FantLab ru

Виктор Пелевин «Непобедимое солнце»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.96
Голосов:
182
Моя оценка:
-

подробнее

Непобедимое солнце

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Примечание:

Саша — продвинутая московская блондинка. Ей тридцатник, вируса на горизонте еще нет, и она уезжает в путешествие, обещанное ей на индийской горе Аруначале лично Шивой. Саша встретит историков-некроэмпатов, римских принцепсов, американских корпоративных анархистов, турецких филологов-суфиев, российских шестнадцатых референтов, кубинских тихарей и секс-работниц — и других интересных людей (и не только). Но самое главное, она прикоснется к тайне тайн — и увидит, откуда и как возникает то, что Илон Маск называет компьютерной симуляцией, а Святая Церковь — Мiром Божьим. Какой стала Саша после встречи с тайной, вы узнаете из книги. Какой стала тайна после встречи с Сашей, вы уже немного в курсе и так.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Непобедимое солнце
2020 г.
Непобедимое Солнце
2020 г.

Аудиокниги:

Непобедимое солнце
2020 г.
Непобедимое солнце
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайний роман Виктора Пелевина мне понравился. У ПВО получилось лёгкое, позитивное, эзотерическое приключение русской прогрессивной блондинки, создающей и рушащей миры. Мне показалось, что это максимально добрая, пушистая и розовая книжка, в которой я даже не могу припомнить каких-то мрачных или злобных дум и посылов.

Мистические, ритуальные танцы получились очень драйвово. Если вы предпочитаете читать, слушая музыку, то эти моменты определённо зайдут. Они максимально энергичные и, читая про пляски Элагабала, или других развесёлых и разнообразных героев, так и представляешь, как в изотерическом ритме вибрирует и ходит ходуном мир, окружавший нас с вами.

Основная канва сюжета целостна и закончена. Финальный твист вполне уместен, но разве что немного смазан, словно правился в последний момент. Герои снова яркие, фриковатые, со своими тараканами в головах и взлядами на вселенную. Героев этих множество и каждый из них транслирует на страницах романа свою теорию построения мира. Но это уже привычно для постоянных читателей Пелевина.

Надеюсь роман «Непобедимое солнце» завершает негласный околофеминистический пелевинский период.

П.С.

Хоть книгу я читал с большим удовольствием, для меня это самый слабый из романов Виктора Олеговича. Нет, он не плохой, просто слабее предыдущих работ, ранее мною прочитанных.

Ставлю 7, как роману Пелевина.

Ставлю 8, как просто качественному произведению.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь верно, главная черта «Непобедимого солнца» — уныние. Пелевин переплюнул своих же «Смотрителя» и «БэтманАполло» по части скуки и абстрактности мало кому интересных рассуждений, который автор считает любопытными. Тему солипсизма Пелевин окончательно раскрыл ещё в «Смотрителе» (на самом деле ещё в «Чапаеве и Пустоте»), и больше ему сказать по этому поводу нечего, но всё же пытается зачем-то.

С современным радфеминизмом такая же история — это не настолько интересное и явление, чтобы уделять ему столько гипертрофированно много внимания. Пелевин серьёзно затронул эту субкультуру ещё в «айфаке», уделив многовато места ещё в «Тайных видах на гору Фудзи» и уже там оно стало скучным и неинтересным. Так нафига ещё и здесь этой фигне унылой уделять места больше, чем в остальных книгах вместе взятых?

Вот как-то и получается, что то, что автор поставил во главу угла в книге, для его творчества уже несколько лет как является вторичным и Пелевину нечего нового сказать по этому поводу. Он просто выпускает под видом художественной книжки свои размышления о современной культуре.

Единственное, что вытягивает «Непобедимое солнце» из числа безнадёжных книг — это незаезженный «сеттинг». Стилистика античности совсем незаезжена в нашей культуре и прочитать про неё было любопытно. Это даже не совсем конченная ахинея с точки зрения истории и у меня как даже совсем не подгорало по этому поводу).

Но в любом случае книгой недоволен — это первая работа Пелевина с 2015-го года, которая мне прямо не понравилась и оставила разочарованным.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осилил. Вот, пожалуй, наиболее емкое описание этого романа.

На мой взгляд одна из наиболее слабых работ автора. Первое впечатление после прочтения было: может, все-таки, пора взять отпуск? Отдохнуть, переосмыслить что-то, не гнать лошадей?

Градус ненависти ко всему русскому возрастает от романа к роману. Интересно, это какой-то личный пунктик автора?

По поводу феминизма тоже уже поднадоело, если честно, одно и тоже читать. Если это ирония, то очень уж больная и какая-то не ироничная. Она незаметно так перерастает в презентацию взглядов, развертывающуюся в реальном времени.

Складывается впечатление, что автор сам стал разделять эти взгляды, и теперь транслирует их от работы к работе. Эдакая рекурсия овертоновского окна. Мы, памятуя о нем, незаметно его внедряем.

Не все еще потеряно, Виктор Олегович, мужчины еще не сдали позиции и не так зашуганы, как вы показываете в своих романах.

Может быть, пора перестать сочинять оды глупым девочкам, которым открыты все дороги? Пусть даже в формате типа-иронии?

Субъективизм: если в работах ПВО и дальше будут культивироваться подобные «тренды», есть риск, что его следующую книгу я не осилю, хотя и из «этих», которые большие поклонники автора.

Соглашусь с другими ораторами, что вот и настал тот момент, когда ПВО не во всем угадывает актуальщину, а его ирония уже не столь искрометна, да и взгляды автора слегка пообветрились. Поезд в виде ежегодной повесточки, который оседлал Виктор Олегович и эксплуатировал на протяжении нескольких лет, кажется, свернул не туда.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый скучный из больших текстов Великого и Ужасного Писателя Земли Постсоветской, — и чуть ли не самый длинный, что только усугубляет скуку при прочтении. Всерьёз обсуждать все те эзотерические, мифологические и прочие штучки, коими автор набил опус под завязку, не приходится. Иногда это смешно, но чаще таки скучно для тех, кто не тратил свою жизнь на чтение пустых и бессмысленных трактатов и поэтому совершенно не в теме. И то, что в основу всей история положена глобальная и весьма актуальная хохма (прочитаете, поймёте, о чём я), не делает роман ни более интересным, ни более смешным. Как началась история ничем, так ничем и кончилась — а художественная литература именно тем и отличается от жизни, что в ней есть сюжет... Наконец-то и у г-на Пелевина начинают проявляться возрастные изменения (что, собственно, происходит со всеми писателями и читателями в этом подлунном мире) — да, он по-прежнему иногда удачно острит и порой довольно забавно метафорирует, — но ему, в общем-то, уже давно скучно всем этим заниматься, а тут ещё и пенсия на пороге, так что... Поклонники, наверное, опять воспоют осанну и даже раскупят тираж, — ну так на то они и поклонники, без них писателю не выжить... Что до остальных — а какая разница, понравилось им или нет, — нецелевая аудитория профессионального маркетолога не интересует от слова «совсем».

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разные нехорошие люди уже успели вытащить из книги самые сочные афоризмы и развесить их в виде то ли мемов, то ли дацзыбао в тех областях всемирного информационного лабиринта, где блуждают люди, склонные читать Пелевина...

Поэтому процесс чтения был не похож на ситуацию, когда ты идешь по улице родного города, а тебе встречаются сплошь и рядом какие-то совершенно новые лица прежде неведомых людей. И ты думаешь, откуда вы все такие взялись, откуда понаехали...

Это было похоже на то, как будто ты из деревни приехал в стольный град, явился на рыночную площадь, а там выясняется, что на каждом шагу попадаются твои односельчане. А это так приятно, когда в чуждом мире встречаются земляки, родные такие и душевные...

И вот они прежде тебя из глухомани выбились в люди, а потому к ним стоит прислушаться, чтобы понять, что здесь и как...

Собственно говоря, данный роман и выполняет подобную функцию. Из всей суматохи и круговерти, творящейся в том информационном пандемониуме, каковой нас окружает, Виктор Олегович Пелевин отбирает нечто более-менее существенное, упаковывает в обертку более-менее сюжета и вводит в курс дела...

Попутно разъясняя, что придавать особого значения всем этим трендам и тенденциям не стоит. Поскольку все это фигня, склонная к тому же еще и быть иллюзорной...

И еще...Не верьте тем, кто пишет, что главы про Каракаллу и Элагабала будто бы скучные и неправдоподобные. Написаны они на уровне лучших романов об античности, заставляя еще раз задуматься о том, что любая великая цивилизация может испустить дух в результате действий совершенно ничтожнейших людишек...

Оценка: 9
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин в амплуа Коэльо. Или Лукьяненко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чорт, даже про секс — скучно.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот не думал, что примкну к критикам, вечно ругающим новые вещи Виктор Олеговича за «вторичность», тем более что два предыдущих романа весьма понравились, но...

Имеем:

* Повествование от лица столичной «продвинутой» девушки, с пренебрежением относящейся к мужчинам, и едко прохаживающейся по адресу своих бывших, в том числе отшитого ей поэта. Большая часть глав написана в цинично-сатирически-афористичном стиле, достаётся и политике, и религиям, и бизнесу.

* Героиня начинает «мистическое путешествие» по разным городам и странам (первой из которых становится Турция).

* Важной отправной точкой поисков становится внезапная гибель человека, с которым только что познакомилась, и оставшийся от него предмет.

* Главный фантэлемент – древний могущественный камень, дающий возможность приблизившемуся к нему исполнять желания (высказываемые не словами), меняя мироустройство. Например, создать смертельный вирус, охвативший мир. Однако, судьба прикоснувшихся к тайне бывает печальной.

* Присутствует подъём на «священную» азиатскую гору, дискуссия о «просветлении» и «избавлении от страданий».

* Высказывается концепция мира как игры, всех душ как на самом деле одной души.

* В финале героиня, испуганная надвигающейся катастрофой,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
решает «переиграть заново»/«перезапустить» мироздание, в итоге последних событий как бы не происходило.

Ничего не напоминает?

А ведь всё перечисленное наличествовало в вышедшей десять лет назад блистательной остроумной книжке «Лена Сквоттер и парагон возмездия» Леонида Каганова! https://fantlab.ru/work177283

Вот только решительная авантюристка Лена с её своеобразными оригинальными взглядами, суждениями и методами, на мой взгляд, как персонаж гораздо интереснее плывущей по течению дурочки и извращенки Саши. И выносит из концовки морально-этический урок. Каганов, кстати, над своим произведением работал несколько лет, что благотворно сказалось на качестве.

В «Непобедимом Солнце» же много уже жёваного-пережёванного. Конечно, как говорится, мастерство не пропьёшь, и есть любопытные места. «Древнеримские» вставки получились неплохими и атмосферными. Эпизод с «бесконечной» лестницей и гигантским механизмом из сна во сне запомнился.

Но в целом – разочаровало.

Не упускает Пелевин возможность по инерции попинать «советскую» культуру, хотя, казалось бы, понял уже, какой гадюшник представляет собой противолежащая «западная» и поставил точку над этим в «Искусстве лёгких касаний».

Уклон в мистику сам по себе мог нормально восприниматься, как красивые философские притчи, пока это не лезло в серьёзные вещи и не проводились сравнения. Что действительно печалит – постановка науки и познания в один ряд с эзотерическими практиками, с расхожим аргументом, что это якобы – тоже вера. К сожалению, такого рода высказывания характерны для не понимающих, что такое научное мировоззрение. «Невозможность постижения и объяснения» – признак невежества и мракобесия. Wir müssen wissen. Wir werden wissen.

Рассуждаешь об ограниченности мышления – будь последователен: откажись от интернетиков, печатных книг, других благ, доступных благодаря человеческому разуму, вали в тайгу, строй фигвам и просветляйся до упаду.

Сильно не понравилось также снисходительное отношение к действительно серьёзным глобальным угрозам изменения климата и распространения короновируса как к «распиаренным». Можно, конечно, оправдываться, что это говорят персонажи, а не автор, но «осадочек» остаётся...

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непобедимая... скука.

Но таки я дослушал аудиокнигу до конца, из принципа. Виктор Олегович потерял писательскую потенцию, это свершившийся факт. И попытка написать «от противного», а я уверен что феминизм автору противен — провалилась. Крайне схематичная главная героиня, слабые попытки экскурсов в эпоху римских императоров, рутинный дзен буддизм...

На следующую книгу автора, к-я выйдет точно в срок по контракту с издателем — я уже «не куплюсь».

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ничего не меняется ...

опять осень, опять «свежий» пелевин и в очередной раз задаюсь вопросом: зачем я это опять читаю? это уже как наказание, как чемодан без ручки: нести тяжело, выбросить жалко. мне казалось что слабой была «фудзи», что «искусство касаний» ни-о-чём. нет ! все познаётся в сравнении. можно и хуже и скучнее и безсюжетнее. серия книг названа почти верно «единственный и САМОповторимый Виктор Пелевен» эмодзи_блюющего_смайлика_над_книгой.png

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения сложилось тягостно-тяжелое состояние в черепушке. Нагромождение всего, что только можно и нельзя, в исполняемым Пелевиным танце порождает неоправданное изобилие элементов. Налицо их явная неуместность, хоть они и создают фирменную атмосферу легкой авторской психоделики. Значительная часть и вовсе посвящена тому, как главная героиня бездумно совокупляется со всем, что шевелится, так что поневоле стараешься читать не двигаясь.

Унылый (хоть в определенной степени и оригинальный) сюжет скрыт за многочисленными шторками из неординарных диалогов и комментариев, которые, пожалуй, и являются главным достоинством Непобедимого Солнца. Довольно смелые в условиях современных реалий насмешки над левацким миром победившей демократии и SJW-армией добавляют произведению изрядную долю политизированности, которая придется по душе многим консервативно настроенным гражданам. Обыгрываются многочисленные атрибуты современного масс-культурного образа жизни, те или иные социальные тренды, в которых автор неизменно пытается найти свои минусы. Эдакий скрепленный скрепами отечественный нонконформизм, ловко прячущийся за маской солнечного феминизма.

Характеры действующих лиц лишены индивидуальности. Неважно, сколько идеологических ярлыков навешивает Пелевин на того или иного героя. Они похожи на разную тональность одного и того же звука — это голоса самого Пелевина, которые находятся в видимом с ним согласии, несмотря на, казалось бы, возникающие время от времени картонные противоречия. Да, в какой-то момент это начинает отдавать диссоциативным расстройством личности. С другого направления подобные подозрения подтверждает резко меняющийся стиль автора, когда он переходит к историческим экскурсам из снов главной героини. Честное слово, будто два разных человека писали.

К слову, сама работа с исторической и религиозной составляющими произведения вызывает уважение. Можно весьма прилично расширить багаж своих знаний по ряду узких направлений (например, история Рима времен нескольких императоров или гностическая система эонов Валентина), если суметь протиснуться мимо непосредственно авторских придумок.

От концовки также не следует ждать чего-либо выдающегося. Смысл жизни, диалог с Богом, к которому Саша осознанно или неосознанно стремится с самого начала произведения, не дает толком никакого ответа на ключевые вопросы, которыми читатель может задаться в процессе чтения.

Отдельно хочется заметить, что у Виктора Олеговича очень удачно получилось быть женщиной, особенно в интимном плане.

Книга неплохая, но все же не советую

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не мне первому пришла в голову мысль, что Пелевин пишет одну большую книгу, единое повествование.

Если заменить практикующего буддиста на какого-нибудь воодушевленного марксиста — то получим пару дюжин историй, начиная от подобия «Трехгрошового романа» Брехта до аллюзии на «Красную звезду» Богданова — по результатам прочтения которых в памяти у потребителя должен всплыть текст «Капитала» Маркса. И чтобы все четыре тома «распаковались» одновременно — персонажи книг будут постоянно разъяснять читателю единственно верное учение.

Очередной фрагмент голограммы представлен в двух книгах. Путь в нирвану станет немного отчетливей.

Что хорошего можно о нём сказать?

Во-первых, здесь есть сюжет — причем с парой финтов. Может быть, и не таких оригинальных, но ведь не первое произведение Пелевина я читаю, далеко не первое. Минимум три линии развития событий — и целая куча «отрывков». Сочетание событий античности и современности — работает, однако для всех мало-мальски читавших историю кризиса Римской империи III-го века — будет слишком много предсказуемого :)))

Во-вторых, есть добротная работа над персонажами. Героиня — при том громадном количестве идеологических пассажей, которые приходиться воспринимать сквозь призму этой женщины — остаётся живой, делает выбор, даёт миру право на существование. Мышление нечеловеческих сущностей здесь выносится за скобки, есть разве что пара намёков, зато присутствует целая пачка эффектных зарисовок. А сделаны они с натуры или обработаны яркие персонажи социальных сетей — так ли это важно в мистическом тексте?

В-третьих, автор не изменил своим обществоведческим штудиям, и сколько-то ярких социальных наблюдений можно прочесть в репликах персонажей. Например: «Каждый американский Social justice warrior, выступающий за свободную раздачу долларов американцам, на самом деле просто microslaver, глобальный рабский микроплантатор, предлагающий переложить трудовое бремя на пеонов из остального мира, где имеют хождение доллары. А хождение они там имеют строго потому, что любая попытка заменить их чем-то другим кончается ударами ракет «hellfire» с дронов. Про это мог бы многое рассказать покойный полковник Каддафи. Поэтому для внешнего мира нет большой разницы между американскими SJW и пилотами штурмовиков и дронов. Карма у них общая, хотя пилоты в чем-то честнее. Но самое трогательное, что бывает – это колониальная интеллигенция, внедряющая заклинания и ритуалы левых американских активистов среди работающих за доллары туземцев – и называющая это борьбой за прогресс…»

В-четвертых — есть новая порция русско-английских каламбуров и шуточек, разной степени остроумия, равно как переделок известных фраз. «Я подняла глаза и в очередной раз прочла: THE BIG OTHER IS LISTENING!»

Чего нет, но хотелось бы?

Не пахнет, к сожалению, целостной социальной моделью, вроде оффшарного взаимодействия людей и орков.

Нет выдуманного направления искусства, или же иронично описанной отрасли креатива. Да, прилетает коучам с архатами-трансгендерами, но ведь в который раз?

Не видно препарированной социальной прослойки. Или детально разобранного обычная. Или — духа времени. Наброски есть, а картина не складывается.

Из-за этого стандартные фишечки кажутся слишком повторяющимися.

Были уже «вращающиеся дервиши смерти». Стали смертники с поясами шахидов, которые хотят взорвать уникальный артефакт.

Были уже и разговоры с мертвецами, и таинственная яхта в море, и близкие олигархам люди. И сожаления-негодования по поводу Союза были много раз — просто теперь они в кубинских декорациях. И даже серый гравий, на котором танцевал юный Элагабал — он ведь прибыл из японских «садов камней» при дорогих ресторанах, из «Бэтмана Аполло»...

Аналогично с идейными пассажами. Когда черт знает какой раз читаешь аллюзии на платоновскую пещеру, освещенную огоньком буддизма — это начинает надоедать.

Чем же «Непобедимое солнце» отличается от «марксисткой мозаики» литературы начала 20-го века?

Тогда все было максимально плотно привязано к обстоятельствам и к миру вокруг людей. Прибавочная стоимость, продолжительность рабочего дня, профсоюзы и кружки подпольщиков — именно они давали персонажам как бы право на свое мнение, на революцию.

У Пелевина строго наоборот. Все обстоятельства, которые он с дотошностью бытописателя каждый раз вытаскивает их интернетовских потоков суеты — равно как и очередные пересказы благородных истин — служат лишь одному. Созданию того странного, возможно, буддийского, настроения, которое должно быть у человека, отрешенного от мира, и одновременно живущего в нем.

Будто автор всеми силами стремится опровергнуть известную фразу: «Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя».

Вот русскокультурный буддист снова и снова уводит читателя во внутреннюю миграцию, Монголию, миграцию, Монголию — и это одно и то же...

Итого: для Пелевина — средний по уровню текст, который куда сильнее «5П», или «Т», но явно не дотягивает до романов «Ампир V» или «S.N.U.F.F.»

На любителя, 7-8.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чего у Виктора Олеговича много в любых книгах, так это разнообразных интеллектуальных фриков. Они везде. Как справедливо заметила блондинка Саша: «А кто сейчас не духовный учитель?» Порой у автора это доходит до абсурда. Идешь ты себе по лесу и встречаешь грибника, который дает тебе наводку на продвинутого учителя, который 100% сыграет положительную роль в твоей судьбе. Вот уж точно: гуру нашелся в лесу под корягой. Точно так, как Набокову было скучно писать про нормальные человеческие отношения, так и Пелевину, судя по всему, скучно живописать в своих книгах обычных обывателей. Все герои получились настолько продвинутыми, что понятие «обыватель» просто перестает существовать. Обыватель — это человек, который знает как «быть». При этом предполагается, что «бытие» вроде бы как одно на всех. Новое время постмодерна позволило каждому жить в своем «бытии». Физическое пространство таки осталось общим. Можно сказать, что оно умножилось на количество продвинутых, которые могут мыслить его индивидуально. При этом все остальные люди, населяющее пространство каждого продвинутого меняются согласно взглядом местного бога-хозяина. И так делают все. Каша неимоверная. Как прикажете в таких условиях осуществлять банальный обмен информацией? Но есть и позитивная сторона. Если одно «бытие» по каким-то причинам погибнет, то останется еще много запасных вариантов развития мира. Примерно столько, сколько еще интеллектуальных фриков осталось на странице книги. Короче, во время чтения последним, о чем я волновался, была судьба книжного мира. А вообще у Пелевина получилась очередная книга, которая похожа на какого-то среднего Пелевина. при чтении появляется чувство, что читаешь продолжение всего сразу. Честно слово, многие куски текста гармонично бы смотрелись в других книгах Виктора Олеговича. Есть у меня мысль, что автор тупо собирает произведения из материала, который остался от других произведений.

Структурно книга состоит из фрагментов, написанных, судя по всему, отдельно друг от друга. Фрагменты есть сильные и есть слабые. Не в том дело. В любой книге есть сильные и слабые места. Просто при чтении небольшой дискомфорт доставлял сам факт того, что границы этих довольно небольших фрагментов видны глазу. Возможно, это моя личная придурь? Тем не менее она есть, и это вызывало дискомфорт. Уж очень резко автор перескакивает с одного на другое. И вроде бы мысль была интересной, но тут она внезапно обрывается, и ты понимаешь, что продолжения у нее уже не будет. Дальше будет так же кратко и про что-то еще. А потом и это тоже закончится так же внезапно.

В итоге у Пелевина получился какой-то добротный средний Пелевин. Удовольствие при чтении безусловно было, но перечитывать или обдумывать как-то не тянет.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последние годы Пелевин конкурирует с новостными изданиями — те опережают его в злободневности и актуальности (по понятным причинам), он же берёт верх глубиной тем и раскрытием смыслов. Что их объединяет — они годами пишут про одно и то же.

Но в этом есть и некоторая прелесть — новая книга Пелевина воспринимается скорее как встреча со старым другом, всё довольно привычно и комфортно, то же чувство юмора, только шутки меняются с течением времени.

В этот раз пришлось долго ждать, когда же начнется восточная эзотерика и описания бабочки, придумывающей этот мир взмахом крыльев, когда она проснется, всё затмила тема путешествий. Приятно почитать и попутешествовать по разным городам, пусть и виртуально, но зато теперь на всё можно посмотреть как бы из-за изнанки мироздания.

Жаль только, коронавирусная тема чувствуется явной поздней вставкой. Лучше бы уж на другой год перенес — видимо, требования того самого капитализма, который автор продолжает считать неизбывным злом. Как и разделение книги на две части, впрочем

Оценка: 7
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередную книгу Пелевина я, честно говоря, читать не собирался. «Смотритель» стал, в своё время, точкой, после которой я даже второй том покупать не стал. Но «Непобедимое солнце» вышло в аудиоформате на «Литресе» одновременно с бумагой, а слушать — совсем другое дело. Я так даже «Ветхий Завет» осилил, включая невыносимо нудную священную бухгалтерию книги Левита. Ну... вспомнилось неслучайно.

Сначала — что понравилось. «Римские» главы написаны неплохо, по крайней мере, живо. Если бы чуть подробнее, да ещё если бы все персонажи от императора Гелиобала до волхвов не говорили языком современных журналистов — получился бы неплохая «типа историческая» повесть. Попытка уйти от Индии в Древний Рим — засчитана.

Собственно, это всё, что понравилось.

«Тревелог» от лица Главной Героини — это фиаско, братан. Он написан словно по учебнику «Как не надо писать книги». Только там советуют никогда не использовать диалоги для раскрытия сюжета, типа «- Здравствуй, Генри! Как поживает твой сын Джонни, который уехал во Францию и был там арестован за попытку украсть «Мону Лизу»? Ну так вот часть от лица Саши на овер 90% состоит из таких диалогов и монологов. В принципе, Саша нужна в книге только чтобы задавать наводящие вопросы, на которые следуют пространные лекции на темы истории, культуры и кухонной эзотерики. Из-за этого формата получаются казусы, вроде того, что «золотая девочка», интересующаяся эзотерикой и тусящая с актёрами-музыкантами-байкерами спрашивает «Что такое «Горящий человек»? Серьёзно?! С личностью Саши вообще беда. В тексте не видна тридцатилетняя красивая девушка. Виден пятидесятилетний усталый мужик, пытающийся изобразить тридцатилетнюю девушку, как он их представляет по инстаграму. Это было бы забавно, но из-за пресловутого Generation Gap временами Пелевин становится похож на обстёбанных им же самим в, емнип, «Empire V» старичках, которые пытаются использовать молодёжный сленг. 

Идеи... ну а что вы ждали? Если вы прочли одну книгу позднего Пелевина, значит вы прочли их все. Увы, перенос фокуса на Рим оказался чистой косметикой. Фактически же это просто слегка литературно оформленная мантра, которую Пелевин повторяет уже лет двадцать: «Ничего нет, мир иллюзия, которую ты видишь, но тебя тоже нет, ты сам — иллюзия бога, но бога тоже нет», в общем, как говорил один подозрительный иностранец на Патриарших «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!»

Книгу мог бы спасти юмор и он там есть. Ну или... Я, в общем, не большой специалист по юмору, конечно, но, по-моему, нет более верного способа убить шутку, чем объяснять её. Ну, типа «На парне была футболка с надписью Google, но присмотревшись, я поняла, что написано Goulage». Так и видится комик, вышедший на сцену в такой майке и показывающий пальцем — «Не, ну вы все заметили? Тут Гулаг написано! Да? Заметили? Как Гугл, только Гулаг! Заметили же, да?»

В общем, от «Непобедимого Солнца» у меня остался тоскливый привкус несолёной манный каши на воде. Пожалуй, на ближайшие лет пять я завяжу с книгами Виктора Олеговича.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Солопсизм

Если бы мы с тобой создавали этот мир, он выглядел бы лучше, не правда ли?

Читатель ждет уж... Отчего читатель, стопицот раз изругавший пелевинские книги, продолжает ждать от них откровений, в целом понятно, Виктора Олеговича, в силу странной аберрации, воспринимают как Солнце современной русской литературы. Не суть, что большую часть времени скрытое за тучами, такой уж у нас климат. Раз в год озарит сиянием очередного романа — мы и рады: есть кого честить на все корки в ближайшие одиннадцать месяцев. Двенадцатый традиционно посвятим догадкам, о чем будет следующая книга.

Ну вы чего, ребята? Он вообще Луна. Нет, не смущает, что в русском языке это слово женского рода и к мальчику неприменимо. Во-первых, трансгендерность в тренде. Во-вторых, вам русским по белому объясняют, что если в одной культурной традиции луна женское божество, то в другой вполне может быть мужским, а кроме того: «вышел месяц из тумана...». В третьих, эпоха Водолея, тяготеющего к андрогинной бесполости. Не в том смысле, что все мы в ближайшее время вольемся в ряды бисексуалов, а в том, что секс, в обоих главных смыслах, утрачивает позиции, которые занимал в эпоху Рыб, в чьей культурной традиции ему придавалось утрированное значение.

Да, предтече всегда нелегко: прежде твой путь усыплют цветами, после камнями побьют, хорошо еще, если голову с телом не разлучат. А впрочем, можно сыграть на опережение, что есть Солнце и Луна этого романа, как не живущие собственной жизнью головы? А как же секс во всех возможных видах? — мне возразят, — Девочка-мальчик, девочка-девочка в линии Саши; мальчик-девочка, мальчик-мальчик, мальчик-родственники и знакомые — в части Каракаллы и Гелиогабала. Да никак, это все декорации. Искать в «Непобедимом Солнце» сексуальности бесперспективно, это книга «от головы», от ума.

Не стоит видеть в нем профеминистский роман, а в «Фудзи» или «Айфаке» антифеминистские. Водолей великий уравнитель. Фигассе, уравнитель,на семиста страницах среднестатистическому читателю, который тянет лямку убогого существования в борьбе за кусок хлеба, скармливают жизнь богатых и беззаботных. Правда? Вы еще тянете? А мне кажется, те, кто начинал читать Пелевина лет двадцать назад, нынче в большинстве обустроили жизнь так, чтобы получать удовольствие от того, что делают. Не то, чтобы совершенный выход из колеса Сансары, но кое-какие базовые навыки в коллективное бессознательное заложил.

Имеющие глаза, увидели. Потому и «Вива, Фидель», буквально «привет тебе, верный». А вы думали, речь о бородатом коммунисте? Тут все так прозрачно, и бесполое, вернее обоеполое имя героини Саша, отсылающее ни много, ни мало — к Александру Македонскому, кумиру императора Каракаллы. Женская ипостась Александра Великого как-бы кольцует тему сотворения кумира в присущей главному трикстеру русской литературы охальной манере: у нас всякая кухарка может управлять государством, а любая блондинка из породы кидалтов — творить миры.

Вполне себе милая книга. И читается легко. Опять же,кое-какими сведениями из истории Рима одарит между делом (пускай Иванопуло помебелируется).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх