FantLab ru

Юрий Никитин «Трое и боги (Трое и Дана)»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
1189
Моя оценка:
-

подробнее

Трое и боги (Трое и Дана)

Роман, год; цикл «Трое из Леса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Троим дикарям из Леса все никак не удается уничтожить Зло. Степняков разбили, темные маги теперь тоже не кажутся достойными противниками, а Добра как не было, так и нет. Самое время сразиться с самим Ящером, богом подземных сил, ведь от исхода этой битвы зависит судьба всего мира...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 420

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2686 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)

Трое из леса и Дана
1994 г.
Трое из леса и Дана
1996 г.
Трое и Дана
1997 г.
Трое и Дана
1998 г.
Трое и боги
2000 г.
Трое и боги
2003 г.
Трое и боги
2004 г.
Трое и боги
2007 г.
Трое и боги. Трое в Долине
2013 г.
Трое из Леса. Трилогия
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занятно, но к третьему тому приключений невров наконец-таки осилил базовую мировоззренческую идею Никитина, по крайней мере так, как я её понимаю. Волхв, дудочник и оборотень не хотят мириться с — назовем её условно «манихейской» — идеей неустранимости зла из мира и природы человека. И все их бесконечные скитания по мифологическо-фэнтезийно-псевдоисторическому миру посвящены этой нескончаемой борьбе, ведь не могут наивные лесные жители смириться с насилием и обманом, царящими в большой Ойкумене.

Где-то в голове у меня всплыло и другое. Вспомнил, как когда-то давно в курсе истории религии прочитал о том, что у восточных славян не сложилось апокалиптического мифа, мифа о конце судеб человечества и мира, подобно библейскому или скандинавскому. Уж не знаю, читал ли подобные вещи автор «Троих», но определенное созвучие имеется. Именно отрицание возможного торжества зла в мире роднит труд Никитина с корневыми воззрениями восточных славян на человека, общество, космос.

Эта мировоззренческая матрица выгодно оттеняет современные творения, где герой или герои обязательно должны быть порочны, от них должно нести тленом и вырождением. Т.е. они должны быть сами сопричастны злу и уничтожению в той или иной мере. Один – алкоголик, другой — наркоман, третий – насилует мужиков или собачек, четвертый — сатанист и несть этому конца и края. Понятно с какой целью пестуют именно такие произведения западные и отечественные издательства, потому отдельное спасибо Никитину за его «наивных» героев.

Жаль, что мировоззренческие дискуссии Олега, Мрака и Таргитая занимают в книге невероятно мало места. Хотя бы по полстраницы на каждые 50 страниц текста – и слава, возможно, у Никитина, была бы другая. Но он погнался, как я уже писал, за «выписыванием» стандарта американского боевика, где, вполне в логике абсурда, герой сносит полмира, чтобы, утопая в крови, таки спасти одного ребенка или там другую половину «мира», которая почему-то всегда совпадала с условной Америкой. Другому канону Никитин тоже верен и путешествия троицы по подземному миру неуловимо напоминают мытарства Фродо и Сэма в Мордоре. Разве, что троица «наша» больше напоминает Труса, Балбеса и Бывалого, чем героев Толкина или железного Арни. А их раблезианские пиршества напомнили мне то, как в своих фильмах гротескно и неправдоподобное выписывал простой люд Ежи Гофман.

Сцена в вирии, где герои встречают равнодушных, отяжелевших от сытости богов, не интересующихся делами обычных людей тоже довольно показательна для мировоззрения Никитина. Все-таки человек рос в стране, воспитанной на марксистских догмах. Можно долго пинать внука раввина за многое, другое дело вычленить верные положения его доктрины. А они в том, что существующее положение дел в социуме зиждется на общественном балансе. Если одни не хотят, а другие не могут – ешьте олигархов и всё остальное. И Никитин действиями своих героев и напоминает, что смена общественного или, если угодно, вселенского баланса в сторону света и добра, от Хаоса к Логосу – лежит через борьбу. И никак иначе. Это положение, выраженное, впрочем, косвенно, тоже весьма оппонирует современным разлитым не только в политике, но и в творчестве постулатам о том, что мы живем в лучшем из миров и история окончена. За это тоже спасибо Никитину.

7/10*

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Трое из леса» обзавелись третьей, сакральной, частью. По идее, в каждой из них главным должен был быть только один из трех героев: в первой, где требовалась бесстрашие, главным был Мрак, во второй, где упор ставился на мудрость, — Олег. А вот в третьей... Тут либо сила (все-таки с богами сражаемся), либо глупость (боги есть Зло?!). Короче, «Таргитай: миссия невыполнима».

Варвары повержены, мудрецы наказаны, остались боги. Замахнуться на богов — это ж надо было наглости набраться! Только в перевернутом мифотворчестве Никитина — это логичный ход вперед. Потому что боги придумали этот мир таким, какой он есть — значит, Зло их рук дело! И все трое идут к Дане прояснять ситуацию. Впрочем, богиня, с которой Таргитай уже крутил шашни в предыдущем романе, не согласна с выводами героев. «Зло пришло с людьми», говорит она. Люди изменили созданный богами мир к худшему. Логично, с этим сложно спорить! В общем, подземный мир Ящера оказался переполнен (туда все грешники просто толпами прут), зато в вирии — пусто! Вот от такого дисбаланса мир и стал плохим.

Так что придется троице героев попутешествовать и по вирию, и к Ящеру заглянуть. И не просто заглянуть, а разоблачить коварные замыслы бога подземного мира. Таргитай будет о-о-чень долго воспитывать Темного Властелина своими пудовыми кулаками. Весьма забавное действо, скажу я вам!

В третьем романе Никитин верен своему плану, открывая третий уровень своего мира — мир божественного. Выясняется, что и тут бардак! Короче, если у барина вальты в голове, то и холопы у него ничуть не лучше. Рыба гниет с головы. Придется голову-то ... того — отрубить!

Читать сей опус, как и первых два, по-прежнему интересно и смешно. Это в дальнейших произведениях на данную тему автор изменит своей первоначальной идее и будет откровенно изгаляться над мифологией и религией, описывая полный бред (как например, в «Откровении»). Но в этом романе пока еще всё пучком...

Вывод: читать третью часть обязательно, особо — тем, кто любит сказки. Ну, это чтоб понятно было, над чем в них смеяться...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Я их не победил, я их только убил» (С).

Третьей книгой Никитин серийку не испортил. «Трое из леса» вообще в самом начале звёзд с неба не хватали, и этот лёгкий настрой во многом спасает фэнтезийную героику, даже при всех её недостатках. Мир, конечно, существенно вырос, и боевитая тройка, всё сметая на своём пути, совершает уже совершенно нереальные подвиги.

Никитин любит свою троицу не меньше, чем родных детей. Мрак вырос необычайно, превратившись из чернушного приколиста и смелого воина в более тонкую и душевно тёплую личность. Не зверя, не волка, а человека, способного не только на примитивные инстинкты, но и на сложные комплексы чувств. Олег окрутел на глазах, и теперь он уже сильнейший волхв во всём известном мире. Он и свод Неба держит на одном плече, чего даже у Геракла не было, и способен без всякого Жезла колдунствовать так, что аж боги раззявливают рты от изумления. Ну а Таргитай... В принципе, остался таким же, каким и был. Недаром любимый персонаж народного фольклора — Иван-дурак, который и оказывается в результате самым-самым... Если не по силе и мудрости, то хотя бы по своей душе.

И мир вырос. Наша великая троица теперь побывает и в Вирии, и в Подземном мире Ящера, и даже успеют побродить по простому человеческому городу, нарываясь на всякие приключения. Пожалуй, страницы, посвящённые Преисподней, одни из самых сильных за весь цикл — на удивление, ведь Никитин никогда не заморачивался по поводу стиля или описаний.

Однако и недостатки никуда не делись. Остались прежними — и рояли в кустах на месте, и самоповторы встречаются всё чаще и чаще, да и язык книги не порадует любителей русского языка. Плюс ко всему, «Трое и боги» состоят из рваных кусков, которые далеко не всегда логично чередуются друг с другом. Иногда переходы от фрагмента к фрагменту, мягко говоря, удивляют, но что уж поделаешь.

Однако появилось новое достоинство — эпичность. Троица так взбудоражила всё вокруг, что на битву за новое мироустройство собрались все, кто «право имел». Не могу сказать, что глобальная битва описана особенно яркими красками, однако впечатление размаха и масштабности она создаёт.

Что в итоге, спросим мы? Это по прежнему классная развлекательная серия, которая, тем не менее, и по смыслу не так уж плоха. В конце концов, Таргитай же перековал меч в орало, а это что-то и значит...

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как тут сказали, что невры возмужали и не найти им больше врагов. Но новые враги встречаются и надирают им... Как то это все странно. И не интересно. Может дальше по серии будут книги лучше?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю что следующее не значит худшее, Книга лучше предыдущих. Ребятам надо развиваться дальше, простых смертных били, магов тоже, теперь пора и Богам ответ держать. Теория яйца супер, особенно, второе, что лежит у них в деревне в дупле, а они перволюди. Не знаю как сами герои, а я дар речи на время потерял. Читайте, советую всем.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный недостаток этой серии — реализм в описании процесса питания героев. Очень уж натурально у них слюни текут, особенно у Таргитая, чавкают тоже очень натурально. А описание сочного дымящегося мяса (или рыбы, или каши) доводило до голодных судорог в собственном желудке. Читать это можно только в обнимку с :insane::lol:тарелкой.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения книги,немного неясно,о чем дальше цикл?В конце книги,невры так «возмужали»,что кажется не найти им более врагов на свете,сильнее или подобных себе.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

всё по спирали идёт: победили врагов — сил прибавилось — появились более могущественные враги — победили и этих — сил ещё прибавилось... и т.д. «нет предела совершенству»:frown:

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый шаг в постижении мира для героев, новый этап странствий, новый уровень противоборствующих сил и поиска и понимания Истины. Книга завершает оригинальную трилогию, выросшую потом в длинный цикл. Завершает сюжетно и логически: герои обретают божественную мощь, находят Истину — каждый для себя, и получают возможность вершить судьбы мира, неся в него эту Истину.

Некоторые сцены смотрятся наивно, особенно эпизоды вроде противоборства новоявленного Сварога-Таргитая со Змеем-Ящером, очень уж непобедимыми кажутся главгерои, но в целом читается неплохо, настроение поднимает, захватывает. Но несколько похуже прошлых книг цикла.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не зря над столом автора вроде как висит лозунг:

«Любой Материал сдаётся!»

Так зримо описать путешествие по Мировому Древу

средь Богов от самой верхушки до Славянского ада

ирия с Ящером — это же... так рискнуть надо...

И то, что две трети толстой книги занимает описание ОДНОЙ всемирной битвы —

на стр. 200-300 — что-то я аналогов не припомню, — усе только обещают... :nunu2:

Хотя местами, да, чуть послабее первых двух, но зато последние

страниц 50 — одни из лучших, что есть у Никитина!!!

А уж как поэтам понравится...;)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эволюция героев все более заметна, что приятно. Наконец-то герои — не звери, но люди: «Лесные люди ели быстро, жадно, но глаза оставались серьезными. И даже быстрота перестала быть звериной. Теперь ели люди, которые очень торопились.»

Но эти люди до сих пор не понимают несоответствия своего уровня и уровня цели — где это видано, чтобы люди против богов шли? Так и надо)) Человек, он кем угодно может быть — и зверем и богом, чего многие из нас, выросших на принципе «всяк сверчок зна свой шесток», откровенно не понимают.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень даже хорошая.. Очень понравилось путешествие по Мировому Древу.. А как проявил себя Таргитай! Это вообще классно!)) Кто же ожидал такое от «местного дурачка и лентяя»?))

Оценка: 9
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все тоже самое...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хуже, чем вторая и первая книги цикла. Меньше юмора, меньше непредсказуемости в развитии сюжета. Все больше и больше «крепчают» невры — интересно, когда же это закончиться:biggrin:.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уклон пошел вниз. По сравнению с первыми книгами слабовато.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх