FantLab ru

Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Голосов:
296
Моя оценка:
-

подробнее

Моцарт и Сальери

Пьеса, год (год написания: 1830); цикл «Маленькие трагедии»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 59
Аннотация:

Моцарт — Великий композитор. Сальери — просто композитор, пытающийся выйти на уровень Моцарта. Удастся ли это ему?..

Примечание:

Первое издание: „Северные цветы на 1832 год“, СПб. 1831, стр. 17—32.


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.



Моцарт и Сальери
1900 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Сочиненiя А.С.Пушкина. Том третий
1909 г.
Моцарт и Сальери
1917 г.
Моцарт и Сальери
1918 г.
А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Евгений Онегин. Драматические произведения
1936 г.
Маленькие трагедии
1937 г.
Сочинения. Том 7
1937 г.
Драматические произведения
1943 г.
Сочинения. Том 7
1948 г.
Собрание сочинений. Том IV. Драматические произведения
1949 г.
Сочинения. Том второй
1955 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый. Евгений Онегин. Драматические произведения
1957 г.
Сочинения. Том 2
1957 г.
Избранные произведения. Том II. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза
1961 г.
А. С. Пушкин. Сочинения в 3 томах. Том второй. Поэмы. Драматические произведения
1964 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый
1964 г.
Драматические произведения
1970 г.
Д. И. Фонвизин. Недоросль. А. С. Грибоедов. Горе от ума. А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Ж.-Б. Мольер. Скупой. Мещанин во дворянстве
1972 г.
Романы. Повести. Драматические произведения
1975 г.
Избранное
1976 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести
1977 г.
Избранные сочинения. Том второй
1978 г.
Александр Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах (эксклюзивное подарочное издание). Том 5. Евгений Онегин. Драматические произведения.
1979 г.
Драматические произведения. Проза
1980 г.
Маленькие трагедии
1980 г.
А. С. Пушкин. В двух книгах. Книга 1. Маленькие трагедии. Медный всадник
1981 г.
Драматические произведения. Проза
1982 г.
Сквозь магический кристалл
1982 г.
Драматургия. Проза
1983 г.
Драматические произведения. Проза
1984 г.
Драмы
1985 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1986 г.
Проза. Драматические произведения
1992 г.
Маленькие трагедии
1996 г.
Стихотворения Александра Пушкина
1997 г.
Драматические произведения. Романы. Повести
1998 г.
Том первый. Драматические произведения. Поэмы. Сказки. Стихотворения
1998 г.
Ваш Пушкин
1999 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин. Драмы
1999 г.
Моцарт и Сальери. Клавир
1999 г.
Драматические произведения. Повести покойного Ивана Петровича Белкина
2002 г.
Избранное
2002 г.
Проза и драматургия
2002 г.
Проза. Драматургия
2002 г.
Стихотворения
2002 г.
Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения
2002 г.
Ваш Пушкин (подарочное издание)
2004 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2006 г.
А. С. Пушкин. Лирика, поэмы, повести, драматические произведения, Евгений Онегин
2008 г.
Евгений Онегин. Драматургия. Проза
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Полное собрание сочинений. Том седьмой
2009 г.
Евгений Онегин
2010 г.
Поэзия. Драматургия. Проза
2010 г.
Александр Пушкин. Малое собрание сочинений
2011 г.
Маленькие трагедии
2011 г.
Маленькие трагедии
2011 г.
Маленькие трагедии. Пиковая дама
2012 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2013 г.
Капитанская дочка
2014 г.
Евгений Онегин
2015 г.
Александр Пушкин. Собрание сочинений
2017 г.
Борис Годунов. Маленькие трагедии
2018 г.

Аудиокниги:

Маленькие трагедии (аудиокнига)
2002 г.
Борис Годунов. Маленькие трагедии
2006 г.
Драматические произведения (аудиокнига MP3)
2006 г.
Хрестоматия по литературе. 8 класс (аудиокнига MP3)
2008 г.
А. С. Пушкин в исполнении мастеров художественного слова (аудиокнига MP3)
2009 г.
Маленькие трагедии. Пиковая дама
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно короткая, но трагичная пьеса, вышедшая из пор пера великого поэта. Поразительно, как всего лишь пару страниц произведения Пушкина навсегда сформировали у общества мнение, что Сальери — отравитель и убийца гениального композитора и музыканта Вольфганга Амадея Моцарта. А ведь эта гипотеза всего лишь догадка поэта и не имеет подтверждения. По крайней мере, я пока не встретила неопровержимых доказательств причастности Сальери к гибели Моцарта. Это я к тому, что героев пьесы и реальных исторических лиц все же следует разграничивать и ниже пойдёт речь именно о тех образах композиторов, какими их увидел Пушкин.

«О, небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан?»

Главный персонаж здесь Сальери — ученик и последователь известного австрийского композитора Глюка. И поэтому справедливее бы было назвать пьесу все же «Сальери и Моцарт», а не наоборот. Главная проблема Сальери — он живёт музыкой, с усердием и кропотливостью изучает принципы композиции, но все написанное им является результатом тяжкого, упорного и долгого труда. Каждая написанная партитура даётся ему потом и кровью. И какого же его разочарование, когда наконец-то он становится признанным музыкантом, а при дворе появляется Моцарт. Моцарт, без труда сочиняющий по несколько музыкальных вещей в день. Моцарт, виртуозно играющий на всех инструментах, входящих в оркестр. Моцарт, который творит, творит, творит и никогда не останавливается. Ведь музыка рождается в его голове, он её постоянно слышит и тут же делится новыми чудными композициями с миром. И какие это композиции! Насколько же они красивы, возвышенны! Сальери не может осознать и понять того, как музыкант может творить так просто, легко, даже легкомысленно. Ему не понять гениальность соперника, потому как сам он её лишен.

«Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты ещё достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он.»

И тогда он решается на страшное преступление, оправдывая себя тем, что спасает всех музыкантов, которые творили до и после Моцарта. Ведь ни один не может с ним сравниться и все на его фоне становятся блеклыми и не выразительными. Более того, он мнит, что если соперник исчезнет, то его собственная музыка снова обретет былую славу. Ведь пока творит Моцарт, все взгляды прикованы лишь к нему.

«Гений и злодейство — Две вещи несовместимые. Не правда ль?»

Если вы задавались таким вопросом, то вот вам и ответ! Моцарт, искренний, открытый, добрый, великодушный и благородный. И Сальери, завидующий, подверженный страстям, таящий злобу. Моцарт, считающий Сальери другом, и Сальери, подсыпающий в протянутый ему с доверием бокал смертельный яд.

«Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместимые.»

Итого: Мне пьеса очень понравилась, хотя есть у меня и небольшая претензия — она слишком коротка и в ней как по мне не хватает сильного и трагичного финала. Лично я бы хотела увидеть ещё финальную сцену с умирающим композитором, играющим во всю мощь Реквием, и Чёрного человека у изголовья кровати отравленного. Но какова ирония судьбы! Мог ли подумать Сальери, задумывающий свою «высшую справедливость», что даже это ни на шаг не приблизит его к гениальности Моцарта? Моцарт умер и музыка умерла вместе с ним.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И всё же — я на стороне Моцарта. Да, труд, да, кропотливые усилия, да, творчество — «не сладкий пирожок, скорее, хлеб ржаной». Всё верно. Только вот кто сказал, что вдохновение (пусть даже сколь угодно внезапное) — это НЕ творчество:confused: Моцарт тоже трудится. Просто — в силу его природной одаренности — у него это получается несколько быстрее, чем у Сальери. Но — так не бывает, чтобы «озарило», и все: симфония готова. По-любому ее надо сперва продумать, прокрутить в голове, вот это вот альтерировать, а это прибавить... Он так и делает. Просто в ускоренном (можно даже сказать «ударно-трудовом») темпе.

Ал-др Иванов писал картину «Явление Христа народу» не один год. Айвазовский выдавал прекрасные пейзажи чуть ли не 3 раза в день.

Из этого не следует, что кто-то из них «хуже» другого. Оба заняты одним делом, и даже — одной методой. Техника чуть-чуть не совпадает. Всего лишь...

Вот почему Сальери неправ. Но — он был бы прав, только при условии, если бы Моцарт возгордился. Говорил что-н. типа «Вот я интеллигент утонченный, а ты, трудяга...» Но он же так не говорил? И не только над собратом-композитором смеялся. Над собой тоже. Т.е., по сути все прекрасно понимал.

Не было у Сальери морального права на это убийство.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх