fantlab ru

Максим Кабир «Медуза»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Медуза

Рассказ, год (год написания: 2020)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Артем приехал в периферийный городок из Киева, чтобы найти панно работы забытого мастера соцреализма. Панно нашлось, к радости Артема — почти целое. Приглядевшись к мозаике киевлянин разглядел среди стягов, пионеров, рабочих и колхозниц нечто очень жуткое...

Входит в:

— антологию «Самая страшная книга 2021», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший рассказ / повесть

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора

номинант
Интерпресскон, 2022 // Малая форма (рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2021
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь с ранее отписавшимися лаборантами. Задумка, касающаяся советского культурного наследия, максимально оригинальная. Автор напряг воображение и придумал нечто, что ещё не использовалось коллегами по цеху. В этом огромный плюс произведения. Также понравилась картина провинциального, медленно умирающего, городка. Бедность, жара, грязь, отсутствие перспектив и безнадёжность постмайданной Украины переданы автором просто отлично.

Главный злодей откровенно подкачал. Шаблонно, плоско и не слишком страшно. Блестящая первая половина рассказа требует чего-то более интересного, а этого нет. Отсутствует и достойный финал произведения (во всяком случае последние полторы страницы – это какая-то ерунда). В результате «Медуза» напоминает прежний вариант Исаакиевского собора (разобран при Александре I) у которого были мраморные стены и грубый кирпичный купол.

Итог: нельзя сказать, что рассказ плох. Наоборот, он мне понравился больше, чем многие другие произведения из сборника «Самая страшная книга 2021». Но всё же, прочитав последние строки истории понимаешь, насколько велик контраст между отличной задумкой и её посредственным воплощением. Перед нами тот случай, когда хороший сюжет требует новой, более удачной реализации. Мне кажется, если развернуть историю до формата повести и избавиться от картонного маньяка-психопата, то история выйдет гораздо лучше.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из ведущих авторов «тёмной волны» обратился к греческой мифологии, и название рассказа в данном случае говорит само за себя. Да, речь пойдет о той самой даме со змеюками на голове. Только забрасывать нас в стародавние времена Кабир не стал, а поведал историю из современности. Тем интереснее.

Артем приезжает в украинские гребеня в поисках старого кинотеатра «Знаменосец». Здание украшено мозаикой, над которой работал известный художник Галас. Помимо прочего, он прославился тем, что рисунки его имели двойное дно. Смотришь прямо — одна картинка. Глянешь под другим углом — и внезапно сквозь изображение проступит древнегреческий бог. Вот и у «Знаменосца» оказалось свое «лицо», скрытое от большинства людей. Лицо Медузы.

Рассказ увлекает сразу, но не мрачностью или саспенсом (до поры), а загадкой; воодушевлением первооткрывателя, когда ты вот-вот раскопаешь какую-то тайну. Советское искусство, брошенный кинотеатр с секретным изображением, рассказы местных, которые в детстве видели Медузу — и, конечно, боялись ее. Ну как тут не втянуться? Впрочем, перед нами все же хоррор, а это значит, что на некоторые вопросы герою лучше бы не получать ответов.

Кабир выдал очередной годный микс: здесь и привычная завязка для какого-нибудь краеведческого ужастика, и городская легенда, и маньячный триллер, и мистика, которая вроде и есть, а вроде и нет. Когда ты думаешь, что без труда вычислил основной источник угрозы, ситуация меняется… чтобы потом поменяться вновь. Или же нет? Это дополнительный бонус: читатель сам волен решать, что именно произошло в концовке.

Написано здорово, с яркими картинками, с запахами и ощущениями липкого лета, которые в финале сменяются совсем другими картинками и запахами, куда более неприятными. Что тут скажешь, Кабир могёт.

Отличный рассказ.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читаю очередное произведение, в котором присутствуют артефакты советской эпохи (в этом рассказе это мозаичное панно), то вспоминаю виденное мной полуразрушенное общежитие в глухом таëжном посёлке, во всю стену которого была расположена картина, изображающая оптимистичного горняка, зовущего зрителя в светлое коммунистическое будущее, которое превратилось в полумëртвое настоящее. Подобный контраст вызывает нечто мистическое в душе каждого человека, который застал советскую эпоху. Этим-то чувством и воспользовался Максим Кабир, отправив своего героя Артёма в депрессивный посёлок, на изучение панно советской эпохи в культурологических целях.

Название рассказа напрямую связано с тем, что изображено на панно. Деревнегреческая мифология и советская атрибутика породили ужасающий микс, который несёт своим зрителям смерть от фибродисплозии — «каменной» болезни, делающей тело твёрдым и бездвижным как камень. На самом деле, благодаря описанию посёлка, в котором жизнь еле теплится, создаёт нужную для рассказа ужасов атмосферу, а тут и там разбросанные отсылки к древнегреческим мифам, на первый взгляд, несовместимые с советской эпохой, порождают неослабевающий интерес.

Но не стоит ждать эффектного появления монстра, потому что «Медуза» относится к тем произведениям, в котором главный монстр — человек. Финал меня несколько расстроил, потому что жестокие открытия и события, из-за которых Артём становится жертвой сумасшедшего, не были мистичными, как я ожидал.

Но тем не менее, рассказ всё же доставил удовольствие неожиданным смешением трёх временных эпох, культурологическими отсылками и густой атмосферой. И все три элемента соединены довольно умело, что говорит о том, что автор интересный и эрудированный рассказчик.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из главных унылых историй ССК 2021.

Автор с упоением и сладострастием рассказывает нам о мастерах советской мозаики. Показывает всю глубину познаний в греческой мифологии и так уныло сливает свои же наработки в клозет, что создается впечатление, что финал к своей истории в стиле « Психо» автор приклеил в последний момент.

Замах, что набирает рассказ уже к середине (как в хорошем индийском кино) становится предсказуем. Все ружья развешанные автором в итоге выстреливают....и что? Грязные рэднеки оказываются Главным злом? А как же многостраничный экскурс в Википедию по вопросам мифологии и советского зодчества.

Влпрос — а зачем надо было городить городьбу с Медузой и прочими эллинскими ништяками — повисает в избе рэднека и так и остается висеть..

В финале все поют и танцуют. Болливуд это хорошо...А вот этот рассказ так себе ...

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, где Кабир раскрывается на всю мощь. Вот что мешает всегда так писать?

Здесь хорошо всё, тут и всякие тайны, и маниак(ставший таким не потому что он плохой) и хтоническое чудовище.

Хороший рассказ.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шорт-лист «Книги года по версии Фантлаба» в номинации Лучшая повесть/рассказ отечественного автора.

Украинская провинция, ярый поклонник соцреализма, жуткая мозаика, психопат.

Простой и внятный язык, ностальгия по временам Союза, «эстетика бубеней», глубокие отсылки к древнегреческим мифам.

Рассказ следует какону городских и детских страшилок («а кто расскажет об этом, тот или сам умрёт или папа с мамой умрут»).

Читается не хуже ранних рассказов Кинга. Даже колоритный психопат (достойный любой из хоррор-франшиз 80-х и явно претендующий на лавры одного из обитателей отеля «Оверлук») в маске сварщика крушащий молотком скульптуры, не вызывает ощущение трэша. Ну, может самую чуточку, ибо отвык я от такой непосредственности в изложении.

Я не поклонник хоррора, но тем приятней прочитать классную вещь с долгим послевкусием.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Бонусом — история из жизни

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в рассказе есть момент, где главного героя везёт непонятно куда мрачный мужик, а сотовой связи нет. Утверждаю, что всё написано достоверно, так как сам был в похожей ситуации:

Возвращаясь в город из деревни от родственников после январских каникул, я сел в автобус и начал читать. Я-то думал, что из деревни автобусы ходят только в город, а, оказывается, автобусы ходят и в другие, совсем глухие посёлки.

Вместо Самары я оказался непонятно где, так как все пассажиры автобуса куда-то разбежались, да и сам автобус уехал. С собой два телефона — связи нет. Ранним утром 10 января улочки посёлка абсолютно пусты. Я просто даже не знал, что это за посёлок. У каких-то алкашей спросил, мне сказали. Вернулся на трассу, голосую. Останавливается «копейка». Прошу за стольник добросить до кольца. Водитель соглашается. Открываю дверь, мужик перекладывает с переднего сиденья на заднее ТОПОР. Сажусь. Проехав пару сотен метров, мой водитель басит:

— Ща к матушке завернём...

И завозит меня в какой-то двор. А связи всё нет.

На этом, к счастью, приключения кончились. Выйдя от матушки, мужик довёз меня до цивилизации и мест, покрываемых сотовыми сетями. Дальше было просто.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соединение неброского очарования полуразрушенных артефактов советского прошлого и древнегреческих мифов. Не самое ожидаемое сочетание.

Мне особенно понравилась первая, реалистичная часть истории. Атмосфера захолустного городка передана мастерски, с вкраплениями современных примет времени. Да что там, я даже попыталась найти в интернете информацию о художнике Льве Галасе. Разумеется, не нашла.

Дальнейшая, более страшная часть истории малость попроще. Сумасшедший, его ужасная берлога и финал истории, оставляющий героя наедине с его сбывшимися страхами.

Рассказ оставляет после себя весьма неуютное чувство, что хорошо для хоррора. Но чисто субъективно — это немного «не моя» история.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тени-змеи, неясно чем порожденные, копошились в траве. За дверью кто-то раскатисто засмеялся.

Каждый раз радуюсь, когда вижу в сборнике Кабира. Можно сразу быть уверенной, что впереди ждет 100% твой рассказ!

Медуза позволяет читателю взглянуть на хоррор под другим углом! Я такое редко встречаю, когда главный злодей оказывается спрятан где-то на фоне, не показываясь в полной мере перед читателем. Это словно сидеть и спиной чувствовать, что за тобой кто-то наблюдает, что ты не один...

Артем приезжает в город Зализный, где есть уникальный кинотеатр «Знаменосец». Что в нем примечательного? Мозаика, в отличие от всего кинотеатра, была в хорошем состоянии, лишь в нескольких местах выпала плитка, да и то так симметрично, что Галасу понравилось бы. В центре панно скрестились древками два алых флага. По бокам от полотнищ взмывали ввысь ракеты, салютовали потомкам космонавты, рабочие, колхозницы и пионеры: лес рук. Это звучало скучно, но на деле – для ценителя – выглядело превосходно. Композиция безупречна, цвета первозданны. Искусная работа мэтра!

Главная изюминка мозаики раскрывалась только тогда, когда смотришь на работу опустившись на колени —в панно Лев Галас зашифровал Медузу горгону. И вот с этого момента и началась история...

Шикарный по структуре и подаче рассказ! Загипнотизированная под взглядом Горгон, забываешь как дышать. Не знаю, но это на столько потрясающе, что с превеликим удовольствием глянула бы экранизацию, если бы таковая имелась. Настоятельно рекомендую)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски написанный рассказ.

— Очень атмосферно.

Провинциальный украинский городок нарисован очень реалистично. Тем сложнее, что это произведение малого жанра.

— Интересные повороты сюжета. Мистика сплетается с триллером про маньяка.

— Непредсказуемость.

Меня, все-таки, больше зацепили картинки жаркого лета, заброшенного кинотеатра. Мозаику на стене увидел, как своими глазами. Кинематографично написано.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Профессионально качественный рассказ, где в качестве основного элемента интриги выступает не какое-нибудь чудище поганое, не требующее от автора объяснений своего существования, а реально проработанная идея. Завязка сюжета — поиск любителем архитектурных игр артефактов советской эпохи вполне достоверно изложена, а вот переход к «острой фазе» сюжета слишком прямолинеен, да и исполнитель показался психологически недостоверным — одно дело, если это активный маньяк типа Чикатило, что насобачился заманивать жертв, другое дело — лично повредившийся субъект. Вряд ли таковой способен сыграть «спектаклю».

Тем не менее, хороший крепкий рассказ, профильный для сборника.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

*голосом Картмана* Шикарно!

Замечательная история, в которой потустрононний (хтонический?..) ужас сплетается с ужасами вполне реальными.

Образ Медузы, скрытой в социалистической мозаике с пионерами, и открывающийся только с высоты детского роста, получился выпуклым и жутковатым. Так и представляются скрытые за кадром (хотя не факт, что они имели место,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и в этом весь цимес
)

истории с пропадающими/заболевающими в городке детьми. И то, как выжившие дети вырастали и забывали, приводя к чудовищу уже своих детей...

С реальными ужасами тоже все сочнее некуда: реально существующая болезнь заставляет волосы вставать дыбом без всякой мистики, и ситуация с маньяком получилась колоритной.

Что сказать, Кабир могёт!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх