FantLab ru

Ольга Громыко «Год крысы. Видунья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
1915
Моя оценка:
-

подробнее

Год крысы. Видунья

Роман, год; роман-эпопея «Год Крысы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Кто-то мечтает о власти и славе, кто-то — о богатстве и роскоши, а кто-то о тихом семейном счастье. Судьба человеческая ветвится на тысячи дорог, и только Пресветлая Богиня знает, куда они ведут. Хватит ли юной путнице удачи, чтобы сделать правильный выбор? (Да и есть ли он на самом деле?) Ведь чтобы одни мечты сбылись, другими иногда приходится пожертвовать…

Входит в:

— роман-эпопею «Год Крысы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 273

Активный словарный запас: высокий (3255 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2009 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место («Золотой Кадуцей»)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Год Крысы. Видунья
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Rok szczura. Widząca
2014 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2010 г.

Я люблю крыс. Это умные зверьки, с проворными лапками и милыми глазками-бусинками. Я люблю Ольгу Громыко. С ее аккуратным, выверенным стилем, с трепетным отношением к каждому слову. Я живу книгами фентези, в их красочных мирах, среди вымышленных, но таких живых персонажей.

Видела многие отзывы на эту книгу. Мало восторженных, много сдержанно-одобрительных, море разочарованных. Плачут девочки – мало романтики, плачут мальчики – мало юмора. Читатель может быть зол, может быть жесток с автором. Громыко, как стена, выдерживала все насмешки и упреки, отвечая в своей легкой, иронической манере. Но я не знаю, как она выдержала этот шквал разочарованных отзывов. Эта Писательница, которая в отличие от мелкого ширпотреба, работает над собой, вкладывает в свои книги не столько голое вдохновение, сколько талант, который она с упорством Микелянджело оттачивает до уровня не просто одаренного автора, а Мастера. Она как альпинист преодолевает творческие перевалы, поднимается все выше над уровнем остальной «творческой массовки», чтобы услышать – «где стиль!? где Вольха!?»

Вольхи здесь больше не живут. Вольха, рыжая взбалмошная девушка, объект для поклонения юных читательниц, образец подражания для матерых графоманов, канула в Лету. Вместе с красивой, но наивной любовью, вместе с пульсарами и ехидством.

Родилась наивная, беззащитная в своей доверчивости и неосведомленности Рыска – девочка-сирота, работящая хуторянка, случайная Путница. История ее взросления – оттенка осенней радостной грусти, естественная как слезы из глаз при взгляде на солнце. Маленькие радости, большие печали, горечь нелюбви и крепкая рука неожиданной дружбы – из этой мелких цветных камушков складывается полудрагоценная мозаика жизни главной героини. С оглядкой на комментарии других читателей могу им ответить – такая растянутая зарисовка юных лет Рыськи является вполне оправданным авторским приемом. Только рассказав о процессе формирования личности девушки, Ольга могла полностью разъяснить читателям мотивации ее дальнейшей деятельности. Ведь если бы мы, например, не знали, что Рыска жила на хуторе, общалась с ограниченным кругом людей, и никогда не выезжала за пределы своего маленького поселка, мы бы решили, что взрослая Рыска – наивная дурочка. Но нет, героиня далеко не глупа, но просто не знает жизни и ее законов.

Где-то с середины книги сюжет начинает раскачиваться гиганстким маятником Фуко, захватывая все новые дейтсвующие лица, доставляя на своем латунном грузиле новые данные об этом мире. Его картина обрастает дополнительными фактами, точными и красочными мазками умелого живописца. Юмор, умеренный, но хлесткий; за его воплощение в жизнь «отвечает» второй герой романа крыс Альк – молодой мужчина, отчаянно цепляющийся за уходящую песком из пальцев вероятность нормальной жизни в человеческом теле. Ниточки судеб Рыски и Алька, вопреки их отчаянному сопротивлению, сплетаются в один жгут. Будет ли это любовь? Будет ли это верная дружба? Мы не знаем.

Особый восторг вызывает подход в этом произведении к ремеслу мага. Это не классические файерболы и не пресловутые четыре стихии. Маги здесь – Путники. Они управляют вероятностями, сменяя один вариант реальности на другой. Насколько правомерны такие изменения? Что будет, если изменять старую добрую реальность? Не рассыплется ли она игрушечным замком, из фундамента которого неумелая детская рука вынула слишком много кубиков.

Этот вопрос один из многих в длинной череде, ответы на которую мы найдем только в следующей книге. Не сказать, что я поняла и оправдала разделение книги на две части. Гложет меня червячок сомнений, что решение о создании именно дилогии приняла сама Громыко. Чует мое сердечко, это было условием издательства. Отсюда и будто топором обрубленный конец, и малый объем книги.

Мне откровенно не нравятся эпиграфы к главам. Направленные на выявление параллелей и схожестей между крысами и людьми, они написаны так безыскусно, так непрофессионально, что мне хочется плакать. Будто и не сама Ольга их писала, а какой-то школьник подросткового возраста корябал эти наивные строчки.

Сложилось впечатление, что следующая книга дилогии нас впечатлит. Вокруг судеб героев кружат сонмы теней: война, противостояние всего мира, внутренний конфликт, почти когнитивный диссонанс в Рыскиной душе. Девушка хочет простого семейного счастья, а вместо этого бродяжничает по трактам в компании друга-вора и видуна-неудачника. Все это приведет к изящным поворотам сюжетной линии и развитию тонкой интриги. Вы не останетесь разочарованными. Завтра будет… Лучше.

Оценка: 9
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2009 г.

Последние романы Громыко — попытка перейти от юмористической фэнтези к фэнтези приключенческой и даже социальной. Вот только в результате получилось ни то, ни се. Роман «Год крысы» четко делится на две половины. Первая — достаточно подробное, хотя и несколько занудное описание взросления девочки-батрачки в маленькой деревушке. Описания крестьянского быта и нравов получилось достаточно неплохими и весьма узнаваемыми. Ну а уж трудная жизнь главной героини вообще заставляет вспомнить что-нибудь в духе «Оливера Твиста», только с поправкой на сельскую местность или, может быть, «Крабата» Пройслера. Некоторой изюминки этой истории добавляют крысы, постоянно мелькающие около главной героини совершенно в хичкоковском стиле. И, хотя на мой взгляд, автор явно переборщила с подробностью описаний малозначимых событий, мне все же было интересно узнать, как же развернутся события дальше.

А дальше события пошли самым типичным образом. Вторая половина — совершенно типичный квест, достаточно бестолковый к тому же. Снова в тексте запестрили попытки пошутить, в основном неудачные. Почему-то авторы «юмористической фантастики» уверены, что знают надежный рецепт удачного юмора. Надо просто объединить в партию приключенцев нескольких персонажей, которые недолюбливают друг друга, и заставить их постоянно ругаться между собой. Процент удачных шуток при этом — как у Петросяна, хотя иной раз и проскакивает что-то действительно веселое.

Ключевая авторская идея — о путниках, способных видеть и менять будущее, и связанных с ними крысах, интересна, но соврешенно недоработана, в результате чего кажется притянутой за уши. Прочие элементы антуража, вроде ездовых коров, смотрятся довольно странно.

Приключения героев довольно бестолковы, пестрят натяжками и роялями в кустах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, один из героев превращен в крысу и его цель — быть, наконец, расколдованным. В критической ситуации, когда остальные персонажи не могут справиться с опасностью, он вдруг самопроизвольно превращается в человека, а выручив напарников, вдруг обратно превращается в крысу.
Таких примеров можно найти немало. Герои — это вообще отдельная песня. Помню, был такой номер у Данильца и Моисеенко -«Индийское кино в сельском клубе». И бедный, но маниакально честный Гопал сражался со злодеем Раджем. Так вот, эту же характеристику можно уверенно применить и к главной героине. И ее характер и характеры других главных героев не отличаются особой достоверностью. Вот разве что второстепенные персонажи в лице разных сельских мужиков показаны со знанием дела.

Так что, погнавшись за несколькими зайцами, Громыко не поймала ни одного. Книга не слишком удалась ни как юмористическая, ни как приключенческая, ни как социально-психологическая. А получилось в итоге то самое «индийское кино в сельском клубе»

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2009 г.

Не вижу в книге отмеченного многими на форумах перехода в разряд «серьезной» фантастики и фэнтэзи. Потому что сюжет хромает на обе ноги именно в логике изложения событий и их выстроенности. А вот переход от юмористического мягкого фэнтэзи к стебовому и более жесткому — это да. Это есть.

Именно он объясняет и скаковых коров — прикольно! Одна беда: не ездят верхом на коровах. У них позвоночник не принимает вертикальные нагрузки. Ломается...

И ворон в меню объясняется приколом. И нелепые препирательства ночью в лесу, когда надо жизнь спасать, и это ясно самому тупому,- а герои тупят тупее тупых, кричат и зовут погибель. Это же прикольно читать — диалог ядреный...

Язык хорош. Именно он подкупает. Фразы точные, емкие и грамотные. И, повторюсь, доля диалогов стала высока. В них теперь вся соль. Они раскрывают Алька. Как ядовитое и языкастое нечто. Но — не как человека. В «Ведьме» даже характер второстепненного Вала был глубже и многоплановее.

Но что убило — это Реська и Альк. Наивная девочка из деревни выглядит картонно до ужаса, как только выбирается на дорогу. У неё нет ни нормального мотива для странствия, ни возможности, ни логики в движении и решениях. А уж мужик-крыса, ползающий по грудям этой наивной и панически боящейся крыс девушки — ну, стебовый перебор. Очень явный. То ли подверглись крутому тюнингу весы, определяющие в сознании атора чувство меры. То ли автор сменила круг общения, и влияние нового непозитивно. Как-то все стало, уж простите, чернушно и цинично.

Была одна страна — бац, стало две. И в одной блондины — в другой брюнеты. И армии ходят друг к дружке на территорию грабить, явно разминувшись.

Но более всего мне неприятна идея удачи на продажу. Это не философия. Это не идея даже. Это анти идея. Опасаюсь я моды нынешней к возвеличиванию мерзости бытия и поклонения простой истине, что «бабло побеждает зло». Пока из взрослого — только она и прорисована. Грустный фон.

За язык — 10

За прочее — 5

и по сумме — 7,5.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2011 г.

Признаюсь,до прочтения «Видуньи» я с автором знакома почти не была, за исключением половины «Верных врагов», которые случайно прервала читать,а потом поленилась продолжать из-за вопиющей развлекательности чтива.

Сейчас же я вычитала в отзывах,что,мол,авторский стиль изменился,автор шагнул на ступень выше и юмора убавилось,что меня заинтересовало.Я надеялась, что книга вышла за рамки бульварного чтива, продающаяся между дамскими романами и надцатым Сталкером.

Начало и правда меня не раздражило.Я любитель Марии Семёновы и Елизаветы Дворецкой, поэтому атмосфера веси была мне привычна.История героини написана хорошо,её отщепенность правдоподобна, а судьба казалась неизбежна, пока она не нашла крысу.

Здесь остановимся.Всё начало автор нас пытается уверить,что ГГ панически боится крыс.До визга.И вдруг она проникается жалостью к твари,которую вот-вот сожрут сороки.Как можно пожалеть свой ночной кошмар?Это первая моя развилка с ГГ,которую я до этого понимала.

Далее.Притворимся,что ГГ всегда любила пушистых зверьков.Она даёт воды мучающемуся животному.Но то в благодарность поносит её неблагодарной бранью.Бросить и уйти?Да.Но ГГ возвращается за добычей.ГГ боится крыс,помним?

Продолжаем.ГГ игнорирует оскорбления крысы и несёт её в город.Причём крыса каждый раз норовить укусить ГГ,которая её спасла.Что сделать?Бросить в реку и забыть.Нет,ГГ сажает её за пазуху!ГГ боится крыс до паники,ПОМНИМ?У меня ещё как молния в мозгу свекнула:«Ты же знаешь,что это мужик, на кой его запазуху сажать?«Но ГГ не услышала моего призыва.Я решила,что это ружьё на стене автора.Так и оказалось потом,но это не помешало ГГ после «выстрела» снова носить мужика запахухой.Видать,понравилось.

Далее персонаж Альк.Негодование моё меня переполняет.Еслу убрать Алька со сцены,то получится впорлне себе историчный мир (коров оставим в стороне). Но кто такой Альк?Это сама Громыко в штанах.Ей всё мерзопакостно,ей всё смешно,ей всё нужно вывернуть наизнанку.Девушка шила свадебную рубаху мужа?Порвать и поржать.Это же так смешно — свадебные обряды славян (ну,псевдо-славян,не суть важно).Девушка шила подвенечное платье?Запачкать и постебаться.Девушка выросла скромной и деликатной?Над ней всегда нужно пошлить и стебаться на темы ниже пояса.Это же так смешно.Вот из-за таких авторов,которым нужно вся высмеять и поржать,мы и теряем все свои духовные ценности,веру в хорошее,святое,справедливое.Мы знаем только слова «пафос», «потетика»,«блеф», «стёб» и т. д. Как только религию не стебут?Ах да, её защищают. А вот защитников правды, справедливости, доброты, альтруизма, дружбы, любви и верности мы не найдём.

Итог.Чтение сего вредно.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2009 г.

До сих пор все написанное Громыко я принимала «на ура». До сих пор. «Видунья» произвела достаточно неоднозначное впечатление. Возникло даже ощущение, что автор поставила перед собой очень интересную, масштабную задачу и... не справилась. Мощного, сильного, цельного произведения все-таки не получилось. Хотя да, и читается на одном дыхании, и увлекает, и думать заставляет, но результат получается каким-то смазанным.

Хотя начало вышло очень даже интересным. Пусть жизнь и подробности бытия маленькой деревушки-вески кажутся несколько затянутыми и прописанными излишне подробно, но тем не менее — увлекает. И типажи великолепные, им веришь сразу и безоговорочно, и главная героиня, девочка Рыска, в этом антураже смотрится очень органично. На протяжении почти половины книги практически ничего не происходит, все так, мелочи, но удовольствие чтение доставляет немалое.

А вот дальше все пошло наперекосяк. Приключения героев действительно стали напоминать какой-то глупый, примитивный квест с невнятными правилами и еще более невнятной целью. Да и сами герои изменились не в лучшую сторону. Да, отчасти забавно было следить, как невинное дитя природы, Рыска, пытается адаптироваться в новой для себя среде, но очень живой и объемный в начале книги персонаж постепенно теряет всякую достоверность, ее поступки становятся нелогичными, возникает ощущение, что перед читателем уже не прежняя живая девочка, а кукла-марионетка, идущая куда автор прикажет. Жар, забавный и интересный крестьянский мальчишка, превратившись в городского обитателя, утратил все свое очарование. Похоже, Громыко хотела создать образ этакого обаятельного негодяя, но у нее не получилось. Получился какой-то плоский, картонный персонаж, не вызывающий ни симпатии, ни антипатии. Пожалуй, единственный сильный и цельный персонаж книги — крыс Альк. По крайней мере хоть его цели ясны и понятны. И он единственный, кому искренне сопереживаешь. Только из-за него одного я жду продолжения, потому как, заканчивая читать книгу, поймала себя на мысли, что мне почти безразлично, что будет с, вроде бы, главной героиней.

В целом же книга очень и очень неплоха. Очень хорошо выписан мир, очень правдоподобно. Основная изюминка — наличие в мире путников, способных влиять на будущее и то, как они такую возможность получают. Как уже не раз у Громыко — интересная идея, красивая иллюстрация возможностей, а потом пинком, с небес на землю — подробный рассказ о том, что надо пройти и чем пожертвовать, чтобы стать путником.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или стать крысой путника, что тоже возможно.

Правда некоторые детали с претензией на оригинальность в романе мне кажутся лишними. Ездовые коровы, например. Забавно, конечно, но нужно ли? Замени коров на лошадей — и ничего не изменится. Даже наоборот, станет достовернее. Лично мне легче представить ездового нетопыря, чем скаковую корову :smile:. Хотя это уже лично мое впечатление.

Короче, книга получилась интересной, но неровной. Хотя, это только начало. Посмотрим, может продолжение выправит ситуацию...

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2011 г.

Вижу, спойлер тут делать бесполезно, потому как и без того весь сюжет уже раскрыт :lol:

Итак, попалась мне в руки эта книженция, и поскольку Громыко один из немногих достаточно приятных на мой вкус авторов, я взялась.

У этой книги есть один несомненный плюс: она легко написана и быстро читается, несмотря на некоторое количество довольно-таки нудных абзацев, которые хочется просмотреть по диагонали.

К сожалению, недостатков, как по мне, гораздо больше.

Идея не нова, сразу же возникает ассоциация со «Знаками дороги» Желязны, но сравнивать здесь смысла нет, так что опустим.

Во-первых, мне не слишком понравился мир. Какой-то он мрачный, не приятный, при этом не объяснённый логически. Ну вот почему, например, нет лошадей, а есть скаковые коровы, когда всё остальное очень похоже на наш родной мир? Что произошло с экологическими нишами? Для меня подобные моменты являются признаком недоработанности; плюс твари вроде (не помню как назывались, шошоры что ли, которые под песком жили) вообще будто написаны так, для того, чтобы разнообразить путь ГГ, а вовсе не вписаны в мир. Вот сидит автор и думает, что бы ещё такое этакое вставить, а пусть будут волки-кроты. Идея с «крысой-и-путником» тоже не вызывает оптимизма.

Далее по героям. Не знаю, как кому, но мне не приглянулся ни один из них.

Для начала (Х)Ольга сделала себя богиней, ну ладно. ОДнако меня почему-то не покидало ощущение, что обидел автора некий Саший, и вот со злости на весь мужской пол начала она писать. Очень уж много цинизма, ссор, перебранок, гадостных людишек. Пусть Лён из Вольхи был слишком романтический, слишком «положительный», но за ним хоть приятно было наблюдать. Тут же этот крыс только ругается, пошлит, обзывается, и даже под конец, на мой вкус, не раскрывается душевно. Зато статен, плечист, мечом машет суперски «и ваще...»

Рыска — образ слишком для меня скучный. Всё понятно, девочка из глуши, никогда ничего не видела, вокруг неё обстоятельства постоянно сами складываются, благородные порывы, сдобренные исключительной тупостью и прямотой... Я всё ждала, когда же она раскроется, поумнеет, что-нибудь там осознает и тд — но так и не дождалась. Пара из них, надо сказать, вовсе неубедительная, хотя к тому всё идёт. Ну не верю я в возможность тёплых отношений между ними: он её оскорбляет, она боится, изредка огрызается, брезгливо ненавидит и прочее... Тем не менее прячет за пазуху, даже когда узнаёт, что он — мужчина, что тоже свидетельствует о непроходимой глупости.

Иногда возникало ощущение, что автор боится быть «засмеянной» и «непонятой противоположным полом», если влезет поглубже в отношения — а то и не приведи Хольга обвинённой в написании женского романа! Поэтому все отношения выражаются диалогами-ссорами, которые лично мне под конец книги надоели. Добрые две трети историй взаимоотношений начинаются именно с ссор, разных точек зрения, вражеского настроя ГГ друг к другу, у самой Громыко в том числе. Скучно и заезженно.

Ну и последний — «условно хороший» вороватый Жар, ничем особенно не выделяющийся и в принципе не слишком-то и нужный как герой, ну разве что для количества. Честно говоря, если учесть, что книга написана позже «Вольхи» и автор, как пишут тут в отзывах многие, «вырос» — я ожидала гораздо большего от героев (в смысле от их образов, придуманных автором).

Сама идея «крыса-путник» мне не только не понравилась по своей сути, но ещё и осталась не раскрытой. Не понятно, почему так, вообще почему он превращается временами в мужчину — совершенно не пояснено, хотя книга вроде бы закончена. То есть вся «теория» скрыта автором, будто даже от себя самой. Впрочем, есть надежда, что прояснится в следующей части, ну или в каком-нибудь из энных продолжений. Попадётся в руки — почитаю, но покупать не побегу...

И да, ещё эпиграфы «не в тему». Абсолютно. Так и не поняла: для чего они, собственно, были-то? Чтобы подчеркнуть, что речь о крысах? Так и без того все поняли...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2009 г.

Я прочла. Купила и не смогла оторваться ни на секундочку. Как всегда великолепно, превосходно, изящно и с чувством юмора. Не смотря на то, что Видунья, это гораздо более «взрослое» произведение из нее не исчезло очарование и та изюминка что всегда отличала произведения Ольги. Герои как всегда уникальны и харизматичны, у каждого как и сказано в аннотациии свои мотивы, цели и представления о жизни — скромная и на первый взгляд (и на второй и на третий и всегда) кажущаяся (надеюсь) закомплексованной Рыска, отвязный вор-Жар и загадочный Альк, пленяют с самого начала. :smile:

Советую всем идти и покупать — вы ничуть не пожалеете о «вылетивших» из жизни часах проведенных с этой историей наедине.

Хочется добавить, что заявленное в самом начале ружье так и не выстрелило — можно смело ожидать начала нового цикла.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2009 г.

Прочитав представленную книгу осталась в рассеянных чувствах.Впечатления достаточно неоднозначно.

Во первых произведение неоднородно. Как будто писательница изначально писала исключительно для себя, а потом внезапно спохватился, что это не всякому читателю понравится. В итоге мы имеем общую незаконченность сюжета и общую мысль в дебрях текста пропустить не мудрено. Стиль текста тоже скачет от главы к главе.

Но так или иначе Громыко остается верной себе. Она не повторяется и тем более не плагиирует у самой себя. Меньше юмора, чем в «Ведьме» или «Белорских хрониках», но он всё-таки есть (именно юмор, а не попадание героев в однообразные глупые ситуации, которые большинством авторов юмористического фэнтази рассматриваются как таковой) Герои тоже не картонный и отнюдь не однозначны, что не может не радовать. Рыска — наивная, беспробудно деревенская, безнадежно добрая, совершенно очаровательная; Альк — злой на весь мир, циничный, полусумасшедший, неотразимый; Жар — жутко симпатичный понтующийся идиот... Отдельное спасибо за немэрисьюшность Рыски. В кои-то веки главная героиня — не безгранично крутая и сиксуальная Багиня, а стеснительная деревенская девчонка с неотшлифованным даром и нулевым знанием жизни (Рыска в первый раз в городе — это что-то). И огромнейший плюс этой книги, не на что не похожий, захватывающий, продуманный мир. Это тот плюс за который лично я готова простить книги все ее недостатки.

Делаем вывод: хоть автор не взяла поставленную планку, читать стоит, ибо армия графоманов, выросших на просторах нашей необъятной родины, ничего подобного не напишет. Действительно стоящие потраченного времени книги вымирающий вид, и им можно простить даже некую недоделанность.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2009 г.

Трое, связанные Дорогой или Судьбой. Добрая девочка, бесшабашный вор и....крыса? Они встретились, чтобы изменить друг друга, измениться самим и изменить Путь. Непонятно, куда и зачем ведут их боги ( Смешная парочка, правда? Особенно интересными мне кажутся некоторые аналогии — с Зевсом и Герой в плане «семейственности» пантеона, история «Праздника Бабы» — напоминает подготовку к 8 Марта:wink:), но эта дорога раскрывает характер и душу каждого из троих. И пусть многие критики не считают произведения Ольги Громыко глубокими, по моему есть в них, а в этой книге уж точно, много ценного — вера в лучшие человеческие качества, глубокое убеждение в том, что есть в мире Дружба, Любовь, Верность, Долг (вспоминаются «Верные враги»,«Нелетописное»). Многие герои ее книг об этом забывают, но автор все же находит в их душах крупицы истинных чувств. Эта книга, я надеюсь, вырастет в цикл. Буду ждать, предвкушая.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2014 г.

Как долго я шла к знакомству с автором, как долго! Несколько лет мне на все лады шептали, что ЭТО – лучшее из юмористического, что ЭТО – надо читать, а не копить чужие отзывы, что ЭТО поможет мне лучше оценивать произведения, написанные в жанре иронической фэнтези. Ну вот, свершилось, прочитала я «Видунью», первую часть дилогии «Год Крысы». Прочитала быстро, ибо действительно нашла книгу занимательной, живой, ироничной и одновременно грозной. И хотя сначала я хотела прочитать вторую часть и только потом кропать отзыв, опасение, что первое впечатление уйдёт, побудило меня к действию.

«Видунья» – роман, который напомнил мне одновременно «Пасынков восьмой заповеди» Олди и «Муравьиный мёд» Малицкого, но напомнил только первой своей половиной. Дальше пошла та самая ирония, за которую, видимо, Ольгу Громыко и любят. То есть я роман, и сам являющийся часть целого, восприняла как две разные части: суровое начало и ироничный, переходящий в стёб финал. При том что финала как такового нет, роман заканчивается там, где могла бы закончиться любая глава. Есть некий промежуточный итог, но незакрытых линий осталось так много, что хочется немедленно схватить продолжение.

Для конкретики обскажу, что тут и как. Мир в достаточной мере самобытен, не наш, прописан если и не подробно, но с разных сторон. Основной сюжет держится на детстве и юности героини Рыски, девочки, от которой в буквальном смысле отказались мать и отчим. Атмосфера этой части романа как раз и побуждает вспоминать Олди и Малицкого, ибо в этой беспросветной глуши, за коею стоит принимать жизнь почти-сироты при родной дядьке, нет ровным счётом никаких радостей. Нет, есть друг – такой же мальчишка-отказник, но через некоторое количество глав исчезает и он (чтобы появиться позже). Не удивительно, что Рыске приходит в голову мысль о побеге.

Дополняя конкретику, укажу на особенность созданного автором мира: им с неба правят два бога (он и она), а с земли – путники. Я сперва подумала, что путник – это что-то вроде курьера, ха-ха. Потом он начал творить чудеса, начал искать дорогу. Так что курьер вдруг превратился в волшебника, помогающего (за деньги) людям увидеть путь, по которому им следует двигаться.

У волшебника этого есть крыса, каким-то образом помогающая ему в выборе пути. При этом каждая глава романа начинается с ремарке о крысах, подталкивая читателя к размышлениям, но иной раз заводя куда-то не туда, и лично для меня стало неожиданностью, что судьба сиротки Рыски вдруг сталкивает её с одной из таких крыс.

С этого момента дарк закончился и началось веселье. Сначала робкое и с отголосками тьмы прошлого, а потом безудержное. Кое где я просто, простите, ржала в голос. Этот контраст – когда после мрачного начала автор вдруг заходится смехом – побудил меня думать, что автору и самому надоел этот мрак. Хотя лично я героиню органично видела именно во мраке, а не в смехе-оторве.

К слову, сама героиня не из тех, что впадают в загул, едва вырвавшись из родных мест. Рыска – девушка крайне робкая, жалостливая, ничего не знающая, но в то же время добрая. И наивная. И такой она пребудет до самого конца.

Её спутники внушают гораздо больше надежд, но, опять же, ни о каком внутреннем развитии речи не идёт (пока не идёт: возможно, что-то изменится во второй части эпопеи). Тот самый мальчишка-друг из детства и крыса – крыс? – вот компания, в которой Рыске придётся идти боги весть куда боги весть зачем.

Ах да. В этой книге я впервые столкнулась с ездовыми коровами.

В целом роман заворожил, хотя резкий перепад тонов привнёс толику неожиданности. Добротный язык, выписанные персонажи, мир и цель – что ещё нужно любителю героической фэнтези?

+8

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2011 г.

Это первая книга Громыко, которую я прочитал. Признаться, увидев женский портретик и имя на обложке, я отнесся к сему творению весьма скептически, и ожидал что-нибудь такое легкое, сентементально-сопливое, с нудным описанием чувств прекрасной героини и торса её возлюбленного. Но книжку я все таки купил. Привлекла меня обложка — Альк, подозрительно внешне похожий на Геральта и Жар, напомнивший Лютика... И я таки ни капли не сожалею о потраченных деньгах.

Книга не обладает каким-то замысловатым сюжетом. Но ведь чем-то эта книга меня поразила... Во-первых мир, окружающий героев, вне всяких сомнений оригинальный, создающий определенную атмосферу — все эти путники и крысы, ездовые коровы, хитрый Саший и мудрая Хольга, к которым то и дело обращаются суеверные обитатели сказочной страны -создавали особую, приятную мне, как читателю, атмосферу. Во-вторых персонажи. Персонажи, а не тряпичные куклы. Каждый с характером, собственным взглядом на мир, а главное с логичным биографическим и практическим подспорьем для этого. Ну, право слово, когда в иной книге читаешь про то, как деревенский «ванечка», избранный богами, махает мечами и одновременно размышляет о глубоком-философском, изъясняется как лорд и обладает знаниями, завидными для люого знатного городского, становится неприятно. А здесь не так.

Я возмущался вместе с Жаром, пошло хихикал вместе с Альком, и жаждал справедливости и «хэппиэнда» для Рыски... И жутко обрадывался тому, что конец вовсе не конец, а новое начало — ведь не могла же белорусская фантастка оставить столько белых пятен не закрашенными.

Быть может, я все ещё под впечатлением от диалогии, но оценить «видунью» ниже 10-ки не могу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2016 г.

Немного предвзято отношусь к отечественному фентези и к юмористическому заодно. Потому как уровень первого, чаще всего, бульварный проходняк, который можно читать только в электричке, от нечего делать, а второе у меня попросту не идет. От Терри Пратчетов и Робертов Аспринов плеваться тянет, уж извините. Но решил поверить рекомендациям фантлаба, тем более достоверность стояла «очень высокая», что бывает крайне редко, например на Сандерсоне и Камше, коих я и без рекомендаций хочу почитать. Вобщем стало любопытно.

И вы знаете, да — фантлаб не врал. Книга захватила с первых строчек. Написано просто, но вкусно — так, что хочется доесть до конца, за один присест. Возможно первая половина книги может отпугнуть некоторых читателей, но мне эта деревенская романтика, понравилась едва ли не больше стандартного квестового шарахания по лесам и тавернам. Героев по сути всего три — Рыска, Альк и Жар. Если первую мы должны жалеть за нелегкую судьбинушку, всячески быть на её стороне за правильность и справедливость, умиляться её скромности и наивности, то второй это эдакий Доктор Хаус от мира фентези. Он вроде бы и за «наших», но засранец тот еще. Циничный, пропитанный сарказмом мерзкий тип, но просто лапочка. И да, за юмор в книге почти на сто процентов отвечает именно он, поэтому юмор тут соответствующий — циничный, черный и местами пошленький. Жар на его фоне отходит на второй план, да там и остается.

Не стоит читать тем, кто тащиться исключительно от сложносоставных апупей типа Игры Престолов и Малазана и тем кто на дух не переносит сарказм и черный юмор — остальным добро пожаловать. Рискуете проглатить книгу за один присест.

P.S. Захотел себе дрессированную крыску, размером с бульдога :)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2011 г.

Первое мое знакомство с творчеством Ольги Громыко было крайне неудачным. Приключения ехидной ведьмы Вольхи я терпел до того момента, когда вампир пригласил ее на свидание с целью доказать, что он не злобный кровососущий монстр, а милый парень, ну почти как Эдик Каллен. Проплевавшись, я отложил книгу в сторону и поставил на авторе крест. Как оказалось, напрасно.

Начало «Года крысы» напомнило мне лучшие книги Робин Хобб: неспешное повествование, описание быта, герои-подростки. Только к миру никак не получалось относится серьезно. Ездовые коровы! Подумать только! Хорошо хоть не свиньи:haha: а чего стоят «деликатесные вороны», которых ценят намного выше «паршивых рябчиков»:lol: В общем, книга не раз вызывала у меня улыбку, при этом не скатываясь в клоунаду и петросянство. Несомненный плюс.

Громыко не стала затягивать с этапом «взросления» (по сравнению с той же Хобб, ессно:wink:) не прошло и пол романа, как герои выросли и начался, собственно, квест. Абсолютно классический. Партия героев идет из точки А в точку Б попутно активно приключаясь. В другом случае я, быть может, плевался, но у Громыко квесту уделяется довольно мало внимания. На первом плане — отношения персонажей (на 80% состоящие из словесных перепалок) и текущие задачи, потому, когда «точка Б» была достигнута я немало удивился. Что уже все?

Итог: довольно приятное, расслабляющее чтиво. Безусловно, понравится не каждому, но и своего читателя найдет.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2011 г.

Честно говоря, мне «Видунья» понравилась, вернее она меня просто-таки захватила, но сейчас писать об этом непросто, так как впечатление изрядно смазано второй частью.

Да, книга неровна, но лично мне было ее читать интересно всю без исключения.

И перечитывать. Мрачноватый, фантастический, самобытный и довольно достоверный мир получился.

Я, видимо, читатель хоть и внимательный, но не слишком требовательный — если книга мне нравится, и если ничего при прочтении меня из мира не «выбрасывает», я к писателю придираться не буду.

Ну подумаешь, скаковые коровы, деликатесные вороны и начинка из ежиков! Автору так писать веселее, да и мне, в общем, забавно.

У них там и на нетопырях ездят, не только на коровах.

Из-за неспешного, тягучего описания детства героини, где в тщательно пописанный быт вторгается нечто странное, у меня возникало ощущение этакой сладкой жути — вроде ничего не происходит, а интересно.

Все герои получились очень достоверные, живые, с хорошо проработанными взаимоотношениями.

Путники и видуны — интересно, но жалко, что потом они как-то упростились. Сильно упростились.

Альк в первой части хорош! Понимаю, что такого героя в диалогах и в повседневной жизни вытянуть непросто, но в первой части — класс!

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2018 г.

Несмотря на оригинальный сюжет роман настолько похож на все, написанное Ольгой Громыко до этого, что авторство произведения легко определяется даже без взгляда на обложку книги. Опять позднее патриархальное средневековье, опять неспешное, уютное для читателя повествование, опять прекрасный, но до обидного редкий юмор.

Читать книги Громыко всегда приятно, особенно если делать это не торопясь, со вкусом, но есть в этом романе и еще одна вещица, которая обязательно порадует читателя. «В споре рождается истина» — а если спорщиков не двое, а трое? Автору пришла в голову блестящая идея свести на время путешествия трех совершенно разных людей: девушку с патриархальным воспитанием, всосавшем с кровью матери понятия добра и зла, хорошего и плохого, циничного, умного, смотрящего на мир без иллюзий мага, и вора. У каждого свой взгляд на жизнь, моральные принципы, понимание, где добро, а где зло. Следить за тем, как эти люди в пути ладят/не ладят между собой, насколько и каким образом отстаивают свои взгляды, как потихонечку меняются сами — ну, очень интересно, а порой и очень смешно.

Только не надо торопиться при чтении — приключения здесь не самое главное, гораздо интереснее сама жизнь чужого мира и наши герои в этой жизни...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх