FantLab ru

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
40
Моя оценка:
-

подробнее

Осторожно — чужие!

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первоначальный вариант романа был опубликован в 1971 году в антологии «Тайна всех тайн» под названием «Право вето».

После смерти Меерова полный текст был восстановлен по черновикам писателя и издан как «Осторожно — чужие!».


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Осторожно — чужие!
1979 г.
«Защита 240»
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

«Защита 240». Сиреневый кристалл. Осторожно - чужие
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится, лучше нового может быть только самое новое. А самое новое — это, как всегда, без ума забытое старое. Эта книга, может, и не без ума, но всё-таки забытая, а вот старая — это уж точно. Но зато с каким «Умом».

Итак — инсекты...

Сказать по правде, в фантастике о них написано-переписано столько, что впору новое направление открывать. Ещё бы. Здесь и коллективный разум, и общественное устройство, и способность общаться на огромных расстояниях. И то, что:

- 80% всех живых существ составляют насекомые и при этом не главенствуют на планете;

- они — древнейшие обитатели планеты, а в эволюции не продвинулись ни на шаг;

- наконец, магия окукливания и волшебный цикл метаморфоз «яйцо-личинка-нимфа-имаго».

И впрямь «золотая жила» Хозяйки-Медной-Горы-Фантастики. Или лучше сразу — прииск. А если ещё копнуть глубже, то и Клондайк целый:

- уникальное (в отличие от других живых существ) кислородное снабжение;

- невосприимчивость к кураре;

- иная архитектура нервной клетки и секрет ганглий.

В общем — самородок невиданных размеров.

А если теперь предположить, что все эти тайны неспроста, что перед нами не «само родок», а нечто совсем иное, чуждое нашему миру, что-то навроде «метеорита». И что все эти особенности у них потому, что насекомые — ЧУЖИЕ, не от мира сего, не дети матушки Земли, а подкидыши приёмные, и сравнение с метеоритом, как говорится, не в бровь, а в глаз. От того-то за сотни миллионов лет и не эволюционировали, что условия на Земле неподходящие, так и замкнулись в своём цикле, закоротились от какого-то замыкания: яйцо-личинка-нимфа-имаго.

А если так, то не попробовать ли этот замкнутый круг разорвать, разомкнуть то самое замыкание. Дать выход скрытой жизни — пусть проявит своё лицо.

И вот тут начинается Большая Проблема: а какое оно ЭТО лицо, если они — ЧУЖИЕ?

И опять же у кое-кого не по-детски расширяются глаза (от страха, естественно, или чтобы лучше лицо рассмотреть). И Автор мастерски рисует сначала предполагаемое лицо этого страха, а потом и сам страх, но уже в другом лице. И, не отходя от кассы, считает прибыль от выигрыша. А факт налицо: хочется и колется — СТРАШНО, но и ЖЕЛАННО.

Это завязка. Ну а теперь сам роман.

Действие в нём разворачивается в характерных чертах фантастики СССР — где-то там, на Западе, без конкретной географической идентификации. Главный герой — молодой учёный, именно тот, кто нашёл способ разорвать магический круг «яйцо-...-имаго». В итоге — протоксенусы: новый, уникальный вид насекомых, с новыми, поначалу необычными, а чем дальше, тем с более пугающими способностями. В общем, отдалённое лицо ЧУЖОГО. И последствия этого действа — ох как страшны и сложны. Что они принесут человеку: новые невиданные возможности или новое невиданное оружие? Что более важно: явить миру открытие или, узнав о его скрытой опасности, навсегда утаить от человечества? Два выбора, две стороны баррикады: с одной стороны «дьявол» Ваматр — приверженец решительного «да», с другой — Альберт Нолан, «светлый дух» и сторонник не менее решительного «нет». Оба — выдающиеся учёные, оба гениальны по-своему, оба понимаемы по-человечески.

Но где кончается великий учёный и начинается маленький, но настоящий человек? Выбор на стороне героев произведения, и каждый решает его сам за себя, потому что у каждого своя правда. И расплата за выбор тоже у каждого своя. Это прекрасно понимает главный герой. Его пытливыми глазами Автор ведёт читателя страницами своего романа: все сомнения, душевные терзания переживаешь вместе с ним, а иногда и вместо него. На чью сторону он станет, какой выбор сочтёт правильным. Нолана? Ваматра? Человека? ЧУЖИХ?

Но человек боится человека. Человек не верит человеку. Как же он тогда поверит ЧУЖИМ? И по-моему, сколько ни существуй человечество, столько и будет существовать ВЫБОР, потому что «дьявол борьбы и свершений всегда более прогрессивен, чем бог успокоённости и сытости». И убить в себе «чужого» — главная задача человечества.

В мире Вселенной нет зла. Нет врагов, нет чужих. Есть только твоё отношение к ним. Надо уметь найти общий язык. А чужой лишь крепко засел внутри нас. Помирись с ним, протяни ему руку. Ведь это так просто.

Не буду пересказывать сюжет, неблагодарное это дело. Скажу лишь, что Автор — большой мастак по части переодевания и не прочь пришить хвост ангелу и крылья чёрту. А потом, уходя, ещё и прищемить их дверью.

Несмотря на весь психологизм, книга по-настоящему увлекательна, действие обострено и обостряется с каждой страницей, протоксенусы явят ещё не один сюрприз, а кривая сюжета будет петлять и вести, как преследуемый зверь.

Автор великолепный рассказчик (кстати, именно он послужил прототипом Арнольда Снегового в «За миллиард лет до конца света»), и читается книга легко. Описываемые картины — зримы, эмоциональные переживания героев воспринимаешь как свои; мотивы, поступки вполне объяснимы с чисто людских позиций, по-родственному близки, понимаемы. Не покидает чувство сопричастности к происходящему, чувствуешь себя живым участником живого действа. Произведение дышит жизнью, и дыхание его глубоко и проникновенно. Так и хочется сказать: «Я дышу, и значит — я живу. Я живу, и значит...» Но это уже сказано за тебя.

И в завершение такая простая, но горькая истина. Время нужных книг никогда не уходит. Но очень часто уходят сами книги. Их незаслуженно забывают.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Охо-хо, опять контакт с иным разумом, опять самозабвенная любовь девицы к учёному, опять вместо объёмных персонажей сферические кони в вакууме. Как ни пытался Мееров уйти от штампов советской фантастики, всё равно они его стреножат. Добавлю к этому и литературную неумелость: все герои выражаются совершенно одинаково, а когда автор пытается добавить эмоций, у него выходит выспренность XIX века, которая в веке XX выглядит смешно. Ну не может нормальный человек, тем более учёный-биолог, описывать события таким высокопарным слогом, как это делает Нолан! Даже у Пушкина вы уже не найдёте в прозе таких оборотов, а тут перед нами — творение 2-й половины XX века. Нет слов. Скажем прямо: Мееров так и не овладел навыками литературного творчества, отсюда элементарные ошибки, например, вкрапление в рассказ, ведущийся от лица одного персонажа, мыслей другого. Про «кивки головой» и говорить нечего.

И всё же отдам должное автору. Хоть произведение и не выбивается за рамки идейно допустимой в СССР фантастики, здесь нет ни слова о коммунизме, нет коварных шпионов, жаждущих овладеть научным открытием для своих зловещих планов, а темы тупоголовой военщины и злобных капиталистов и вовсе выворачиваются наизнанку, словно Мееров насмехается над читательскими ожиданиями (предположу, что это связано с опытом работы автора в «шарашке», на что есть намёки в романе). В середине сюжет и вовсе претерпевает неожиданную метаморфозу, переворачиваясь на 180 градусов. Мееров явно хотел пойти против течения, обрушив все клише советской фантастики, какие вспомнил (к сожалению, до всех не добрался, о чём уже говорилось).

Так что за попытку — плюс. Воплощение, к сожалению, подвело. Меерову не хватило ни таланта, ни опыта, чтобы вытянуть свою задумку. Повествование блеклое и скучное, полное странных и плохо играющих деталей (лейкемия у главного героя, фанатичная увлечённость музыкой одного из учёных — всё это совершенно необязательно и слишком утяжеляет сюжет), с элементами плохой мелодрамы и малосодержательными диалогами, а также с полным отсутствием антуража. В какой стране или хотя бы на каком континенте происходит действие? Куда смотрит государство? Каким образом столь масштабные события ускользают от внимания компетентных органов? Ничего этого нет, герои существуют в пустоте. Предположу, что это тоже было вызвано желанием Меерова уйти от штампов, но полное отсутствие общественно-политического контекста столь же неуместно, как и чрезмерная заострённость на нём. Нужна золотая середина, а её-то Мееров найти не смог.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Александра Меерова меня заинтересовало ещё в школьные годы, когда я прочёл захватывающий воображение научно-фантастический роман «Сиреневый кристалл». С тех пор я мечтал хоть что-то узнать о писателе и познакомится ещё с каким-то его произведением.

Много лет спустя, благодаря справочникам и воспоминаниям Бориса Стругацкого, я узнал о трудной жизни Меерова. Этот «большой человек» был учёным, в 30-е годы был подвергнут жестокому допросу в НКВД, сидел в «шарашке» но не сломался.

Произведений он написал немного, рано ушёл из жизни.

«Осторожно — чужие!» — вероятно лучший его роман. В увлекательном сюжете книги есть место и научному поиску, и демонизму, и опасным опытам, и коварству, и любви, и искусству.

Имеется смелая гипотеза об инопланетном происхождении земных насекомых, производятся опасные опыты над фантастическими лимоксенусами. Эти насекомые излучают волны, которые, при определённых дозах, могут и лечить, и приносить удовольствие, и... разрушать. Пока они в руках «безумного скрипача» Ваматра, то он их использует для игры на концертах. Находясь за специальным экраном насекомые генерируют импульсы, и игра Ваматра становится всё неистовее, приносит слушателям небывалое наслаждение. Но вот лимоксенусы попадают в руки Хука, который хочет превратить их в оружие и продать военным...

Роман — об ответственности учёных за последствия своих открытий. Книга — научном поиске, о авантюризме, о любви и человеческом долге.

Последний роман Александра Меерова, изданный по сохранившимся рукописям.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я впервые прочитала этот роман где-то в 1980-м, когда училась в школе. И меня поразил не столько сюжет, сколько характеры.

Для меня это книга о том, как хороший, порядочный, что называется, кристальной честности человек Альберт Нолан, руководствуясь самыми высокими принципами и движимый отнюдь не беспочвенными опасениями, наломал дров и сам превратился в монстра. И если он при этом никого не убил, то отнюдь не от недостатка готовности — просто случая не представилось.

И как, узнав, что Лейж, которого он считал погибшим по своей вине, жив-здоров, Нолан уже не способен радоваться ни за него, ни даже за себя. «Да, он жив. Ваматр не уничтожил его тело. Он сделал хуже — забрал его душу. Лейж теперь чужой для нас». И при всём при том Нолан ещё кого-то называет дьяволом.

Осторожно — фанатик.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу читал в далёком 1982 году. Запомнилась только фамилией врача — доктор Рбал, да насекомыми необычными. На фоне тогдашнего дефицита фантастики была вполне читабельной, но сейчас...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика жанра — роман о фантастических насекомых, которые умеют излучать особые волны для благоприятного воздействия на чувства людей.

Музыку Ваматра никогда никто не понимал. К его произведениям для скрипки ценители относились достаточно сдержанно. И тогда он неожиданно находит способ, как пробудить в людях чувство прекрасного. По натуре естествоипытатель, Ваматр занимается еще и селекцией насекомых — лимоксенусов — и замечает невероятную закономерность. Оказывается, сразу же, как только он начинает играть, лимоксенусы в ответ генерируют странные импульсы, которые способны подарить людям чувство высшего удовлетворения. Ваматр воплощает свою мечту в жизнь и добивается всего, что он задумал. Теперь, слушая его игру, все его боготворят. Все, кроме «статиста» Крэла, который что-то подозревает, и, в конце концов, узнает всё о лимоксенусах.

Для Ваматра его необычные занятия оканчивается трагически: в процессе опытов над насекомыми он погибает.

Осторожно — чужие: предупреждает название. Как символ того, что для разгадки таинственных схем Нолана одной лишь одержимости Ваматра может оказаться недостаточно.

Роман интересен непредсказуемостью сюжета и достаточно аналитическим, как в детективах, стилем повествования.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх