FantLab ru

Александр Куприн «Гранатовый браслет»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
743
Моя оценка:
-

подробнее

Гранатовый браслет

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 95
Аннотация:

Он не был богат, красив и знатен, он любил ее, любил безмерно, безответно и самозабвенно. Она была польщена, она стеснялась его любви, она была замужем. Он прислал ей в подарок гранатовый браслет. Она смеялась над этой выходкой, смущаясь и кокетничая, ее гости забавлялись историей, ее муж был снисходителен. А он...

Примечание:

Впервые напечатан в альманахе «Земля» (кн. 6), 1911.

Публиковался в журнале «Путеводная звезда. Школьное чтение» (№ 4/2008)


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 46

Активный словарный запас: средний (2948 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Гранатовый браслет» 1964, СССР, реж: Абрам Роом



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений. Том пятый
1912 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1946 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1947 г.
Избранные сочинения
1947 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1951 г.
Рассказы
1953 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1954 г.
А. И. Куприн. Сочинения в трех томах. Том 3
1954 г.
Гранатовый браслет
1955 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1958 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1958 г.
Избранное
1958 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Произведения 1905-1914
1958 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы в двух томах. Том 1
1961 г.
А. Куприн. Повести и рассказы в 2 томах. Том 2
1963 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 5
1964 г.
Гранатовый браслет
1966 г.
Избранные произведения
1969 г.
Александр Куприн. Избранное
1971 г.
Собрание сочинений. Том 5.
1972 г.
Повести
1973 г.
Александр Куприн. Избранное
1974 г.
Александр Куприн. Избранное
1974 г.
Гранатовый браслет
1974 г.
Олеся. Гранатовый браслет
1974 г.
Повести о любви. Том 2
1975 г.
Избранное
1975 г.
Первая любовь
1976 г.
Повести и рассказы
1976 г.
Повести. Колесо времени
1976 г.
Повести. Колесо времени
1976 г.
Поединок. Гранатовый браслет
1976 г.
А. И. Куприн. Избранное
1977 г.
А. И. Куприн. Повести
1978 г.
Олеся
1978 г.
Олеся. Гранатовый браслет
1978 г.
Поединок. Гранатовый браслет
1978 г.
А. И. Куприн. Рассказы
1979 г.
Гранатовый браслет
1979 г.
Гранатовый браслет
1979 г.
Гранатовый браслет. Олеся
1979 г.
Повести и рассказы
1979 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1980 г.
Избранное
1980 г.
Повести
1980 г.
Избранное
1981 г.
Повести и рассказы
1981 г.
Сочинения в двух томах. Том 1. Повести; Рассказы
1981 г.
 А. И. Куприн. Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1982 г.
А. И. Куприн. Избранное
1982 г.
Александр Иванович Куприн. Повести
1982 г.
Гранатовый браслет
1982 г.
Гранатовый браслет
1982 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1982 г.
А. И. Куприн. Повести
1983 г.
Избранное
1983 г.
Олеся. Поединок. Гранатовый браслет
1983 г.
А. И. Куприн. Избранное
1984 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1984 г.
А. Куприн. Избранное
1984 г.
Гранатовый браслет
1984 г.
Гранатовый браслет. Повести
1984 г.
Гранатовый браслет. Повести и рассказы
1984 г.
Олеся. Поединок. Гранатовый браслет
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы и повести
1984 г.
А. Куприн. Повести и рассказы
1985 г.
Гранатовый браслет
1985 г.
Избранное
1985 г.
Избранные сочинения
1985 г.
Повесть и рассказы
1985 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Река жизни
1986 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1987 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1987 г.
А. И. Куприн. Рассказы. Повести
1987 г.
А. И. Куприн. Рассказы. Повести
1987 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Рассказы
1987 г.
Рассказы. Повести
1987 г.
Повести о любви. Том 2
1988 г.
Счастливая ошибка. Повести и рассказы о любви
1988 г.
Гранатовый браслет
1988 г.
Гранатовый браслет
1988 г.
Гранатовый браслет. Рассказы
1988 г.
Изумруд
1988 г.
Повести и рассказы
1988 г.
А. И. Куприн. Избранное
1990 г.
Гранатовый браслет (миниатюрное издание)
1990 г.
Штабс-капитан Рыбников. Гранатовый браслет
1991 г.
А. И. Куприн. Избранное
1992 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1992 г.
Олеся
1992 г.
А. И. Куприн. Избранное в двух томах. Том 1
1993 г.
А. Куприн. Избранные произведения
1993 г.
О любви
1993 г.
Сад Пречистой Девы
1993 г.
Сильнее смерти: Повести и рассказы о любви
1993 г.
Суламифь
1993 г.
Александр Куприн. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1994 г.
Гранатовый браслет
1994 г.
Избранное
1994 г.
Олеся. Суламифь. Гранатовый браслет. Яма
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1995 г.
Повести о любви. Том 2
1996 г.
Повести. Рассказы
1996 г.
Хрестоматия по русской литературе XX в. 11 класс
1997 г.
Гранатовый браслет
1997 г.
Повести. Рассказы
1997 г.
Гранатовый браслет
1998 г.
Гранатовый браслет
1998 г.
Повести и рассказы
1998 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1999 г.
Хрестоматия по литературе. 10-11 классы. Книга вторая
2000 г.
А. И. Куприн. Избранное
2000 г.
Александр Иванович Куприн. Сборник
2000 г.
Повести и рассказы
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 2. Суламифь. Гранатовый браслет. Яма. Звезда Соломона
2001 г.
Суламифь
2001 г.
Суламифь
2001 г.
Русский рассказ
2002 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
2002 г.
Гранатовый браслет
2002 г.
Гранатовый браслет
2002 г.
Гранатовый браслет
2002 г.
Гранатовый браслет
2002 г.
Избранное
2002 г.
Повести и рассказы
2002 г.
Русская эротическая проза
2003 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Повести. Рассказы. В 2 томах. Том 1
2003 г.
Александр Куприн. Повести и рассказы
2004 г.
Гранатовый браслет
2004 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 2. Суламифь. Гранатовый браслет. Яма. Звезда Соломона
2004 г.
Гранатовый браслет
2005 г.
На переломе (Кадеты)
2005 г.
Олеся. Гранатовый браслет. Гамбринус
2005 г.
Поединок. Повести и рассказы
2005 г.
Гранатовый браслет
2007 г.
Гранатовый браслет. Олеся
2007 г.
Избранная проза
2007 г.
Избранное
2007 г.
Повести. Рассказы
2007 г.
Поединок
2007 г.
Поединок
2007 г.
Юнкера
2007 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Гранатовый браслет. Повести. Рассказы. Очерки.
2008 г.
Повести и рассказы
2008 г.
Повести. Рассказы. Очерки
2008 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Рассказы и повести 1901 - 1913 гг.
2008 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
2009 г.
Александр Куприн. Повести и рассказы
2009 г.
Александр Куприн. Полное собрание романов и повестей в одном томе
2009 г.
Гранатовый браслет
2009 г.
Повести. Рассказы. В 2 томах. Том 1
2009 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет
2009 г.
Поединок. Яма
2009 г.
Юнкера
2009 г.
Гранатовый браслет
2010 г.
Гранатовый браслет
2010 г.
Гранатовый браслет
2010 г.
Гранатовый браслет. Повести, рассказы
2010 г.
Гранатовый браслет. Юнкера. Молох
2010 г.
О любви
2010 г.
Олеся
2010 г.
Русская классика о любви
2010 г.
Александр Куприн. Малое собрание сочинений
2011 г.
Гранатовый браслет
2011 г.
Гранатовый браслет
2011 г.
Гранатовый браслет (подарочное издание)
2011 г.
Гранатовый браслет. Олеся. Юнкера. Рассказы
2011 г.
Колесо времени
2011 г.
О любви
2011 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Повести
2012 г.
Лучшее о любви
2013 г.
Гранатовый браслет
2013 г.
Гранатовый браслет
2013 г.
Олеся. Повести и рассказы
2013 г.
Суламифь
2013 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2013 г.
Гранатовый браслет
2014 г.
Гранатовый браслет
2014 г.
Малое собрание сочинений в одном томе
2014 г.
Олеся
2014 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет. Романы, повести, рассказы
2014 г.
Романы. Повести. Рассказы (подарочное издание)
2014 г.
Яма
2014 г.
Поединок. Люция. Впотьмах. Яма. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь
2014 г.
Поединок
2014 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
2015 г.
Гранатовый браслет
2015 г.
Гранатовый браслет
2015 г.
Гранатовый браслет
2015 г.
Олеся
2015 г.
Повести и рассказы
2015 г.
Суламифь
2015 г.
Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе
2015 г.
Первая любовь (лучшие классические произведения)
2016 г.
Гранатовый браслет
2016 г.
Гранатовый браслет
2017 г.
Гранатовый браслет
2017 г.
Гранатовый браслет
2017 г.
Гранатовый браслет. Олеся
2017 г.
Гранатовый браслет. Темные аллеи
2017 г.
Гранатовый браслет
2017 г.
В клетке зверя
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет. Олеся
2018 г.
Гранатовый браслет. Поединок. Олеся
2018 г.
Гранатовый браслет. Поединок. Олеся
2018 г.
Олеся. Гранатовый браслет
2018 г.
Избранные произведения
2018 г.
Гранатовый браслет
2018 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Гранатовый браслет
2019 г.
Гранатовый браслет
2020 г.
Гранатовый браслет
2020 г.
Гранатовый браслет
2020 г.
Олеся. Гранатовый браслет
2021 г.
Осенние цветы
2021 г.

Аудиокниги:

Поединок. Гранатовый браслет (аудиокнига на 3 кассетах)
2000 г.
Гранатовый браслет. Избранное
2003 г.
Гранатовый браслет
2005 г.
Суламифь. Гранатовый браслет
2005 г.
Гранатовый браслет (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.
Гранатовый браслет
2007 г.
Гранатовый браслет
2007 г.
Гранатовый браслет. Гамбринус
2007 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Гранатовый браслет (аудиокнига CD)
2008 г.
Гранатовый браслет (аудиокнига MP3)
2008 г.
Избранное
2008 г.
Лучшие произведения русских писателей о любви
2009 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2012 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Избранное
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Garnet Bracelet and other stories
1957 г.
(английский)
The Garnet Bracelet
1981 г.
(английский)
The Garnet Bracelet
2001 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это повесть о совершенно бескорыстной, высокой и чистой, настоящей любви, которая идет не «напрямую» от человека к человеку, а через любовь к Богу. Вся эта повесть – замечательная иллюстрация гимна любви апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Что нужно герою повести Желткову от своей любви? Он ничего не ищет в ней, он счастлив только оттого, что она есть. Сам Куприн заметил, говоря об этой повести: «Ничего более целомудренного я еще не писал».

Безусловно «Гранатовый браслет» необыкновенно тонкое, лирическое произведение о любви. Рекомендуется к прочтению всем.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то всё у Александра Ивановича печально…

Зато по части литературного языка, его образности и насыщенности, выразительности и заполненности к Куприну никак не придерёшься. Чётко сформулированные смыслы, изящно изложенные события, глубоко и проникновенно прочувствованные эмоции, совершенно реалистично поданные мотивы и всё прочее психологическое. Я уж не говорю о высоком, тонком, практически невесомом и девственно чистом эротизме (кстати сказать, в чём в чём, но в грубоватой пошлости Куприна упрекнуть попросту невозможно). А ещё он конечно романтик, страстный романтик и немножко… барин, что ли. Породистый интеллигентствующий, донельзя демократичный, но барин.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не самая моя любимая у Куприна, но очень хорошая повесть. Был в 60-е годы неплохой фильм по этой повести, и там отметили (и справедливо) — это в первую очередь полемичное произведение, с Арцыбашевым и другими авторами-декадентами, которые активно описывали очень модную тогда «проблему пола». Куприн именно в противопоставление им написал повесть о трогательной несчастной любви. Герой повести в чем-то жалок, в чем-то нелеп. Но он умеет любить, и это в нем прекрасно.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Так, оставьте ненужные споры…»

Желтков — сумасшедший, обыкновенный, городской.

Он влюбился в Веру, вернее в её внешность. Не зная ничего ни о характере, ни привычках, ни о нравственном её облике. Вся его любовь ограничилась воровством предметов её обихода, да назойливым преследованием замужней женщины, притом, равнодушной к нему. Как можно назвать это любовью? Ну, ладно, допустим, влюбился во внешнюю красоту. С кем не бывает?! Считал Веру идеалом. Но она же не была идеалом, иначе бы в нее были влюблены все мужчины, да и все женщины тоже, одновременно её ненавидя. Да, что там говорить! Сам бы Господь Бог был бы в неистовом восторге от своего творения. Но это не так. Вера обыкновенная женщина, не лучше и не хуже, со своими достоинствами и недостатками. Действительно влюблённый мужчина в этом случае любил и страдал бы молча, не омрачая жизнь ни возлюбленной, ни близких ей людей. Пошел бы на войну там, занялся бы благотворительностью или просвещением народным. Заставил бы общество уважать себя и хотя бы этим заслужил хотя бы малую благосклонность любимой. Но Желтков сумасшедший, да ещё гипертрофировано самовлюблённый, лелеявший свою сумасшедшую любовь. Все его поступки вызывают отторжение.

В рассказе«Allez!» Куприн описывает схожую ситуацию. Только там женщина, Нора, кончает жизнь самоубийством из-за неразделённой любви. И её любовь, и её смерть производят сильное впечатление. Назвать Нору сумасшедшей я не могу. Она достойна восхищения, потому что она женщина!

Глупо восхищаться Желтковым, неправильно его презирать. Желтков не герой. Повторю – он сумасшедший. Он – никто.

Повесть Куприна хороша лишь тем, что сталкивает лбами в яростном споре апологетов шекспировской любви и суровых патологоанатомов. Других достоинств в ней я не вижу.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачем, ну зачем русскую классику проходят в школе? На всю жизнь остаётся воспоминание, что это какая-то длинная нудная писанина с кучей скрытого смысла, от которой надо бежать куда подальше. А перечитываешь спустя десяток лет (если перечитываешь, конечно) — и открываешь для себя жемчужины литературы, до того пронзительные, точные, психологичные, и не понимаешь, откуда же то, школьное впечатление...

Повесть о любви, любви, которая смысл жизни, которая величайшее счастье и ужасное проклятие — всё в ней, и мука, и радость. Разве не выглядит жалкий по описанию Желтков неизмеримо выше пришедших его «судить» князей? И князь Василий, тонко чувствующий человек, понимает это, понимает, что негоже ему вставать в позу оскорблённого мужа, что столкнулся он с чем-то не имеющим отношения к бытовой стороне жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <...> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.

А до чего лаконично и при этом полно нарисованы персонажи, сцены! В таком небольшом объёме отражён целый срез общества, семейных отношений.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет, не вижу в Желткове сильную личность, скорее какую-то надломленность, любовь, больше похожая даже не на страсть, а на поклонение... Печальная история, даже какая-то безысходная, потому что другого, счастливого конца у этой истории не могло быть! Оценка: 7.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любовь, описанная в этой повести, не настоящая. Это какая-то страсть. Не верю, что человек, ни разу не проводивший какие-либо контакты с лицом противоположного пола, может вот так влюбиться. Настоящая любовь между Верой и Василием. Но всё равно было интересно читать про этих людей и их жизненную историю. Что ж сказать: в жизни бывает и такая любовь, и по-настоящему её поймёт лишь человек, попадавший в такие душевные ловушки.

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Куприна не любил, нудновато. Но после прочтения этого сборника поменял к нему отношение. Очень понравились «Гранатовый браслет», «Олеся», остальные меньше, но тоже неплохие. До этого читал «Поединок» — нудновато.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень печальная история, а описывающая реальные события, печальна безмерно. Желтков несомненно личность сильная. Любовь свою не навязывает и ничего не просит в замен. Чтобы не опорочить женщину, которая замужем, не афиширует свои чувства. И вполне отдает себе отчет в том, что никогда не сможет ее обнять. А что Вера?. Смеясь на чувствами Желткова именно в тот момент, она сделала свой выбор; ПОЛОЖЕНИЕ в обществе, которого у нее никогда бы не было с Желтковым, и СЕБЯ ЛЮБИМУЮ В НЕМ. Судить нельзя ни Желткова ни Веру Николаевну, оба глубоко несчастные люди.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думается, основная идея повести, не самоубийство, как некоторые склонны думать, а любовь. Много ли на земле людей, которые многие годы несут и лелеют в душе светлое, созидающее чувство, имя которому — Любовь? Разумеется, даже начинающий циник может все доводы опровергнуть: «На расстоянии любить можно: идеализация образа и всё такое. Вся любовь заканчивается после пары лет совместной жизни». И даже таким циникам можно задать всё тот же вопрос: много ли вы знаете случаев, когда любовь живёт столь долго (пусть даже на расстоянии), вопреки разным теориям и жизненным опытам? В любом случае, опровергателям любви, скорее всего, неведомо то чувство, которым был охвачен Желтков, и о котором мечтает (тайно или явно) каждый человек. Вот и пытаются как-то осквернить, очернить, развенчать Любовь: из зависти, из-за бессилия, из скверности характера.

Исходя из сказанного, скажу автору «Спасибо».

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, в своем роде, яркая и наглядная, и ее обсуждение помогло мне собрать в кучку разрозненные обрывки мыслей, и сформулировать для себя ответ на вопрос «почему фантастику я предпочитаю мейнстриму». Так что заранее извиняюсь за обилие отвлеченных рассуждений не совсем по теме. Считайте это Манифестом Просвещенного Эскапизма ;))

По понятным причинам, художественные возможности реалистического искусства изначально на порядок скромнее, чем у искусства фантастического. Ведь границы реального мира даже у самых талантливых двигаются едва-едва, а границы вымышленных миров — настолько, насколько автору хватит дыхания. Все бы ничего, но на деле это означает, что пока фантасты витают в своих заоблачных философских далях, реалистам, в основном, достается работа с пошлой и приземленной бытовухой. Но что, если реалистическому автору тесно в этих рамках? Что если ему не хочется сидеть на уровне обыденного серого окружения, а хочется говорить о возвышенном и прекрасном? Только без магии и сверхсил, без эльфов и духов, без космических перелетов и утопических городов будущего? Приходиться или повышать ставки, бросая героев в самую темную социальную пучину (как у того же Куприна в «Яме»), или обращаться к религии — читай, «узаконенному» обществом фантастическому допущению — или прибегать к «услугам» персонажей неадекватных, работать с психиатрической патологией или, по меньшей мере, крайней эмоциональной экзальтацией. Фантастика легко воплощает философские абстракции в конкретные яркие образы: абстрактную жажду власти в конкретное золотое колечко на пальце, абстрактный экзистенциальный страх смерти в конкретное заклинание по созданию крестража, ядерную войну, уничтожающую все человечество, или даже тепловую смерть Вселенной через сотни миллиардов лет. Ограниченному в художественных методах реализму для работы с этим материалом остаются сны, бредовые видения и психические отклонения. Буйные расстройства, как лихорадка Радиона Раскольникова, или тихие, спрятанные в темный потайной угол секреты, как маниакальная одержимость Гоши Желткова.

Вот только одна беда — легко сопереживать цельному персонажу, попавшему под действие непреодолимых сил, легко ассоциировать себя с ним и проникнуться его болью. И совсем не выходит всерьез посочувствовать мнительным подросткам (а тем более взрослым с психологией мнительных подростков), бултыхающимся в собственном давно прокисшем соку.

Если бы «Гранатовый браслет» содержал хотя бы объективную оценку этой мании и объяснение разницы между Влюбленностью и Любовью, его можно было бы назвать хорошим общеобразовательным произведением на период полового созревания. Вместо этого он просто рассказывает и даже слегка романтизирует историю о человеческой глупости и слабости. В итоге, юноши и девушки имеют хороший шанс истолковать его, как прямую инструкцию к действию, к подражанию и поиску т. н. «настоящей любви», которой и так безумно хочется в этот период жизни. А остальных история инфантильных взрослых вряд ли тронет так, как трогает «самая печальная на свете повесть», в которой Ромео на самом деле 15, а малышке Джульетте — и вовсе, 14.

P.S.: Во всей повести по-настоящему понравился один момент, где дедуля рассуждает о перспективах женской эмансипации и феминизма, как мести женщин мужчинам за то, что последние недостаточно мужественны. Написано век назад, но автор как в воду глядел!

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...не желай жены ближнего твоего...

из 10-й заповеди

Безусловно нельзя видеть мир лишь в черно-белых тонах, с возрастом это понимаешь четче. Во многих случаях невозможно разделить людей, поступки однозначно на хорошие и плохие, в жизни много полутонов и преимущественно она, наверное, серая. Но тем не менее существует добро и существует зло и именно их пропорции и задают эти полутона. Не знаю кто как, но для себя я решил, что хоть чистого белого и, наверно, не достичь, но тянутся нужно все таки к свету.

Если взглянуть на эту повесть с таких позиций, то любовь есть безусловное добро, есть свет и смысл. А что же мы видим в Гранатовом браслете? Какое добро несет чувство испытываемое Желтковым? Никакого. Оно несет смерть, смуту, растрату, пытается разрушить семью, в которой, я думаю, Вера была отнюдь не несчастной. Значит это что-то противоположное добру, значит это что угодно, но не любовь; это страсть, дурость, идиотизм, одержимость наконец, но не любовь!

Я неоднократно могу встретить или увидеть мимолетом девушку, которая может привлечь мое внимание своей красотой, добротой ну или там вокальными данными :), ею можно любоваться как произведением искусства, как экспонатом в музее, можно радоваться, что к счастью встречаются такие приятные люди и т.д. и т.п. Если б я был холост и не встретил еще девушку своей жизни, можно было бы попробовать познакомиться и т.д. и т.п. Но портить жизнь себе и ей, страдать годами, бросаться под поезд, блин это расстройство психики какое-то, лечить, наверно надо, я не знаю...

Это в целом, как к явлению. Теперь в частности, относительно произведения. Старый генерал размышляет на тему любви, причем так будто эта тема его живо волнует, в его то возрасте?, маловероятно и не характерно, не убедительно. Он, старый вояка, в молодости возможно бабник (если принять из его рассказов, что это норма для солдат его круга) и он будет называть настоящей любовь, которая делает инвалидом и толкает под поезд? не убедительно, не верю. Да, броситься не задумываясь безрассудно в огонь, в воду, под поезд — спасать любимого человека — верю, это настоящая любовь, достойна всемерного восхищения; но любишь меня? — прыгни под поезд... это отрыжка какая-то, а не любовь. И это вкладывать в уста старого умудренного вояки?

Другой момент. Муж Веры, вроде не глупый мужик (по сюжету), принеся супруге вести про самоубийцу и зная (ну как не глупый), что это может иметь плохой эффект в том числе и типа «А как он меня любил...», будет усугублять эффект и стараться своей речью растравить ей душу? Тоже как-то глупо и маловероятно.

Итог, произведение меня не впечатлило, о чем нам хотел сообщить автор (идею) я не уловил, и если это действительно на реальных событиях, то можно только удивляться и соболезновать, но никак не приводить как пример любви, к которой стоит стремиться...

...

Но где она живет, вечная любовь?

Уж я то к ней всегда готов.

Вечная любовь, чистая мечта,

Нетронутая тишина...

...

Вечная любовь, чистая мечта,

Слепое знамя ду-ра-ков...

Оценка: 6
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это изощренный садизм. Я задалась вопросом — вот я люблю человека, у которого своя жизнь, к которому я не имею никакого отношения. И я совершаю суицид, прекрасно зная, что объект моей любви будет всю оставшуюся жизнь винить себя. Но мне этого не достаточно. Разумеется, я отправлю ему выворачивающее душу письмо, упомяну Бетховена, благоговейно благословлю «Да святится имя твоё!..» Конечно, ты, объект моей страсти, поймешь, какое сокровище ты потерял. Конечно, ты еще поплачешь о моём разбитом сердце! И половине твоей, вернувшей мой подарок с оскорбительной отповедью, я тоже оставлю в наследство привкус вины. Есть французский рассказ — полная противоположность этому. Женщина скрыла факт своего самоубийства от любимого человека. Мало того. Чтобы он продолжал думать, что она жива, она заплатила нотариусу и написала несколько писем. Нотариус обязался высылать их мужчине раз в несколько лет. Вот как поступают, когда любят. Но можно иногда чуть-чуть отомстить за то, что страдать пришлось слишком долго. А иногда можно и помучить страстно любимого человека. Как это сказано в одном из стихотворений Бодлера,

«И эти семь Ножей, с усердьем иноверца,

С проворством дикаря в твое всажу я Сердце —

В трепещущий комок, тайник твоей любви, —

Чтоб плачем изошел и утонул в крови.»

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вижу, среди некоторых читателей сложилось впечатление следующего толка: например, Желтков — «не мужик», раз не смог подойти к женщине и познакомиться, проявить характер, заявить о себе и т.д.; что его любовь — не подлинная любовь (как минимум, потому, что Желтков — лишь «однажды» увидел героиню), а жалкое чувство жалкого человека. И, наконец, что любовь-то, на самом-то деле — между главной героиней и ее законным супругом.

Что ж, позволю себе наглость для кое-каких разъяснений:

- Простой чиновник, не имеющий дворянского происхождения, мало-мальски хорошего состояния — подойти с целью знакомства к замужней женщине с благородным происхождением? Увольте, вы издеваетесь? Вы хоть представляете, что это было за время, какие царили нравы? Сейчас это — проще. И то. В любом случае, это был — нонсенс. Табу. Как минимум, вспомните «Бесприданницу» Островского. Что вышло из союза образованной, благородной женщины и человека из совершенно иного слоя общества (пример, конечно, недостаточно верен и не полностью относится к делу, но кое-что из него стоит почерпнуть)?.

- Разве автор призывает действовать подобно Желткову? Навязывает быть подобным ему? Да и вообще, разве основа произведения — нравственность и нормативность? А цель — в отображении норм поведения? Опять же — нет. Цель, та, которая очевидная (не понимаю, как для кого-то может быть иначе) — показать контраст, разницу, между чувством реальным, искренним, и чувством намеренным, продиктованным условиями жизни. Всё остальное — художественный образ, прием, при помощи которого этот контраст более ярок!

- С какой стати вы считаете, что, однажды увидев человека, нельзя полюбить его всем сердцем? Ваши предрассудки, ваш опыт? А вы уверены, что этот опыт распространяется и должен распространяться на всех людей? Допустить, хотя бы ради следования авторскому замыслу, возможность истинной любви с первого взгляда — нет?

- Желтков сильная личность, так как он не отступается от своей любви. Он бережет ее, не навязывая себя как социального человека другому человеку, противоположному по этому самому социальному статусу. Это называется жертвой. Слышали о таком?

Любовь в произведении есть. И автор, что бы вы ни говорили, показал ее красиво. Отличное произведение.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудный рассказ о неразделенном,глубоком чувстве стеснительного молодого человека... Над письмом рыдаю всякий раз, когда перечитываю. Любимое произведение. Что делать, когда любовь — смысл жизни? Жить наслаждаясь! А что делать когда она безответна и выставлена всем на смех? Сильнейшее произведение великого классика. Жаль, что нет оценки 110.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх