FantLab ru

Джек Вэнс «Умирающая Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
674
Моя оценка:
-

подробнее

Умирающая Земля

The Dying Earth

Другие названия: Mazirian the Magician; Волшебник Мазириан и другие повести

Роман, год; цикл «Умирающая Земля»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 97
Аннотация:

“Умирающая Земля” – это сборник новелл о мире, в котором Солнце, освещающее древнюю Землю, медленно угасает, что впрочем не мешает людям наслаждаться жизнью, а страстям закипать с той же яростью, что и в дни молодости нашей планеты.

Туржан Миирский, волшебник Мазириан, прекрасная Саис и благородный Этарр, Лайан-Странник, Кандайв Золотой и Юлан Дор, Гвил из Сфиры… истории этих и многих других людей стали историей, быть может, последних дней Земли.

Примечание:

В авторском варианте, впервые опубликованном в 2002 году, книга называется «Волшебник Мазириан» и заглавная новелла идет первой.


В произведение входит:

7.34 (479)
-
7 отз.
7.51 (521)
-
9 отз.
7.63 (433)
-
4 отз.
7.66 (431)
-
4 отз.
7.67 (421)
-
5 отз.
7.57 (411)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Роман

Похожие произведения:

 

 


Хозяева Драконов
1991 г.
Китайский агент
1992 г.
Вечная жизнь
1993 г.
Последний замок
1993 г.
Умирающая Земля
1995 г.
Умирающая Земля
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Глаза чужого мира
2009 г.

Аудиокниги:

Умирающая Земля
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Dying Earth
1950 г.
(английский)
The Dying Earth
1976 г.
(английский)
Tales of the Dying Earth
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писать хвалебные рецензии всегда тяжелее, чем ругательные. Все фразы сразу кажутся ходульными и неискренними. Думаю, дело в школьных сочинениях, во всех этих «автор блестяще показал» что-то там… Годы практики делают свое черное дело и стоит расслабится как мысли сворачивают на привычную колею. Что ж постараюсь по крайней мере в этом отзыве подобного избежать.

В предыдущих рецензиях говорилось о декадансе. Думаю, определение не совсем верно. Декаданс это явление рубежа веков, выражение болезненного ощущения кризиса цивилизации.

В Умирающей Земле мы скорее можем наблюдать за гибелью старинной прекрасной каравеллы. Слишком старая чтобы куда-то плыть, она с достоинством погружается в бездну. Ее экипаж понимает, что борьба бесполезна. Но матросы не ощущают отчаянья, она давно смирились и теперь пытаются с толком провести оставшееся время. Согласно вкусам одни придаются тонким удовольствиям другие грязным порокам.

Это мир умирающей Земли.

Я не могу рекомендовать эту книгу любителям лихого сюжета. Рассказанные автором истории, при всей их занимательности, требуют неспешного, вдумчивого чтения. Вэнс мастер описания, мастер порой избыточной, но роскошной детали. В его новеллах мечты, грезы торжествуют над разумом.

Что еще добавить? Кроме прочих своих достоинств Вэнс для меня выдающийся творец имен и названий.

Как часто приходится видеть авторов которые столкнувшись с необходимостью назвать героя или место набивают первый пришедший в голову набор букв. Вэнс настоящий художник вымышленных слов. На немногих страницах Умирающей Земли можно собрать целые грозди замечательных названий каждое из которых способно захватить воображение и увлечь его для собой…

Но довольно слов. Если вы готовы увидеть как над заливом Тенеброза выступает в океан мыс Печальных Воспоминаний, и когда солнце окрашивает небо в красный цвет, а горы в черный, мыс, кажется, спит на воде, как древний земной бог… я не смею вас задерживать.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Эта маленькая сфера с лёгкой плесенью жизни на своей корочке многое видела за срок своего существования. Биллионы людей жили и рассыпались в прах, не раз с её поверхности взлетали к звёздам космические корабли, а оставшиеся десятки раз обрушивались в варварство. Десятки лет, сотни лет, тысячи лет, миллионы лет... Многое было. Континенты собирались и рассыпались. Рассыпались человеческие общества, и собирались вновь. Миллионы городов возносили свои шпили и небоскрёбы в голубую вышину — чтобы обрушиться в всепобеждающий прах... Сколько прошло? Семь миллиардов? По меньшей мере. Солнце, наше ласковое, небольшое золотое Солнце состарилось, набрякло, обрюзгло, и вот поверхность Земли уже осыпали не жёлтые, а красные лучи.

Семь миллиардов лет от нашего времени — чудовищный груз для голубого, истощённого, уже рыхлого от старости шара. Он многое пережил, ветра, дожди и человечество сгладили и смазали рельеф, океаны лениво плещуться в своих берегах, зная, что им не суждено найти новые очертания, леса и болота покрывают опустевшие равнины, по которым бродят многочисленные уродливые создания прежних миллионолетий. Да, здесь даже остались люди — или их потомки, жалкие тысячи, которые жмутся друг к другу, и ожидают неминуемого конца. О нашем с вами времени не осталось даже смутных воспоминаний — всё перекрыли бесчисленные века иных времён. Кто-то погружается в науку и нечто, называемое «магией», кто-то предаётся плотским наслаждениям, кто-то попросту бесчинствует. Но все они знают — несмотря на все миллионы лет жизни это — конец. Больше ничего не будет, и холодный, искалеченный шар Земли, покрытый руинами и застывшими костями последних живых, устремится в вечную тьму...

Вот именно это и делает «The Dying Earth» классикой. Да, относительно молодой Вэнс черпал своё вдохновение, по всей видимости, в «Zotick» бессмертного Кларка Эштона Смита, но постарался сделает его более оптимистическим. Это действительно декаденс — не антиутопия, не постапокалипсис, а именно декаденс, медленное, печальное и светлое умирание, осознание, что всё уже позади. Победы, свершения, открытия... Не знаю, как, но автор смог между строк вклинить в воображение, в самые глубины мозга эту атмосферу и образ умирающей Земли, смерти дряхлого от груза своего прошлого человечества. Жалкие горстки людей — и осколки былого величия, заброшенный город Ампридатвир, Музей Человека, развалины циклопических некогда городов Алкоэса... Дух захватывает от ощущения миллиардов лет истории.

Конечно, с формой подачи у Вэнса есть некоторые проблемы. Это, по сути, сборник новелл, написанных классической фантастико-приключенческой манере, например, того же Роберта Говарда. Унаследовал он от эпохи журналов для эскапистов романтический флёр, который, правда, украшен красными лучами набрякшего Солнца. Один из немногих случаев, когда «рамка» важнее и сюжета, и персонажей, поэтому в этом плане не ждите от «The Dying Earth» прорывов. Не всё ясно и с магией. Казалось бы, многое похоже на остатки древних технологий, например, Панделум тянет на ИИ, да и Ампридатвир являет собой просто воплощение технократической мысли. Но Вэнс явно не звморачивался, и, по моему, сам не определился, идёт ли речь о чистой науке, или о магии — это уже суть не важно. Важно знать, что за этими романтическими образами стоит яркий и глубокий мир.

Давайте ещё раз: болота, тихие шелестящие леса, аккуратно плещущиеся океаны, рассыпающиеся остатки огромных городов, освещённые красными лучами гаснущего Солнца... Жалкие остатки древней расы, одни из которых приняли в себя отцеженное зло и пороки миллионов поколений, и иные — кто, несмотря на неминуемую смерть, жаждет Жизни и Знания... Именно это и есть — классика.

Оценка: 8
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотел было написать отзыв типа «А что тут писать? Спешно бежать ЧИТАТЬ надо!..» — но потом понял, что это неконструктив... Но всё равно я многого не скажу — для того, чтобы выразить свои эмоции от этой книги, мне пришлось бы пересказать её всю.

Итак. Прежде всего хочу предупредить кое о чём. Если Вам нравятся книги, в которых наплыв эмоций, тонкие, неуловимые намёки на не очень понятные с первого прочтения, но, видимо, не дававшие покоя автору во время работы над книгой образы и настроения (т.е., для того, чтобы их понять, нужно «попасть в ту же струю», что и автор)... в общем, всё это — полностью ЗАБИВАЕТ сюжет (собственно, он вполне себе умещается в пол-абзаца)...

если Вам нравится поэзия декаданса (русский «серебряный век», и иже с ним)...

если Вам нравится, когда всё это разбавлено достаточно циничной, и отчасти болезненной (видимо, от чрезмерно утончённого восприятия действительности) иронией...

...тогда это — «Ваша» книга. В противном случае — даже не прикасайтесь, ибо мало что будет понятно (и вряд ли так уж понравится). Если же Вы цените в книге прежде всего динамичный сюжет (экшн, драйв) — тоже не прикасайтесь; здесь этого и в помине нет...

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В упадке есть что-то величественное, заставляющееся задуматься о быстротечности времени и том, что в итоге все под этим Солнцем конечно... Собственно, как и само Солнце. Правда, для нас это — чисто гипотетическая возможность. Другое дело жители мира, который рисует Джек Вэнс.

Этот сборник новелл, насколько мне известно, был первым произведением писателя, но при этом стал значимой вехой в развитии как жанра НФ, так и фэнтези. Шесть историй. Шесть персонажей. И постепенное погружение в причудливый и увлекательный мир Умирающей Земли. Мир, где магия сочетается с странными, полузабытыми технологиями, а древние боги обитают в заброшенных мегаполисах. И полностью подтверждая тезис о бытии, определяющем сознания, люди, населяющие этот мир, не менее причудливы. Волшебники, авантюристы, воины, создания, выращенные в магических чанах... Все они живут и действуют по законам, которые диктует окружающая их действительность.

Все рассказы написаны с достаточной выдумкой и умением, хотя первые два кажутся мне несколько слабее четырех оставшихся. Они носят гораздо более камерный характер, не раскрывая мира, придуманного автором, во всей его своеобычной красоте, но уж зато потом с этим становится все в порядке.

Конечно, можно было бы еще долго расписывать особую атмосферу, которой наполнены рассказы, ту чуть уловимую иронию, которая сквозит почти из каждой строчки, общее обаяние придуманного мира. И все это была бы правда. Но лучше подвести итог: «Умирающая Земля», без сомнения, является одним из тех ярких и самобытных произведений, которые делают честь не только американской, но и мировой фантастике в целом.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не верится. что этот шедевр «сайенс фэнтези» был опубликован в 1950 году, а написан ещё раньше, когда самые лучшие фантасты ещё развлекались пересказами Конана-Варвара (не хочу сказать ничего плохого про Говарда), Джона Картера (я высоко ценю Э.Р.Бэрроуза) и рыцарских романов Артуровского цикла.

«Умирающая Земля» не просто на голову выше фэнтези того времени, эта книга до сих пор читается как суперсовременная по эстетике и повествовательным тактикам.

Замечательный приём — не давать сюжет в подробном развёртывании, а намекнуть на него в нескольких деталях, разжигающих воображение, и идти дальше. Мы не узнаем ни тайну Панделума, ни историю безымянного старика с флейтой, ни многое другое, но мы можем довообразить это, и такая недосказанность приджаёт «Умирающей Земле» поразительную глубину, сравнимую разве что со скрытыми безднами Лавкрафта.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение... Странное и странно захватывающее... Как сказал предыдущий автор, есть в упадке что-то завораживающее...

Есть своя прелесть и свой собственный, неповторимый «сладкий запах разложения»... этакий декаденс...

Если бы не этот момент, стал бы я читать такую «мутотень«! :wink: Однако, чем дальше я увлекался в повевствование, тем больше мыслей всяких и разных всплывали в моей голове, что в конце концов, заставило меня дочитать до конца и даже почувствовать некотрое чувство удовлетворение от прочитанного, правда весьма странное...

А вообще, главное здесь — проникнуться НАСТРОЕНИЕМ, АТМОСФЕРОЙ, ПОЧУВСТВОВАТЬ этот ТЛЕТВОРНО-СЛАДКОВАТЫЙ запах РАЗЛОЖЕНИЯ, полного распада...

В общем, вещь на любителя, что называется, однако мне, странным образом, даже где-то понравилось!

Если, взяться за продолжение (другие работы автора), то пока не могу, что-то останавливает...

Может нужен особый вид восприятия реальности?

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная, штучная сага об уэллсовской Земле конца времён. Солнце то и дело подрагивает в конвульсиях, вот-вот закончится эра человека, мир превратился в разрозненый конклав территорий на Юге, Севере и т. п. Повсеместно в ходу магия (которая когда-то давным-давно была в почёте, а теперь только осколки, вычитанные из старинных манускриптов). Те, кто «не догнал», «не въехал» — не тормоза по жизни, не дураки и не маргиналы. Им просто не дано. Величественный памятник фэнтези, штучная, изумительная вещь. Оценка — высшая. Никто из писателей и близко не подполз к основанию этой титанической пирамиды.

Туржан Миирский — практикующий колдун Туржан пытается найти секрет вдохновения души в големы из чана. Это кабздец как непросто, но в конце концов на свет появляется Т’сейн.

Волшебник Мазериан — Мазериан, колдун, поймавший в свои ловушки многих волшебников Умирающей Земли, в том числе Туржана Миирского, сам попадает в смертельную ловушку, пытаясь поймать прекрасную девушку.

Т’сейс — Т’сейс, неудачное творение из чана клонов Туржана Миирского, обретает смысл жизни и понимает, что прекрасна.

Лайан-странник — Лайан, проходной персонаж Умирающей Земли, получает в распоряжение любопытный амулет. Может быть, этот амулет спасёт его при встрече с Чаном Неминуемым.

Гвил из Сферы — Мальчишка Гвил рос оч. любознательным и задавал оч. много неумных вопросов. Так ему и надо — Гвил был изгнан навеки, это изгнание дало ему ответы на вопросы и подарило любовь. Невероятная сцена с пляской Смерти — выдающийся шедевр, не знаю ничего подобного в литературе, оценка 20 из 10-ти. Потрясающе!

Юлан Дхор — самый слабый, на мой взгляд, рассказ из сборника, всего лишь 9,5 из 10-ти. По-моему, чересчур конкретно, какая-то бестолковая цель, если честно.. Зато мельком присутствует принц Кандив Золотой (не молодой человек, судя по тексту).

«Умирающая Земля» Джека Вэнса — невероятно красивый бриллиант в россыпи сокровищ мировой литературы фэнтези. К упомянутому циклу рассказов примыкают 2 повести о Кугеле и новеллы об «Риалто Великолепном». Всё вместе — даже не знаю с чем сравнить. Блестящая сага. Джек Вэнс не нуждается в моих похвалах, тем не менее — снимаю шляпу. Невероятный цикл. 10 из 10-ти. Есть ещё антология др. авторов по мотивам, называется «Песни Умирающей Земли».

Постскриптум: забыла написать, есть ещё клёвая вещь, «Человек бредущий» Валерия Вотрина, несомненно, вдохновлённого на творчество Джеком Вэнсом. Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика в самой нетрадиционной ее ипостаси. Здесь нет заведомо плохих и хороших, нет даже четкого определения, что хорошо, а что — плохо...

Читателю, словно колода карт, предстает сборник о закате планеты. И каждая карта, каждый рассказ имеет очень много толкований... Будьте готовы задуматься, улыбнуться, погрустить... Да, пожалуй, грусть здесь и превалирует... Это как бабье лето — когда последние теплые деньки вот-вот безвозвратно уйдут, но ты пока еще способен ощутить их красоту, вкус печально улыбнуться, прихлебывая горячий кофе.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кому-то «Умирающая Земля» может показаться всего лишь навсего красивой сказкой. И нельзя сказать, чтобы это было не совсем так. Однако, такие сказки хочется читать и перечитывать снова и снова! И не ради каких-то сюжетных коллизий. Нет, эти новеллы совсем не о том… Сюжет для них – вещь второстепенная, тогда как первую скрипку играет атмосфера. И какая атмосфера! Увядание, печаль, щемящая душу, болезненная красота. И всё это воплощено с ярчайшей, неподражаемой фантазией и непреходящей тоской по погибающему миру. За яркими, красивыми пейзажами безошибочно угадывается очень долгая и печальная, полная побед и поражений история старой Земли. Впрочем, финал у всех эпох один; и финал этот неизбежен… и победители и побеждённые – перед ним все едины.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странноватый роман, читать который поначалу очень непросто. Первая глава про Туржана Миирского напомнила бородатый анекдот про медведя, который шел по лесу, увидел, что горит машина, сел в нее и сгорел. Так и здесь. Жил-был волшебник, узнал про другой мир, полетел туда и нашел себе красивую девку. Вот и сказки конец. Я уже было подумал, что надо с этим романом заканчивать, но пересилил себя и покатил дальше. А чем дальше, тем, действительно интереснее, а последние главы так и вовсе очень сильные.

В целом это был бы обычный фэнтезийный роман с налетом легкой постапокалиптики, хотя и один из первых. Наверное под впечатлением этой книги Фред Сабархаген писал свой цикл про конец Земли. Но есть здесь и забавные интересности. Во-первых, герои. Умирающую Землю населяют очень странные, полубезумные персонажи, которые с легкостью убивают друг друга направо и налево, мучают, пытают и занимаются прочим непотребством. По сути человечество выродилось и эту книгу можно было бы назвать «Вырождающаяся Земля». Нормальных персонажей практически нет и в основном это девушки. Да и то я подозреваю, что они нормальные только от того, что автор пишет о них мельком. В конце книги Венс устами Хранителя Музея Человечества роняет такую фразу:

»...сейчас, в последние быстротечные мгновения земной жизни человечество медленно гниет, точно перезревший плод. Вместо того чтобы преобразовывать мир и подчинять себе, мы предпочитаем дурить его при помощи колдовства.»

Интересная мысль даже не с точки зрения этого самого вырождения, а с точки зрения развития самой фантастики. Ведь многие считают, что жанр «фэнтези» — это и есть выродившаяся научная фантастика. И вместо футурологии, фантасты начали выдавать на гора бесконечные истории про эльфов и орков. А можно даже подумать и про весь наш теперешний прогресс, когда вместо прорывных технологий некоторые корпорации 4-й раз подряд выпускают один и тот же смартфон под видом нового, а бизнесмены и простые люди думают не о том, как побороть голод или смерть, а о том, где бы найти халявную электроэнергию, чтобы установить пару компьютеров для майнинга криптоволют. Венс и описывает таких же «великих» волшебников, которые тратят свои силы и умение на создание террариумов, где за уменьшенными людьми гоняются мухи.

На мой взгляд в этой книге мало отсылок к славному прошлому человечества. Лишь в двух последних частях мы видим летающие машины и прочие реликты расцвета Земли на фоне безумных религиозных фанатиков и демонов-мутантов. Наверное, Венс мог бы сделать этот роман более красивым и захватывающим, чтобы откуда-нибудь торчала голова статуи Свободы. Но он решил сделать зарисовку, шаблон для многих и многих авторов, которые решат, что неплохо бы слепить воедино постапокалипсис и магию.

С точки зрения изучения развития фантастики этот роман читать нужно. Он иногда интересен. Но не ищите в нем каких-то глубин и откровений, также как и слишком захватывающего сюжета, битв и интриг.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас кому-то этот цикл рассказов может показаться похожим на «Фоллаут» или проект «Сталкер», а вот мне он сразу напомнил умирающий Марс из одноимённых хроник Р. Брэдбери. Напомнил, разумеется, своей атмосферой! Отчего такое совпадение? Обе книги написаны в одну эпоху, более того, практически в один и тот же год! Вероятно, что-то такое витало тогда в воздухе, что-то величественное умирало и отмирало, и оба Мастера по-своему почувствовали это...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Умирающая Земля» — отличный, неординарный, сборник рассказов, с яркими и совершенно различных между собой героев, в независимо от качеств, каждому отведенна своя роль и место в мире созданным автором. Своебразный, с особой атмосферой мир, где магия пересекается с наукой. Мир, где будущая земля проживает может последние годы, но у людей всегда есть надежда и никто им не мешает верить....

Очень понравились: Юлан Дхор и Гайял из Сферры, которые ищут ответы на все вопросы, — находят свое ...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Исключительно приятный сборник новелл о далёком будущем планеты, которая на подступах к апокалипсису.

Любопытно посмотреть, как ведут себя герои разных мировоззрений, желаний и судеб. Только вот стремления у них похожи — выжить, сохранить себя и достичь лучшего, чем есть на данный момент. И неважно, что скоро ничего не останется, что солнце погибнет, забирая с собой всё вокруг — важно, что они живы, в их груди бьётся свободное сердце. А значит есть смысл во всём, что они делают, есть Смысл жить и есть время, чтобы приобрести этот Смысл.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Собрание историй про умирающую Землю вызвало ассоциации с тургеневской идеей «Стихотворений в прозе» (понимаю, звучит дико, тем не менее).

Образы проплывают как облака, и строки скользят в сознании так легко, как умеют скользить хорошие стихотворные строки, — это поэзия, которая и Апокалипсис может сделать прекрасным.

Текст многоцветный, наполнен светом и тенью, красивая книга.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — не цельное произведение, а как бы сборник из нескольких небольших рассказов, связанных лишь временем действия (очень далекое будущее), да местом действия (наша матушка Земля). Рассказы впечатляют своей какой-то мрачной внешней красотой и богатым фэнтезийным антуражем, но больше в них ничегошеньки достойного внимания читателя, увы, нет.

Интрига прямодушна, наивна и банальна, герои никакой индивидуальности не несут и нужны автору лишь для поддержки действия, эмоциональной стороны, впрочем как и хоть каких-нибудь мыслей или идей, в произведении просто нет. Как говаривал Ник Перумов, когда представлял свой «Армагеддон» в России: «Эта книга для американцев, притязательный русский читатель в ней ничего не найдет». Кажется, эти слова справедливы и для данного произведения.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх