fantlab ru

Сергей Снегов «Люди как боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1601
Моя оценка:
-

подробнее

Люди как боги

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Трилогия Сергея Снегова написана в очень редком для советской фантастики жанре «космической оперы». В этих романах звёздные флотилии землян под командованием главного героя – адмирала Эли – бороздят вселенную, «пожирая пространство» и сталкиваясь с самыми разными расами инопланетян, среди которых есть доброжелательные друзья, а есть и воинственные зловреды. Впрочем, автор иронизирует над своими героями и над законами жанра, особенно в первом романе, который писался во многом как пародия.

Но восхищённые читатели не позволили Снегову поставить на этом точку и заставили его продолжить рассказ о приключениях Эли и его друзей...


Содержание цикла:


8.14 (1538)
-
41 отз.
8.20 (1346)
-
23 отз.
8.06 (1225)
-
23 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 808

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2730 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Аэлита, 1984 // Премия «Аэлита»

Похожие произведения:

 

 


Эллинский секрет
1966 г.
Вторжение в Персей
1968 г.
Люди как боги
1971 г.
Кольцо обратного времени
1977 г.
Люди как боги
1982 г.
Люди как боги
1986 г.
Галактическая разведка
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги 1
1992 г.
Люди как боги
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 1
1997 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 2
1997 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.
Люди как боги
2018 г.
Люди как боги
2023 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 12, декабрь 1975 г.
1975 г.

Самиздат и фэнзины:

Люди как боги
2017 г.

Аудиокниги:

Люди как боги
1993 г.
Люди как Боги. Книга вторая. Вторжение в Персей
2007 г.
Люди как Боги. Книга первая. Галактическая разведка
2007 г.
Кольцо обратного времени
2010 г.
Галактическая разведка
2023 г.
Кольцо обратного времени
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Dalekie szlaki
1972 г.
(польский)
Dalekie szlaki
1977 г.
(польский)
Menschen wie Götter
1981 г.
(немецкий)
銀河の破壊者 (創元推理文庫
1983 г.
(японский)
ペルセウス座侵攻
1984 г.
(японский)
逆時間の環
1985 г.
(японский)
 Istenemberek I
1988 г.
(венгерский)
Istenemberek II
1988 г.
(венгерский)
Ludzie jak bogowie. Dalekie szlaki
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. Pętla wstecznego czasu
1988 г.
(польский)
Ludzie jak bogowie. W Perseuszu
1988 г.
(польский)
Menschen wie Götter
2006 г.
(немецкий)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)
Galaktyczny zwiad
2013 г.
(польский)
Pętla wstecznego czasu
2013 г.
(польский)
W Perseuszu
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из тех книг, о которых нельзя не сказать. Она сделала меня. В буквальном смысле. Прочитав «Вторжение в Персей» в 5-ом классе я был потрясен. Но мужественно продолжал быть шалопаем. Но в 8-ом мне в руки попало «Кольцо обратного времени». И всё, кирдык. Если 8-ой я закончил с двумя сиротливыми четверками в океане троек, то в аттестате те же две четверки (по русскому и английскому) уродливо выделялись на фоне остальных пятерок. А потом — сразу бегом на матфак. И учить безумно интересную дифференциальную геометрию, с помощью которой так здорово можно описать неевклидовые улитки пространства...

Я написал все это не ради хвастовства — я вообще весьма скромного мнения о своей персоне. Это лишь говорит о том, какое Явление представляет собой трилогия «Люди как боги» в нашей (да, пожалуй, и в мировой литературе). Главные достоинства трилогии — это прекрасно проработанный образ цивлизации будущего, которая коммунистична не по указке редакторов, а просто потому, что более справедливого и логичного общественного строя придумать просто невозможно, и глубоко, сочно прописанная научная часть. Именно в этих романах вы можете попробовать физику «на вкус», приобщиться к научному поиску, к тому самому чувству силы, о котором писал в своем одноименном рассказе Азимов.

И за это Снегову можно простить и сравнительно скромное литературное дарование (хотя читается трилогия легко — на одном дыхании), и схематичные характеры и определенную долю условности в описании других цивилизаций. Это все — незначительные детали, небольшие пятнышке на раме грандиозного по своему размаху полотна мироздания, в котором живут и творят люди — совершенные, как боги, и обычные, как мы с вами.

Низкий поклон и вечная память Сергею Снегову — творцу миров.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно доброе, непостижимо человечное! Это сага о великой любви, о мелочности предательства и бескрайности Вселенной. И конечно — о людях. Ничего подобного нет в западной фантастике с её угрозами, антиутопиями и апокалипсами, где человек подобно крысе вынужден бежать, скрываться и пресмыкаться перед тотальным Злом, контролирующим каждый его шаг.

Когда читаешь, ощущаешь себя мальчишкой, чьи мечты о космосе, о звёздах, о её покорителях, претворились в реальность. Небо голубее, трава зеленее, как может быть только во сне. Но автор легко подымает вас над обыденностью и несёт по просторам мечты, которая реальнее серых будней за окном.

Очень близко по духу «Туманности Андромеды», но легче. Здесь больше воздуха и нет той тяжёлой академичности Ивана Ефремова. Люди Сергея Снегова ближе и понятнее, а их доброта и щедрость тех, кто выиграл Вторую Мировую войну. Персонажи списаны с ровесников автора, живущих в середине шестидесятых прошлого века — СССР на вершине славы, как победителя: в войне, в космосе, в поступи строителей социализма по планете.

Особенно интересно, что Снегов лично был знаком с Львом Гумилёвым и астрофизиком Николаем Козыревым. Да-да, с тем самым Гумилёвым и тем самы Козыревым, и не где-нибудь, а в заключении, где провёл десять лет! И после этого ни желчи, не ненависти, ни проклятий. Отнюдь, такая щедрая доброта романа, такая безбашенная романтика... Чего стоит вот это: «Завтра, с 10 до 14 часов, выпадет сорок семь миллиметров осадков, потом будет солнце и тишь»– сколько раз я слышал подобные объявления. Но что-то ни разу мне не попадалась такая сводка: «Этой осенью яркость листьев на кленах превысит среднегодовую на 18 процентов, а дали будут прозрачней на 24 процента, журавлиное же курлыканье прозвучит особенно призывно»...

И конечно, какая «космическая опера» без зловредов? Самое забавное, что именно так их здесь и называют: зловреды, разрушители. Здесь даже есть своя «звезда смерти». Ох, неспроста она появилась у Лукаса. Так же как имя главного злодея Дарта Вейдера — в противовес Ефремовскому Дар Ветру...

Люди как боги — один из лучших примеров того, о чём мечтали ваши отцы и деды.

Люди как боги — читать всю трилогию в непременном порядке.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Правка: добавил пару новых мыслей, что пришли опосля.

Дочитал ЛКБ несколько дней назад. Я пишу этот отзыв с солнышком за плечом и на меня смотрит труп преда...сорри, котёнок с огромными глазищами, ждущий очередного хавчика. Знаете, трудно начать...Страшно...э-э-э...сказать что-то не то. Страшно кого-нибудь обидеть своим отзывом, затронуть струны чьей-то души, пошевелить то хрупкое и живое, что есть в сердце каждого человека. Меня преследует неуверенность в своей способности выразить всё в одном лишь сухом обзоре — и не потонуть в буквах, и не улететь в строгость. Дабы не запутаться в своих впечатлениях сразу и конкретно, дам сначала сказать веское слово своему внутреннему подростку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

А * У Е Т Ь!

В общем, так. Любители кратких и ёмких отзывов могут остановиться здесь, в дальнейшем я лишь развиваю эту главную мысль. А для всех остальных — впереди многА букАф, полных котячьего восторга.

ЛКБ я впервые встретил здесь на Фантлабе пару месяцев назад, до этого ни разу про эту книгу не слышал. Посмотрел отзывы, сначала решил прочитать, потом почувствовал некоторый когнитивный диссонанс. “Советская космическая опера”, тем более, “классическая”, у меня ассоциировалась с “Туманностью Андромеды”, которая...в общем, чтобы не флудить матом, скажу просто – ниАсилил. Но, с другой стороны, биография автора вызвала интерес. А с третьей...короче, книгу я приобрёл и очень рад, что “не убоялся я зла” (с).

Трилогия состоит из...хм, трёх частей, связанных общими персонажами. Каждая начинается новой экспедицией за пределы известной территории Галактики, две первые заканчиваются возвращением на Землю, а третья имеет открытый финал в космосе. Время действия — “через 500 лет”, когда на родной планете побеждает утопия (сознательно опускаю слово “коммунизм” — если я не ошибаюсь, оно ни разу не упомянуто). Все сыты, одеты, здоровы, обуты. В помощь человеку определены грандиозные Мыслящие Машины, Охранительницы, которые по любому запросу, техническому, медицинскому, психологическому, дают веский совет — например, просчитывают совместимость пары людей. В общем, жизнь — малина.

Но человеческому духу неймётся – герои отправляются в космос, искать собратьев по разуму. Сюжет в деталях описан на Википедии, поэтому не буду здесь повторяться и расскажу о впечатлениях. Больше всего, как я тонко намекнул в начале, книга восхитила моего “внутреннего подростка”. ИМХО, в качестве книги для зелёных юношей и девушек ЛКБ полностью сравнима с лучшими произведениями Хайнлайна, который для меня пока остаётся эталоном того, как нужно говорить с этими ищущими, горящими, максималистичными – и в то же время хрупкими существами. Ну, или с юным Povlastnich, по крайней мере, о вкусах не спорят.

Более конкретно, автор затрагивает похожие темы, правда, с совершенно другого угла – в отличие от Мастера Хэ, он больше раскрывает их внутренние переживания и сомнения, чем максимализм и всеохватывающую компетентность. В первой части герои, особенно Г. Г. Эли Гамазин, предстают этакими угловатыми тинейджерами, полными задора и в то же время капитально неуверенными в себе (чё-то вроде “Гражданина Галактики” у Р. Х.). Их ждут пробы собственных сил и смирение с их небезграничностью, слабостью, осознания границ знания – собственного и человеческого.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первая экспедиция выльется в грандиозный побег от врага, который увенчается успехом лишь благодаря удаче. Героям повезло – и они осознают это.

Во второй части появляется политика — не напрямую, как у Х., а иносказательно: через нюансы взаимоотношений как персонажей между собой, так и человечества с другими расами – если в первом романе максималистичный взгляд Эли видит лишь чёрно-белые крайности, то позже оказывается, что даже у врагов есть своя правда и логика. Словами автора — “инварианты логики”. Также герои проходят потерями, “юдолью слёз” и закалением характера. Небольшой реверанс в сторону автора: часть про закаление стали, хоть и показалась мне натянутой, но всё же вызвала живой интерес – например, в “Гарри Поттере-7”, где есть похожие эпизоды, я перескакивал целые главы, до того было скучно, а в ЛКБ...ну, разве что перелистнул пару страниц. Мне напрашивается сравнение со «Звёздным Десантом» и «Двойной звездой», но, ИМХО, кое в чём ЛКБ даже превосходит их, особенно что касается символики и полутонов (об этом дальше).

А уж третья часть...В ней герои романа просто превзошли самого себя. На этот раз они сталкиваются с сущностью, намного превосходящей их в техническом плане и мыслящей совсем другими категориями. Испытания, которые уготовила им новая экспедиция, не просто выводят военное и мысленное противостояние на новый виток, а поднимают самое лучшее и худшее, что есть в каждом из них — иными словами, каждый член экипажа встречает своих внутренних демонов. Кстати, ИМХО, все эти моменты весьма психологически достоверны: показано, как в напряжённой и кажущейся безвыходной ситуации кто-то из них уходит в прошлое, в привычное, что, однако, выносит старые раны на поверхность (Ирина), кто-то уплывает в мечты о будущем (Ольга) и теряет инициативу. Эли Гамазин, диктуя свои мысли и воспоминания, же выбирает единственно верный путь: в прошлом он ищет опору, в будущем — возможности противодействия, не позволяя своей «цепи времён» (это термин из книги, связанный с деталями сюжета) порваться. Давно интересуюсь различными душевными травмами и их механизмами, мне всё показалось очень жизненным, более того — хорошим мануалом против стресса.

Отмечу, что вместе с событиями, возмужанием, нарастанием статистики смертности героев, размышлениями, меняется и стиль. Если в первой части он и сам по себе напоминает тощего, рукастого юношу, едва делающего первые шаги на пути к мужеству — рубленый, без пояснений, с частыми отступлениями в сторону — то в конце воспоминания Эли Гамазина превращаются в мощный, полноводный, цельный и красивый поток. Не могу сказать, что в плане языка мне понравилось всё — например, многие описания могли бы быть более красочными, как у того же Ефрёмова, но он оригинальный, богатый, сухой — и прочный. Да, это именно то слово, которое приходит на ум. Как сталь. Точный, блестящий, и пусть не самый яркий — но зато в нём не потеряешься (этим, ИМХО, грешит В. Шефнер).

О приключенческой составляющей. Мне понравилось всё. Сюжет иногда предсказуем, но есть и много неожиданных поворотов, некоторые из них достаточно лихие: враги становятся друзьями, неожиданные удары приходят от самых близких. Боевые сцены красочные и оригинальные, особенно оружие. Идея сверхсветовых путешествий также необычна, и в то же время имеет свою внутреннюю логику. Также автор в своих футуристических изысканиях близко подходит к идеям Интернета и многим другим. Чёрт, третья часть и измышления по поводу «ортогонального времени» побудили меня приобрести книгу по истории астрономии, настолько всё захватывающе! Герои также интересны, каждый по своему, и, хотя решающая роль принадлежит Эли, он отнюдь не Мэри Сью и все вносят свой вклад. Замечательно также изображение отношений, особенно дружбы, которая иногда наталкивается на преграды (споры Эли и Ромеро), но в итоге становится сильнее.

Логика и символика вообще очень сильная сторона всей трилогии: все ружья, висящие на стене, к концу стреляют. Хотя начало мне показалось очень сумбурным и хаотичным, трудно было разобраться во всех хитросплетениях, оказалось, что даже различные боковые эпизоды, казавшиеся незначительными, имеют глубокий смысл, который раскрывается лишь позже и иногда — между строк. Пример: ночь с вегажительницей Фиолой. ИМХО, подоплёка тут такая: герой открывает в себе новую сторону души — чувства, интуицию, более глубокую веру, через контакт с представителем народа, который не настолько развит технически, но в силу этого сохранил способность к непосредственному, спонтанному общению, со всеми его переливами чувств, нюансами, полноценным обменом энергетикой. Это сослужит ему хорошую службу в тех ситуациях, когда интуиция и вера — единственное, на что он может положиться. Таких моментов в книге много и меня поражает, что советский человек, сам физик по образованию, смог в одной книге совместить великолепные футуристические фантазии с обоснованным предупреждением о том, что господство техники (да и не только её — под МУМ можно представить себе любых «экспертов» или вездессущие советские комитеты, указывающие, как надо жить) может задушить в человеке лучшее.

Есть в ЛКБ ещё одно Агромное счастье, особенно дорогое моему сердцу эмигранта, выросшего на чужбине. Это первая русская книга (не говорю – единственная, но первая) после Незнайки, которая по-настоящему позитивна и полна радостной энергии. ИМХО, в своих героях автор воплотил лучшие чёрты русского характера: свободу духа (Эли), любознательность и мистическую связь с природой (Лусин), уважение к прошлому и способность учиться на нём (Ромеро), нежность и уравновешенность (Ольга). Среди них нет ни одного «унылого г*вна» или желчной нюни, что для русского автора...хм, нетипично. Хотя в симфонии книги присутствует также много мрачных, меланхоличных, грустных нот, «русо класико», а замечательный юмор, скорее, скромно выглядывает из-за занавесок, а не правит балом (правда, со многих моментов третьей части вроде «лечения машины историей» я ржал в голос), эмоционально творец не скатывается в глухую печаль (как бывает, к примеру, у В. Шефнера) или Монументальную Многобуквенность (как у Ефрёмова). Особенно в этом плане меня восхищает, что автор, судя по биографии, испытал просто невъ***нное количество несправедливости в жизни, и всё же его книга переливается живой, позитивной силой и верой в лучшее сегодня.

...Вечер, когда я дочитал вторую часть, стал одним из самых знаменательных дней последних месяцев. Я лыбился счастьем, раздавал всем вокруг комплименты и благодарности. Эта книга пробудила во мне лучшее. Жаль, что нет четвёртого тома — ИМХО, тетралогия была бы ещё круче — и нельзя уже сказать ему «Пеши истчо!». Что ж, закончу просто — Аффтар Жжот!

Пожалуй, теперь можно о недостатках, или, в данном случае, скорее, «несовпадении вкусов». Собственно, к тому, что есть, у меня нарекание только одно — очень много спойлеров вроде: «Да, если бы мы только знали, какой катастрофой всё обернётся!». Можно было бы и повеселее. Теперь о том, чего в книге нет. Насколько я знаю, автор был серьёзно ограничен в объёме. Но если было бы можно добавить этак страниц 30-40 в каждый том, то...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Описание культур галактов и разрушителей в книге ну очень скупое. Философские идеи очень интересные и кажутся мне более глубокими и цельными, чем, например, у американских авторов — Мастера Хэ или Херберта. Однако деталей быта, социума маловато — чуть мяса на костях, в серьёзном ли, сатирическом ли духе, неважно, и всё было бы зашибись.

2. С рамирами же герои вообще не встречаются лицом к лицу — «на самом интересном месте!» Блин!

3. Не получают развития истории совсем негуманоидных цивилизаций из первой книги. Жаль.

Если свести эти пункты к единому знаменателю, то, ИМХО, автор больше сосредотачивает повествование на внутреннем, чем внешнем мире.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я удивлялся и продолжаю удивляться — как такое можно было написать в Советском Союзе? Роман читается так, будто написан нашим современником. Мыслей очень много, большинство из них положительные. Постараюсь излить их ниже:

Снегову удалось создать героев и заставить полюбить их. Персонажи будто бы ожили; я уже и не помню, когда так переживал за героев.

Очень удачный стиль повествования, объектом которого стал Эли Гамазин. На протяжении трёх частей мы видим рост и становление личности: сложные задачи и непростые решения, неожиданные открытия и глубокие заблуждения...

Произведение очень сильнО своими монологами и диалогами. Особо в этом преуспел Павел Ромеро, историограф, очень важная фигура в произведении, между прочим.

Не встречал раньше такого тонкого описания других цивилизаций. Снегов будто бы сам общался с альтаирцами, со змеями с Веги, слышал грохот костей невидимок...

Надо отдать должное автору — он открыл передо мной столько интересных вопросов и оригинальных идей, что я будто бы немного прозрел и стал разбираться в астронавигации, в искажении метрики, в уравнениях Нгоро. Зацепило описание симфонии Андрэ «Гармония звёздных сфер», — я мечтал бы поприсутствовать на подобном событии.

Просто не передать словами, насколько я рад, что судьба свела меня с этим произведением.

Браво, Сергей Александрович!

P.S.: Осмелюсь предложить энтузиастам закончить или дополнить статью в Википедии, посвящённую этому роману: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B8_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B8

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В середине 80-х годов 20 в. сия книга была одной из самых дорогих на книжных барахолках и развалах и стоила 35-40 руб., деньги по тем временам весьма приличные (треть-четверть зарплаты специалиста среднего звена с высшим образованием). И ведь покупали, и стояли в очереди на прочтение у счастливых обладателей книги. И книга того стоила!

Да, пусть не очень откровенно, книга отдавала совком. Но только немножко «запахом». А «вкусом», то есть содержанием и идеями, была наверняка лучшей советской космической оперой (или НФ?) с прекрасно описанными мирами и цельными харизматичными героями, бросающими вызов вселенной.

Легкий язык и ненавязчивые отступления об истории человечества дают образную, объемную картину мира будущего, где люди пытаются встать на уровень«Богов». Да, среди множества открытых цивилизаций люди самые самые..Но только до определенных, изведанных границ. А дальше..Неожиданная, но предсказуемая встреча с равным по интеллекту и развитию цивилизации противником. Увы, не все цивилизации развиваются в одном направлении, и то, что есть правильно и хорошо для Землян и их друзей, совсем не так представляется зловредам (разрушителям). Появляются и естественные союзники.

Глобальное космическое противостояние, множество сражений с переменным успехом — все это на страницах книги. Написано легким, хорошим языком, очень добрая и светлая книга.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Люди как боги» — весьма звонкое название. Сразу и не понять, то ли автор не сомневается в себе, то ли не сомневается в людях. Но уже после первой части стало ясно: Снегов не сомневается ни в чём. Как и его герои. С такой уходящей в небо дерзостью могли писать только фантасты середины ХХ-го. Ефремов, Стругацкие и достойно примкнувший к ним Снегов. Поразительная лёгкость, с которой автор железной рукой выводит в лабораториях пегасов и драконов, а управление звездолётами отдаёт кибернетическому разуму становится ещё более поразительной, если вспомнить, что немногим ранее выхода первой части (в 1966) по всему СССР метлой гоняли двух продажных девок империализма: генетику и кибернетику. Однако книгу пропустили, хоть и в урезанном варианте. Может быть помогли словосочетания «космическая опера» и «пятый век коммунизма»? Не знаю, не знаю...

Смелая и довольно непростая для восприятия книга, особенно для людей, не слишком придавленных различными «теориями относительности» и подростков, на коих она, кажется, и рассчитана. По сложности это фантастика скорее в духе Ефремова, чем Жюля Верна. Второго нам рекомендовали читать в младших и средних классах, а вот Снегова почему-то нет. Хотя теперь жалею, что «Люди...» не попались мне в школе. Возможно, в этом случае я приобщился бы к фантастике чуть раньше, чем к Ницше и Достоевскому, оно, глядишь, и пользы было бы поболее... В общем, рекомендую всем ценителям советской фантастики. И далеко не каждый (даже советский) фантаст столь ярко и беззаботно отправляет своих героев в другие созвездия, сталкивает их с превосходящим разумом и позволяет им сгибать пространство и обращать время вспять.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал известную эпопею одного из ведущих отечественных фантастов прошлого века — причём воспользовался для этого самыми первыми редакциями романов трилогии. Все они были опубликованы в альманахах «Лениздата» «В мире фантастики и приключений». Первые выпуски, кажется, были просто номерными, потом у них появились собственные названия, но ещё как бы под общей рубрикой, а ещё позднее — исчезла и она. Это были просто сборники фантастики. Все эти изменения можно как раз проследить на тех книжках, в составе которых появились части трилогии. Кстати, читал именно бумажные, оригинальные версии этих книг, попутно выяснив, что в их электронных дублях, циркулирующих в сети, присутствуют неточности, во всяком случае в заголовках. В частности, первая часть второй книги у «пиратов» повторяет название всей книги — «В звёздных теснинах». В действительности же, в бумажном издании она именуется «Вторжение в Персей». Как известно, именно под таким заголовком вторая книга станет печататься во всех последующих изданиях эпопеи.

После такого длинного вступления — о самой трилогии, хотя любителям фантастики она, конечно, хорошо известна. Итак, «Люди как боги» — это первый опыт так называемой космической оперы в нашей фантастике. Герои — люди довольно далёкого будущего, их отделяет от нас примерно пять веков. Техника позволяет им преодолевать расстояния в тысячи световых лет — они путешествуют в другие уголки Галактики примерно так же, как каравеллы пересекали мировой океан в эпоху великих географических открытий. Т.е. на эти вояжи уходят недели, месяцы, самое большое — годы (в зависимости от расстояния)

Снегов сумел создать свой вариант гармоничного общества будущего, не копирующего картины, нарисованные Ефремовым и Стругацкими. Кстати, помимо интересного способа передвижения со сверхсветовой скоростью он ближе других фантастов подошёл к идее интернета. Могучий электронный мозг управляет процессами на планете, включая погодные явления. А люди не только легко могут связываться друг с другом через эту машину, но и получают от неё индивидуальную защиту от всяких напастей. Каждый человек на Земле имеет так называемую Охранительницу, которая страхует его от всяких «резких движений» и внезапных оказий. Можно сказать, это какой-то аналог Большого Брата Оруэлла, только если у английского писателя это сугубо негативный феномен, то здесь роль Охранительниц однозначно позитивна.

«Люди как боги» — это ещё и один из первых образцов отечественной боевой фантастики. Ведь люди ведут войну против так называемых разрушителей (или зловредов), которые обосновались в созвездии Персея. Тут следует отметить, что каждая часть трилогии отнюдь не копирует предыдущую, а напротив выводит противостояние на новый виток. В третьей книге, которая называется «Кольцо обратного времени», речь вообще идёт о столкновении с новыми и куда более серьёзными опасностями, нежели те, что были в первых двух книгах.

Повороты сюжета в трилогии свершаются, быть может, не так лихо, как в книгах Евгения Гуляковского (кажется, в отечественной фантастике этот автор не знает равных по умению закрутить интригу), но всё же очень не банально. И ещё хотелось бы отметить язык. У Снегова он прозрачен, суховат. Но по-своему очень неплох. И в целом эпопее присущ свой неповторимый настрой, привкус, определённая поэтичность даже. Нарисованный автором невероятный, причудливый (с точки зрения обыденности, возможно, даже бредовый) мир несёт в себе несомненное очарование...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная книга легендарного автора! Собрать все три книги романа (а выходили они в трёх разных сборниках в 1966, 68 и 77 годах) в своей домашней библиотеке — это (в советские времена) были годы поиска и много-ходовых книгообменов. Потом выпустили ещё два издания из разряда «недостоваемых». И только в 1992 — хлынул ВАЛ. Жалко только, что до кончины Сергея Снегова оставалось всего-то чуть больше года.

С тех пор храню дома издание РИФ «Никишка» с именным (с наилучшими мне лично пожеланиями) автографом Сергея Александровича — этой человеческой Глыбищи нашей фантастики. Каждый раз, в очередное «уплотнение» стеллажей, прямо не слезая со стремянки, открываю книгу наугад и читаю две-три страницы. К сожалению, время — это единственный невосполнимый, увы, ресурс.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

много слышал о данном цикле... но все никак не доходили руки почитать... собрался с силами и не пожалел нисколько... в течение всего чтения меня не покидало удивление о том, как такое могли написать тогда... цикл фундаментальный, полный, научный, красивый... я зачитывался и не мог оторваться... научная фантастика в чистом виде... нисколько не отдает коммунизмом и прошлым «светлым» будущим... вся цикл пропитан гуманизмом и веру в человека... этим он мне напомнил трилогию Стругацких о прогрессорах... в общем «космическая одиссея» получилась наславу и не зря имя Снегова современными фантастами ставится в один ряд с классиками русской и мировой фантастики!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал уже написанные отзывы и сильно удивился. Я, как и многие, высказавшие свое мнение, фантлабовцы, начал читать роман не с первой книги. Прочел то, что попалось первым. Роман захватил. Стал искать другие книги. Потом перечитывал уже в нормальной последовательности: и по хронологии, и по порядку томов. Удивительно, такое чтение нисколько не повлияло на восприятие мною романа. Как и на многих, рассказывших о своих впечатлениях и прочитавших эпопею, подобно мне, не в хронологическом порядке. Труднее всего тогда было найти первую часть — она была опубликована в сборнике «Эллинский секрет», в котором были напечатаны главы из «Улитки на склоне» Стругацких. Мне повезло, я тогда случайно сумел купить этот сборник в одном из букинистических магазинов, но самым последним. Радости не было границ. Впечатления были мощнейшими, весь сюжет выстроился в единое целое, и я утвердился во мнении, что это самая лучшая, и необычная тоже, фантастическая книга 1960-х, и я долго гадал, почему ей удалось прорваться к широкому читателю. Космоопера была не в чести у критиков, и пишущие о фантастике литературоведы считали хорошим тоном разгромить идеологическую опасность жанра космической опера для людей, и, особенно, для неокрепших юных душ. Потом уже были другие книги Снегова, также продемонстрировавшие умение писателя совместить приключенческий или детективный сюжет с серьезными проблемами. А потом был найден «Диктатор» — еще один роман, ставший настоящим открытием. Но это уже другая история.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу первый раз прочитал в детстве, классе в 5-ом (84 год). Помню, что тогда, после фантастики А.Беляева и Ж.Верна это был абсолютный взрыв мозга. Недавно прослушал книгу заново в аудио формате. С одной стороны, вернул чудесные детские впечатления. С другой стороны, как бы заново оценил. Поразительно, что советскому человеку в 60-ые 70-ые годы удалось создать космооперу такого масштаба и качества (потрясающие придумки и ходы сюжета технического характера). Однако все время сквозило советской утопичностью и неестественным позитивом. Такие взаимоотношения людей сложно представить и сейчас и через 500 лет. Хотя тогда в детстве это совершенно не бросалось в глаза — казалось естественным.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боги как люди.

Человек будущего, достигший божественного могущества, сходит с небес на грешную землю и предстает перед нами во всей своей человечности: со слабостями, недостатками, чувствами, переживаниями. Все остальное — лишь фон, яркая масштабная декорация. Реальные, живые люди, а не пафосные созидатели светлого будущего: дружат, ссорятся, любят. Уникальное явление в советской фантастике. Настолько не похожее на классические образцы, что возникает недоумение, как такой неформат вообще могли напечатать в эпоху строительства коммунизма. Для нас сегодняшних — немного наивное, но зато какое-то по особому светлое, душевное произведение.

10 баллов.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 70х это была просто революция в советской фантастике. Сейчас трилогию называют первой нашей космической оперой, но как не называй, ничего подобного и близко у нас тогда не было. Сознаюсь, не сразу втянулся,неизвестный (мне тогда) автор,начало промучил, какие-то драконы и пегасы (сказка что-ли?), идеальный мир...Но затем... Я просто улетел вместе с ними. Головоглазы для меня вообще были кошмаром, от которого вскакивал по ночам,жуть! И сейчас,как ни наивны железные и золотые планеты, это суперфантастика!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это был один из самых первых романов сего жанра, прочитанный мною ещё в 5 классе, с которого началась моя бессмертная страсть к фантастике. С тех пор я не раз перечитывала его и каждый раз — с удовольствием! Он и сейчас входит в список самых любимых, настольных (жаль, нет у меня третьей части, до сих пор хочу её достать, ибо читала всего один раз :weep:)

А если учесть, когда была написана эта вещь, так её вообще смело можно отнести к шедеврам фантастики. Да, понятно, что на тот момент нельзя было обойтись без Ленина во главе угла и построения коммунизма на других планетах, но на самом деле этого так мало (необходимый минимум:haha:) по сравнению с интересным сюжетом, интересными героями, а уж технические описания, да для 60-х годов — просто неимоверные!

Лично я бы с удовольствием согласилась пожить в таком будущем (честно говоря, оно мне нравится гораздо больше, чем прогрессирующее доминирование идеалов капитализма:biggrin:)

В общем, книга просто супер. Один только «рак времени» чего стоит! А все эти космические спирали? Аннигиляторы? Да сейчас у половины фантастов не хватает ни фантазии, ни техничского образования для того, чтобы логично описать будущее. К сожалению :glasses:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал первый раз эпопею очень давно (лет двадцать назад), тогда понравилось. Перечитав уже относительно недавно лет 5-6 назад открыл для себя новые грани, это почти как с творчеством Стругацких, читая с детсва — воспринимаешь как приключение, потом с годами, находишь всё более психологических и философских моментов, и воспринимаешь саму суть уже по-другому. Читая другие вещи Снегова, могу сказать, что они не оставили в моей душе такого следа, как это произведение. Мир будущего по Снегову, Ефремову, Стругацким, отчасти раннему Головачеву — это именно тот мир в котором я хотел бы жить сам, и чтобы моя дочь и сын и их дети жили в таком мире. Пусть отчасти утопическом, но ведь это мечта, модель того нашего будующего, в котором герои чисты и светлы, а враги, настолько бы подлы и коварны они не были, будут побеждены. Размах произведения тоже впечатляет, межгалактические экпедиции и у современных автором редки, а тут целых три.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх