FantLab ru

Сергей Снегов «Кольцо обратного времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Голосов:
1037
Моя оценка:
-

подробнее

Кольцо обратного времени

Роман, год; роман-эпопея «Люди как боги»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

По решению Большого Совета снаряжается вторая экспедиция в ядро Галактики во главе с капитаном-звездопроходцем Олегом Шерстюком. Многократно отказывающийся от предложений командовать звездными походами или принимать в них участие Эли, на этот раз принимает приглашение. Сумеют ли люди найти общий язык с принципиально другой формой даже не жизни, а разума, могущественной, умеющей изменять ток времени мертвой материей?

Замкнется ли еще одно кольцо взаимопонимания: от знакомства — через неприязнь, взаимную борьбу, взаимную заинтересованность — к дружелюбию?

© Lucy

Входит в:

— роман-эпопею «Люди как боги»

— условный цикл «В мире фантастики и приключений»  >  антологию «Кольцо обратного времени», 1977 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 241

Активный словарный запас: низкий (2629 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Фант, 1977 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Кольцо обратного времени
1977 г.
Люди как боги
1982 г.
Люди как боги
1986 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1992 г.
Люди как боги
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.
Люди как боги. В двух томах. Том 2
1997 г.
Люди как боги
2001 г.
Люди как боги
2006 г.
Люди как боги
2010 г.
Люди как боги
2015 г.
Люди как боги
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Ludzie jak bogowie. Pętla wstecznego czasu
1988 г.
(польский)
Menschen wie Götter
2010 г.
(немецкий)
Pętla wstecznego czasu
2013 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова полюбившийся нам Эли Гамазин, уже постаревший, но всё такой же яркий и непостижимый. Очень многое хочется сказать и отметить. Сделаю это попунктно:

1. Очень здорово, что книга в оригинале написана на русском, ибо только на родном языке можно всё передать так живо, красочно и эмоционально. Понравились вступительные стихотворения, очень уж метко они подобраны.

2. С новых сторон открываются хорошо знакомые и успевшие полюбиться нам герои: Эли, Павел Ромеро, Мэри, Ольга, Орлан, Лусин и многие другие. Для меня, к примеру, было очень неожиданно «увидеть» Орлана в роли инженера.

3. И снова, монологи героев на высшем уровне. Я буквально чувствовал усиление сердцебиения при прочтении некоторых. Вновь Ромеро поразил меня ораторским искусством.

4. Выдвинута и предложена для обдумывания очередная порция оригинальнейших вещей: коллапсан, перпендикулярное время, три типа цивилизаций, неодинаковость законов физики в разных частях вселенной, — всего не перечесть.

5. В книге много новых интересных сюжетных ходов и развитий событий: от открытия ядра до гибели друзей... Но прежней осталась вера Сергея Снегова в человеческое непоколебимое стремление к доброте, дружбе и теплу. Я бы назвал это здоровой порцией оптимизма.

После прочтения трилогии должен сказать, что этот роман, будет стоять у меня «на отдельной полке» ценностей. Это, не побоюсь сказать, Золотой Фонд русской научной фантастики.

Браво, Сергей Александрович!

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые бытовые, социальные или исторические роли много предпочтительней других. К примеру, быть Повелителем/Богом, вершащим судьбы, много приятнее, чем тем, бесправным, чью судьбу, собственно, вершат «небожители». Кстати, рецензентом/критиком тоже много приятней быть, чем тем бедолагой, действия и мотивы которого прилюдно разбираются жестокими «судьями». А уж исследователем/экспериментатором, который ставит некий опыт с только ему понятными целями, по-любому быть приятнее, чем подопытным «белым кроликом», над которым ставят бездушный эксперимент.

Кстати, почему всегда «белый кролик»? Не потому ли, что он мягкий, пушистый и с виду безобидный, вызывающий жалость и желание защитить его от жестоких и бездушных мучителей? Почему не мышь или крыса? Те вообще миллионами отдают жизни ради всеобщего процветания, но никто не льет слезы по павшей на полях прогресса этой безвестной армии голых хвостов.

Но вернемся к нашей теме. Мнящие себя могучими Богами люди, встретили, наконец, тех, кто много их божественней. Буквально по народной мудрости: Не говори, что крут, всегда найдется круче.

После успешного завоевания/освобождения Персея — сами выбирайте близкое вам по духу — люди нацелились на новое небывалое свершение — поиски таинственных рамиров, которые что-то там миллионы лет творят в Галактическом ядре. Опять все тот же прямолинейный подход. Мы пойдем туда, куда нас не звали, применим свои понятия справедливости и морали там, где нас не просили, понесем наш свет тем, кто этот свет по своей природной сущности не может его воспринимать. И здесь люди, привыкшие, пусть и к нелегким, но постоянным победам, к непрерывному поступательному движению по пути совершенствования божественного могущества, терпят одно поражение за другим.

Если первый роман состоял практически только из победоносных свершений, когда молодое божественное человечество/общество/просто сметало на своем пути любые препятствия, во втором все-таки появилось допущение, что могут быть некие трудности, которые могут потребовать единичных людских и материальных жертв, то третий состоит целиком из провалов, поражений, горечи и потерь. И признания, что в мире есть другие мнения и пути развития, другие важные дела, взгляды на жизнь и устремления, кроме тех, которое человечество считает единственно правильным.

В этом романе очень много горести и потерь, признания своих ошибок, споров с собой и самобичевания. Главный герой уже не тот, кто принимал безапелляционные решения, не сомневался в своей непогрешимости и данном «цивилизованности» праве карать и миловать по своему усмотрению и исходя из своих морально-этических представлений.

Но вот беда, сомнения в своей непогрешимости возникают не от духовного роста или пересмотра под влиянием фактов и реального положения вещей этических постулатов играющих в богов смертных, а лишь когда привычный принцип «пришел-увидел-победил» перестает действовать, натолкнувшись на большую силу и мощь, когда люди оказываются на месте тех, чьими судьбами еще недавно распоряжались, становятся не экспериментаторами, а очередными «белыми кроликами».

И эта непривычная роль порождает странные и пугающие изменения в морали. Чего только стоит решение цивилизованных и высокоморальных существ — КАЗНИТЬ — любого своего товарища, заподозренного в связях «с неизвестным врагом». Опять без сомнений, протестов, мук, жалости. В пору повторить за неоднозначным героем — демиургом Эллоном: «Но вас — боюсь! Боюсь не силы вашей, а ваших заблуждений. Убедительности ошибок, доказательности просчетов, заразительности непонимания!».

И тем пугающе звучит заключительный манифест восставших «белых кроликов» против равнодушия неизвестных богов. Вроде бы и правильные слова — о ценности жизни, сознания, личности, разнообразия, неодинаковости. Но это в самом конце: «Придется, придется вам с этим посчитаться!» Сразу же настораживает: а не пусты ли красивые слова о равенстве, братстве и взаимопонимании после всех рассуждений о врагах, шпионах и особом предназначении?

Есть еще одна примечательная и очень актуальная деталь, которая почти потерялась в финале. О наших неразрывных связях с прошлым и ответственности за будущее, которые всегда надо учитывать, затевая очередной эксперимент или предлагая себя/любимая наша забава/ в качестве «белого кролика». Хотя мне кажется возмутительным любое положение вещей, где «нам отводят жалкую роль муравьев, истребляемых из-за равнодушия к ним» или отводят роль подопытных кроликов, «которых будут хладнокровно ввергать в тяжелейшие условия и великодушно следить, удастся ли нам справиться с испытанием!»

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если в предыдущих двух книгах трилогии Снегов проявил себя как автор приключенческой фантастики, то здесь он выступает уже как автор приключенческо-философско-психологической фантастики. И это делает ему огромную честь. На мой взгляд данное произведение стоит на уровень выше, своих «предшественников».

И снова эти грандиозные картины необозримого космоса и холодные металлические стены космолетов. Хищные планеты — защитники, удивительные миры, где совершенно не действуют законы физики, и секретная расса, ведущая активную деятельность по галактическому строительству в самой глубине бездонного космоса...

Отношения между отважными путешественниками звездной экспедиции складываются сложные. Цели компании, по сути, очень похожи на задачку из детской сказки — «иди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Рациональность и холодный разум в таких условиях дает сбои, приводя к разногласиям и даже к помешательству участников экспедиции. С учетом вмешательства сторонних сил, нервная нагрузка усиливается стократно, а космос давит своим безразличием и пустотой...

И только Эли Гамазин, сохранивший способность слышать и понимать «космическую музыку», держать её в своем сердце, может спасти себя и своих друзей из безнадежной, на первый взгляд, ситуации.

Книга «Кольцо обратного времени» оставила о себе неизгладимое впечатление. Сергей Александрович! — никто не забыт и ничто не забыто — ваше произведение бессмертно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гигантский рывок в развитии Советской фантастики. Впервые поднимается много новых тем и главная из них — природа времени.

Сюжет грамотно построен, логичен, увлекателен. Герои человечны (даже не люди). Заметен внутренний рост персонажей (особенно Эли) по сравнению с первыми частями трилогии.

Хороший язык, превосходный стиль, великолепно подобраны эпиграфы.

В детстве, когда прочитал впервые, был просто ошеломлен, да и сейчас перечитываю с удовольствием.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иных уж нет, а те далече.

Действие романа начинается спустя много лет после событий первых двух частей трилогии. В мире будущего многое изменилось, главные герои постарели, а кого-то уже и нет в живых. Люди все так же выступают в роли всемогущих богов, но это всемогущество, как выясняется, не является абсолютным. Богам приходится сходить с Олимпа и заниматься рутиной в поисках правильного решения.

В мире настоящего прошло не так много времени (по времени написания третий роман отстоит от первого на 11 лет), но изменений и того больше: период политической оттепели в СССР окончательно сменился периодом застоя. Локомотив, стремительно и неотвратимо несущийся в светлое будущее, на всем ходу неожиданно натыкается на препятствие. Появляются сомнения в правильности выбранного пути, неуверенность в завтрашней дне. И этот переход явственно отразился в романе.

От былой легкости первого романа не осталось и следа. Повествование окончательно принимает драматическую направленность. Главный герой постоянно рефлексирует, мечется, страдает. Сюжет держит в постоянном напряжении, совершая сложные кульбиты. Тяжелые философские размышления буквально гнут читателя к земле. Серьезная, в общем книга. Самая сложная из трилогии — достойное завершение, придающее некую трехмерность всему произведению.

10 баллов.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень плохо, в отличие от двух предыдущих частей. Попытка внести новые, парадоксальные идеи совершенно не удалась.

Перпендикулярное время как основа сюжета выглядит убого — ведь никаких идей, хотя бы близко подходящих к «Концу Вечности» Азимова, нет. Ни социальных, ни связанных с парадоксами времени, никаких вообще. В первых двух книгах новые идеи были естественны для описания мира, делали его оригинальным, органично вписывались в повествование (и выведенные искусственно существа, и Академические Машины, и реакция Танева, и многое другое). Там эти идеи служили для показа того, как выглядит мир «людей как богов», и какие у этих людей проблемы. В третьей книге перпендикулярное время — абсолютно искусственное образование, ничего нового в мир «людей как богов» не добавляющее. Это серенькое продолжение популярных романов, ничего не говорящее и ни на что, кроме как считаться завершением серии, не претендующее.

Не менее искусственной кажется идея мировой революции или освободительной войны, которую благородные герои несут с планеты на планету. Даже во «Вторжении в Персей» она выглядела сомнительной — но спасал абсолютно неповторимый колорит вселенной, созданной Снеговым. Ну, не нравятся мне очередные инкарнации «Аэлиты» или подражания марсианскому циклу Берроуза — если более глубоких идей в произведении нет. А в «Кольце обратного времени» их, к сожалению, нет.

Образ рамиров совершенно не удался. И идея, и описание стянуто у Ван Вогта с аналогичного образа галактического существа из «Путешествия космической гончей» — но, конечно, на порядки слабее, чем у Ван Вогта. Там и идеи глубокие, в отличие от данной книги Снегова, и эмоций и действий на порядок больше. Когда я в в юности читал «Кольцо обратного времени», я, как и подавляющее большинство советских людей, не был знаком с произведениями Ван Вогта, и этот факт не бросался в глаза. Тем не менее, было явное ощущение вторичности и неудачности произведения. Которое я и выразил в данном отзыве.

Кому-то «Кольцо обратного времени» кажется глубокомысленным и философским, кого-то захватывает сюжет. Что же, о вкусах не спорят. Я рад за тех, кому книга понравилась — при всех её недостатках она намного лучше большей части книг, которые сейчас издаются.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту последнюю часть романа уже более недели назад.

Наверное, она, все-таки, более лучший, чем вторая часть, где есть некоторые нелепости, связанные с Разрушителями и Галактами. И теории автора о происхождении квазаров и ситуации в Ядре тоже мне понравились, как и то, кем оказалась Рамиры. Но, и здесь я ожидал больше, в том числе и ситуацию с Рамирами. Ожидал ранее, теперь же, когда роман прочитан мною уже давно, для меня эта третья часть — вершина гениальности автора. Как он интересно обрисовал Перпендикулярное время, рак времени, планеты-разумы, которые управляют Центром Галактики...

Нет уж, извольте! Роман достоин прочтения, даже повторного, и наивысшей оценки!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любое путешествие когда-нибудь заканчивается, подходя к чтению заключительной части трилогии «Люди как боги» я уже понимал, что расставание со старыми знакомыми неизбежно, но автор постарался сделать его как можно более интересным и запоминающимся. Наверное, да точно, это самая серьезная и драматичная книга из трех, нельзя сказать, что читается легко, но определенно — с большим интересом. Автору удалось оставить главную интригу для финала, даже концовка этого романа не дает всех возможных ответов, но некоторая недосказанность здесь уместна, ведь приключения Эли Гамазина и его товарищей — это лишь отдельный эпизод на пути развития человечества, на смену им придут новые герои, первооткрыватели, ученые, борцы. Что может быть хуже осознания того, что вся Вселенная — открытая книга, стремиться больше не к чему. Нет, должна быть тайна, загадка, требующая усилий пытливых умов, ведь чем больше вопросов — тем интереснее движение вперед, тем больше азарт и неподдельная увлеченность жизнью.

Постаревший Эли доживает свой век на Земле, в окружении друзей, но спокойствию приходит конец, когда становится известно о фиаско экспедиции, отправленной к ядру Галактики. Неизвестно, что стало причиной гибели экипажей звездолетов — слепые силы природы или же чей-то злой умысел. Чтобы выяснить причину трагедии к ядру отправляется вторая экспедиция, где Эли принимает участие в качестве научного консультанта. Компания опытных звездопроходцев разбавляется новым поколением героев, преемственность поколений, от этого никуда не деться. Символом звездной дружбы народов становится то, что бок о бок с людьми в путешествие отправляются галакты и вчерашние разрушители, добавляя свои технические преимущества к и так неслабой мощи человечества. Однако, хватит ли сил у этого единого фронта противостоять новой угрозе, чья сила поистине безгранична, ведь в конце пути наши герои ожидают встретить таинственных и могущественных рамиров, которых еще никто не видел воочию.

Уже по названию романа становится понятно, что классические приемы космооперы автор решил в этот раз разнообразить темпоральной фантастикой. Человечество досконально овладело тайнами пространства и материи, научилось превращать одно в другое, но время — совсем иная категория — линейно ли оно, возможно ли найти способ перемещаться в прошлое и будущее, какие преимущества и опасности это может таить в себе — об этом, помимо прочего, заставляет нас задуматься автор. При этом не только абстрактные научные теории волнуют здесь С. Снегова, наибольший интерес вызывает внутреннее психологическое время героев. В первом романе автор уже заложил основы, показал внутреннюю временную рассинхронизацию некоторых персонажей. К примеру, Эли стремится в будущее, но неизменно возвращается в прошлое, ищет опоры в былом, а его друг и ситуативный оппонент Павел Ромеро напротив считается большим любителем старины, истории, но по факту живет настоящим, постоянно корректирует свое мировоззрение исходя из сиюминутных целей и потребностей человечества. Стоит ли говорить о капитане Камагине, который на 400 лет отстал от жизни, правда, не по своей воле.

Неслучайно автор отсылает нас к шекспировскому выражению «распалась связь времен» — поиск собственного я становится для героев важнее абстрактных нужд человечества. Повествование местами чересчур драматично, с уклоном в театральность, трагизм ощущается с самого начала, со второстепенными героями автор вообще не церемонится, чем ближе к финалу, тем больше потерь, но тем менее остро они ощущаются, надо отметить. Приключенческая часть окончательно отходит на второй план, мы всё глубже погружаемся в микрокосм персонажей, ощущаем их смятение, временами даже безумие. Оглядываясь назад, даже сложно поверить, что первый роман был насквозь пропитан прекраснодушным оптимизмом, детской наивностью и верой в силы человечества. С возрастом герои отказываются от розовых очков, стараются принять реальность такой, как она есть. Монохромный максимализм утрачивается — понятия врага и друга размываются, главный герой начинает понимать, что внешняя несправедливость по сути может быть вызвана необходимостью, неизбежностью, которую невозможно устранить одним взмахом меча — процесс упорядочения хаоса не одномоментен.

Приятно отметить, что в плане ксенофантастики автор отходит от простых путей. Если во втором романе трилогии всё было предельно ясно: галакты — хорошие, разрушители — плохие, то здесь при описании контакта с цивилизацией аранов всё не так просто. Обе фракции аранов, и отвергатели, и ускорители неправы по-своему. Идеализация жизни (существования) может быть не менее отвратительна, чем прославление смерти — любые крайности есть отклонение от нормы, добро и зло в чистом виде — это лишь умозрительные абстракции, здесь есть о чем задуматься. В то же время при изображении рамиров автор отходит от антропоцентризма — друзья они или враги, или вообще что-то иное, прямого ответа не дается, каждый читатель волен воспринимать их сообразно своему пониманию. Да и вообще стоит ли оно того — всемогущество равное божественному. Как известно, кесарю кесарево, а человек должен оставаться человеком, идти своей дорогой, пусть трудной и опасной, но только так достигается истинная цель пути.

В начале трилогии развитие человечества в далеком будущем по версии Снегова напоминало мне сюжет Вавилонской башни — гигантские звездолеты, изменение планет и межзвездного пространства, создание общества галактических космополитов. Все мы помним, чем закончился данный библейский сюжет, по сути автор приходит к аналогичным выводам — интернациональная империя, на словах пропагандирующая свободу, равенство и братство, а на деле стремящаяся сравнять с землей всех, кто не вписывается в этот универсальный стандарт — в перспективе нежизнеспособна, в конце прошлого века это стало очевидным для большинства. В то же время есть иной, третий путь развития, пролегающий по золотой середине, между Сциллой и Харибдой добра и зла. К этому выводу постепенно склоняются герои романа, которые понимают, что бездумный бег в светлое будущее стоит притормозить, оглянуться назад, где-то исправить ошибки, скорректировать цели и задачи, только тогда продолжить движение вперед уверенной и размеренной поступью, недаром мудрые римляне призывали своих сограждан торопиться, но медленно — в этом секрет успеха всех разумных начинаний.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От темы галактической войны и освобождения «братских народов галактики», автор неожиданно приходит к совершенно другой, даже близко нестоящей: теме времени. Автор блестяще обыгрывает эту тему, одновременно размышляя и о природе времени... Эту книгу можно читать как отдельное произведение.

Еще один вопрос поднятый в романе: о том что разумные существа могкут быть не только добрыми или злыми...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третий роман по духу и настроению разительно отличается от первых двух частей. В «Люди как боги» и «Вторжении в Персей», даже когда герои проигрывали и терпели неудачи, они всё равно ни секунды не сомневались и царила атмосфера борьбы, можно даже сказать, оптимизма. Мол, сейчас мы проиграли, но правда за нами, а враг будет разбит. И почти никто не гибнет. Ну, один-два важных персонажа за роман. Здесь же герои начинают нести тяжёлые потери чуть ли не с самого начала... И практически всё действие сохраняется настроение упадка, безысходности. Моментами герои даже отчаиваются и уже сами не верят, что сумеют спастись. Неизменным осталось только стремление персонажей решать конфликты по возможности мирным путём, не массовым геноцидом, а хотя бы попытками взаимопонимания. И да, общение человека с высшим, на порядки превосходящим его видом, здесь показано куда убедительней тех же «Интерстеллара» и «Прибытия». По настроению и глубине ближе всего к «Солярису» Тарковского.

И да, это самый, пожалуй, логичный и убедительный «тайм-парадокс» из тех, что мне доводилось читать, а ведь обычно я их не перевариваю из-за жуткой абсурдности. Автор здесь тоже моментами перекручивает, но у него герои хотя бы не играются со временем в пинг-понг, они полностью осознают его опасную и разрушительную силу. В общем и целом — более чем достойное завершение трилогии.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта желтенькая книжка 1977 года издания до сих пор стоит перед глазами. В школьном возрасте прочитана была раза три. И очень хочется перечитать сейчас. Имхо, одна из лучших НФ книг советской эпохи.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть трилогии заинтересовала прежде всего «кольцом обратного времени». Автор размышляет о природе времени. Весьма интересно и заставляет задуматься. Высший балл!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга содержит в себе так понравившиеся мне плюсы предыдущих книг серии + более осмысленные и живые разговоры членов экипажа.

По интересности находится на уровне второй книги, сильно уступая первой.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе не люблю сюжетов основаных на «кольце времени».

По пальцам одной руки можно пересчитать произведения где путешествия во времени оправданы хотя бы с эстетической точки зрения. :insane:

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

в детстве у меня была только книга вторжение в персей. очень нравилась. перечитывал много раз. уже в мужеском возрасте случайно узнал, что это — трилогия. прочитал первую, понравилась не меньше второй. а третья книга — вообще шедевр. теперь иногда перечитываю первую и, чаще, третью книги. наверное, второй начитался в детстве...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх