FantLab ru

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Голосов:
871
Моя оценка:
-

подробнее

Алгебраист

The Algebraist

Роман, год

Аннотация:

Насельники, обитатели газовых гигантов, чья цивилизация насчитывает миллиарды лет. Медленная раса, принципиально не входящая ни в какие союзы, альянсы и прочие империи более «быстрых» народов. С ними общаются наблюдатели, пытаясь понять этот народ и получить какие-либо новые знания. Один из таких наблюдателей, Фассин Таак, случайно получил то, что поставило на уши половину галактики и стало началом самых странных поисков в его жизни…

Награды и премии:


лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

FantLab рекомендует:

Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist»


Похожие произведения:

 

 


Алгебраист
2011 г.
Алгебраист
2018 г.

Аудиокниги:

Алгебраист
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Algebraist
2005 г.
(английский)
The Algebraist
2005 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будучи барышней по складу сугубо гуманитарной, вообще ничего не понимаю в точных и естественных науках (ну вот разве за исключением того, что лежит в рамках житейского здравого смысла), а потому, как правило, не умею и не берусь оценить нф-произведения, зато с нежной симпатией и интересом слежу за Иэном Бэнксом. И куда ж деваться? пришлось одолеть и «Алгебраиста». Уфф. «Бегемот» был.. немаленьким, тяжело оказалось тащить.

Алгебра, так алгебра. Как скажете. О-кей, порисуем уравнения:

Избыточно многословная, тяжеловесная сюжетная конструкция «+» множество решительно ненужных (как в районе финала становится понятно) морочащих голову эпизодов «+» совершенно невнятные, не вызывающие ни капли симпатии, а оставляющие в совершеннейшем равнодушии персонажи (а ведь Бэнкс – он умеет. Когда хочет, умеет дать объемных, вызывающих сопереживание героев. Видимо, исходя из каких-то собственных соображений, здесь не счёл нужным) «+» ну всё же не дотянутая до полного восторженного «катарсиса» развязка. А ведь мы к ней так долго и мучительно шли. А она… оказалась настолько банальной?)) Впрочем, настолько, насколько и должна быть у автора, который не из последних – всего лишь логичной.

Далее. Далее представляем себе нарисованную дли-иинную поперечную черту и начинаем делить на:

В очередной раз демонстрируемую Бэнксом потрясающую, лишающую дара речи фантазию — этот калейдоскоп рас, инопланетных пейзажей, архимандритов с алмазными зубами (о, уверена, любимец-персонаж для всех и каждого окажется)) и птиц-падальщиков, адептов смерти, перемещающихся на «могилайнерах» (мой отдельный поклон переводчику)) «+» где-то в районе середины обнаруженную интригу. Стоит, да. Возможно, стоит помучить себя непонятным началом, чтобы потом увлечься и таки захотеть узнать, к чему же был весь этот сумбур «+» авторский юмор, который поначалу начинаешь лишь подозревать, но чем дальше, тем всё больше убеждаешься: всё происходящее – это одно сплошное «стебалово», это смешно, это просто не может быть, не имеет права быть всерьёз (поправьте меня кто-нибудь, если я ошибаюсь, но милейший автор написал пародию на космооперу, не иначе).

Я не знаю, что на что в этом математическом выражении должно делиться, и что с чем должно сокращаться. У меня в качестве «равно» получился ноль. И оценку ставить я не буду. Потому что не знаю, как рассчитать сочетание из «мне было некомфортно в процессе чтения» с «я в восторге от авторской фантазии». Ну и общий рейтинг роману портить неохота – мало ли? может, просто всё дело в моём персональном недостатке воображения и полной физической неспособности представить себе многометровое, состоящее из двух соединённых осью дисков существо, «одетое» в кружевные воротнички?))

Оценка: нет
–  [  35  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Галактика населена десятками цивилизаций, живших на разных планетах — водоплавающие из кремниевых миров покрытых водой, гуманоидные и насекомообразные с сухопутных миров, поплавочные с газовых гигантов, какими-то разумными пылевыми облачниками и т.д. Межзвездная правительственная структура под именем Меркатория монопольно владеет в описываемый период сетью телепортационных порталов в звездных системах и продолжает расширять сеть, в обмен на установление своей власти в звездных системах, подключаемых к всегалактическому «телепортационному метрополитену». Для поддержания статус кво, Меркатория тормозит прогресс, запрещает искусственный разум, работы по исследованию телепортации, нанотехнологии, единственно только работы биологов легитимны и приносят здоровье с долголетием подопечным гражданам Меркатории.

В эту существующую миллионы лет барочно-избыточную и усложненную бюрократическую структуру вступает земное человечество и оказывается просто одной цивилизацией среди многих; никакого особенного толка от неё нет и быть не может, никаких необычных свойств эти вертикально передвигающиеся приматы не имеют и просто вливаются в галактическую семью рас и народов, так что никаким гелиоцентризмом тут не пахнет и антропофилам лелеять свои комплексы нет возможности.

На территории Меркатории периодически налетют с перифирии корабли запредельцев, да еще и религиозное тоталитарное Отъединение запланировало крестовый поход на неверных.

В звездной системе Юлюбиса через 300 дней конец света, захват мира мракобесами и ордами анархистов, а бюрократы Меркатории сваливают проблемы друг на друга, отмазываются от своей вины и ошибок, спорят какой метод разведки безопаснее и соответствует ли новая эффективная методика традициям клана наблюдателей..

На газовом гиганте Наскерон, который входит в солнечную систему Юлюбиса, миллиарды лет живут представители всегалактической цивилизации насельников – практически вечные, со сроком жизни с миллионы лет, странно- веселые юмористические существа со своеобразным чувством жизни и истинно аристократическим отношением к быстроживущим разумным культурам, к коим относятся почти все цивилизации населяющие Галактику, за исключением разумеется самих насельников, обживших за десять миллиардов лет 90% газовых гигантов всех звездных систем.

Книжка – про эту странную, нестандартную цивилизацию насельников, в которой войнами занимаются любители, нечто вроде симбиоза ВИФовцев и добровольных пожарных команд (а кто у вас воюет? Добровольцы. А кто командует ими? Никто, они сами как только почуют военную угрозу достают свои корабли и воюют. А кто содержит космофлот? Да сами они и содержат, им нравятся всякие блестящие хромированные пушечки), в которой инфантицид никого не удивляет по причине долгоживучести взрослых особей, в которой внеденежная экономика основана на рейтинговой системе уважения и одолжения, и в которой собирательство разнообразной информации от вымерших за миллиарды лет «быстрых цивилизаций» превратилось в манию сродни поголосного библиофильства. В одной из таких случайных библиотек в книжке «Алгебраист» человеком-наблюдателем Фессином Тааком найден намек на существование потайной сети никем не контролируемых телепортационных колодцев, и это ставит под угрозу существования сначала монополию Меркатории на межзвездные перевозки, это же интересует религиозных мракобесов для возможной взрывной своей экспансии по всему миру – но война ради этой информации только фон и оживляж для более углубленного описания мира насельников.

Книжка полезна еще и гуманистическим, правильным зарядом: толково описана природа жестокой власти Архимандрита Люсеферуса, предводителя воинствующего Отъединения (только победы, только завоевания, оправдывающее насилие с которым проводится индустриализация-модернизация угнетаемого общества), разъясняется важность судебного разбирательства над самосудом, а так же ставится примат науки над деструктивными не-культурными практиками.

Интересно как Бэнкс подогревает сюжет, откровенно волюнтаристки но изящно, с выдумкой и непременный юмором: каждые тридцать-сорок страниц то вводит нового живого инопланетного игрока, то расскажет интереснейшую историю из жизни галактики, то вытащит туза из рукава, то трём игрокам команды покажет красную карточку, а потом выдаст лотерейный билет с джек-потом, запустит кондуктора в переполненный автобус и отнимет проездные, и тут еще бог из машины а сверху вишенка. По карнавальной веселости и калейдоскопичности проносящихся мимо событий «Алгебраист» напомнил мне недавно читанную трилогию В.Гончарова «Психо-машина» (1924), по проработанности — Вернора Винджа книжку, и я не пойму отчего бы не переиздать смеха ради Гончарова сейчас..

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой должна быть идеальная космоопера? При всей очевидности ответов на сей вопрос, идеальные образцы жанра встречаются на нашем пути очень и очень редко. Так может всё не так просто? Давайте попробуем разобраться.

-----

1. Не стану говорить за других, но для меня главным в космоопере всегда было и остаётся одно. Это глобальная, комплексная и масштабная картина вселенной. Провоцирующая конфликты, противоречия, загадывающая загадки. За это качество, если оно есть, роману можно простить очень многое. В «Алгебраисте» Бэнкс представляет читателю грандиознейшую из виденных мной картину освоенной галактики. Масштаб обрисованного мира, я не побоюсь этого слова, потрясает. И, что самое главное, этот масштаб действительно ощущается всей кожей. Прикасаясь к боковым граням вселенной Бэнкса, чувствуешь и воспринимаешь колоссальную структуру, лежащую в глубине.

Я думаю никому не нужно напоминать про все те книги и циклы, претендующие на звание космооперы, где начальной авторской установкой задаются триллионы звёзд, миллиарды лет, тысячи цивилизаций и сотни галактик. А на деле всё получается очень и очень мелкотравчато. «Алгебраист» этой участи к счастью миновал. И нет никаких сомнений, что именно мир — сильнейшая сторона романа, за которую Бэнкс и был удостоен всех аплодисментов и хвалебных рецензий.

Отдельно хотел бы отметить, что автор миновал такой извечный соблазн творцов космоопер, как антропоцентризм. Человечество здесь не является ни гонимыми изгоями, ни избранной расой, ни уникальными пасынками неведомых создателей. Никто не стремится их уничтожить, но и на пьедестал возводить не спешит. Справедливости ради надо сказать, что концепция разумной жизни в галактике от Бэнкса, история развития и падения всех упомянутых в романе рас живых существ хотя и разнообразна, но вполне традиционна. Не уникальна, как скажем у Брина в «Саге о Возвышении». Выбиваются из ряда лишь насельники или Dwellers, почти бессмертные обитатели газовых гигантов, создавшие весьма своеобразное общество.

2. Следующий тезис тоже очевиден, но при этом является, наверное, самым сложным для реализации. Космоопере нужен по-настоящему сильный сюжет, насыщенный загадками, интригами, жёстко мотивированный, раскрывающий созданный мир. Ведь это хоть и «science», но всё-таки «fiction».

И вот тут у Бэнкса получается уже далеко не всё. Автор развешал по стенам целый арсенал так и не выстреливших ружей, выкатил из кустов пару десятков роялей и не сумел достойно развить тот потенциал, что у него был. Самым крупнокалиберным «ружьём» безусловно является «Культ заморыша» и его флот вторжения. Добрую четверть книги мы с интересом читали про эту грандиозную авантюру, которая завершилась лишь взрывом консервной банки на орбите и поспешным бегством. Удивительная расточительность автора, который ввёл эту важную сюжетную линию похоже лишь для того, чтобы замотивировать наблюдателя Таака к скорейшим поискам.

Попытка создания некой психологической линии и вовсе провалилась. Вес она несёт минимальный, на события совершенно никак не влияет и выглядит просто лишней. Сцены с гибелью девушки в начале и самоубийством командора в конце вызывают постфактум только недоумение.

3. Третье и, пожалуй, самое важное положение проистекает из первых двух и связывает их воедино. Мир и сюжет должны работать друг на друга. Мир должен самими своими свойствами мотивировать сюжет, а сюжет — раскрывать мир. Именно отсюда вытекают те недостатки, что я упомянул ранее. Автор полюбил созданный им мир и хотел по максимуму ознакомить с ним читателя. Ему было бы очень жалко не показать нам могилайнер и «Культ Заморыша», меньше, чем хотелось бы, рассказать про культуру насельников и показать в романе меньшее количество экзотических рас мыслящих существ. Всё это было очень интересно, но далеко не всё из этого вообще хоть как-то повлияло на сюжет. Получилась классная картина и не очень классная история.

-----

Резюмируя собственное отношение к прочитанной книге, могу сказать, что, несмотря на очевидные недостатки построения сюжета, драматургии романа, «Алгебраист» можно считать выдающимся образцом космооперы. Яркой, смелой, масштабной «Новой Космооперы». Не шедевр, но довольно близко к нему.

Безусловный «Must-read» для поклонников космического жанра.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитан 750-страничный «Алгебраист». И в результате после прочтения... пусто.

Роман не оставляет ничего: ни каких-то ярких эмоций, ни информации к размышлениям, ни новых идей. Даже на возникшие вопросы не особо хочется узнать ответы.

Масштабно, мир огромен: множество планет, самых разнообразных рас и технологий. Фантазия автора, конечно, поражает. Очень многое описано, рассказано в нескольких предложений. В контексте роман это временами выглядит правильно и к месту, но всё же при прочтении возникает множество вопросов, на которые автор не дает ответа.

Читается роман медленно, трудно. Огромное количество технических терминов и витиеватых громоздких фраз. Вначале пробираешься через бурную реку, которая мешает двигаться дальше. А потом... нет, поток не подхватывает. Он сдается и позволяет неторопливо двигаться вместе с ними к весьма предсказуемому финалу. Для объемной книги это минус.

Сам сюжет тоже не блещет оригинальность. Что у нас имеется? Есть угроза вторжения. И главный герой, Фассин Такк отправляется на поиски таинственного преобразования насельников превращается в непонятно что. Но ради чего всё это? Ещё один минус в копилку романа.

О чём книга? О любви? Нет, любовной линии в романе нет. Масштабные космические сражения? Тоже отсутствуют. Приключения? Да нет же. Их тоже нет. Какая-то особо ценная философия? Нет, на

психологическую фантастику романне тянет.

Герои появляются и исчезают в никуда. Причем их гибель не заставляет сопереживать. Их мотивации не ясны, остаются за кадром. Мотивы самого Фассина тоже не совсем понятны. Да и... у Бэнкса получился какой-то серый персонаж. Очередной минус.

Итого, не понравилось. Серо и невзрачно. Желания перечитать книгу не возникает, а это один из основных признаков хорошей книги.

Ну и напоследок, камешек в сторону переводчиков. Не верю! Не верю, что обилие нецензурных слов украшает книгу. (Оригинала текста не видел, но маловероятно, что перевод точен) Не верю, что инопланетные расы ругаются теми же словами, что и люди.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если занудство Уотса напоминало бормотание увлеченного препода и тем подкупало (человек старательно разобрался в предмете), то «Алгебраист» являет собой образчик чистого, практически незамутненного словоблудия. Текст уныл и бесконечен, как космическое путешествие без червоточин, более-менее удачной оказалась завязка, в которой Бэнкс сумел поднять градус. Но тут же опустил его, изобразив насельников такими... какими изобразил: обыкновенными ребятами, живущими в обыкновенном обществе. Информация о том, что возраст этих существ достигает миллионов-миллиардов лет начинает вызывать недоумение: они? одни из них миллиарды лет являются господами, а другие им прислуживают? ничего не смущает? как они выплавляют металлы в условиях газовых гигантов? и нужно ли оно им? почему в начале книги рассказывается, что планеты насельников можно «зачистить» (получив впоследствии страшную кару), а потом выясняется, что в каждом газовом гиганте прячется бог-из-машины? Собственно, насельники и есть главная неудача романа помимо традиционного (а потому скучного) главного героя и шаблонного сюжета.

Оценка: 2
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Объемная космопера, богатая армадами космофлотов, пришельцами, запредельцами, порталами и артефактами. С злодеем настолько злодейским, что, с поправкой на допрос членом, впору б говорить о мультяшности. Путешествия, машинерия, разломанные луны и остроумная физическая загадка.

Ведет нас по сюжету всеобъемлющий И.М.Бэнкс, со своими любимыми гулянками и мотивами, от грубого обращения со слугой (Эксцессия, Взгляд) до загадочной истории, произошедшей на пикнике давным давно (Инверсии, Пособник). Не упущены секс, пытки, прогрессорство, архитектура, экономика, ИР, военный менталитет, вопросы менеджмента и очередная Мата Хари. Хватает солипсизма, дредноутов, кланов, невинных жертв и вздорных типов.

А не типично. Не в первый раз Бэнкс экспериментирует, но даже «По ту сторону тьмы» имеет идейный заряд (бессмысленность крысиной гонки), совпадающий с основой Культуры, а тут... вся вселенная «Алгебраиста» суть ее кривое зеркало.

Анархическое, мирное, самодовольное общество насельников газовых гигантов безусловно аналог Культуры, но они, как правильно указано в аннотации, — варвары. Безжалостные рабовладельцы, плюющие на контроль качества и прочие моральные ценности.

Остальные тоже не подарок. На защиту Юлюбисской Меркатории отведена добрая треть книги, но... вот зачистка орбиталища 4409 властями, вот биография кошмарного Люсефероса (такой же продукт Меркатории, как промышленник Салуус), и делается ясно, что даже о меньшем зле говорить не приходится.

И Фессин Таак не паладин цивилизации, типа Флэндри П.Андерсона или наемника Особых Обстоятельств Закалве. И не Гарри Поттер, который точно выживет. Пешка, сохранение которой, несмотря на рост чинов и ставок, не критично... пока полевой ученый не берется за игру сам.

Очень достойный финал и непредставимость ходов сюжета. «Алгебраист» изобретательнее «Возвышения» Брина, мощнее «Глубины в небе» Винджа, поживей «Слияния» Макоули. Но не абсолютный шедевр, не «Гиперион», не «Пламя над бездной». Все же, двести страниц под начальные условия — много. И пусть все заряженные ружья выстрелили, пальбы вышло многовато (воэнов, сцеври и скоростную ракету можно б убрать).

Полиграфия приличная. Язык не самый простой, но плавные повествовательные периоды, резкие речи, динамичность экшена при некоторой вычурности описаний, — знакомые, фирменные. В любом случае, болтанка в описании Бэнкса приятнее нытиков П. Уоттса.

Хорошее, умное и эскапистское чтение.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга расстроила! Масштабность перетекающая в громоздкость, перевод не отвечающий реалиям, отсутствие малейшей интриги и странные вкрапления садистских фантазий.

С первых страниц роман читался тяжело. На тебя валится куча названий, аббревиатур без пояснений и смысловых нагрузок. Таким незамысловатым способом пытаются создать ощущение иного, далекого, грандиозного и многомерного мира. На самом деле просто забивают мозги. Например: «Архимандрит Люсеферус, воин-жрец культа Заморыша с Лесеума-9-IV, действующий правитель ста семнадцати звездных систем и сорока с лишком населенных планет, многочисленных стационарных орбиталищ и многих сотен тысяч крупных гражданских кораблей, верховный исполнительный адмирал Эскадры скрытого крыла Четыреста шестьдесят восьмого Всеохватного флота (Отдельного), некогда входивший в тройку представителей (попеременно) от человеческих и нечеловеческих видов группы планет Эпифания-5 в Верховной галактической ассамблее, в дни, предшествующие нынешнему Хаосу и последним идущим на убыль схваткам Каскада Разрыва…» и так далее на целый абзац одним предложением!

Плюс странности перевода: «Милиция, военные части Навархии и уцелевшие подразделения Внешней эскадры Юлюбиса…». Какая милиция в будущем у инопланетян, когда её замочил тов. Медведев в начале 21-го века по летоисчислению п-землян или о-землян (я не совсем разобрался), в одночасье взрастив полицию. Такое нагромождение, возможно, подойдёт отдельным гурманам фантастики для смакования нового созданного мира, но напрочь отобьёт желание приобщится к данному жанру молодого адепта.

Повествование чисто английское – неторопливое, основательное. В отличие от детективов, где всё строится на тайне убийцы, здесь никакой интриги нет. Главная установка — это описание масштабного сообщества будущего. Повествование настолько медленно крутится вокруг определённого знания цивилизации «Насельников» (они такие медлительные что живут миллиарды лет, никуда не торопятся и все остальные цивилизации им пофиг), что для действенных натур читать это становится тяжело.

К фантазиям садиста даже не буду прикасаться.

В итоге вышел мощный, тяжеловесный талмуд, который можно конечно советовать к прочтению, но отдохнуть и насладится им, у меня не получилось.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько раз обещал себе не покупать «кирпичей» за авторством современных писателей, но и в этот раз не сумел сдержать слово. Купил. Читал-читал, читал-читал, читал-читал, смотрю — еще даже не на половине. Утомило. Просмотрел последних 20 страниц, убедился что правильно предсказал развитие сюжета и спрятал книгу, с тем чтобы не жалеть о зря потраченных деньгах. Общие впечатления от прочитанного — огромное, просто невероятное нагромождение ненужных подробностей, бессмысленных уточнений, витиеватых рассуждений ни о чем. Где-то посреди этого мусора незаметно развивается достаточно банальный и с первых же страниц предсказуемый сюжет, по большому счету раскрытый в аннотации к книге. Вкратце история представляет из себя смесь «Чародея поневоле» К.Сташева, «Спектра» С.Лукьяненко и 500 страниц описания красот далеких планет, неземных рас, космических кораблей, пыток (мр. Бенкс думает, что он знает толк в извращениях) и прочих (наверное) интересных вещей. При стремящемся к нулю драматизме книга расчитана на любителя с исключительным воображением.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжеловесно, избыточно, местами почти нечитабельно. Толстенный роман, написанный предложениями из 40-50 слов каждое -- скорее художественный эксперимент (увы, далеко не оригинальный), чем развлекательное чтение.

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Волею судеб, сложилось так, что своё знакомство с творчеством, как оказалось, довольно популярного писателя Иэна Бэнкса я начал с Алгебраиста. Ещё раньше слышал о его «Осиной фабрике», «Шагах по стеклу», но всё никак не доходили руки, а тут такая книга! Грех было не взяться за нее, тем более, что после Винджа и Симмонса космоопера мне стала как родная, а фраза «самая масштабная космическая опера нового века» подогревала интерес.

А по факту оказалось, что масштабности там не так уж и много, а может, мне её просто не удалось почувствовать. Да, действие развивается в нескольких солнечных системах, но всё время не покидает чувство камерности происходящего. Не достаточно мне для масштабности информации, к примеру, что корабль был 10 световых лет в длину и 2 — в ширину, а в высоту — 1,5, численность его составляло 12974657854894393826 живых существ, 0,2 процента из них — даберы, которые выглядели как… я, конечно, утрирую, но суть, надеюсь, вы поняли. А главный злодей – это вообще мелочное и нелепое недоразумение, обычный гопник на его месте вызывал бы бОльшие опасения. Инопланетяне отличаются от людей лишь тем, что выглядят иначе. Но для меня главной оплошностью Бэнкса стало даже не то, что он, как и любой современный автор пытается поднять свою популярность использованием в романе нецензурщины, наркотиков и секса, а то, что он не смог создать таких персонажей, которым хотелось бы переживать, за которыми чувствовалось, что они живые. Мир вышел мертворожденным и уже любая оплошность существенна, ибо она по принципу снежного кома налипает на предыдущие и всё сильнее и сильнее портит впечатление. Как следствие, всё что не относится к сути повествования – лишнее, и объём можно уменьшить на 2/3, выкинув уже не интересные пространные абзацы энциклопедического содержания, беспардонно кромсающие диалоги, а некоторые истории вообще можно было вынести в отдельные рассказы, а не пришивать белыми нитками к роману.

В итоге получилась довольно пресыщенная информацией, не очень интересная квестовая космоопера (прям фэнтези с космическими короблями и инопланетянами вместо гномов и прочих троллей) с интригой, но легко предсказуемой концовкой.

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В огромном котле вымышленной вселенной, периодически похихикивая себе под нос, размеренно помешивая кипящее содержимое, Иэн Бэнкс заварил кашу. К появлению внимательного читателя блюдо уже почти готово, список ингредиентов и рецепт приготовления утеряны, и никто пояснять их состав не собирается. Бесполезно искать глоссарий и сноски на полях. И тут уж два варианта: немедленно выплюнуть, или попробовать разобраться самостоятельно, чего же туда намешал создатель-шутник. Экзотические расы, пространственные червоточины, искусственный разум, сверхдержавы и гиперцивилизации — заложив в котел стандартные ингредиенты космоооперы, Бэнкс дал волю своему чувству юмора: тонкому и безжалостному. Через каждую главу он добавляет в блюдо щепотку новой специи, которая меняет общее представление о сюжете, попросту мороча голову читателю. И то, что несмотря на все это «вкусовое» разнообразие, автору удалось привести историю к логическому, и даже ожидаемому, концу — это достоинство!

P.S. Отнесясь к своим эмоциям от этого «кулинарного» эксперимента с определенной долей самоиронии, ставлю «Алгебраисту» твердую «девять», как одной из самый сильных, продуманных и интересных космоопер, прочитанных мною за последние несколько лет.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычный роман — увесистый, изложенный нарочито вычурным стилем, свободно смешивающий космическую оперу классического вида, империи и битвы звездолётных флотилий, и сатирический «роман нравов». Полемизирует с книгами Брина о «возвышении», отчасти их при этом пародируя. Красочное общество Обитателей написано с истинно бэнксовским размахом.

Обновленная аннотация соответствует содержанию.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я слушал эту книгу (в начитке С. Кирсанова) ровно месяц. Целый месяц! По 20-40 минут в день, больше не мог, хотелось спать от медленно тянущегося сюжета, от странных диалогов ни о чём, от повторяющихся описаний мироустройства и внешнего вида кого-либо.

Я как бы попадал в это «медленное время» насельников, только эффект наблюдался обратный: субъективно слушаешь целый час, а реально проходит пять минут.

Не впечатлили ни начало, ни финал романа, а середина просто забылась, оставив лишь ощущение плотного нагромождения слов. Событийно роман очень беден, бывает в рассказах больше действий и поворотов сюжета, чем в этих 750 страницах.

Теперь о плюсах. Да, масштабно. Да, множество интересных рас. Да, есть неплохие научно-достоверные идеи. Да, карикатура на современное общество. Но всё это не спасает, а жаль.

Это второе произведение автора (после «Осиной фабрики»), с которым довелось познакомиться. Дальнейшее знакомство продолжу, но через некоторое время, требуется восстановление сил. Рекомендовать к прочтению не могу.

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Да, масштабность присутствует. Да, цивилизаций много. Да, есть динамика сюжета. Есть интрига и ее решение в конце. Вроде бы все на месте. Но нет героев которым хотелось бы сопереживать и сочувствовать. Персонажи плоские. Мир картонный. Быт и мысли живущих в слоях газового гиганта почти бессмертных существ удивительно напоминает (мне по крайней мере) Британию 19 века. Те же джентльмены у которых нет работы, но есть хобби. Те же сплетни, высокомерие и чопорность. Попытка описать негуманоидную бесконечно далекую от нас расу провалилась с оглушительным треском.

По предыдущим отзывам искренне ожидал от этого романа чего то вроде Вернора Винджа, Герберта, Грега Бира, может быть даже Нила Стивенсона. Но в итоге ни с чем из вышеназванного не сравнить.

Оценка: 3
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Слышал мнение, что фантастику Бэнкс писал чисто для развлечения, не всерьез, в отличие от его реалистических, психоделических, постмодернистских и прочих авангардных вещей – так сказать, «Большой Литературы». До сих пор я был согласен с этим мнением – ибо из НФ читал у Бэнкса эффектное «Безатказнае Арудие», где форма явно возобладала над содержанием. Но, надо сказать, и в «серьезной» прозе Бэнкса не без проколов – прочитанный пару лет назад роман «Песнь камня» вызвал стойкое недоумение, смешанное с отвращением.

И вот «Алгебраист». Настоящая научно-фантастическая эпопея. Причислять ли ее к так называемой космоопере, я сказать затрудняюсь. Лично для меня космоопера – это такое фэнтези в космосе, «Алгебраист», пожалуй, слишком научен и футуристичен. Хотя определенные атрибуты жанра здесь имеются – политические интриги, масштабные битвы, пафосный суперзлодей и серьезное внимание к личности героев. Можно отнести книгу Бэнкса и к планетарной фантастике – ибо значительная часть действия происходит на газовом гиганте Наскерон. Есть здесь и ксенофантастика – роман во многом посвящен этнографическим и психологическим исследованиям древнейшей расы Вселенной, насельников газовых гигантов.

Древняя раса насельников хранит секрет – систему порталов, охватывающую Галактику. Она надежнее и разветвленнее той, что построена Меркаторией (галактическим государством, в состав которого входит и человечество). Только одно в ней плохо – она, скорее всего, всего лишь легенда. Но перед угрозой военной оккупации звездная система Юлюбиса готова хвататься за соломинку – и главный герой, наблюдатель (что-то сродни послу и этнографу одновременно) Фассин Таак, отправляется на Наскерон, чтобы открыть тайну «насельнического списка» Этот список – примерный, с точностью до звездной системы, список порталов насельнической сети. Но звездная система – это, мягко говоря, большое пространство. И даже учитывая все технические ограничения, не допускающие установку порталов в произвольном месте (они катастрофически чувствительны к гравитации), возможное место установки хотя бы одного из них можно искать тысячелетиями.

Это только костяк сюжета, но линия главного героя здесь не единственная. Бэнкс позволяет нам увидеть и услышать тех людей, которые составляют или составляли окружение Фассина, и так или иначе, формировали его судьбу и личность. Тема подростковой и юношеской дружбы, сложных любовных отношений, для автора характерна – вспомнить хотя бы роман «Воронья дорога». Читатель узнает не только о друзьях и родственниках главного героя – многие персонажи на время получают свой голос, чтобы вселенная «Алгебраиста» стала живее и реалистичнее. «Алгебраист» полифоничен, его герои живут собственной жизнью, которая каждую секунду межзвездной войны подвешена на волоске – впрочем, как и всякая жизнь в изменчивом и опасном мире. Кто-то сопровождает читателя с начала до конца книги, кто-то появляется в единственном эпизоде – что и создает эпичность «Алгебраиста», на страницах которого в бесшумных взрывах космических битв гибнут живые существа, а не безликие «штурмовики»: люди и негуманоиды, со своей историей, эмоциями, мыслями. Военные эпизоды иногда очень тяжело читать – потому что для автора нет «пушечного мяса», есть личности, которые убивают и умирают, не всегда понимая, зачем и за что.

Бэнкс продолжает придерживаться своей бунтарской идеологии. Мир «Алгебраиста» — это, конечно, не Темная Империя «Звездных Войн», но за внешней цивилизованностью Меркатории прячется «логика империи»: выбитые под пытками доносы, расстрелянные мирные демонстрации, планомерная дезинформация населения, живущие в роскоши чиновники, имеющие полномочия казнить кого угодно практически без суда и следствия. В романе выведен карикатурный фашист архимандрит Люсеферус, но законные представители власти мало чем отличаются от этого узурпатора. Разве что не гордятся своими преступлениями, а любой ценой их скрывают.

Фассину в молодости пришлось столкнуться с карательной машиной государства, и он прекрасно знает, на что могут быть способны власти. И давно не верит никому – ни Меркатории, которая дает ему огромные полномочия и требует почти невозможного, ни запредельцам (разрозненные вооруженные группировки, ведущие партизанскую борьбу против Меркатории), ни тем более захватчикам из культа Заморыша. Его цель одна – не допустить большого кровопролития, спасти население системы Юлюбиса. А в сложившейся ситуации это совсем не просто – потому, что когда идет борьба за власть, уничтожение пары-тройки мегаполисов или гибель небольшой планеты никому не кажутся большой ценой. Люсеферус одержим террором, но силы Меркатории точно так же запытают и сгноят в тюрьмах сотни людей, если их «освободительный поход» увенчается успехом. Цели же запредельцев слишком туманны, да и в плане средств они крайне неразборчивы. И Фассину приходится вести свою игру, пытаясь сохранить человечность.

Насельники газовых гигантов являют собой «постцивилизацию» — выдуманную Бэнксом анархическую утопию (?), в которой основными ценностями в обществе являются знания и свобода творчества. Можно ли считать цивилизацию насельников утопией, идеализирует ли ее автор – вопрос спорный. Но восхищается он ею – точно. В образе насельников есть что-то от великанов Рабле: огромные существа, парадоксально ценящие каждое мгновение своей почти бесконечной жизни; могучие физически и обладающие большой силой воли, проводящие жизнь в творчестве и безумных развлечениях. Наскерон – без сомнения, литературный наследник Телемского аббатства. На его (или, скорее, в его) немыслимых просторах древние обитатели Галактики полностью реализовали принцип «делай, что хочешь» — даже армия у них состоит не из призывников, и не из наемников, воюющих за деньги, а из любителей, не мыслящих свою жизнь без военной романтики и риска. Бэнкс тонко троллит современников – насельники смотрят на все совершенно противоположно человеку, и многие «пунктики» современной цивилизации им свойственны с точностью до наоборот. Например, в отличие от людей, готовых ради благополучия детей запретить и ограничить все мыслимое и немыслимое, насельники… охотятся на свое потомство. А что делать – они живут миллиарды лет и при этом очень плодовиты. Насельникам, в отличие от человека, незнакомы полумеры. Друзьям они готовы прощать многое, но для врагов и террористов, для тех, кто проливает кровь их братьев, у них только один ответ – полное уничтожение. Им совершенно незнакома ксенофобия, даже искусственные интеллекты, ставшие изгоями в Меркатории, находят приют на планетах насельников. Но патриотизм для них – не навязанное сверху понятие, а базовый инстинкт, заставляющий забыть все распри и, даже не сговариваясь, всеми силами планеты нанести удар по завоевателям. Повторюсь, насельники не идеализированы, среди них есть и глуповатые особи, и эгоистичные; у них случаются и мелкие военные конфликты и существует преступность; но их общество близко к тому, что, похоже, автор считает идеалом. И последний период жизни насельников не случайно называет Детством – им, стражам мудрости, накопленной миллионами лет, как никому, известно, что даже миллиарды лет постижения знаний лишь подготовка к тому, чтобы повторить сократовское «я знаю, что ничего не знаю». Ирония – постигающий появляется из ниоткуда, взрослеет, стареет, «впадает в детство», и уходит в никуда? Или же намек – никогда и никем в постижении бытия не может быть достигнут некий оптимальный уровень «взрослости», и полученное знание всегда ничтожно перед бесконечностью неизвестного?

Еще одна тема, корой касается Бэнкс в своем романе – это тема научно-технического прогресса. Меркатория объявляет войну искусственным разумам (ИР), якобы представляющим угрозу для органической жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но выясняется, что война эта – всего лишь способ затормозить развитие общества и сделать его более контролируемым. Из ИР сделали еще один «образ врага», который помог отвлечь мысли населения Меркатории и сконцентрировать агрессию на нем. Будущее науки и техники становится разменной монетой в политических играх псевдодемократов… а люди и другие разумные существа становятся заложниками вынужденного невежества.
Хорошее предостережение в наше время, когда многие политики, прикрываясь фиговым листком «защиты нравственности», неприкрыто стремятся уничтожить Интернет и перечеркнуть тридцать лет технического прогресса — то ли ради того, чтобы разобщить людей, то ли из ненависти ко всему новому и непонятному для них. Одно им непонятно – шаг назад будет огромным подарком террористам и прочим фанатикам и экстремистам (особенно религиозным), которые прекрасно умеют пользоваться чужим невежеством и разобщенностью.

В романе есть и слабые стороны – где-то в середине он утрачивает полифоничность, сводясь к приключениям Фассина на Наскероне, то есть временно схлопывается в рамки обычного шпионского боевика. Можно было бы удержать и несколько параллельных сюжетных линий, каждую со своим героем – справляется же уже которое десятилетие с этим Джордж Мартин, например. Благо такие герои, вполне проработанные и выразительные, есть – но уж слишком скучную судьбу им уготовал Бэнкс, и сам себя загнал в ловушку. Ибо писать о них, по сравнению с Фассином, почти нечего.

Еще одной слабой стороной можно назвать гротескный образ архимандрита Люсеферуса. Более типичного и шаблонного суперзлодея в литературе еще поискать. То есть его образ – сатира в чистом виде, и весьма топорная. Понятно, что так и задумано – но вот остальные персонажи сложны, неоднозначны, а этот как-то нехорошо выделяется. По-видимому этот тип людей особенно страшен и ненавистен Бэнксу, настолько, что лекарством от этих эмоций может стать только безжалостный смех.

Итог: космическая эпопея шотландского бунтаря Иэна Бэнкса, можно, сказать, его программное произведение. Отличная книга, Бэнкс, как оказалось, умел писать и НФ. Жаль, что этого человека больше нет с нами.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх