FantLab ru

Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
474
Моя оценка:
-

подробнее

Да не опустится тьма

Lest Darkness Fall

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Американский археолог Мартин Пэдуэй, путешествующий по Италии времен Муссолини, непонятным образом перемещается на четырнадцать веков назад и оказывается в Риме 535 года, накануне вторжения византийских войск в королевство готов. Занявшись внедрением некоторых полезных новшеств, Пэдуэй понимает, что благодаря своим обширным историческим знаниям он может попытаться предотвратить века тьмы и варварства, ожидающие Европу после этой близкой войны...

© Nog
Примечание:

1939 — журнальная публикация.

1941 — роман вышел отдельной книгой.

Существуют также вольные продолжения других авторов.


Входит в:

— журнал «Если 1992'3», 1992 г.

— антологию «Танцовщица из Атлантиды», 1993 г.

— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.

— сборник «Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp», 2005 г.

— антологию «Lest Darkness Fall and Related Stories», 2011 г.

— антологию «Lest Darkness Fall & Timeless Tales Written in Tribute», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Американский фантастический роман
1992 г.
Танцовщица из Атлантиды
1993 г.
Башня Занида
1993 г.
Что было бы, если...
2004 г.
Что было бы, если…
2004 г.
Да не опустится тьма!
2019 г.
Самое сильное заклятье
2020 г.

Периодика:

Если № 3, 1992
1992 г.

Издания на иностранных языках:

Lest Darkness Fall
1941 г.
(английский)
Lest Darkness Fall
1949 г.
(английский)
Lest Darkness Fall
1955 г.
(английский)
Lest Darkness Fall and Related Stories
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разбивателям мифов о «страдающем средневековье» стоит вспомнить, что Спрег де Камп писал о совсем другом времени. А именно 535 год — до начала Высокого Средневековья с благородными рыцарями, соборами и (немытыми) дамами еще 500 лет. А вот Темные века (VI-X) как раз на подходе. Что до самой книги — в ней много юмора и перемешанного с размышлениями как современный человек мог бы выжить в прошлом. Разумеется, как и большинство современных людей, Мартин не знал ничего об устройстве окружающих его предметов. Во всяком разе не столько, чтоб сделать калаш из навоза и палок. Не владел приемами единоборств, не занимался фехтованием на мечах и не был практикующим целителем-экстрасенсом. Мартин Пэдуэй простой археолог. Зато он знал латынь и неплохо разбирался в истории античного мира. Попав в прошлое, он не выглядел чужаком, без денег и документов, лопочущим непонятную тарабарщину. И все равно мгновенно оказался рабом. Что уже не характерно для нынешних попаданцев. Дальше-больше. Пэдуэй вовсе не хочет заниматься прогрессорством или переделывать мир. Не бежит давать советы властителям или сокрушать империи. Он хочет комфортно прожить остаток дней там куда его занесло. Конечно положение раба его не устраивает и приходится найти способ стать свободным человеком да еще и заработать деньжат. И все бы хорошо, но Мартин прекрасно знает, что спокойной жизни скоро конец. Разумеется он не хочет чтобы мир вокруг рухнул. Ведь тогда любой проходимец с мечом сможет отнять у него все. И способ избежать грабежа и смерти только один — отсрочить падение Рима. И такой шанс у него есть — историк Пэдуэй просто знает какие события стали роковыми для античной цивилизации. А знакомства помогают найти и способ их избежать. И вот этим он здорово отличается от нынешних попаданцев. Да его тоже посещают возвышенные идеи, но в основе сюжета лежит стремление обеспечить комфорт себе и окружающим. Простые бытовые радости, вроде теплой ванны, водопровода и канализации, которых с наступлением Темных веков лишились даже короли. И да Мартин любил читать книги. А вот с этим в Темные да и Средние века были большие проблемы. Пришлось сделать так чтобы все эти остготы, гунны и прочие лангобарды пролетели со свистом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Писал отзыв по памяти, есть некоторые неточности:

1) Рабом Мартин все же не стал, но его много раз пытались повязать и один раз даже получилось посадить в тюрьму.

2) Спрег де Камп уверяет, что «в те времена сражались лезвием, а колющий удар был неизвестен», поэтому Пэдуэй легко победил опытного воина (Оптариса). Автор заблуждается — достаточно глянуть на античные вазы чтоб убедиться. Геракл в битве с Амазонками закалывает Ипполиту, Орест убивает Эгиста колющим ударом. Да и зачем было затачивать острие, если им не собирались пользоваться.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика «попаданства». Читать нужно тем, кто хочет ознакомиться с истоками направления.

Американский археолог Мартин Пэдуэй попадает в Италию, а точнее в Рим шестого века нашей эры. Попадает просто — «Ослепительная молния расколола небо над площадью пополам. Следом обрушился чудовищный удар грома, и тут же из под ног ушел асфальт. Мартин, ослепленный вспышкой, будто завис в тумане.» И всё,он уже ТАМ!

И далее начинается примитивнейшая с точки зрения логики и смыслов, но неплохо написанная, история, представляющая версию альтернативной истории времён Раннего Средневековья. Главгир не долго думает о выживании в «чужом» времени, быстро осваивается и его охватывает (нарастающий со временем) прогрессорский зуд. «Изобрёв» бренди, металлопрокат, печатный станок он ставит перед собой грандиозную цель — не дать Европе скатиться в «тёмные» века классического Средневековья с его (якобы!) упадком науки и скатыванием в религиозное мракобесие. Поневоле вспоминаешь классику советского кино: «А не замахнуться ли нам, на Вильяма, нашего, Шекспира!»

И замахивается...Дальше больше — изобретаем телеграф, акционерные общества, внедряем газеты-арбалеты, даже пушку практически соорудили. Попутно крутим романы с принцессами, свергаем и возводим королей, шантажируем прелатов, разбиваем войска византийцев...

Я ... прямо впечатлён! Читать серьёзно это нельзя. Но...но за сюжетом следить интересно.

Общая оценка — незатейливая смесь альтернативной истории и темпоральной фантастики. Рекомендуется ярым фанатам литературы о «попаданцах». Любителям истории средневековья читать с осторожностью. От «вольных» допущений автора может пострадать психика.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых книг про попаданцев. Мне кажется, все основные клише жанра появились тут. Главный герой – предприимчивый, умный, находчивый, умеющий одновременно в любовь, психологию, историю и харизму – деловито идёт к поставленным целям. Цели меняются от «выжить», до «сохранить государство», масштаб действий героя тоже растёт (сам он с удовлетворением замечает, что становится подстать времени, но на этом развитие героя и заканчивается).

Ужасная попаданческая клюква в действии (если попытаться скучно и нудно подойти к анализу фактов). Однако, изначально взятый шутливый тон спасает положение и позволяет дочитать книгу до конца без кислой мины на лице. Вообще, похоже, что книга и задумывалась как шутка – именно поэтому герои писаны такими широкими мазками, что деталей вообще не видно, а главный герой сохраняет ради комедийного эффекта и развития сюжета возможность ошибаться, но делает это настолько изящно, что эти недостатки лишь придают его совершенству законченность.

Мир тоже не описан никак, но это и не нужно. Достойный последователь «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура « Твена (и это отмечают все) и предтеча «Великого крестового похода» Андерсона (почему-то это не отметил никто).

Кончается книга столь же внезапно, как и начинается. Настолько внезапно, что я даже испугался, что (возможно) у меня лишь ознакомительный фрагмент. Не хватает в этом треше только картины будущего, где Америку открыли в VI веке (и там всё не так, как в реальном мире, скорее всего), а Объединённое Королевство Восточных и Западных Готов правит миром (чего уж мельчить!). В общем, легкий фарс на один-два вечера и горе тому, кто отнесётся к этой книге серьезно!

P.S. Очень красивая обложка, но ума не приложу, что означают на ней многочисленные кошки.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой типичное чтиво соответствующей страны и эпохи: американское развлекалово эпохи «палпа». 1.Простейший литературный текст без претензий. Чудовищные диалоги, местами они переходят в фарс, правда, полагаю, сам автор об этой фарсовой стороне и не думал, хотя возможно считал их вполне забавными. Юмора я не нашел, хотя, возможно, автор опять же считал, что читать такое местами должно быть забавно. 2.Слабая историческая составляющая. Фактов (или мат.части, историч.деталей) тут очень мало, хорошо, если наберется на страницу текста, включая сюда все имена исторических персонажей, события, элементы эпохи. Поэтому «просветительская» сторона книги близка к нулевой. 3.Скучный главный герой и серые (с претензией на типажность) отдельные персонаже. Герой не только скучный и не интересный, он пытается быть зеркалом (которое просто обязано льстить, иначе кому такая книжка нужна?) читателя — такой находчивый с предпринимательской жилкой американец, который может устроится даже в аду... простите, в остготской Италии, да хоть где! Он умеет почти все (извините, не удалось наладить артиллерийское дело, ну да у нас же не гений, а просто парень-археолог, даже не доктор!) — производство алкоголя, издательское дело, телеграф.... И еще он очень хочет не допустить наступления того самого темного средневековья с его клерикализмом, инквизицией и прочими ужасами. Правда, в глазах автора-героя эта борьба почему-то еще оказывается возможной в уже варварской Италии и в соперничестве с кем? — правильно, с главным носителем классической культуры того времени — Византией. Какой тонкий ход!

Чтение далось не просто, набор эпизодов очень уж невнятно выстраивается в вялотекущий сюжет, целый ряд сцен избыточен и ничего не добавляет к целому. Сама идея, взятая у Твена, не нова. Видеть в этом слабом тексте что-то кроме слабого тексту у меня не получилось. Видимо, лучше Спрэгу де Кампу было писать продолжения Конана, а не лезть в альтерн.историю, Конан — вполне его уровень и в интеллектуальном и в литературном плане.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С моей колокольни книга недалеко ушла от современных опусов о «попаданцах», разве что написана на порядок талантливее. Увы и ах, из предтеч этого недожанра Твен со своими «Янки» мне куда ближе. А здесь у нас по сути типичные «Приключение Марти Сью среди лилипутов», когда автор преувеличивает значение навыков героя и знатно так приуменьшает умственные способности людей конкретной эпохи. Впрочем, такое впечатление могло у меня сложиться и по чисто субъективным причинам, ибо я несколько неравнодушен к Византии и всем, что с ней связанно. Так что на истину в последней инстанции в данном вопросе нисколько не претендую. Для меня в данной книге самое абсурдное и нереалистичное даже не невероятная удачливость героя, а внезапно резко поглупевший Юстиниан и малодушный Велизарий, переметнувшийся на сторону врага. Это вещи пофантастичней печатных прессов в шестом веке... Да и к тому же несмотря на все свершения героя, где-то там за кадром должен придти дедушка Нарсес и все равно всех убить (если конечно в этой вселенной он тоже резко не отупел). Ну или годков через сто набежать толпы арабов, если герой в следствии своих невероятных успехов таки оставит это мир без «щита Европы».

Так что для меня сие произведение — скорее литературный реликт, нежели шедевр на века, который читать стоит разве что в рамках ознакомления с вехами фантастики.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Пэдуэй – простой американский археолог, можно сказать, человек «не от мира сего». Он чрезвычайно сильно влюблен в историю Италии. Настолько сильно, что когда Мартин необъяснимым образом перенесся в Рим 535 года н.э., то быстро освоился и взял судьбу в свои руки, занявшись вопросами выживания. Вот только они волновали его не долго. Как только Мартину удалось наладить свою жизнь, он замахнулся на нечто большее…

Чем Мартин Пэдуэй выгодно отличается от своих собратьев-путешественников во времени, так это тем, что он действительно досконально знает эпоху, в которую попал (обилие любопытных исторических фактов, всплывающих в ходе повествования, – тому подтверждение), более того, он способен свои знания грамотно применять.

Да не опустится тьма!» – это дебютный роман Лайона Спрэг де Кампа. И уже в этом дебюте видна рука талантливого литератора. У него получились живые и интересные персонажи, достаточно стандартный (по современным меркам), но любопытный сюжет, и отлично переданная атмосфера Италии шестого века нашей эры (не то чтобы я знал, какая там была атмосфера, но де Камп описал все настолько живо, что даже сомнений в его правоте не возникает). Само повествование выдержано в легком ироничном стиле, хотя поднимаются довольно серьезные вопросы.

Увлекательный, а главное – реалистичный, роман о «попаданцах», путешествующих во времени, который отлично раскрывает тему, не скатываясь в «мэрисьюшность», в отличие от десятков и сотен произведений наших соотечественников, которыми битком набиты полки книжных магазинов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга из разряда: Что было бы, если бы, да кабы. Раздражает то, что автор показывает людей прошлого, скорее, как сборище дебилов и дикарей неспособных сложить 2 и 2, все события подогнаны под условия заданные автором, полное отсутствие логичности и объяснимости. Одним словом произведение содержит все элементы, которые впоследствии сделают данное направление фантастики самым непривлекательным.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика попаданчества-прогрессорства, жанра ставшего столь популярного у нас 3 четверти века спустя (полноценой альтернативной историей называть этот жанр помоему неправильно).

Очень интересна цель прогрессорства, не возвысить какую-то страну, а сделать не столь разрушительным такое глобальное событие, как «темные века». Интересна и эпоха, руины римской империи управляемые готами. Проработка некоторых персонажей вызывает вопросы, но в остальном произведение показалось мне замечательным. Думаю многим современным любителям заслать когото к Сталину к ноутбуку, стоит поучится у автора.

Шокировала фраза из первой главы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Какие бомбы?! Серьезных войн больше не будет — все знают, что это чересчур опасно.»

И это в книге написанной в 1939 году! Стало жутко.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой достаточно популярный вопрос «а где-то кроме РФ писатели вообще пишут книги в жанре альтернативной истории?» — классический ответ «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура и Да не опустится тьма» Обе книги написаны довольно давно, являют собой классические историческое прогрессорство и определенно стоят у истоков. Беда пожалуй в том, что большинство книг в этом жанре до высоких стандартов заданных основателями не дотягивают.

«Янки» книга сатирическая, а вот «Да не опустится тьма» — прям классика-классика. Все классические маркеры на месте:

- упрощенное, немного пренебрежительное видение жизни в прошлом

- внедрение простых, очевидных для нас, но совершенно новых для предков изобретений

- близкое общение с власть имущими

- предотвращение революций, переворотов и т.п. напастей

Можно не читать ничего из современной «альтернативки», но данная книга безусловно заслуживает прочтения.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждого графомана (писателями таких назвать нельзя) который выдаст очередную опупею про студента из 2010, попадающего в 1941, с пинка открывающего дверь в кабинет Сталина, десятками отлавливающего немецких диверсантов, руководящего милионными армиями надо тыкать носом в этот роман, где простой человек, попавший в прошлое, прекрасно понимает свои силы и возможности, не строит из себя супергероя, но тем не менее добивается поставленных целей.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то я даже слегка растерялся, честно-то говоря. Двоякие впечатления получились. С одной стороны — отличная приключенческая фантастика. Прочитывается залпом. «Янки при дворе...» повеяло. Крепко так повеяло.

Но вот с другой стороны... Ну если по-честному-то, объективно... Почти полный комплект всего того, за что мы привыкли в хвост и в гриву поносить «попаданцев» от наших авторов. Ибо ГГ у Кампа — пришёл-увидел-победил. С минимум реализма (правдоподобия). Всё получается. Друзья нужные сами на пути попадаются. Технологически революционное оборудование в считанные дни собирается. В реалии Древнего Рима ГГ вживается проще, чем если из своей квартиры в коммуналку переехать. Прогрессорствует почём халва. Благо, романчик небольшой, а то бы и порох доделал и танк бы собрал и Европу бы объединил. Я-то доволен, это понятно. Я как раз и люблю попаданческое развлекалово такого типа. Но как некоторые читатели, одни и те же люди, ругаются на такое чтиво из-под пера наших авторов и при этом превозносят точно такое же от Кампа, называя вечной классикой, лично для меня — загадка.

Впрочем, как бы то ни было, авторский язык Кампа не вычесть. Отлично читается.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, своего рода «оптимистический ответ на «Приключения янки при дворе короля Артура». Там, где у Марка Твена беспросветный пессимизм, Спрэг де Камп, по пословице, с лёгкостью разводит руками чужую беду. Конечно, в бравурной лёгкости, с которой герой романа справляется со всеми проблемами, есть оттенок могучего самоутверждения, свойственного американцам периода Нового Курса президента Рузвельта. На рубеже 20-30-х казалось, что на США опускается тьма социальной катастрофы: крах финансовой системы, повальная безработица, грань нищеты, взрывной рост преступности, развитие местных фашистских организаций (описанных, кстати, в «У нас это невозможно» Синклера Льюиса). Но ничего, справились, благодаря оптимизму и последовательному следованию технократической линии. К концу 30-х, к моменту публикации «Да не опустится тьма» с кризисом было покончено, Америка могла облегчённо вздохнуть.

Это настроение чувствуется и в романе. Конечно, там метафорически, в откровенно сказочной форме, излагаются концепции «рузвельтовского курса» и, так сказать, «схема преодоления кризиса». Сами структурные изменения в вестготском королевстве даны упрощённо, без научного напряга, но, наверно, серьёзность в такой книге и не требуется. Вполне достаточно минимальной «реалистичности» в декорациях, а «поверхностную достоверность» Спрэг де Камп обеспечил на уровне приличного исторического романа. Так что «Да не опустится тьма» читается легко, азартно, с удовольствием, пробуждает оптимизм и веру в себя. Разве этого мало? В общем, отличный развлекательный роман «с идеей».

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как серому и непримечательному человеку стать великим?

Очень просто: нужно всего лишь переместится в прошлое. Ведь среди полуграмотных дикарей любой наш современник будет гением. Запросто сколотит бизнес, обведет всех политических конкурентов вокруг пальца, выиграет пару военных компаний и вот уже прекрасные принцессы будут мечтать о ночи с ним. Никаких сложностей нет и быть не может: язык, по началу непонятный, можно выучить за пару дней (что там учить-то!), матерого воина можно победить не зная толком с какой стороны браться за меч — ведь он своим примитивным умишком не понимает, что мечом можно еще и колоть и с радостью насадит себя на его остриё. Угодив в тюрьму не стоит переживать, наши предки настолько тупы, что шанс для побега представится практически моментально и через пару страниц все уже забудут об этом постыдном инциденте.

И так далее, и тому подобное. Книга содержит все то, за что я не люблю альтернативную историю. Чрезмерная легковесность, тотальное превосходство попаданца над аборигенами, выставление тех в крайне неприятном свете (убогие умом, капризные, недальновидные), симфонический оркестр в кустах.

Я понимаю, почему такие книги многим нравится читать. Понимаю, почему их нравится писать (особенно нашим горе-писакам о тот как нужно руководить Красной армией, чтоб накостылять немцам еще в сорок первом). Но я такую литературу не приемлю. Не люблю игру в поддавки.

Оценка: 4
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этому роману можно многое простить. За антифашистский пафос. За страстное «да не опустится тьма» накануне мирового кошмара. И бесспорно, Спрэг де Камп умеет писать захватывающе, заставляя читателя глотать страницу за страницей. Но потом откладываешь книгу в сторону и начинаешь размышлять... Причем размышлять, как многие из уже отписавшихся здесь, о наивности и легковесности.

Первое, что бросается в глаза, — полемика с Твеном. Герой попадает не в условное средневековье рыцарских романов, а в исторически конкретную Италию VI века. Стала ли от этого книга «реалистичнее»? Увы, ни в коей мере. В конце концов, в янки — кузнеца, ветеринара, мастера на оружейном заводе, который «умел сделать все, что только может понадобиться, любую вещь на свете», верится больше, чем в то, что сугубо кабинетный историк сможет собрать печатный станок или паровой двигатель.

Крупные прорехи зияют в самой концепции камповского варианта прогрессорства, мешая поверить в финал (а ведь хочется). Что, собственно, пытается сделать герой, чтобы предотвратить Вторую мировую? Предотвратить средневековье. Сохранить античную культуру и высокий уровень просвещения (за счет печатных книг и газет). Ускорить технический прогресс. Остановить складывание крепостничества. Защитить Италию от византийского вторжения.

Ну, что ж, книгопечатание — это прекрасно, но многие ли в готской Италии могли читать по-латыни? Нужна реформа образования, о которой герой и не задумывается. На выходе получаем невежественное большинство населения и блага культуры для избранных. А можно ли остановить процесс закрепощения разовым освобождением колонов? Очевидно, что прекрасная Доротея переживала зря: ее колонам дали волю, но землю, похоже, только пообещали. И куда пойдет новоиспеченный вольный италиец? Правильно, к патрицию, отцу прекрасной Доротеи, чтобы взять в обработку участок на любых условиях. Да и наличие земли, как показывает история, тоже не всегда спасает: возникает система под названием пеонаж. Добрый помещик ссужает крестьянина семенами, орудиями труда, платит за него налоги и т.п., и вот уже долги вольного италийца патрицию таковы, что не расплатиться ни ему самому, ни его детям и внукам. И феодализация начинается по второму кругу. Так что темное средневековье все равно маячит на горизонте, пусть даже в нем будут телеграф и газета.

Ну и последнее — сохранение античной культуры, возрождение Римской империи — все это лозунги, которые Муссолини не только не мешали: дуче их активно и с удовольствием использовал. И де Камп сам же об этом упоминает в начале романа! Так что смысл спасения именно государства остготов как последнего оплота античности не вполне очевиден: как это помешает тьме опуститься? А как может воспрепятствовать фашистам технический прогресс?

При всех несомненных достоинствах, роман показался мне не до конца продуманным.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История — это сеть из четырех измерений, сеть прочная, но и у неё есть свои слабые места.

Как не просто всё в этом мире... Как запутано и неоднозначно... Вот возьмем, например, такую науку, как история. С одной стороны, она не знает сослагательного наклонения. С другой — её пишут победители, и, вообще, она проститутка власти. Так что, если принимать это всё во внимание, то получается, что если что-то в прошлом и происходило, то что именно и как мы не знаем и можем об этом лишь догадываться по сохранившимся документам. Которые, в свою очередь, зачастую, можно трактовать по разному. Тогда получается, что история как бы и не совсем наука? А что же она такое? Многие писатели-фантасты считают, что история, а точнее прошлое — это прекрасный полигон для различных экспериментов с процессами формирования причино-следственных связей. Разнообразные теноральные парадоксы, типа широко известного «эффекта бабочки» — это ведь прекрасная основа для множества запутанных увлекательных сюжетов, пользующихся большой популярностью у читателей.

Молодой археолог Мартин Пэдуэй даже и не подозревал, что приехав по делам в Рим он сможет познакомиться с великой римской культурой так близко, как он даже представить себе не мог. А ведь начиналось всё абсолютно безобидно — профессор Танкреди, итальянский коллега Мартина, вызвался подвести его. В дороге они поболтали о том, о сем, о письменах этрусков, о римской археологии, затем профессор посвятил американского гостя в своё видение природы времени. Оказалось, что Танкреди считает, что многие пропавшие без вести люди просто провалились в прошлое в результате каких-то ещё не известных науке временных аномалий. Так же он рассказал о многовариантности хода истории и о фокальных точках, воздействие на которые может изменить весь ход исторических событий и породить новую реальность. В заключении Пэдуэй получил приглашение на ужин, которым так и не смог воспользоваться. Дело в том, что он на своей собственной шкуре проверил истинность теорий профессора и, после удара молнии, перенесся в далекое прошлое, во времена заката римской цивилизации.

Роман был написан в 1939 году, именно в том году, когда началась Вторая Мировая война, и события в нём косвенным образом отражают политическую обстановку, сложившуюся в мире на тот период. Из текста видно, что автор, несмотря на грозные предпосылки, всё же надеется на то, что разум восторжествует и надвигающаяся беда так и не придет: «Серьезных войн уже не будет — все знают, что это черезчур опасно». И неспроста главный герой романа переносится именно из фашистской муссолиньевской Италии в готское государство, которое вскорости должно быть разорено византийским нашествием. В прошлом беда ещё только стучится в двери, и Пэдуэй, вооруженный историческими знаниями, стремится всеми силами не дать случиться непоправимому. Ведь именно этот конфликт и уничтожит римскую культуру и положит начало тьме Средневековья. В покинутом настоящем Европа замерла в предчувствии скорой катастрофы, которую принесет миру возглавляемый национал-социалистами Третий Рейх. И там предотвратить надвигающийся кошмар некому.

По воле автора тем человеком, который должен изменить ход истории, становится не какой-нибудь сантехник или булочник, а археолог, наделенный определенным багажом исторических знаний и более-менее владеющий латынью. На фоне современных российских альтернативно-исторических произведений, не может не радовать тот факт, что переделывать прошлое и улучшать будущее берется не какой-нибудь очередной спецназовец/омоновец/геймер/ролевик, а человек науки, примерно имеющий представление о тех временах, в которые его угораздило провалиться. Причем изначально его совершенно не тянет «на подвиги», он всего лишь стремится обустроиться на новом месте с максимально возможным комфортом. Так как ростовщичество уже процветает, вопрос получения денег снимается довольно легко. Мартин получает заем и первым делом организует в Риме производство самогона (наш человек!), культурно называя его бренди. Параллельно он мимоходом реорганизует банковское дело и знакомит банкиров с арабскими цифрами и арабской системой счета. И лишь потом, осознав в какой именно исторический период он попал и что вскоре начнется на Апеннинском полуострове, Пэдуэй решает во что бы то ни стало предотвратить надвигающуюся войну и тем самым изменить ход истории.

«Да не опустится тьма» стал родоначальником целого нового жанра фантастической литературы — альтернативной истории — получившего большую популярность среди современных российских любителей фантастики. Де Камп создал весьма увлекательное, неглупое, но несколько легковесное произведение. Главному герою на протяжении всего романа сопутствует везение, все его начинания оказываются успешными, все цели, в конце концов достижимыми, а козни недоброжелателей оказываются лишь небольшими помехами на его пути. Да, Мартину, поначалу, весьма сложно ассимилироваться в обществе, столь отличном от современного ему, он постоянно сталкивается с особенностями менталитета жителей той эпохи. Особенно ярко это проявляется при контактах с представителями власти и при попытках организовывать военные операции. Но все это является лишь незначительными трудностями, которые главный герой с легкостью преодолевает планомерно двигаясь к намеченной цели. Хотя, надо отдать автору должное, откровенных роялей в кустах он избегает, скорее формируя несколько ироничный взгляд на события. Финал романа вполне можно назвать открытым, современные авторы непременно развили бы тему в сериал длинной в надцать томов, но Де Камп не стал этого делать, что лишь пошло тексту на пользу.

Итог: основополагающий текст для любого ценителя жанра альтернативной истории. Но это не единственная его ценность — автору удалось создать легкий и, вместе с тем, увлекательный историко-приключенческий роман, который с одной стороны знакомит читателей с реалиями не самой популярной эпохи в истории, а с другой — дарит им большую порцию приключений, не дающих заскучать в процессе чтения. С чистой совестью рекомендую к прочтению. Читайте классиков!!!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх