fantlab ru

Ричард Морган «Хладные легионы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
263
Моя оценка:
-

подробнее

Хладные легионы

The Cold Commands

Роман, год; цикл «Страна, достойная своих героев»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Рингил Эскиат бежит от своего прошлого и семьи, которая отреклась от него, от работорговцев, которые жаждут его смерти, и, по-видимому, от самих темных богов, которые проявляют к нему интерес, но смысла в их действиях не больше, чем когда-либо. Объявленный вне закона и изгнанный с северной родины, Рингил понимает, что может направиться лишь в одно место — Ихельтет, сердце южной Империи, где, возможно, его приютит Арчет, некогда боевая соратница Рингила, а теперь — высокопоставленная советница императора. Но у нее есть собственные проблемы, как и у ее гостя, телохранителя Эгара Драконьей Погибели. И вместо того, чтобы получить желаемую передышку, Рингил оказывается в самом центре новых заговоров и сомнительных альянсов. Старые враги строят козни, былой порядок прогнил и рушится, и хотя никто еще не знает об этом, город Ихельтет вот-вот взорвется, ведь прямо с неба уже рухнул посланник былых хозяев этой земли и принес весть о том, что всему живому в мире скоро придет конец.

© издательство

Входит в:



Хладные легионы
2020 г.
Хладные легионы
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Cold Commands
2011 г.
(английский)
The Cold Commands
2011 г.
(английский)
The Cold Commands
2011 г.
(английский)
The Cold Commands
2012 г.
(английский)
À Pierre fendre
2012 г.
(французский)
The Cold Commands
2012 г.
(английский)
The Cold Commands
2012 г.
(английский)
Das kalte Schwert
2013 г.
(немецкий)
Esclusi
2013 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безумно нравится стиль Моргана, особенно та часть где он чаще всего демонстрирует бескомпромиссную жестокость. Как оказалось, эта надстройка в большей степени была характерна первой книге цикла. Да, в этой тоже все это присутствует, но уже в гораздо меньшей форме. Проблема в том, что «Хладные легионы» во многом мне напоминают переходную книгу. Скорее всего это так и есть, поэтому данную книгу просто нужно перетерпеть, чтобы добраться до следующей.

С точки зрения событий, в книге их полно, но вот в самом сюжете ничего не происходит, история практически не двигается с места. Хочу сказать, что не значительные продвижения все-таки присутствуют, но ритм данных действий ужасно медлителен, чего не скажешь о предыдущем томе. Кстати, у меня это вызывает в памяти одну ситуацию, когда автор жертвует и отказывается от серьезных шагов сюжета в пользу эпизода где временно маневрирует персонажами. Почему так? Таков путь каждой второй трилогии, своеобразный недуг. А если забежать вперед и попробовать спрогнозировать, то вероятнее всего это сделано ради дальнейших более масштабных приключений и большего количества действий в следующей книге. Надеюсь, что я не так сильно ошибаюсь и более-менее близок к правде в отношении магистральной истории и заключительный роман меня не разочарует, иначе мой следующей отзыв явно будет критическим.

В суровую и мрачную природу этой части вмешиваются боги и сопутствующие тому альтернативные пейзажи. У меня все это вызвало дежавю, когда стало ясно, что проскальзывают сходства с вселенной под рукой Эриксона и Эсслемонта. Но у них честно говоря подобное получилось лучше, чем у Моргана. В начале романа Рингил с помощью наемников нападает на караван, как мне показалось он таким образом продолжает мстить за «потерянного» родственника нежели из чувства истинного альтруизма. Это событие положит началу одной из наиболее щепетильных сцен романа, в которой он допустит групповое изнасилование работорговца Поппи Снарл. Судя по всему, в качестве акта мести и в попытке сломить ее дух. Я не зря поднял этот вопрос и поэтому специально сделал небольшой спойлер, чтобы напомнить, что роман Моргана по-прежнему не для брезгливых. В нем опять невозможно уклониться от насилия. Хочу заметить, когда Рингил допустил такое, он не получил от этого какого-либо удовлетворения или чувства победы. Более того, когда это действие было прекращено Поппи продолжила ему объяснять реальность того, что она выросла на улице и тем самым показывая, что он не сможет забрать то, что уже у нее отнято. Эта очередная сцена продолжает раскрывать тревожную сексуальную политику этого мира. Лет так двадцать назад этого момента было бы для меня достаточно чтобы прекратить чтение. У Арчет ситуация по-прежнему ухудшается и продолжает ставить ее в более опасное положение. В ней уже чрезмерно ощущается одиночество не только потому, что она последний представитель исчезнувшей расы, постоянно окруженной остатками своего вида, чье долголетие обрекает видеть смерть людей ее возраста, но и потому, что она лесбиянка. Общественная жестокость не привыкла заискивать, поэтому мужчин и женщин нетрадиционной ориентации ставит на дно социальной ступени. Все это сказывается и в итоге проводит тонкую грань между необходимостью чтить устои и наследие своего народа, империи, которую они между прочем помогли создать. Эгар Драконья Погибель, последний из главных героев, является персонажем уверенно занимающем место где-то по середине. В каком-то смысле он мне напоминает пережиток прошлого, который с годами вызывает ностальгию. Он вспоминает с неуместной любовью социальные связи откуда он родом и в тоже время изо всех сил пытается акклиматизироваться в культурном обществе. Роль Эгара в этом сюжете помогает осветить почти несуществующий рубеж между цивилизованном и не цивилизованном обществом. Его история также демонстрирует трудности, с которыми сталкиваются остальные. По сути Эгар играет роль своеобразной фольги для обоих персонажей поскольку его характеристика больше соответствует традиционному варварскому типу, для этого подойдет сравнение если вспомнить Логена Девятипалого.

Несмотря на то что была проделана огромная работа над персонажами я все равно в конечном счете остался слегка разочарован книгой. Мне бы на самом деле хотелось видеть больше увлекательного контента, различных действий и деталей, а не вот это вот все. Тем не менее романом в общем и целом я остался доволен, персонажи по-прежнему выглядят великолепно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вернулся к Моргану через тучу лет. Поскольку зачем-то взялся читать отзывы на «старое» и, как оказалось, законченное. Прочел Легионы.

Ну, что сказать про вторую книгу, в принципе — ни хорошо, ни плохо. Вышел какой-то полунуар-квест в полусредневеково-полустимпанковском антураже, с элементами ржаво-черного фэнтези. Множество бутафорских персонажей созданы либо как чисто сценографическая функция, для «атмосферки»(тот же «грозный» садист и паранойик джуниор-император, картонная знать, моряки, ветеранство, евнухи со стражей и духовенством), либо для сюжетного «родовспоможения» — героям нужно прийти к каким-то событиям, получить что-то, чтобы приключение таки обрело самосогласованное бытие, а не складывалось из цепочки случайных трактирных стычек и натужного робингудства барчука-парии. Мы не рабы, рабы — не мы, ага.

Но как-то не слишком удачно вышло, приключения здесь именно таковыми, случайно-цепочечными и остаются, а стягивает всё это в рыхлую кучу финала невидимая рука...не, не Тёмного двора или там Серого Края с жабоминогами, а длань Моргана, конечно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Версия кульминации от автора с тщательно спланированной для Гила западне от сестрицы Ситлоу, вынужденной входить в какие-то неимоверно тяжкие для нее альянсы с Темным подворьем, смотрится разочаровывающе, уныло.

Никаких остросоциальных тем, неких этических, гуманистических или эпистемологических нервов Морган не задел(даже на уровне первой книги, если я её еще не забыл напрочь). Автор просто всё так же, всю книгу «лохматит бабушку», без философической глубины, тыскыть. Самоирония и порой утомительные «интроспекции» героев в их внутренних диалогах, не заставляют гоготнуть или понимающе нахмурить лоб — держись, бро; ну ты и сказанул, чел! Разве что хмыкнуть и подумать «ну, когда ж ты, блжад, уже закончишь тухло стенд-апить, мандалай?». Извините, что-то я впал в некие заумства и велеречивость как в некоторых др.отзывах.

Немного о персах. Гил, как уже замечено, сильно выделяется из героической триады и это накладывает на него ответственность за восприятие всей книги. Совершенно упоротая дерзость Гила и немного веселила(потому что она более-менее понятна, вытекает из предыстории и «планируемого» персонажем будущего), и злила(потому что даже с такой судьбиной быть настолько раззвиздяем, ну это того... не фэнтези, а сказка про Иванушку-дурачка или Емелю-на-печи). Мысль, что он рискует не только собой, его не слишком одолевает по всему повествованию, но автор какбэ настаивает, что гоморыцарь не лишен благородства и на других ему не плевать типа.

Кстати, Гилова дерзость пред жыстоким и ужасным осударем-амператром окончательно доконала образ Джирала Грозного и сделала его каким-то гламурным рэп-ниггером в безвкусных толстенных золотых цепях, в белоснежной пушистой шубке от Гуччи поверх леопардовой жилетки, тычущим в объектив большими блестящими пистолетиками и с вульгарными телками за спиной: «слшь, ты ч ткй дрзкий, хэ? ай, красаучег, тыж мни нрависсся, бро! хоть ты и передаст». Да-да, ваша блескучесть.

Да, про передастов и про то, как «вот это вот всё шокирываит» не поныл только ленивый(или оставивший школьно-пацанские комплексы в прошлом), так что, не буду углубляться в эту темку, скажу только, что просто надо всё этакое не примерять на себя, мысленно не участвовать в описываемом половом акте — не будет и противно. Перебора в книге, учитывая условную жанровую принадлежность, нет, может, недобор обычного траха, да.

Одним словом, пока этот цикл — обычная приключалка, в целом вялая, скажем честно. Но я и не против приключалки, скорее наоборот, просто она вялая. Как там Пух говорил Сове: а у меня правильнописание хромает! Оно хорошее! Но вот только почему-то хромает.

Из пока все еще интересного, но лично мне малопонятного — Серые Края.

NB Кстати, о правильнописании. Надо отметить, что сама по себе, нерасторопность, разреженность сюжетных событий приемлема, но она озлокачествляется местами весьма неудобоваримым языком. Не знаю, насколько работу спасала Осояну, которую знатно похвалили в отзывах, но на мой вкус вышло очень так себе. Если у Моргана все эти вымученные, неуклюже «образные» и, мягко говоря, кособокие, шершавые обороты в оригинале, то ой-ой. Сразу скажу, что трансформации монаршего титула из «светлостей» в «величество» и обратно, «пароксизмы» вместо просто «приступа» не самые жирные кляксы и досадные пороки текста.

Так-так-так, что-то отзыва «всего в пару абзацев» у меня опять не вышло, потому спешно закругляюсь. Не помню, сколько я дал за первую книгу, но за эту 6 с минусом, не более.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть, часть power-up'ов и роялей. Особенно много того и другого досталось главному извращенцу всея цикла Рингилу.

Чудесное овладение аспектной бурей и прочими колдовскими техниками. Фантастическое выздоровление от чумы. Необъяснимая лояльность различных иномирских тварей. Местные божества в роли «крыши» и всякое такое прочее. Мне бы очень хотелось, чтобы все вышеперечисленное было лишь плодом больного воображения ГГ, постепенно теряющего рассудок из-за времени, проведенном в Сером мире. Потому как расклад крайне нечестный. Ведь остальные два глав героя продолжают выгребать исключительно на своем опыте и обычных физических возможностях.

Продолжение темы двенд выглядит странным сюжетным ходом. Враг без внятной мотивации, непонятно к чему стремящийся, зачем-то прицепившийся именно к этому миру, хотя в первой книге говорится что этих самых миров у двенд завались. Готовый раз за разом проливать кровь за мир, в котором даже не может жить, из-за солнечного света. Они как те злодеи из диснеевских мультиков, которые после провала внеочередного «коварного плана», сразу начинают строить следующий, не менее коварный.

Персонаж, который неизменно меня радовал своим присутствием — Анашарал. Кто бы мог подумать что эта груда металла окажется таким знатным троллем. Читать как он стебет «кожаных» одно удовольствие. Надеюсь на его более плотное общение с Рингилом в третьей книге.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу второй том трилогии «Страна, достойная своих героев» показался мне типичной промежуточной книгой, слабее первой, ценной лишь как мостик между завязкой и финалом истории. Но Ричарду Моргану откровенно удалась концовка «Хладных легионов», что заставило меня примириться с недостатками романа.

В своём отзыве на первую книгу серии я посетовал на недостаток подробности, хотелось, чтобы писатель потратил больше страниц на экспозицию, и, видимо, Морган сам думал об этом — нам лучше открывается прошлое героев, особенно Рингила, мы узнаём подробности о прошедшей войне с ящерами — мне даже подумалось, что приквел с геройствами Рингила, Арчет и Драконьей Погибели мог бы получиться крепким военным фэнтези. А вот остальная часть книги не так хороша, в ней много «воды», служит она лишь чтобы привести нас к мощному и яркому финалу, оставляющему достаточно крючков для последней книги трилогии. Персонажи ходят туда-сюда, общаются друг с другом, Эгар страдает от вспышек ярости, Рингил становится всё могущественнее, Арчет мучается от наркотической зависимости... А в итоге всё решает банальный приём — старый добрый deus ex machina пинком распахивает дверь и всё расставляет по своим местам. Вообще, бог выползает из машины несколько раз в сюжетной линии Рингила Эскиата по прозвищу Ангельские Глазки (мне нравится этот кивок в сторону персонажа Ли ван Клифа из великого вестерна Серджио Леоне), что сильно смазывает впечатление от этого героя — в какой-то момент его эпичность начинает раздражать и оттенять двух других главных персонажей.

Но Ричард Морган остаётся замечательным рассказчиком, он — по-настоящему профессиональный писатель, и этот талант скрадывает недостатки романа. Особенно он хорош с сценах битв и драк: чувствуется каждое движение противников, каждый поворот клинка, каждая эмоция сражающихся.

«Страна, достойная своих героев» всё равно не становится моим любимым произведением, но и на полку к бездумным приключенческим развлекательным книгам жанра эту трилогию не поставишь. В ней просто не хватает изюминки. Быть может, финальная книга изменит моё мнение?

P.S. «Хладные легионы» я читал заглядывая то в оригинал, то в перевод Наталии Осояну, и должен сказать, что на сегодняшний день она является лучшей переводчицей фантастики на русский язык. Наталия точна, под её переводческим пером книги безболезненно переходят во вселенную русского языка, она не удовлетворяет свой творческий зуд отсебятиной и сомнительными словесными конструкциями, чем так страдает русская школа перевода. Блестящая работа.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть-чуть скучнее, чем первая книга.

Нет, качество написания, харизматичные герои, яркость окружающего мира и зрелищные схватки — все это остаётся. Просто, сюжет несколько пустой.

Первый роман — увлекательное начало. Много непонятного, ожидание неких грандиозных грядущих событий.

А вторая книга — передышка.

Опять три главных героя движутся своими дорогами, пытаясь найти своё место в жизни. Снова, в финале, эта троица объединяется. Но, кульминационное сражение так и не происходит — видно, ещё рано.

В общем, автор просто «раздувает» объём своего цикла. Вполне можно было бы сделать дилогию, а не трилогию. Но, видно, так принято у большинства авторов фэнтези.

Ничего нового в сюжетном плане этот роман не приносит, но, все равно, прочитал с удовольствием. Хочется сразу перейти к заключительной книге трилогии.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта часть оказалась похуже первой. Сюжет провисает, поступки неубедительны, похоже что героев мотает из стороны в сторону только для того, чтобы догрести в конце-концов до финала.

Это, конечно, лучше, чем многие фэнтези, но увы, похуже предыдущей книги.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение интригующей серии.

В целом видно, что автор проделал хотя бы какую-то работу над ошибками и вторая часть получилась несколько техничней первой. Сюжет стал более внятным, действиям персонажей дано больше логики, контекст не сваливается на голову читателя внезапно большими кусками. С другой стороны, ответы на самые интригующие вопросы о мире тут не даны и надо ждать третью часть.

В общем же — всё тот же отличный дарк с нетрадицонными персонажами, лично я прочел с удовольствием.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это проклятие. Причем наложенное добрым волшебником. И совершенно не случайно Морган, со своей интуицией художника, предпослал этому роману эпиграф из «Двух твердынь» Толкина. С той книги все и началось. Причем «Две твердыни» не были никаким вторым томом никакой трилогии, но наложили свой отпечаток на все последующее развитие жанра. Вторые тома нынешних фэнтези-трилогии — это рыхлые образования с несобранным и путаным сюжетом, хаотичным развитием персонажей и невнятным идейным посылом. Ни завязки, ни развязки. Какая-то мутная движуха вместо кульминации и сплошные обещания грядущих бед вместо сурового противостояния на все деньги здесь и сейчас. Главная задача автора — сберечь героев для финального генерального сражения и не утерять внимание читателя, поэтому он играет в поддавки на два фронта, пытается усидеть на всех стульях разом и завершает книгу растерянно вопросом главгада: «Сумеем ли мы отомстить?» (Ришелье во французских «Трех мушкетерах»).

Все недостатки вторых томов присущи и книге Моргана. Плюс он еще тут и очень долго запрягает. Больше половины романа занимает описание всего пары дней, за которые с героями происходит по одному приключению. А потом сразу идет невнятная и вторичная промежуточная развязка.

Но Морган сильный мастер своего дела. Так что роман читается с жадным вниманием и практически с одними положительными эмоциями. Выгребает он за счет своего ясного эпического стиля, способного любой сложный образ и драматический узел изложить просто, выпукло, доступно. Яркие, живые персонажи — в основном второго плана (по сравнению с массовкой невероятно много рефлексирующие ПОВы выглядят просто сложными функциями). Россыпь точных деталей, позволяющих сильней вжиться в иную реальность, цельный мир, который только на первый взгляд кажется схематичным, но обладающий прочными глубинными связями. И пусть на уровне метасюжета роман рыхл и разворочен между началом и финалом трилогии, но внутренне это едва ли не самая цельная книга Моргана.

Чего мне по-настоящему не хватило, так это бонусов, которыми один из моих любимых фантастов всегда насыщяет свои произведения. Ведь он пишет боевики со многими смыслами. Всегда над страницами его книг задумаешься о путях развития человечества, загадках мироздания, существовании жизни на Марсе... И тому подобных приятных мозговых почесушках, которые не отвлекают, а выгодно дополняют выдуманную автором реальность. Но в «Хладных легионах» все сосредоточено на текущих событиях и внутреннем мире героев, а тут книга особой оригинальностью не блещет. Безусловно, Морган отлично описывает, как мужики стараются нашинковать друг дружку заточенными железяками, но душа просит несколько большего. Вся надежда на третий том, к выходу и покупке которого я и приурочил чтение тома второго.

П.С. Перевод отличнейший, пусть и жаль, что оставили едва ли десятую часть нецензурной лексики оригинала. Но она есть и добавляет так необходимой «темному фэнтези» атмосферы грубости и циничной жестокости.

Кстати, нашел один ляп, допущенный переводчицей и незамеченной редактором. «Безликое лицо» — это сильно! Впрочем, единственное, что нашлось на почти 600 страниц текста, так что сойдет за оригинальность))

Вперед, в «Темные ущелья«! (Однако, оригинальные названия романов мне больше нравятся)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В цикле «Страна, достойная своих героев» «Стальные останки» сыграли роль своеобразного вступительного экзамена с обильными проверками читателя на терпимость и желание разобраться в авторской идее. И вот, когда все недовольные отсеялись, история, начинавшаяся как нечто в духе «Земного Круга» Джо Аберкромби, перерастает в что-то подобное «Малазанской «Книге Павших» Стивена Эриксона. И если в «Стальных останках» главные герои страдают от проблемы «лишнего человека», то в «Хладных легионах» персонажи страдают от своих зависимостей и кризисов.

Рингил бесцельно воюет с работорговцами, печалится из-за Ситлоу и каким-то образом обретает новые способности. Арчет отправляется на встречу с новым Кормчим и изо всех сил старается слезть с кринзанца. Эгар вовсе раскис из-за кризиса среднего возраста, в результате чего постоянно лезет на рожон. За всеми этими нехитрыми занятиями проходит добрая половина книги, но это нормально. Первая часть использует такую же схему повествования: сначала читатель тащит санки повествования в гору магистрального сюжета, а затем весело и шумно едет на них. Финал, правда, несколько невнятный, многие вопросы оставлены на третий том, что немногг портит впечатление.

Несмотря на то, что история потеряла в масштабе, Морган дал жирный намек на связь этого цикла с историей Такеси Ковача. Намеки были и в первом томе, но теперь сомнений почти не осталось. Что открыло громадный простор для воображения и различных теорий. Порадовало, что персонажи развиваются плавно и естественно, и, в основном, внутренне. Всякого неприятного стало меньше, сражений и погонь – примерно столько же, а самокопания ощутимо больше. Автор явно играл с фэнтезийными клише и стереотипами, и пока что получилось у него неплохо, но посмотрим, к чему мы придём в последней книге.

Занимательная, но несамостоятельная история. Ждём финала и надеемся, что Морган сможет третьей книгой вытянуть цикл выше уровня среднестатистического фэнтези.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошло уже почти полтора месяца после прочтения первой части. Мозг немного отдохнул от западных ценностей и я добил второй том. Что же можно вкратце рассказать без спойлеров о «Хладных легионах».

1. «Голубого огонька» стало меньше, без жутких подробностей первой части, но он таки есть. Типа слоган «В этой книге полно пауков. Серьёзно, чувак, не трогай её», где пауков нужно заменить на п…в также подходит к «Легионам». Автор как специально вставляет их везде. Я, поначалу, думал, что это стеб автора, но после ознакомления с интервью 2011-го года с ним по поводу своего цикла понял, что Морган таки очень упорот в толерантности и своими героями-извращенцами доставил реальным извращенцам много радости и думаю, что это был рассчитанный ход (интервью можно найти на форуме в профильной теме по Моргану). Опять же для этой категории в «Легионах» расцвел и «розовый огонек»(((

2. Сюжет, как мне показалось, начал пробуксовывать. Не скажу, что мало экшена – он есть, но по сути «Легионы» это долгая прелюдия к глобальному квесту, который нас ждет в третьей части (в отношении глобального я сужу по объему третьего тома). Если в первой части локаций было много, то во второй основное действие крутится в Ихельтете и окрестностях (если не считать поездки Арчет за Кормчим и шараханьям Рингила где то на задворках). Концовка не совсем внятна.

3. По героям.

По сравнению с первой частью только Эгар стал более интересным, хотя и остается героем классического олдскульного героического фэнтези (по сути если сравнивать варвара и потомка благородных кровей — Эгара и Рингила, то мозгов у первого побольше, не смотря на воспитание и образование второго и поступки Эгара более вменяемы).

Если в первой части самая интересная линия была у Арчет, то во второй она меркнет и даже не из-за перехода из платонической лесби в практическую, а из-за банальной неправдоподобности персонажа. Для долгоживущей тетки кровей более развитого чем люди народа (автор нам дает понять, что Арчет застала еще то ли деда то ли прадеда нынешнего императора) ведет она себя как то не так. Те же Имрана и Ишиль (показанные мимолетно), хоть и занимают высокое положение, но не дотягивают до должности и возможностей Арчет, однако выглядят более правдоподобно. А для «хранителя» цивилизации… Не дотягивает, короче, Арчет до образа.

Рингил как был муд..ком так и им и остался. Его действия сумбурны, противоречивы и часто ими он подгаживает друзьям. Причем остается он ведомым, а не ведущим… Вместе с тем, автор ему подыгрывает и подкидывает некие плюхи (ИМХО – необоснованно). Сюжетные линии Эгара и Арчет понятны и относительно вменяемы. Линия Рингила полна сюра, непоняток и гнусностей, перечисленных в п. 1.

Немного хуже первой части. Оценка «6».

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хладные легионы Морган. Читать Моргана приятно. У него замечательный язык. Понятно, что делаем поправку на перевод. Причём лично моё мнение жанр фентези даёт ему в этом плане развернуться гораздо больше, чем НФ. По сюжету. Главные герои все те же. Проблем меньше не становится. Пророчества пророчиваются. Всякие разные зловредные сущности проявляются ещё больше. Степень их зловредности непонятна, каждый преследует свои цели. Даже казалось бы среди таких единых организмов как Кормчие нет согласия. Тёмный двор проявляется эпизодически, но, судя по всему, играет значительную роль в продвижении сюжета. Рингилл продолжает свою семейную месть, попутно прокачивая свои скиллы. Ближе к концу книги становится понятно её название. Опять всплывают комплексы, связанные с семьёй, как корень многих личностных проблем. Происходящее с ним ещё больше отграничивает его от окружающего мира и ведёт по-видимому к исполнению некоего предсказания. Арчетт страдает от абстиненции и неудовлетворенных плотских желаний, но в конце концов находит решение. Кроме того вдруг появляются проблемы, требующие срочного решения, которые нарастают как снежный ком и требуют расположения императора. А с этим тоже возникают нюансы. Эгар, тоже страдая от неудовлетворенности, ищет приключения на свою задницу. В итоге спасать оную приходится как Рингиллу, так и Арчетт, что закручивает интригу сюжета. Как обычно все заканчивается на самом интересном месте. Аж не верится, что следующая книга последняя..

Что не понравилось. Прокачка Рингилла. Она как-то появилась вдруг, не особо исходя из логики событий. Ну и, что называется, догадайтесь благодаря чему она была добыта. Эгар. Понятно, что неутоленное сексуальное желание может привести к беде, но тут уж как-то слишком получилось. Хотя и логично. Линия Арчетт самая логичная, вопросов у меня не вызывает. Бедняга с посильной помощью кормчего тянет возложенную на неё родичами ношу сохранения цивилизации, которую не просила. А тут ещё и физическое неудовлетворение во многих смыслах. Итого: во многом то или иное развитие сюжета связано с плотскими страстями. Не то, чтобы так в жизни не бывает, но тут уж прямо таки это бросается в глаза. Тёмный двор гораздо активнее вмешивается в происходящее, играя роль бога-из-машины. Середина романа несколько затянута, но это вкусовщина. В целом твёрдая 8. Все-таки Морган пишет офигенно. Отдельный, в который уже раз, респект переводчик. Мне понравилось

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: долгожданное продолжение прочитанных в обоих переводах «Стальных останков». Абсолютная новинка любимого автора. И даже 700+ страниц не пугают. (Помню, сожалел, что кончается «Чёрный человек», несмотря на толщину.) Наверное, сейчас для меня, не любителя толстых томов, Морган единственный автор, у которого объём книги для меня не важен.

В итоге: Прочитав всего Моргана, вышедшего на русском, я понял, что меня так подкупает в этом авторе.

Интонация. Тебе рассказывает историю взрослый, состоявшийся, рефлексирующий человек, который без ложный скромности и ужимок говорит о сексе, насилии, наркотиках, подбирающейся старости. Тебя не пытаются развлекать, просто разворачивают перед тобой достоверную, не взирая ни на какой сеттинг, историю. Иногда, когда это необходимо, сдобрят происходящее уместным матом. При этом рассказчик не бравирует своим цинизмом.

Диспозиция на начало романа.

Эгар. Варвар работает охранником в доме у Арчет, крутит шашни со своей давней любовницей, замужней аристократкой, следит за внешностью, скучает.

Арчет по наводке ИИ-Кормчего отправляется на поиски загадочного посланника.

Рингил Эскиат приобрёл какие-то сверхчеловеческие способности и будучи приверженцем аболиционизма, устраивает налёты на караваны с рабами.

Об эволюции героев. Рингил всё больше и больше походит на Элрика 2.0, а его меч Друг Воронов на Буревестник; Эгар окончательно превратился в Конана – ночные вылазки в таинственные храмы, спасение рабынь, поединки в женских спальнях с обманутыми мужьями. Даже волосы в чёрный перекрасил.

Приближение героев к фэнтези-архетипам (бледный высокомерный и дерзкий аристократ с внутренним надломом и необычным мечом; варвар-рубака, охочий до женщин и драк) на самом деле прекрасно.

У Арчет лейтмотивами служат абстиненция из-за отказа от наркотика и тоска по сексу и соотечественникам.

Наверное, самый неспешный роман Моргана.

Допустим, «Сломленные ангелы», второй том другой трилогии Моргана. Роман абсолютно не выглядел мостиком между началом и окончанием трилогии. Самостоятельный сюжет, постоянно что-то происходит. В «Хладных легионах» же Морган так глубоко погружает нас в мир и жизнь персонажей, что роман напоминает огромный асфальтоукладчик, едущий под уклон: всё очень и очень неторопливо, но потом повествование набирает такую инерцию и мощь, что просто раскатывает читателя в лепёшку.

О жанровой принадлежности. Все мы смирились с тем, что перед нами сайнс фэнтези во времена Умирающей Земли. Книга, в которой всё имеет вполне материалистичное объяснение, пусть и скрытое от нас. Наука и ИИ кириатов; возможность двенд путешествовать по временам и аспектам реальности, их доспехи-скафандры; ящеры; размолотая в пыль Луна в небе. Даже демонов Тёмного Двора, среди которых вездесущий Дакавач, можно объяснить сверхразвитой наукой...

Но в «Легионах» мелькает корабль с командой из мертвецов в саванах, оживающие трупы, жертвоприношения, и в конце концов, проявленная магия ... Объяснитесь, мистер Морган!

Очень понравилось творческое переосмысление одного нюанса путешествий во времени из «Купца и врат Алхимика» Теда Чана: двое любовников встречаются дважды, но один раз для одного всё впервые, а второй уже встречал этого человека, а в другой раз наоборот. И тот, для кого эта встреча в данный момент вторая, учит того, для кого она первая, тому, что нравится ему в постели. А в следующий раз получается наоборот. Один уже всё умеет и знает, что хорошо для партнера, а партнёр впервые видит этого человека. Дааа, как сложно-то объяснять эти временные парадоксы в тексте.

Эталонное дарк-[квир] фэнтези с колоритными антигероями. Некоторую неспешность повествования до середины тома можно простить за непередаваемую густую и терпкую атмосферу, талантливо написанные, сочащиеся тестостероном сцены поединков, наряжённый стелс-экшн и пафосный брутальный финал.

Жду окончания трилогии с нетерпением!

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх