fantlab ru

Алексей Макушинский «Один человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Один человек

Роман, год

Аннотация:

Новый роман Алексея Макушинского, сына знаменитого прозаика Анатолия Рыбакова. Алексей Макушинский — лауреат Русской премии и дважды финалист «Большой книги». Его прозу часто сравнивают с прозой Марселя Пруста: длинные стилистические периоды, образные описания, исключительное внимание к психологии героев и истории. Новая книга понравится тем, кто успел полюбить «Пароход в Аргентину» и «Предместья мысли», ставшие финалистом «Большой книги» в прошлом году. Накануне закрытия границ и всеобщего локдауна в Европе в марте 2020 года герой романа с женой едет на машине из Мюнхена в Бельгию на выставку ван Эйка. По дороге он вспоминает своего старшего друга, давно умершего, но в юности героя оказавшего на него сильное влияние. Яс (Яков Семенович), искусствовед, познакомился и подружился с молодым человеком в начале 80-х в Пушкинском музее. Герой-рассказчик очень впечатлился от общения с Ясом, и старший товарищ сделался для него на некоторое время другом, советчиком и непререкаемым авторитетом. Но выматывающий роман рассказчика с непростой девушкой Марой заставил молодого человека круто изменить жизнь.... Во второй части книги выясняется, что все было совсем не так, как рассказчик полагал до сих пор. Открываются подробности в биографиях персонажей и в их отношениях, о которых он даже не догадывался…. или только догадывался. Но все это делается неважным на фоне ушедшей молодости, состоявшейся жизни и надвигающейся пандемии. В романе много внимания уделено описанию и осмыслению картин Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Один человек
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир всегда готов рухнуть

«Время имеет свойство заканчиваться. Не потому ли так часто провозглашают конец чего-либо: конец эпохи или конец истории.»

Алексей Макушинский, известный как прекрасный стилист и бытописатель, с новым романом предстает мастером увлекательного авантюрного сюжета. Это поневоле, даже когда намеренно одергиваешь себя, зная, насколько автор не любит разговоров о родстве — напоминает: Макушинский сын Анатолия Рыбакова, на «Кортике» и «Бронзовой птице» которого выросли поколения читателей.

Определение жанровой принадлежности «Одного человека» способно всерьез поставить в тупик. Травелог перетекает в автофикшн, роман об искусстве в пикареску, ностальгическое ретро из жизни советской элиты в роман воспитания, лавстори, историю дружбы и любви, прощания и прощения.

Стилистические изыски и прохладная отстраненность ментально изощренной философской прозы вдруг обжигает угрюмым тусклым огнем желанья. Роман о первой любви оборачивается историей страстей в стиле: и тая в глазах злое торжество женщина в углу слушала его или муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем. Неожиданные сюжетные твисты трансформируют оду наставничеству в фаустианскую историю искушения многим знанием, в котором, известно, многие печали. Архетипическая узнаваемость ситуаций обеспечивает высочайший уровень эмоциональной вовлеченности.

Умный зрелый состоявшийся и состоятельный человек в обществе прекрасной спутницы едет из баварского Мюнхена в бельгийский Гент, чтобы посетить выставку ван Эйка. Уверенные в себе, они совсем не так уверены в завтрашнем дне — в воздухе витает беспокойство по поводу нового гриппа, пока неопределенное, но уже определенно пугающее, и, похоже скоро объявят карантин, закроют границы, отменят любые выставки.

Герой, ныне совершенный европеец, родился и вырос в Советском Союзе, у бывших советских людей слух, на уровне рефлексов настроен на скрежет опускающегося железного занавеса, а предчувствие ограничения свободы заставляет урвать еще хоть глоток ее. пока это возможно. И вот они едут на эту выставку, куда вряд ли попадут по причине отсутствия билетов, уверяя себя, что, на крайний случай, побывают у моря, которое когда еще выпадет случай увидеть.

А в дороге он рассказывает своей Жижи о том, как началась его любовь к Рогиру, ван Эйку, старым голландцам, и рассказ этот естественно превращается в историю того. кто открыл тогдашнему мальчишке мир живописи, научил ценить и понимать искусство, стал наставником — рассказ об одном человеке. Который превратится в историю заката советской эпохи глазами очевидца.

Восхитительная книга. Увлекательная, умная, стилистически изысканная, но при том вовсе не снобская. И странным образом, вопреки радикальному атеизму автора, утверждающая читателя в ощущении. что Бог в своих небесах и в порядке мир.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх