

Угроза ядерной войны и страх перед ракетными ударами витает на каждой странице произведения. Атмосфера невероятно мрачная, тяжелая и гнетущая. Поднятые вопросы эвтаназии, обустройство лагерей для кремации смертельно облученных людей, обсуждение оной целесообразности на примере коллизии религии и рациональности — вот это всё угнетает и заставляет пораскинуть мозгами в том плане, что какую бы ты принял сторону. Сложно, очень сложно.

Тяжело представить себя на месте Дома Зерки, испытывающего боль и терзания при виде беженцев, заполонивших аббатство. Особенно пронзительны сцены с женщиной и ребенком.

Ну а сцены с лагерем милосердия, когда автор описывает, как привозят урны и печь для кремирования — это вообще до дрожи и мурашек.

Третья часть романа получилась самой богатой на цитаты. Не могу не привести:

1. Про гипотетическую цикличность ядерный уничтожений:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели мы обречены, Господи? Неужели мы прикованы к маятнику наших собственных безумных часов и не в силах остановить его замах? На этот раз он отправит нас прямиком в забвение.

2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда на массовые убийства отвечают массовыми убийствами, на изнасилования – изнасилованиями, на ненависть – ненавистью, нет смысла спрашивать, на чьем топоре больше крови.

3. О разрешении расположить лагерь умерщвления в аббатстве (тот самый религиозный взгляд на это мероприятие и контрответ ученой стороны):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Хорошо. Дайте мне всего одно обещание, и можете располагаться во дворе.

– Какое обещание?

– Что вы никому не будете советовать идти в «лагерь милосердия». Ограничьтесь диагнозом. Скажите смертельно больным то, что от вас требует закон, утешайте их, как хотите, но не говорите им, чтобы они покончили с собой.

Врач помедлил.

– Полагаю, будет правильно обещать это в отношении пациентов, которые принадлежат к вашей вере.

Аббат опустил взгляд.

– Извините, этого недостаточно, – произнес он наконец.

– Почему? Другие не связаны вашими принципами. Если человек не принадлежит к вашей религии, то почему вы отказываетесь разрешить… – Он сердито умолк на полуслове.

– Вы хотите, чтобы я объяснил?

– Да.

– Потому что если человек не знает о том, что что-то плохо, и действует по неведению, на нем нет вины – в том случае, если обычная логика не доказывает ему то, что он поступает неправильно. Однако хотя неведение может извинить человека, оно не извиняет поступок, дурной сам по себе. И если я допущу, чтобы человек сотворил зло по неведению, то вина падет на меня. На самом деле все просто – до боли просто.

– Представьте, святой отец, они сидят напротив вас и смотрят вам в глаза. Кто-то кричит, кто-то плачет. И все спрашивают: «Доктор, что делать?» Что мне им ответить? Ничего? Сказать: «Умирайте»?.. А что бы ответили вы?

– «Молитесь».

– Ну да, конечно. Слушайте, я знаю только одно зло – боль. И только с ним я могу сражаться.

– Да поможет вам Бог.

– Антибиотики помогают больше.

4. Об атмосфере страха:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Что ты там увидел в окне? – резко спросил Зерки. – Сейчас все постоянно смотрят на небо – смотрят и думают. Но если это произойдет, то все равно до вспышки ты ничего не успеешь увидеть, а на вспышку лучше не смотреть. Прекрати. Нездоровая привычка.

Отец Лейхи отвернулся от окна.

– Да, преподобный отец. Но я не это высматривал. Я следил за грифами.

– За грифами?

– Их тут десятки. Целый день кружат в небе.

– Где?

– Над лагерем «Зеленой звезды» у шоссе.

– Это не дурное предзнаменование, а просто здоровый аппетит.

5. Мнение смертельно облученных о Боге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лицо женщины ничего не выражало. Он посмотрел на нее:

– Тебе больно, дочь моя?

– Какая разница?

– Отдай боль небесам, дитя мое.

Она холодно посмотрела на него:

– Думаете, это порадует Господа?

– Если ты отдашь ее, то да.

– Я не могу понять Бога, который радуется тому, что моему малышу больно!

Священник поморщился:

– Нет, нет! Дитя мое, Бог не радуется боли. Небеса радуются стойкости души, вере, надежде и любви, несмотря на телесные недуги. Боль – словно искушение наоборот. Бог не радуется плотским соблазнам. Он радуется, когда душа преодолевает их и говорит: «Изыди, сатана». То же самое и с болью – часто она является искушением, которое ведет к отчаянию, гневу, утрате веры…

– Не трудитесь, святой отец. Я не жалуюсь. Малышка жалуется. Но она не понимает вашу проповедь. А вот боль она чувствует.

6. О принятии неизбежного:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда аббат очнулся, он уже был не один. Трое сидели на груде обломков и смотрели на него торжественно, словно на похоронах. Он пошевелился. Они расправили черные крылья и зашипели. Он бросил в них камень. Двое взлетели и стали кружить над ним, третий же остался на месте, переступая с лапы на лапу и мрачно поглядывая на аббата. Темная и уродливая птица, но совсем не такая, как та, другая Тьма. Этой нужно только его тело.

– Обед еще не готов, брат гриф, – раздраженно сказал аббат. – Придется подождать.

Каждая из этих цитат — до мурашек. Я восхищен этой повестью. Как и романом в целом. Но об этом — в отдельном отзыве к роману.

Самая ёмкая, грузящая и депрессивная часть. Тут и мрачные нотки Брэдбери, и сожаление по человечеству в духе Саймака.

И страшный результат.

РЕЗЮМИРУЯ: тяжелейшая качественная постапокалиптичная притча. Роман-нравоучение. Роман-тоска. Роман-предостережение. Конечно, в те времена проблема ядерного удара была высока, а страх по войне — актуален как никогда. Однако даже сейчас, в век, когда, скорее всего, исхода, случившегося в романе, не будет, читать это тревожно.

Мне понравилась закольцованность концовки. Цикличность сюжета, цикличность человечества, цикличность проблем и ошибок.

Отмечу обилие религии, которое не было назойливым, пропагандирующим или навязчивым. Все показано аккуратно, а особо ретивым аббатским речам всегда противостоит глас науки.

Одно из мрачнейших произведений.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В принципе вещь не плохая:glasses:. Но не мое, дочитать не смог…сложилось впечатление, что я читаю какой то исторический роман написанный в 19 веке, и если отложить все постапокалиптические картины в этом романе так оно и было бы. Минимум действий, одни разговоры монахов и других церковных чинов католической церкви. Начало вроде бы неплохое, когда главный герой-монах брат Френсис Джерард находит во времена поста в пустыне бомбоубежище, в котором обнаруживает вещи некого блаженного Лейбовица. И находит его очень интересно, намекает ему на это бомбоубежище какой – то старик, который будет по ходу романа приниматься за самого Лейбовица, который явился к монаху. Далее страниц 60 идут разговоры не сумасшедший ли Френсис , не привиделся ли ему старик, его допрашивают как он нашел это бомбоубежище и т.д. Потом говорится, что найденные в бомбоубежище чертежи принадлежат блаженному Лейбовицу, и тоже в течении долгого времени монахи рассуждают, что его ли это документы. Потом говорится, что Френсис трудится над копированием этих документов 15 лет и после того как он их скопировал его отправляют в Новый Рим, что бы показать папе римскому, что это документы блаженного Лейбовица, что бы причислить его к лигу святых. Вот тут я подумал, что начнутся какие-нибудь приключения, действия, но в романе опять уделяют этому мало внимания. Монаха по пути в Новый Рим грабят разбойники-мутанты, я прочитал эти страницы очень быстро. Но вскоре опять начинается эта нудятина:insane:, описание церквей и монахов… Понравилось то, что ядерную войну подогнали под библию, этакий новый завет. Ядерный взрыв в романе, они описывают как огненный потоп, радиацию некое нечто, который каждый представляет по своему, а Лейбовиц, обычный ученый, которого сожгли зажево фанатики …

В аннотации к книге было написано вот что:

Уолтер Миллер-младший (1922—1996) написал три десятка повестей и рассказов — и всего-навсего ОДИН роман. Однако именно этот роман — «СТРАСТИ ПО ЛЕЙБОВИЦУ» — навеки внес его имя в «золотой фонд» мировой фантастики.

Роман этот, «Страсти по Лейбовицу», удостоенный премии «Хьюго» за 1960 г., вошел в историю научной фантастики XX в как книга не просто великая, но — ЗНАКОВАЯ, стоящая в одном ряду с «Дюной» Фрэнка Герберта, «Левой рукой тьмы» Урсулы Ле Гуин и «Чужим в чужой земле» Роберта Хайнлайна, — и стал первым и единственным крупным произведением, которое Миллер успел завершить при жизни. Продолжение «Страстей по Лейбовицу» — «Святой Леибовиц и Дикая Лошадь», — работу над которым прервала смерть автора, было закончено уже Терри Виссоном.

О возрождении человечества после ядерной войны написано много. Почему же именно «Страсти но Лейбовицу» — книга, признанная лучшей из всех?

Прочитайте — и узнайте сами!

Написал «Страсти по Лейбовицу» явно религиозный человек, написал не плохо, но я не считаю данное произведение лучше всех романов написанных на эту тему. Слишком нудное повествование… Есть книги, которые намного интереснее написаны в жанре постапокалиптики.:wink:

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не всегда я покупаю книги после детального изучения аннотации и отзывов. Иногда хватает пары-тройки ключевых моментов, чтобы определиться гораздо быстрее. Постапокалипсис? Хорошие отзывы и высокие оценки? Берем! Но где-то на трети книги я понял, что получил несколько не то, к чему я готовился.

«Гимн Лейбовицу» написан очень давно — в 1959 году. И это по сути единственное популярное произведение автора. На написание данной книги повлияло то, что в время второй мировой войны Уолтер Миллер участвовал в бомбардировке бенедиктинского монастыря, в котором хранились древние рукописи.

По сюжету романа случилась жестокая война, которая откинула людей в период Средневековья. Некто придумал оружие массового поражения, все грамотно рассчитал, начертил... В результате этих научных исследований человечество сильно пострадало. Поэтому ученых назвали еретиками, а все их книги и научные труды обязаны быть уничтожены. Электричества нет, самолетов нет, топлива нет. Back to the primitive.

Но так получилось, что Лейбовиц, который был причастен к ядерному оружию, дабы не быть линчеванным за свои труды, убегает в монашество и основывает монашеский орден. Прошло много-много-много времени, и Лейбовица канонизируют, забыв про его грехи. Теперь он святой, который сумел сохранить знания и направить людей в нужное направление.

Завязка сюжета — молодой монах идет в пустыню для долговременной медитации и очищения, где встречает странника, который указывает монаху на некое странное место. Это место впоследствии оказывается забытым убежищем из прошлого, в котором раньше прятались люди от радиации. Ничего не напоминает? Да-да, Fallout. Пустыня. ящерицы, убежище, религиозный орден, артефакты из прошлого. Кажется, что это было написано как раз после вдохновения от самой лучшей ролевой игры про постапокалипсис, но на самом деле наоборот — создатели Фоллаута вдохновлялись Лейбовицем.

Монах возвращается в церковь, рассказывает настоятелю о своей находке. Но... Все его реакция оказывается не совсем такой, какой молодой монах ожидал. С одной стороны, чертежи, найденные в убежище — это великие артефакты, которые могут пролить свет на события прошлого. С другой стороны, эта находка может перевернуть привычный быт и монахов, и всех людей вообще. Лучше пускай все будет так, как было, чтобы не случилось какой беды. Но зачем прятать? — думает монах. Ведь знания — это свет. И все эти закорючки и картинки могут помочь человечеству. Может верховный аббат примет правильное решение?

Оказалось, что «Гимн Лейбовицу» имеет уклон в социально-философскую сторону. Сюжет особо не развивается, все больше рассуждений, тонких мыслей, насыщенными текстами из Библии. Потом вовсе оказалось, что книга разделена на три части, которые вроде как имеют общий сюжет, но на самом деле эти три маленькие повести, каждая со своей философией. Вторая и третья части еще более раздумывательные и сложные для восприятия. И поэтому мне пришлось перестроить себя на то, что читать нужно внимательно. Это не простой роман про выживач после ядерного взрыва сквозь призму религии, как мне думалось заочно. Это именно такая книга, которая при небольшом количестве страниц заставляет читателя глубоко задуматься и загореться желанием обязательно с кем-нибудь обсудить прочитанное. Цикличность подъема и упадка цивилизации, могут ли знания привезти к краху, симбиоз науки и религии.

Поэтому после прочтения у меня были смешанные ощущения. С одной стороны, не совсем то, к чему я готовился, с другой стороны, это мощное серьезное мрачное произведение, которое нужно прочитать не один раз, чтобы найти все тайники мысли, спрятанные автором. Сложный роман, к которому нужно готовиться. И перечитывать.

Буду ли перечитывать? Сложный вопрос.

А Уолтер Миллер в 1996 году застрелился.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая и правильная книга, которую следует прочитать каждому интересующемуся вопросами религии или хотя бы не враждебному к оным. Если вы не принадлежите к этой категории людей — будьте уверены, ваш отзыв будет похож на невежественные возгласы про «пропаганду религиозности», «нудные философские рассуждения» и прочее тут соседствующее. Ну да, тут нет типа прикольных пострелушек на крутых тачках с пушками по пустынным хайвеям выжженной атомом Америки — и что с того? Зато тут сугубо правильные рассуждения о месте веры в жизни человечества, попытки осмыслить прогресс и то, к чему людскую натуру заведет горделивое невежественное желание превзойти Бога в могуществе, вкусив однажды и не насытившись плодами древа познания добра и зла.

Фактически, Уолтер Миллер в своей истории не говорит так уж совсем новых вещей, а повторяет то, что было: действительно, на протяжении истории именно монастыри были колыбелью всех наук и библиотеками знаний, а священнослужители хранили и передавали их поколениям, как это происходит и в пост-ядерном мире романа. Дальнейшее отмежевание науки от религии мастерски и точно описано в романе: светский ученый приезжает в аббатство, чтобы взглянуть на документы, которые хранят монахи, уверенный, что бумагам место в «компетентных руках». Преисполненный гордыней и невежеством, светило науки изумлен и поражен, с какой легкостью монах аббатства изобретает динамо-машину и действующую лампочку (тоже типичный сюжет истории: Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Декарт и многие другие, коих и не перечислить — убежденные и глубоко религиозные люди). Для монаха, по его словам, все его увлечение наукой просто игра и он пришел в аббатство, чтоб время в молитве проводить, а не лампочки изобретать, а ученый, замкнутый собственной темнотой, этого искренне не может понять, ведь для него не существует ничего за пределами тварного мира и именно мерами тварного мира он судит и живет. Уолтер Миллер убедительно показывает, что наука без оглядки на смысл ее деяний, без оглядки на нравственную оценку своих открытий и без веры в Воплощение Христово в конечном счете ведет к отлучению людей от Божественной Мудрости, гибели и окончательному владычеству князя мира сего над душами несчастных темных дураков, кои, осознавая свой грех, что лежит на них с момента сотворения мира, не искупили его, а приумножили, чем себя и погубили. Да и можно ли думать иначе, оглядываясь вокруг? Сколько среди ваших друзей искренне верующих людей? Скольким близким вы стесняетесь сказать, что верите в Бога и ходите в церковь?

При всей серьезности поднятых тем книге не чужд искренний, тонкий, порой довольно мрачный юмор на всевозможные темы, в том числе не совсем приличные (религиозность, смерть и т.д.), при всем при этом оно смотрится достаточно уместно и действительно смешно.

Прекрасный роман искренне религиозного человека. Если чувствуете в себе близость подобных тем — не будете разочарованы.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх