FantLab ru

Сергей Снегов «Диктатор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Голосов:
545
Моя оценка:
-

подробнее

Диктатор

Другие названия: Диктатор, или Чёрт не нашего бога

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Там, на планете в сопряжённом с Землёй мире, раздираемой войнами, уничтожаемой вибрационными снарядами и мощными метеогенераторами, диктатор Гамов мощной рукой остановил войну. Как два его крыла, два министра — Террора и Милосердия — стоят за его спиной. Превозносимый и проклинаемый, любимый и ненавидимый, изобретающий невероятные, издевательские казни для своих противников и ценой голода собственного народа спасающий детей своих врагов, обожествлённый и объединивший планету под своим началом, он организует суд над самим собой за всё то зло, что причинил, добиваясь всеобщего блага, устами министра Террора приговаривает себя к смерти…

Примечание:

В издании «Азбуки» в серии «Мир фантастики» указано, что роман написан в 1987-1991 годах.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 744

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2680 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)
/языки:
русский (8)
/тип:
книги (8)

Диктатор. В двух томах. Том 1
1996 г.
Диктатор. В двух томах. Том 2
1996 г.
Сергей Снегов. Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Диктатор
1997 г.
Диктатор-2
1997 г.
Диктатор
2006 г.
Диктатор
2010 г.
Диктатор
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, книга хорошая, можно даже сказать, очень хорошая. Но всё же категорически не понимаю таких завышенных восторгов. Принципиальный минус у романа один, но он фундаментален и сказывается от начала и до конца. Дело в том, что «Диктатор» — сугубо идеалистическое произведение написанное идеалистом, в принципе отвергающим и демонстративно презирающим материалистическое понимание окружающего мира.

Прежде всего, невооружённым взглядом видно сильнейшее, просто-таки титаническое влияние друга Снегова — Льва Гумилёва, его теория пассионарности\пассионариев буквально пронизывает всю эту историю. Отсюда исходит и пассионарий-Гамов, который вчера был астрофизиком, а тут его призвали в армию и он ВНЕЗАПНО оказывается гениальным политиком, полководцем и стратегом. Да, мне нравится история Твена, в которой лучший полководец всех времён и народов — безвестный сапожник, которому просто не дали реализоваться, но это же было просто шуткой! К тому же Снегов либо не понимает, либо игнорирует то, что масштабные описываемые преобразования и революции\моральные революции не совершаются одним человеком — они совершаются готовым к этому обществом. Один человек, каким бы гениальным он ни был, не может изменить мир, он может лишь возглавить и направить естественные исторические и общественные процессы. Родись Ленин полувеком раньше — скорее всего, был бы успешным адвокатом, родись Наполеон на полвека раньше — в лучшем случае был бы неплохим офицером-артиллеристом. И оба они не сделали бы вообще ничего интересного, родись в каком-нибудь центрально-африканском племени. «Диктатор» же категорически отвергает этот принцип, здесь гений-провидец-полубог способен, возглавив узкий круг ближайших помощников, установить мир в бесконечно воюющей совокупности враждебных государств, возглавить реальное надмировое правительство там, где для этого раньше не было никаких предпосылок и т.д. Не бывает, к сожалению, в обществах таких резких и кардинальных изменений на ровном месте. Ну вот не может лев внезапно заявиться в овечью отару и построить у них справедливое общество, даже если демонстративно будет щипать травку и вылизывать новорожденных овечек — банально волки и прочие хищники явно не проникнутся его благородством и самопожертвованием. Да и промышленно-финансовые-военные круги ни за что не откажутся от своих интересов в пользу описанного Снеговым благообразия, которое нанесло бы чудовищным урон их положению в обществе и благосостоянию. Автор-идеалист, опять же, игнорирует существование экономической элиты в господствующем в его выдуманном мире капитализме, и то, что именно её интересы примерно в 100% случаях продвигает любое развитое буржуазное государство, каким бы типо демократичным оно не было. Соответственно, банально эти самые экономические элиты никогда не покорились бы Гамову и его новому, дивному миру — но в книге их существование просто игнорируется, лишь пару раз упоминаются какие-то промышленники-фабриканты, которые не оказывают никакого влияния на политику государства и решения правителей.

Конечно, масштаб преобразований Гамова поразителен — Снегов старательно описывает свои мысли по поводу гипотетического переустройства общества. И тут начинается менее серьёзный, но всё же значительный минус «Диктатора» — беспардонный авторский произвол и целые батальоны роялей в кустах. Постоянно Гамову попадается то конвой с кучей денег вплотную к линии фронта, то тупейшие ошибки его врагов и противников, то его «мистическое» уговаривание людей и управление ими — Снегов делает всё, что угодно, лишь бы Гамову сопутствовала удача и всё у него получалось. Конечно же, без таких роялей обходится мало какая история, зачастую даже реальная, но надо же знать меру. Понимаю, почему автор пошёл на такое — он натолкнулся на типичную ловушку любого, кто берётся подробно описывать действия гениев\богов\сверхсущностей. Ошибка эта — сам автор далеко не гений, не бог и не сверхсущность, и он никогда не сумеет убедительно описать образ мыслей создания, чей разум на порядки сильней любого человеческого сознания (пишущие о примархах авторы, благодаря которым те выглядят тупорылыми истеричными подростками — передаю вам привет!). Отсюда и вынужденное постоянное подыгрывание Гамову, лишь бы результаты его действий соответствовали статусу полубога. К тому же моментами у Снегова капитально отказывает чувство вкуса — например, когда он на полном серьёзе описывает молоко кормящих женщин как народное достояние, собираемое на государственном уровне в огромных масштабах.

При этом я не отрицаю сильных сторон книги — это в любом случае очень интересная и любопытная история, которую читаешь с удовольствием и увлечением. И понимаю очевидный антивоенный посыл книги — Снегов старательно описывает, почему он считает войну плохой, вредной и почему так важно её опорочить и забыть. Но и опять же здесь проявляется его принципиальный идеализм и непонимание исторических процессов — Снегов либо не знает, либо игнорирует, что войны возникают не по личному желанию отдельных персоналий, а порождены зачастую целым комплексом экономических, социальных и политических причин. И никакая демонстрация никаких ужасов войны не помешает устроить очередную войну ради увеличения своих капиталов. Если хочешь прекратить войны — нужно устранить их причины, изменить саму социально-экономическую формацию, а не устраивать отдельные акты гуманизма.

К остальным недостаткам придираться не хочу и не буду — я в курсе, что «Диктатор» вышел после смерти Снегова и, по факту, не является законченным и нормально отредактированным произведением, откуда и исходят многочисленные мелкие косяки и корявости. В любом случае, «Диктатор» остаётся сильным и достойным прочтения произведением, хоть всё равно и не понимаю таких завышенных оценок.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Без сомнения, один из лучших романов о природе власти. О том, как опасно её получить, как легко потерять, как непросто отпустить и, конечно, о том, как невыносимо сложно принимать решения и отвечать за плохо прогнозируемые последствия. О том, какая пропасть лежит порой между точкой принятия решения и результатом его реализации, как много всяких «если», какими причудливыми зигзагами движутся сверху вниз решения, распоряжения, приказы и как часто безнадёжно вязнут они в неожиданных местах и на разных уровнях. Так уж получается, что главная проблема власти — власть, а вовсе не погода или порченая карма народонаселения.

И как неизбежный вывод: эффективно править в чрезвычайных условиях может только диктатор. И плох тот диктатор, который не понимает этого. А учитывая тот факт, что «поступательное развитие цивилизации» существует только в не обременённых пониманием практики жизни головах, стоит ли удивляться, что диктаторы существуют, процветают, вызывают зубовный скрежет эффективных менеджеров, а власть их настолько крепка, что свободный мир вынужден их периодически убивать, ибо другого способа унять спазмы зависти в области качества управления пока не придумано.

Как было бы хорошо сделать обязательным прочтение этой книги студентами всяких «высших» школ управления или даже школьниками последнего класса и какая это была бы прекрасная замена тому же Солженицыну или даже Тургеневу. Что плохого в том, если ученики поработают не только душой и сердцем, но и головой?

Для себя оцениваю эту книгу как шедевр. Она, конечно, не столь искромётна, как другой шедевр Снегова — «Люди как боги», но, учитывая тематику, таковой быть и не должна. Зато будет интересна тем, кто чувствует в себе силы кардинально изменить мир к лучшему «если б Я был президентом». Вперёд! Дело за малым: найти баланс между тем, чтобы дать возможность другим спокойно ходить по улицам в тёмное время суток и тем, чтобы из-под твоих сапог при этом не слишком далеко летели брызги крови.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно мощная, хотя и очень несовременная книга про лидера, решившего захватить власть в стране во время войны и сделать так, чтобы будущие войны стали невозможными из-за вызываемого ими отвращения. Чередуя проявления милости и жестокости (в духе утопления воров в дерьме или заталкивания им денег в глотку до смерти), диктатор Гамов вместе со своей командой, где заместителем диктатора является рассказчик, хочет изменить стандарты, привычку, стереотипы.

Мощные выступления Гамова и его противоречивые поступки весьма захватывающи, а проработка характера упрямого, становящегося все равнодушнее и однообразнее Семипалова не могут не впечатлять. Гамов хочет перемен, а Семипалов готов действовать так, как это заведено, — карать говорящих не то газетчиков, наказывать несогласных и всячески дистанцироваться от демократии. «Диктатор» — масштабная штука, в которую Снегов явно вложил массу сил. Однако некоторые решения Гамова и отношение Семипалова к женщинам сильно расхолаживают. Стоит Гамову начать толкать речь перед матерями, как начинается ощущение речи КПСС, это косноязычная фальшивка, переполненная воззваниями к детям и бесконечными слезинками ребенка. Не говоря уже о концовке, которая невероятно нелепа.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, сотканный из парадоксов. Созданный, как парадокс. С помощью парадоксов легко управлять персонажами — ненормальность выписываемых сиутаций делает возможной любую реакцию. С помощью парадоксов легко управлять читателем — никогда не знаешь, что случится дальше, роман приятно бодрит и не перестает удивлять.

Да, тут все 860 страниц книги служат проводником философской и социальной концепции автора, которую можно разделять или не разделять (и это сильно влияет на восприятие). Да, прибитый гвоздями параллельный земной мир выглядит по меньшей мере странно. Тем не менее, «Диктатор» все равно любопытная штука. Как раз этим своим нетривиальным построением. Концепцией (псевдо)философского эссе, построенного в форме военного романа. Костюмчик сшит на специально подготовленный автором манекен и подойдет не каждому. Снегов идеалист, но помечтать тоже иногда хочется, чего уж там.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В наше время мы привыкли воспринимать слово «диктатор» в резко негативном смысле. Но если разобраться, откуда же пошло это слово, мы узнаем про то, что в Древнем Риме диктаторов выбирал сам сенат на сорк в 6 месяцев во время какого-либо кризиса, черезвычайного положения. И сами сенаторы оказывались в неограниченной власти того, кого выбирали на должность диктатора. Исключениями из данных правил о ограниченности срока стали только двое — Сулла и Цезарь, причем первый неожиданно для всех сложил с себя власть и даже решил дать отчёт об всех своих действиях на своем посту. Похоже, что этот факт и лёг в основу «Диктатора».

В масштабном романе Сергея Снегова описывается иной мир, раздираемый мировой войной. В водовороте событий в находящейся на грани поражения стране власть захватывают полковник Гамов и его ближайшие соратники. Предыдущая власть насквозь прогнила в коррупции и праздной жизни, её действия приводят к краху на фронтах военных и политических. Поддерживаемый армией, Гамов, уже прославившиеся героическими победами на проигрываемой войне и нестандартными действиями, от которых генералы и чиновники старой закалки приходят в шок, вводит жесткое меры для преступников, при этом так же декларируя о милосердии к отдельным из них, назначает денежные поощрения своим солдатам за убийства врагов в армии и преступникам вражеских стран за убийства собственных руководителей. Из уст Гамова одновременно раздаются слова о мире и войне, о мерзости жестоких преступлений и о благе не менее жестоких кар за них. Поначалу многие смеются над новым диктатором-чудаком. До тех пор, пока не происходит чудо — политика нового руководства даёт свои первые плоды, враг разбит, улицы очищенны от бандитов. Но до триумфа еще долгий путь...

Читатель книги заранее должен дать себе установку на то, чтобы не искать 146% реальности в книге. В конце концов, мир то другой, другие технологии и другое общество. Но и думать, что все придуманно — тоже нельзя. В чужом мире предстают знакомые образы, отраженные через призму художественного произведения. Но нет, не указывайте пальцем и не говоите «ага, в этой стране автор совершенно точно описал ****** страну нашего мира». Образы по большей части собирательные, в них можно угадать и одну страну, и другую. Другой мир и другие страны были описаны для того, чтобы дать полёт фантазиям и ассоциациям читателя. Но что интересно, все мировые правители предстают перед нами (не во всех моментах правда, именно в начале книги это подчёркивается) жадными и заботящимися о каких-то своих интересах и амбициях, а не об народе. Диктатор предстаёт перед нами их антиподом, но об своих амбициях Гамов тоже заботится, он предстаёт перед нами как локомотив, несущийся на полной скорости к своей цели. На пути появляются преграды и многие верят в то, что они остановят движение, но под общее ликование локомотив разбивает преграду и движется дальше.

Довольное занятно читать некоторых рецензистов, которые говорят «вот никогда не было бы такого, что народ послушает диктатора и начнет нести еду врагам, я не верю!». Скорее уж к счастью, что они в это не верят. Культ личности, таланты и качества самого этого объекта культа могут раскачать толпу до такой степени, что она будет ликовать в неистовстве от любой фразы, сказанной диктатором, даже если это будут чуть ли не оскорбления в адрес тех, кто стоит в толпе. Не верите? Достаточно просто вам будет включить запись талантливого оратора (да хотя бы того же Гитлера) и посмотреть на шум толпы, заглушающей самого говорящего. А потом мысленно подставить совершенно противоположные слова и представить реакцию толпы. Что, думаете, оратора сразу стащат со сцены и провут на куски? Нет уж, скорее так же так же будут под всеобщим гипонозом слушать, заслушиваться и ликовать.

Диктатор Гамов предстаёт перед нами как гениальный комбинатор, умело растравляющий приоритеты в желаниях своих граждан и в необоходимом для государства. Хоть в конце он и показывает, что и он не растворился в своей гордыне (а может и растворился, но уж слишком сильно?), в тексте видно, что он сам не меньше подчинённых верит в свою гениальность. Верил ли он в неё с самого начала? Стал ли он ослеплённым ею во время своих первых побед? Или может быть поверил в неё одновременно со всей страной? Это вопрос не даёт покоя расказчику и главному соратнику Гамова, генералу Семипалову, который настолько уже не верит в реальность планов диктатора, что одновременно считает его и гением, и сумасшедшим.

Думаю, несправедливо будет умолчать об недостатках романа. Во-первых, в начале книги раздражали вставки типа: «как потом оказалось, этот человек сыграл великую роль в нашей жизни». Ага, страниц через 200. Не критично, вскоре такие приёмы пропадают, а про них благополучно забываешь, так что никаких спойлерев все-таки не словишь (тем более эти все предложения относились к главным героям, ясно, что они и так сыграют роль главных героев). Но все же. Во-вторых, я хоть и призываю вас менее ревностно придираться к нереальности, ведь утопия же, отметил косяк про то, что Семипалов противится поставкам продовольствия в чужую страну потому, что «наша казна практически опустела» . Позднее про этот факт ни слова. Ладно, здесь можно предположить то, что на фоне победы деньги получилось отвоевать у других. Ну и главное, что не понравилось многим, это концовка и альтернативная реальность. Да, скорее это лишнее. Но в то же время мы получаем некую неизвестность, роман ставит не точку, а многоточие.

Как уже неоднократно отмечалось, роман полон аллюзий на наш мир. Философии в нём поменьше, поднимает она здесь вечные проблемы добра и зла, зла во имя добра и добра, оборачивающегося злом. У героев разные взгляды на этот мир, но гений Диктатора объедияет их ради одной общей цели — мира во всем мире, через войну и через мир. Нам бы таких гениальных диктаторов, а не тех, о которых мы думаем при произношении слова «диктатор». Хотя в то же время, кто хочет испытать на себе войну, пусть даже во благо? А ведь многие войны объявляются во благо. А ведь и диктаторы были гениальны, иначе не были бы диктаторами... Можно написать еще много «хотя», но по сути своей это не меняет сущности романа, рассказывающего о людях, которые тоже задумывались этими вопросами и попытались изменить мир к лучшему. Учтём и время написания Снеговым романа. И всё-таки роман смотрит не на то время, а в будущее. Но в его взгляде читаются и события тогдашнего настоящего, и прошлого, далёкого и недалёкого, времена диктаторов, тех, кто претворял в жизнь задуманное, и кому это сделать не дали. А сам роман дело свое делает — заставляет задуматься, согласиться с произведением или опровергнуть его. А уж соглашаться или опровергать, дело уже лично ваше.

От меня 10 баллов. Действительно очень сильно понравился роман. Не то чтобы он так сильно многогранен, но перечитывать буду, думаю, что что-то новое всё-таки для себя открою. Однозначно буду знакомиться с другими произведениями Сергея Снегова.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написан роман в 1987....

Вот если бы он тогда был опубликован, то это было бы событием, на фоне построения «социализма с человеческим лицом» )))))

Кому нравятся дидактические нравоучения в стиле розовых слюней шестидесятников, могут читать

Остальные ничего не потеряют, проигнорировав нудноватую книгу, полную пафоса и псевдофилософских размышлений

Как говаривал Жванецкий — И наши ботинки хороши, если других не видел

ПС Умилил главный злодей книги, страна за океаном, поклоняющаяся золотому тельцу и утратившая творческий потенциал... Где-то я уже это слышал )))))))

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложная книга. Книга о поистине фантастическом существе — добром диктаторе построившем добрый мир. Сам автор понимает насолько это фантастично и именно происхождение Диктатора это главное фантастическое допущение этой книги. Больше особо там не фантастики, мир схематичен но только для того что бы можно было показать основную идею автора и это хорошо укладывается во внутреннею логику книги. Персонажи могут показаться картонными но на самом деле они скорее прямолинейные, авторский пересказ показывает их соответствие не соответствие занимаемым должностям и выполняемым функциям что опять же укладывается во внутреннею логику.

Прекрасная книга, читать вообще все и составлять собственное мнение. Именно такие книги заставляют думать самостоятельно.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящий творец всегда опережает свое время. В некоторых изданиях роман потому и назван «предупреждением», что автор сумел заглянуть далеко (на четверть века, минимум — как сейчас становится понятно) вперед и, очевидно, ужаснуться там увиденному.

Никогда не относил себя к поклонникам Сергея Снегова, хотя «Люди как боги» прочел в нежном пубертатном возрасте. Сейчас, конечно же, та книга воспринимается очень наивной, но в детстве поражала своим масштабом и вниманием к деталям.

В «Диктаторе» масштаба тоже хватает, но это скорее масштаб человеческих поступков и отношений, нежели пространства и времени. В отличие от «ЛкБ» Снегов мало уделяет внимания описанию околотехнических деталей, сосредоточившись больше на действии. Язык повествования немного скуповат и даже суховат, и это, на мой взгляд, сделано намеренно для придания атмосферности.

Верно определив человеческие пороки, Снегов, на мой взгляд, несколько переоценил человеческую же добродетель. Любой хороший поступок можно извратить, назвав черное белым и наоборот, чему мы с вами сейчас являемся прямыми свидетелями в нашу т.н. «информационную эпоху». Поступок с гуманитарной помощью врагу красив, но эффекта вряд ли бы добился. С другой стороны, все описанное происходит не на Земле, а где-то в параллельной реальности — возможно, тамошние люди не столь подвержены пропаганде.

Последняя часть романа, согласен, сильно подкачала. Она по-прежнему литературно сильна, но автор, как мне кажется, несколько увлекся всесилием своего героя. Такое бывает, когда персонажи начинают жить своей жизнью и фактически диктовать (_дикт_овать!) своему создателю, как они хотят поступить. Возможно, Снегов вовсе не собирался изначально тащить его на суд, кто знает? Но также очевидно, что величине личности Гамова будет тесно в рамках мирного, пусть даже и всемирного, управления, а следовательно, от него нужно было избавиться.

Линия с перемещением в параллельный мир откровенно лишняя, на мой взгляд. Она фактически разрушила вселенную «Диктатора» и усилила картонность происходившего до этого. Если до последней части я сопереживал героям, то в финале сам себя спросил с недоумением «почему?»

Итог: монументальное произведение, пророческое и пронзительное, с четким авторским стилем и глубокой моралью. Не хватило, вероятно, крепкой редакторской руки, которая могла бы удержать полет авторской в заданных рамках, но мы помним, в какие времена все это писалось и издавалось.

Если совсем кратко: стОящая вещь.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитать «Диктатора» мог сразу же после выхода, в 1996 году. Что оттолкнуло от книги – не помню. Думаю, сделай это тогда, был бы если не в восторге, то в радостном состоянии точно. Сегодня же… Социальная фантастика эпохи заката СССР. (Написана книга в конце 1980-х). Как вот ее оценить?..

Плюсов предыдущие лаборанты выискали в романе изрядно. Почти со всеми согласен. Поэтому остановимся на минусах. (Хотя и им коллеги так же отдали должное))).

Система Гамова, на которой собственно и зиждутся инаковость, спорность и привлекательность романа, НЕОСУЩЕСТВИМА, ибо химерична. Стабильно сочетать решения, принимаемые на основе регулярных референдумов (считаем, что их итоги прозрачны и верны), и решения, выносимые единолично, невозможно. Никогда, ни при каком строе. Как нельзя быть в политике тираном и шутом одновременно, и при этом пользоваться всеобщей любовью.

Во многое в романе откровенно НЕ ВЕРЮ. Вот в ненависть Семипалова к Сербину – верю, в многочисленные психологические отношения тет-а-тет – верю. Как верю и в психологию почти каждого персонажа. А в психологию масс по Снегову – нет. В стремление народа отдать часть пайки за жизнь диктатора – не верю. В картонный (политически и отчасти экономически) мир – нет. В утопию, мило делящую ложе с антиутопией – тем более.

Кстати, утопическая составляющая, как по мне, вообще крайне СЛАБА. Те же референдумы, призванные по Снегову дать массам счастье. «Что пересилит – логика разума, или стихия чувств?» — спрашивает автор устами героя, размышляя о будущих итогах одного из них. Новейшая история России четко показывает: и при первом варианте (референдум о сохранении СССР), и при втором (выборы президента-1996) проигрывают именно массы.

Мир, в целом, создает впечатление ИГРУШЕЧНОГО. Не в смысле детского, а в смысле не полномасштабного, малоформатного. Как географически, так и политически.

К примеру, все боевые действия, у меня сложилось стойкое впечатление, проходят на пространстве, равном Бенилюксу. Кортезия, которую многие любят сравнивать с США, в таком случае, не более чем Англия.

А как, скажите, в государствах, вроде бы, с многовековой историей могут на раз-два рушиться устоявшиеся системы управления и бюрократии? Попробуйте, прикиньте на существующий мир? А? Где такое возможно? Разве что в Басконии, решившей отделиться от Испании. За счет опять же малого размера и числа жителей. Да и то, те же устоявшиеся системы Испании не дадут.

«Великая забастовка сковала Кортезию». Ха! Возможна ли была во второй половине XX века (а именно так следует перекладывать происходящее на земную историю) всеобщая забастовка в любой мало-мальски развитой стране? Из-за одного убитого человека? Нет. К химерам социальной и исторической плюсуем химеру управленческую – бессилие излишне демократизированных властей.

Ну, и не могу пройти мимо помянутого многими недобрым словом ФИНАЛА. Суд (процесс) – чистой воды квазисофистический бред с потугами на философию. Без этой болтовни можно, и – нужно, было обойтись. Не тот случай, когда повторение – мать учения.

Итог – 7. Несмотря на все минусы, ни капельки не жалею потраченного времени. Рекомендую всем, но предупреждаю, что даже до середины выстоят не многие. Все-таки, «Диктатор» больше литературный памятник эпохе, чем «книга на все времена».

P. S. И уже чисто «вкусовое». Очень не понравилась мне постоянно нагнетаемое искусственное напряжение. «Кто знал, что это будет начало страшных событий…», «если бы мы знали тогда, к чему это приведет...». Ждал, минимум, армагеддца. Тяжеловодяного. Фиг…

P. P. S. Подвиг на прочтение не понятый до конца отзыв Sstresser. За что коллеге – спасибо.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом — понравилось. Ставлю «9». Теперь — по порядку.

Сначала о фантастике. Её в романе немного.

1. Указано, что мир романа — петля в боковушке времени, тогда как наш мир — главный.

2. Названия городов/стран. Одноязычие (разных языков нет)

3. Техника, построенная не на двигателе внутреннего сгорания, как у нас, а на двигателе сверхкомпрессирования, сверхсжижения воды. Автор в детали не вдаётся, но тут они и не к чему.

4. Развязка романа — то, как на самом деле поступил диктатор. Подсказка: такого быть просто не может.

Плюсы романа.

1. Понятно описан мир — без ненужных деталей, но общая картина ясно вырисовывается.

2. Проработаны характеры персонажей. В принципе ясна мотивация того, от лица которого ведётся повествование, и его восприятие «партегеноссен».

3. Повествование логично, одно цепляется за другое, книгу тяжело отложить даже при начале новой части. Сюжет развивается, цепляя одно за другое, диалоги постоянно поднимают всё новые и новые вопросы и проблемы, героям не дают отдохнуть.

4. Хорошо описана мировая война. Если хотите прочитать про масштабную мировую войну — это для вас.

Минусы.

1. Главный минус — концовка, она же — последняя часть. Видимо, автор не понимает, что широкий жест диктатора Гамова по помилованию тех, кого суд приговорил к смерти и о смерти которых публично сообщили по телеку («стерео») — это плевок и в направлении суда, и в тех, кто погиб на войне. Если ты — диктатор, заявил, что хочешь искоренить войны и за это казнишь несколько групп лиц, то зачем же некоторых из них прощать? Если ты уже объявил, что их казнишь, то казни, чёрт возьми!

Последняя часть откровенно подкачала. Видно, что автор сам испугался пойти до конца, изменил самому себе.

2. В нашем мире роман смотрится несколько наивным. Впрочем, можно сказать, что это просто очень добрый роман. (да-да, про диктатуру — и добрый, почти нежный). Так же несколько наивно ведут себя персонажи романа, особенно тот — второй диктатор, от имени которого ведётся повествование.

И ещё пару общих соображений.

Отлично показана жизнь и мировоззрение среднего человека, который, волею судеб, оказался на вершине пирамиды власти. Семипалов (от лица которого ведётся повествование) весь отдаётся работе, стараясь оправдать доверие общества.

Реалистична и любовная линия. Обычно под «любовной линией» подразумеваются ухаживания, размолвки, стремление одного к другому, в общем — юношеский пафос. Здесь же показано, как быт портит отношения между мужчиной и женщиной, а власть полностью убивает их. Любовь здесь — игра на понижение, но такова цена власти, ибо именно во власти Семипалов раскрывается как личность.

Снегов отлично поддел бывшие «братские союзные республики», на содержание которых тратились огромные средства и которые только ослабляли государство. Так, во флорах угадывается Закавказье. Досталось и про викингов — какие они мужественные, все из себя, а армии у них — пшик, да и продовольствием сами себя обеспечить не могут.

Очень нежный мир, зацикленный на чести и том, как красиво выглядеть. Подумаешь, какое унижение — утопить в гавне или на показ выставить, как человек справляет большую и малую нужду. У нас от такого войска не отводят и на мировую не идут.

Вывод. Роман не фантастический. Он — про идеальную диктатуру. Понятно, что издатель (в моём случае — АзбукаФантастика) не может себе позволить написать честно, и пишет «роман-предупреждение», но фактически роман про идеальную, просвещённую диктатуру. Не могу причислить себя к поклонникам единоличной власти, но проникся симпатиями к тем двум диктаторам (в конце книги понимаешь, что один из них — блефовал, а второй фактически был диктатором, не подозревая об этом), которые представлены в романе. Пронизывает грусть, ибо единоличный диктатор — очень одинокий человек.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лишний раз убедился в том, как сильно я не люблю диктаторов и тиранов. Не люблю. Никаких.

Ни заставлявшего устраивать костры из книг и торжественные факельные шествия. Ни сажавшего себе на колени девочку в красном галстуке и с хитрым прищуром смотрящего на хоровод детей вокруг себя. 

Ни того, кто после себя оставляет многомиллионные счета в банках. Ни того, после которого остается сберкнижка с неиспользованной зарплатой.

Ни любившего увешать себе грудь орденами и жившего во дворце. Ни прожившего на даче под Москвой и проходившего всю жизнь в одних сапогах и простом френче без знаков различия.

Ни того, могилой которого стал безвестный уголочек бескрайней азиатской степи,тщетно разыскиваемый археологами всех мастей сотни лет. Ни того, после смерти которого тысячи людей выстраиваются в километровые очереди, чтобы посмотреть на останки того, кто был для них ВСЕМ.

Не люблю даже не за тысячи и миллионы мертвецов, остающихся после них, а за то какую власть они имеют над душами людей даже после своей физической смерти и как эти души уродуют.

Не верю я в эту отеческую улыбку сквозь рыжие усы.

Не верю я в этот мудрый взгляд глаз, видящих за пеленой предстоящих событий нечто сокрытое от глаз простых смертных.

Не верю я в эти покаянные муки ПОСЛЕ.

И все разговоры, что де не для себя они старались, а для нас сирых, убогих и неразумных...Это все, извините, от лукавого...Потому что методы, которыми они всего добивались — это когда белое объявляется черным и наоборот. В книге эти методы объявляются «парадоксами» и сопровождаются прилагательным «неклассические». Неклассические методы в политике...неклассические методы в войне...неклассические методы в человеческих отношениях...Может хватит уже?! Итак уже вся история моей страны за последние сто лет — один сплошной неклассический метод всего...

В общем, не верю я ни таким методам, ни главному герою этого многостраничного опуса Гамову, эмоционально возбуждающемуся при виде слез детей и казнящему солдат противоборствующей страны посредством сбрасывания этих самых солдат на головы их сограждан...родителей...жен...детей...

Последней каплей для меня стало описание женщин, выстраивающихся в очереди, чтобы сдать свое молоко потому, что оно необходимо для спасения детей страны, воюющей со страной Гамова.

Также абсолютно не убедили философские измышления автора относительно природы войн и причин их возникновения. Автор полностью опустил такие факторы как экономика, геополитика, зоны влияния и т.д. Тем более, не понятно из-за чего ведется война в мире, где один менталитет, один язык, одно информационное пространство в конце концов...В мире Гамова война идет просто потому, что есть «враги», есть «друзья»...Неубедительно как-то...Причем, похоже, и для автора тоже.Сам он это все придумал, сам с этим пытается спорить...

Издание, которое читал я, порадовало одним: в аннотации написано, что это «книга-предупреждение».

Все правильно — именно предупреждение!

Потому что по прежнему « Зомби играет на трубе — мы танцуем свои танцы!» (цитата из песни гр. «Крематорий»).

Оценка: 2
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня в этой книге всё, что есть фантастического отошло на второй план. А вперёд вышла Личность. И даже не становление этой Личности, как диктатора – Гамов всегда им был, просто для него пришло время проявить всю мощь своей сути. Он всё делал не так, как привыкли люди: дрался так, как никто не дерётся, воевал так, как никто не воюет, карал так, как никто не карает, делал всё то, чего никто не делает на войне, в политике, в жизни. Всё, что описывает Автор в этой книге могло свершится только с такой Личностью, как Гамов, которая больше его окружения, больше его страны, больше всего мира. Его нельзя заменить. Его звание – диктатор – означает всю полноту власти, которую он взял на себя.

Но помимо власти была ещё и громадная ответственность за все действия. Особенно, когда не поддерживают, особенно, когда не понимают. Гамов видел в своей сложной игре с судьбой на много ходов дальше любого своего противника, дальше своего окружения. Он заранее рассчитывал победные ходы в ситуациях, которых ещё нет, которые кажутся почти неосуществимыми, о которых почти невозможно и помыслить – и хорошо, что об этом никто не догадывался, благодаря этому он одерживал верх. В нём жила огромная жертвенность и прежде всего самим собой, потому что он, принимая на себя власть, делая первый шаг на пути к диктатуре, отдавая самый первый приказ, уже тогда знал, как будет отвечать за каждый свой шаг и каждое действие, когда добъётся поставленной цели – только поэтому он так и действовал. И от него не дождёшься благородства – он воевал так, чтобы вызвать отвращение к войне, превращал героизм солдат во ,,вредную профессию'' – только такое отвращение, по его убеждению, будет истинно благородным.

Но всё задуманное у Гамова получилось только потому, что у него было достойное окружение. Он отлично разбирался в людях, видел их насквозь и по полной использовал все их полезные качества и возможности для дела. И в действительности то вся эта история и рассказана верным его сторонником, его учеником и правой рукой. Гамова не заменишь, но и его окружение так же невозможно заменить. Каждый на своём месте, а в целом они — стальное единство. Единство, которое изменило всё, внесло новые ценности, ввело новые правила, изменило суть мира. И в этом новом мире Гамову нет места. Он должен был остаться символом.

Вся книга написана довольно сухим и жёстким языком. Многие страницы здесь занимают речи, мощные диалоги, в которых достаточно пафоса. Но они так заразительны, что увлекают. В них чувствуется энергия, особый настрой и безоговорочная уверенность. Автор очень здорово описывает внешность персонажей и подаёт её со своеобразным любованием. Это один из замечательных приёмов характеристики своих героев, у которых внешность подчёркивает натуру, или же наоборот противопоставляется их характеру.

Книга очень интересная. С ней можно соглашаться или нет, спорить, опровергать… Но определённо она не оставит читателя равнодушным, заставляя мысленно и вслух вновь и вновь возвращаться к вопросам войны против войны, к теме ,,добра, у которого тень — это зло''.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Снегов всю жизнь был одним из моих любимых писателей за одно лишь произведение — трилогию «Люди как боги». Помню как в библиотеке Короленко я взял эту толстенную книгу и прочел ее залпом за один день! И вот только через два с хвостиком десятилетия у меня дошли руки прочитать еще одно его эпохальное творение — фантастический роман «Диктатор» (написанный еще в 1987 году).

«Диктатор» поражает масштабностью, фантастичностью, пронзительностью и потрясающей силой философской составляющей. Это антиутопия и утопия в одном лице. Действие происходит в мире, параллельном нашему и лишь отдаленно похожим на него. Планета раздроблена на множество крупных и мелких государств, говорящих на одном языке, но враждующих друг с другом. Идут жестокие войны (с захватывающим детальным описанием сражений, с импульсаторами, резонаторами, сгущенной водой, позволяющей управлять циклонами, обрушивать на противников ураганы и тонны воды). В одном из враждующих государств, насквозь прогнившем и коррумпированном, безнадежно проигрывающим в войне, преданном союзниками и своим бездарными руководством, группа друзей устраивает военный переворот и захватывает власть. Далее они абсолютно нелогичными фантастическими политическими ходами пытаются не только исправить положение в стране и внести перелом в войну, но и победить само понятие войны, сделать ее невозможной и неприемлемой для всех государств, устроить мир и согласие во всем мире.

Сюжет развивается очень интересно, много интересных персонажей, интриг, политической борьбы, словесных дуэлей с превосходной аргументацией с обеих сторон, много красивых женщин, умных и благородных мужчин, находчивых противников. Но главное в книге — ее антивоенная философия страшнейшей силы. Мы все привыкли к тому, что война — это плохо, и считаем это само собой разумеющимся, но после прочтения этой книги Вы поймете, что были не противниками, а скорее адвокатами и пособниками войн. Меня (неглупого человека) прочитанное в книге буквально потрясло и поменяло мое отношение к войнам с привычно-осуждающе-смирившегося на активное неприятие. Рассказы о военной доблести, чести и успехах воюющих за правое дело больше не вызовут у меня положительных эмоций.

Я здесь не смогу ничего пересказать в этом коротком отзыве, причем не потому, что автор практически непрерывно говорит об этом на протяжении 880 (!) страниц. Просто я и близко не смогу так все ясно и убедительно донести до читателя, как это делает Снегов устами героев романа. Чего стоит только рассказ о маленькой девочке, погибшей от взрыва бомбы, и протягивающей перед смертью ручки к кому-то, кто мог бы ее спасти, о том, какая вселенная погибла вместе с ней... :( Нет я не смогу это здесь передать, нужно это читать в первоисточнике.

Автор написал этот сумасшедшей силы роман (я бы поставил его по философской глубине гораздо выше, чем например, «Война и мир» Толстого) всего за два года. И конечно же в нем есть недостатки, есть немного наивные места, есть места, вызывающие снисходительную улыбку. Много романтики (не зря Снегова называют классиком советской космической оперы), много театральности с этим его фирменным «если бы мы знали тогда, к чему это приведет, мы не были бы так беспечны в ...». :) Очень много текста и разговоров, не каждый осилит такой объем чтения. Но я бы даже ввел эту книгу, как обязательную в школах. Учитывая то, что сейчас происходит в мире и у нас в нашей родной стране. Вначале романа так просто не верится, что автор не списал весь этот сюрреализм современной политики с действительности, а придумал почти тридцать лет назад.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать с большим упоением! Еще под впечатлениями от «Люди как боги». Сюжет захватывал, книгу прямо из рук выпускать не хотелось... но вот последние страниц 100-120 ОЧЕНЬ разочаровали((( При таком сюжете и таком его динамическом развитии ТАК ИСПОГАНИТЬ концовку. Все впечатление, сложившееся вначале и складывающееся в процессе — в помойку. Не ставлю очень низкую оценку только из уважения к автору и моему любимому его произведению «Люди как боги».

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман сразу же после трилогии «Люди как боги», «Хрононавигаторов» и нескольких повестей, при том же, прочитать ее сразу не смог — элементарно не хватило времени, из-за чего пошел, и даже непролистанную, нетронутую еще книгу отнес обратно в библиотеку. Осознание ошибки пришло лишь после прочтения, хотя и то не сразу.

«Диктатор» — это, наверное, лучший, на том же уровне, что и «Люди как боги», произведение Снегова. Роман, где автор изложил нам не очередной мир в перпендикулярном времени и путешествия из него на альтернативную (нашу Землю), нет, — фантастики тут совсем немного, буквально несколько элементов, штрихов, создающие мир произведения, который даже с техникой на основе сжатой (или сжиженной, уже не помню) воды, метеовойнами и единым языком мало чем отличается от нашего. Правда, этой Земле повезло больше — здесь появился Гамов, полковник Алексей Гамов.

Завязка романа вполне обыденна для нашего мира — власти двух сильных держав не поделили геополитические зоны влияния, из-за чего сначала между малыми, а потом и этими самыми державами и разразилась война. Уверен, что если бы у власти в одном из этих государств управляли наши марксисты-ленинисты, те тут же сказали, что это «очередная империалистическая война», и тут бы они были правы целиком и полностью — побранятся сверхдержавы, поиграются, разрушат несколько сотен городов и миллионы человеческих судеб, да и успокоятся — кто-то из них, правда, под конец, выплатит контрибуции аля репарации, но с этим у все. Да вот кое-что пошло не так — в игру вступает Гамов, сначала, как призывник, вместе со своими товарищами, будущими членами его правительства, на фронт, где проявляет себя не просто как хороший боец, но и гениальный тактик, который постепенно, по просьбе самого боевого генерала, замещает его. Более того, в целях пропаганды, чтобы дать забыть народу о трудностях войны и общими трудностями на фронте, государственные СМИ широко освещают победы Гамова, который в итоге становится настоящим всеобщим героем. Из-за этого его отряд собираются передислоцировать, предлагая Гамову звание генерала, от которого он отказывается — для всех он все равно бы остался Полковником Гамовым.

Передислокация оказывается неудачной для правительства — в результате умело спланированного переворота, в власти и приходят Гамов и его люди (сразу же хочется добавить, что сам Гамов не был зачинателем этой идеи и ее реализатором). Придя к управлению страны, довольно сильно напоминающей Советский Союз нашего мира (в «перпендикулярной Земле» заметны аналогии и на Англию/США — основных противников и разжигателей идущей войны, Германии, и даже на ислам), Гамов «принимает титул, полностью соответствующий действительности — Диктатор», и, создавая Министерства Милосердия и Террора, полностью изменяет ситуацию в государстве — бандитизм, нерациональность экономической системы, и то и другое встречавшееся еще до войны — все было изменено в положительную сторону, пусть иногда и крайне радикальными методами...

Далее следовало невоенное ведение войны, которое заключалось и в помощи противникам, их населения, от эпидемий, спасения местных жителей, нестандартный подход к войне, который закончился, как это ни странно, победой... После которой Гамов решает судить себя и свою команду.

Как же так, спросите вы? Казалось бы, успешная карьера, которая должна была бы продолжаться и далее — стать Диктатором целой Земли — согласитесь, не плохо, — но, в итоге, все закончилось именно так. Но для чего?

Объединив мир (нет, никаких федераций под его лидерством или вхождения всех остальных держав — в его государство не было), закончив войну, примирив соперников, Гамов заявляет, что он так же, как и лидеры других государств-участниц, являлся ответственным за эту войну, и он, Алексей Гамов, Диктатор, Полковник Гамов, расплатится перед судом в полной мере за совершенные им преступления. Так Гамов хочет раз и навсегда, после своих невоенных методов войны, изжить сами эти войны...

Можно, конечно, провести линии с христианским Ахтихристом, либо с гениальным полководцем, либо с какими-то фюрерскими амбициями, но:

«Диктатор» — действительно роман-утопия, роман-фантазия, роман-мечта на тему идеального лидера — вождя, правителя, который не только бы честно руководил своей Родиной, был ответственным за все происходящее в ней при его правлении, но и задумывался о всем остальном мире, обо всем Человечестве и его будущем. Такого лидера, Диктатора, не хватает и нам, на нашей Земле.

П.С. А может этот помощник Гамова, попавший в нашу Реальность, и есть тот самый Диктатор, который изменит и нас к лучшему?..

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх