FantLab ru

Питер Уоттс «Морские звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Голосов:
1074
Моя оценка:
-

подробнее

Морские звёзды

Starfish

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На дне Тихого океана проходит странный эксперимент — геотермальная подводная станция вместила в себя необычный персонал. Каждый из этих людей модифицирован для работы под водой и... психически нездоров. Жертва детского насилия и маньяк, педофил и суицидальная личность... Случайный набор сумасшедших, неожиданно проявивших невероятную способность адаптироваться к жизни в непроглядной тьме океанских глубин, совсем скоро встретится лицом к лицу с Угрозой, медленно поднимающейся из гигантского разлома в тектонической плите Хуан де Фука.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Тексты рассказов «Ниша» и «Дом» были основательно переработаны, прежде чем стать частью романа.


В произведение входит:

7.52 (477)
-
15 отз.
7.08 (217)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Похвальный отзыв

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2000 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Канада, 1999)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Морские звезды
2012 г.
Морские звезды
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Рифтеры
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Starfish
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему герои Питера Уоттса чаще всего девианты?

И действительно, читаю уже второй цикл сего автора, и из вменяемых его персонажей могу припомнить только Дэниела Брукса из «Echopraxia», да и тот, скорее всего, просто является alter-ego писателя. Так почему же он делает такой упор, именно упор на патологии? Скорее всего, потому, что описывать их носителей проще. Психические расстройства достаточно типичны, и куда проще выстроить характер, взяв за основу патологию, закрутив всё вокруг неё, закольцевав и отцентрировав. Скорее всего, описание психологии и архитектоника личности для Питера Уоттса — неподъёмная задача, изобразить героя вне определённых рамок, как полифоническую цельность, слишком сложно. Вне этих рамок, наверное, может быть только бесчувственный и бесстрастный Сири Китон, у которого попросту нет характера. Это серьёзный изъян в творчестве Питера Уоттса, и мы должны помнить об этом, когда читаем «Starfish».

Уже дебютному роману Уоттса свойственны те самые «кучерявость» и раздербаненность, о которых я писал применительно к космической дилогии. Он пытается писать обо всём сразу, делая упор на герметичный социум новых постлюдей, которые постепенно превращаются в «рифтеров» — обиателей морских глубин. Я не зря писал о девиатах — фокус обзора, деловито заданный Уоттсом, сильно сбивается с темы, поскольку они общность выстроить не могут. Индивидуальное преобразование в постчеловека также выглядит довольно странно, поскольку акцент делается не на смене мировосприятия и приспособление под среду, а на заранее прописанную психологическую деформацию, преображение мы видим только со стороны, глазами психолога-«сухопутника», однако видим нечётко, как сквозь... толщу воды.

Роман мог бы взять эффектными описаниями морских глубин, этого таинственного и жуткого мира вечной ночи, однако в нём нет объёма. Безусловно, в этом есть свой плюс: глубины изображены предельно нечётко, их даже можно представить метафорой человеческого разума, наполненного неясными тенями и отблесками, сотрясениями воды вибрациями со дна, и выбросами из каменных глубин планеты. Однако космос у Уоттса действительно выглядит страшной и необъяснимой бездной, и морские глубины, к сожалению, не слишком выразительны.

Всё прочее в романе присутствует фрагментами, обрывками футурологических трендов конца 90-х, вроде идей «умных гелей» и проблемы семантического кодирования диалогического процесса при общении систем, мыслящих в разных плоскостях, которые получат своё развитие в «Blindsight», Бетагемот, который вплетён в ткань повествования уж как-то совсем сбоку, и крушит хоть какую-то хрупкую структуру текста.

Вывод: любопытный роман с хорошим потенциалом, но спорной реализацией. Почитать можно, хотя бы для футурологических экскурсов.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на «научную фантастичность» романа и кучу терминов с разъяснениями в виде ликбеза, идей на самом деле здесь чуть. Неплохой рассказ мог бы получиться, но надо же размазать на сотни страниц. Читать можно с любой, суть понимания не убудет и не прибавится. Действий то (настоящих, а не уплыл-приплыл) вообще на микрорассказ. Убрать бы большую часть навозно-тошнотворных диалогов-рассуждений с философией такого же запаха («значит тебя насиловал грёбаный доберман, а мать платила за вход...»). Глубоко, правда?! Может, выкинуть бы всю эту чушь и коротенько было бы и неплохо.

По мне так белетристика (и не только фантастика) все больше сбивается на всякие подробности-мелочи, описывается каждый чих и пук. Как вздыхал печальный философ ослик Иа «А почему? И по какой причине? И какой из этого следует вывод?» Потому-то планово-страничная писанина, плюс «пятилетку в 2 года!». Говорю только про себя — мне эту размазню, где всего лишь чайная ложка питательной смеси размусоливаемся по всей огромной тарелке, читать не интересно.

Поэтому и дети уходят в игры, где ежесекундный экшен.

Я как раз против этого, я за интеллектуальную литературу, но нельзя же так длинно и занудно описывать каждый шаг на 2х страницах, когда в жизни он пролетает за пару секунд. В такую деталировку обычно уходят, когда по сути сказать особо нечего. Как в старой юморезке от М.Жванецкого на экзамене по физике: «Генераторы бывают 2х типов-генераторы и дегенераторы...»

Не считаю это твердой НФ, поставил бы впереди «псевдо» или «квази».

Признаюсь, уже не первую такую книгу начинаю честно читать, затем нахожу аудиоверсию (бросать жалко) и, делая что-нибудь, одновременно дослушиваю. Что-то отвлекло на пару минут, пропустил конечно кучу жизнеутверждающих мыслей, но не беда. Не из тех произведений, где цепляешься за каждую строчку и жалеешь, когда страница последняя...

Мелковато, несмотря на океанские глубины, зато темновато, как там и ещё в одном известном месте и должно быть...

Короче. Человек писал (ударение на второй слог), старался. Твердая пятерка! :)

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самые простые люди, которые оказались не в самом простом месте. Хотя место на самом деле получилось довольно симпатичное. Я бы тоже вздремнул в кромешной тьме на дне океана. Может я немного старомоден, но я все еще считаю, что нет на свете профессии лучше, чем космонавт. Тут главные герои не космонавты, но что-то очень близкое. Рифтеры. Люди, которые абсолютно точно не боятся темноты.

Жестких требований к кандидатам нет. Ни к физическому состоянию (кибернетические органы позволят успешно функционировать на глубине трех километров), ни к обладанию какими-то знаниями (все необходимое закачают прямо в мозг). А вот жесткие требования к психическому здоровью как бы есть. Но это требования со знаком минус. Ты должен быть до такой степени отбитым, чтобы постоянный гнетущий стресс, который нормального человека сделал бы дураком, для тебя был бы меньшим злом. А со временем так и вообще — благом. В результате чего случилось непредвиденное. Эмоциональные калеки внезапно полюбили свою тюрьму на дне океана. Ведь не имеет особого значения кто ты. Рифт все равно согнет тебя под нужным углом. Психи оказались предпочтительнее исключительно потому, что у них в прошлом уже есть опыт подобной трансформации.

Создается впечатление, что как Набокову скучно было писать про счастливую любовь, так Уоттсу было скучно использовать в повествовании рядовых обывателей. Именно поэтому автора и тянет в фантастическое будущее, где под видом обывателя можно живописать современных девиантов. Впрочем, если вспомнить, что такой вещи, как «средний человек» не существует в природе, то можно легко примириться с авторским замыслом. Если для получения качественного текста нужны персонажи с изломанными судьбами, то пусть будет так. С другой стороны, а что есть средний человек в мире будущего? Среднего человека (я, честное слово, не знаю, что должно скрываться под этими словами) уже при нынешнем постмодерне не видно, а что будет лет через 30-50? Средним будет считать человек общий набор отклонений которого на 90-95% совпадает с 90-95% от набора наиболее распространенных отклонений? Как-то так наверное и будет.

Читал уже после «Ложной слепоты» и «Эхопраксии». По началу текст казался слабее «Огнепада». Но потом глаз привык к авторскому стилю, и пришло ощущение, что ты дома. В итоге имеем еще один текст Питера Уоттса с нужной мне пропорцией людей будущего и техники будущего, в которых отражаются люди настоящего и техника настоящего. Понимайте сейчас технику в очень широком смысле. Существующая социальность — тоже техника.

Рекомендовать к прочтению книгу не буду. Очень специфический жанр. Очень специфический писатель. Очень специфическая тема и сюжет. Кому понравился «Огнепад» может попробовать «Рифтеров». Но не факт, что понравится.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Питер Уоттс, на мой взгляд – один из лучших современных авторов научной фантастики. Твёрдой научной фантастики. Твёрже, чем большая часть околонаучного нон-фикшена. Любую свою выдумку автор сопровождает кучей научных объяснений с соответствующими терминами, из-за чего быстро прочитать книгу не получится – надо вчитываться и вдумываться.

В предыдущих двух прочитанных мною книгах – «Ложной Слепоте» и «Эхопраксии» – многословные объяснения биологии и психологии не мешали сюжету быть увлекательным. С этой книгой так не получилось. «Морские звёзды» написаны раньше, и вероятно автор ещё не прокачал уровень увлекательности своих текстов.

Сюжет книги выглядит затянутым. Впрочем, не настолько, чтобы её бросить. Что-то в нём происходит, а потом страниц на сотню ничего не происходит, и начинаешь думать – ещё страниц 20 и я это брошу, но потом снова что-то происходит и интерес к книге снова подаёт признаки жизни… А потом ещё сотню страниц ничего не происходит. Когда же наконец это происходящее стало увлекательным книга внезапно кончилась.

Научные объяснения далеко не всегда здесь выглядят уместными, и зачастую делают героев занудами. Возможно потому, что не автор объясняет свой мир читателю, а персонажи вдруг начинают объяснять свой же мир друг другу.

Из плюсов можно отметить возникающую временами атмосферность. Бездна получилась действительно впечатляющей, странной, почти инопланетной. В ней кишит жизнь, возятся черви, плавают огромные зубастые чудовища. Этот мир существует по совсем другим законам, и чтобы выжить там, нужно эти законы понять и принять. Стать частью бездны. Когда в книге прорывается эта мысль, она становится почти великолепна. Но, увы, рядом с ней стоят обычные киберпанковские злые корпорации, искусственный и конечно же недружелюбный интеллект и глобальная угроза миру, которая временами кажется высосанной из пальца. Может в следующих книгах она будет раскрыта больше.

Однако желания читать эти следующие книги не возникло. Не привлекла меня эта серия вот совсем.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А в «Ложной слепоте» того же автора, книге о космосе и контакте с внеземным разумом были вампиры. И довольно-таки убедительно обоснованы. В «Эхопраксии» – зомби. И тоже получились к месту.

О данной книге тоже думалось, что будет нечто эдакое – но нет. Тем не менее, получилось не хуже, сразу стоит отметить, потому как книга также сразу увлекала разворачивающимися на ее страницах событиями, скроенных из разнородных, но в то же время плотно подогнанных друг к другу элементов.

Здесь и не самый лучший вариант будущего, где человечество ищет новые источники энергии, и станции на дне океана, и ее сотрудники, набранные из всяких социопатов и преступников. Развитие из взаимоотношений, сложных и непредсказуемых из-за их характеров и проблем, тянущихся из прошлого. И проскальзывающие нотки загадочной древней жизни, обитающей в толще воды, не знающей света.

Все это было интересно читать, прямо не оторваться.

А затем, акцент повествования внезапно сменился вместе с очередным приезжим на станцию. И вот уже текст полон рассуждений о новом виде восприятия окружения, работе мозга и органов в новых условиях, их приспособляемости. Только вот складывается ощущение, что сами персонажи не особо понимают, о чем говорят, даром, что ученые по большей части. Сложно-научные темы, с мудреными словами, порой еще более непонятными, чем в цикле «Огнепад»; диспуты, замешанные на допущениях и теориях, в книге получились нудными и не заканчиваются хотя бы промежуточными результатами (ведь это первая часть цикла). Дело то ли в их специфике, то ли потому, что сам автор не стал объяснять более внятно, как было раньше.

Также, нам показывали все большее «отчеловечивание» сотрудников станции, но вышло так, что они предстают перед нами не загадочными нелюдями в привычном пока что обличии, а… рыбами. Поведением уж точно. Они становятся либо чрезмерно пассивными на внешние раздражители, либо просят их простить, если совершают какую-нибудь пакость. Просят, а потом снова это делают. Организм изменившийся, должно быть, того требует. Кроме того, при любом удобном случае начинают кричать, чтобы их не трогали и обзывают всех, кто под руку попадется, самками собаки, стремительно уплывая с глаз долой в темноту. И так раз за разом. Персонажи, поначалу разнообразные характерами, поблекли, перестали заинтересовывать, только раздражать своим поведением.

Чувство чего-то древнего, страшного и нечеловеческого, таящегося на глубине, после зауми этой чрезмерной, после «орыбизации» людей, испарилось. И даже когда выяснилось, что то самое «страшное» и впрямь готово явить себя миру, факт этот воспринялся... пассивно. Есть и есть, давно пора.

Таким образом, «Морские звёзды» неплохи. Т.е., поначалу замечательные, а в конце более-менее приемлемые. Вот и получаем средний результат.

Автор по-прежнему предлагает почитать свои скрупулезные размышления над взятыми темами, на этот раз добавив к ним привычной фантастики. Делает это не так элегантно, как хотелось бы, но тут уж всем не угодишь, как говорится. А в целом, очищения от книги все-таки скорее положительные и желание узнать, что будет дальше с тем миром, сохранилось.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж сильно перехватили. И это тоже отразилось на оценке.

Какая к черту фантастика, атмосфера. Это рассказ о типичных биопроблемах для девочек-школьниц. Нет, биопроблемы не из разряда фантастики, а из разряда истерик «Как ты можешь так ничего не боятся» .. «я так боялась, хотела с тобой поговорить, а ты даже глаза не показала, как ты могла, ты во всём виновата». И это тщательно отобранные и подготовленные люди. Смеяться или плакать?

Уже не говорю о некоторых вопросах к гидродинамике при давлении той глубины. Твёрдой НФ тут не заметил вообще, а без грамма научности только порча жанра и желтуха.

Если захочется прочитать про экспедиции далёкие, тяжёлые, со срывами уж лучше забытые советские афторы, нежели это дерьмо маркетинга.

Но по оценке общей — читатель лоялен, даже хвалит, что говорит об умении писать и слоге. Некоторые описания приятно читать, но основной сюжет похабит всю книгу будто целенаправленно! Отсюда и оценка, не каждый оценит когда его заманивают повествованием и толкают в помои, потом снова нормальный момент, надежда на конец истерик с бредом, а нет — добро пожаловать в жижу.

Оценка: 2
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где вы тут атмосферу давящую увидели? Ничего этого нет, вообще никакой атмосферы нет. Сюжета тоже нет. Персонажи картон, да еще и говорят и реагируют клишированно, в духе плохих голливудских фильмов. Какие у этой книги плюсы? Я не знаю. Я не нашел ни одного. М.б. сеттинг? Ну подводная станция — кругом темно и рыбы плавают. Очень интересно.

Было бы круто, если бы автор как-то это все обыграл и оказалось, что они на самом деле на какой-то другой планете и это поэтому интернета нет. Или что их засунули туда инопланетята и наблюдают. Или еще как. Или они там в какой-нибудь кратер залезают и обнаруживают НЕЧТО. Ну хоть что-нибудь! Нет, такого Уоттса мне не надо. Если про космос он еще худо-бедно может писать, то под МЗ разве что засыпать. Причем не скажешь, что это дебют был — с точки зрения языка и стилистики все крепко написано.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Море-море, мир бездонный,

Пенный шелест волн прибрежных...» из песни Юрия Антонова.

Ну что ж, «Морские звезды» это хороший научно-фантастический психологический триллер. Эдакая мрачная версия «20 тысяч лье под водой»...И действительно, сумрачной темноты тут хватает: синяя безда дна, трагические судьбы шести жителей\служащих(а быть педофилом это ужасная трагедия) глубоководной станции «Биб» и их борьба с самими собой и подавляющей мощью океана.Они, эти страдальцы, стали частью эскперимента, под кодовым названием «Рифтеры». Но только ли лишь наука(и работа на нужды цивилизации) скрывается за этим экспериментом? В аннотации к книге говорится про некую тайну из глубин, которая способна погубить весь мир. Я то, грешным делом, ожидал какого-нибудь апокалиптического чудовища, но ведь это же научная фантастика, а значит тайная угроза оказалась куда меньше(совсем маленькая) по размеру, но при этом опаснее и главное, как то безнадежнее для жизни на поверхности( хотя вот этот момент не слишком то внятно прописан,прямо скажем). Само действие книги протекает неспешно(под водой же все-таки) и как то даже слегка сонно, но все компенсирует мастерски созданная атмосфера, в которой сам как будто бы плывешь по дну древнего океана...

Твердые 8 баллов, хороший нф-роман о...жизни там, где ее совсем и не ожидаешь встретить.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Изумительно атмосферная книга! Одно только место действия чего стоит – станция на дне глубоководной впадины в Тихом океане. И герои романа – люди с психическими отклонениями, потому что только такие, по убеждениям многочисленных специалистов, способны выжить в неуютном, лишенном всяческой цивилизации, да и просто неприспособленном к длительному проживанию, месте. Удивительно, но именно такие изгои находят особое очарование на дне океана. Прошедшие физиологическую трансформацию и адаптированные к новым условиям обитания, они настолько привыкают к окружающей их среде, что считают океан своим домом и не торопятся вернуться на сушу. А уж когда понимают, что руководство компании использует их «в темную» и по каким-то причинам решило от них избавиться, тогда они решают играть по своим правилам.

Однако тем, кто заинтересуется сюжетом, следует подготовиться к неспешному, вдумчивому чтению. Роман просто изобилует всякого рода техническими терминами, и порой приходилось продираться через многочисленные ссылки и отступления. Возможно, без таких подробностей история бы только выиграла, но автор, скорее всего, хотел максимально возможно приблизить фантастику к реальности, и не мне его судить.

Ассоциацией к названию в тексте нашлось не только описание удивительных морских звезд, способных к регенерации, как пример абсолютной демократии. Мне понравилась аллегория, связанная с описанием одного из обитателей бездны: тварь типа медузы с кучей желудков на тонких водянистых щупальцах, которые легко отбрасываются при малейшей угрозе. Одна из рифтеров оценила ее так: «Типичная хренова бюрократия, чуть что, и она сразу приносит в жертву то, что ее кормит».

Не обошел автор и любимую тему фантастов: что умнее – мозг человека или механический интеллект, какие ошибки может совершить тот или иной, и во сколько это обойдется человечеству.

Не смотря на кажущуюся условную законченность романа, финал не вызывает сомнений в том, что дальше будет еще интереснее. И я, безусловно, буду читать продолжение, потому что по моим личным меркам произведение относится к тем, которые сложно читать, но еще сложнее – забыть.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лажа. Типа фантастический роман.

Для начала научился бы просто писать прозу. А уж затем взялся бы за фантастические романы. А лучше не брался бы. Абсолютное отсутствие литературного образования автор пытается компенсировать псевдонаучными предположениями, свойственными современным американским фантастам. Читать подобные опусы можно только заставляя самого себя. Вообще общемировой кризис литературы, и фантастики в частности, выпирает наружу во всех произведениях Уотса. Собственно говоря современные американские писатели есть представители современного американского общества. Отсюда и нечитабельность романов мистера Уотсона.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего не читал Уоттса до этого. Вернее так: ничего не дочитывал. Брался за «Ложную слепоту», но быстро соскочил, как-то отпугнула она меня, не заинтересовала должным образом. А вот «Звезды» впечатлили очень даже. И юсжет интересный, и действие сконцентрировано более-менее на одних персонажах, нету сонма героев, половина из которых нафиг никому не нужна. А если такое впечатление и возникает, то быстро проходит. И самый большой плюс книги, при всей динамичности сюжета, автор не держит читателей за идиотов. Он спокойно общается с ним на своем языке, при этом не особо заоботясь, понял его читатель, или нет. В современной литературе это большая редкость, как мне кажется.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В самом начале романа автор попробовал глубже проникнуть в психологию героев. Более подробно ее описать. Хорошо, что автор быстро этот «проект» так сказать, свернул. Так как, у автора это не получилось. И это хорошо. По крайней мере один «+) у Уотса как у автора есть. Он знает когда вовремя остановится.

Итак. Роман прочитан, мои впечатления положительные. Очень даже. Главным пожалуй, является то, что автор придумал довольно интересный подводный мир. Серьезно. Без него роман бы был одним из многих миллионов и миллионов подобных. Ничем не выделялся бы. Что касается всего остального, то я думаю меня не осудят, если скажу что остальное как раз более-менее стандартно. Конечно хотелось бы поподробнее прочитать про заразу, и я надеюсь в следующих романах все это будет.. Единственно, вся эта бодяга с заразой, показалась слегка искусственной. Слишком все быстро случилось. Да, и спасибо автору за психотерапевта. Очень «хорошая» выдалась личность.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый сильный роман цикла. Благодаря рифту, по большей части — именно он в центре внимания, он завязывает на себя героев, линии сюжета и все остальное. Он преобразует людей, под несусветным давлением из них сотворяется что-то совсем иное. Очень мощный и сильный образ.

Правда сам процесс изменения автором выписан слабо, дан «по факту». Но в условиях не-человеческих все это (отсутствие внятных мотиваций или погружение их в хаос) смотрится более менее нормально.

О минусах.

«Сухопутники» подвержены тем же самым изменениям, но их-то на рифт не спишешь.

Умные гели, которые в какой-то момент выходят на передний план повествования, но потом о них просто забывают и более никакого активного участия в сюжете не принимают.

Как ни странно — Бетагемот. Это крайне интересная гипотеза, особенно если отвлечься от вопроса «а как его победили в первый раз»? Но он вторгается в сюжет совершенно непонятным образом и ломает его. Ведь сначала мы имеем повесть о том, что с людьми делает глубина, каковы трансформации, к чему это приведет — это здорово, это интересно и именно это лежит в основе почти половины книги, именно этим занимается, например, Скэнлон — явно один из главных героев. Он работает, он предсказывает, что там будет дальше и это интересно, этого ждешь. А потом — бац, все это оказывается за бортом и вся история буквально начинается заново — все на борьбу с микробом.

В общем, я поставил высокую оценку за высокую научную состоятельность и мощный образ рифта, но композиция, увы, меня совершенно не устроила.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смело можно сказать, что я не потратил время зря. Конечно, поначалу было тяжеловато, всё-таки, в авторский метафорический язык нужно вчитаться. Потом пошло легче.

Итак.

В романе Уоттс исследует, видимо, излюбленные свои объекты — сломанные, испорченные, бывшие человеческие существа. Существа, которые волей всесильной Энергосети поставлены в совсем уж нечеловеческие условия. Надо сказать, исследование это занимательно, монстры совершают адекватные поступки, почти нормальные раскрывают перед нами свою внутреннюю тьму. Почти люди, бывшие люди, совсем нелюди. Это немножко монотонно, но довольно забавно.

Кроме характеров персонажей роман интересен несколькими идеями и образами. Например, зельц, мыслящий гель — нейронная сеть из натуральных человеческих нейронов на питательной подложке. Внеэмоциональные, внеразумные мыслящие машины. Это интересно, особенно мир в восприятии узла 1211. Это трудно — описать нечеловеческую логику и нечеловеческое восприятие. Автору почти удалось.

Самое смешное, что зельц более похож на человека, чем канонические люди — корпы. Не любит автор корпорации. Ох, не любит!

В этом романе, первом из трёх, апокалипсис почти случился. Думаю, герои сделают всё, чтобы он случился окончательно.

Конечно, текст уступает лучшим образцам советской и российской фантастики — проблемы слишком глобальны, а решения слишком круты, что маскирует тонкости и полутона — но он вполне читабелен.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Своебразный роман!Не так часто в научной фантастике место действия -глубокие воды океана!Понравился конечно за научную составляющую и за антураж места действия.Дополнительно отмечу неплохо развивающихся персонажей-чувствуется реализм что ли.Читается сложновато тем неменее-построение предложений,повествования сложновато.Много терминов,мыслей персонажа...все это несколько создает эффект *через терни к звездам*!Конечно местами хотелось более подробнывх описаний внутреннего устройства,страшилок -все же такое место действия!увы..

Вообщем оценку ставлю -8 баллов за научно фантастическую составляющую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх