FantLab ru

Уэйн Барлоу «Expedition: Being an Account in Words and Artwork of the 2358 A.D. Voyage to Darwin IV»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Expedition: Being an Account in Words and Artwork of the 2358 A.D. Voyage to Darwin IV

Другие названия: Экспедиция. Письменный и художественный отчёт о путешествии на Дарвин IV в 2358 году н. э.

Роман, год

Аннотация:

2358 год. Земля больше не под властью людей. Но это, впрочем, несравненно лучший вариант развития событий, чем оставить Землю в руках человечества. Ресурсы планеты истощены, окружающая среда загрязнена, большинство видов животных истреблено. И в соответствии с заключённым в 2231 году соглашением между людьми и инопланетной расой има, теперь они управляют Землёй и учат людей, как исцелить больную планету. После открытия обитаемой планеты Дарвин IV в планетной системе двойной звезды, находящейся в 6,5 световых лет от Земли, была организована Экспедиция для исследования планеты, в состав которой вошли разумные существа обоих видов. Автор книги был взят в экспедицию в качестве художника, чтобы показать людям красоту нетронутой природы чужой планеты и заставить задуматься о сохранении собственного мира. 24 марта 2361 года Экспедиция покинула планету, и раса има оставила её под надёжной охраной беспилотных зондов-роботов.

Автор рассказывает о своём путешествии по планете Дарвин IV и о встречах с разнообразными представителями фауны и флоры, населяющими различные биотопы планеты – от бескрайних равнин до величественных гор и суровых полярных ледников. Планета с меньшей силой тяжести, чем Земля, и с более плотной и богатой кислородом атмосферой, является домом для множества удивительных существ, включая гигантов, равных которым не порождала биосфера Земли. И на этой планете даже началось зарождение разума.

Книга построена как собранные воедино картины обитателей Дарвина IV, путевые заметки автора и быстрые полевые зарисовки, снабжённые пометками для дальнейшей работы. Автор делится с читателем историями о наблюдениях над инопланетными существами, о различных происшествиях, сопровождающих жизнь экспедиции, и чувствами, которые рождаются у человека, обречённого несколько лет в одиночестве странствовать над поверхностью чужой планеты, будучи заключённым в летающий ‘конус.

Примечание:

Перевод доступен в сети.



Издания: ВСЕ (1)


Издания на иностранных языках:

Expedition: Being an Account in Words and Artwork of the 2358 A.D. Voyage to Darwin IV
1990 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мало. Но хорошо. Но мало. Хоть и хорошо.» Примерно такие мысли крутились у меня при первом прочтении Экспедиции, и особенно не поменялись при дальнейших.

Псевдодокументальные проекты в виде книг, сайтов или циклов эссе-статей, повествующие о спекулятовиной биологии и ксенобиологии — явление не особо распространённое, но широко известное и любимое в узких кругах любителей как фантастики в целом, так и темы инопланетной жизни. Но на русском языке можно ознакомиться лишь с ничтожной долей этого и так не особо большого массива, посему каждый пример имеет свою ценность; за что и хочется поблагодарить Павла Волкова, благодаря которому можно полноценно ознакомиться с творением Уэйна Барлоу!

А хорошо ли у автора получилось влиться в специфический жанр? Давайте посмотрим.

Книга повествует о совместной экспедиции людей и инопланетян, имеющей не столько научные, сколько идеологические мотивы. Так как Земля была страшно загажена опрометчивой деятельностью людей и в итоге собственная природа на ней фактически приказала долго жить. На планете, где океаны превратились в отравленные химические помойки, и неудивительно. И теперь очень важно показать картины дикой природы, которую современные времени действия книги люди уже в глаза не видели, дабы помочь направить общество на требуемый путь.

Повествование (вполне мудро со стороны Барлоу) подаётся с точки зрения художника, вошедшего в состав экспедиции как штатный художник, с задачей максимально красиво зарисовать картины природы чужой планеты. Звездолёт добирается до планеты, высыпает на неё стаю воздушных исследовательских кораблей и дронов, и экспедиция в реалии чужой планеты начинается!

Но раз Барлоу уж влез в достаточно хардкорный жанр, то справедливо можно задать несколько въедливых вопросов от того, кто в теме, не так ли? Поехали.

Фантазия, конечно, у автора на уровне. И вполне вероятно, что он с кем-то консультировался, как-то упустил я данный вопрос. Но… Но.

1. Показать существ, в принципе не имеющих зрения, а потому имеющих крайне экзотичную внешность из-за странной на вид безглазой головы — конечно, ход очень удобный. Для художника. Но насколько вероятно с точки зрения ксенобиологии, что вся биота планеты тотально будет лишена зрения и использовать исключительно эхолокацию?

Без вопросов, происходи всё на планете, где было очень темно (тут уже другой вопрос, почему, и как на ней возникла/поддерживалась бы жизнь), то такое имело бы объяснение. Зрение бесполезно, а потому и заменено на иные типы восприятия.

При этом автор осторожно отмечает, что у животных Дарвина-IV есть чувствительность к инфракрасному излучению, а фауна Дарвина отказалась от зрения из-за продолжительного периода, когда планета была укрыта густыми туманами и эхолокация имела преимущество над зрением.

Простите, что? Из-за каких-то туманов? Даже летучие мыши, ориентирующиеся по эхолокации в полной темноте пещер, почему-то не спешат лишиться зрения окончательно. Глубоководные рыбы, всю жизнь проводя в кромешной тьме, через одну сохраняют хотя бы посредственное зрение — а то и наоборот, отращивают себе такие иллюминаторы, что сова свинячьими глазками покажется.

Во-первых, как так получилось, что на всю планету не уцелело ни одного даже вида, не то что таксона животных, использующих зрение, из-за всего лишь плохой видимости в условиях туманов? Даже при использовании эхолокации оно лишним вовсе не было бы. Во-вторых, почему ни один вид спустя время, как эпоха туманов прошла, не попытался вернуть зрение хотя бы через ту чувствительность к инфракрасному излучению? Можно только представить, какое колоссальное преимущество имело бы зрячее существо на планете бескрайних засушливых равнин, где ныне весьма светло и ясно! Которому не нужно всё время дико орать, чтобы понимать, что происходит вокруг него, а потому не раскрывать своё наличие лишний раз (автор поминает, как шумно должно быть на планете с точки зрения её фауны), и которое видит на огромное расстояние по сравнению с неминуемо близорукими ходяче-летающими эхолокаторами?

Природа ведь не терпит пустоты. У нас на планете, при наличии хотя бы посредственного зрения у подавляющего большинства наземных и не глубоководных развитых животных, всё равно развиваются альтернативные способы восприятия. Эхолокация, электрорецепция, химическое чувство… А Дарвин-IV почему-то остаётся планетой полной слепоты. Загадочно...

2. Дарвин-IV — планета мегафауны. Если уж тут животные размером со слона — не редкое явление, а вполне себе обычное зрелище. Причём мегафауна есть и летающая, прямо-таки инопланетные кайдзю бороздят чужие небеса. И при этом они по большей части представляют из себя живые реактивные лайнеры.

Реактивное движение — вещь хорошая, быстрая… только вот очень энергозатратная. Головоногие не дадут соврать, использующие этот тип движения лишь если припёрло.

А фауна Дарвина-IV настолько не испытывает проблем с питанием, что пользуется настолько расточительным способом передвижения? Да, сила тяжести на планете ниже, чем на Земле. Так и летают там монструозные бандуры размером с авиалайнер, а то и больше. Причём частое явление — не только намертво зафиксированные в одном положении, как у самолёта, крылья, но и полное отсутствие любых конечностей. Как говорится, без руля и без ветрил. И получается, что эти зверушки должны малейшее своё движение постоянно корректировать при помощи той самой реактивной тяги, и, возможно, незначительного изменения геометрии корпуса. Роскошества роскошные, однако...

3. Барлоу, где падальщики? Падальщики где? Нет? А если найду?

Фауна планеты практически поголовно не имеет чего-то похожего на челюсти, уж пардон особо эстетически нежным читателям (а они вообще будут читать отзывы на такое произведение?), высасывая из жертв жидкости и наверняка полупереваренные ткани, используя какой-то свой вариант внешнего пищеварения. При этом от жертв остаются огромные недоеденные толком туши, которые… Просто валяются везде. Видели когда-нибудь документалки о дикой природе Африки, где вокруг туш буйволов или бегемотов буквально бурлит от всяческой живности, желающей полакомиться чужой недоеденной добычей? Млекопитающие, птицы, насекомых целые тучи, только визг стоит. А на планете Дарвин-IV — тишина.

Или тонкой артистичной натуре художника чужд презренный вопрос мерзких трупоедов, подъедающих чужие объедки, и он их просто не рисовал? Отнюдь — мы не единожды будем видеть туши, оставшиеся после трапезы хищников или просто смертей. И почему-то не видно, чтобы этот дармовой ресурс кто-то пытался нормально сожрать — то тут, то там валяются аж мумифицированные останки. И это на планете, которая по большей части представляет из себя каменистую пустошь, где даже озёра редкость? Не верю, кричит во мне внутренний ксенобиологический Станиславский!

Да и в целом заметно, что Барлоу — в первую очередь художник. Во вторую писатель. А всё остальное — автор научпопа, биолог-любитель и т. д. уже в третью и так далее. Многие интереснейшие вопросы с точки зрения ксенобиологии никак не освещены — например, как животные Дарвина-IV в ходе эволюции умудряются сращивать конечности в одну, нормальное раскрытие темы уникального Амёбного моря, умудряющегося как-то ассимилировать в себя весь остаток океана планеты, да хотя бы мельком показать тех самых загадочных инопланетян, ставших спасителями Земли от гибели в тотальной экологической катастрофе!

Большую часть объёма занимают шикарные, бесспорно, иллюстрации, но текста к ним поистине катастрофически мало. Ладно такой формат, если речь о известных нам животных, но о фауне чужой планеты, ещё и развивавшейся совершенно иным путём, нежели на Земле? Мало. Но хорошо. Но мало…

Да и в целом книга, с учётом указанных выше факторов, умудряется производить какое-то меланхолическое ощущение. Почему? Потому что Земля в этом произведении — практически убитая, замершая в миллиметре от гибели планета, которую ещё сотни лет возвращать до подобия былого величия. А Дарвин-IV… Есть обоснование, способное кое-как объяснить хоть отчасти все странности с его дикой природой: это тоже умирающая планета, причём куда более сильно, чем кажется автору. Обитающие на ней животные — тоже осколки былого величия, сумевшие выжить в ходе грандиозных вымираний потомки редких и узкоспециализированных существ, которые ныне сами себя загнали в эволюционный тупик, из которого нет выхода из-за слишком далеко зашедшей специализации, того самого, что погубило динозавров. С одной умирающей планеты оказаться на другой, которая тоже движется к своему закату? Печальное ощущение, насколько хрупка жизнь во Вселенной...

Кажется, что я только ругаю да ругаю книгу, и это типичный кактус, который продолжала жрать типичная обколотая им мышь? Отнюдь. Книга мне именно что понравилась. Автор сумел найти тонкую грань между химеричным построением инородных существ, которым грешит большая часть авторов — а вот это как волк… только лысый… и ещё у него шесть глаз и хвост, как у скорпиона!; и не свалиться в обратную крайность, когда создаются настолько причудливо-чужеродные конструкции, что гадаешь, как таковое вообще возможно с точки зрения не то что нелогичной эстетики, а банальной биомеханики и эволюционной рациональности? Нет, фауна Дарвина-IV при всей её причудливости умудряется выглядеть именно что живыми существами, которые вполне могли бы обитать где-нибудь на другой планете. Умелая рука Барлоу взмахами кисти воссоздаёт перед нами красивейшие пейзажи с населяющими их странными существами, от лицезрения чего получаешь настоящее эстетическое удовольствие. Особенно хотелось бы выделить главу, посвящённую горным регионам планеты — которая вызывает меньше всего вопросов с научной точки зрения, и показывает существ, которые могут быть весьма красивыми и изящными, причём внушая чувство доверия, что в горах иного мира вполне могли бы жить как раз такие вот существа. Лучшая глава по моему скромному мнению, хоть и не столь эпичная, как величественные картины того же Амёбного моря с населяющими его поистине титаническими существами.

По итогу могу сказать, что несмотря на все недостатки, я эту книгу могу рекомендовать для ознакомления. Даже если теоретическая (а иной пока и нет, и неизвестно, когда будет…) ксенобиология вам совсем не интересна, нарисованные Барлоу картины чужого мира вполне могут заинтересовать и подарить удовольствие любому, кто любит фантастику.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Speculative biology. Что-то вроде игры «А что, если...» когда на себя можно примерить роль эволюции. Чрезвычайно интересная и необъятная тема. Книг в этом жанре пока настолько мало, что приходится знакомиться со всем, что имеется в наличии (тем более, что порой научные аспекты опускаются в угоду красивой картинке).

«Экспедиция на Дарвин IV» — одна из первых современных книг на эту тематику. Появилась ещё в 1990 году и тогда, думаю, это была бомба (кстати, в этот же год появилась и Man After Man Диксона – весьма урожайный год получился).

Книга написана в виде отчета одного из участников экспедиции 2358 года к планете Дарвин IV, вращающейся вокруг двойной звезды. Эволюция на планете сразу пошла своим путём и живые существа тут абсолютно уникальные. Свои записи ведёт один из исследователей — художник-натуралист, который наблюдает за природой чужой планеты на протяжении более чем 3 лет.

Официального русского перевода не было (книга в бумаге на русском тоже не выпускалась), но на сайте проекта «Эволюция без границ» есть отличный любительский. Пожалуй, проблема у него только одна — автор для названия животных чаще всего применяет следующую методику. Если животное прыгает и при этом снабжено крыльями, для планирующего полета — оно будет крылоскоком. Если на спине мешок — мешкоспин, если шипы — шипоспин. Я не знаю, как это воспринимают носители английского, но для меня всё это двухкоренное словообразование на уровне детского сада в значительной мере нивелировало серьезность книги. Ну в самом деле: стрелорот, хищнодрево, шипоспин, лесонос, сальтоствол, брюхолаз... В остальном к переводу претензий нет. Кстати, там же — на «Эволюции без границ» — приведены картинки в хорошем качестве. Они крайне рекомендуются при прочтении вместо тех куцых картинок, что достались pdf или fb2-файлам.

Теперь к самой книге. Выдуманный автором мир совершенно необычный, интересный и достаточно целостный. Далекое прошлое планеты привело к тому, что вместо зрения у местной флоры развилась и успешно используется до сих пор эхолокация. С нашей точки зрения это означает, что все животные слепые, хотя, конечно, они, по-видимому, прекрасно видят эхолотами. Описаны все природные зоны и вообще это честное описание. Около сотни живых организмов, довольно разнообразных. Иллюстрации 2 типов — большие красочные картины (они отлично детализированы и вроде как имитируют фотографии) и карандашные скетчи, поясняющие некие детали, касающиеся тех или иных животных. Скетчи часто снабжены текстовыми пояснениями.

Минусы тоже есть. Можно, например, удивиться тому, зачем животным, лишенным зрения, такая яркая окраска. Как на весьма скудном описываемом рационе достигать столь титанических размеров? Как без зрения пользоваться некими орудиями труда (а на планете обнаруживаются разумные формы жизни на уровне земного каменного века). Но на мой взгляд, реальный недостаток только один — в книге никак не выведен генезис тех существ, что населяют мир Дарвина IV. Кто от кого произошёл, какое древо эволюции и почему вот этот странный мешок с крылышками ведет именно такой образ жизни, а не иначе. В отсутствии такого подхода и объяснений к концу уже возникает ощущение некоей мешанины, когда в одну кучу сваливают существ с самыми разными свойствами, набранными как будто чтобы сильнее удивить читателя. Тут можно скатиться в необъективность, конечно. Даже среди реальных существ есть утконосы и пеликаны и бог весть кто ещё, представить которых невозможно, но мы хотя бы понимаем, что пеликан и утконос не родственники. Тут же даже не делается попытки пояснить кто есть кто.

Несмотря на всё сказанное, отличная книга для поклонников жанра. Ознакамливаться обязательно.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Теперь эту книгу можно прочитать и на русском языке:

http://sivatherium.narod.ru/library/barlow/bookhead.htm

Впечатление о книге осталось двоякое. С одной стороны, это великолепный образец литературного творчества, где текст и иллюстрации гармонично дополняют друг друга, давая читателю представление о красоте и изобретательности природы вымышленной планеты. В этом плане книга намного лучше фильма «Чужая планета», снятого по её мотивам. С другой стороны, с биологической точки зрения ряд вещей кажется довольно неестественным, хотя судить о них приходится «со своей колокольни» — отталкиваясь от явлений, наблюдаемых в природе Земли. Например, в условиях хорошей освещённости (двойная звезда) живые организмы планеты почему-то не пользуются зрением, хотя его появление — не проблема: вторичные органы зрения независимо появились у утративших головы двустворчатых моллюсков и иглокожих Земли. Поэтому среди жителей Дарвина IV вполне ожидаемо появление зрячих форм. Но их нет — возможно, по авторскому произволу, «чтобы почуднее было». В фильме, напомню, животные с Дарвина IV умели видеть сигналы выдуманных для кино земных роботов-зондов. Возможности эхолокации для ориентирования, увы, ограничены. Далее, описание роли биологических огней несколько противоречит идее ориентации при помощи эхолокации. Если это ориентация по тепловому излучению, то оно не обязательно должно сопровождаться свечением, а плотная атмосфера планеты сделает невозможной передачу сигналов на дальнее расстояние. Но в книге мы видим упоминание о существах, «перемигивающихся» на расстоянии в несколько километров. Нестыковки довольно существенные, однако же. Но это мой пристрастный взгляд на содержание книги.

Тем не менее, книга «Экспедиция» заслуженно занимает своё место в сокровищнице жанра speculative biology рядом с книгами Штайнера, Диксона и Рамджета. Думаю, её будет интересно почитать всем.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Русский перевод с уменьшенными ради веса картинками доступен в сети.

Несмотря на реальные авторские прорехи в изображении жизни другой планеты, чисто визуально эта псевдонаучная книга являет собой пиршество для глаз.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение, иллюстрированный сборник. Все инопланетные существа продуманы с точки зрения эволюции и биологии. По нему Дискавери сняла фильм Alien Planet.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх