fantlab ru

Вадим Панов «Аркада. Эпизод третий. maNika»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
118
Моя оценка:
-

подробнее

Аркада. Эпизод третий. maNika

Роман, год; цикл «Аркада»

Аннотация:

Мир постоянно меняется. То, что недавно казалось фантазией, завтра станет реальностью, а послезавтра — обыденностью. Так люди, которые еще десять лет назад стали бы инвалидами, получают управляемые нейрочипами импланты и протезы, делающие их возможности куда шире, чем до операции. Затем уже обычные и здоровые люди хотят себя улучшить, и эта мания, оставшись без контроля, способна перейти все границы. Может ли быть здоровым общество, где разрыв в физических возможностях людей становится все больше? А если добавить к этому страшную эпидемию болезни, способной прервать вашу жизнь всего за пару дней? «maNika» — третья арка возможного 2029 года от мастера прозы завтрашнего дня Вадима Панова.

Входит в:

— цикл «Аркада»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 365

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2697 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 63% — на редкость выше среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Аркада. Эпизод третий. maNika
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая из трех. Самая целая. Самая динамичная. Есть мысль, что первые две были рабочими «черновиками», которые жалко было выбрасывать. Именно поэтому во всех трех одни и те же герои, хоть и в разном времени. Возможно название цикла — «аркада» взято от игр, и тут читатель будто играет, и в зависимости от «выпавшего» мира каждый раз проходит по своему «игру». Но суть игры одна — не дать взять под тотальный контроль население планеты. Но каждый раз, мв понимаем, что зло непобедимо, и только откладываем кризисную ситуацию. Во всех трех сюжет вокруг кризиса. И во всех его нельзя убрать, можно только отсрочить, тк власть слишком уж тяжелый наркотик для тех, кто ей обладает.

Послевкусие намного лучше, чем после первых двух. Не удивлюсь, если именно эту часть писал Маэстро, а первую и вторую — «помощники» ))) За эту часть — высшая оценка!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третью книгу цикла я начал читать аж через три года после второй, и это было поистине мудрым решением. Ибо за прошедшее время все детали стёрлись из памяти, чтобы не задаваться вопросами типа — почему все те же люди оказались в ином, хоть и подобном мире. Понятно, что это оригинальная авторская идея, но на читателя она действует скорее угнетающе. Есть ещё один момент, позволяющий рекомендовать читать книги «Аркады», делая значительные перерывы. Они в общем и целом об одном и том же, да ещё и с теми же персонажами. Забористая конспирология, пафосные речи о свободе и смысле жизни, насилие багровым фонтаном, сексуальные практики в изобилии, в том числе и те, что порицает недавний закон. Конкретно в «Манике» речь киборгах (пингерах), которых сильные мира сего из Рокфеллер-центра хотят заставить отрабатывать свои импланты (пинги) до самой смерти. Тем такой расклад не понравился, и всё заверте...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце оказалось, что нет никакой свободы, иллюзия её — вот удел орков.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вот и нету оков,

а к свободам народ не готов.

Много слухов и слов,

а народ не созрел для свободы»

В мире все носят маски, так как на планете бушует вирус — некроз Помпео, выборочно уничтожающий кости.

Мир изменился. По возвращении из других стран люди сидят теперь в настоящих карантинных тюрьмах или под домашним арестом.

Выжившие после некроза Помпео меняют кости на протезы, постепенно превращаясь в киборгов-«пингеров».

Социальная и политическая картина тоже изменилась. В Америке принят жёсткий закон против домогательств. Европа стала «тёмными территориями», где правят племенные князьки-варлорды, а островки цивилизации редки и осаждаемыми дикарями.

Технически цивилизация шагнула вперёд. Микродроны, биохакинг. Широко применяются боевые и гражданские импланты-«пинги», управляемые нейрочипом maNika. Человека можно проапгрейдить до того, что он сможет летать, погружаться на глубину или выходить в открытый космос.

Гротескно, даже карикатурно живописуются толерантно-тоталитарные и гангстерские реалии Америки недалёкого будущего.

«Крутой» киберпанк. Все, просто все, герои и героини круты, умны и сексапильны. Настолько хороши во всём, что это уже напоминает или комикс или пародию на жанр.

Клуб «стратегических инвесторов», управляющий всей экономикой планеты, хочет переформатировать мир, сделав всех людей-пингеров рабами. Ну, вот так вот они решили зачем-то. Противостоят бессердечным триллионерам самые разные персонажи. Силовики, решалы, хакеры, борцы с системой и даже некоторые идеалисты из «инвесторов».

Панов настолько увлёкся действительно интересны мироустройством и отношениями глянцевых персонажей, что совсем забыл про динамику сюжета. Чем всё кончится — понятно практически сразу. Но вот путешествие к кульминационной точке могло бы быть динамичней. А то персонажи всё больше ведут суровые переговоры (многажды), отодвигают трусики в сторону (дважды), касаются напрягшихся сосков (раза три) и опять говорят (постоянно). Две трети книги — ни одной полноценной экшн-сцены.

Концовка, конечно, мощная. Масштабная, кровавая и бескомпромиссная. Уличные бои в Америке, разрушение старого и построение нового мира. Просто какое-то пособие по устройству масштабных беспорядков! Класс!

Консервативно-реакционный по настроению, киберпанковско-антиутопичный по форме роман.

Третья итерация «Аркады». Несмотря на похожесть героев и вызовов, стоящих перед ними, мне ещё не надоело.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление такое, словно учитель русского языка записал роман Пелевина в пересказе своего сына-второклассника. Где у Виктора Олеговича изящный ход и остроумие, у обсуждаемого автора — таблички с надписями: «заговор», «коварство», «благородство». Даже не постеснялся процитировать «Протоколы сионских мудрецов»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Сообщество стратегических инвесторов формировалось столетиями, мы контролируем экономику планеты, а значит, контролируем планету, со всеми ее религиями, армиями, мечтами и творческими потугами...

Мы уже обладаем мировым господством, сынок – через экономику, я же собираюсь закрепить его и сделать незыблемым.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печаль.

Каждая следующая вещь, даже не хуже предыдущей, а... более унылая что ли. Наверное то, что неплохо работает в кино («Американская история ужасов», например) не очень подходит для прозы. Идеи в каждой из «аркад» относительно свежие, но исполнение не впечатляет. Вечно гениальный А2, вечные монологи автора о добре, зле, любви и свободе. Понятно, что это «фишка», что это не просто так... Но оно не работает, а навевает тоску. Чтение банальных моралей (наверное, тоже «фишка») Орком третью книгу подряд напоминает урок литературы в советское время. Ну, или очередной съезд КПСС тогда же.

Сюжет тоже не особо впечатляет. В первой книге интересен, в третьей навевает сон. Пальба и преображение героев в конце книги ожидаемы, как «серо-стальные глаза» крутых парней. :) Можно сколько угодно перебирать одних и тех же персонажей (тоже, «фишка» и гордость автора), делая их чуть лучше или хуже, убивая или оставляя их живыми, слегка меняя мотивацию, цвет кожи или национальность... Но по большому счету, сюжет одинаков и стандартен. Ясно, что так задумано, однако читать это в третий раз удовольствия не доставляет.

И да, весь прогнозируемый мир, при всей «аркадности» , не очень далеко ушел от анклавов. «Автор так видит», но стоит ли тиражировать свою картинку снова, и снова, и снова? Стоит наверное вспомнить слова Орка о красоте. :) Литературы, в том числе.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что имеем в промежуточном итоге. Сделав между двумя первыми «Аркадами…» шаг назад, Панов пока остается на той же позиции. Чем maNika лучше suMpa? Исключительно полным отсутствием навязчивого пафоса и назидательности. Зато все остальное – увы и ах – в третьей книге сделано очень невнятно.

Аркадный замысел Панова понятен. Но именно в maNika ему напрочь чего-то не хватило, что-то сломалось. Мастерство захромало… Герои, чьи судьбы и характеры удалось вполне прилично, со всеми подобающими тайнами и неожиданными рерайтами, перетасовать дважды, на третий раз вышли откровенно слабо, с неинтересными поворотами в биографиях и практически полностью без сумасшедших неожиданностей в историях. И даже фирменный пановский накат на финиш на этот раз не спасает, как это бывало в ТГ или в «Герметиконе». Да и нельзя точно сказать, был ли это накат, или только попытка оного…

И совсем уж эпик фейл – история Орка и Беатрис. Вернее, история их знакомства. Еще вернее то, как эту историю автор рассказывает. Рояли у Панова из кустов, ясное дело, выскакивают постоянно. (Сериальный жанр, из которого на 90 процентов состоит его творчества, не просто позволяет, но обязывает). Но никогда ранее он их туда не затаскивал лично, пыхтя, обливаясь потом, и путано объясняя читателю, чем именно он занимается. Про Орка и Беатрис получилось именно так. Сам же рояль при этом склеен из паршивейшего картона...

Впрочем, оценка та же, что и второму тому. Твердая школьная четверка. Остальное – личное брюзжание из желания видеть у одного из любимых авторов книги, уровнем повыше отчетной.

И, кстати, пожалуй, maNika бы лучше читалась первой в цикле, а не третьей. И уж точно лучше – единственной.

Вернемся еще раз к промежуточному итогу. Первая книга была хороша. Просто хороша. Вторая – хороша идеей пересдачи карт. Третья… третья не принесла ничего нового. Идея – все идеи – стали пробуксовывать, и я даже не могу предположить, какой ход способен вдохнуть жизнь в серию. Хочется верить, что это знает Панов.

Тем не менее (вернее, именно из-за веры в пановское знание), электронную версию maNika, как и первых двух частей, сохраню. Во всяком случае, пока.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх