FantLab ru

Питер Уоттс «Водоворот»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
535
Моя оценка:
-

подробнее

Водоворот

Maelstrom

Роман, год; цикл «Рифтеры»

Аннотация:

Цивилизация покоится на плечах изгоев. И когда ей нужен кто-то, чтобы управлять энергостанциями, расположенными на глубине трех километров в Тихом океане, она ищет особых людей для программы рифтеров. Тех, кто приспособлен к опасной окружающей среде, тех, кто настолько привык к травмам и хроническому стрессу, что жизнь на краю подводного вулкана станет для них облегчением. Но среди утесов и впадин хребта Хуан де Фука есть вещи, которые никто не ожидал найти, а достаточное количество давления даже привычную ко всему жертву превратят в человека, сделанного из стали. Но когда наверху понимают, что случилось, изгои и отверженные уже держат в руках тайну, способную погубить весь мир.

Входит в:

— цикл «Рифтеры»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Водоворот
2015 г.
Водоворот
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Рифтеры
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как придумать трагичный мир будущего? Есть простой проверенный способ — использование глобального катаклизма. Ядерная война, глобальное стихийное бедствие, глобальная пандемия. Будет плохо всем и сразу. Нужный градус трагедии обеспечен. А можно пойти другим путем. Не раздавать несчастье всем и сразу, а просто усугубить современную тенденцию к расслоению общества. Когда богатые станут еще богаче, бедные — еще беднее + оставшееся деклассированное население земного шара, в принципе не имеющее политических прав, будет соизмеримо с количеством бедняков. Причем описать общество так, чтобы пропасть между всеми тремя стратами была непреодолима. Вот прямо как между кастами в древней Индии. ИМХО такая антиутопия получится еще круче чем классическая. В ней, как это ни странно, счастливых людей тоже не будет. Даже среди членов правящей касты. Но оба способа, как минимум с авторской точки зрения, — это полумеры. Круче всего будет комбинация первого и второго, когда на мир неравенства налетит глобальный катаклизм. Такой, что половина населения планеты будет встречать неминуемую смерть как облегчение. Или как минимум как радостную новость о том, что «эти гады теперь тоже сдохнут». Это я про место действия.

Я теперь — про героев. Я согласен с авторами других отзывов: ни одного положительного героя в романе нет. И кажется я понял рецепт, по которому авторы книг про фантастическое прошлое/будущее лепят таких персонажей. Нужно просто писать человека, который будет максимально адекватен фантастической обстановке, в которую его поместили. И при этом полностью забить на общечеловеческие ценности, поступки по совести и прочие золотые правила. Человек, стопроцентно адекватный несуществующему миру, лишенный гуманитарной составляющей, реально будет выглядеть нелюдем. А если этот герой в силу особенностей биографии даже в своем фантастическом мире был лишен навыков жизни в человеческом общежитии и не приобрел элементарных навыков порядочности, которые должен был приобрести по чисто прагматическим причинам, то на выходе вообще получится редкое чудо, которому со дна Тихого Океана на поверхность подниматься строго противопоказано. Но они поднялись. Что из этого вышло можно прочесть на страницах романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно ли винить главную героиню о организации глобальной пандемии, которая выкосила человеческую расу? Полагаю, что нет. Даже если она и была пресловутым нулевым пациентом, то ее роль в пандемии все равно будет довольно скромная. Зачистки заразы огнем начались до нее и продолжились после нее. Все, что ей можно вменить по этому эпизоду, так это ускорение распространения заразы. Впрочем, даже если в этих терминах, то угроза общественному здоровью все равно остается за ней. А вот что действительно можно вменить, так это убийство вполне конкретных людей либо в силу преступной небрежности, либо в силу преступной халатности, либо в силу намеренных действий несущих вред здоровью окружающих. Впрочем самые обычные убийства (преднамеренные и нет) за ней тоже числятся. Удивительное дело, если главным действующим лицом произведения является не герой, а антигерой, то его действия становится наиболее удобно рассматривать именно в терминах уголовного права. Если герою не можешь сопереживать, но все-таки как-то надо анализировать его/ее поступки, то такой способ менее всего бьет по мозгам. Не скажу за всех читателей, но для меня это так.

Многие упрекают второй том рифтеров за недосказанность. Так ее как бы никто и не обещал. Она подразумевалась? Ну, это про других писателей. Лично я уже имею опыт чтения Уоттса, так что даже еще не закончив третий том заранее пребываю в уверенности, что полной ясности в финале не будет. Просто автор поднял очень много вопросов. Масштабность трилогии такова, что ответить на их все, построив единую модель всего, просто не выйдет. Додумывать придется многое.

Про что книга? Возможно про то, что даже те люди, личность которых сыграла свою роль в истории, не могут определять глобальные тенденции в течении длительного времени. Они не могут быть катализаторами исторического процесса все время своей жизни. Иногда они могут быть причиной каких-то событий. Но большую часть времени жизнь их просто несет по течению. Кто-то имеет политический ресурс, но его поведение жестко сковано необходимостью. Кто-то имеет свободу, но не имеет ресурса, чтобы на что-то повлиять. Персонажи в книге есть и такие и сякие. А когда приходит конец существующему порядку и цивилизации, то любой героический герой посчитает благоразумным убраться подальше. Всем рулит энтропия. Эта мысль в различных вариациях многократно встречается в тексте. Человек может с переменным успехом сопротивляться этой стихии, но последнее слово все равно будет за ней.

Рекомендовать книгу никому не буду: кому понравился первый том, тот и так возьмется за второй. Возможно, по прочтению он будет разочарован. А может и нет. Одно могу сказать точно: нарисованный автором мерзкий мир с не самыми симпатичными персонажами — это все-таки неплохая площадка для поиска смыслов. Если их поиск актуален для читателя. И если он готов искать их и на таком материале тоже.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал через три с половиной года. казалось бы срок небольшой, но сколько вместил! Сколько было передумано и перечувствовано... Так что книгу я читал уже другими глазами. Не закрытыми белыми линзами и без щенячьего восторга по всему киберпанковскому.

Тут Зеленый Медведь утверждает, что для Уоттса теория информации и законы термодинамики являются универсальными инструментами, с помощью которых он созидает и разрушает миры. И я с ним согласен. Уоттс человек честный и взыскующий правды. Но как и всякий левак западного толка, имеет хронический недостаток. Считает, что если вооружиться новейшим инструментарием теории позитивизма трендовой в этом модном сезоне, а попросту говоря близорукой механистичностью, то можно разрулить противоречия, много столетий разрушающие человечество. И диалектически пересоздающие его.

В результате он работает только со следствиями. Биосфера уничтожена, злые и алчные корпы правят этой кровавой каруселью хищничества, алчности и грабежа. Наука из мотора человеческой истории превратилась в его могильщика. Институты государственности, что могли бы остановить анархию, практически уничтожены. Человек беззащитен и беспомощен, низведен до состояния муравья в затопляемом паводком муравейнике. Как так получилось, каковы причины Гидровойн и прочей пылевой вакханалии. Нет у него ответа на эти вопросы. Есть кошмарная данность, и все на что способны протагонисты в романе — выжигать последствия напалмом. Пока, видимо, и одной травинки на поверхности планеты не останется.

У Уоттса нет понимания причин происходящего. Во всяком случае, он их не озвучивает. Могу посоветовать три коротких и несравненно более понятных книжки, как раз вскрывающие эти причины. К. Маркс «Гражданская война во Франции», В. Ленин «Империализм как высшая стадия капитализма» и «Государство и революция». Популярные брошюры, которые буквально разжевывают идеи, для озвучивания которых Уоттсу приходится возводить невероятно сложные барочные соборы из своего виртуозного стиля.

Роман все же прекрасен. Тут многие жалуются, что он обрывочен, антипсихологичен, недоработан. Коллеги, читать нужно внимательно! Думать, анализировать. Забросить к чертям метро, попаданцев и магические академии и начать получше разбираться в умной и высокохудожественной литературе.

У книги есть недостатки. Он в худших традициях Нэшнл джиографик и Дискавери может помногу раз разжевывать, то что и с первого раза прекрасно усвоено. Например, кто такие рифтеры, и с какими проблемами они столкнулись. Понятно, что это важно знать персонажам. Но читателю-то это давно известно и скучно опять перечитывать. Недоработка. Его стиль научно-художественный, персонажи ученые и ИТР, они обсуждают проблему на уровне таких компетенций, которых нет у большинства читателей. И следить за многостраничными диалогами, наполненными сложными научными построениями и специфической терминологией, очень утомительно. Там все продумано и драматургически хорошо выстроено, если внимательно читать, но крайне трудно переваривать. Не Иган, конечно, и на том спасибо.

Очень улыбнула концовка. Финальная сцена на Атлантиде. Уоттс всю дорогу громоздил ужасы, а закончил в лучших наивных традициях ранней советской фантастики 1920-30-х годов. От такого финала и Александр Беляев не отказался бы.

В итоге. Роман замечательный, умный, многоидейный, отлично с оговорками написанный. Но имеющий родовые черты и родовые же травмы традиций западной зашоренной интеллектуальности. Как недавно заявил Трамп, США никогда не будут социалистическими. Ну и прекрасно. Будете жить в мире, очень красочно описанном Уоттсом. В нем же и сгинете. А мы несогласные)))

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман. Даже лучше чем «Морские Звезды». Главное отличие ну и по совместительству главный плюс, что здесь действие романа уже не ограничено определенной местностью. Действие скачет по многим территориям. И это хорошо. За счет такой вот динамичности, некоторые острые углы сглаживаются. Вот например, львиная доля действия Ложной слепоты, происходила в замкнутом пространстве. И автор описывал скурпулезно взаимоотношения героев, их мотивы. Вот тут и крылась ложка дегтя. Не умел этого автор делать, на тот момент времени. Сейчас же, как я уже говорил, ситуация иная. Стало меньше лирики, больше действия. И оно-то автору удалось. Автор вырос в моих глазах в этом.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не такой уж и плохой роман, если абстрагироваться от некоторых вещей (мотивы всех главных героев, например. Они как минимум несколько странные. Хотя автор заранее говорит, что все его герои — люди, над мозгами которых так или иначе потрудились).

А так достаточно неплохо показано крушение цивилизации, потому что технологии вышли из под контроля и нет такой силы, которая могла бы загнать джинна обратно в бутылку.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Господи, что ты несёшь? С КЕМ разговариваешь!?»

(с) Шоу Трумана

По «горячим следам» повторного знакомства с «Ложной слепотой» решил совершить нехарактерный для себя акт мазохизма, в виде прочтения «Водоворота» — второй части цикла «Рифтеры». Впечатления, стоить отметить, были хоть и предсказуемыми, но всё же сумевшими чуть-чуть поднять градус охреневания от чтения произведений Питера Уоттса.

Начнем с конца. По сложившейся традиции, в послесловии своего романа, Питер рассыпается в комплиментах людям, помогавшим ему в работе над книгой (и НЕ решившихся при этом на сиуцид…), чуть подробнее останавливается на основной идее своего произведения и последних научных открытиях в этой области. Думается, не я один читал всё это ради нескольких строк с адресом бесплатного реабилитационного центра, лечащего психозы и нервные расстройства. «Что вам угодно?», «Я прочел «Водоворот»…», «Ах, какой ужас! Третий этаж, палата №304, наши сотрудники помогут вам с вещами».

Я далеко не вчера узнал, что Питер пишет, мягко выражаясь, очень своеобразно, но всё же в его произведениях всегда была какая-то едва уловимая особенность, позволяющая смотреть на это обстоятельство «сквозь пальцы». В первой части цикла, «корявый» авторский стиль создавал довольно странный симбиоз аутентичности с психологизмом, подавленностью и безысходностью сюжетной фабулы. Глубоководная станция, обитатели которой: маньяки, жертвы насилия, либо просто субъекты, склонные к немотивированной агрессии. Безумием было бы описывать ЭТО языком Шекли или Гаррисона. Но то что худо-бедно работало в разломе Хуан де Фука, на поверхности океана начисто потеряло хоть какой-нибудь смысл.

Поразительно, но описывая настолько значимые и эпохальные (планетарных масштабов) события, причиной которых стала катастрофа из конца первой книги, Питер использует НАСТОЛЬКО несуразный «инструментарий», что попросту выпадаешь в осадок. Совершенно отсутствует ясная картина мира, что, опять же, было уместно в «Морских звездах», так как подчеркивало отрезанность станции «Биб», но тут-то, что автору мешало внятно и осмысленно расставить «фигуры на доске»? Эпизоды возникают как будто из ниоткуда, ничем не заканчиваются, логической связности не имеют. Последний раз такая же «каша» встречалась в романе Джона Браннера «Всем стоять на Занзибаре», но даже там, стоит отметить, многочисленные разрозненные нити в итоге сплетались в единый клубок художественного замысла. У Питера художественного замысла нет. Да и зачем он ему? Ведь у него есть кое-что намного лучше — Бетагемот. Вот тут автор действительно дает волю своей фантазии, которая в тандеме с докторской степенью в области биологии морских млекопитающий, создает пугающе достоверную картину мира, неотвратимо теряющего основы своего бытия. Проблема в том, что это ЕДИНСТВЕННОЕ светлое пятно, занимает в романе от силы 5-10% времени. А что же занимает оставшиеся 90%?

Лени Кларк. ТА САМАЯ Лени Кларк! Вы слышали о Лени Кларк? Где сейчас Лени Кларк? Ааааааа….. ХУ ИЗ ФАКИНГ ЛЕНИ КЛАРК!? Конечно все помнят заглавную героиню из первой части трилогии (немыслимо, но осталась ещё одна часть…). Жертва детского насилия, нашедшая себя там, где другие точно бы «слетели с катушек». Она выжила, она стала сильнее, она хочет отомстить. И вот почему-то, просто интересно, вместо того чтобы именно на ЭТОМ сосредоточить основной сюжет, автор начинает выдавать какие-то «огрызки» эпизодов, которые можно перетасовывать в любом порядке. То Лени что-то ищет, то разоблачает в ком-то педофила, то прячется, то ПОЗВОЛЯЕТ себя изнасиловать (нет, ну а чё?), то сама тащит кого-то в постель. «Минуточку, а что вообще происходит?» будет вопрошать взыскательный читатель, но ответа, увы, так и не получит. Ведь все ответы находятся в Водовороте, местном аналоге Интернета, а там лазить могут лишь «прошаренные» юзеры.

Помимо самой Лени Кларк в романе есть еще несколько персонажей, от лица которых ведется повествование. Стоит ли рассказать о них отдельно? Скажет так, есть персонажи, которые выпадают из памяти сразу после прочтения книги. Есть те, о которых забываешь после окончания сцен с ними. Питер и здесь установил собственную «планку». Его персонажи настолько невнятны, бесхребетны и нелепы, что стираются из памяти уже ВО ВРЕМЯ своих сцен и диалогов. Да, может Кларк и Кен Лабин (другой персонаж из первой книги) еще как-то смотрятся на общем фоне, но вот остальные. Гермес Пармезан… хотя, нет — Геракл де Бражелон… опять нет. Плевать! Какой-то, то ли аналитик, то ли сисадмин, пытающийся «рулить» ситуацией с пандемией. Его помощница, вроде имя было на Д. Оператор «овода» (местный роботизированный квадрокоптер) Су Хон Перро или как-то…да пофиг! Короче, в этом романе есть какие-то персонажи и они что-то делают. Наверное, автору было виднее, что они делают и зачем, поскольку книга, от их действий, становится «столь интересна», что я даже не понял момента, на котором она наконец закончилась.

Технотриллер, роман-катастрофа, психологическая драма или что-то иное? Тут одного мнения точно быть не может. Рекомендовать кому-либо подобную книгу настолько опасно и недальновидно, что может повлечь за собой целые ГОДЫ постоянных оглядываний, в перспективе увидеть «благодарного» читателя, с ехидной ухмылкой и водопроводной трубой наперевес. Повторюсь, идея Бетагемота сама по себе очень интересна, но совершенно невозможно без слёз смотреть на то, во ЧТО она оказалась «завернута». Наверное, многие хоть раз сталкивались с термином семантическая дислексия – нарушение чтения, характеризуемое непониманием прочитанного материала (раньше называлось просто тупостью, ну да ладно). Так вот, читая «Водоворот» вы рискуете (ОЧЕНЬ рискуете) не только приобрести данную форму неврологического расстройства, но и потерять некоторые другие навыки, вроде умения завязывать шнурки, координации движений и способности составлять предложения, более чем из трех слов. Не рискуйте.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд роман вышел сырой, прошу прощения за каламбур, учитывая водную тематику трилогии. Контраст между остальными произведениями Уоттса и этим довольно велик. Сюжет совершенно рыхлый. Темп повествования рваный, между некоторыми сценами существуют значительные пробелы из разряда «додумай сам». Из-за этого создается впечатление, что действие происходит в реальном времени и роман физически не может охватить весь массив событий.

Первую половину книги с трудом понимаешь ход сюжета и совершенно не понимаешь мотивации главных героев. Некоторые сюжетные линии прошлой части, например линия психолога Скэнлона или остальных рифтеров, просто забыты и выкинуты за ненадобностью. Масштаб событий увеличился в геометрической прогрессии, но после камерных и клаустрофобных Морских Звезд чувствуешь себя глубоководной рыбой, которую выкинули на берег.

Автор придумал много впечатляющих терминов, которыми столь щедро усыпана книга, но их объяснение почему-то отложил на самый конец, когда читатель и сам уже интуитивно догадывается об их смысле. Поначалу же они откровенно сбивают с толку. Возможно внес свою лепту в дурное восприятие книги и переводчик. Смысла многих словесных конструкций я так и не понял, хотя как добросовестный читатель порой возвращался к ним по ходу прочтения.

Ближе к концу книги темп повествования немного сбавляется и автор, будто спохватившись, решает объяснить некоторые белые пятна сюжета. В целом ему это удается, но ситуацию уже трудно исправить, ибо отсутствует самое главное — фирменная атмосфера. Замечу, что ни «Морские Звезды», ни «Бетагемот» этими проблемами не страдают.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман про путешествие Лени Кларк и ее месть миру. В общем-то именно этот «квест», как я понял, должен был прийти на замену рифту как образу, который связывал бы книгу и делал из нее нечто цельное. Но, увы, получилось не очень.

Научная составляющая столь же впечатляюща, но в остальном все повалилось. Мотивации героев остаются непонятны (даже когда объясняются с точки зрения фармы), композиция все такая же рваная, ну и финал, в котором одни спускаются с цепи, а другие наоборот на цепь садятся — очень и очень странный.

Ну и Актиния, которая в чем-то повторяет путь умных гелей из первого тома какая-то незавершенная. На самом интересном месте ее срезали и поместили в музей.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман достаточно тяжело читается-повествование скачет.Уж *заслуга* это переводчика или стилистика Автора мне сложно судить.Тем неменее если в романе достаточно много интересных *зерен*-технических задумок,описаний мрачного мира будущего.И вот это то удерживает читающего-есть очень интересные и своеобразные задумки насчет нашего будущего.Местами отдельно отмечу очень интересные технические детали -в НФ это самое интересное направление для меня лично.

Если в *сухом остатке*-напряженный технотриллер,пост апокалипсис и технопанк.Много деталей,много интересных путей развития будущего.Твердая 8-ка

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От взрыва атомных бомб океан содрогнулся и обрушился чудовищным цунами на атлантическое побережье Северной Америки. Однако молот ударил впустую, поскольку двум целям удалось выжить в толще воды, превратившейся в гигантскую наковальню. И потому миллионы жертв — лишь начало. Бетагемот выбирается на сушу, теперь корпам придется пойти на новые жертвы, чтобы совершить невозможное и предотвратить гибель биосферы и человечества. Водоворот событий, разросшийся от океанских пучин до целого континента, вовлекает в себя миллионы судеб и безжалостно ломает их.

Увеличение интереса к теме постапокалипсиса в последние годы, можно объяснить двумя путями. Во-первых, как скрытое желание самого человечества или коллективного бессознательного покончить с собой. Во-вторых, как крайнее проявление эгоизма — пусть умрет весь мир, а я спляшу на руинах. Если перемножить эти мотивы, то получится новая роль Лени Кларк, ставшей в «Водовороте» воплощенной Мадонной Разрушения и Русалкой Апокалипсиса. Оставляя за собой смертоносный след Бетагемота, она ведет Крестовый поход против врагов — призраков прошлого, энергетической корпорации и всего земного шара.

Расширяя поле действия по сравнению с «Морскими звездами», Питер Уоттс играючи вводит новых персонажей, как эпизодических, нужных лишь, чтобы показать события с иного ракурса и ярче описать очередной психотип, так и ключевых, за которыми читателю предстоит следить на протяжении всего романа. Ахилл Дежарден, «правонарушитель», судья и палач в одном лице, когда дело доходит до разрешения экстремальных ситуаций и выбора сценария с наименьшими человеческими жертвами. Убей десятерых, чтобы спасти тысячу. Нормальный рассудок не способен постоянно выносить такую нагрузку и оставаться абсолютно беспристрастным, поэтому в крови Ахилла полным-полно специальных препаратов и химии.

Жива и Лени, еще недавно бывшая прирожденной жертвой, а теперь обращающая всю накопленную ненависть и гнев на окружающих. Но даже у воплощенного символа Апокалипсиса есть предел сил, особенно, когда окажется, что нельзя доверять даже собственной памяти. А прирожденный убийца с правилами, Кен Лабин, вскоре вновь отправится в погоню. В начале — за ответами, а потом — за угрозой миру. Су-Хон Перро, оператор «оводов» — патрулирующих побережье ботов. И другие — корпы и сотрудники УЛН, молодая шпана и боязливые обыватели. Десятки глаз следят за Лени, гадая о ее мотивах, целях и союзниках. Союзниках, которые внезапно возникают в Сети — Водовороте, как ее теперь называют.

Но все вышеперечисленное в значительной степени является лишь оболочкой, формой, позволяющей автору поместить в книгу научные теории, футурологические модели и прогнозы. Законы термодинамики и теория информации — вот базис, фундамент, минимально достаточный набор инструментов, по мнению Уоттса, чтобы отпрепарировать любую проблему, смоделировать необходимый процесс. Вооружившись этими методами, можно покорять вершины экосистемного моделирования или опускаться в бездны социальных стратегий, сражаться с заполонившими компьютерные сети вирусными программами или анализировать решения энергетической корпорации. Уоттс откровенно развлекается, используя пестрые метафоры с разнообразными ассоциативными цепочками — от библейских цитат, до научных аналогий. Следить за его логикой и улавливать намеки между строк — превосходная гимнастика для ума!

Итог: отличная НФ с мрачным апокалиптическим сценарием и динамичным сюжетом.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чистый, как слеза комсомолки, образец жанра футуристический технотриллер. То есть действие происходит в будущем, техника — основной двигатель и содержание сюжета и нарастающая «подвешенность» в ожидании неминуемого апокалипсиса.

Эта книга не продолжение Морских звезд. Это развитие целого выдуманного мира, в котором действуют некоторые герои из предыдущего романа.

Если в Морских звездах Уоттс исследовал взаимоотношени внутреннего и внешнего космоса, а в звездной Ложной слепоте отношения сознания и интеллекта, то здесь упор сделана исследовании свободы воли — есть ли она вообще и как зависит от биологии человеческого организма. Как ученый Уоттс непоколебим и строго научен — свобода воли только подпрограмма, основанная на химических реакциях в мозгу. Как художник — он показывает, что человек не только набор химических реакций. Хочешь быть человеком — думай и чувствуй на полную катушку, будь человечным, а на чем эта человечность основана — пусть ученые разбираются.

Единственный скользкий момент — спор о человечности и гуманизме ведется между массовыми убийцами и военными преступниками, прирожденными и сфабрикованными. Но уж такую мрачную реальность воможного будущего создал Уоттс.

Что очень понравилось — пусть автор и морской биолог, но в описании экологической катастрофы и биосферы будущего нет никакого заламывания рук и гринписовского бреда. Автор просто показывает тотатльно мрачную биоразруху и говорит — вот, что вас всех ждет, если будете относиться к родному дому — Земле — так, как сейчас относитесь. Хотите жить на токсичной помойке — флаг в руки, на ней вы и окажетесь.

Тут еще некоторые критикуют книгу за малую оригинальность. Но ведь основная концепция романа — описать киберпространство как биосферу, населенную живыми организмами — это кмк просто супероригинально. Во всяком случае меня это очень вдохновило!

В сухом остатке — один из лучших НФ-романов, который я вообще читал.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своей рецензии на первую книгу «Морские звезды» я попробовал себе представить, насколько шикарным будет продолжение и очень его ждал.

Как и полагается, по закону жанра, мои ожидания были обмануты. Справедливости ради, отмечу, что виноват наверное не автор, а лично я сам, не являющийся поклонником такой фантастики.

Насколько углубленной и психологичный была прошлая книга, насколько глубинной и темной во всех отношения она была, насколько правдоподобны и сложны были персонажи, вот настолько в Водовороте это все превратилось, простите меня, в попкорн.

В двух словах, события из океана перебираются на поверхность, и не стяжаемые тысячекратным давлением воды, начинают бешенно и хаотично развиваться. Главные герои выползают на землю и начинают творить если не ересь, то То, чем заниматься они не должны.

Все события романа пропитаны какой-то искусственностью и наверное преднамеренной заточенностью под Голливуд (скрытое желание автора?), поэтому все время приходится заставлять себя верить в происходящее. Фантастика фантастикой, а даже в нереальном мире все должно быть правдоподобно и одни вещи должны закономерно проистекать из других, полагаясь на причинно-следственную связь.

Возможно я предвзят, так как не люблю глобального размаха стрелялки и голливудские боевички с главным героем, преодолевающим любые препятствия и взрывающим все подряд на своем пути.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В данном случае главная героиня носится как умалишенная по планете, отчаянно заражая всех и вся, ослепленная обидой на Корпорацию, сделавшую ее такой максимально фатальной и роковой. Планету же в этот момент охватывает пандемичная мода на костюмы рифтеров, Корпорация сжигает людей миллионами, а океанский вирус поражает все больше и больше мир флоры и фауны.

По мне так винегрет винегретом, притом не очень съедобный. Хотя не стоит умалять научную подкованность автора, сыплющего вот тут весьма интересными и в высшей степени кажущимися достоверными технологиями будущего.

На этом моя субъективная 6, уж прости меня Питер, от твоей Слепоты я был в восторге.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же все-таки сложно писать отзыв на вторую часть трилогии. С одной стороны, еще нельзя сделать окончательных выводов по поводу истории, т.к. ее завершение – в следующем томе, но и о первых впечатлениях писать нет смысла, все же это не начало повествования. Вот и остается простым критикам сетовать, что раньше было не так, а в конце обязательно добавлять, дескать, авось в третьем томе все будет идеально. И где-то между этими тезисами обычно располагается беглый обзор текущих событий и выжимка впечатлений от книги. Не будем отклоняться от правил.

«Морские звезды» были концентрированным романом-в-себе. Мы погружались на глубину истории, полностью окунались в атмосферу подводного мира, тишины и внутренних демонов главных героев. Именно на глубине вскрывались все прелести девиантной психологии и виктимологии персонажей в замкнутом пространстве. И это работало: меня, например, именно это в книге и очаровало. Ну где еще можно заглянуть в души персонажей, которые сами себя вскрыли скальпелем истории? Однако впоследствии акценты происходящего смещаются и тишина глубин взрывается от возрастающей угрозы бетагемота. Так начинается «Водоворот». И это уже совсем другая история.

«Вокруг лишь кровь, горят дома. Конец... Мы все сошли с ума.»

История из крайне интровертированного состояния вдруг переходит к экстравертированному. Больше нет тьмы в фокусе, она отступила к окраинам, зато перед нашими глазами разворачивается пожар, разрывающий ткань повествования на части. Конец света был запущен еще в «Морских звездах», с тех пор ситуация непрерывно ухудшается. Люди гибнут, социальное расслоение усиливается, общество будто раздирает себя на куски. Глубоко внутри киберпространства зарождается новый опасный хищник, а из пены вод выходит Лени Кларк, чудом выжившая в катастрофе на станции «Биб» и несущая в себе смерть всему миру. Смерть, которая развивается прямо внутри ее организма. Безумная Мадонна Разрушения, Матерь Апокалипсиса, куда приведет ее путь, на который она встала?

Книги не стоит читать подряд, уж слишком силен контраст между ними. Читателя просто выбивает из колеи, когда меланхоличное безмолвие глубин внезапно сменяется огнями Армагеддона. Если не брать в расчет это несоответствие ожиданиям, то перед нами по-прежнему отличный технотриллер с мотивами киберпанка и романа-катастрофы. Очень жаль, что болезненный психологизм девиантных личностей был принесен в жертву безудержному и зрелищному экшну, однако это очень сильно сказалось на динамике чтения. В первом романе можно было плавать несколько недель, не всплывая, «Водоворот» же проносится перед глазами за несколько дней, и в финале, так же как и после «Морских звезд», читатель остается с невысказанным вопросом: «Ну что еще тут можно добавить, да еще и целой книгой?» И именно этот вопрос подталкивает поскорее взять в руки «Бетагемот» и найти там все необходимые ответы.

Рекомендую роман всем поклонникам ярких и жестких технотриллеров.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За последние несколько месяцев я прочитала целю тонну только что изданной литературы на тему «Все плохо, но будет еще хуже». Это какое-то массовое поветрие, как вампиры еще пять лет назад, когда кровососы были чуть ли не на пачках детского питания. Сейчас же, десятки книг вещают о катастрофах, природных и техногенных, безумии мира и муках людей. Для ориентировки впору вводить новую классификацию. К примеру, Апокалипсис природный: землетрясения. вулканы, цунами, падения астероида, изменения климата, эпидемии природного происхождения, прочие катастрофы. Апокалипсис техногенный: восстание машин, контроль разума, энергокризис, война, генные мутации, эпидемии техногенного характера, прочие. Апокалипсис фантастический — нашествия инопланетян, темная материя, космические течения и излучения непонятного происхождения. Ну, можно еще прочие, на которые фантазии классификатора не хватило — мировые заговоры, засилье транснациональных корпораций, религиозные войны или просто сумасшедшие.

Но даже в этом случае для Уоттса придется изобретать отдельную графу, поскольку в своем мрачном прогнозе он умудрился смешать все эти пункты, за исключением, наверное, космических катаклизмов/хотя я ничему не удивлюсь/. Его мир мрачный — ничего не сказать. «Плохо» по отношению к нему — не то слово, «будет хуже» — тоже не то. Есть в русском языке устойчивое выражение для таких случаев, но на этом сайте его употреблять нельзя без немедленных, решительных и справедливых санкций модератора.

В мире Уоттса практически воплотились все страхи фантастов: земля перенаселена и большинство людей нечем занять, кругом нищета, бездуховность и бесправие. Ресурсов — любых — отчаянно не хватает и попытки исправить ситуацию только ухудшают положение. Правительства и то, что их заменяет-корпорации, ничего уже не контролируют и думают о спасении собственной шкуры. Генные технологии вышли из-под контроля, вызывая мутации и новые болезни. Все давно уже наплевали на личные свободы, изобретя и с успехом применяя различные формы контроля над разумом. Машины практически захватили власть, да так, что люди особо это и не заметили. Точнее люди сами передоверили им принятие ключевых решений, видимо, чтобы потом было на кого свалить вину. Плюс сюда изменение климата, деградацию экосистем, ураганы, засухи, наводнения. Впрочем, большинство людей до появления нашей Морской Звезды Лени Кларк даже не замечают, что с миром что-то не так, прибывая в вечном наркотическом или виртуальном трансе. Но тут на сцену выходит наша старая знакомая, которой предстоит стать Немезидой для этого мрачного, развращенного и разлагающегося мира.

Согласитесь, наша героиня и в первой части не отличалась умом, сообразительностью или целеустремленностью, высокими моральными качествами или приверженностью этическим нормам, постоянно прибывая в плену своих страхов и комплексов. На суше ее мучения еще более усугубились, добавив к прошлому набору еще несколько сочных деталей, отчего ее действия стали еще более хаотичными и импульсивными. Такими же хаотичными и импульсивными являются действия практически всех персонажей. И не надо искать в них логики или смысла: герои и сами не знают, почему они поступают так или иначе, и даже более того, объяснить, чего же они добиваются или хотят, никто не может.

В результате, перед нами долгое путешествие Лени Кларк по миру суши, с бесцельными метаниями, жестокостями, бредовыми видениями и прочим набором Апокалипсиса. И ценность этого путешествия только в том, что кое-что узнаем о мире. Хотя, на мой взгляд, не вполне достаточно и убедительно, чтобы безоговорочно поддержать идею его полного уничтожения.

Однако стоит признать, что читается значительно легче и интереснее, чем «Морские Звезды». Хотя и здесь есть вставки о душевных муках, наркотических грезах или шизофренических галлюцинациях, но они все же не концентрируются в одном месте, а щедро разбросаны среди действия в духе голливудского боевика с погонями, схватками и драками.

В заключение скажу то, что не понравится поклонникам Уоттса. Но и промолчать не могу. Нет в романе ничего такого, чего я не читала в других произведениях подобного толка. Более того, если книгу напичкать терминами и отсылками к научным теориям, от этого она не становится более убедительной «твердой фантастикой». И вершиной технотриллера она не станет, если в ней собрать все страхи и предупреждения, доведя их до полного абсурда. Да, и психологизм здесь исключительно наносной и поверхностный, более рекламный трюк, чем действительное проникновение во внутренний мир человека. В итоге: нормальный, крепкий, хорошо сработанный техно-боевик голливудского толка. Не более.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Водоворота» сложилось ощущение, что эта часть трилогии имеет единственной целью связь первой и третьей книг, поскольку роман воспринимается как вымученная литературная консолидация идей автора.

В этот раз передовые научные изыскания интерпретированы Уоттсом в болезненный винегрет, с одной стороны перегруженный специфическими узкопрофессиональными выкладками, с другой — рыхлый от обилия проходных эпизодов и персонажей, мотивация которых зачастую выглядит надуманной. Фирменный слог автора в данном романе лишь усугубляет ситуацию: далеко не всегда мозг в состоянии совместить терминологию с контекстом.

Кроме этого вызывает диссонанс превращение Лабина из просто психопата в супер-киллера, совершающего типичные ошибки злодеев из плохого кино.

В итоге — кисловатое послевкусие незавершенности и надуманности всего произведения.

Объективности ради не могу не отметить, что по количеству пищи для мозга «Водоворот» традиционно превосходит подавляющее большинство фантастических произведений. Но это не объясняет количество внимания, которое уделено эволюции мема.

Остается надеяться, что «Бетагемот» оправдает существование этого подгнившего костыля.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительно. По «Рифтерам» Уоттса видно, как прогрессировала проза автора до обалденной «Ложной слепоты». «Водоворот» значительно масштабнее и во всём мощнее и без того отличных минималистичных «Морских звёзд»: здесь апокалипсис в кубе, постапокалипсис в квадрате, пронзительный гимн технотриллеру, как жанру. Где надо — грязно и кроваво, а где надо — морально и благородно. Убедительная твёрдая научная фантастика, масса крутых и свежих идей на каждой странице. Заражённый вирусами-искинами едва ли подвластный человеку интернет будущего; глобальные заговоры корпораций, несущие погибель всему живому ради обоснованного блага; мстительный мем-Мессия, приближающий конец света; коллективно-бессознательное всего человечества по Юнгу, как разум единого существа; дрессированные кибернезированные дельфины-киллеры, чёрт побери. И масса всего другого. Бегом за «Бетагемотом».

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх