fantlab ru

Андрей Платонов «Чевенгур»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Оценок:
296
Моя оценка:
-

подробнее

Чевенгур

Роман, год (год написания: 1928)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Примечание:

«Чевенгур» — единственный завершённый роман в творчестве Платонова. Написан в 1926-1928 г.г. Первая редакция романа именовалась «Строители весны». Отправленный в 1929 г. на публикацию в издательство «Молодая гвардия» роман так и не дошёл до читателя. При жизни писателя — в 1928 г. — были опубликованы лишь отрывки из романа: «Происхождение мастера» и «Потомок рыбака» в журнале «Красная новь» (в 1929 оба фрагмента были доработаны и объединены в повесть «Происхождение мастера») и рассказ «Приключение» в журнале «Новый мир». Фрагменты под названиями «Путешествие с открытым сердцем» и «Смерть Копенкина» были напечатаны в «Литературной газете» и в журнале «Кубань» в 1971 г. В 1972 году были опубликованы французский и итальянский переводы романа. Первая полная публикация романа на Западе на русском языке появилась в 1978 г. В СССР издание романа стало возможным лишь в годы перестройки. В 1988 г. «Чевенгур» был опубликован в журнале «Дружба народов» и вышел книжным изданием.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Чевенгур
1972 г.
Избранное
1988 г.
Чевенгур
1988 г.
Ювенильное море
1988 г.
Собачье сердце. Повесть непогашенной луны. Чевенгур
1989 г.
Избранное
1989 г.
Котлован
1989 г.
Происхождение мастера
1989 г.
Чевенгур
1989 г.
Чевенгур
1989 г.
Чевенгур
1989 г.
Чевенгур
1989 г.
Чевенгур
1989 г.
Ювенильное море. Котлован. Чевенгур
1989 г.
Ювенильное море. Котлован. Чевенгур
1989 г.
Впрок
1990 г.
Избранное
1990 г.
Чевенгур
1990 г.
Чевенгур. Котлован. Ювенильное море. Город Градов
1990 г.
Ювенильное море
1990 г.
Чевенгур
1991 г.
Избранное
1999 г.
Котлован
2002 г.
Котлован
2002 г.
Чевенгур
2002 г.
Чевенгур
2003 г.
Чевенгур
2006 г.
Чевенгур
2007 г.
Чевенгур. Котлован. Рассказы
2007 г.
Чевенгур
2008 г.
Чевенгур
2008 г.
Чевенгур. Котлован
2009 г.
Чевенгур. Котлован. Рассказы
2011 г.
Чевенгур
2012 г.
Чевенгур
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Котлован
2015 г.
Чевенгур
2015 г.
Чевенгур
2018 г.
Чевенгур
2018 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2019 г.
Том третий. 1927–1929. Чевенгур. Роман
2021 г.
Чевенгур. Сокровенный человек. Котлован
2022 г.
Котлован
2023 г.

Аудиокниги:

Романы
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Чэвенгур
2014 г.
(белорусский)
Cevengur
2015 г.
(итальянский)
Tjevengur
2016 г.
(шведский)
Чевенгур. Изкопът. Том 2
2021 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливое, прямо таки тягучее произведение. Образец русского магического реализма, если можно так выразиться. Вообще, попытки как-то сформулировать основную идею книги или хотя бы отнести «Чевенгур» к какому-то жанру обречены на провал — роман для этого слишком сложен и многогранен. Это и роман воспитания, и (анти)утопия, и философский трактат, и роад муви... При кажущейся хаотичности повествования книга имеет чёткую, хотя и многослойную, структуру. Отдельно стоит отметить фирменный перегруженный «платоновский» язык — он поэтичен и метафоричен, некоторые фразы настолько прекрасны, что хочется их запомнить и перечитывать отдельно от повествования. Кстати, Платонов употребляет словосочетание «более лучший» задолго до того, как это стало модным приколом.

Читать «Чевенгур» тяжело. Вернее даже так — чтобы его читать, необходимо настроить своё восприятие, не торопиться, не проглатывать заковыристые обороты и метафоры, воспринимать его как своего рода поэму. Книга наполнена огромным количеством символов и отсылок к русскому культурному коду конца 19, начала 20 веков. Тут и богоискательство, и Иваны-дураки, и богатырский эпос, и солнцепоклонничество, и многое-многое другое.

Одна из центральных тем — осмысление сути и самой возможности существования коммунизма. Платонов действует по простому принципу — если хочешь проверить идею на состоятельность, доведи её до абсурда. Коммунизм в Чевенгуре абсурден и парадоксален: люди не работают, но не от безделья, а потому что изготовление вещей ведёт к буржуазности и взаимной эксплуатации. Что из этого получится? Может ли коммунизм самозародиться? Идиотские на первый взгляд вопросы рассматриваются так и эдак, начинают играть новыми смыслами и предлагают читателю самому думать и решать.

Думать во время чтения вообще придётся много. Что хотел сказать автор? Универсального ответа нет — каждый должен увидеть что-то своё.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Чевенгур» Андрея Платонова крайне тяжело оценивать, потому что он существует равномерно в двух параллельных реальностях — как литературно-художественное произведение и как философско-исторический трактат. И порой оценки одного и того же явления с двух этих полюсов расцениваются буквально противоположно.

С литературной точки зрения роман, прямо скажем, удался слабо. Выпуклых, детальных и ясных героев, здесь практически нет — это в прямом смысле шахматные фигурки в большой партии, которые вдобавок ходят то как пешки, то как ферзи. Структурно произведение тоже местами буквально плохое — ломанное, неловкое, рассыпающееся. Если первая половина романа держит себя в узде и движении, то вторая — это просто набор ситуаций и слов, которые потом выливаются в сильный финал. И это не выглядит нарочной стилизацией, это выглядит именно как слабость писателя, который как будто очень устал писать и думать.

Одновременно с этим как некий ТЕКСТ формата то ли социалистической антиутопии, то ли народной притчи, то ли магического реализма с психологией «Чевенгур» — выдающийся. Понятно, почему до перестройки этот ТЕКСТ не был показан людям — на любого строителя коммунизма с показателем интеллекта выше картошки он мог бы в прямом смысле повлиять деструктивно. Платонов до абсурда и высшей точки доводит идею построения непонятного и эфемерного коммунизма глупыми оторванными от знаний народными массами — и до чего это доводит. Горькая ирония, неприкрытый сарказм, абсурдизм, но одновременно и какая-то щемящая «русская» честность и открытость — философии и осмысления первых лет Советской власти здесь больше, чем у просто издевающегося ехидца Булгакова.

По итогам итоговое ощущение — тяжелый компромисс между «умно» и «красиво». Уникальный роман, который посредственен как роман. Такие дела.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложность чтения Платонова отчасти связана со степенью «плотности» его прозы: основной смысловой единицей тут служит не эпизод (со своей завязкой, кульминацией и развязкой), а отдельное предложение. Читаешь и думаешь: блин, надо это запомнить, так это красиво. Что больше напоминает поэзию, чем прозу. Но не бывает стихов (и даже поэм) такого объема, как «Чевенгур». Разве что это повествовательные поэмы, где фабула все же играет ведущую роль.

Это смещения внимания на отдельную фразу связано с другой особенностью текстов Платонова -- затуханием времени (в «Чевенгуре» это поддержано сюжетно -- темой прекращения истории). Выражением этого «безвременья» служит, в частности, ослабление причинно-следственных связей -- как на уровне поступков персонажей, так и на уровне фабулы в целом. Скажем, в «Чевенгуре» Прокофий, брат Александра Дванова, ведет себя совершенно непредсказуемым образом; уничтожение «буржуев» и «полубуржуев» не оставляет по себе никакой памяти; некоторые герои исчезают практически бесследно (чтобы иной раз снова всплыть из ниоткуда, как Соня или горбун из начала романа). Наконец, катастрофический финал -- уничтожение Чевенгура -- никак и ничем не подготовлен: отряд казаков возникает будто из другого времени (гражданская война-то закончилась).

В итоге у читателя возникает ощущение, что все эпизоды этого повествования сосуществуют в каком-то нелинейном времени, практически синхронно друг другу (примерно как в мифе). Думаю, это очень сильно подрывает основу романа как жанра, связанного с идеей развития и становления. У Платонова пространство берет верх над временем.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Платонов — автор загадочных, причудливых и сложных текстов. Его проза составлена из особых «мыслеслов», по выражению филолога Светланы Семёновой.

Я очень люблю литературу Андрея Платоновича, и мне она кажется глубоко внятной и понятной. Я не вижу в его текстах ничего странного или неясного. Это речь пролетария того времени, и она исключительно естественна.

Роман А. П. Платонова не про то, как плох коммунизм, как ужасна эта идеологическая утопия, как она отвратительна, омерзительна или противоестественна. Да, конечно, можно встретить ямбические (язвительные) строчки: «Карл Маркс глядел со стен, как чуждый Саваоф, и его страшные книги не могли довести человека до успокаивающего воображения коммунизма». Но всё это столь органично вписано в общую ткань повествования, что достаточно сложно обращать на это хоть малейшее внимание, если, конечно, сам читатель не готов прочесть платоновский роман как заведомо антисоветский.

Мне иногда кажется, что этот роман — это буквализация второго названия, данного автором: «Путешествие с открытым сердцем». Я думаю, как и немецкий славист Ханс Гюнтер, что это произведение Андрея Платонова — попытка продумать коммунизм, концептуально осмыслить его. От себя добавлю, что это едкая, желчная, богохульная сатира на христианское учение. Но, конечно, это роман о людях, у которых есть то, что мы привыкли называть «душой». И пусть «душа» — это метафора, это что-то отжившее, старое, архаичное... В этом слове скрыта таинственная сила, пусть и спрятанная под пылью вечности.

«Чевенгур» — это роман о пролетариях и пролетарских бесприютных душах. Для Андрея Платонова человек есть высшая ценность, и это роднит его с Ф. М. Достоевским (опуская стилистические и поэтические отзвуки и нюансы). Андрей Платонов — одно из бесценных и уникальных имён русской классической литературы.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Чевенгуре» автор препарирует советское общество начала 1920-х годов. Широким массам этот тягучий и грустный текст вряд ли понравится. Сюжетная динамика слишком неспешная, очень много рассуждений и мудрствований, причём на одну и ту же тему. В романе много героев, но главный — коммунизм. Поисками его и занимаются прочие персонажи.

Чевенгур — город, где объявлен коммунизм. Это декларированное утопическое общество, где труд для производства запрещён как форма эксплуатации и средство для создания продукта, который является пережитком буржуазного прошлого. Исключение — субботники, где трудятся для общего блага. Единственный трудяга Чевенгура — Солнце, первый пролетарий, светящий всем. Остальные бездельничают, усложняют жизнь и ждут наступления коммунизма. Никто не знает, как он выглядит. Но убеждены, что распознают его, когда он «прорастёт». При этом руководствуются исключительно собственными соображениями, основанными на лозунгах и речах агитаторов.

Коммунизм — краеугольный камень всей жизни Чевенгура. Альфа и омега, мера всех вещей и явлений, причина, цель, процесс, состояние, форма жизни. Всё должно быть подчинено ему, шаг в сторону — контра, ересь, буржуазный элемент. Только вот декларированный чевенгурский коммунизм как-то не хочет наступать, несмотря на то, что население города создаёт все необходимые условия для его процветания. Но почему-то еды не хватает (это оправдывается постулатом, что страдание — суть пролетариата), поля зарастают бурьяном (что переиначивается как прирост полезной земли), дети умирают (и это становится потрясением. ибо как может умереть ребёнок. родившийся после революции?), а обещанный рай не наступает. И в конце концов — не наступит.

«Чевенгур» — это неприкрытая критика общественно-политических преобразований постреволюционной России: когда за строительство «дивного нового мира» взялись неграмотные мужики. Это книга о том, что по указу сверху новое общество не создать, а идеология и пропаганда (как бы сильно не насаждались и как бы глубоко не проникали во все сферы жизни) не способны обеспечить жизнедеятельность страны. В романе показана обманчивость революционных обещаний и к чему она в итоге приводит.

«Чевенгур» написан уникальным «платоновским» языком, в котором чувствуется боль автора за свою страну, за обманутый народ, за упущенную возможность качественных преобразований. Роман является развенчанием мифа о коммунизме, который стал новой религией, но извратил свою суть.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала скажу, что «Чевенгур»— не легкое чтиво, и советовать каждому я бы его не стал. В первую очередь из-за своеобразного стиля Платонова. Видимо, он не врал, когда говорил, что не принадлежит ни к каким литературным течениям, и что на него не оказали влияние другие писатели. Это, пожалуй, и главный плюс, и главный минус романа одновременно.

Начну со скучного, но необходимого.Персонажей романа можно охарактеризовать лишь несколькими словами— Платонов создает героев романа исходя из какой-либо черты характера, возведенной в абсолют, будь то непоколебимое желание узнать о жизни после смерти или беспросветная тупость и фанатизм. И беда в том, что кроме этой самой черты, в характерах персонажей ничего нет, они плоские и однобокие. За исключение Дванова, который хоть и не является таким однозначным как другие, так как он обезличен. При поверхностном ознакомлении с биографией Платонова, ясно, что этот персонаж частично списан с него самого и играет роль наблюдателя; де-факто, его глазами мы видим мир романа, потому что это единственный персонаж, у которого нет четко сформированного мировоззрения. Дванов весь роман как бы ищет свое место в мире и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на мой взгляд, так и не находит
.

Платонов выходец из того самого класса, о котором пишет. И это заметно по описанию и речи крестьян, рабочих, бродяг. В первой половине романа присутствуют интересные мысли и персонажи, впечатление от которых усиливает несколько косноязычный, но необычный стиль автора. После того, как описаны обитатели и короткая история революционного Чевенгура, роман читать просто незачем: интересных персонажей там больше не появится, а уже введенные персонажи в дальнейшем раскрытии не нуждаются по вышеописанным причинам.

Роман также является сатирой над обещанной большевиками построенной в одночасье утопией, где наука трудится на благо трудового народа, при тотальной неграмотности самого народа. Именно эта самая неграмотность присутствует в героях романа. Отдельно стоит отметить голосование на заседании в коммуне «Дружба бедняка» с его единогласными решениями и «для порядка одним протестующим и одним воздержавшимся».

А теперь перейду к главному. Каким бы необычным и выдающимся не был роман, но... он безнадежно устарел. Тот культурно-исторический контекст, в котором он был написан, разительно отличается от нынешнего. Мы не сможем понять неграмотных крестьян и бездомных того времени— мы слишком отличаемся от них как и от «воинов революции». И, приложи автор не только свой талант, но и литературные навыки ( которых у него, увы, не было), «Чевенгур» можно было бы рекомендовать почти всем. Но я рекомендую его только интересующимся ранней советской прозой.

РЕМАРКА СПУСТЯ ГОД. До этого никогда не редактировал свои рецензии, но в данном случае это требуется; пускай даже сама рецензия разбухнет от того количества мыслей и эмоций, которые хочется передать. Дальше будет много слов «русский» и производных. Хотел написать что-нибудь в оправдание, но за что, собственно, оправдываться?

«Чевенгур»— это настоящий памятник русской литературы и культуры. Не мировой, как Достоевский и Толстой, а именно русской. И оттого книга может быть понятна и близка только русскому человеку. Потому что подлинная Россия это не окутанные туманом мостки через каналы Петербурга, не выхолощенные офицеры и благородные девицы, даже не соборы с золотыми куполами и раздобревшими попами. Россия— это скорее монахи-отшельники, деревянные избенки, да крестьяне. Вечно голодные крестьяне либо ожидающие бунта, либо бунтующие. Как водится, бессмысленно и беспощадно. За светлое будущее, которого никогда не будет, да быть вообще не может. В бунте этом и горе, и спасение.

В «Чевенгуре» светлое будущее именуется коммунизмом. На деле же это итерация общехристианского Вознесения, раскольнического Беловодья и Бог весть чего еще. Просто раньше были молитва, заповеди и святые, а теперь наука, прогресс и Ленин. Между монахами и русскими космистами не такая уж великая разница; цели одни и те же, различны лишь способы достижения. К примеру, русский мыслитель и футуролог Николай Федоров считал, что долг человечества развивать науку, а с помощью нее воскресить (буквально собрать из атомов) всех умерших людей и заселять вместе с ними космическое пространство. Сильно ли отличается эта концепция от Царствия Небесного и жизни после смерти? Конечно же нет, первая прямая наследница второй. И коммунизм тоже. Не тот интеллигентский «университетский» коммунизм, который обсуждался на Съездах, а народный коммунизм. Который не про зарплату и 8-часовой рабочий день, а про «светлое будущее». Именно о нем и о людях в него верящих «Чевенгур».

Эта книга является феноменом русской, и особенно советской литературы. А если говорить о литературе про Гражданскую войну и Революцию, то она вообще уникальна (впрочем, она уникальна и без этой оговорки). Отдельного упоминания стоит т.н. «платоновский персонаж». Не встречались ли вам в книгах и фильмах персонажи, которые в кризисное для страны, мира или самих себя время занимаются какой-то чепухой, вечно рассуждают о вопросах жизни, вселенной и вообще всего? Персонажи, которые если бы и существовали в жизни, то не вызывали бы никаких сомнений в своем помешательстве. Персонажи, которых на самом деле, быть не может, потому что это не люди, а характеры, возведенные в абсолют. Но при этом они не оторваны от своей реальности, а на оборот вне нее не существуют. Так вот, это и есть «платоновские персонажи».

Собственно, это дополнение к изначальной рецензии не отменяет сказанного в ней, а лишь дополняет. Разве что теперь я книгу советую всем любителям русской литературы, да и просто всем любящим историю и культуру русского народа. Меняю оценку с 6 на 8, но считаю показательным, что далеко не на все 9-ки и 10-ки я писал озывы, а эта рецензия вышла объемнее всех предыдущих.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нелегкое произведение, особенно его срединная часть. Начало завлекает своей аутентичной атмосферой, а конец дарит какой-никакой экшн.

Первые годы советской власти (скорее, попыток ее становления) были самыми вариативными и романтическими годами коммунистического строя, от которого к 40-ым годам осталась лишь тень. А Чевенгур — как раз гимн ранним пролетариям, которые искренне верили, что пришла новая, лучшая жизнь, и готовы были во имя нее на всё. Но, к сожалению, были весьма стеснены в средствах и фантазии.

Как заметили выше, да, современное поколение, обласканное (или проклятое?) повальной интернетизацией и «свободой» воли (коя лишь подчеркивает их рабство) вряд ли поймет героев сего произведения. Но я считаю, что с тех пор мало что поменялось в глубинах душ. Люди всё так же ищут смысл, но уже в других -измах...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот яркий пример ответа на вопрос: стоит ли перечитывать произведения? Стоит, ещё как стоит. Я читал этот роман так давно, что впечатление было как от вновь прочитаного. И многое забылось и многое воспринялось совсем по другому.

Читать этот роман тяжело и легко одновременно. Казалось бы косный язык повествования и а-ля рабоче-крестьянское произношение должны вставлять палки в колеса. Но здесь все с точностью до наоборот. Именно это и облегчает чтение романа. Со временем ты втягиваешся в манеру повествования Платонова и просто перестаешь замечать этот язык и воспринимаешь его как должное.

О чем же сам роман. Вот тут то и возникают сложности. Он так многообразен и в течении всего повествования автор преподнес нам столько историй, персонажей и рссуждений, что голова идет кругом. Но главная линия все равно прослеживается. Это место простого человека в эпохе перемен, это попытка простого работяги самому разобраться в происходящем и построить свою жизнь соответственно.

Сам роман условно можно поделить на несколько частй. Первая это олисание жизни в России до революции. Появление главных героев. Их борьба за выживание и поиски лучшей доли.

Вторая это моя самая любимая часть. Это путешствие Саши и Копенкина. Сколько юмора и иронии вложено в те персонажи которые они встречают на своем пути. Я не расскажу как Платонов это надо читать.

Третья часть это Чевенгур и все что та м происходит. И здесь автор со свойственным ему сарказмом, доводит практически до маразма идеи революции и коммунизма. Яркий пример того что государством кухарки то как раз управлять и не могут(один из лозунгов того времени).Эта часть и самая трагичная и страшная. Сццены борьбы с капитализмом и вредным элиментом просто поражают. Но так было и это наша история.

И последняя условная часть это прибывание Саши в Чевенгуре. Это самая тяжелая часть роман. Создалось впечатление что Платонов просто устал писать. Язык стал тяжелее, картины мрачнее и финал... Он неожидан, но как не пародоксально логичен. И ты дочитав до конца понимаешь что автор просто не мог поступить по другому.

Несомненно этот роман шедевр российской литературы. И читать его я бы рекомендовал всем. И тем более перечитывать.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх