FantLab ru

Майкл Грубер «Тропик ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Голосов:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Тропик ночи

Tropic of Night

Роман, год; цикл «Джимми Паз»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На самом деле Джейн Доу антрополог и эксперт по шаманизму. Но сейчас она никто, просто тень. Разыграв собственное самоубийство, она живет под вымышленным именем в Майами вместе с больной маленькой девочкой, которую подобрала на улице.

В Майами происходит серия ритуальных убийств, из-за которых город находится на грани паники. Расследованием занимается детектив Джимми Паз, которому удается разыскать свидетелей, находившихся на месте преступления. Но они все как один ничего не могут вспомнить. Паз приходит к малоутешительному выводу — на них просто наложили заклятие.

К собственному сожалению, он оказывается прав, ведь события в современном цивилизованном городе все больше напоминают адский коктейль из смеси заклинаний африканских колдунов и магии вуду.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Дэшила Хэммета / The Dashiell Hammett Award, 2003

номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2004 // Дебютный роман


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Л. Лебедева (2)

Тропик ночи
2005 г.
Тропик ночи
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман представляет собой смесь типичного американского детектива и пространных магических фантазий с явным социальным подтекстом о больных вопросах американского общественного расизма. На фоне довольно не плохого сюжета, здесь в изобилии имеются: использование героями непонятной и смешанной магии, обсуждение с американской наивной политкорректностью негритянского вопроса (ой! простите, афроамериканского), нелогичные детали расследования ритуальных убийств, бесконечное описание тяжелого психического состояния одной из героинь и т.п. откровенно скучные моменты.

Книга включает в себя три сюжетные линии, одна из которых представляет собой дневник, вторая напоминает монолог женщины с бесконечными психологическими проблемами и третья – детективное расследование, где и разворачиваются основные действия с главным героем цикла Джимми Пазом.

Временами действие вязкое и затянутое, атмосфера мрачно не интересная и депрессивная, много непонятных незавершенных моментов и нестыковок.

В целом, идея романа понравилась, но слишком много явных минусов, которые слишком портят книгу.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что хорошо в этой книге — так это нетривиальный взгляд на тему вудуизма в частности и магии в целом. Это её и отличает, делает непохожей, не вписывающейся в общий поток вудуистской тематики. Что касается научной обоснованности концепции магического, выдвигаемой автором... Слов нет, концепция эта весьма оригинальна и остроумна, хотя и абсолютна надуманна. Да конечно, Майкл Грубер ссылается на ряд учёных этнологов и этнографов, весьма известных. Ссылки на Маргарет Мид, Шарля Тур де Монтея и других светил науки придают роману определённую обоснованность. Однако не стоит воспринимать его как беллетризованный научный труд. Не в обиду автору будь сказано, но всё это не более чем измышления, по большей части поверхностные. Интересные, занимательные, но ни в коей мере не научные.

Достоинств книги это однако не умаляет ни в коей мере. «Тропик ночи» — замечательный образец качественной беллетристики, отличный мистический триллер. Во всяком случае, о потраченном на книгу времени и деньгах жалеть уж точно не придётся.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами достойный образец мистического детектива. Крепкая и достаточно своеобразная работа.

Детективный скелет обтянут мясом из социальной драмы, внутренности и кровеносная система образованы мистической составляющей.

Что удивило: автор не побоялся поднять тему «чёрного расизма» в США и Африке. Удивительно, что эту книгу вообще допустили в печать. Смысл в том, что радетельное отношение афроамериканцев к своей прародине быстро теряет флёр, стоит им оказаться на землях чёрного континента. Аборигенам плевать на расу, для них «понаехавший» суть есть американец, из которого под разными предлогами можно соснуть баблеца.

В просвещённой и великой Америке свои проблемы: если ты живёшь среди чёрного населения, и твоя кожа белее среднестатистического маркера, тебя могут считать неполноценным. Эвоно что выходит! В принципе, ничего нового: чёрный крикнет белому «снежок» — норма, белый назовёт чернокожего ниггером — расизм. Но автор показывает эту проблему под интересным углом и в необычном свете, за что ему большое спасибо!

Мир «Тропика ночи» насквозь пропитан магией, и это не ворожба седобородых стариков в смешных мантиях и колпаках. Здесь речь идёт о силе, способной изменить фундаментальные элементы мироустройства. Колдуны африканского племени оло и шаманы вымышленного народа ченка обращаются к невидимой стороне мира. Оло делят свой универсум на две ипостаси: м'доли — мир истинный и невидимый, м'фа — мир материальный, который является всего-лишь тенью м'доли. Скажете было? Было и вправду, например — Тональ и Нагваль в книгах Кастанеды. Концептуальная новизна здесь не важна, ибо космология народа оло связана с одержимостью главного злодея.

Автор как бы невзначай даёт нам задуматься над интересной мыслью: мы — белая цивилизация, выросли из лона науки и выехали в космос на сложной экономической системе, чёрная раса в этом якобы не нуждаются, ибо через магию они максимально приблизились к фундаментальному пониманию всего во вселенной.

Именно этим знанием «всего» (читай магией) и решил воспользоваться главный злодей. Он считает, что чёрная раса должна окунуть белую мордой в говно, Африке нужен чёрный Гитлер (прости меня, Г-пди, я не хотел упоминать имя демона всуе) со своей разрушительной силой, способной сплотить африканские народы. Он считает эту цель достижимой только через магию. Что вышло из такого мистического негритюда — читайте в книге.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне взгляд на магию, на котором построена эта книга, мне, не кажется таким уж надуманным — он не плохо вписывается в современное мировоззрение, как религиозное, так и научное. Не стал бы я ставить этой книге и диагноз «наивная политкорректность», я нашёл в ней скорей не такую уж плохую попытку проникнуть в суть «чёрно-белых» расовых противоречий. И «чёрный-пречёрный» «Фауст» Уитт Мур достаточно хорош в этом плане.

Хотя, конечно, книга, всё же, достаточно поверхностна. Поверхностность эта, для нас, русских, особенно хорошо заметна по описаниям «сибирских» приключений героини, некоторые детали которых достойны стёба в духе «[work=155585]Сибирской рапсодии[/work]» А. Скоробогатова. Но ведь Грубер и не претендует на роль «кладезя мудрости» и «властителя дум», он пишет не более чем развлекательную литературу. Впрочем, совсем даже не лишённую мысли.

А темы, которые волнуют Грубера, те же, что мучили и многих из авторов мировой классической литературы. Это проявления божественного и сатанинского в человеческой жизни, природа зла, и, разумеется, душа женщины. Судя по тому, что я уже прочёл у этого автора, у него совсем неплохо выходят фигуры «женщин с бесконечными психологическими проблемами». Хотя до глубин, скажем, Достоевского, Груберу очень и очень далеко, написанные им надрывные «религиозно-психологические триллеры» кажутся мне весьма интересными.

(к слову вспомнилась цитата из рассказа Сорокина «[work=68539]Dostoevsky-Trip[/work]»)

«ХИМИК. Достаточно. (Закуривает.) Как говорит мой шеф — экспериментальная фаза завершена. Теперь можно с уверенностью констатировать, что Достоевский в чистом виде действует смертельно.

ПРОДАВЕЦ. И что делать?

ХИМИК. Надо разбавлять.

ПРОДАВЕЦ. Чем?

ХИМИК (задумывается). Ну… попробуем Стивеном Кингом. А там посмотрим.»

В явный минус «Тропику Ночи» можно записать целый букет логических нестыковок в сюжете. Их никак не может скрыть даже замысловатая композиция романа, представляющая собой прихотливо-перетасованные фрагменты из прошлого и настоящего его героев. Но цели поддерживать читателя в напряжении (без которого триллер — не триллер) этот приём вполне служит.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма симпатичный роман. Взгляд на вудуизм изложен вполне понятный. Единственный минус, который ограничивает возраст читателя — в некоторых сценах чересчур «красочно» описаны сексуальные контакты. Хотя, если разобраться, без них не обходится практически ни один современный американский роман.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой мистический триллер с периодическими провисаниями сюжета, логическими нестыковками и научными (либо) псевдонаучными взглядами на магию, в данном случае примитивную африканскую, некоего сибирского племени и выходцев из карибского бассейна (в большинстве своем о том. что большая часть людей считает вуду).

Но, как мне показалось, «это совсем не об этом».

Если отбросить магию, жизнь дна, вынужденный дауншифтинг, то это окажется простая история о дуре с университетским образованием и даже научной степенью, которая назло родителям вышла замуж не за того парня, и из-за этого отхлебнула по полной.

Героиня талантлива, смела и умна, но при этом в голове у нее опилки как у Винни-Пуха. Вначале история с полудурком антропологом, известным и талантливым, которая дорого ей обошлась в плане душевного покоя и здоровья. Семья помогала и поддерживала.

Затем следующий плевок в морду родителям — брак с эти негром, безусловно талантливым поэтом и драматургом, но, как выяснилось позже, расистом.

Если бы героиня прислушивалась к мнению более умных людей, в данном случае родителей (мизальянс их не смущал, и раса, в общем тоже, но были определенные обстоятельства), дура бы дальше успешно занималась наукой, а много женщин, которые из-за ее дурости расстались с жизнью, были бы живы

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх