FantLab ru

Вадим Шефнер «Лачуга должника»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
542
Моя оценка:
-

подробнее

Лачуга должника

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Недалёкое коммунистическое будущее. Готовится экспедиция на далёкую планету. Главный герой Степан Кортиков знакомится с Павлом Белобрысовым, человеком, плохо подходящим под реалии коммунистического XXIII века. Оказывается, что Белобрысов родился в далеком XX веке, где невольно стал участником эксперимента внеземной цивилизации по продлению жизни до миллиона земных лет. В экспедицию Павел отправляется с целью найти планету, зеркально отображающую жизнь на Земле. Главное для Павла — найти на планете-зеркале своего давно умершего брата близнеца Петра. В этом сейчас для него заключается смысл жизни.

© donpedro
Другая аннотация:

…Бессмертие – добро или зло? Оказывается, индивидуальное бессмертие в мире смертных – наказание. Начинающий смертный поэт, становясь практически бессмертным, теряет свой талант. Бессмертие, как снежный ком, превращающийся в лавину, тянет за собой череду долгов и прегрешений главного героя. Скорее бессознательных, но требующих искупления. И оплата по долгам происходит в развязке…


С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман впервые опубликован в журнале «Звезда», №6 за 1982 г.


В произведение входит:

7.83 (43)
-
7.88 (42)
-
7.71 (42)
-
7.37 (40)
-
7.61 (39)
-
7.40 (40)
-
7.56 (41)
-
7.72 (39)
-
7.77 (40)
-
8.21 (42)
-
7.62 (38)
-
7.60 (38)
-
7.81 (42)
-
7.69 (39)
-
7.80 (40)
-
8.22 (41)
-
7.77 (40)
-
8.02 (43)
-
7.42 (40)
-
7.44 (43)
-
7.66 (39)
-
7.02 (39)
-
7.92 (42)
-
8.24 (42)
-
7.69 (39)
-
7.71 (38)
-
7.68 (41)
-
8.05 (40)
-
7.43 (39)
-
7.87 (40)
-
8.41 (41)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Запоздалый стрелок», 1968 г.

— журнал «Звезда» 1982'06», 1982 г.

— сборник «Лачуга должника», 1983 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 221

Активный словарный запас: высокий (3166 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1982 // Крупная форма

Экранизации:

«Лачуга должника» 2017, Россия, реж: Александр Котт




Лачуга должника
1983 г.
Сказки для умных
1985 г.
Запоздалый стрелок
1987 г.
Сказки для умных
1987 г.
Сказки для умных
1990 г.
Лачуга должника
1994 г.
Лачуга должника
1995 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1995 г.
Дядя с большой буквы, или Великая пауза
1998 г.
Девушка у обрыва
2002 г.
Лачуга должника
2004 г.
Стихотворения
2005 г.
Лачуга должника и другие сказки для умных
2017 г.
Лачуга должника и другие сказки для умных
2018 г.

Периодика:

Звезда № 6, июнь 1982 г.
1982 г.

Издания на иностранных языках:

Szałas dłużnika
1987 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мягкая, нравственная, но с пророчеством советская фантастика.

Саркастически-интеллигентный юмор бесчисленных четверостиший и лирические вставки. Замечательная проза от поэта Шефнера с оптимистическим будущим. Пусть утопия, но, по-моему, людям нужна сказка, чтобы верить в доброе и, хотя бы стараться быть таковыми.

Лекарство от всех душевных недугов человеческих…

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

....Заранее оговорюсь: возможно, я не объективен и ТНО (Такая Низкая Оценка, средство коммуникации употребляемое на Фантлабе в 21-м веке) и некоторая эмоциональность моего отчёта...тьфу, отзыва обусловлена тем, что я прочитал весь сборник «Лачуга Должника» подряд, роман в нём идёт последним, а множество идей из предыдущих произведений повторяется, так что у меня получалось предугадывать ход сюжета. Сюрприза не получилось. Роман оставил ОИВ (Очень Интересное Впечатление, явление в душе Читателя): читать его было легко и просто, на одном дыхании, однако он не оставил следов и мне даже трудно написать что-то внятное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, с момента «приялмезения» было понятно, что в катастрофе на планете виноват именно тот чувак, который везде нарисован на карикатурах.

Но обо всём по порядку. Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
22-й век, человечество вышло в космос, а на Земле процветает весьма продвинутый коммунизм, почти тождественный реалиям «Девушки у Обрыва» — отменены деньги, на планете мир, общество почти полностью порвало с прошлым и относится к нему с презрением, хотя научное изучение истории поощряет. ГГ, Степан Кортиков, по профессии воист, «военный историк», их организация также выполняет те полицейские функции, которые таки нужны новому миру: защита от внешней угрозы, спасательные операции и т. д. Кортиков решает участвовать в экспедиции на планету Ялмез и успешно проходит испытание. В напарники к нему прикрепляют Павла Белобрысова, который удивительно хорошо знает реалии 20-го и 21-го веков, и Степан сразу же окрещает его «ностальгистом».

В путешествии они сходятся и Павел постепенно рассказывает себе всё больше и больше. Оказывается, выпив в отрочестве инопланетного эликсиру, он стал практически бессмертным по земным меркам и его ждёт миллион лет жизни. Степан, однако, так и верит ему до самого конца романа. Павел ищет «зеркальную планету», где надеется обнаружить своего брата-близнеца, погибшего на Земле в раннем детстве после несчастного случая, в котором — очень косвенно — он «виноват».

На Ялмезе, однако, герои сталкиваются с результатом весьма неудачного биологического эксперимента, почти уничтожившего местную цивилизацию, и вместо поисков брата Павлу и Степану приходится геройствовать...

Интрига весьма захватывала, хотелось читать дальше, особенно понравилась ПГН (Постоянная Градация Напряжения, чудесный писательский приём) на Ялмезе. С другой стороны, мотивация персонажей мне показалась весьма сомнительной, а развязка — уходящей в никуда. Обрывается множество интересных сюжетных линий. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему мать Павла считала, что с её сыном «произойдёт что-то подобное»?

Что за цивилизация провела эксперимент по продлению жизни? Скромное ИМХО — искать её было бы куда более интересным сюжетом, чем давно мёртвого близнеца.

Павел говорит Степану, что тот, на самом деле, далеко не так «в полном порядке», как сам считает. Этот обмен также не получает никакого продолжения.

Павел Белобрысов оказался симпатичным персонажем, особенно понравились его стихи и частушки. Однако раздражает его негативизм. Кроме поисков героической смерти он, собственно, не совершает ничего примечательного. Единственным живым, по-настоящему интересным и позитивным персонажем мне показалась Эла, то бишь...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Электрокардиограмма

...молодая девушка и первая любовь Павла. Её размышления на тему «бессмертия в деле» запомнились больше всего, ясные и прекрасные, как утренняя роса. Но именно ей в романе уделена лишь пара страниц. Никак не описано, чем закончилась совместная жизнь Павла и его жены, его контакты с потомками и т. д. Чтоб не плеваться — сильно впечатлила финальная сцена с «незапрограммированным поведением» чЕЛОВЕКа «Кольки», её я видел словно вживую.

Есть также дыры в логике. Пример: Степан Кортиков до самого конца считает Павла «ностальгистом», который «болеет» 20-м веком и почерпнул все свои знания лишь из книг. Пару раз было смешно, а потом пришла шальная мысль: чёрт, ведь, по канону книги, земляне уже давно вступили в общение с инопланетными цивилизациями, живут в среднем на несколько десятилетий дольше и идея...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...инопланетного эксперимента по продлению жизни...

...не должна казаться такой уж фантастичной человеку его эпохи. Далее, ялмезианцы и метаморфанты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Опять же, по канону первые — куда более продвинутые, чем земляне, в области биологии. И они не смогли отыскать способа убить каких-то задрипанных мутантов? Хоть ядовитый гащ какой, что ли...

Возможно, вы скажете: ведь это — сказка! Да, но и в сказках должна быть внутренняя согласованность! Ведь автор пытается объяснить всё «по-научному», чем-то вроде альтернативной истории. Представьте себе ситуацию: Иван-царевич весело путешествует с Серым Волком, пользуется его советами, охотится на Кощеев, драконов всяких...и вдруг, с бухты-барахты и без пояснений, он вдруг оказывается неспособным общаться с Волком, потому что тот — животное.

Сатира на общество — великолепная, как и в других произведениях из сборника. Особенно понравилось сравнение продвинутого, но уж слишком спеленутого правилами 22-го и более опасного, но живого 20-го с более искренними отношениями между людьми. Возможно, автор так иносказательно сравнивает современные ему советские реалии с военным и предвоенным временем? Степан и Павел — как бы две стороны одной медали, чувства и логика. Павел охвачен страстями, виной, обидой, однако более открыт своим инстинктам, более естественен. Степан же — воплощённая логика и правила, ничего не принимает слишком близко к сердцу, однако теряется при встрече с неизвестным и когда ему приходится импровизировать. К сожалению, в силу своих же предрассудков, герои оказываются неспособны помочь друг другу — как и Матвей и Андрей в «Девушке из Обрыва». И это — печально.

Подведу итог. Рассказы и повести из сборника мне понравились намного больше, чем этот роман. Всё хорошее, что я нашёл у автора, здесь есть, в то же время общее впечатление — блеклое. А жаль.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вадим Шефнер, наверное, последний, кто писал в жанре соцреализма. Другое дело, что жанр этот под его пером, смешавшись с триумфом либеральной толерантности (тогда еще делавшей первые шаги и далеко за пределами нашей родины), мутировал во что-то невыносимо прекрасное, где люди как боги, и жить нам с вами совершенно невозможно, а от яркого блеска этого полдня человечества надо прикрываться рукой, мучительно стыдясь своей грязной одежды и далекой от идеала сознательности. Это уникальная ниша, аккуратно и с любовью вырезанная и выскобленная советским поэтом в советском литературном жанре, годная исключительно для одного человека и идеально для него подходящая — шефнеровский турбосоцреализм.

Мне жаль, что автор, имея на руках такую роскошную идею (пускай логически и фактически не до конца выверенную и убедительную), не сумел/не захотел использовать ее во всем ее богатстве, воплотить в цвете и деталях, предпочтя сфокусироваться на той самой лачуге должника — философских переживаниях о вине невиновного, цене мук совести и возможности прощения и обретения себя.

Рассказ вышел весьма безыскусным, сухим и дырявым из-за персонажа, от лица которого Шефнер ведет повествование. Этот прием — человек с ограниченным воображением рассказывает о совершенно фантастических событиях, коим он становится свидетелем — автор использует не впервые и понятно, что использует для большего контраста и эффекта. Однако в данном случае это вымывает почти полностью событийную ткань романа (что еще более усугубляется постоянными отсылками на некий общий отчет), которая по праву бы могла занять важное место: происходящее на планете Ялмез очевидно из ряда вон по всем возможным стандартам и оригинально даже по нашим пресыщенным временам.

Это, наверное, не проза, а все-таки поэзия. И дело даже не в этих частушкообразных моралите, которыми главгерой сыплет по любому поводу и даже без оного. Дело скорее в настроении, в том, что принято называть атмосферой, в лирике повествования. Такое мог бы написать строитель коммунизма со сломанными ногами — меланхолическая тоска по несбывшемуся и надежда на неизбежное светлое завтра.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В далёком 1964 году Павел Белобрысов удачно поучаствовал в выкопке ямы под дачный туалет. С тех пор он бессмертен, ну почти. И вот, дожив до середины XXIII века, Павел отправляется в экспедицию на далёкую планету Ялмез. Однако по прибытии на Ялмез выясняется, что планету постигла страшная рукотворная катастрофа...

В книге раскрывается история трёх людей, в разной степени, но тем не менее. Павел Белобрысов, мучимый воспоминаниями о своём младшем брате, погибшем по его, Павла, вине, по крайней мере он так думает, и уставший от своей долгой жизни, страшно одинокий, но скрывающий эту боль под налётом оптимизма, сыплющий немудрёными стихами по всякому поводу и мечтающий наконец-то избавиться от того долга, которым наградила его жизнь. По совету своей подруги детства Элы он должен спасти чью-то жизнь, пусть даже рискуя собственной. Сказать по правде, Павлу стоило бы пойти в какой-нибудь институт геронтологии, если уж не в XX веке, то в XXIII. Так он мог бы спасти и сохранить миллионы жизней, пусть не сразу, но в перспективе.

Степан Кортиков — воист, романтик и просто хороший человек, от лица которого и ведётся повествование в романе. Воисты — это такой практически рыцарский орден со своим кодексом поведения, члены которого всегда готовы прийти на помощь нуждающимся.

Благопуп — ялмезианец-учёный, чуть не погубивший всю разумную жизнь на своей планете через свою гордыню, что затмила для него свет чистого познания.

Роман можно разделить на три части.

Будущее, в котором происходит знакомство Кортикова и Белобрысова. Тут всё очень смешно. Хоббисты-ностальгисты, разбивающие бутылками зеркала, робот-секретарь со своей фразой «Вы проходили курс лечения в нервно-психической клинике однажды? Дважды?», дядя Дух. Всё очень светло, уютно и утопично.

Прошлое, где Белобрысов и обрёл долгую жизнь. Читаешь и наслаждаешься метким бытописанием ленинградской жизни в середине XX века. Сочные персонажи — тётя Лира, дядя Филимон, племянник их Валентин и конечно же Эла — чудесная девочка, ярким метеором промелькнувшая на небосводе белобрысовской жизни, но оставившая неисчезающий след.

Планета Ялмез. Вот тут всё гораздо хуже. Люди не сумевшие придумать ступени, сумасшедший гений и метаморфанты — страшные, но уж слишком фантастические, чтобы быть убедительными.

Без «Лачуги должника» советская фантастика действительно бы много потеряла. Уж больно оригинален и ни на что не похож шефнеровский талант. Поэтому искренне советую читать всем.

P.S. Недавнюю экранизацию до чтения книги смотреть категорически не стоит. С романом там общего даже меньше, чем у фильма Юнгвальд-Хилькевича с романом Дюма.

P.P.S. Досмотрел я эту экранизацию Так вот, смотреть её вообще не стоит. Общего там нет не только с романом, но и со здравым смыслом — капсула прилетела с Ялмеза, оказывается, сейсмические войны, бабочки-мутанты, пожирающие сталь (Бабочки!!! У них и жвал-то нет, они нектаром питаются), кровавая гэбня в 70-х чуть не забившаяя профессора, полёт Белобрысова с Белкой и Стрелкой. Короче, уровень бреда зашкаливает и подано всё это максимально затянуто, при этом сценарист ещё и надругался над светлым образом Элы. Не смотрите, заклинаю!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я сначала прочитала стихи Шефнера. В настольном календаре прочитала До Прометея. Выучила наизусть. Любила фантастику. Но в моё время достать фантастику было сложно. Наука и техника, Знание и сила, Искатель . Повезёт — книжечку в мягком переплете — зарубежная фантастика. Но мне попалась книга без серии — Девушка у обрыва. Оказалось, что Шефнер пишет и фантастику. Девушка у обрыва меня не сильно захватила. Но Лачуга Должника- для меня это книга на высшем уровне. Мы — Должники. Шефнер — не вторичный фантаст. Лачуга должника для меня ничуть не хуже Пикника на обочине.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесный многоплановый роман, который отнюдь не испортила недавняя экранизация. Особенно порадовало, что из уст ГГ звучали те самые поразительные стихи Вадима Шефнера...

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное сочетание юмора и философии. Когда читал о «воистах» — пищал от удовольствия, вспоминая своих друзей из военно-исторических клубов. В тоже время — постановка глобальных вопросов о жизни и смерти, а главное — о проблеме выбора.

Замечательная вещь!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки жизнь длинною в миллион лет чрезмерно длинна для человека. Уже через пару сотен лет бессмертный человек устаёт от жизни, давным-давно совершённые ошибки по-прежнему тяготят. Герой романа «Лачуга должника» стал бессмертным, среди бесконечного количества миров Вселенной он пытается найти своего брата-близнеца.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сплошная доброта и милота. Полное ощущение того, что вот ты сидишь на кухне, угревшись у батареи и напившись чаю, а добрый дядюшка рассказывает тебе байки за жизнь. Удивительно душевная, хотя и не хватающая звёзд с неба книжка. Как фантаст, Шефнер, конечно, вторичен, но вот когда дело доходит до бытописательства и простой жизни простых советских людей, всё становится куда как симпатичнее. Светлое коммунистическое будущее выглядит каким-то совершенно наивным и утопичным, а вот сюжетная ветка в веке двадцатом выше всяких похвал. Главный герой, чудаковатый поэт Пашка Белобрысов, парень довольно обаятельный, да и стихи у него хороши. Иногда смешные, иногда грустные, забавные двустишия всегда к месту и неизменно вызывают улыбку. Пожалуй, я посоветовал бы эту книгу в первую очередь подросткам, в основном из-за бесхитростного, но очень правильного идеологического посыла про дружбу и альтруизм. Но и читатели постарше, несомненно, проведут с этой книгой немало приятных минут.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете, иногда отечественная фантастика таки выдвигала идеи, которые... да, были совершенно неординарными (метаморфанты).

И, конечно, бытовые зарисовки и лирический юмор у Шефнера удаются гораздо лучше полётов в космос. Но за мягкую иронию и юмор, за хорошие четверостишия и светлую грусть всё же книга заслуживает внимания.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эла — девушка моей мечты. Жалко, что не встретилась...

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с Cumbrunnen. Не понимаю, почему до сих пор не снят фильм по «Лачуге».

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкая, приятная для прочтения, и безусловно интересная книга, читая которую, предаёшься одновременно и радости, и грусти, некоторые моменты заставляют улыбаться, а некоторые — задуматься о своих поступках. Иногда несколько легкомысленная и детская, иногда — взрослая и философская, она попалась мне в руки в подростковом возрасте, и привела в полный восторг. Читал запоем, а концовка и вовсе помешала моим планам лечь пораньше, удержав меня до 3 часов ночи. Очень хотелось узнать, чем же всё закончится. Это один из несомненных плюсов произведения: интрига. Интригой пропитан весь сюжет, и множество загадочных ситуаций неплохо разжигают любопытство. Сюжет довольно оригинален и запутан. Отдельное спасибо автору за нестандартный приём создания «рассказа в рассказе»: в середине повествования размещена значительная (страниц этак на 100) и весьма интересная биография одного из главных героев, начиная с его детства и заканчивая достижения им зрелости. Ещё порадовали стишки. Автор находчиво и всегда удачно вставляет их в самые различные моменты. Некоторые из них оказались настолько остроумными, что я не поленился переписать их себе в блокнот. Стиль повествования, описания, диалоги тоже на высоте. Ну, от Шефнера я и не ожидал другого.

Если вы поклонник творчества Шефнера и не читали этого романа — обязательно прочитайте! Жалеть точно не будете. Бесспорно одно из лучших его произведений. Если вам нравится лёгкая фантастика, а также всё интересное и остроумное — настоятельно рекомендую, сие творение вам тоже обязательно придётся по душе.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то чем-то напоминает «Люди как боги» Снегова. Но именно где-то чем-то. Светлым будущим, наверно. Будущее, где хочется как минимум побывать, а то и жить. Но и в этом светлом будущем есть места, где не все еще хорошо, и где есть место подвигу. Эта книга о хороших людях, который готовы отдать свою короткую или длинную жизнь за то, чтобы Полдень был везде.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шефнер не единственный поэт, обращавшийся к фантастике, но, пожалуй, ни у кого другого из поэтов так органично не вплетены в ткань авторской прозы так называемые «шуточные стихи». Впервые с поэзией Вадима Шефнера познакомился именно по вот этим вроде бы поэтическим «пустячкам», что разбросаны по фантастике автора. Стихи эти, пусть даже и пародийно-приземлённые и приписанные автором чудакам-графоманам, удивительным образом «осветляют» прозу писателя и делают его фантастические приёмы гораздо убедительней. Мгновенные «слепки» прошедшей реальной действительности (1920-х и 1930-х) украсили и сделали достоверной действительность вымысла... Но встречаются в этой «шуточной» поэзии и вовсе нешуточные, — пронзительные четверостишия:

...На склоне лет рванёшься ты

Из ада сбывшихся желаний

В рай неисполненной мечты

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх