fantlab ru

Дэн Симмонс «Террор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
5140
Моя оценка:
-

подробнее

Террор

The Terror

Роман, год (год написания: 2005)

Аннотация:

В середине 19-го века два корабля из службы географических исследований отправляются в Арктику, с целью найти Северо-Западный морской проход.

Пройдя достаточно далеко на север, оба судна оказываются со всех сторон затертыми паковыми льдами. Судьба всех членов экспедиции теперь в опасности, ведь кроме нехватки угля, испорченных продуктов и постоянного холода, появилась еще одна угроза – некое чудовище, которое постепенно убивает одного человека за другим.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Вышедший 8 января 2007 года роман стал национальным бестселлером.


Награды и премии:


лауреат
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2008 // Роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2008 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2009 // Переводной роман (США, 2007)

Номинации на премии:


номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2007 // Роман

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2007 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Фэнтези или хоррор (США)

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2008 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

номинант
Мраморный фавн, 2008 // Переводная книга

номинант
Портал, 2009 // Переводная книга

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги — Лучший зарубежный роман

номинант
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, IV (2009) // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2009 // Зарубежный роман (США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Переиздание года (США)

FantLab рекомендует:

Дэн Симмонс «Террор»


Экранизации:

«Террор» / «The Terror» 2018, США, реж: Эдвард Бергер



Похожие произведения:

 

 


Террор
2007 г.
Террор
2010 г.
Террор
2012 г.
Террор
2015 г.
Террор
2016 г.
Террор
2017 г.
Террор
2018 г.
Террор
2022 г.

Электронные издания:

Террор
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Terror
2007 г.
(английский)
The Terror
2008 г.
(английский)
Ужас
2013 г.
(болгарский)
Терор
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  66  ] +

Ссылка на сообщение ,

Террор? Арктика? Отличная книга? На несведущий взгляд, почти несовместимые понятия. Но между ними – прямая и прочная связь, о чем быстро узнает читатель романа Симмонса.

Сюжеты о полярных экспедициях XIX века встречаются достаточно редко, так что свежесть антуража (что здорово) обращает на себя внимание уже после прочтения аннотации. Впрочем, антураж — неправильное слово, потому что Арктика, по сути, полноправный участник повествования. И чтобы достичь Северо-Западного прохода через канадские льды, с её непростым нравом придется считаться всем: от командора сэра Джона Франклина до самого последнего матроса. Поначалу исследователи полны энтузиазма, но время идет, а положение постепенно ухудшается. Кто же победит: человек или стихия?

Первые главы могут показаться тягучими: в книгу втягиваешься, привыкаешь к стилю; однако вскоре происходит полное погружение в эту вязкую полярную атмосферу, и оторваться уже не представляется возможным. В то же время сюжет более чем эмоционален и наполнен адреналином. Не раз и не два Симмонс взвинчивает темп так, что пульс резко подскакивает как у героя, так и у читателя. Какие великолепные и оригинальнейшие в «Терроре» есть сцены! Особенно поражает воображение сюрреалистичный Большой Венецианский карнавал на льду; ещё удались музыкально-эскимосские эпизоды, бешеная ночная погоня за Блэнки, борьба характеров Крозье и Хикки… просто неповторимо: где ещё такое найдешь?

И раз уж речь зашла о персонажах… то и здесь автор не ударил в грязь лицом. Во-первых, удачная структура а-ля «Песнь льда и огня» (в каждой главе – свой герой) обеспечивает полноцветную подачу происходящего с разных точек зрения и, вместе с тем, отсекает лишнюю воду. При этом в зависимости от смены персонажа меняется и стиль: у доктора Гудсера это ретроспективные дневниковые записи от первого лица с обильными размышлениями, лейтенант Ирвинг возвышенно взволнован, ледовый лоцман Блэнки ироничен и умудрен опытом, и так далее. В результате можно проникнуть в самую суть протагониста и лучше понять его.

Симмонс не идеализирует персонажей и не сгущает краски, а старается объективно передать многогранность человеческих переживаний. Даже у Хикки — своя аргументация (хотя, справедливости ради, один штамп в его описании есть – сколько уже этих «крысиных лиц» мы видели…). В галерее характеров – Крозье, Ирвинг, Гудсер, Пеглар – все хороши, запоминаются и каждый дорог по-своему. Жаль только, что в подробностях прописаны лишь пять-семь основных действующих лиц, потенциал многих остается нераскрытым. Скажем, хотелось бы почитать главы тех же Мэнсона и Эйлмора; Рубена Мейла и Роберта Синклера (не совсем ясна их аргументация); статистов-офицеров вроде Левеконта.

Кстати говоря, ни одно имя в романе не взято с потолка; сэр Джон Франклин действительно командовал реальной экспедицией более 150 лет назад, и он действительно съел свои башмаки, что неоднократно упоминается в тексте. Историческая точность соблюдена не только в таких узловых вопросах, но и в самых, казалось бы, незначительных мелочах. Так, в ходе поисков затерянных кораблей были найдены два скелета в лодке. Этот факт превосходно обыгран автором: очень сложно предугадать, кто же станет этими двумя скелетами. Другой пример: первыми в книге погибают те три матроса, чьи могилы на самом деле были найдены на острове Бичи. И вообще все цифры численности состава и даты полностью соответствуют имеющимся документам. То есть можно быть уверенным: абсолютно вся известная информация об исчезнувшей экспедиции нашла свое отражение в «Терроре». И очень часто задумываешься: а ведь так оно все и было, эти эмоции в этих ситуациях испытывали настоящие люди, пусть и давным-давно умершие. Потрясающий эффект.

Тщательность проработки и основательный подход чувствуются во всем. Здесь и подробный экскурс в эскимосскую мифологию, на которой многое завязано; и обилие специальных полярных и мореходных терминов. Не иначе, Симмонс сам был на «Эребусе» и «Терроре»: настолько уверенно и технически грамотно он живописует устройство кораблей, судовой быт и иерархию званий. Описания Арктики также отнюдь не ограничиваются словами «лёд» и «айсберг»: здесь масса загадочных понятий вроде «серак», «торосные гряды», «глетчер», «флоберг», «паковый» и «блинчатый» лед, каждое из которых употребляется со знанием дела. Роман фактически всесторонняя энциклопедия о трудной жизни в коварных северных широтах.

Нельзя не отметить насыщенную атмосферу книги: тяжелый дух безнадежности пронизывает практически каждую страницу. С самого начала ясно: шансы команды остаться в живых низки; и с каждой главой они неуклонно падают. Автор постоянно подбрасывает героям новых проблем и ставит препятствия буквально на каждом шагу. Причем загадочный ледовый монстр, орудующий в округе – это далеко не единственная и даже не главная из сложностей. Кажется, сама природа противится присутствию людей: жуткий мороз вынуждает постоянно носить с десяток поддевок, а малейшее прикосновение к металлу срывает добрый кусок кожи с мясом; бесконечная полярная ночь заставляет ориентироваться наощупь, а холодное солнце может вызвать солнечную слепоту и заставить обливаться потом. Поставщик консервов оказался недобросовестным, и многие из банок просто отравлены; неминуемо надвигается бич всех моряков – цинга (её ужасные описания присутствуют в полном объеме). Но все это и многое другое полярники изо всех сил героически преодолевают, каждая глава по сути описывает их переступание через «не могу»... имя же самого опасного врага – человек. Симмонс беспристрастно и без малейшего снисхождения описывает злоключения экспедиции: читерством, роялями в кустах и чудесными спасениями здесь и не пахнет; всё очень правильно и логично (и в том числе концовка, которая далеко не «хэппи»). Даже во вроде бы благополучных ситуациях обязательно находится ложка-другая дёгтя. В некоторые моменты почти невозможно продолжать читать от отчаяния и осознания жестокости и несправедливости происходящего… а редкие просветы надежды воспринимаются как глоток свежего воздуха и потому доставляют особое удовольствие.

В целом все эти факторы создают полный эффект присутствия: заставляют буквально почувствовать под своими ногами заледенелую палубу корабля, увидеть густое облачко пара, вырывающееся изо рта, услышать чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда, и даже вкусить черствых галет с глотком рома. Это и называется сопереживание, ты просто живешь в этом суровом, но притягательном мире.

Искать в романе недостатки можно долго, но безуспешно. Единственный вопрос, который я задавал себе: может, стоило сместить акценты в сторону мистики, а не хоррора? Возможно, было бы ещё драматичнее, если б виновник несчастий оставался неясен до конца: то ли монстр, то ли стечение обстоятельств, то ли ещё что-то… Хотя, видимо, автор избрал другой путь не случайно. И не прогадал.

Что касается русского издания… оно выполнено на более чем достойном уровне. Приятное оформление, неплохая бумага, карты; и главное – адекватный перевод. Однако если помечтать, то в идеале хотелось бы увидеть больше арктических карт; подборку фактов о реальной экспедиции, биографии настоящих Франклина и Крозье, полный список матросов обоих кораблей, схемы самих кораблей с подробными обозначениями… Ещё очень не помешал бы глоссарий, в котором разъяснялись бы все эти сераки, глетчеры, да и полубаркасы. А для полного счастья добавить бы и богатые цветные иллюстрации… с ними безмолвие и ужас ледяной пустыни ощущались бы в полной мере. Издание мечты, так сказать, и роман его достоин.

Что ж, «Террор» для меня – однозначно лучшая книга у Симмонса, и отныне одна из самых любимых вообще. Бескомпромиссно, глубоко и увлекательно; это книжные впечатления самого высокого ранга.

Оценка: 10
– [  45  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, Симмонсу удалось совершить невозможное – стать автором второго в своей писательской биографии почти бесспорного шедевра.

Совсем не отношусь к аудитории, для которой, казалось бы, предназначен этот роман – особо не увлекаюсь историями о путешествиях и великих географических открытиях, но… «Террор» увлек и захватил с самых первых страниц и не отпускал до самого конца, чаруя, замораживая и завораживая, затягивая все глубже и глубже своей стильностью и немыслимой атмосферой. Мое сильнейшее впечатление – это то, что стилизованный под великие «морские» романы, сухой, монотонный, повествовательный и крайне неэмоциональный текст абсолютно без истерики повествует о страшном. Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада. Ты спинным мозгом ощущаешь… крадущиеся шаги того «нечто», что бродит где-то совсем рядом, в ледяных пустошах… Впрочем, нет. Все это не самое главное. Роман все ж таки рисует людей. Каждый, пусть и незначительный, персонаж оказывается совершенно настоящим и трогает своей отдельной и весьма убедительной судьбой – ему веришь и за каждого по-своему переживаешь.

Фантастику, говорят, принято считать легким и развлекательным жанром, но в таком случае «Террор» — это не фантастика. Это что-то из разряда большой литературы.

ps автору-триумфатору – квадригу к подъезду… ковровую дорожку… и, да, лепестки роз обязательно.

pps для статистики еще и мои две почти бессонные ночи, проведенные за чтением, приплюсовать надо бы..

ppps читать рекомендуется абсолютно всем… ну разве что за исключением избыточно впечатлительных…

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перевод Марии Куренной.

От автора «Гипериона» не ждешь плохих книг. Но, таковы уж особенности психологии, поневоле любую книгу замечательного писателя сравниваешь с лучшей. И очень часто сравнение идет не в пользу первой. Тем более, что за годы, прошедшие с первого выхода знаменитого романа, на русском языке издана большая часть его произведений, написанных в разном жанре и, к сожалению, на разном уровне. Но вот последний (исключительно по времени написания!) роман Дэна Симмонса стоит особняком в его творчестве.

Признаюсь, я не сразу смог для себя определить ее жанр. Остановился на варианте «криптоистория с элементами мистики», хотя, наверняка у других читателей будет свое мнение на этот счет.

Итак, середина XIX века, Арктика, полярная экспедиция сэра Джона Франклина ищет Северо-Западный проход между двумя великими океанами. Вынужденная зимовка, позднее, холодное лето, и вот уже для полутора сотен человек, на затертых льдами кораблях, остается одно желание – выжить. Выжить, несмотря ни на что – на жуткий холод, на испорченные консервы, на жуткое чудовище, которое постепенно становится едва ли не хозяином корабля, и от которого невозможно укрыться… Возможно ли в данных условиях пройти по самому краю и остаться человеком? Или можно только найти достойную смерть?

Особый трагизм истории придает именно то, что она основана на реальных событиях. История экспедиции Франклина воссоздан буквально по крупицам. Обрывки уцелевших дневников, серебро с гравировкой, корабельные доски были найдены в остатках полярных лагерей, разнесены по кочевьям эскимосов. Прошли судебные процессы Голднера, поставившей некачественные продукты экспедиции, дошли до адресата письма доктора Гудсера (Гудсира). Известно много, но еще больше осталось за кадром. И, как знать, может история обреченной экспедиции, рассказанная Симмонсом намного ближе к реальности, чем кажется на первый взгляд.

Пересказывать сюжет дело неблагодарное, я отмечу лишь потрясающую атмосферность книги – это не сухой отчет о полярной экспедиции, это рассказ о живых людях, или, даже рассказ живых людей. Погружение в текст просто великолепное – треск пакового льда на стоградусном морозе, шелест поземки среди обледеневших вант, и гнетущая, густая темнота полярной ночи просто сочится через страницы книги. Сюжет порадует любителей хорошего триллера, его пружина особенно сильно закручивается в первой части романа, посвященного корабельному быту, дальше, во время путешествия среди льдов, динамика несколько спадает. Ну а уж если вы зачитывались (или зачитываетесь) книгами о путешествиях, особенно в северных широтах, этот роман точно не должен пройти мимо.

Хочется отметить и качество издания, особенно наличие карты, ведь такими «излишествами» нас не всегда балуют. Перевод хороший, местами встречаются мелкие огрехи, но общее впечатление от книги они не портят. Мне особенно запомнилась своей «масштабностью» фраза: «Как молодой мужчина, увлекшийся женщиной в радиусе четырех или пяти сотен миль…», но это мелкие придирки. Капелька дегтя по отношению к автору – текст порой перегружен «бытовыми» описаниями, которые можно было легко сократить, да и некоторые сюжетные ходы (отсутствие на борту хотя бы одного толкового охотника, поразительное незнание быта эскимосов, и невнимание к этому народу) вызывают некоторое недоумение. Исторические реалии были положены на «алтарь сюжета», и автор не прогадал.

Итог: потрясающая, атмосферная и очень трагичная книга, проглоченная за две полубессонные ночи, к которой я, без сомнения, буду не раз возвращаться в будущем.

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Внезапный стук в дверь оторвал меня от тяжких размышлений. Кому еще, черт возьми, придет в голову, ходить в гости в такое время? Отложив книгу и подкинув дров в камин, я пошел узнать, кого еще принесло.

Дверь со скрипом открылась, и в комнату на волнах стужи залетели звездочки снега. Освещаемые уличным фонарем около порога моего дома стояли странно одетые люди. Их лица скрывались под шерстяными шарфами, а на головах были напялены теплые шапки с ушами.

На секунду растерявшись (не каждый день к тебе домой приходят полярные исследователи), я открыл дверь пошире, и, приветствуя каждого, пригласил их зайти.

−Здравствуйте капитан. Проходите скорее. Раздевайтесь и садитесь вон на тот диван. Доложу вам что виски, который вы видите на столе преотличнейший. Мистер Блэнки, позвольте пожать вам руку. Поистине я рад вас видеть и для меня честь приветствовать вас в моем доме. Присаживайтесь рядом с капитаном Крозье. Командор Фицджеймс, вы выглядите уставшим. Садитесь в кресло. Да-да, которое рядом с камином. Лейтенант Гор, позвольте выразить вам мое почтение. Проходите и садитесь. Места хватит на всех. О, молодой лейтенант Джон Ирвинг. Не стойте на пороге, проходите не стесняйтесь. Доктор Гудсир, поистине погода сегодня не милостива к нам. Проходите и обогрейтесь у огня. На кухне есть прекрасно запеченная свинина. Очень рекомендую. А вот и сэр Джон. Капитан проходите. Боюсь, что здесь не так удобно, как у вас в каюте на «Эребусе». Но чем богаты…

Не успела закрыться дверь, как в нее снова деликатно постучали. Открыв, я увидел мистера Хикки и матроса Мэнсона. Пропустив Мэнсона и направив его прямо на кухню, я тихо закрыл дверь перед Хикки.

Отогнав все мысли связанные с совестью и моралью, направился в гостиную, откуда доносились радостные голоса моих гостей. Проходя мимо окна, мне почудилось, что снежная гладь подернулась и сместилась на метр другой. А нет, показалось…»

Ну, вот и прочитана мною великолепнейшая книга «Террор«! Действительно, для меня это было настоящее откровение.

Решив со временем прочитать все книги, рекомендованные Фантлабом, я отправился на Елизаровскую и стал обладателем новенького издания «Террора».

Отзывы на сайте не остались без моего внимания, и я ожидал книгу как минимум неплохую. Придя домой и, посетовав на продолжавшиеся мартовские морозы, я сделал чаю и приступил.

Стоит ли говорить, что чай мой покрылся льдом и холод заставил меня зарыться в теплый плед?

Но сначала об авторе и издании.

Это первая книга Дэна Симмонса, которую я имел честь читать. Которой, я имел честь наслаждаться. Статус живого классика не давал надежд на разочарование и покупал я «Террор» без страха быть обманутым.

Обложка книги меня покорила. Иллюстрация Сергея Шикина как всегда на высоте. Отдельное спасибо за карты.

Теперь о книге.

Во-первых, книга атмосферная. Со страниц книги так и задувает полярный ветер, и ты слышишь звуки ледового треска. Беспощадность Арктики показана настолько ярко, что в какой-то момент я сказал самому себе, что я скорее отправился бы в джунгли Амазонки, чем в этот ледяной ад. И это еще более подчеркивает великую отвагу людей, отправлявшихся туда.

Во-вторых, книга изобилует деталями. И я много раз отправлялся в интернет, чтобы узнать, например, что такое паковый лед или «сало»? И по каким таким футропам и реям скакал мужественный мистер Блэнки?

В-третьих, персонажи. Дело в том, что Симмонс показал нам настоящих личностей. К ним невозможно относиться равнодушно. Их можно любить или ненавидеть, уважать или презирать. Каждый характер прописан и ярок. Кто-то больше, кто-то меньше.

Если говорить в общем, то это было одно из лучших моих чтений за всю жизнь. Каждую страницу я смаковал, и каждое слово пропускал через себя. Я наслаждался ее неспешным течением и даже пытался делить по двести страниц на неделю, чтобы читать эту книгу как можно дольше. Особенно хочу выделить Венецианский карнавал и главу, в которой мистер Блэнки заслужил статус моего любимого персонажа.

Да, «Террор» дышит арктическим холодом, но туда все равно хочется возвращаться, чтобы вновь стоять с капитаном Крозье на мостике Террора, или спасать свою жизнь вместе с доблестным мистером Блэнки. Тащить тяжелые сани рядом с доктором Гудсиром и греться грогом вместе с матросами.

Немного портила настроение обреченность книги. Я знал, что корабли так и останутся затерты во льдах, а из английских моряков никто не доберется домой. Но Дэн Симмонс снова и снова давал мне надежду и несколько страниц спустя безжалостно рвал эту надежду на кусочки.

Определенно эта книга будет занимать центральное место в моей личной библиотеке и будет порекомендована друзьям. В будущем я не раз вернусь на палубы «Террора» и «Эребуса», чтобы вновь побыть рядом с полюбившимися персонажами.

"…За окном воет метель, а в комнате озаренной светом огня собралась кампания из храбрейших людей, которых мне дано было узнать…»

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой вам совет: не читайте ничьих отзывов, пока не прочли сам ''Террор''. А уж мой — особенно. Если не читали еще — хватит с вас краткого ''Ахренительно крутая вещь!'' — и простимся на этом (только минуса не ставьте ;)

Дело вовсе не в спойлерах (какие могут быть спойлеры — история реальна, финал известен, и вообще — стоит ли тратить время на 800 с лишним страниц текста, если помимо сюжетных ''твистов'' в них ничего нет?) Дело в самой истории и ее особенностях. Симмонс безжалостной рукой подхватывает неподготовленного читателя из уютного кресла и швыряет в ледяной ад, в жестокую безысходность, заставляя пережить все муки вместе со своими героями, даря надежду как игрушку ребенку, и с легкостью отнимая ее. Практически все, кому понравился роман, отмечают ощущение ужасного холода и непереносимых страданий, веющее с его страниц. И я вышел в эту ледяную преисподнюю подготовленным чужими впечатлениями, окутанным знанием того, что меня ждет, знанием, которое, подобно толстой медвежьей шкуре отсекало холод и ужас романа. Я смотрел со стороны, я сострадал, но то было сострадание стороннего наблюдателя. Я боролся с этой книгой, вместо того, чтобы сдаться ей, принять все, что она предлагала пережить. Я все равно проиграл: ближе к концу ее холод проник под толстую шкуру и сжал сердце ледяными когтями.

Когда читаешь роман, узнаешь многое и о себе. Например, мысль о том, что следовало бы героям бросить больных, чтобы хоть кто-то мог спастись, кажется читателю единственно верным решением, и да, таковым оно и является. Но автор не дает забыть и о цене верных решений, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
образ умирающего, который отчаянно, из последних сил, ползет за бросившими его товарищами
— безжалостным укором рвет душу, надолго оставляя читателю мучительное чувство стыда, словно он сам принял решение вместе со злосчастной командой.

Книгу нельзя читать (как это делал я), ее надо пережить. И лучше бы пережить все с самого начала, а отзывы (включая и мой) прочесть потом — быть может, это раскроет какие-то упущенные моменты. Как все великие книги, эта больше расскажет вам о вас самих, чем о ком-то еще. Автор рассказывает историю, голос его холоден и равнодушен, но взгляд — горящий, пытливый и устремлен прямо на вас...

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выскажу свое мнение, которое, надеюсь, разделяют еще многие и многие люди – нам посчастливилось жить в одно время с НАСТОЯЩИМ писателем, человеком, книги которого уже сегодня можно поставить в один ряд с произведениями признанных классиков мировой литературы. Во всяком случае «Террор» заслуживает того, чтобы стоять на одной полке со Стругацкими, Желязны, Бредбери, Толкиеном и другими великими писателями.

Итак, «Террор» — в первую очередь это героическая история о борьбе за жизнь отважных моряков-исследователей, против которых не только суровая арктическая природа, со всеми ее суровыми и непредсказуемыми капризами, но и нечто, необъяснимое, загадочное и гораздо более страшное. А уже во вторую очередь эту книгу можно рассматривать как произведение фантастическое (или мистическое). Да, люди, описываемые автором, в большинстве своем, действительно герои. То, что выпало на их долю, способен вынести далеко не каждый. И вместе с тем, автор не скрывает тех мотивов, которые побудили участников экспедиции отправиться покорять северные льды. И мотивы эти у подавляющего большинства были далеки от героизма и стары как мир – деньги для большинства, и слава – для командного состава.

Не буду в очередной раз превозносить мастерство автора, благо, хвалебных отзывов хватает, добавлю лишь то, о чем еще умолчали.

Немного был удивлен названием корабля – «Террор», что первоначально на лытыни означало «страх» или «ужас», не самое, на мой взгляд, подходящее название для корабля. Сразу пришла на ум знакомая с детства фраза из мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет….». И ведь верно. Хотя, видимо, в Англии того времени были несколько другие представления, а грозное имя корабля наверняка было призвано вселять страх в сердца врагов. «Эребус», т.е. «последний круг ада», тоже то еще названьице для корабля. Но в качестве названия книги был выбран все таки «Террор» — звучное и, к сожалению, всем нам знакомое слово. Думаю, что автор с ним не прогадал.

Сильно удивила абсолютная беспомощность участников экспедиции в плане выживания в суровых арктических условиях – как могли люди, которые отправились в подобное, без сомнения опасное плавание не иметь ни малейшего понятия о способах добычи пропитания или постройки жилья в Арктике. Ведь для многих это была уже не первая экспедиция, да и кроме того, подобные мероприятия готовятся не один месяц, а возможно даже и год – за это время можно было бы запастись необходимой информацией, которая была бы несомненно более полезна, чем пара лишних ящиков с консервами. Но нет – команда уповает лишь на «всемогущих» эскимосов, которые умеют все необходимое.

И на последок, очень сильно был удивлен высказываниями некоторых читателей, жалующихся на величину книги – 900 страниц. Это конечно, личное дело каждого, но я бы и второй том такой же величины читал бы с удовольствием, если бы он был. Поверьте, эта книга того стоит. Твердые 10 баллов и звание лучшей книги года по версии alexey1978.

Оценка: 10
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как только «Террор» вышел, я его сразу купил, но читать не стал. Размер пугал, да и Симмонс для меня незнакомый автор. Откладывал я, откладывал и вот, наконец, решился. Вот такой читательский мой путь длиной 2 месяца.

И вот теперь надо признать: это действительно шедевр.

Если нужны обоснования, вот, пожалуйста.

Какие персонажи?! Настоящие живые люди. Каждый со своей судьбой, переживаниями, мечтами и трагедиями. Разве можно не поверить в Френсиса Родона Мойру Крозье? Настоящий ирландец, любящий виски, вспыльчивый, но отличный капитан. С каждой страничкой Крозье предстает все живее, ярче, подлиннее. Мы воспринимаем его воспоминания о любви: чудесный момент прозрения человека, моряка-скитальца, который различил подлинное чувство и понял, чего был лишен. Прекрасные тонкие переживания этого прозрения о значении и тайне женщины человека, не знавшего любви. Это действительно читается с волнением, которое трогает какие–то чувствительные нервы. Мы видим Крозье, угнетаемого на службе из-за его происхождения, узнаем о его детстве. И мы видим его и воспринимаем в конце концов как настоящего человека!

Гудсер. Простой анатом, который только и умеет пилить и оперировать, но старается помочь все кому может. Настоящий врач, верный клятве Гиппократа, добрый и немного грустный.

Ирвинг. Молодой офицер, воспылавший любовью к молодой эскимоске. Все это люди, которые жили когда-то. Ты ощущаешь большую сопричастность ко всем событиям. И это очень важное чувство. Браво! Все удались на славу — Хикки, Магнус, Бриджес, Пеглар, Франкилин, Блэнки. Каждый личность, которая по-новому раскрывается при более детальном знакомстве.

Атмосфера. Сложная, холодная, тягучая и мрачная. Страхи и события сплелись воедино по нарастающей. От некоторых моментов мне действительно было страшно.

Время. Как же оно хорошо показано, тщательно и с любовью. Начало экспедиции, неисчислимые трудности, просчеты и ошибки, легкомыслие, за которое приходиться платить жизнью. Поход через остров, болезни, потери, ужасы — все достоверно, мистически ужасно и непостижимо. Отдельно хочется сказать про Север. Настоящий: морозы, снега, свет, ночь. Даже в уютном кресле с чашечкой чая меня пробирал холодок. Не со страниц ли дует ветерок – 70 по Фаренгейту?

Все события, показанные с читабельностью, заслуживающей похвалы. Первые 300 страниц для меня были очень тяжелыми, как само движение «Террора» во льдах, но вот дальше, я не смог оторваться. Никаких провисаний, ненужных вещей, все действует, обостряя восприятие. И это восхитительно. Такой монотонный (в хорошем смысле) роман. Цельный как лед. Чего стоит Маскарад, — необычное событие в мире льда, пир во время чумы. Или финальная нота жизни Хикки, необычный, и страшный момент. Сцены, созданные мастером, оставляют след. И все это притом, что мы знаем конец этой истории и тем удивительней, что интерес не исчезает.

Концовка, которой некоторые остаются, недовольны, мне показалась нужной, органичной, выдержанной. Да! Север поглотил всех!.

Победная сила человеческого духа, — вот та особая вещь, которую я ощутил, читая Террор. Ведь люди остаются всегда людьми, они не меняются, и в тоже время обнаруживают что-то непостижимое, от чего вздрогнешь и задумаешься. Грязный гад Хикки, им и остался в царстве льда. А Блэнкли? Этот особый тип, улыбается, получая увечья, и не сдается: «А я жив, черт бы тебя побрал, зверь!». Вообще люди и их поведение, их преступное легкомыслие по отношению к себе, к другим, к жизни, и как им за это приходится платить, это как раз показано по-особому. Есть особый оттенок в повествовании о трагедии экспедиции, какое-то знание о людях, то, о чем ты уже никогда не забудешь, и вряд ли когда-нибудь до конца объяснишь. Это какой-то образовавшийся личный опыт переживания, ценный и необъяснимый, как будто лично вырвался из плена северных льдов.

Роман монолитен, сложен, мрачен, по-особому красив. Не скажу, что я рекомендую всем его читать. Это взрослый роман. Такие не в раз даются и не в раз забываются.

Доля мистики в романе есть, но это нюанс не более. Важнее другое: люди, события. Да и как по мне, все вполне объяснимо.

Роман событие, глыба, торжество стиля, роман о людях, о времени, который трудно не полюбить. Это мое первое знакомство с Симмонсом, но автор, который смог написать ТАКОЕ, просто заслуживает дальнейшего читательского усердия.

Отзыв сумбурный, прошу простить, но когда читаешь сильные вещи, сначала сумбур впечатлений, а потом внезапно мелькнет какое-то прозрение. Так что мне кажется, что это еще не все. Но пока — все.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитый писатель-фантаст написал исторический роман. Фантастика в нем присутствует, хотя ее очень немного — роман представляет собой описание судьбы совершенно реальной экспедиции в полярные моря, исчезнувшей бесседно, несмотря на многолетние поиски. Так что — заранее известно: погибли все. А вот КАК они погибли, как вели себя в последние годы, дни, часы собственной жизни — вот это и есть тема романа «Террор» и эту тему автор раскрывает с блистательным мастерством.

Во-первых, за страницами романа небольшими штрихами прорисовывается портрет общества Британии, владычицы морей. Это офицеры, при всей абсолютной несхожести между собой, остающиеся джентльменами в самом высоком смысле этого слова. Это начитанные и образованные матросы (увы, не все...). Это тщательность подготовки экспедиции, странным образом совмещенная с катастрофическими недочетами — испорченными продуктами, неумением охотиться, несработанностью экипажей. Это непереодолимая пропасть между офицерами и матросами. В общем, за этот портрет Британии позапрошлого века автору стоит сказать отдельное спасибо.

Во-вторых, за страницами романа возникает жуткий портрет Севера с его нетающими льдами, непроходимыми торосами, страшными метелями, туманами, грозами, бесконечными полярными ночами. Именно как квинтэссенция Севера и введен в роман фантастический образ чудовища, убивающего людей. Впрочем, и без чудовища холодный, безмолвный и безжизненный мир абсолютно враждебен человеку и убивает его медленно или быстро, но с ледяной неизбежностью. Роман очень сильно передает атмосферу страха перед Севером, местом, где человек жить не может.

В-третьих, оказывается, что все это не так — может человек жить на Севере, только не отгораживаясь от него, а приспосабливаясь к нему, как живут — и совершенно спокойно — эскимосы. Эта тема — не будь врагом природе и она примет и прокормит тебя — звучит в романе очень четко, начиная от образа леди Безмолвной и до самого финала романа.

Зря Симмонса обвиняют в натурализме и жестокости. Героизм покорителей Севера — это дикий холод, голод, безмерная усталость, пот, кровь, выпадающие зубы, кровавый понос и отчаянное желание выжить. Автор просто реально описывает события, в ходе которых люди доходят до той черты, которая позволяет им оставаться людьми. И переходят эту черту... Вот поведение людей у этой черты — это действительно страшно.

Герои книги — люди разные. Одни из них описаны очень подробно, другие поверхностно, но все, кого Симмонс хотя бы как-то описал, запоминаются надолго. Как бы определить, что во всех этих людях общее — пожалуй, сила духа. И в морской интеллигенции — офицерах, врачах, инженерах, и в матросах (кроме нескольких смутьянов, но в каждом стаде есть паршивые овцы). Кстати, эти смутьяны — тоже весьма яркие образы, которые, к сожалению, тоже запоминаются.

В общем, «Террор» — роман, который наверняка войдет в сокровищницу мировой литературы.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга лишила меня покоя. Эта книга лишила меня сна. В завершение, она довела меня до безудержных рыданий и последние 150 страниц приходилось многократно прерывать чтение, чтобы прийти в себя— настолько велика сила таланта Дэна Симмонса в изображении той давней трагедии. Редкое произведение художественной литературы может сравниться с «Террором» по драматизму, достоверности предполагаемых событий и глубокому психологизму. Симмонс большой знаток человеческих душ. Он мастерски описал внутренний мир и переживания героев— и тайное и явное. Я страдала и умирала вместе с полюбившимися персонажами, я восхищалась стойкости их духа, который не угасал в тщедушных, искалеченных телах. Я ненавидела мерзавцев, потерявших человеческий облик и право называться людьми. Мне так хотелось, чтобы зло было наказано...

Перед тем, как приступить к чтению «Террора», я, конечно же, ознакомилась с историей экспедиции Джона Франклина и её трагическая гибель не была для меня секретом. Но суть романа не в том, ЧТО произошло, а в том, КАК могли развиваться эти драматические события.

«Террор» был написан в 2007 году, а останки экспедиции обнаружили только в 2014. Не найден дневник Франклина, который мог бы пролить свет на произошедшее, не найдены останки капитана Крозье. И вот подумалось мне: а вдруг Дэн Симмонс прав насчёт него? По крайней мере, очень бы этого хотелось!

Хотелось бы отметить ещё один момент— это чтение капитаном Крозье отрывков из книги «Левиафан», которыми он заменял чтение Библии на проповедях. Эту книгу написал английский философ-атеист Томас Гоббс в 17-ом веке. Рассуждая о происхождении государства, Гоббс отталкивался от постулата «война всех против всех» и развил идею «человек человеку волк»( Homo homini lupus est). Вот что страшило мудрого капитана Крозье, когда он просчитывал возможные варианты развития событий!

Образ Левиафана символизирует грозную природную стихию, перед которой человек абсолютно беспомощен. Но порою чёрные дыры человеческих душ оказываются гораздо страшнее стихийных бедствий и инфернального зла.

P.S. Теперь от возвышенного ненадолго перейду к земному,— имею в виду так подробно расписанные в предыдущем отзыве ляпсусы в романе. Да, всё это присутствует, но не надо забывать, что мы читаем перевод с английского. Так вот, в английском тексте всё в порядке! При желании это легко можно проверить, сравнив между собой два варианта текста, даже если владеть английским языком на уровне программы средней школы. Впрочем, всё это подробно разбиралось в теме, посвящённой творчеству Дэна Симмонса.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, глаза у меня загорелись сразу после появления в сети информации о том, что из-под пера Симмонса вышла книга, повествующая о трагической судьбе полярной экспедиции, пропавшей без вести более 150 лет назад. Уж очень нравится мне романтика Севера. Вырос на рассказах Джека Лондона, и такие персонажи, как Мэйлмют Кид и Смок Беллью, оставили в моей душе глубокий след. Куда глубже, чем следы саней, которые тащит собачья упряжка.:wink:

«Террор» можно смело назвать историческим хоррором (как жаль, что Симмонс не часто обращается к подобному жанру), а мистическая часть книги настолько умело ввинчена в повествование, что и не веришь в другую причину гибели экипажа двух кораблей. Но, обо всем по порядку.

Атмосфера. Ледяная жуть начинает схватывать читателя уже с обложки. Признаться, давненько не держал в руках такой красиво-приятной книги. Отличное качество полиграфии, потрясающая обложка (смотри и учись, уродливое АСТ!) и почти 900 страниц удовольствия. Внутренности сего визуального праздника ничуть не разочаровывают. Наоборот! Автору удалось передать нам все «прелести» ледяной тюрьмы, которая становится настоящим адом для членов экспедиции. Книга наполнена красивейшими, но в то же время и пугающими образами. Бесконечная полярная ночь, во мраке которой бродит чудовище, утаскивающее часовых, вынужденных дежурить на верхней палубе в пятидесятиградусный мороз и пытающихся не пустить монстра внутрь судна… Стоны льда, сжимающего корабль… Снежная мгла, в секунду проглатывающая все вокруг… Пронзающий тело ветер, который уносит крики матросов в холодные леса айсбергов… Все это настолько реально, что мурашки по телу бегут независимо от того, какое время года за окном.

Вместе с героями проходишь все этапы. От легкого беспокойства за кончающиеся запасы угля, до панической боязни вглядеться в ночь. От взволнованности прогрессирующими болезнями, до окончательного безумия и людоедства. Подробные описания сурового быта экипажа могут показаться затянутым, но именно эти моменты переносят читателя на «Террор». И когда один из матросов не хочет таскать мешки с углем мимо мертвецкой, боясь, что его схватит призрак убитого товарища — ты его понимаешь. Кубрик становится родным, словно ты сам слышишь попердывание личного состава во сне, благодаря Бога за еще один прожитый день.

Персонажи. Роман построен на личностях. Каждый из центральных персонажей настолько харизматичен, что образы стоят перед глазами еще очень долгое время. Отважный, но доведенный до отчаяния капитан Крозье, на которого свалилась ответственность за всю экспедицию, просто не может не вызвать уважения читателя. На что способен человек, когда все складывается против него? Можно ли спасти экипаж из ледяного плена? На эти вопросы и пытается ответить капитан «Террора». Ярких личностей в книге хватает, и это относится не только к главным героям. Скажите, ну разве можно равнодушно относиться к корабельному коку, круглосуточно выпекающему на своей плите лепешки для израненных, напуганных, больных, потерявших надежду товарищей? Вот и я о том же.

Вердикт. Конечно, любое мнение субъективно. Вот вам мое: книга безусловный шедевр, перечитывать буду многократно. Да и, несмотря на кажущуюся предсказуемость сюжета, автор сумел удивить. Этот потрясающий роман рекомендую всем поклонникам «темного» жанра. Погружение в пучину ледяного, окутанного снежным мраком ужаса вам гарантировано.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Белый цвет. Белизна… Паковый лед. Треск и залпы торосов, скрип снега под ногами, надсадное хрипение изможденных мужчин, из последних сил волочащих тяжелые сани… Суровый, жесткий, а по большей части жестокий роман Симмонса. Жестокий, но на удивление прямой и правильный, холодный, и до краёв наполненный безысходностью, словно непроглядная арктическая ночь. Отточенный, как костяной нож местных аборигенов, направленный твердой уверенной рукой Автора прямо в сердце читателю.

В этой книге Симмонс поистине гениален. И дело здесь не в том поистину титаническом труде, проделанным Автором для достижения максимального эффекта присутствия. Не берусь судить, какое количество литературы пришлось для этого перечитать Симмонсу, однако напрасной проделанную работу вряд ли назовешь – и без того четкая и детализованная картинка, которая рисуется перед глазами читателя по первым главам «Террора», далее становится еще более прорисованной и правдоподобной. Главное здесь – не это.

Гений Симмонса по-настоящему можно оценить лишь по мере того, как перед читателем, шествующим с героями повествования все дальше и дальше, из текста «Террора» постепенно всплывают обрывки реальных фактов, документов (многие из которых цитируются дословно), реально обнаруженных поисковыми экспедициями вещей и следов. И, читая дальше, не перестаешь удивляться, как органично реальные факты вплетаются в ткань повествования. Симмонс, словно заправский археолог, восстанавливает событийный скелет по отдельным, обрывочным, часто путаным сведениям, дошедшим до нас, восстанавливает с кажущейся легкостью, за которой (для любого пытливого читателя ясно, что это — лишь вершина айсберга), скрываются месяцы и годы кропотливой работы.

«Террор» — книга контрастов. Многослойная, громадная, написанная стилизованным под XIX век языком, до предела насыщенная целым рядом откровенных, порой, отвратительных сцен – и в то же время легко читаемая и на редкость притягательная, книга – наркотик, книга, от которой невозможно оторваться. Интересна и структура романа – многоголосый хор голосов давно погибших людей, сплетающихся в единую, мощную погребальную песнь-реквием экипажам исследовательских судов «Эребус» и «Террор». Вообще, «Террор» — редкий в последнее время образчик хоррора, который совсем не обязательно населять потусторонними существами. Ведь, как ни крути, главное Зло здесь – не Туунбак, и даже не экстремальные температуры и тяготы, связанные с ними. Главное зло в Терроре – люди. И даже чудовищные зверства, творимые Туунбаком, меркнут по мере того, как запертые в замкнутом пространстве люди все больше и больше голодают, мерзнут, озлобляются, теряя человеческий облик. И в этом и состоит, пожалуй, главный контраст романа «Террор» — в поразительном контрасте между теми, кто, как Крозье, Гудсер, Ирвинг, Бленки, Пеглар до последнего сохраняют человеческое лицо, и теми, кто, подобно Хикки сотоварищи, способен перерезать глотку ближнему ради спасения своей (и только своей) шкуры. Убери Туунбака, оставь Корнелиуса Хикки – и книга почти ничего не потеряет, и так же будет держать в напряжении до последнего момента. Более того, исчезнет и хотя и весьма логичная, не без использования местной мифологии, однако, на мой субъективный взгляд, слишком уж шокирующая, концовка. Концовка, которая, дает основания усмотреть в «Терроре» некий анти-Киплинг, главный месседж которого пессимистичен и удручающ для любого представителя европейской расы: в белых заполярных широтах бремя Белого человека бессильно. Более того, единственный шанс для белого человека на выживание – слиться с окружающим белым миром, забыть свою прежнюю, «несчастную, убогую, мерзкую, жестокую и короткую» жизнь, сжечь все мосты (и корабли), и начать все с чистого листа. Такого же ослепительно-белого, как и арктический снег, заметающий следы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Того-кто-когда-то-был-Крозье…

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

У пальцев вкус пальцев, … ничего особенного.

Стивен Кинг. «Тот, кто хочет выжить»

19 мая 1845 года года полярная экспедиция сэра Джона Франклина на судах «Эребус» и «Террор» отправляются к Северному полюсу. Цель — поиск Северо-Западного пути из Атлантики в Тихий океан. Парусные суда оснащены паровыми двигателями, обшивка кораблей усилена листовым железом. Трюмы полны провианта. Солонины, муки, консервированных супов и фруктов хватает на три года. Для предупреждения цинги закуплены десятки бочек с лимонным соком. Угля, чтобы двигаться среди льдов на паровом ходу и обогревать жилые палубы — в избытке. Экипаж (24 офицера и 102 матроса) – проверенный, умелый, большинство из них с полярным опытом.

Идеальная, на первый взгляд, организация экспедиции. Но…

Ни один человек, участвующий в экспедиции, не вернулся на родину.

О книге

Надо признаться, Симмонса до этого не читал. Лет восемь назад попался как-то в руки Гиперион, но желания почитать эту книгу так и не возникло. Фантастику не люблю, а хоррора у автора не так уж и много. И не прочитать бы мне «Террора», если бы не ЛоТ. Мнение людей сведущих в этом жанре всегда интересно, а положительные отзывы о том или ином авторе равняются крепкому подзатыльнику, отправляющему тебя в книжный за искомым сабжем или в файлообменные сети за фильмом.

Оформление отличное. Англоязычная обложка тоже, конечно, хороша, жалит морозом снежной пустыни, но наша поинтереснее как-то. Лед, лед, лед, заиндевевшая табличка с «Террора», схваченный льдами корабль. Что-то есть в ней каверинское, от «Двух Капитанов»; оформленная в подобном духе книга была у меня в детстве. Приятно.

Обложка крепкая, переплет отличный. Книга болталась со мной две недели в сумке — смялись только уголки (и то совсем едва-едва). Бумага белая, под стать содержанию и автору. 880 страниц плюс карта продвижения экспедиции. Браво, «Эксмо».

Откровения по Симмонсу

Исторический хоррор на то и исторический, чтобы следовать канве событий, что запечатлело время. «Эребус» и «Террор» свой последний путь начали в Англии, а закончили, зажатые паковым льдом, у западных берегов острова Бутия. Географическая достоверность романа — без вопросов. Насколько эти вопросы вообще могут быть, учитывая то, что причины гибели экспедиции не раскрыты по сегодняшний день. Симмонс, перечитавший массу справочной литературы по экспедиции Франклина (внушительный список этих книг представлен в конце романа) скурпулезно описывает последние события, что произошли с двумя кораблями перед их гибелью. Тут и китобойная база в заливе Диско, где были уволены четрые человека, и грузовое судно «Баррето Джуниор», что тянуло до Гренландии мешки с углем, и китобойные суда «Принц Уэлльский» и «Энтерпрайз», последние кто видел «Эребус» и «Террор». И место первой зимовки людей. И точная дата смерти Джона Франклина. Список большой.

Удивительно, но автор сумел безболезненно соединить свою фантазию и те факты о событиях экспедиции, что история имеет на сегодняшний день. Господи, даже чудовище, что пожирало экипаж двух судов среди ледяной пустоши, органично вписывается в повествование. Думаешь, черт, а ведь действительно все могло так и быть. Или лодка с двумя замерзшими членами корабля, которую спустя много лет нашла спасательная экспедиция. Бедняги? Ха, как бы не так. Симмонс сделал одного из этих двух слабоумным убийцей, а второго — каннибалом, зачинщиком бунта и главным, даже выше неизвестной твари во льдах, чудовищем романа. Каково? Картина начинает играть совершенно новыми красками.

Сюжет романа прост. Три года зимовки среди льдов, жуткого мороза, в постоянной опасности быть съеденным монстром, который одного за другим похищает членов экипажа, издевательски подбрасывая к кораблям изувеченные останки. Время идет, льды крушат обшивку кораблей, провиант и уголь кончаются, на обоих судах начинается роптанье и недовольство, усиливающееся с гибелью одного офицера за другим. За кораблем — смерть от холода, внутри — от голода и болезней. Выбирай, что по душе.

Несмотря на то, что текст несколько академичен и суховат (лично мне очень напомил манеру письма Мартина), впечатлениями наполняет по самые краешки. При чтении остается только посочувствовать матросам, что должны нести вахту в —50 по Цельсию, когда дотронься до железа голой рукой — её уже не отодрать, не оставив на стали приличный кусок собственной плоти. А уж как у вас перехватит дыхание, когда ледовый лоцман Томас Блэнки будет совершать сумасшедшие трюки на мачтах «Террора», спасаясь от когтей монстра! Вас так же будет воротить от подробностей о расчленении людей, мясо которых будут есть матросы. Или от жутких симптомов цинги, когда вы превращаетесь в серое тесто, сочащееся гноем, без зубов, терзаемое жуткой болью, но по-прежнему остающемуся в сознании.

Все подробности поданны Симмонсом холодно и отстраненно. Никакого экстаза от крови, как, например, у Баркера. От этого все воспринимается серьезней и, на мой взгляд, сильнее.

Что обязательно хочется отметить, так это громадный ресурс романа в плане информации об английском флоте той поры, обустройстве кораблей, полярных штучках типа классификации льда (вы различаете паковый лед от блинчатого или торосную гряду от снежных заструг?), ориентированию в этих местах по звездам и прочее. Зачем, вы спросите, это фигня в хоррор-романе? Отвечаю — атмосфера. Кирпичики, с помощью которых вырастает стена цельной картины от которой невозможно торваться. Черт, ведь мы любим «Нечто» Карпентера и за полярную зиму тоже. Она там в главных ролях, так что…

О людях

Джон Франклин. Вообще, материалы по Франклину, что мне довелось прочитать в сети, сходятся на том, что капитан флагмана экспедиции был человеком опытным, твердыи и мужественным. Более того, за его плечами был не один поход во льды Севера. У Симмонса же он, мягко говоря, иной. Пятидесяти девятилетний Джон Франклин мягкотел во всех смыслах. Он боится критики, неудач, твердость характера, если и была, то с годами ослабла или вовсе исчезла. Он слишком любит блага цивилизации, чтобы расстаться с ними в экспедиции. В отличии, например, от капитана Крозье, чья комната на «Терроре» была чуть больше отхожего места в каюте Франклина. Он как-то обреченно отнесся к своему положению, стянутый льдами, непрофессионально выполнил свои капитанские обязанности, не оставив в «сигнальных» пирамидах координаты своего дальнейшего пути. Да что там говорить… он мог переиграть все иначе, прислушайся к разумному мнению своих лейтенантов. И умер он глупо — надеясь, недоумевая и поражаясь. При этом сказать, что Франклин плохой человек — нельзя. Тем печальнее осознании того, что большая часть вины за гибель экспедиции на его плечах.

Френсис Крозье. Капитан «Террора». Противопложность Франклина. Суровый, подтянутый, тянул лямку главы гибнущей экспедиции до последнего. Его линия в романе одна из самых интересных и интригующих. Автор наделил героя провидческим даром и куда он его привел — это большая находка и удачный ход Симмонса. Все получилось очень и очень оригинально.

Корнелиус Хикки. Хоть и места ему в романе уделенно немного, но личность колоритная. Содомит, убийца, подстрекатель, людоед, чудовище, возомнившее себя Королем, Богом, раздающий мясо людей, словно Христос хлеба и рыбу. Даже ледяное чудовище, что пришло по его душу, оказалось шокировано чернотой внутри этого человека.

Вокруг этих людей и крутится весь сюжет. Есть рядом с ними и другие интересные герои, вроде доктора Гудсера, того же Блэнки или Безмолвной, но эти трое, на мой взгляд, те, чьи действия привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Экспедиция погибла. До последнего человека. Почему? Читайте, все узнаете.

Оценка романа

10 из 10. Один из лучших романов последних лет в жанре хоррор. Да в такой вкусной обертке. Роман Симмонса номинирован на премию Стокера 2007 и я скрещу пальцы, чтобы он её взял. Ну да ладно, хвалить книгу можно очень долго, хаить её, лично мне, совершенно не за что. И просьба. Покупайте книгу в бумаге, не ждите сканов в сети. Чем выгоднее будет издание подобной литературы в России, тем лучше будет для всех нас, хоррорманов. Удачи.

О судьбе или миф (?) о капитане Джоне Франклине. Об этой истории с флагом не упоминает только ленивый историк. Может действительно, Предназначение?

«Франклину нездоровилось. Он спал на диване, а Джейн сидела рядом и шила флаг, который муж должен был взять с собой в экспедицию. Подумав, что Франклину холодно, закончив работу, Джейн набросила флаг мужу на ноги. Проснувшись и заметив это, Франклин вскрикнул: «Почему меня прикрыли флагом? Разве ты не знаешь, что флагом покрывают покойников? Боже мой…»

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едва открыв эту книгу, можно почувствовать, как повествование окутывает вас, его холодный ветерок незаметно скользит по коже, проникая сквозь нее в кровь и дальше по венам разносится по всему телу…до самого сердца…Подобно льду, книга сковывает и парализует – отложить в сторону и остановиться просто невозможно.

19 мая 1845 года два полностью укомплектованных судна «Эребус» и «Террор» отправляются на поиски Северо-Западного прохода. Вы не просто читаете об этом – о нет, благодаря мастерству писателя, вы отправляете в экспедицию вместе с ними. Экипажи насчитывают 129 человек и это число будет стремительно и неумолимо сокращаться…

Под командованием капитанов Джона Франклина и Френсиса Родона Мойры Крозье вам предстоит глава за главой, страница за страницей все больше погрузиться в изолированную жизнь команды, вместе с ними исполниться страхом за свои жизни, голодать, страдать от безжалостной цинги, переживать смерть друзей и не знать, есть ли хоть малейший шанс на спасение.

Сколь ни были бы велики беды и суровые погодные условия, обрушившиеся на экспедицию – самым страшным становится существо, обитающее во льдах и уносящее человеческие жизни. Оно безжалостно, его нельзя убить, его появление невозможно предугадать, так же как неизвестно, кто станет следующей жертвой, кто станет добычей.

Со временем, чем дальше и дольше длится этот ужас, изнуренные, голодные, страдающие и больные люди перестают бояться, ведь и среди них самих уже появились полностью потерявшие человеческое обличье, чьи души стали ничтожными и уродливыми…

Дэну Симмонсу удалось невозможное – он создал книгу, от которой по-настоящему веет холодом и отчаянием. То, что в истории так и останется загадкой, необъяснимым исчезновением, у Симмонса стало потрясающим до глубины души откровением, мистической сагой о человеческой доблести, мужестве и человечности на фоне полной изоляции и непрекращающегося кошмара.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Террор» относится к тем редким книгам, которые не забываются даже через много лет после прочтения. Атмосфера холода и жути, пронизывающая книгу, передается текстом максимально сильно, как только возможно, что также происходит благодаря отличному переводу. Условия, в которых находились члены команд двух кораблей, отправившихся на поиски Северо-Западного прохода, во время затирания кораблей паковым льдом, вызывают непередаваемое восхищение мужественностью участников.

Книга практически лишена слабых мест. Великолепный литературный язык, множество исторических фактов, экскурсы в различные области знаний: от достаточно подробных описаний конструкции кораблей и видов льда до проникновения в жизнь эскимосов, выверенность словесных конструкций и многое другое. Поражает продуманность подхода к написанию: любые, даже самые незначительные события, оказывают влияние на сюжет и не дают поводов усомниться в необходимости их наличия.

Реализм и трагическая судьба бесследно исчезнувшей экспедиции вынуждают автора применять весьма жесткие подробные описания действий участников, что порой повергает в шок. Концовка книги также великолепна и до боли ужасна.

Если сравнивать роман с лучшим, по мнению многих, произведением Симмонса, то наверняка многие отдадут предпочтение «Террору». Здесь присутствуют те неожиданные, в высшей степени необычные, сюжетные моменты, но при этом действие происходит на Земле, и к тому же основано на реальных событиях. Итог: возможно лучший на данный момент роман писателя, наполненный эмоциями, трагизмом, мистикой и конечно людскими взаимоотношениями. Настоятельно рекомендую!

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

*

55°02′29″ северной широты, 82°56′04″ восточной долготы, январь-февраль 2020 года

За окном снег, на календаре зима. Самое время рассказать про прочитанную совсем недавно книгу, от которой за версту веет жутким холодом, ледяным пленом...«Террор». Перед нами мистический триллер с элементами хоррора, основанный на реальных исторических событиях. В далеком 1845 году с целью завершения открытия Северо-Западного прохода была снаряжена экспедиция на двух судах под руководством сэра Джона Франклина. Однако все члены экспедиции в количестве 129 человек таинственно исчезли. Данный роман является литературной иллюстрацией авторской версии причин, приведших к огромной трагедии середины 19 века. Сказать, что до настоящего времени я знала какие-то подробности подвигов Британии по освоению новых территорий, значит солгать. Поэтому неугомонное любопытство поволокло меня читать исторические очерки ранее упомянутых событий. Возможно из-за этого уже с первых строчек все описанное здесь виделось чрезвычайно реалистичным. Мне никогда не было так холодно на страницах книги. Арктическая стужа проникала под кожу, пульсировала в крови, обжигала лицо и вымораживала сердце. Не отрицаю и тот факт, что само повествование тоже способствовало этому. Очень плотный текст с обилием мельчайших деталей прекрасно погружал в атмосферу затертых льдами «Эребуса» и «Террора». Красноречием ни автор, ни переводчик тоже не были обделены. Жуткие сцены расправ над смертными людьми, пронзительные откровения героев в личных дневниках, с каждой главой нарастающее количество бед и несчастий, а так же ощущение абсолютной безысходности. Все это было описано невероятно образно и тем самым проникало в самую душу. Мне казалось, что я даже слышу стон кораблей, которых неумолимо сдавливали стылые льды Атлантического океана.

«Может, начитанность — своего рода проклятие, вот и всё. Может, человеку лучше жить своим умом.»

Все происходящее читатели наблюдали со стороны самых разных действующих лиц. Повествование идет как от первого лица, так и от лица автора с отражением чувств и эмоций задействованных персонажей. Хочу заметить, что поклонники жанра хоррор не будут разочарованы. Готический ужас, перемещающийся по страницам книги, шокировал эффектом внезапности и был описан очень интересно, причем практически без неприятных физиологических подробностей. Здесь были также использованы самые классические приемы этого литературного направления. Мушкеты не стреляли, когда это было жизненно необходимо, люди совершали заведомо глупые поступки, злодеи были злее самого зла, а кровавые эпизоды имели самые неожиданные и яркие подмостки. До сих пор перед глазами момент, навеянный рассказом Э.А.По «Маска красной смерти». Такие эпизоды, действительно, щекотали нервы восприимчивых читателей. Но я оценила роман по иным аспектам. Мне очень понравились важные отсылки к произведениям других именитых писателей, которые оказались здесь уже не для украшения обстановки, а скорее, как идейные составляющие сюжета. Не казалось случайным упоминание «Божественной комедии» А.Данте с девятым кругом Ада, где грешники-предатели были вморожены в лед и испытывали вечные муки холодом, равно как и «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера. Теологией автор старался не злоупотреблять, хотя размышления о божественном и греховном здесь иногда наблюдались. Еще одной отличительной особенностью романа являлось использование Симмонсом необычной древней мифологии северных народов. Именно она стала ярким украшением и основной подоплекой всей этой истории.

«Быть священником — дело такое же заурядное и бесполезное, как быть ирландским пьяницей.»

Автор провел интересную работу с персонажами, изучив личности реально существовавших людей. Этим исследователям он подарил небольшое продолжение жизни, увековечив их в книге и в сердцах читателей. Не все персонажи были лицеприятными, некоторых я откровенно презирала. Но многие участники экспедиции мне невероятно понравились. Прекрасными оказались образы искреннего лейтенанта, самопожертвованного доктора, начитанного вестового, везучего ледового лоцмана и необычной девушки. Ну и, конечно, самое центральное место в моем читательском сердце занял капитан корабля «Террор» Фрэнсис Крозье. Все герои пытались выжить в условиях, где сами стихии восставали против человека, где молнии с треском падали со студеных небес, а неослабевающие морозы превращали мир в царство тьмы и холода. Воля к жизни многих из них поражала своей силой. Как они сражались за свое существование вызывало слезы восхищения. Однако именно маленькое голубое пламя решимости, горевшее в груди капитана Крозье, стало олицетворением стойкости на пути к возможной победе над смертельными обстоятельствами.

«Когда имеешь дело с дураками, спустя какое-то время начинаешь понимать ход их мыслей.»

Этот роман перевернул мое немного наивное восприятие окружающей действительности. Тошнотворная тема об одном из крупных культурных запретов, задетая автором в рамках этой истории, накрывала волной отвращения. Даже чудовищный ужас, посещающий произведение, не вызывал такого омерзения. Некоторые страницы мне хотелось немедленно перевернуть и никогда не возвращаться к ним. Могла ли я осуждать поступки людей, оказавшихся в несовместимых с жизнью условиях? Насколько каждый из нас способен в самом страшном положении сохранять человечность и продолжать контролировать свое поведение рамками морально-этических норм? Эти вопросы не давали мне покоя и не покидали в заключительной части. Сюжет этого произведения представлял собой нереальную борьбу обыкновенных людей со всевозможными несчастьями и проблемами. Из-за постоянного переживания за героических персонажей наступление финала я заметила далеко не сразу. Благодарю автора за финал, который сумел меня порадовать, удивить и немного опечалить. А также за роман, который вызывал у меня бурю разнозарядных эмоций. Здесь древние легенды воплощались в реальность, люди становились кровожаднее зверей, сны-галлюцинации пророчили будущее, ошибки единиц приводили к смерти сотен, а фраза «Пошел к черту» звучала как никогда буквально. Обязательно продолжу знакомство с творчеством автора, проза которого меня пленила. Впереди меня ждет его научно-фантастический роман «Гиперион».

»...великие актеры умеют уходить со сцены вовремя, прежде чем прискучат публике или начнут переигрывать.»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх