FantLab ru

Святослав Логинов «Колодезь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
948
Моя оценка:
-

подробнее

Колодезь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 91
Аннотация:

Эта книга — весьма необычна. Это фантастический роман, который в то же время являет собой и историческое повествование, раскрывающее перед нами истинную картину жизни России и сопредельных государств во второй половине XVII века. Судьба героя романа, Семена, поистине удивительна. Родившись в глухой тульской деревеньке, он попадает в плен к кочевникам и в итоге оказывается на невольничьем рынке... Двадцать лет он ходил по дорогам Востока, побывал в Мекке и Иерусалиме, на берегах Ганга и в Нанкине. Порой его шею отягощал ошейник раба, порой — в руках блистал клинок янычара, но он сохранил в сердце своем православную веру и память о доме. И вот свершилось! Чудесным образом перенесся Семен из раскаленных песков Рубэль-Хали в родные края. Но нет уже ни родного дома, ни прежней веры... Только кипит в душе Семена ненависть к старым и новым обидчикам. И вновь он отправляется в путь...

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: очень высокий (3296 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (80)

Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Зиланткон, 1999 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Колодезь
1997 г.
Колодезь
2000 г.
Колодезь
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Вкусно! Оригинально! Остросоциально! Глубоко и многопланово! Вот только часть слов, которые роятся у меня в голове после прочтения.

Давно я не читал книгу, от которой невозможно оторваться. Давно не было так, что, оторвавшись, продолжал бы думать о содержании и наполнении.

Во-первых, никакое это не фэнтези, уж тем более «классическое фэнтези» (такой штамп стоит на старом издании ЭКСМО, которое я и читал). Как справедливо заметили фантлабовцы, это историческая проза с одним-единственным фант.допущением. Можно ли было обойтись без него? Сюжетно — да! Смыслово — нет. Об этом чуть позже.

Исторический антураж... Так случилось, что перед прочтением «Колодезя» я как раз закончил очередной том «Истории Российского государства» Акунина, посвященного как раз этой эпохе. Потом еще читал источники и хроники. Так что бытоописание и исторические события вроде соответствуют. Допущения, понятное дело, присутствуют, но что прощаем мы Дюма, то прощаем и Логинову. Вставляет иногда Логинов слова, странно смотрящиеся в 17 веке («специально», «профессия» и т.п.), но это весьма редко и сильно не режет. Узнал для себя даже что-то новое — о существовании «снохачества как класса». Описания битв и осад немногочисленны, но описаны динамично и достоверно...

Ладно... О чём книга?

На самой поверхности лежит тема... даже не взросления героя, а деградации личности... Как кто-то уже отмечал ниже, хочется ему придушить главного героя Семена, который из православного паренька, чтящего закон божий, превратился в Сволоч, ведущую орды мусульманской нечести на Христову землю... Да, мы видим, как человек, соромящийся спать с девкой-рабыней из-за греха, насилует под конец обычных русских, татарских и прочих девчонок. Мы видим превращение истинно и фанатично верующего христианина в локальный аналог антихриста. Видим трансформацию праведника в убийцу... Всё это так...

Но Логинов не был бы Логиновым, если бы очевидное и являлось истинным. Посмотрим на личность Семена с другой стороны. Религиозный фанатик, обрекающий себя верой в Христа на униженное собакоподобное состояние. Пронесший свою веру через плен, рабство, войну. Принесший ее обратно на родину. И вдруг осознал, что и на родине он — еретик. Все, гнойник созрел, гной начал вылазить... Как и любое выздоровление, взросление и мудрение Семена начало проявляться через нагноение. Полезла нечистота: мелочная мстительность и злоба, нечуствительность к чужой боли, отсутствие эмпатии. Все это нужно было, для того, чтобы из Семена вылез гнойник религии и чувства национальной принадлежности. И только лишившись их, он выздоровел. И он принес ведро воды нехристю, иноверцу и иноземцу, своему личному врагу. Величие после надлома. В «Многоруком боге...» Шооран через стремление к Великой Человеколюбивой Цели стал чудовищем. Семен (он же Шамон) побывал Чудовищем, чтобы обрести истинное величие.

Это очень яркое антирелигиозное произведение. Ведь реальная любовь к человечеству и религиозная нетерпимость несовместимы. В этом и смысл фантдопущения Колодца: единственное чудо, которое произошло с Семеном, было не божественным. Бог не спас мучащегося на колу Мартина, не облегчил страдания молящегося Семена, не принес воды погибающим мусульманам. Чудо сделал непонятный Колодезь, пославший преданного анафеме старика. И этот же колодезь не был готов принять православного Семена. Он принял его очищенным атеистом.

Еще это книга о смысле жизни. Верующие говорят, что смысл жизни — в прославлении богу. Но с тем же успехом можно искать его в прославлении табурета. Имперцы — в служении государству, Родине, государю. И даже если государя нет — мы его себе сами назначим четвертый срок подряд. И будем его прославлять. Но государь и Родина Семена тоже предала... Он начал искать смысл жизни в мести... Но месть не принесла ему радости и удовлетворения. И, в конец отчаявшись, он все же нашел смысл жизни. Колодезь, ведро, пустыня, напоить просящего...

И еще... Как бы странно это не звучало, книга — о вере. Не о приватизировавших веру «Православии», исламе и прочих... Об истинной своей вере... Помните, как у Леонида Соловьева в «Очарованном принце»? Ходжа Насреддин нашел свою веру: жизнь. Семён нашел свою... Найти бы и себе свою...

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший образец «исторической» фэнтези, когда при небольшом фантастическом (или чудесно-мистическом) допущении разворачивается масштабная панорама жизни 17 века — с интересным описанием истории Руси и Востока, с захватом истории бунта Степана Разина, с размышлениями о вере и долге человека прежде всего перед самим собой. Несколько затрудняет чтение обилие архаизмов. Но в общем и целом — хорошо. Вполне мотивирует к прочтению исторических первоисточников — что тоже в плюс. С.Логинову — искренний респект и благодарность.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению это лучшая книга Логинова. Как обычно автор использует оболочку «фантастика» для того, чтоб поднять и погрызть философские темы, самые что ни на есть не фантастические. Помимо интересности самого сюжета автор достаточно фактурно передает эпоху и людей. Путешествие с ГГ с одной стороны невероятно интересное и познавательное, а с другой — нет в описываемых событиях блокбастерских закруток, автор не делает ГГ центром мира, читая не ощущаешь, что есть ГГ и все остальное декорация для его путешествия, поэтому роман очень похож не на полет мысли автора, а на реальную историю и это сильно повышает его привлекательность.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не умею писать, как предыдущие авторы рецензий. Увы.

Очень хорошая книга, очень своевременная в те годы. Сейчас... не знаю. Наверное, все-таки да.

Книга, о том, что не религия, не месть, не ненависть не облегчают душу.

Душу облегчает внутренняя работа над собой, с чем бы она не была связана. Короче, сам себе судия, сам себе палач.

А если еще проще, то сам себе бог.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«И было это в темные времена, когда человек мог стать зверем, а зверь – человеком».

Век семнадцатый казалось бы в рамках истории не так далеко от нас отстоит, казалось бы, уже не «варварское» средневековье, но еще и не совсем «цивилизованное время». Но и та пора все равно по нынешним изнеженным временам была крайне суровая. Поедешь, бывало, на заработки по местам глухим и диким, а тя спеленай там лихие люди да и повези продавать басурман окаянным. И добро если вырвешься и впредь до конца дней своих из села родного ни ногой, а ведь бывало, что и в полон попадешь, десяток-другой лет помыкаешься, чудом вернешься и сам уж не рад: и жена нелюбимая удавилась, и родные тебе болей не родные, и оброк за все время полона власти ушлые с тебя уже содрать вознамерились… И даже в церквах уже непонятно как крестятся, ибо какие-то никонские реформы прошли…

Но что-то мы отвлеклись. Так вот. Роман практически не фантастический (выдумки-небывалицы тут с пригоршню, да и ее можно было бы легко сменять на пару внеочередных сюжетных совпадений), а сугубо исторический. Со многими сопутствующими жанру радостями и печалями. С одной стороны нравы и порядки тех времен, что наши, что басурманские, описаны если и не с железной достоверностью, то так, что веришь написанному, а от мелких расхождений с собственными познаниями касательно тех времен просто отмахиваешься, ибо Бог весть, они тут не важны. С другой стороны герой, как это скажем и в каких басурманских «Столпах земли», наделен двумя казалось бы взаимоисключающими чертами – удачливостью неземной да судьбиношкой чернее ночи. С одной стороны смерть ему не идет, когда он даже сам ее ищет, с другой – все дела его по итогу вплоть до конца самого идут прахом, нигде горемыке нет покоя. Сделано это ясное дело для того, чтобы роман сей прежде времени не окончился исходом благоприятным, но скучным или же смертью лютой героя заглавного, но все равно, местами око режет. Ну и ходы многие сюжетные для повестей таких смутно узнаваемы – тут вам и спасения чудесные в последний миг, и месть желанная, а затем опостылая, и разбойники, под дервишей рядящиеся, и пресечения героя внезапные с сильными мира того, и много чего еще. Но это так, не причисление изъянов, а скорее мысли вслух.

И что же мы имеем по сумме? А имеем мы, как выше молвилось, роман исторический, неведомо зачем фантастическим лишь слегка прикидывающийся, с сюжетом пусть и несколько натянутым, но увлекательным, с антуражем красочным и для произведения такого толка вполне достоверным. Поэтому мир и благословение от меня творению сему (в кои-то веки, не все ж на авторов единоземельных слюной желчной капать…)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложно назвать это фантастикой. Хорошая, интригующая, увлекательная историческая проза. Про хороших и плохих, больше про плохих людей.. Но и время было такое. В принципе читалось интереснее любого учебника или исторического источника. Накрывает образовательно-познавательные цели по восстанию Разина, по второй половине 17-го века на Ближнем Востоке. Фантастики в этой книге менее 5%. Иногда даже думается, а нужна ли она вообще тут была? Но книга, несомненно, хорошая очень.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Колодец искупления.

Второй раз читаю этот роман и снова восхищаюсь работой автора. «Колодезь» — замечательный роман-притча, его легко спутать с историческим, так как в сюжете используется несколько событий и реалий истории, остальное же полотно сюжета — прекрасно замаскированная под историзм выдумка. И даже несколько фантастических ниточек, периодически сшивающих наиболее яркие сцены, не умаляют впечатления реальности происходящего. Язык произведения способствует полному погружению в мир книги, он колоритный, богатый архаизмами и историзмами.

Сюжет жёсткий как сама жизнь и охватывает временной отрезок в несколько десятков лет, однако изложение настолько динамично и продуманно выстроено, настолько удачно в него вплетены вечные философские вопросы, настолько безукоризнен стиль повествования, настолько сопереживаешь герою, что в какой то момент огорошено понимаешь, что начинаешь копаться в себе, сравнивая себя с героем, пытаешься осмыслить собственные поступки через призму его деяний и, так же как и он, ищешь выход к практически недостижимому свету покоя.

Герой — обычный человек, попавший в жесточайший переплет, ему не единожды ломают хребет об острые углы жизни, но он находит в себе силы прожить отведенное ему время, пытаясь не потерять себя. Он вынужденно принимает участие в ярких событиях, происходящих в 17 веке на территории России и Ближнего Востока. Его восприятие культуры и религии этих двух полярных миров, его поиски свободы и веры заслуживают уважения. И пусть он оступается, пусть иногда одевает маску, но всё же его целеустремленности и силе впору позавидовать, ведь он делает выбор и не боится отвечать за свои поступки.

Это прекрасный мудрый роман о жизни и дружбе, любви и ненависти, о прощении и искуплении, о том, что нужно всегда находить в себе силы оставаться человеком.

Оценка: 10
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вышедший двенадцать лет назад роман «Колодезь» сейчас, увы, не столь известен, как другие произведения Логинова — всё же не переиздавался аж с 2000 года — но в своё время это была удивительная и даже в чём-то ошеломляющая книга. Я до сих пор помню, какое впечатление она на меня тогда произвела, хотя и не перечитывал её уже много лет. Теперь вот решил наконец снова взять «Колодезь» в руки и посмотреть, насколько изменилось моё восприятие.

Несмотря на то, что оба издания романа вышли в сугубо фэнтезийных сериях, в действительности это скорее исторический роман. Даже не так — это и есть исторический роман, в который введён один-единственный фантастический элемент, и то использованный по сути лишь два раза за всё время действия. В основе книги, описывающей события в России и на Ближнем Востоке в середине XVII века, — судьба обычного русского крестьянина по имени Семён, родом откуда-то из-под Тулы, попавшего в плен к татарам и проданного на невольничьем рынке в Персии. Довелось ему с тех пор и простым пастухом быть, и в янычарах послужить, хотя первые сцены романа происходят уже позднее, когда караван купца Мусы, невольником которого и является Семён, оказывается на грани гибели из-за нехватки воды. По легенде, погибающих от жажды в пустыне может спасти Аль-Биркер, Водяной Старик, появляющийся неведомо откуда и приносящий с собой вёдра с водой. И Аль-Биркер действительно появляется и спасает караван... и оказывается при этом самым обычным русским стариком. В уплату за воду дед Богдан забирает с собой Семёна и тем самым наконец осуществляет его мечту вернуться на родину. Вот только не прижиться снова в родных краях тому, кто двадцать лет бродил по чужим землям. Да и жжёт изнутри мечта о мести хотя бы двум своим врагам — Ваське-предателю, отрёкшемуся от товарища по несчастью, и негодяю Мусе. Так и пускается Семён снова в дальний путь, присоединившись на этот раз к вольным казакам атамана Стеньки Разина...

Больше всего в этой книге поражают и запоминаются две вещи. Прежде всего это, конечно, подчёркнуто реалистичное описание разнообразных характерных черт той эпохи — от межнациональных отношений до семейного уклада — которые, конечно, очень и очень далеки от идеализированных представлений о допетровской Руси. Впрочем, сам Логинов в предисловии к роману говорит о том же — что жестокий век неминуемо диктует жестокие нравы, и народы, не выдерживавшие испытания жестокостью, как чужой, так и собственной, попросту не выжили. Приятно, конечно, было бы осознавать, что наши предки были лучше соседей с моральной точки зрения... но нет, не были. Другое дело, что это отнюдь не повод «платить и каяться», к чему уже не первый год призывают некоторые особо экзальтированные русофобы. И вот в это жестокое время и помещает автор своего героя. История Семёна, а точнее, её финал — это и есть та вторая особенно запомнившаяся мне черта. Человеку, не то чтобы посвятившему всю свою жизнь осуществлению мести, но всё же и не забывавшему о ней долгие годы, обязана быть дана возможность и достичь цели, и отказаться от неё. На последней странице романа такой выбор Семёну предоставляется.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, честно признаться, принятое им решение лично мне гораздо ближе, чем другое. При этом его «Пей, изверг» — это отнюдь не внезапно овладевшая новым хранителем Колодезя идея всепрощения, в чём автора, кстати, уже неоднократно обвиняли. Спасение целого каравана, в котором случайно оказался твой заклятый враг — это не всепрощение, это нормальный поступок нормального человека, которым, к счастью, Семён, несмотря на всё, что выпало на его долю, не перестал быть.

Особое место в книге занимают вопросы веры. При том, что сам Логинов является убеждённым атеистом, вере и религии здесь уделено очень большое внимание — хотя это и естественно, религия играла в жизни людей той эпохи важнейшую роль. В основном мы видим, конечно, всё, что происходит с личной верой Семёна, которой, как и ему самому, предстоит пройти через многое — через двадцатилетние странствия по басурманским землям без малейшей надежды хотя бы на исповедь у православного священника; через видимое унижение Константинопольского патриарха под властью турок; через никонианские реформы, с результатами которых Семён сталкивается, вернувшись на родину; наконец, через прямую измену православной церкви и христианству вообще в облике Ходжи Шамона... Тяжёлая и грустная история получилась.

Итог: впечатления десятилетней давности заиграли новыми красками. Это глубокая, умная и мудрая книга, обладающая в то же время всем необходимым для массовой популярности. Почему её уже давно не переиздают, я не могу понять, и мне от этого грустно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Талантливое и добросовестное историческое произведение с небольшой фантастической составляющей (пространственный портал). Скитания главного героя — Семена Косорука от тульской деревни до приволжских степей в походе за солью, плен у степняков, продажа в рабство на Кавказ, снова похищение, продажа в османское войско в янычары, поход на португальскую крепость, побег, очередное рабство у жестокого хозяина — торговца, служба у Степана Разина в качестве артиллериста, а потом — доверенного лица, роль вождя башкирского племени, возвращение на историческую родину — в общем и целом приключений хватает. Достоверность историческая также на высоте, в том числе и с точки зрения религиозных догм того времени. Конечно, книга не без аллюзий, меня как экономиста позабавили рассуждения русского кузнеца по поводу вывоза сырья и ввоза любых даже простейших металлических изделий в Россию того времени — отмечу сразу — это авторское допущение, в реальности протекционизм русского государства не допускал такой возможности.

В остальном, особенно в плане морального становления героя — все очень правильно, хотя именно последний штрих книги — удивительный поступок Семена, на мой взгляд, и является самым фантастическим элементом романа.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Искал я эту книгу долго, даже уже и не вспомню сколько лет. Так и не нашел, плюнул и прочитал в электронном варианте. Не пожалел.

Сразу хочется отметить — роман исторический, и фантастическое допущение всего одно, и оно настолько минимально, что книгу фантастической назвать трудно.

Перед нами история Семена, русского мужика, попавшего в плен и ставшего рабом. Роман состоит из двух частей: первая навеяла мне воспоминания из курса школьной литературы, где мы изучали Н. Лескова «Очарованный странник». Вторая же часть посвящена в основном восстанию Степана Разина.

Роман очень понравился и запомнился интересным приключенческим сюжетом, к тому же написан он отличным языком с использованияем лексики того времени. Автор отлично проработал историческую составляющую повествования, детально прописан быт и традиции как у нас на Руси, так и на Востоке 17 века. Также очень много внимания уделяется персоне Разина и его деятельности, хотя на мой вкус, вторая часть получилась по-хуже, ибо эти походы и бесчинства казачьи слегка утомили к концу романа. «Колодезь» — хорошая, умная книга о человеке, смысле его жизни, о религии и ее месте в жизни человека. Хотя, конечно, чувствуется, что Логинов — атеист, да он этого и не скрывает в предисловии.

Чтением очень доволен, жалею, что не прочитал роман раньше. К сожалению, все меньше таких писателей у нас, как Святослав Владимирович. Подобного уровня книг сейчас редко встретишь в исполнении современных авторов. И вдвойне горько от того, что не издают Логинова должным образом. Так, «Колодезь» не переиздавали у нас уже 10 лет, т.е. за 14 лет книга была издана всего дважды. И в очередной раз Эксмо на вопрос о переиздании романов Логинова отвечает отказом. Грустно, всё это... В общем, качайте и читайте, и не лишайте себя возможности знакомства с замечательными представителями российской фантастики.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный авантюрно-исторический роман с фантастическим допущением. Честно говоря, до самого финала не мог понять, зачем автору понадобилось это фантдопущение, когда и без него сюжет бы не провис. Ан нет, Логинов снова (как и в «Многоруком боге далайна») сумел удивить в конце. За это — низкий поклон и восхищение. Кому-то эта вещь напомнила «Очарованного странника», а мне вот — «Чёрного ястреба» Саббатини, но с диаметрально противоположной моралью. Помню, Прашкевич сокрушался, что Жюль Верн, как ни пытался, так и не смог создать иного героя, кроме мстителя. А вот Логинов сумел. Ему, атеисту, удалось написать книгу, исполненную христианского духа. Да-да! Кого-то, возможно, смутит, что главный герой на протяжении большей части книги ведёт неправедную жизнь, ну так это — далеко не редкость для святых. Апостол Павел вообще забил камнями первомученика Стефана. Аплодирую автору стоя. И всё же не могу не придраться к стилю: тут и там мелькают словечки и понятия, странно звучащие либо просто невозможные в XVII веке («минута», «интересует» и т.д.), да и говор того времени выдерживается далеко не всегда. Картины быта, как обычно у Логинова, на высоте, но вот эти мелкие, казалось бы, заусеницы слегка раздражали, портя впечатление от этой очень даже неплохой книги. Большинство читателей, конечно, даже не заметили их, а я вот вздрагивал, как вздрогнул бы ювелир, обнаруживший на бриллианте одну — две шероховатости.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я хотел бы поставить за роман не менее 8 баллов. Уж очень хорошо проработанна историческая часть, сюжет динамичен и не затянут, как порой случается в исторических произведениях и слог современного русского языка очень хорош, сразу видно, писал крепкий профессионал. Но не могу ставить такую высоку оценку из-за просто непереносимого желания свернуть мерзавцу ГГ шею. Вообщем била-била жизнь обычного, в чём-то небесталанного мужика и добила, превратив его в конце концов в Сволочь, именно так с большой буквы. Ибо как ещё можно назвать «русского», который

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поднимает степняков на войну и наводит их на беззащитные русские сёла и деревни, а затем беспристрастно смотрит как те убивают мужчин и насилуют женщин
И что? Сочувствовать такой вот мрази? Объяснить всё его тяжкой жизнью? Увольте. Так можно оправдать любого тирана и маньяка. А человек, превратившийся в бешеную тварь, не заслуживает быть центральным персонажем произведения. И даже последующие его метания вызывают лишь раздражение.

Тем не менее почитать стоит, хотя-бы для расширения своего кругозора и избавления от иллюзий по поводу: «В прошлом всё было прекрасно, чисто и честно и тд.»

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истина рождается в столкновении идеала и реальности, в противостоянии императивной этики и занесенного меча. Эту истину нельзя никому передать, ибо она в тот же самый миг перестает существовать, сменяемая новой истиной. Истиной нового выбора.

Мы делаем выбор ежечасно и ежеминутно. Мы знаем, что жизнь никому не предлагает прямой дороги в царствие небесное, мы помним, что именно благими намерениями вымощена дорога в ад. И жизнь достаточно часто показывала нам: бывает, что убийство человека — единственный способ следовать заповеди «не убий».

Даже безупречные роботы Азимова не всегда могли сделать выбор из трех заложенных в них императивов. Человек же далеко не безупречен. Но выбор свой он делает — раз за разом, секунда за секундой. Иногда — спокойно осознавая свою правоту. Временами — рыча от ненависти к самому себе. Порой — плача о несовершенстве мира...

Никому не позволено делать выбор за человека. Бог, создавая человека, даровал ему свободу отречься от Бога. Это не было послано человеку во испытание, что бы ни говорили попы. Просто без права выбора человек мертв.

«Он сделал их не злыми, а свободными».

Даже с рабским кольцом на шее Семен следует собственному выбору. Это та часть несвободы, на которую он согласился — так же, как некогда согласился ходить по земле, а не летать во небесах. Взамен он оставил себе свободу выбора. Обрезанный православный с лютеранским крестом на груди, со словами «не убий» посылающий пулю в посаженного на кол Мартина. Со словами «не укради», ворующий лесину, чтобы срубить крест на могилу...

Длинная цепь убийств, предательств, обманов... Где граница, которую нельзя переступать? Где грань, за которой цель перестает оправдывать средства — или, напротив, начинает их оправдывать? Согласившись молиться Аллаху словами, а Исусу лишь в душе, Семен пошел на страшный компромисс. Вселенский патриарх Парфений, посоветовавший ему сие, принял на душу не меньший грех.

Таким был его выбор.

Логинову удалось создать героя поразительной силы духа. Семен всегда делает выбор сам, не сваливая тяжесть решения на других. И судит он себя тоже сам — ибо о других сказано: «не судите», а время Божьего суда еще не пришло.

И проклятие Колодца он тоже присудил себе сам — как наказание за все, свершенное им. Наказание, несущее искупление.

»- Тяжко жить, если не можешь даже понести наказание за свой грех. Вспомни Агасфера.

- Я всегда помню о нем».

Колодец не дарует бессмертия. И те, кто его выбирает, не помышляют о вечной жизни, аде или рае. Все в руке Божьей.

А они... Они просто носят воду для тех, кто погибает в пустыне.

(1997)

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ХVII век. Простой тульский крестьянин несколько десятков лет скитается по свету. Его испытывает и закаляет судьба. Сломает ли его православный дух этот жестокий мир?

Остросюжетный исторический роман. Автор очень реалистично рисует жизнь Руси и Востока. Только насыщенный приключенческий сюжет и небольшое фантастическое допущение дают повод притянуть сей роман к жанру «героическое фэнтези». Отлично приписаны жестокие нравы и особенности жизненного уклада того времени, определяющая роль религии в жизни народов. Книга заслуживает внимания гармоничным сочетанием развлекательной составляющей с осмыслением серьёзных вопросов, связанных с человеческой моралью. Главный герой идёт по жизни с мужицкой рациональностью, опираясь на силу веры. Он умеет ненавидеть и прощать, убивать и сеять, предавать и миловать, бунтовать и смиряться с ярмом, быть справедливым и мудрым – он просто человек, а не супергерой. Его путь труден и извилист, но в итоге он сможет обрести душевное спокойствие…

Рекомендую к чтению! Особенно тем, кто любит книги с мощной исторической составляющей. Готов поставить «Колодезь» на одну полку с «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта» Алексея Иванова или недалеко с циклом «Варяг» Александра Мазина.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В предисловии автор сразу же относит произведение к жанру фантастического романа совмещенного с историческим повествованием. На самом деле этот роман и ни то и ни другое. Это произведение — приключенческий роман в чистом виде. Да, с фантастическим элементов в виде колодезя-телепорта, и событиями на фоне исторических реалий, каковыми они видятся Логинову, но все же основанный на приключениях главного героя Семена в далеких восточных странах и на Руси.

Автор не наделяет своего главного героя никакими сверхчеловеческими способностями, не делает его ни сверх меры удачливым, но ввергая в злоключения позволяет ему выживать и «на дне» и «в верхах» благодаря собственной (персонажа) силе духа, настойчивости и вере. Таковой подход в приключенческой литературе весьма симпатичен для меня. А умноженный на неплохой язык автора, занимательный сюжет, интересных персонажей в итоге складывается в неплохое произведение.

Есть в нем и то, что не очень мне пришлось по душе. Так автор протащил туда авторские размышления посвященные коллизиям современности, в частности роли иноземцев и иноверцев для России (больная видать для автора тема) и аллюзии на «воровскую современность». Порою он также комкает сюжетные линии и слишком уж прямолинейно выпячивает свое отношение к описываемому, но этого немного и произведение в целом оно не портит. Таков уж прием современных авторов — заигрывать с читателем.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх