fantlab ru

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
1019
Моя оценка:
-

подробнее

Алгебраист

The Algebraist

Роман, год

Аннотация:

Насельники, обитатели газовых гигантов, чья цивилизация насчитывает миллиарды лет. Медленная раса, принципиально не входящая ни в какие союзы, альянсы и прочие империи более «быстрых» народов. С ними общаются наблюдатели, пытаясь понять этот народ и получить какие-либо новые знания. Один из таких наблюдателей, Фассин Таак, случайно получил то, что поставило на уши половину галактики и стало началом самых странных поисков в его жизни…

Награды и премии:


лауреат
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Переводной роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман НФ

FantLab рекомендует:

Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist»


Похожие произведения:

 

 


Алгебраист
2011 г.
Алгебраист
2018 г.

Аудиокниги:

Алгебраист
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Algebraist
2005 г.
(английский)
The Algebraist
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  41  ] +

Ссылка на сообщение ,

Галактика населена десятками цивилизаций, живших на разных планетах — водоплавающие из кремниевых миров покрытых водой, гуманоидные и насекомообразные с сухопутных миров, поплавочные с газовых гигантов, какими-то разумными пылевыми облачниками и т.д. Межзвездная правительственная структура под именем Меркатория монопольно владеет в описываемый период сетью телепортационных порталов в звездных системах и продолжает расширять сеть, в обмен на установление своей власти в звездных системах, подключаемых к всегалактическому «телепортационному метрополитену». Для поддержания статус кво, Меркатория тормозит прогресс, запрещает искусственный разум, работы по исследованию телепортации, нанотехнологии, единственно только работы биологов легитимны и приносят здоровье с долголетием подопечным гражданам Меркатории.

В эту существующую миллионы лет барочно-избыточную и усложненную бюрократическую структуру вступает земное человечество и оказывается просто одной цивилизацией среди многих; никакого особенного толка от неё нет и быть не может, никаких необычных свойств эти вертикально передвигающиеся приматы не имеют и просто вливаются в галактическую семью рас и народов, так что никаким гелиоцентризмом тут не пахнет и антропофилам лелеять свои комплексы нет возможности.

На территории Меркатории периодически налетют с перифирии корабли запредельцев, да еще и религиозное тоталитарное Отъединение запланировало крестовый поход на неверных.

В звездной системе Юлюбиса через 300 дней конец света, захват мира мракобесами и ордами анархистов, а бюрократы Меркатории сваливают проблемы друг на друга, отмазываются от своей вины и ошибок, спорят какой метод разведки безопаснее и соответствует ли новая эффективная методика традициям клана наблюдателей..

На газовом гиганте Наскерон, который входит в солнечную систему Юлюбиса, миллиарды лет живут представители всегалактической цивилизации насельников – практически вечные, со сроком жизни с миллионы лет, странно- веселые юмористические существа со своеобразным чувством жизни и истинно аристократическим отношением к быстроживущим разумным культурам, к коим относятся почти все цивилизации населяющие Галактику, за исключением разумеется самих насельников, обживших за десять миллиардов лет 90% газовых гигантов всех звездных систем.

Книжка – про эту странную, нестандартную цивилизацию насельников, в которой войнами занимаются любители, нечто вроде симбиоза ВИФовцев и добровольных пожарных команд (а кто у вас воюет? Добровольцы. А кто командует ими? Никто, они сами как только почуют военную угрозу достают свои корабли и воюют. А кто содержит космофлот? Да сами они и содержат, им нравятся всякие блестящие хромированные пушечки), в которой инфантицид никого не удивляет по причине долгоживучести взрослых особей, в которой внеденежная экономика основана на рейтинговой системе уважения и одолжения, и в которой собирательство разнообразной информации от вымерших за миллиарды лет «быстрых цивилизаций» превратилось в манию сродни поголосного библиофильства. В одной из таких случайных библиотек в книжке «Алгебраист» человеком-наблюдателем Фессином Тааком найден намек на существование потайной сети никем не контролируемых телепортационных колодцев, и это ставит под угрозу существования сначала монополию Меркатории на межзвездные перевозки, это же интересует религиозных мракобесов для возможной взрывной своей экспансии по всему миру – но война ради этой информации только фон и оживляж для более углубленного описания мира насельников.

Книжка полезна еще и гуманистическим, правильным зарядом: толково описана природа жестокой власти Архимандрита Люсеферуса, предводителя воинствующего Отъединения (только победы, только завоевания, оправдывающее насилие с которым проводится индустриализация-модернизация угнетаемого общества), разъясняется важность судебного разбирательства над самосудом, а так же ставится примат науки над деструктивными не-культурными практиками.

Интересно как Бэнкс подогревает сюжет, откровенно волюнтаристки но изящно, с выдумкой и непременный юмором: каждые тридцать-сорок страниц то вводит нового живого инопланетного игрока, то расскажет интереснейшую историю из жизни галактики, то вытащит туза из рукава, то трём игрокам команды покажет красную карточку, а потом выдаст лотерейный билет с джек-потом, запустит кондуктора в переполненный автобус и отнимет проездные, и тут еще бог из машины а сверху вишенка. По карнавальной веселости и калейдоскопичности проносящихся мимо событий «Алгебраист» напомнил мне недавно читанную трилогию В.Гончарова «Психо-машина» (1924), по проработанности — Вернора Винджа книжку, и я не пойму отчего бы не переиздать смеха ради Гончарова сейчас..

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный роман — увесистый, изложенный нарочито вычурным стилем, свободно смешивающий космическую оперу классического вида, империи и битвы звездолётных флотилий, и сатирический «роман нравов». Полемизирует с книгами Брина о «возвышении», отчасти их при этом пародируя. Красочное общество Обитателей написано с истинно бэнксовским размахом.

Обновленная аннотация соответствует содержанию.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Иэна Бэнкса я знакома довольно давно – с тех пор как ещё в студенческие годы взяла в руки «Шаги по стеклу» – но Бэнкс-фантаст пока что оставался для меня загадкой, хоть и «маст ридом» для любителей космической нф. Что ж, по итогам прочтения «Алгебраиста» можно уже делать некоторые выводы. Во-первых, фирменное внимание автора к деталям, которое в условно мейнстримной литературе несколько раздражает, не давая читателю додумать картину событий и привнести в неё что-то своё, космической опере играет только на руку. Избыточность описаний сказывается на динамике повествования, хоть и не снижает при этом его увлекательности, поэтому мир в пятом тысячелетии по земному летоисчислению получается не просто объёмным, а исторически и технически проработанным в самых мелких и незначительных деталях. Впрочем, о мире чуть позже.

Во-вторых, Бэнкс много внимания уделяет сюжетным линиям, которые у него, как правило, развиваются в одном направлении, а потом неожиданно выкидывают фортель-другой и приходят совсем не туда, куда их определил вектор читательских ожиданий. В научно-фантастическом «Алгебраисте» сюжет для космооперы с вкраплениями политического триллера весьма стандартен. По крайней мере, если вынуть из романа всю базу знаний об устройстве галактического сообщества и инопланетных расах, всё сводится к линейным приключениям некоего Фассина Таака. Однако сто́ит событиям начать развиваться по-настоящему, и история из путешествия от точки А к точке Б минуя В,Г и т.д. становится уже не рядовым «приключаловом», в котором элементы антуража болтаются на периферии сами по себе, а герой развлекает читателя банальным движением к финалу. «Алгебраист» – это настоящий монолит от нф, где все ружья, даже если они кажутся читателю абсолютно не важными, а то и вообще на ружья не похожими, выстреливают в самые неожиданные моменты. Если учесть ещё и отвлекающий фактор в виде жизнеописания насельников и побочных сюжетных линий, то последнюю треть романа повествование держит в напряжении и постоянно заставляет удивляться, хотя события, в общем и целом, вполне предсказуемы. Такой вот парадокс.

Никогда я не устану восторгаться авторами-строителями вымышленных миров, которые, основываясь лишь на нескольких предпосылках и фантастических допущениях, по кирпичику собирают целые вселенные. Бэнкс с задачей справился великолепно. Вот, например, насельники – раса, в незапамятные времена колонизировавшая множество планет-газовых гигантов по всей галактике. Если выдрать их из контекста, получатся совершенно невообразимые по внешнему виду создания, обладающие развитой и многомерной культурой, напрочь игнорирующие проблемы (даже вселенского масштаба) всех прочих цивилизаций. Бэнкс частенько акцентирует внимание на отсутствии у насельников эмпатии в человеческом понимании, подробно рассказывает читателю о структуре и принципах развития инопланетного сообщества, похожего на искажённый вариант человеческого, делает главного героя посредником между нами и весьма колоритными персонажами-насельниками, и к финалу книги ловишь себя на мысли, что почему, собственно, бы и нет? Если мы к 5-му тысячелетию выйдем-таки в космос, почему бы нам и не встретить там насельников?

И в том же духе можно говорить обо всём, что упоминает в романе Бэнкс. Будь то конфликт между местной галактической империей Меркаторией и бунтовщиками-запредельцами, или история об остатках искуственного интеллекта, рассыпавшихся по бескрайним космическим пространствам в попытке избежать участи своих менее везучих собратьев, или сеть порталов-червоточин – как существующих, так и гипотетических – на стремление завладеть которыми и нанизывается костяк основного сюжета: все прописано очень подробно и чётко. На основе романа хоть сейчас можно писать сценарий сериала о космических сражениях, быте инопланетян и политических дрязгах, а в основу положить главную детективно-приключенческую линию.

Что касается научной составляющей – Бэнкс предельно логичен и последователен. Естественно, вызывают сомнения некоторые моменты, как, например, открытие крышки летательного аппарата в атмосфере газового гиганта без существенных последствий для здоровья, но и это фантаст объясняет наличием в газолёте механизмов лечения и систем жизнеобеспечения. Кроме того, в «Алгебраисте» есть эпизод великолепнейшего сражения (правда, в атмосфере планеты, но с использованием космических кораблей) с роскошными описаниями и сумасшедшей динамикой. Вообще к концу романа, когда бо́льшая часть картины мира читателю уже преподнесена на блюдечке, Бэнкс получает возможность сконцентрироваться на сюжете, перестаёт отвлекаться на побочные размышления и ускоряет течение событий. Это видно даже в структуре книги, когда последние части делятся на маленькие и яркие главы, в отличие от пространных разделов первой половины.

«Алгебраист» – интересная и грандиозная по размаху космическая опера. Единственные недостатки, которые мне удалось разглядеть, сводятся к знатному провисанию текста где-то во второй четверти романа, когда автор неожиданно ударяется в самоповторы – кажется, с единственной целью удержать читателя с насельниками чуть дольше необходимого, прежде чем бросить его в гущу событий. И к небрежной редактуре русскоязычного издания, когда религия Меркатории из Истины мутирует в Правду, Биальянс превращается в Двойственный Союз, а раса эрилейтов почти сразу начинает зваться ирилейтами. На понимании текста эти недочеты, однако, не отражаются. Бэнкс написал действительно увлекательный роман с шикарной визуализацией, сильным идейным наполнением и потрясающими негуманоидными персонажами.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Алгебраист» представляет собой пробу пера Бэнкса в жанре экзистенциального киберпанка: вселенная Меркатории, Насельников и Беспредельцев киберпанковская примерно в том же смысле, в каком этот эпитет применим к миру «Бразилии» Йена Макдональда или «Дарвинии» Роберта Чарльза Уилсона. В этой вселенной можно корректно обосновать гипотезу Фридкина-Вольфрама о многомировом квантовом автомате.

В нашем собственном мире, по крайней мере на 2011 год, эта гипотеза не доказана строго и котируется на равных правах с остальными интерпретациями квантовой механики, хотя существует достаточное число физиков, относящихся к ней с подозрением, как к очередному уродливому порождению квантового феньшуй-мистицизма. А вот в мире «Алгебраиста» с ней произошли довольно любопытные трансформации: будучи подтверждена, она обрела статус последней из всех религий и называется просто Истина (The Truth, с большой буквы!)

В особенности если принять во внимание первый (он же единственный) догмат церкви Истины:

Каждое разумное существо да постигнет истинную природу реальности любой ценой. Только так может быть решена Проблема Остановки Вселенской Программы.

Собственно, и «Алгебраист» в каком-то смысле — книга внутри книги, средоточие тайных знаний

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о природе насельнического списка телепортационной сети
, определяющая построение самим Бэнксом романного нарратива примерно так же,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как действия фраа Джада в «Анафеме» сказывались на выборе Нилом Стивенсоном «окончательно достоверной» жизненной ветки Раза.

Читается, конечно, трудно, все же это в значительной степени пародийное произведение, особенно зло высмеян Брин с его сагой о Возвышении. После филигранной Культуры через эту книгу приходится временами просто продираться, как сквозь колючие кусты. Не исключено, что причиной тому послужил долгий и обременительный для Бэнксова состояния развод с супругой, о котором было объявлено официально лишь в 2007-м — но корни этого события, бесспорно, уходят дальше в прошлое; не случайно же Бэнкс до и после «Алгебраиста» по три года ничего не писал и не публиковал, что для него является экстремально большим перерывом в работе.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма объемная книга, и мир в ней тоже объемный: много героев, много населенных планет, много разумных гуманоидов, негуманоидов и человекоподобных машин. Планы личные и политические сплетаются в разветвленный плотный сюжет. А вот ответить на вопрос, о чем эта книга, я затрудняюсь. На первый взгляд, центральная линия заключается в поиске смотрителем Фассином Тааком инопланетной книги «Алгебраист». Во всяком случае, именно эта сюжетная линия раскрывает тему, которая была наиболее интересна для меня — из тютчевского «Silentium!».

«Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?»

Герои романа настолько разные по условиям жизни и физическим параметрам, что понять друг друга им невероятно сложно. Но некоторые из них пытаются. Среди людей создана целая социальная группа, специализирующаяся на исследовательских контактах с наиболее загадочным и не похожим на людей инопланетным видом — насельниками. Люди пытаются осмыслить чуждую культуру. К чему стремятся насельники, сказать сложно. Они непохожие и необычные, но, во всяком случае, не враждебные — на контакт идут, некоторыми знаниями иногда делятся, помогают опять же иногда. Складываются отношения на уровне отдельных личностей, тоже не до конца понятные ввиду неясности мотиваций инопланетного разума. И это дает надежду, что война всех против всех не завершиться всеобщей катастрофой.

Люди и насельники существуют в разных скоростных потоках времени. Игорь Росоховатский считал, что «в конце концов побеждает тот, чье время течет быстрее». У Бэнкса этого не видно. В его мире у медленно живущих больше шансов на победу. Во всяком случае, они смогли сохраниться на протяжении огромных временных интервалов и освоить огромные пространства. Суетливые агрессивные люди и прочие гуманоиды рядом с ними кажутся довольно бестолковыми. Но почему-то интересуются насельники короткоживущими существами, переговоры ведут, крохи знаний открываю, на индивидуальном уровне, но предполагая возможность распространения дальше.

Насельки вообще ведут себя странно. Иного уровня организации, кроме индивидуального, у них не просматривается. Каждый действует только лично от себя, и при этом сообщество как-то существует, сохраняет себя, обеспечивает безопасность. Людям переданы крупицы знаний весьма специфического свойства. Воспользоваться ими практически возможности нет. Зато они указывают место, где находится то, что такую возможность даст. И место это на планете насельников. Это выглядит как провокация войны со стороны отдельных субъектов. В то же время война уже идет, и в ходе ее неорганизованные безалаберные насельники неожиданно демонстрируют высокие технологические возможности. В этой связи то, что казалось провокацией войны, становится еще одним шагом к установлению взаимопонимания. Короткоживущим дан мотив, более действенный, чем интересы чисто научного плана.

Ну и главная проблема контакта с иным разумом обозначена четко, и для героев, и для читателей — не верь глазам своим, человек, и не пытайся объяснять поступки носителей иного разума с позиций человеческой мотивации. То, что с позиций человеческой логики кажется слабостью, может и не быть таковой. То, что человек воспринимает как великую ценность и благо, может совершенно иначе оцениваться теми, кто не являются людьми.

В рамках одной планеты люди привыкли действовать с позиций силы. В космосе так не получится. Наверное, именно это пытались донести до короткоживущих юных цивилизаций мудрые древние, позволяя проникнуть в тайну Алгебраиста. А может, им было просто любопытно, что предпримут шустренькие соседи по галактике, если дать им еще и такую игрушку.

В романе не звучит голос автора. Никто не помогает читателю понять иной разум лучше и глубже, чем герои. Мы следуем с ними одним путем. Наверное, в этом главное достоинство книги.

Роман мне очень понравился. Автор создал огромный мир, в котором ничто не однозначно и не объяснено до конца, как в реальной жизни.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась! Интересный, насыщенный, стремительный и непредсказуемый сюжет (автор подводит под одно, читатель вроде бы догадывается что будет, а потом рааааз и все не так ребята!), однако при этом все логично, все состыковывается, концовка изумительна и правдоподобна; грамотно написанный, умный текст (хоть разбирай на цитаты), удивительный мир (очень надеюсь, что Бэнкс вернется к нему, пускай и с другими героями), стиль совсем не так сложен, как меня пугали в некоторых отзывах, читается на ура. Грустно было одно – когда книга закончилась, а я такие чувства в последнее время испытываю не часто (бывает, читаешь роман, и думаешь, как бы его добить, и начать что-либо другое).

В итоге твердые 10 баллов без раздумий, и место на полке рядом с «Песнями Гипериона» Симмонса и «Ложной слепотой» Уоттса.

Отдельное спасибо Эксмо за хорошо (есть отдельные опечатки/неточности) изданную книгу: хороший перевод, оформление и, что я оценил, так это разделительную точку с черточкой внизу между условными главами (сами придумали или на Западе взяли?), когда я понял, что это означает, почувствовал себя

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на месте Фассина, ключик был-то рядом
!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в оригинале. Отличается от романов о Культуре тем, что человечество тут земное, и дистанция от читателя до представителей этого человечества гораздо меньше, чем для Культуры. Это позволяет сильнее жать на эмоции (хотя, надо признать, обходится без чрезмерного слёзовыжимания).

Также эта близость используется для того, чтобы посильнее проехаться по язвам капитализма (в здешнем будущем даже деньги ещё остались в ходу), что является недостатком — клеймит автор несколько более прямолинейно.

Поплавки-долгожители выглядят улучшенной и дополненной версией нахальных парней из Excession. Сделаны отлично. Злыдень-архимандрит подробно нарисован, автор им увлечён, но использует его опять же чтобы клеймить, и только.

Причина квеста главного героя в конце раскрыта полностью и однозначно, сделано это странствие совершенно великолепно. Проводник, старый мудрец, капитан(ы) прекрасны. Устройство человеческого общества убедительное. Во многих местах очень смеялся. Хорошо, что из всего этого не сделано трилогии. Плохо, что автор больше нам не напишет. Осталось всего два романа, которые я ещё не прочитал.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Star Wars глубоко отдыхают. Отличная книга, читаемая на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В огромном котле вымышленной вселенной, периодически похихикивая себе под нос, размеренно помешивая кипящее содержимое, Иэн Бэнкс заварил кашу. К появлению внимательного читателя блюдо уже почти готово, список ингредиентов и рецепт приготовления утеряны, и никто пояснять их состав не собирается. Бесполезно искать глоссарий и сноски на полях. И тут уж два варианта: немедленно выплюнуть, или попробовать разобраться самостоятельно, чего же туда намешал создатель-шутник. Экзотические расы, пространственные червоточины, искусственный разум, сверхдержавы и гиперцивилизации — заложив в котел стандартные ингредиенты космоооперы, Бэнкс дал волю своему чувству юмора: тонкому и безжалостному. Через каждую главу он добавляет в блюдо щепотку новой специи, которая меняет общее представление о сюжете, попросту мороча голову читателю. И то, что несмотря на все это «вкусовое» разнообразие, автору удалось привести историю к логическому, и даже ожидаемому, концу — это достоинство!

P.S. Отнесясь к своим эмоциям от этого «кулинарного» эксперимента с определенной долей самоиронии, ставлю «Алгебраисту» твердую «девять», как одной из самый сильных, продуманных и интересных космоопер, прочитанных мною за последние несколько лет.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слышал мнение, что фантастику Бэнкс писал чисто для развлечения, не всерьез, в отличие от его реалистических, психоделических, постмодернистских и прочих авангардных вещей – так сказать, «Большой Литературы». До сих пор я был согласен с этим мнением – ибо из НФ читал у Бэнкса эффектное «Безатказнае Арудие», где форма явно возобладала над содержанием. Но, надо сказать, и в «серьезной» прозе Бэнкса не без проколов – прочитанный пару лет назад роман «Песнь камня» вызвал стойкое недоумение, смешанное с отвращением.

И вот «Алгебраист». Настоящая научно-фантастическая эпопея. Причислять ли ее к так называемой космоопере, я сказать затрудняюсь. Лично для меня космоопера – это такое фэнтези в космосе, «Алгебраист», пожалуй, слишком научен и футуристичен. Хотя определенные атрибуты жанра здесь имеются – политические интриги, масштабные битвы, пафосный суперзлодей и серьезное внимание к личности героев. Можно отнести книгу Бэнкса и к планетарной фантастике – ибо значительная часть действия происходит на газовом гиганте Наскерон. Есть здесь и ксенофантастика – роман во многом посвящен этнографическим и психологическим исследованиям древнейшей расы Вселенной, насельников газовых гигантов.

Древняя раса насельников хранит секрет – систему порталов, охватывающую Галактику. Она надежнее и разветвленнее той, что построена Меркаторией (галактическим государством, в состав которого входит и человечество). Только одно в ней плохо – она, скорее всего, всего лишь легенда. Но перед угрозой военной оккупации звездная система Юлюбиса готова хвататься за соломинку – и главный герой, наблюдатель (что-то сродни послу и этнографу одновременно) Фассин Таак, отправляется на Наскерон, чтобы открыть тайну «насельнического списка» Этот список – примерный, с точностью до звездной системы, список порталов насельнической сети. Но звездная система – это, мягко говоря, большое пространство. И даже учитывая все технические ограничения, не допускающие установку порталов в произвольном месте (они катастрофически чувствительны к гравитации), возможное место установки хотя бы одного из них можно искать тысячелетиями.

Это только костяк сюжета, но линия главного героя здесь не единственная. Бэнкс позволяет нам увидеть и услышать тех людей, которые составляют или составляли окружение Фассина, и так или иначе, формировали его судьбу и личность. Тема подростковой и юношеской дружбы, сложных любовных отношений, для автора характерна – вспомнить хотя бы роман «Воронья дорога». Читатель узнает не только о друзьях и родственниках главного героя – многие персонажи на время получают свой голос, чтобы вселенная «Алгебраиста» стала живее и реалистичнее. «Алгебраист» полифоничен, его герои живут собственной жизнью, которая каждую секунду межзвездной войны подвешена на волоске – впрочем, как и всякая жизнь в изменчивом и опасном мире. Кто-то сопровождает читателя с начала до конца книги, кто-то появляется в единственном эпизоде – что и создает эпичность «Алгебраиста», на страницах которого в бесшумных взрывах космических битв гибнут живые существа, а не безликие «штурмовики»: люди и негуманоиды, со своей историей, эмоциями, мыслями. Военные эпизоды иногда очень тяжело читать – потому что для автора нет «пушечного мяса», есть личности, которые убивают и умирают, не всегда понимая, зачем и за что.

Бэнкс продолжает придерживаться своей бунтарской идеологии. Мир «Алгебраиста» — это, конечно, не Темная Империя «Звездных Войн», но за внешней цивилизованностью Меркатории прячется «логика империи»: выбитые под пытками доносы, расстрелянные мирные демонстрации, планомерная дезинформация населения, живущие в роскоши чиновники, имеющие полномочия казнить кого угодно практически без суда и следствия. В романе выведен карикатурный фашист архимандрит Люсеферус, но законные представители власти мало чем отличаются от этого узурпатора. Разве что не гордятся своими преступлениями, а любой ценой их скрывают.

Фассину в молодости пришлось столкнуться с карательной машиной государства, и он прекрасно знает, на что могут быть способны власти. И давно не верит никому – ни Меркатории, которая дает ему огромные полномочия и требует почти невозможного, ни запредельцам (разрозненные вооруженные группировки, ведущие партизанскую борьбу против Меркатории), ни тем более захватчикам из культа Заморыша. Его цель одна – не допустить большого кровопролития, спасти население системы Юлюбиса. А в сложившейся ситуации это совсем не просто – потому, что когда идет борьба за власть, уничтожение пары-тройки мегаполисов или гибель небольшой планеты никому не кажутся большой ценой. Люсеферус одержим террором, но силы Меркатории точно так же запытают и сгноят в тюрьмах сотни людей, если их «освободительный поход» увенчается успехом. Цели же запредельцев слишком туманны, да и в плане средств они крайне неразборчивы. И Фассину приходится вести свою игру, пытаясь сохранить человечность.

Насельники газовых гигантов являют собой «постцивилизацию» — выдуманную Бэнксом анархическую утопию (?), в которой основными ценностями в обществе являются знания и свобода творчества. Можно ли считать цивилизацию насельников утопией, идеализирует ли ее автор – вопрос спорный. Но восхищается он ею – точно. В образе насельников есть что-то от великанов Рабле: огромные существа, парадоксально ценящие каждое мгновение своей почти бесконечной жизни; могучие физически и обладающие большой силой воли, проводящие жизнь в творчестве и безумных развлечениях. Наскерон – без сомнения, литературный наследник Телемского аббатства. На его (или, скорее, в его) немыслимых просторах древние обитатели Галактики полностью реализовали принцип «делай, что хочешь» — даже армия у них состоит не из призывников, и не из наемников, воюющих за деньги, а из любителей, не мыслящих свою жизнь без военной романтики и риска. Бэнкс тонко троллит современников – насельники смотрят на все совершенно противоположно человеку, и многие «пунктики» современной цивилизации им свойственны с точностью до наоборот. Например, в отличие от людей, готовых ради благополучия детей запретить и ограничить все мыслимое и немыслимое, насельники… охотятся на свое потомство. А что делать – они живут миллиарды лет и при этом очень плодовиты. Насельникам, в отличие от человека, незнакомы полумеры. Друзьям они готовы прощать многое, но для врагов и террористов, для тех, кто проливает кровь их братьев, у них только один ответ – полное уничтожение. Им совершенно незнакома ксенофобия, даже искусственные интеллекты, ставшие изгоями в Меркатории, находят приют на планетах насельников. Но патриотизм для них – не навязанное сверху понятие, а базовый инстинкт, заставляющий забыть все распри и, даже не сговариваясь, всеми силами планеты нанести удар по завоевателям. Повторюсь, насельники не идеализированы, среди них есть и глуповатые особи, и эгоистичные; у них случаются и мелкие военные конфликты и существует преступность; но их общество близко к тому, что, похоже, автор считает идеалом. И последний период жизни насельников не случайно называет Детством – им, стражам мудрости, накопленной миллионами лет, как никому, известно, что даже миллиарды лет постижения знаний лишь подготовка к тому, чтобы повторить сократовское «я знаю, что ничего не знаю». Ирония – постигающий появляется из ниоткуда, взрослеет, стареет, «впадает в детство», и уходит в никуда? Или же намек – никогда и никем в постижении бытия не может быть достигнут некий оптимальный уровень «взрослости», и полученное знание всегда ничтожно перед бесконечностью неизвестного?

Еще одна тема, корой касается Бэнкс в своем романе – это тема научно-технического прогресса. Меркатория объявляет войну искусственным разумам (ИР), якобы представляющим угрозу для органической жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но выясняется, что война эта – всего лишь способ затормозить развитие общества и сделать его более контролируемым. Из ИР сделали еще один «образ врага», который помог отвлечь мысли населения Меркатории и сконцентрировать агрессию на нем. Будущее науки и техники становится разменной монетой в политических играх псевдодемократов… а люди и другие разумные существа становятся заложниками вынужденного невежества.
Хорошее предостережение в наше время, когда многие политики, прикрываясь фиговым листком «защиты нравственности», неприкрыто стремятся уничтожить Интернет и перечеркнуть тридцать лет технического прогресса — то ли ради того, чтобы разобщить людей, то ли из ненависти ко всему новому и непонятному для них. Одно им непонятно – шаг назад будет огромным подарком террористам и прочим фанатикам и экстремистам (особенно религиозным), которые прекрасно умеют пользоваться чужим невежеством и разобщенностью.

В романе есть и слабые стороны – где-то в середине он утрачивает полифоничность, сводясь к приключениям Фассина на Наскероне, то есть временно схлопывается в рамки обычного шпионского боевика. Можно было бы удержать и несколько параллельных сюжетных линий, каждую со своим героем – справляется же уже которое десятилетие с этим Джордж Мартин, например. Благо такие герои, вполне проработанные и выразительные, есть – но уж слишком скучную судьбу им уготовал Бэнкс, и сам себя загнал в ловушку. Ибо писать о них, по сравнению с Фассином, почти нечего.

Еще одной слабой стороной можно назвать гротескный образ архимандрита Люсеферуса. Более типичного и шаблонного суперзлодея в литературе еще поискать. То есть его образ – сатира в чистом виде, и весьма топорная. Понятно, что так и задумано – но вот остальные персонажи сложны, неоднозначны, а этот как-то нехорошо выделяется. По-видимому этот тип людей особенно страшен и ненавистен Бэнксу, настолько, что лекарством от этих эмоций может стать только безжалостный смех.

Итог: космическая эпопея шотландского бунтаря Иэна Бэнкса, можно, сказать, его программное произведение. Отличная книга, Бэнкс, как оказалось, умел писать и НФ. Жаль, что этого человека больше нет с нами.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничто не может нанести такого сокрушающего удара по нашему вечному антропоцентризму, как выход во Вселенную, где все возможно. Буквально — ВСЁ! Любая ситуация, любой сценарий развития или эволюции, любое сочетание элементов или стечение обстоятельств.

Это сейчас нам легко представлять себя центром Мироздания, рассуждая о том, что, если наше появление стало возможным в результате реализации ничтожно малой вероятности и почти непредставимых обстоятельств, то значит эта Вселенная была создана специально для того, чтобы на ее арене на краткий миг появилось человечество и возомнило себя венцом Творения и вершиной Всего.

Представляете, если Бэнкс прав, и Космос просто набит самого разного вида жизнью и разумом, пристанищем для которого могут оказаться самые причудливые формы. И это продолжается миллиарды и миллиарды лет- все то время пока атомы, из которых составлено человечество, проползали долгий пути от сгустков межзвездного газа до озабоченных эгоцентризмом комков материи. Цивилизации сменяли друг друга в вечном круговороте, проходили пору планетарного детства, расширялись и сталкивались с другими, весьма непохожими, созданиями, создавали галактические Империи, достигали научного расцвета, а потом рушились под бременем времени и исчезали из вселенской истории, оставив только кучку малопонятных артефактов, чтобы представителям рода человеческого было над чем поломать голову в момент своего мнимого триумфа.

Вот такая Вселенная Алгебраиста- вечный круговорот жизни и разума, разнообразие форм, декораций. Вселенная, где реализуются самые смелые фантазии. Безумный калейдоскоп, где не все такое, каким кажется, и буквально — возможно ВСЁ! Порой казалось, что я снова оказалась на борту знаменитого «Золотого сердца» из «Автостопом по Галактике»- единственного во вселенной корабля на НЕВЕРОЯТНОСТНОЙ тяге, способного реализовать любое событие ничтожно малой вероятности.

Вот скажем, какова вероятность того, что в каждом газовом гиганте Галактики живут представители расы насельников, которые были цивилизованы и перемещались среди звезд еще тогда, когда Сверхновая, из недр которой были выброшены атомы человечества, еще даже не планировала свое участие в эволюции каких бы ни было разумных форм? Или, что эти насельники окажутся ребятами с очень своеобразным чувством юмора и взглядами на жизнь. Хотя какие могут быть еще взгляды, кроме как ироничными и немного циничными, у тех, кто уже все перепробовал, все изобрел и провел все мыслимые и немыслимые эксперименты над собой и окружающими. Этакие всезнающие, всемогущие, медленно плывущие по волнам времени мудрецы, которые вполне сознательно вернулись в детство с вечными играми по произвольным и переменчивым правилам, и теперь вовлекают в эти космические игры юных, активных и возомнивших себя едва ли не богами, но не видящих за своими войнами и галактическими империями в какой чудесной Вселенной они живут. Такой, где даже самые унылые архивные изыскания алгебраической формулы превращаются в полное драматизма и настоящих чудес приключение с погонями, стрельбой, интеллектуальными головоломками и обнаружением отгадки в самом неожиданном месте.

Это самая большая удача, когда читатель до последнего слова /и после него/ так и не понимает: это было серьезно или это такая большая вселенская шутка, стеб галактического насмешника, сатира на современные социальные теории или просто занятная фантазия, превращающая избитый сюжет о поисках инопланетного сокровища в захватывающее и неоднозначное приключение. Одна только религия Правды чего стоит: ведь «Матрица» уже стала культовым фильмом, заставив задуматься над тем, что есть реальность.

Но есть нечто, что подпортило впечатление. Начало обещало разветвленный сюжет со множеством героев, у которых будет своя сюжетная линия, добавляющая красок в общее плотно. Одна только линия Архимандрита Люсеферус обещала столько разнообразия! А есть еще истории Саллуса, Тайнс, клана Бантрабал. Начавшись бодро и интригующе, они достаточно быстро свернулись до скупого и редкого перечисления фактов и событий, отдав все время и пространство насельникам и долгой одиссеи Фассина.

Но даже с этим замечанием, путешествие по Вселенной Невероятности оказалось просто... замечательным. «Он уже больше не сомневался, что все это происходит с ним по-настоящему, а если нет, то вовсе не стыдно обмануться — уж больно хорошо сработана эта виртуальная среда».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой книги открыл для себя замечательного автора — Иэна Бэнкса. Признаться, до чтения относился с некоторым скепсисом, поскольку его же нефантастическая «Осиная фабрика» оставила абсолютно равнодушным. Но должен признать, что фантастические произведения Бэнкса великолепны. И хотя «Алгебраист» поначалу пошел тяжеловато (возможно, как раз вследствие изначального настроя) — чем дальше и чем больше развивался сюжет, с тем большим интересом и удовольствием я читал этот роман.

Как это часто бывает у Бэнкса, смысл произведения отнюдь не сводится к раскрытию основной сюжетной линии. И, как это часто бывает у Бэнкса, он много говорит о второстепенных вещах, но нередко лишь вскользь говорит о самом важном — или вообще оставляет его за кадром (где его и не находит не приученный к таким тонкостям читатель). Ведь, к примеру, даже ответ на вопрос, кто является главным героем книги, далеко не так очевиден, как кажется. Вроде бы это Фассин Таак, но повествование почему-то ведется от лица ГС, ненадолго появляющегося лишь в начале и в конце романа. Основное внимание в сюжете, казалось бы, уделено поискам насельнического списка — но отнюдь не менее важной линией для понимания смысла книги являются регулярные обращения к теме ИР, к которым автор мельком, но постоянно обращается. И т.д, и т.п.

Наверное, можно говорить об определенных недостатках этой книги, но нужно понимать, что в значительной мере они являются продолжением ее достоинств — к примеру, избыточно подробные (на мой взгляд) описания инопланетного быта являются лишь следствием богатейшей фантазии автора.

В других отзывах, которые я прочитал, удручает невнимание читателей к собственно литературной стороне — к сожалению, мало кто видит, что Бэнкс это ОЧЕНЬ хороший писатель, настоящий художник, что само по себе почти уникально для фантастики как жанра (в среднем, литературный уровень фантастических произведений, увы, удручающе низок и близок к нулю). И уже поэтому многие претензии к книге являются в большей степени оценкой оценивающих, чем оцениваемого. Людям, которые за хоботом не видят слона, не следует рассуждать о преимуществах мамонтов перед мастодонтами. Нужно учиться читать и понимать прочитанное. И читать хорошие книги, а не фантастический графоманский мусор.

Всем рекомендую «Алгебраиста» и цикл «Культура» того же автора.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление странное.

Во-первых — галактика, населенная разнообразными существами, очень разнообразна и пестра, здесь и трехногие птицы и разумные мотки проволоки, обитатели миров водяных и миров газообразных, люди — просто одни из многих. Главное в конце концов впечатление — расизма в этом мире нет. Все имеют равные права и никто никого не угнетает просто за непохожесть. На военном корабле можно встретить несколько спокойно сотрудничающих существ разных рас. Особняком стоит цивилизация насельников, которой, по сути, на всех плевать. Они просто играют, и ритуальная война между слоями атмосферы их газового гиганта куда важнее инопланетного нашествия. Галактическая история описана за несколько миллиардов лет, весьма поверхностно, впрочем, и без какой-либо связи с современностью — разве что уничтожение искусственных разумов находит в описанных событиях какое-то отражение. В описании все время чего-то не хватает — хочется, чтобы то одна, то другая черта какой-нибудь расы была описана намного подробнее — это мешает, тем более что описательных страниц в романе хватает — просто о чем-то автор решил написать, а о чем-то — нет, вот мы и читаем то, что у него получилось — то слишком мало, то излишне много.

Во-вторых — завязка сюжета, с одной стороны, достаточно важна для того, чтобы сдвинуть с места военные флоты галактики, а с другой — уж слишком конкретно завязана на одного человека: ну неужели только он, наш главный герой, может добраться до искомого текста — при всей странности цивилизации насельников он — не единственный наблюдатель. Да и сведение величайшей тайны насельников к одному документу представляется весьма искусственным: не верится (и правильно), что они ничего не знают о сути вопроса, не понятно, чего они хотят в связи с этим вопросом. Впрочем, чего они вообще хотят, по любому вопросу – совершенно неясно…

В-третьих – язык романа. Странная смесь затянутости и увлекательности, нелогичности событий и диалогов и конкретности описания совершенно неконкретных пейзажей (газового гиганта). В романе многое написано серьезно, многое с иронией, с сарказмом, с юмором. Перехода от одного к другому нет, что тоже создает странное впечатление.

В-четвертых – очень уж много неувязок в описании цивилизации насельников. Вот попробуйте по описанию нарисовать портрет насельника! Возрастные рамки насельников тоже весьма непонятны. Неоднократно упоминается, что живут они до двух миллиардов лет, а то и более, но несколько раз упоминаются личности возрастом 2-3 миллиона лет с явными признаками старческой дряхлости. Да они же еще младенцы, какая дряхлость? И еще, что режет слух – употребление ими вполне земных ругательств. С учетом весьма своеобразного подхода к продолжению рода ругательства тамошние должны бы основываться на каких-то иных понятиях. Впрочем, это скорее к переводчику… Что касается всей их цивилизации – то здесь не знаешь, плеваться или восхищаться. Подробнее не буду – не пересказывать же весь роман.

В-пятых – многие линии сюжета или просто обрываются или заканчиваются как-то наспех. Самое досадное – культ Заморыша – ну ни слова подробнее, одно название. Правда, само название чего стоит!

В-шестых – хватает противоречий. Галактическое сообщество не владеет путешествиями во времени – но чтобы замедлить собственное время, надо просто сосредоточиться. «Газолет», гибрид скафандра и космического корабля, не требует пополнения запасов питания, кислорода для находящегося в нем человека – и так в течение полугода! Герои наблюдают на небе выбросы реактивных струй двигателей флота, начинающего торможение в нескольких световых месяцах от планеты, причем невооруженным глазом наблюдают, и замечают таким образом флот раньше всех военных систем слежения.

Ну и что в результате?

Без сомнения это – космоопера, удовлетворяющая всем требованиям этого жанра. И рекомендовать читать ее – можно. Но кому?

Любителям межзвездных войн, орбитальных десантов, разрушителей планет – нельзя: об этом в книге хотя и есть немного, но совершенно мельком.

Любителям социальной фантастики – нельзя: о социальном устройстве галактического сообщества тоже упоминается мельком, а общество насельников к самому понятию социального устройства относится, как к шутке.

Любителям супергероев – нельзя: наш герой на супера совершенно не тянет – просто влип в историю, да там и остался.

Любителям любовных историй – нельзя: о любви здесь практически ни слова, есть немного о сексе, но настолько немного, что любителям этого жанра – нет, тоже нельзя.

Остается сказать – любителям неоднозначных произведений, собравших множество и отрицательных и положительных отзывов (что интересно – и те и другие абсолютно правы!), тем, кто в подобных случаях считает своим долгом иметь собственное мнение. Даже если оно и окажется таким же неоднозначным…

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Алгебраист — представитель Новой Космической Оперы. Да, почти за столетие жанр окреп и видоизменился очень сильно. Это вам уже не Эдмонд Гамильтон с его романчиками-развлекаловами по три штуки на вечер... Алгебраиста я читал три три вечера, вникая и наслаждаясь.

Сюжет, в чём-то, банален. Есть старая цивилизация насельников (представители которой живут миллионами и даже миллиардами лет) и которая вроде как в далёком прошлом создала сеть туннелей через гиперпространство для быстрого перемещения между звёздными системами и галактиками, но перестала ими пользоваться и спрятала от всех. Но вот прошла информация что эта система червоточин не миф и есть алгебраическое уравнение, позволяющее вычислить местонахождение входов в эту систему.... Наверное, можно и не добавлять, что за обладание этой информации в смертельной схватке сцепляются все имеющиеся в наличии цивилизации.

Ну какой тут может быть отзыв... Круто, блин! Фантастический боевик принципиального иного уровня, чем то, что мы читали из написанного в прошлом веке. Продуманные описания инопланетных цивилизаций, разных во всём, от облика и продолжительности жизни, до образа мышления. Масштабные и локальные сражения. Политика. Религия. Приключения.

Единственное НО — лично я вот именно к творчеству Бэнкса отношусь чуть хуже, чем к большинству других авторам-фантастам его уровня (например, Симмонсу, Роберту Уилсону, Питеру Уотсу) из-за любви Бэнкса к большим абзацам, солидным кускам текстов-описаний. И оттого оценку снижаю на балл от максимума. Но это моё личное, не более того. А роман великолепен. Современной фантастики такого уровня на русский язык переводится безумно мало.

--------------------------------------------------

Цитата-ощущение из книги:

«Сраки божьи, да что тут происходит?!»

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело назвать эту книгу иначе, чем масштабным полотном, несмотря на всю затасканность такой фразы. Попытка Бэнкса создать анти-культурианскую книгу блестяще удалась. И, в очередной раз, у автора превосходно получилось выстроить в одном романе целую Вселенную (чего большинству авторов и близко не удается на протяжении многотомных натужливых эпопей). Но, будьте готовы к тому, что книга получилась довольно страшная. Не в смысле ужасов или хоррора, совсем нет, тут даже главный злодей архимандрит Люсеферус выглядит то откровенно ярмарочно-балаганным персонажем, то героем порно-пародии. Страшна книга в плане идей, мыслей и философских концепций автора, которые местами, особенно в середине романа, встречаются регулярно, вот, например: «…Общество… функционирует, основываясь на силе, власти и принуждении. Люди держат себя в рамках не потому, что они такие хорошие. Это либеральное заблуждение. Люди держат себя в рамках, потому что в противном случае они будут наказаны. Все это хорошо известно. Это даже не обсуждается. Цивилизация за цивилизацией, общество за обществом, вид за видом — все действуют по этой схеме. Общество означает контроль, а контроль — это награда и наказание. Награжденным разрешается пользоваться плодами общества, и существует правило, хотя и не абсолютно непреложное: никто не наказывается без причины…» Или вот здесь: «всегда лучше находиться на подъеме, в особенности потому, что единственный надежный способ двигаться вверх — ступать по спинам других людей, используя их как ступеньки, как платформы, как мостки».

И действительно, о различных наказаниях в романе «Алгебраист» говорится достаточно много.

Итак, события романа происходят в галактической империи Меркатории, жесткая иерархическая структура которой (кстати, описанная автором с задорным сарказмом) является полным противопоставлением вселенной Культуры. Апогеем этого противопоставления является тотальный запрет ИИ, действующий в Меркатории: любые признаки ИИ преследуются и выжигаются, как страшная зараза, причем иногда в стиле средневековых казней еретиков. При этом в Меркатории существует своеобразная религия – «Правда», этакая разновидность солипсизма, вера в иллюзорность окружающего мира. А названия многочисленных меркаторийские институций, построенные на латинской терминологии, сами по себе вызывают улыбку: Кульмина, Омнократия, Доминация, Шерифская Окула, Люстралии…

Но Меркатория, хоть и существует уже несколько тысяч лет, является мгновением на фоне масштабной истории Галактики, особняком в которой несколько миллиардов (да-да!!) лет существует цивилизация насельников – обитателей газовых гигантов, вроде Юпитера и Сатурна.

Главный герой, Фассин Таак, относится к особой касте «наблюдателей» — обществу людей, выполняющих функции исследователей и дипломатов от имени Меркатории в обществе насельников. В разгар очередного кризиса: с одной стороны – военный мятеж «культа Заморыша» (ещё один объект сарказма автора в романе), а с другой – разрушение межзвездного портала Меркатории в провинциальной системе Юлюбиса, всплывает старая легенда о том, что насельники скрывают тайную всегалактическую сеть ходов-червоточин, ключ к которой дает загадочный «насельнический список». И Фассин Таак помимо своей воли становится главным охотником, но увы, не единственным, за этим самым списком.

Вначале насельники чем-то напоминают Хамов из «Эксцессии», но постепенно автор вырисовывает их нечеловеческую природу: охота на собственных детей; многомиллионолетний жизненный цикл; положение в обществе, основанное на баллах (хотя, глядя как сейчас в соцсетях гоняются за «лайками», это уже скорее человеческий признак). Несмотря на то, что происхождение материальных ресурсов общества насельников в условиях существования газового гиганта остается достаточно туманным, цивилизация насельников – это, пожалуй, самый лучший образец описания негуманоидного общества, который мне встречался в фантастической литературе. Общество насельников сложно и неоднородно, но им удобнее выставлять себя идиотами перед всякими «быстрыми наблюдателями». И если эти самые наблюдатели считают, что «… насельники на самом деле нецивилизованный народ… у них толком нет общества даже в планетарном масштабе, а в галактическом — они не являются цивилизацией, скорее всего, они существуют в состоянии высокоразвитого варварства» – то насельникам это только на руку. В какой-то момент мне начало казаться, что автор изобразил цивилизацию насельников как своеобразное «альтер эго» Культуры. Так или иначе, насельникам довольно успешно удавалось водить за нос многочисленные цивилизации «быстрых», а уж тем более – сторонников солипсизма, сомневающихся в реальности окружающего мира.

Более – ни слова, читайте, рекомендую «Алгебраиста» всем, при всех составляющих это никак ни философский трактат, а увлекательнейшая приключенческая книга с немного мелодраматическим и слегка пафосным финалом. Так что получите удовольствие, если конечно Вам нравятся книги, которые заставляют думать.

А что же насельнический список, спросите Вы, удалось его найти? Ну, ответ будет не совсем простым, даже когда Вы прочитаете книгу. Потому что список этот и в самом деле окажется словно алгебра, а еще сигнал, средство и немного частота. А много ли Вы помните из алгебры? Лично я – почти ничего. Но, что Вы точно поймете, когда дочитаете до конца: почему родиться на водяной луне – это действительно круто!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх