FantLab ru

Иван Ефремов «На краю Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.52
Голосов:
1004
Моя оценка:
-

подробнее

На краю Ойкумены

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Действие повести начинается в одном из ленинградских музеев, где хранится загадочная гемма – рисунок, вырезанный на прозрачном камне. История создания геммы и составляет содержание повести. Автор уводит читателя к древним временам — в Грецию ХI –Х веков до н.э. и рабовладельческий Египет и рассказывает о приключениях молодого греческого скульптора Пандиона.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2849 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 15% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


На краю Ойкумены
1949 г.
На краю Ойкумены
1952 г.
Великая Дуга
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
На краю Ойкумены
1988 г.
Собрание сочинений. Том 5. Книга 1
1989 г.
На краю Ойкумены
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1992 г.
Великая дуга
1994 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
Книга 1. На краю Ойкумены
1995 г.
На краю Ойкумены
1995 г.
Финикийский корабль. След за кормой. На краю Ойкумены
1996 г.
Собрание сочинений. Том 5. На краю Ойкумены
1998 г.
На краю Ойкумены
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 3.
1999 г.
На краю Ойкумены
2001 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
На краю Ойкумены
2002 г.
На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2007 г.
На краю Ойкумены
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
На краю Ойкумены
2015 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая дуга
2018 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 7/2001
2001 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, 8/2001
2001 г.

Аудиокниги:

На краю Ойкумены
2006 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Aux confins de l'Oecumène
(французский)
На краю Ойкумени
1956 г.
(украинский)
Na hranici Oekumeny
1959 г.
(словацкий)
The Land Of Foam
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2011 г.

Удивительная книга, она только маскируется под исторический роман, по сути — это фэнтези. Но в самом лучшем смысле этого слова. Здесь нет злобных волшебников и драконов, девиц в бронелифчиках и тёмного властелина. Но есть очень важная черта хорошей фэнтези — книга уносит вас в неведомые и бескрайние просторы земли незнаёмой — древней Африки.

Жестокий Египет и бескрайние саванны, непролазные джунгли и берег далёкого океана... Яркие и цельные герои — смелые, сильные, красивые. Верная любовь и чистая — без червоточины и изъяна — дружба. И как всё это искренне, без тени фальши! Редкое, почти детское наслаждение, читать и верить, верить до последнего слова.

Таинственная и великая Африка переполняет ваше сердце. Это вы сжимаете копьё и стоите бок о бок с друзьями в битве с древним чудовищем — пожирателем слонов, задыхаетесь от волнения и ужаса охоты на гигантского носорога, это у вас в ушах стоит рёв восстания и приветственные клики погонщиков слонов. И это вы видите паруса в далёкой бухте. Вы проживаете чужую жизнь, как свою...

Великий автор, великая книга.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2014 г.

«На краю Ойкумены», обе книги — единственная вещь Ефремова, которую тянет перечитывать регулярно. Конечно, Иван Антонович — колоссальная фигура, но поздние его книги непомерно категоричны. Автор знает всё, что было, и всё, что неизбежно случится. Владеет монополией на истину по любому вопросу, от эволюции Вселенной до правильной на все времена женской моды. А ранняя дилогия написана как будто другим человеком. Книга, полная восторга перед лицом огромного мира, бесконечно многообразного, величественного, кошмарного и сказочно прекрасного.

К самому небу уходят стволы лесных гигантов. Трава саванн укрывает с головой и человека, и льва. Стонут от жары чёрные скалы Ливийской пустыни. Нагорья Африки покрыты ковром голубых трав и рощами серебристых игольчатых деревьев. Расцветают всеми мыслимыми красками подводные сады Красного моря. Океан встречает волнами высотой в двадцать локтей. В степи носятся стада полосатых лошадей, скачут на задних ногах антилопы, раскачивают двухметровыми шеями жирафы. Летит, как снаряд, чудовищный носорог, соскочивший с рисунка Дюрера. Из лесов выходят свиньи ростом с быка и кошки ростом с осла. Селения окружены стенами из слоновой кости. Пастухи гонят домой стада антилоп, гиен и журавлей. Юные девушки пляшут на спине разъяренного быка. Выходит на охоту таинственный зверь гишу. Мир, способный постоянно удивлять. А если мир способен удивлять, он не поддаётся однозначным оценкам, и нет в нём места предопределению.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2011 г.

Прочитала впервые, хотя когда-то давно влюбилась в «Таис Афинскую» и прочла «Лезвие бритвы», но до этой книги не добралась. Взявшись сейчас, я вновь вспомнила, за что полюбила Ефремова тогда — эта живость образов, эти реальные пейзажи, настоящие чувства, и это неповторимое ощущение присутствия. Мало какие книги запомнились мне тем, что я прожила историю вместе с героями. Здесь же не только кажется, что автор сам был одним из беглых рабов, но и себя чувствуешь на их месте. Чувствуешь гнет и подавляющее уныние рабства, ослепительное солнце пустыни, запах трав африканской саванны. Видишь впечатляющих животных, необычных и таких одинаковых на самом деле людей, наконец, долгожданную сияющую синеву моря. Узнаешь этих отважных, смелых, верных людей, преодолевших даже свою дружбу ради возвращения на родину. Преодолевших и сохравших ее навеки.

Эту книгу невозможно не прожить.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2012 г.

«Вновь рассыпались по небу огненные стрелы и улетали в неведомую даль, в сказочные страны, лежавшие за морем, у самых пределов Ойкумены». Скольких манили эти призрачные указатели, соблазняя оставить привычный и уютный дом и отправиться за горизонт за знанием, вдохновением, богатством или приключением. Так и однажды позовут они в дорогу юного скульптора Пандиона, который отправится искать мастерства и новых идей среди пыльных развалин Крита.

Но произойдет все так, как часто бывает. Как тысячи странников до него, Пандион покинет дом и его короткое путешествие за вдохновением превратится в долгое и полное опасностей возвращение домой к любимой Тессе, растянувшееся на годы. Мир оказался не только полным радостных красок, величественных построек, песен и танцев, красоты и музыки, но и бедностью, страхом, страданием, унижением и ... рабством.

Долгое путешествие обернется для юного скульптора головокружительными приключениями, взлетами и падениями. Судьба окажется сурова и занесет юного скитальца вместо тенистых рощ родины на клочок пыльной земли, стиснутой стенами в стране фараонов. И, казалось бы, вот он конец -вместо «свободной жизни с любимой — рабство в чужой стране, в бесконечной дали от всего родного и близкого».

Удивительная история путешествия через известный мир ради обретения свободы и любви, наполненная верой в человеческие силы и возможности, верностью друзьям и далекой возлюбленной. Путешествие полное открытий, потерь и обретений. Жизнь и Ойкумена оказались намного многограннее, чем это представлялось в маленьком поселке на берегах Эллады. Из этого многообразия обычаев, языков, верований, легенд и мифов родились новые образы и идеи, поднявшие мастерство Пандиона на новый уровень. Так что цель путешествия оказалась достигнута, правда, не так, как планировалось.

Сила искусства оказалась той нитью, которая соединила судьбы разных людей через эпохи и расстояния. История удивительной геммы цвета моря переплела вместе жизненные пути древних египетских мореплавателей, чернокожих обитателей Африки, эллинского скульптора и еще многих народов, разбросанных в разных концах Ойкумены.

Еще один Одиссей вернулся домой с самого края Ойкумены, обогащенный знаниями, опытом и мудростью, и теперь ему принадлежит весь мир: и таинственные земли, и блестящие верхушки морских валов, и серебристые брызги звезд.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

Много я читал критики произведений И.А. Ефремова и, иной раз, вполне конструктивной. Но стоит вновь взять в руки давно знакомый ефремовский текст, или послушать аудиокнигу, как вся критика куда-то «улетучивается». Это ли не та самая волшебная сила искусства, подвластная лишь истинному художнику?

«На краю Ойкумены» — роман (или повесть) с ярко выраженным приключенческим сюжетом. Но по мере прочтения становится ясно, что приключения, написанные необыкновенно увлекательно, являются, главным образом, сюжетообразующей канвой. Особенно интересно перечитывать этот роман после поздних произведений Ефремова. Тогда отчетливо вырисовывается внутренняя взаимосвязь всего художественного (и не только) творчества писателя. «На краю Ойкумены» — прежде всего, произведение об искусстве и культе красоты людей и природы. Уже в этом произведении Ефремов формирует свою эстетику, вводя понятие целесообразности красоты, которое получит дальнейшее развитие в «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». Ефремов использует, как и в других своих произведениях, прием противопоставления, в данном случае, любимого им искусства Эллады (Крита) и подавляющего (как бы вырождающегося) искусства Египта. Здесь можно спорить по существу, но предмет такого спора и точка зрения автора выражены вполне определенно. Ефремов считает, что искусство не есть только предмет сам по себе, а, прежде всего, является отображением уровня общественного и нравственного развития народов и государств. Более того, Ефремов (убежденный коммунист), следуя, по-видимому, известной мысли К. Маркса, художественными средствами показывает, что искусство не только отображает мир, но и преобразует его. В этом смысле время Египетской цивилизации, в романе, подходит к концу, и видится подход новой эпохи — эллинской, более прогрессивной. Помимо этой основополагающей идеи, автор щедро насытил свое произведение конкретными историко-этнографическими сведениями. Строгий историзм повествования переплетается с художественной фантазией. Палеонтолог Ефремов придумал даже встречу героев с реликтовым зверем «гишу» (мотив, похожий на тот, что использован в его раннем рассказе «Олгой-хорхой»).

Еще одна важная мысль этого романа — утверждение об общности всех людей на земле. Эта общность коренится в миллионах лет антропогенеза и, поэтому, гораздо крепче различий, привнесенных цивилизациями. Об этом стоило бы помнить современным людям, налаживающим «взаимовыгодное» сотрудничество между странами. Интересно отметить, что все древние народы, о которых говорится в романе, (не только общепризнанные Греция и Египет) представлены высоко культурными обществами. (Сейчас, кажется, многие так не считают.) О каких-то дикарях, людоедах лишь упоминается вскользь.

Здесь впервые Ефремов начинает формулировать, на мой взгляд, также и идеал человека будущего. Пандион, например, уже обладает некоторыми чертами Дар Ветра и Мвена Маса — он больше думает о товарищах, чем о себе и, подобно персонажам «Туманности Андромеды», стремится к познанию мира. Часто говорят, что ефремовские идеалы в наше время выглядят утопично и наивно. Не могу с этим согласиться. Я думаю, дело в том, что, возможно, в это самое «наше время» мы просто всё больше отодвигаемся от этого идеала (к сожалению). Идеал гармонично развитого человека и гармоничного взаимопроникновения культур, на мой взгляд, наивным быть не может. Это представляется очевидным.

Язык романа — узнаваемый ефремовский стиль, оставляющий, прежде всего, сильное эмоциональное впечатление, которое трудно передать словами. Основные мировоззренческие идеи автора здесь еще не столь явно обозначены и отточены, как, например, в «Часе Быка». Но уже можно сказать, что со страниц книги веет «настоящей жизнью». Образы людей, животных, картин природы созданы с большим мастерством (может быть, это и есть т.н. «эйдетические описания»). Замечательная книга, которую можно рекомендовать всем.

Как всегда, с интересом прослушал аудио-вариант. Неплохо, хотя произношение исполнителя иногда, что называется, режет слух. Самый яркий пример: в слове «нарочито» ударение делается на букву «о», или в слове «сгрудились» — ударение на второй слог (даже как-то забавно в последнем случае).

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2017 г.

Весьма любопытно. Конечно, многие прекраснодушные натуры удивятся подобной сдержанной характеристике этой повести — действительно романтической, красивой повести, которая прекрасно читалась бы мною десять лет назад. Но вот незадача — я не читаю «приключаловок», этот жанр был мне всегда скушен, так же, как избегаю я исторических романов. Именно поэтому я так прочитал «На краю Ойкумены» — со сдержанным интересом, сдержанным любопытством, сдержанным вниманием. Но даже меня в конце концов затянуло на зелёные просторы Африки, и я встал плечом к плечу с юным Пандионом, весёлым Кидого и сумрачным Кави пред прекрасным и страшным миром на границе мира.

Люди всегда и везде люди. Жестокие и милосердные, талантливые и бездарные. Да. Но все они — люди, которые в своём противостоянии творят иную, другую природу. Эта природа — Искусство. Руки мастера подобны словам Творца, когда из Нечто возникает Сущее, когда человек с искрой в душе преобразует мир. Искусство и культура развиваются вместе с человечеством, идут по пути поиска новых выражений Я. Оно не должно останавливаться. Ты-Кемт, некогда великая держава зодчих пирамид, застыла в своих формах, фигуры фараонов неподвижны, цари-гиганты на колесницах, изображённых художниками на стенах храмов, навеки замерли в ложном движении. Старая греческая скульптура демонстрирует нам неподвижных длинноволосых юношей и стройных девушек в хитонах, однако и они вместе с Тёмными Веками выпрямились в неподвижности, устремив взгляд в никуда. Но новая Греция, для нас уже канувшая в Лету, требовала стремления вперёд. Юный скульптор Пандион ухватил стремление своей души, и создал новое — живых людей в камне, которые, кажется, сейчас оживут и устремятся вперёд, рельеф мышц теперь обозначает фрагмент порыва, фрагмент запечатлённого устремления.

Именно Искусство, как ни странно, является центральной темой повести, хотя, казалось бы, «приключения тела» здесь занимает больше места. Как считал, по видимому, сам Ефремов (и это спорно), Искусство является общечеловеческим языком, поскольку красоту природы и тела понимают все. А приключения тела здесь нужны в основном совсем для другого — показать, что люди, независимо от расы и культуры всегда могут понять друг друга, протянуть руку помощи и противопоставить мощи природы единство. «Когда-нибудь моря соединят людей...» прозорливо говорит один из героев, намекая на то непостижимое для них будущее, которое является нашим с вами миром.

В общем, это хорошая повесть о человечестве вообще, о том, что нас объединяет. Конечно, юных читателей привлекут яркие приключения героев, любителей словесности — красоты языка и образности, равным которых больше нет в ефремовском творчестве. Но здесь можно так же разглядеть гуманистический посыл, который позже вырастет в «Час Быка» и «Таис Афинскую», философию Единства и Гармонии, которую проповедовал Иван Ефремов.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2007 г.

Как-то так получилось, что мое знакомство с Ефремовым началось именно со второй части «Великой дуги», и это прекрасно! Точнее ни до ни после я не читала ничего более возвышенного, ничего более захватывающего... Даже сейчас супстя уже почти десять лет с того славного момента, при одном взгляде на потрепанную обложку издния 1956 года, сердце начинает биться сильнее и как и тогда, хочется все бросить и повторить путь эллина. Наверное выглядит бредово, но именно такие бурные эмоции вызывает эта Книга. С большой буквы. Она разбудила во мне, технарю по призванию, интерес к истории Древнего мира! Стремление, порыв... как сейчас помню момент где главный герой и его учитель смотрят на фантатсическое великолепие звездного неба, и это описано ТАК, что становится понятно откуда эллины черпали вдохновение для всего что создавали. Лучшая книга которую я когда либо прочла.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2013 г.

Одна из лучших, на мой взгляд, книг Ефремова. Она если можно так сказать — живая.

В книге автор выступает как замечательный историк и эстет. Ефремов дает нам возможность почувствовать что такое «никогда» и «невозможно»… Повествование идет о том, как эллинский скульптор Пандион, отправляется в поисках новых знаний на другой остров. Молодой эллин пробыл там полгода, но... Потом случилось так, что он добирался до своей родной Эллады целых шесть лет! Он прошел огненные пески пустыни, знойные степи Африки, прошел сквозь страх и смерть, сквозь потерю своих собратьев по приключениям. Благодаря потрясающему языку Ефремова можно на себе прочувствовать всю сочность природы и знойность песков Африки одновременно, жестокость рабства в Египте, надежды, гнев, горячую дружбу трех мужчин: негра, эллина и этруска.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2009 г.

Очень сытная книга — чтобы наестся много не надо, достаточно одного кусочка, но потом непременно захочется еще, потому что вкусно :smile:

Не было желания читать взахлеб. Необходимые перерывы переносились практически безболезненно, потому как волновало не то, чем и как окончится рассказ — это было сразу понятно — но текст, как произведение искусства.

Герой кажется по-настоящему человеческим и близким, его переживания понятны, они трогают душу. Нет чувства отстраненного наблюдения, как это часто бывает, когда следуешь лишь за сюжетом — когда работают одни мозги. В процессе чтения данной книги необходимо подключается и сердце.

Ставлю 10 за прикосновение к опыту мудрого человека.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2017 г.

Все таки, когда Ефремов пишет о живых людях с реальными, а не надуманными проблемами — у него из-под пера выходят достойные вещи. Интересно описание Микенской Греции, Крита и Египта. Даже сейчас, после многих открытий в книгах нет явных анахронизмов и ошибок. Впечатляет, конечно, путешествие к свободе бывших рабов. За их приключениями следишь не отрываясь. В отличие от других книг Ефремова мотивация главных героев прозрачна и понятна. Даже взаимоотношения между полами здесь если и не интригуют, то хотя бы не вызывают отторжения.

К минусам отнесу наивность в описании африканских племен. Реальные племена — те же банту или зулусы убили бы или обратили в рабство наших путешественников. А тут все наперебой бросаются помогать. Впрочем такая наивность характерна для Ефремова.

Твердая 8.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2010 г.

Что мне нравится в Ефремове, так это его широкий кругозор, потрясающее внимание к деталям. Кажется, что он годами собирал научный материал для своих произведений: читал разные энциклопедии и историческую литературу, чтобы сначала выработать в себе детальную картину, а уже затем погрузившись в неё писать произведение.

Насколько я знаю, Ефремов никогда не бывал в Египте, но атмосфера, элементы быта и общественных взаимоотношений переданы просто великолепно! Пожалуй именно этим и отличается писатель-профессионал от просто писателя. Профессионал может весьма достоверно изобразить то, чего он никогда не видел.

По поводу сюжета можно сказать, что он скорее вторичен. Главная функция сюжета этой книги — дать возможность писателю преподнести читателю описания различных народов, их цивилизаций, окружающей их природы, показать родство духа всех людей Земли. Писателю хотелось показать, что деление на национальности, племена, культуры в некоторой степени условно: во всех людях есть нечто общее. Общее — это любовь к родине, взаимовыручка, дружба, чувство прекрасного, сила духа. Все люди — братья.

К великому сожалению, в наше время идеалы писателя кажутся несколько наивными. Эту книгу я бы посоветовал прочитать в юношеском возрасте, когда ещё не угасла фантазия, а мировоззрение ещё не сформировалось. Эта книга насытит голодающую фантазию яркими красками образов моря, ночного неба, природы и народов африки, воспитывая мировоззрение молодой личности. Прочитавший эту книгу в детстве никогда не станет нацистом и никогда не будет громить памятники. Жаль, что не все прочитали эту книгу в детстве. Мир от этого стал бы значительно лучше.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2008 г.

Удивительно романтичный мир произведения не оставит, наверное, равнодушным ни взрослого, ни подростка. Это песня мужеству, дружбе и верности.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2017 г.

Именно с этой книги началось моё увлечение древней историей. Настоящая приключенческая повесть: увлекательная, заставляющая сопереживать герою, пройти вместе с ним тяжёлый путь и — победить, вернуться всё же домой.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2017 г.

Книга о приключениях Пандиона и его товарищей посвящена эпохе, которую можно назвать «детством человечества». Мы увидели и полюбили Пандиона и в его лице — начало великой греческой цивилизации, ее дух и душу, мысль и чувство, красоту и силу. Мы увидели Египет, величие и мощь которого уже позади. Он показан очень старым миром, полным несчастья и бедствий, унижения и несправедливости. Трудно понять, насколько достоверно такое описание Египта. Допустим, что автор мог отчасти отдать дань советской идеологической трактовке истории как борьбы классов. Мы увидели странного и мрачного Кави, вероятно, обычного вояку, который мало что мог рассказать о своей родине и ее культуре. Этот человек — самый незаметный и непривлекательный главный герой книги. Мы увидели яркого и жизнерадостного Кидого, и благодаря ему получили первое, хотя и книжное, представление о великой культуре народов черной Африки. Его совершенно невозможно назвать дикарем. В целом ряде отношений Кидого показан даже более ярким, чем Пандион. Замечательной стороной книги являются описание пространств, в которых часто оказываются и путешествуют главные, и не только, герои книги. Это плавание к истокам Нила, полное поэзии, романтики, свободы и какой-то детской радости. Оно удивительно отражается в памяти. Это первые шаги по земле в начале охоты на носорога. Это путешествие по бесконечным лесам, и снова Кидого — бесстрашно идущий по ветви огромного дерева. Когда-то мир был большим, был неизвестным для людей. Он был намного опаснее, но манил вперед тех, кто хотел свободы и открытия новых далей. Отдельно стоит упомянуть мудрых стариков и замечательных девушек, относившихся к Пандиону с большой симпатией и во многом способствовавших пробуждению его таланта. Образ гишу остался непонятным. Предположим, что это какой-то очень редкий, т.н. «доисторический» зверь, «живое ископаемое». По-моему, вероятность встретиться с ним в этих местах и в эту эпоху была практически невозможной. Таким редким тварям надо размножаться, контролировать кормовую территорию, бороться с конкурентами и т.д. Наверное, они должны были вымереть гораздо раньше.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2013 г.

Описательная часть прекрасна. Редко кому из современных фэнтезийщиков удается так зримо и реалистично написать свой мир, а здесь реализм читаешь как красивую сказку. Леса огромны и таинственны, пустыни жгучи и слепящи, моря суровы и бескрайни, древние страны полны чудес и жестокости. Очень вкусный и наполненный мир, несравнимый с большинством современных литературных миров, в которых куда не пойдешь, все одно и тоже. Драки на мечах, перестрелки на калашах, перепалки космических крейсеров, но даже если место действия — вся Вселенная, то этой самой Вселенной и не чувствуется, все ограниченно, как в ящике, однотипностью сюжета. У Ефремова не так, у него еще было ощущение «мира за горизонтом», мира красивого, неизведанного и такого разного. За это и ценю.

Люди, конечно, просты как спички, но зато цельны и, как бы выразиться, их понимаешь. Правду сказать, заскучал я за такими героями — без лишней многозначности, которую теперь авторы суют по надобности и без, часто только розрушая целосность образа, но искренними и вызывающими сопереживание.

Хорошая книга, а хороших книг не так уж и много. Читайте.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх