FantLab ru

Иван Ефремов «На краю Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Голосов:
1029
Моя оценка:
-

подробнее

На краю Ойкумены

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 135
Аннотация:

Действие повести начинается в одном из ленинградских музеев, где хранится загадочная гемма – рисунок, вырезанный на прозрачном камне. История создания геммы и составляет содержание повести. Автор уводит читателя к древним временам — в Грецию ХI –Х веков до н.э. и рабовладельческий Египет и рассказывает о приключениях молодого греческого скульптора Пандиона.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2849 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 90 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 15% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


На краю Ойкумены
1949 г.
На краю Ойкумены
1952 г.
Великая Дуга
1956 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1956 г.
На краю Ойкумены
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1959 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1961 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1975 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1982 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1986 г.
На краю Ойкумены
1988 г.
Собрание сочинений. Том 5. Книга 1
1989 г.
На краю Ойкумены
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 2
1992 г.
Великая дуга
1994 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
1994 г.
Книга 1. На краю Ойкумены
1995 г.
На краю Ойкумены
1995 г.
Финикийский корабль. На краю Ойкумены. След за кормой
1996 г.
Собрание сочинений. Том 5. На краю Ойкумены
1998 г.
На краю Ойкумены
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 3.
1999 г.
На краю Ойкумены
2001 г.
На краю Ойкумены. Звездные корабли
2001 г.
На краю Ойкумены
2002 г.
На краю Ойкумены
2005 г.
На краю Ойкумены
2007 г.
На краю Ойкумены
2009 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2.
2009 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
2010 г.
На краю Ойкумены
2011 г.
Туманность Андромеды
2014 г.
На краю Ойкумены
2015 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая Дуга
2017 г.
Великая дуга
2018 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 7/2001
2001 г.
Путеводная звезда. Школьное чтение, 8/2001
2001 г.

Аудиокниги:

На краю Ойкумены
2006 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Aux confins de l'Oecumène
(французский)
На краю Ойкумени
1956 г.
(украинский)
Na hranici Oekumeny
1959 г.
(словацкий)
The Land Of Foam
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу понять автора того отзыва, который свел мотив молодого художника и скульптора Пандиона отправиться в небезопасное путешествие к банальному «парню дома не сиделось» (отзыв этот находится не здесь, а относится уже к одноименному объединенному роману 1956 года). А почему не сиделось, автор отзыва, видимо, не догадался себя спросить. Иначе понял бы, что не все так просто за внешним видом «чистого приключенческого развлекалова». Среди повестей и романов Ефремова вообще нет ничего, что можно было бы отнести к этому жанру, – везде так или иначе им поднимаются сложные и не решенные до конца (а то и вовсе нерешенные) вопросы. Главный пример такого произведения – роман «Лезвие бритвы», набитый подобными вопросами под самую завязку. Ну, а здесь? Что за нерешенный вопрос погнал Пандиона прочь из Греции, где у него было как будто все для счастливой жизни?

Поиски красоты и ее законов – вот этот вопрос. У себя дома Пандион не нашел ответа или хотя бы намека на решение и именно поэтому решил поискать его в искусстве соседних стран. Идеалу, который ищет Пандион, в повести противопоставляется Египет, где все фрески, статуи, здания призваны исключительно возвеличивать владык и утверждать непререкаемый диктат государства. Конечно, Ефремов здесь небеспристрастен – его увлечение Древней Грецией заставляет его идеализировать ее искусство, а в египетском, наоборот, подчеркивать только необходимые для его писательского замысла черты. Не случайно Пандион за все время, проведенное в рабстве в Египте, лишь дважды замечает нечто сходное с его собственными представлениями о красоте.

В полной мере вернуться к своим поискам красоты и мыслям об ее воплощении в искусстве Пандиону удается только после освобождения, вдали от ненавистной ему Та-Кем, в Черной Африке. Здесь Ефремов поднимает еще один вопрос – дружбы и взаимопонимания свободных народов, еще не создавших деспотические, замкнутые сами на себя государства. Дорога Пандиона и его спутников к берегу Гвинейского залива через территорию современных Судана, ЦАР и Камеруна сродни путешествию в прошлое, в доисторическое время. Именно поэтому разрозненные племена, которые они встречают на пути, гостеприимны и в целом дружелюбны, в отличие от надменных египтян-рабовладельцев. Возможно, эта картина сильно идеализирована, но, во всяком случае, имеет под собой твердую основу в виде представлений автора о неизбежном стремлении людей к дружбе и пониманию. А была бы повесть «чистым приключенческим развлекаловом», она бы изобиловала битвами с ужасными людоедами или с любителями кровавых жертвоприношений под предводительством злобных колдунов. Здесь же людоеды упоминаются в тексте раз или два, но Пандион и его друзья по воле автора с ними не встречаются. Единственная серьезная битва, которую они выдерживают, – с неким страшным зверем, названным «гишу». Что это за зверь, Ефремов не уточнил, а жаль. Есть предположения, что под этим названием он описал крупного хищника эндрюсарха, который, согласно научным данным, вымер тридцать с лишним миллионов лет назад. Что ж, в художественной литературе можно и воскресить древнее ископаемое. Еще остается непонятным, кто такие были «сыны ветра», на чьем корабле Пандион вернулся на родину, – финикийцы?..

Вот такое получилось «приключенческое развлекалово оттого, что парню дома не сиделось». Есть над чем подумать, правда?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этой книги началось моё увлечение древней историей. Настоящая приключенческая повесть: увлекательная, заставляющая сопереживать герою, пройти вместе с ним тяжёлый путь и — победить, вернуться всё же домой.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма любопытно. Конечно, многие прекраснодушные натуры удивятся подобной сдержанной характеристике этой повести — действительно романтической, красивой повести, которая прекрасно читалась бы мною десять лет назад. Но вот незадача — я не читаю «приключаловок», этот жанр был мне всегда скушен, так же, как избегаю я исторических романов. Именно поэтому я так прочитал «На краю Ойкумены» — со сдержанным интересом, сдержанным любопытством, сдержанным вниманием. Но даже меня в конце концов затянуло на зелёные просторы Африки, и я встал плечом к плечу с юным Пандионом, весёлым Кидого и сумрачным Кави пред прекрасным и страшным миром на границе мира.

Люди всегда и везде люди. Жестокие и милосердные, талантливые и бездарные. Да. Но все они — люди, которые в своём противостоянии творят иную, другую природу. Эта природа — Искусство. Руки мастера подобны словам Творца, когда из Нечто возникает Сущее, когда человек с искрой в душе преобразует мир. Искусство и культура развиваются вместе с человечеством, идут по пути поиска новых выражений Я. Оно не должно останавливаться. Ты-Кемт, некогда великая держава зодчих пирамид, застыла в своих формах, фигуры фараонов неподвижны, цари-гиганты на колесницах, изображённых художниками на стенах храмов, навеки замерли в ложном движении. Старая греческая скульптура демонстрирует нам неподвижных длинноволосых юношей и стройных девушек в хитонах, однако и они вместе с Тёмными Веками выпрямились в неподвижности, устремив взгляд в никуда. Но новая Греция, для нас уже канувшая в Лету, требовала стремления вперёд. Юный скульптор Пандион ухватил стремление своей души, и создал новое — живых людей в камне, которые, кажется, сейчас оживут и устремятся вперёд, рельеф мышц теперь обозначает фрагмент порыва, фрагмент запечатлённого устремления.

Именно Искусство, как ни странно, является центральной темой повести, хотя, казалось бы, «приключения тела» здесь занимает больше места. Как считал, по видимому, сам Ефремов (и это спорно), Искусство является общечеловеческим языком, поскольку красоту природы и тела понимают все. А приключения тела здесь нужны в основном совсем для другого — показать, что люди, независимо от расы и культуры всегда могут понять друг друга, протянуть руку помощи и противопоставить мощи природы единство. «Когда-нибудь моря соединят людей...» прозорливо говорит один из героев, намекая на то непостижимое для них будущее, которое является нашим с вами миром.

В общем, это хорошая повесть о человечестве вообще, о том, что нас объединяет. Конечно, юных читателей привлекут яркие приключения героев, любителей словесности — красоты языка и образности, равным которых больше нет в ефремовском творчестве. Но здесь можно так же разглядеть гуманистический посыл, который позже вырастет в «Час Быка» и «Таис Афинскую», философию Единства и Гармонии, которую проповедовал Иван Ефремов.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все таки, когда Ефремов пишет о живых людях с реальными, а не надуманными проблемами — у него из-под пера выходят достойные вещи. Интересно описание Микенской Греции, Крита и Египта. Даже сейчас, после многих открытий в книгах нет явных анахронизмов и ошибок. Впечатляет, конечно, путешествие к свободе бывших рабов. За их приключениями следишь не отрываясь. В отличие от других книг Ефремова мотивация главных героев прозрачна и понятна. Даже взаимоотношения между полами здесь если и не интригуют, то хотя бы не вызывают отторжения.

К минусам отнесу наивность в описании африканских племен. Реальные племена — те же банту или зулусы убили бы или обратили в рабство наших путешественников. А тут все наперебой бросаются помогать. Впрочем такая наивность характерна для Ефремова.

Твердая 8.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о приключениях Пандиона и его товарищей посвящена эпохе, которую можно назвать «детством человечества». Мы увидели и полюбили Пандиона и в его лице — начало великой греческой цивилизации, ее дух и душу, мысль и чувство, красоту и силу. Мы увидели Египет, величие и мощь которого уже позади. Он показан очень старым миром, полным несчастья и бедствий, унижения и несправедливости. Трудно понять, насколько достоверно такое описание Египта. Допустим, что автор мог отчасти отдать дань советской идеологической трактовке истории как борьбы классов. Мы увидели странного и мрачного Кави, вероятно, обычного вояку, который мало что мог рассказать о своей родине и ее культуре. Этот человек — самый незаметный и непривлекательный главный герой книги. Мы увидели яркого и жизнерадостного Кидого, и благодаря ему получили первое, хотя и книжное, представление о великой культуре народов черной Африки. Его совершенно невозможно назвать дикарем. В целом ряде отношений Кидого показан даже более ярким, чем Пандион. Замечательной стороной книги являются описание пространств, в которых часто оказываются и путешествуют главные, и не только, герои книги. Это плавание к истокам Нила, полное поэзии, романтики, свободы и какой-то детской радости. Оно удивительно отражается в памяти. Это первые шаги по земле в начале охоты на носорога. Это путешествие по бесконечным лесам, и снова Кидого — бесстрашно идущий по ветви огромного дерева. Когда-то мир был большим, был неизвестным для людей. Он был намного опаснее, но манил вперед тех, кто хотел свободы и открытия новых далей. Отдельно стоит упомянуть мудрых стариков и замечательных девушек, относившихся к Пандиону с большой симпатией и во многом способствовавших пробуждению его таланта. Образ гишу остался непонятным. Предположим, что это какой-то очень редкий, т.н. «доисторический» зверь, «живое ископаемое». По-моему, вероятность встретиться с ним в этих местах и в эту эпоху была практически невозможной. Таким редким тварям надо размножаться, контролировать кормовую территорию, бороться с конкурентами и т.д. Наверное, они должны были вымереть гораздо раньше.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«На краю Ойкумены», обе книги — единственная вещь Ефремова, которую тянет перечитывать регулярно. Конечно, Иван Антонович — колоссальная фигура, но поздние его книги непомерно категоричны. Автор знает всё, что было, и всё, что неизбежно случится. Владеет монополией на истину по любому вопросу, от эволюции Вселенной до правильной на все времена женской моды. А ранняя дилогия написана как будто другим человеком. Книга, полная восторга перед лицом огромного мира, бесконечно многообразного, величественного, кошмарного и сказочно прекрасного.

К самому небу уходят стволы лесных гигантов. Трава саванн укрывает с головой и человека, и льва. Стонут от жары чёрные скалы Ливийской пустыни. Нагорья Африки покрыты ковром голубых трав и рощами серебристых игольчатых деревьев. Расцветают всеми мыслимыми красками подводные сады Красного моря. Океан встречает волнами высотой в двадцать локтей. В степи носятся стада полосатых лошадей, скачут на задних ногах антилопы, раскачивают двухметровыми шеями жирафы. Летит, как снаряд, чудовищный носорог, соскочивший с рисунка Дюрера. Из лесов выходят свиньи ростом с быка и кошки ростом с осла. Селения окружены стенами из слоновой кости. Пастухи гонят домой стада антилоп, гиен и журавлей. Юные девушки пляшут на спине разъяренного быка. Выходит на охоту таинственный зверь гишу. Мир, способный постоянно удивлять. А если мир способен удивлять, он не поддаётся однозначным оценкам, и нет в нём места предопределению.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Описательная часть прекрасна. Редко кому из современных фэнтезийщиков удается так зримо и реалистично написать свой мир, а здесь реализм читаешь как красивую сказку. Леса огромны и таинственны, пустыни жгучи и слепящи, моря суровы и бескрайни, древние страны полны чудес и жестокости. Очень вкусный и наполненный мир, несравнимый с большинством современных литературных миров, в которых куда не пойдешь, все одно и тоже. Драки на мечах, перестрелки на калашах, перепалки космических крейсеров, но даже если место действия — вся Вселенная, то этой самой Вселенной и не чувствуется, все ограниченно, как в ящике, однотипностью сюжета. У Ефремова не так, у него еще было ощущение «мира за горизонтом», мира красивого, неизведанного и такого разного. За это и ценю.

Люди, конечно, просты как спички, но зато цельны и, как бы выразиться, их понимаешь. Правду сказать, заскучал я за такими героями — без лишней многозначности, которую теперь авторы суют по надобности и без, часто только розрушая целосность образа, — но искренними и вызывающими сопереживание.

Хорошая книга, а хороших книг не так уж и много. Читайте.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал... Почти месяц мучил, как будто сам пол Африки прошёл.

Но послевкусие осталось очень хорошее. Чувствую что хорошую книгу прочёл. Но вот в чём вся заковыка: Ефремов наверняка является профессором в Истории Африки и вообще. Так вот тут он напихал столько исторических финтифлюшек, что хоть стой хоть падай. Видно что он фанатеет от всяких храмов, фараонов и т п, ибо объем информации, который льётся со страниц на читателя, просто огромный. Возможно это и хорошо, но первая треть романа показалась мне нудноватой.

Затем (начиная с носорога) читать стало намного интересней, ибо пошла динамика, начались диалоги, взаимоотношения людей, короче пошло увлекательное чтение. Правда меня смутила прерванная линия товарища Эвримаха, который намеревался подкатить к Тессе после отъезда Пандиона. Но нам про него больше ничего не рассказали..

Эпизоды с погонщиками слонов, монстром-гиеной и схватка с носорогом — просто супер. Ещё здорово запомнился тупик в чаще с гигантскими деревьями, очень красиво.

Мое впечатление такое: очень хорошо, но могло быть ещё лучше.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это второй после «Туманности» по значимости роман Ефремова. Количество интересной информации облечённой в художественную форму поразительно. Мастерство Ефремова-учёного в гармонии с талантом писателя.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших, на мой взгляд, книг Ефремова. Она если можно так сказать — живая.

В книге автор выступает как замечательный историк и эстет. Ефремов дает нам возможность почувствовать что такое «никогда» и «невозможно»… Повествование идет о том, как эллинский скульптор Пандион, отправляется в поисках новых знаний на другой остров. Молодой эллин пробыл там полгода, но... Потом случилось так, что он добирался до своей родной Эллады целых шесть лет! Он прошел огненные пески пустыни, знойные степи Африки, прошел сквозь страх и смерть, сквозь потерю своих собратьев по приключениям. Благодаря потрясающему языку Ефремова можно на себе прочувствовать всю сочность природы и знойность песков Африки одновременно, жестокость рабства в Египте, надежды, гнев, горячую дружбу трех мужчин: негра, эллина и этруска.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вновь рассыпались по небу огненные стрелы и улетали в неведомую даль, в сказочные страны, лежавшие за морем, у самых пределов Ойкумены». Скольких манили эти призрачные указатели, соблазняя оставить привычный и уютный дом и отправиться за горизонт за знанием, вдохновением, богатством или приключением. Так и однажды позовут они в дорогу юного скульптора Пандиона, который отправится искать мастерства и новых идей среди пыльных развалин Крита.

Но произойдет все так, как часто бывает. Как тысячи странников до него, Пандион покинет дом и его короткое путешествие за вдохновением превратится в долгое и полное опасностей возвращение домой к любимой Тессе, растянувшееся на годы. Мир оказался не только полным радостных красок, величественных построек, песен и танцев, красоты и музыки, но и бедностью, страхом, страданием, унижением и ... рабством.

Долгое путешествие обернется для юного скульптора головокружительными приключениями, взлетами и падениями. Судьба окажется сурова и занесет юного скитальца вместо тенистых рощ родины на клочок пыльной земли, стиснутой стенами в стране фараонов. И, казалось бы, вот он конец -вместо «свободной жизни с любимой — рабство в чужой стране, в бесконечной дали от всего родного и близкого».

Удивительная история путешествия через известный мир ради обретения свободы и любви, наполненная верой в человеческие силы и возможности, верностью друзьям и далекой возлюбленной. Путешествие полное открытий, потерь и обретений. Жизнь и Ойкумена оказались намного многограннее, чем это представлялось в маленьком поселке на берегах Эллады. Из этого многообразия обычаев, языков, верований, легенд и мифов родились новые образы и идеи, поднявшие мастерство Пандиона на новый уровень. Так что цель путешествия оказалась достигнута, правда, не так, как планировалось.

Сила искусства оказалась той нитью, которая соединила судьбы разных людей через эпохи и расстояния. История удивительной геммы цвета моря переплела вместе жизненные пути древних египетских мореплавателей, чернокожих обитателей Африки, эллинского скульптора и еще многих народов, разбросанных в разных концах Ойкумены.

Еще один Одиссей вернулся домой с самого края Ойкумены, обогащенный знаниями, опытом и мудростью, и теперь ему принадлежит весь мир: и таинственные земли, и блестящие верхушки морских валов, и серебристые брызги звезд.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безмерность мира, удивительные судьбы людей в нём — это продолжает удивлять человека нашего времени, когда уже многое кажется не таким большим и даже не таким поразительным. То важное, что, наверное, осталось и через века — этим продолжает завораживать книга, написанная как почти бесконечные странствия на пути к родине, где тебя ждут и любят. Ну и то, что в этом пути людям помогает дружба без всяких прикрас и условностей — отличительная черта повествования о людях настолько разных, что сейчас это уже точно не может быть.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жизнеутверждающая приключенческая и историческая повесть. В отличие от более поздних фантастических произведений автора написана хорошим живым языком. Не без исключений, иногда, когда автор обращается к тематике классовой борьбы (например эпизод с восстанием рабов) язык автора становиться неповоротливым, слог плоским, а мораль назидательной. Герои симпатичные и живые, но несколько идеализированные. Приключения интересные, сюжет довольно динамичный и действие длиться почти непрерывно погружая героев во все новые и новые трудности и препятствия которые они не всегда сразу, но успешно преодолевают закаляясь морально и становясь сильнее духом.

В целом детям и подросткам, а также любителям приключенческой литературы прочтение этой книги безусловно доставит удовольствие.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала впервые, хотя когда-то давно влюбилась в «Таис Афинскую» и прочла «Лезвие бритвы», но до этой книги не добралась. Взявшись сейчас, я вновь вспомнила, за что полюбила Ефремова тогда — эта живость образов, эти реальные пейзажи, настоящие чувства, и это неповторимое ощущение присутствия. Мало какие книги запомнились мне тем, что я прожила историю вместе с героями. Здесь же не только кажется, что автор сам был одним из беглых рабов, но и себя чувствуешь на их месте. Чувствуешь гнет и подавляющее уныние рабства, ослепительное солнце пустыни, запах трав африканской саванны. Видишь впечатляющих животных, необычных и таких одинаковых на самом деле людей, наконец, долгожданную сияющую синеву моря. Узнаешь этих отважных, смелых, верных людей, преодолевших даже свою дружбу ради возвращения на родину. Преодолевших и сохравших ее навеки.

Эту книгу невозможно не прожить.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга, она только маскируется под исторический роман, по сути — это фэнтези. Но в самом лучшем смысле этого слова. Здесь нет злобных волшебников и драконов, девиц в бронелифчиках и тёмного властелина. Но есть очень важная черта хорошей фэнтези — книга уносит вас в неведомые и бескрайние просторы земли незнаёмой — древней Африки.

Жестокий Египет и бескрайние саванны, непролазные джунгли и берег далёкого океана... Яркие и цельные герои — смелые, сильные, красивые. Верная любовь и чистая — без червоточины и изъяна — дружба. И как всё это искренне, без тени фальши! Редкое, почти детское наслаждение, читать и верить, верить до последнего слова.

Таинственная и великая Африка переполняет ваше сердце. Это вы сжимаете копьё и стоите бок о бок с друзьями в битве с древним чудовищем — пожирателем слонов, задыхаетесь от волнения и ужаса охоты на гигантского носорога, это у вас в ушах стоит рёв восстания и приветственные клики погонщиков слонов. И это вы видите паруса в далёкой бухте. Вы проживаете чужую жизнь, как свою...

Великий автор, великая книга.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх