fantlab ru

Святослав Логинов «Филолог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
251
Моя оценка:
-

подробнее

Филолог

Повесть, год (год написания: 2011)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Далёкое будущее, отстоящее от наших дней на много тысяч лет. Человечество освоило миллиарды галактик и решило все проблемы, кроме одной: чем могут занять себя всемогущие люди? Но перед молодым человеком по имени Верис такой вопрос не стоит. Он — филолог.

Примечание:

Повесть передана «Лаборатории Фантастики» специально для свободного размещения.

Также она размещена на author.today.

Если вы хотите сказать автору «Спасибо» и поддержать его творчество, сделайте это:

WebMoney: R130040164057 (рублевый), Z321671511619 ($), E133254019271 (€)

Яндекс.Деньги: 41001953104359

QIWI кошелек: 9213403884

(номера кошельков предоставлены Святославом Логиновым)

Обращение к читателям в ЖЖ автора: первый, второй и третий.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 137

Активный словарный запас: средний (2836 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)


В планах издательств:

Филолог
2019 г.

Издания:

Многорукий бог далайна
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычная повесть. Неторопливая, тягучая, но интересная.

В полной мере фантастическая — так как рисует картины далекого будущего, бессмертия и освоения Галактики. Люди стали как боги, потеряв по пути нечто очень важное. Странный мир, утопичный и антиутопичный одновременно.

Вместе с тем повесть наполнена филологическими изысканиями и рассуждениями. Но не совсем обычными — главный герой, искренне интересуясь этой темой, вынужден многое додумывать и выуживать из крупиц оставшейся информации. Получается занимательно, витиевато, далеко не всегда правильно, но всё же со вполне осмысленными выводами. Даже если они неправильны — с нашей точки зрения.

О чём эта повесть? В самом широком смысле — о поиске своего места в жизни и о богоборчестве. Линия с матерью главного героя не даст соврать. Одновременно это размышление об обществе, его развитии и стагнации. Настоящее развитие возможно только в преодолении, а технологический рай отравляет своих обитателей — впрочем, жизнь обычных смертных явно не лучше.

Мне понравился главный герой, его искренность, лёгкая наивность и отчаянное упорство. Ответственность и любознательность. Мне понравились главы на изменившейся Земле — щепотка чего-то настоящего в окружавшем ранее героя искусственном мире. Мне хотелось верить, что главный герой, в силу своего особого положения и личных качеств, многое сделает для мира и оказавшихся на его пути людей.

И мне не понравился финал. «Ружьё на стене» выстрелило, но я-то ждала позитивных, фундаментальных изменений, а не вот это всё. В чём-то финал, конечно, логичен — но при этом банально, невероятно несправедлив. Впору говорить о дешевом манипулятивном приеме (всё ради того, чтобы под конец пробить читателя на эмоции). Но разумеется рассуждать об этом я не буду — только снижу свою оценку, ибо не люблю подобные приёмы до крайности. Даже логичные и профессионально написанные.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сплошная Задорновщина, простите. Книжка должна быть сбалансирована, должна увлекать, а не спотыкаться на каждом слове глупыми обьяснениями и вставками прибауток.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассуждая о целях и мотивах творца, человечество издревле тешило себя иллюзиями. Больше всего ему хотелось бы верить, что его создали по причине любви творца к своему творению, а не, скажем, для прокормления злобной каракатицы. Я думаю, создали чисто для прикола, так что не стоит искать в этом акте глубинного смысла. А сам человек – не любимое детище, а подопытный кролик, к которому относятся иногда – с брезгливым любопытством, а по большей части — с глубоким равнодушием.

Творец – это существо всемогущее, а, как известно, безграничная власть – синоним безграничной скуки. Вечность за вечностью проводил он в бессмысленной погоне за неизведанными ощущениями и творил подобных себе сущностей, таких же бессмертных, как и он сам. И вот создал он уродца и изгоя, ходячее несовершенство в мире совершенства, создал по образу своему и подобию, но смертным, чтобы хотя бы глазами своего творения, опосредованно, смог он понять, что это на самом деле такое — смерть. А еще потому, что обожал психологические эксперименты и обладал извращенным чувством юмора.

Представим, что человек вдруг получил бы право вершить судьбу своего творца. Как поступить человеку? Возблагодарить творца за полученный дар – жизнь, пусть короткую, жалкую, жестокую и отвратительную, но все же жизнь? Ведь иначе человека и вовсе на свете бы не было.

Нет, не исполнится человек ни любви, ни благодарности. Умышленное лишение бессмертия – это то же убийство. Обрекший на гибель свое собственное детище забавы ради – сам не достоин жить дальше. Око за око, зуб за зуб. Безвинно приговоренный к смерти вправе вынести приговор своему убийце и привести его в исполнение.

Возможно, наш творец нуждается в прощении гораздо больше, чем мы сами.

Повесть Логинова бесспорно стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы не согласиться с автором.

В заключение мой топ 5 цитат из области псевдофилологии.

«Бедняга не умеет говорить, он нем, немец. Другое название немца – германец, тот, чей разум герметически замкнулся в себе из за невозможности говорить с другими людьми.»

«Жить в зАмках нельзя, в крайнем случае, там может обитать спящая красавица. Древние были не просто мудры, но и предусмотрительны. Они понимали, что красавица безопасна, только покуда спит зубами к стенке. Когда красавица не спит, её полагается держать под замкОм, в тереме. Терем – слово однокоренное с тюрьмой. »

« «Опекать» – печь аккуратно, следя, чтобы продукт не подгорел и пропекался равномерно со всех сторон. Первым известным из мифологии опекуном была баба Яга, пытавшаяся засунуть Ивашку в печь. »

«Закон – то, что находится за коном, то есть, за пределом. Законность – синоним слову беспредел. »

«А служили в храме Зевса жрецы. Тут и филологом не надо быть, чтобы понять, уж эти то жрать умели.... Перед Верисом сидел вовсе не перекормленный бездельник, а жрец, жрущий от имени всех людей, человек, благодаря которому народ счастлив. »

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно согласен с автором — это самое спорное его произведение. Я вот довольно много прочитал книг и немножко представляю, какие сюжеты в мировой литературе встречаются, но не могу припомнить, чтобы хоть кто-нибудь когда-нибудь за всю историю литературы использовал тот сюжетный ход, на котором автор построил свою вещь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
матереубийство. Был, конечно, такой Эдип, но даже он не был столь жесток.
С одной стороны, сюжетный ход вполне заслужен героиней, с другой, приводит к логическому финалу ГГ (а какой ещё финал у него мог быть, учитывая содеянное?). Только, по мне, вся история не стоит выеденного яйца, если спорный авторский месседж
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(типа: «не суди родителей и да не судим будешь и будешь жить долго и счастливо», — спорный, ибо судили, судят и будут судить несмотря на всякие интеллигентские увещевания и общественное порицание)
нужно проталкивать в головы читателей с помощью таких сюжетных ходов.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная печальная повесть. Ну да, потребительское человечество, заполонившее мир. И все балдеют, точнее, кайфуют. Только главный герой немного не попадает в струю. По идее, от этого человечества давно должны были отделиться те, кто хочет странного. А может, и отделились, только никто об этом не знает?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно великая вещь.

Во время прочтения память постоянно свивала нити связей с рассказом Х.Л. Борхеса «Бессмертный», в котором бессмертные люди «... придя к выводу, что всякое деяние напрасно, решили жить только мыслью, ограничиться созерцанием.» У Логинова наоборот — под защитой собственной программы человек обезумел в своем желании разрушать и создавать, создавать и снова разрушать, не видя в этом никакой пользы, кроме удовлетворения своего любопытства. У Борхеса, в итоге, бессмертные нашли способ избавиться от бесконечной жизни; в «Филологе» вопрос смерти принял поистине ужасную форму.

Лично меня немного смутило непоследовательное повествование, но оценка все равно — 10! Браво автору!!!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения получилось сравнение с «Полуднем» АБС. Только Стругацкие писали мир, где хотелось бы жить, а у Логинова мир более возможен.

Ни в коей мере не согласен, что это антиутопия.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я вспомнил Кларка, Город и Звезды. Вообще сама идея мне очень нравиться — со всем может справиться человечество, если только вот останеться человечеством. А так — Год Лемминга, Солдаты Вавилона, Сильверберг — выбирайте, какая антиутопия станет реальностью...

И что будет эволюционировать за нас, когда у человека будет все? Скайнет?

Текст тяжелый из-за обилия лингвистических оксюморонов, но стоит привыкнуть — и текст уже не видно, внутренний плейер начинает играть видео, а для меня — это критерий хорошей книги.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старое доброе переложение легенды о Прометее.

Вот только Прометей — не титан, не полубог, не герой, а обычный человек, терзаемый комплексами и желаниями, из коих самый главный — желание слушать слова и понимать их. И делать выводы, всегда ли правильные?..

И смертный, к тому же...

Вообще, темы слов и смерти (как и ее отражения — бессмертия) красной нитью проходят сквозь всю повесть. Вначале было слово. И не одно. А в конце — смерть, и тоже не одна. Все как в жизни.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень много всего намешено. Это и пародия на языкоизыскание некоторых любителей, и попытка нарисовать другого, изменившегося человека и любовная история. Самое сильное, что я увидел это изображение будущего для «человека играющего» беспечного в своей игровой среде, но абсолютно эгоистичного и не способного жить в среде нормальной. Когда здоровые люди со здоровой психикой и наличием ума настолько заигрались, что ничем не отличаются от «кучников», которые, в свою очередь, больше похожи на тупых роботов для телепатов, или на сообщество муравьев, чем на нормальное человеческое сообщество. Идея эта напомнила мне «Пандем» Дяченко. Но, там пришедщий помогать людям бог вовремя осознал свою ошибку и ушел, а здесь бежать не куда. И только один по нелепой случайности смог выжить и спасти человеческое сообщество не сорвавшееся как бездумную аппатию кучников, так и в не менее бездумную игру бессмертных дикарей.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть серьезна, умна, в какой-то мере и за душу цепляет. Правда не сразу, а по мере продвижения к финалу произведения, когда начинаешь узнавать и понимать ее главного героя, Вериса, лучше. Вот тогда-то уже и возникает стойкое чувство сопереживания..

Сама идея пересыщенного своими возможностями и постепенно деградирующего человечества отнюдь не нова, но Логинов сумел мастерски принарядить ее в новые инересные одежды, а уж находка с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
желанием бессмертной матери Вериса почувствовать и пережить смерть за счет своего, специально рожденного для этого сына
так и просто великолепна.

А вот то, что по замыслу автора должно было стать одной из «изюминок» произведения — филологические опыты главного героя по логическому осмысливанию тех или иных слов, кажется, не сработало. Опыты эти радуют читателя всего несколько страниц, а потом постепенно надоедают и начинают наоборот раздражать, мешая лучше вникнуть в смысл повествования.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжеловато, но я справился!!!!! на мой взгляд очень всё мудрЕно в повести закручено. Очень ПОЛЕЗНОЕ произведение и я бы посоветовал его большей части населения,нашей любимой матушки РОССИИ! :super:Любите русский язык :super: Вроде без ошибок:biggrin:

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение утомительное, особенно в эпоху ренессанса фрик-лингвистики. Задумка автора понятна – смешать шуточную ‘народную этимологию’ с неожиданными поворотами, свидетельствующими о проникновении в тонкую механику языка. И как идея это замечательно… только в этой музыке слишком много нот, т.е. приставок, дериватов и прочих суффиксов. Наверное, хорошо бы было это снять (в анимации) или на театре поставить – в авторском тексте филологические экзерсисы героя интонируются явно недостаточно. Самим языковедческим упражнениям, увы, не хватает того блескучего изыска, за который читатели любят, к примеру, произведения М. Успенского.

При этом ‘филологический’ план слабо связан с авантюрным футурологическим сюжетом (не случайно в самом финале никакой филологии не остается, не нужна она автору). Этот сюжет можно сравнить с домом, который в начале повести пытается строить герой: поналомано могучих дерев, кое-как они сложены, а законопачены огромные дыры этой самой филологией (т.е. мысль о языке как поддержке и опоре также понятна, но она в повести слишком головная). Находки в авантюрном сюжете интересные: в самостоятельную повесть вполне разворачивается игра мамочки героя, общество кучников показалось любопытным (в т.ч. как метафора отношений между автором и читателем)… Но сыро это все, неразвито и перебито слабоватыми измышлениями. Общество бессмертных занято исключительно тинейджерскими забавами (хотя в таком обществе задумки вроде той, что повернула жизнь Вериса, должны быть скорее правилом). Развенчание золотого века и апелляция к архаичным ценностям в данном случае просто беспомощны (я не против архаики – у того же Логинова есть, к примеру, прекрасная почвенническая повесть «Чисть»). Только в ставших классикой произведениях все это использовалась раз двадцать, наверное, с куда большей осмысленностью.

Иными словами, повесть – вполне себе на уровне, но уровень этот, к сожалению, ниже планки, поставленной в лучших произведениях Святослава Логинова.

Оценка: 6
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не осилил…

О-силить, у-силить, пере-силить. А больше никаких приставок к этому глаголу и нет. Но если у-силить – это просто сделать что-то или кого-то сильнее, то о-силить – наоборот, победить, а значит, ослабить и так далее. То есть, «у» и «о» — приставки, делающие с глаголом прямо противоположное.

Заметна явная перекличка «осилить» с «осалить». Осилить – это победить, но и осалить, где всего одна буква отличается – тоже победить. Причем, ясным и понятным образом – догнать и шлепнуть рукой – о-салить. Шлепнуть, видимо, по тому месту, где наросло сало. И тогда сразу – победа. По-беда. Вроде, как беда, но мы проходим по ней, находимся сверху, выше. То есть, выходит, беда не наша, а того, кого мы победили.

О-силил — о-салил. И там и там необходимо победить. Но в первом случае – своей силой, во втором случае – осалив, догнав и шлепнув по салу. Или все же салом? Этот вопрос требует своего изучения. Могли шлепнуть салом? Большим пластом белого с черной корочкой, потому что опаляли («палили» — от «пал», пожар, огонь) соломой, с запахом чеснока и дыма, толстым, в четыре пальца, шматом сала? В голодные годы – вряд ли. А голодный год – это тот, когда долгий процесс потребления пищи заменялась игрой в го. Го-лод. Так оно и звучит в этом слове.

Для осаливания или осиливания в моем случае мне необходимо было догнать мысль автора. Но никак не догоняю. До-гон… Гнать, догонять, перегонять, обгонять… «Гон, поведение и состояние большинства зверей в брачный период. В это время животные беспокойны, самцы нередко дерутся из-за самок, издают особые призывные звуки». То есть, до-гнать, выходит, достичь («до» — именно отсюда) состояния таких зверей в период гона. Трубно реветь, мяукать, громко кричать, призывая и созывая…

Но не о чем мне кричать, потому что состояние – не догоняю. То есть, не достигаю нужной степени возбуждения, не могу кричать и призывать читать эту книгу.

Хотя, подозреваю, она написана гениально, как и все книги любимого мной С.Логинова.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки, это еще раз про любовь...

Повесть крайне интересна филологическими изысками. Обычные слова вдруг оказались переполненны тайным смыслом. Чтение было увлекательным уже только из-за раскрытия этих тайн. Но идея привиделась в другом: по-особенно новому рассказать, что любовь не только помогает приблизиться к пониманию сути жизни, но любовь может и убить: случайно, не желая этого, в эгоистичном порыве, без мысли о последствиях «А вдруг причиню ему боль?»

Любовь матери, любовь женщины... Обо всем этом захотелось подумать по-другому

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх