FantLab ru

Роджер Желязны «Автодьявол»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Голосов:
798
Моя оценка:
-

подробнее

Автодьявол

Devil Car

Другие названия: Автомобиль-дьявол; Дьявольская машина; «Машина-дьявол»; Дьявольский автомобиль

Рассказ, год; цикл «Дикие»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Не все автомобили этого мира преданно служат человеку. Здесь есть банды диких автомобилей, которые разбивают своих «домашних» собратьев и убивают их пассажиров. Человек Мердок со своим автомобилем «Дженни» в погоне за главарем «диких» — «Чёрным Кэдди».

© Lucy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Дикие»

— журнал «Galaxy, June 1965», 1965 г.

— антологию «The Tenth Galaxy Reader», 1967 г.

— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.

— антологию «Histoires de machines», 1974 г.

— антологию «Decade: the 1960s», 1977 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1978 г.

— антологию «Car Sinister», 1979 г.

— журнал «ПиФ. Приключения и Фантастика. Выпуск 15», 1990 г.

— антологию «Англо-американская фантастика. Том 1», 1991 г.

— антологию «Дьявольский автомобиль», 1991 г.

— антологию «Странная незнакомка», 1991 г.

— сборник «Темы, вариации и подражания», 1991 г.

— антологию «Феникс в обсидиане», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «Power & Light», 2009 г.


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Остров мертвых
1990 г.
Остров мертвых
1990 г.
Повелитель Теней
1990 г.
Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Странная незнакомка
1991 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Романы и рассказы
1992 г.
Кровавый сад
1993 г.
Создания света - создания тьмы
1993 г.
Создания света - создания тьмы
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Сказка торговца
2002 г.
999 глаз ночи
2003 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Сказка торговца
2004 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Двери лица его, пламенники пасти его
2019 г.

Периодика:

Galaxy, June 1965
1965 г.
(английский)
ПиФ. Выпуск 15
1990 г.
Дьявольский автомобиль
1991 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Tenth Galaxy Reader
1967 г.
(английский)
Door to Anywhere
1970 г.
(английский)
The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth, And  Other Stories
1971 г.
(английский)
Histoires de machines
1974 г.
(французский)
Rakietowe szlaki. Tom 2
1978 г.
(польский)
Decade The 1960s
1979 г.
(английский)
Car Sinister
1979 г.
(английский)
Histoires de machines
1985 г.
(французский)
Gone to Earth
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старая история — герой-одиночка преследует чудовище, чтобы отомстить ему за некую нанесённую в прошлом обиду. На этот раз Моби Диком выступает дикий автомобиль с искуственным интеллектом по прозвищу «Автодьявол». С какой-то неясной настойчивостью он нападает на людей и убивает их, уничтожает своих прародителей — видимо, из ненависти. И главные герой, Сэм Мёрдок, у которого Автодьявол убил некогда брата, настигает безумную машину.

Чрезмерно напоминает мало любимый мной жанр вестерна, и антураж соответствующий. Середнячок, в котором раскрываются некоторые стороны психологии искуственного разума — в целом, ничего выдающегося, однако написано очень динамично. Стоит сказать спасибо автору, что не стал выстраивать из маленького сюжета целый роман — в качестве рассказа он вполне смотрится.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение напомнило мне «Салли» А.Азимова. Они во многом похожи и похожи именно своей сентиментальностью, когда чисто человеческие чувства испытывает искусственный интеллект. Когда автор, как и любой водитель, начинает одушевлять свой автомобиль. И ведь суть рассказа не в мести, она вообще где-то на заднем плане, она именно в чувствах. Написано хорошо, читается с увлечением.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по всему, несмотря на технический прогресс и всевозможные новинки, даже такие как машины с искусственным интеллектом, ковбои в Америке будут существовать даже в далеком будущем. Ведь рассказ Желязны , по атмосферный смахивающий на постапокалиптику в духе фильма о Безумном Максе, по сути является неким вестерном со всеми присущими данному жанру аспектами: главный герой, рыскающий по бескрайним пустыням в поисках своего обидчика (и вместо коня у него разумный автомобиль, а вместо кольтов — ракеты и пулеметы) с одной лишь целью — отомстить. И эта месть только ради мести. Этакий не совсем хороший но и не плохой ковбой хочет словить и наказать очень плохого разбойника, сколотившего свою банду и наводящего ужас на ближайшую округу слухами о своих зверствах и коварстве. И все это происходит на фоне футуристического мира.

Кстати, по поводу мира. Не спорю, по своей атмосфере мир довольно таки удачный, но вот если вдуматься в некоторые детали — то не слишком уж логичный. Как могут машины грабить и переворачивать другие машины? Пр помощи некий упомянутых ремонтных модулей? Как-то не верится, также как и о рассказах о том, что они убивали своих пассажиров, выхлопными газами. Ведь это же все легко технологически избежать.В общем после прочтения возникает довольно много вопросов о структуре мира, а главное — о разумных машинах.

Хотя талант Желязны все-таки чувствуется, в особенности благодаря полному погружению читателя в атмосферу этого мира, в котором вступили в конфликт изобретатель и его детище, человек и машина.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный атмосферный классический рассказ, формально являющийся фантастикой, но как и часть других творений автора может быть назван технофэнтези. Желязны умел плодотворно работать на стыке жанров, вот и тут элементы хоррора – задушенные люди и машины-«оборотни» с трупами на водительском месте, боевика – зрелищные сцен выслеживания, засад, погони и сражения, а в атмосфере есть что-то от постапокалиптического вестерна.

Кто-то, прочитав в наши дни и пожав плечами, не найдёт ничего особенного, но задумка-то, по всей видимости, была новаторской с остроумно развиваемыми оригинальными мотивами, повлиявшими на позднейшие подобные вещи. Стивена Кинга уже упоминали, а мне в первую очередь пришёл на ум сериал «Рыцарь дорог». Одинокий «рейнджер», привлечённый мотивом личной мести, выезжает на специально сконструированном для него умном автомобилем, начинённом супергаджетами и оружием, «причинять добро» и восстанавливать порядок...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Опять конфликт: ИИ и человек. Правда в этом случае человек в борьбе также использует искусственный разум.

В самом рассказе мне понравилась атмосфера событий и описание автором банды диких автомобилей. Она мне чем-то напомнила шайку пиратов. Таже любовь к воле, теже лихие набеги и где-то таже жестокость. А их главарь чем не Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода«! В чем-то они даже вызывают жалость, все-таки люди их создали разумными, а значит сами заложили «вольное начало». Да и кто знает, что послужило толчком к бунту, как с ними обращались люди-хозяева?! Ведь Дженни людей не предала.

Больше всего меня поразил драматический финал. Машины тоже имеют чувства и, быть может, умеют... любить!?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вопрос «Может ли машина мыслить?» настолько избит фантастами, что стал уже по сути риторическим. Взамен него задают уже другой: «Может ли машина чувствовать?» Вот об этой тонкости машинного разума и рассуждает в своем рассказе известнейший американский фантаст.

Что такое чувства? Это психологическая реакция субъекта на полученную извне информацию (т.е. на происходящие события). Эта реакция может быть самой разнообразной, зависящей как от самой ситуации, так и от попавшего в нее субъекта. Просчитать ее почти невозможно, как невозможно быстро проанализировать каждый бит передаваемой информации. Особенно непредсказуемыми в данном отношении являются женщины, ибо стиль их мышления основывается на секундном порыве, а не на чистой логике. Мужчин предсказать куда легче!

К чему это я? Да к тому, что среди главных персонажей рассказа один — женщина (точнее, искусственный интеллект женского типа). Именно ей автор и уделяет главное внимание. Водитель машины-убийцы Мэрдок здесь вторичен, ибо успех задуманной им операции зависит не от него, а от Дженни — разумного киборга, выполненного в виде автомашины. Смысл всей операции — найти и уничтожить главаря местной банды восставших против человека киборгов — «кадиллак» по кличке «машина-дьявол».

Ключевой момент: киборг женского типа охотится на киборга мужского типа. Каков поворот, а? Как я уже говорил ранее в своих аннотациях, Роджер Желязны как раз и ценен неординарной постановкой проблемы и нестандартными способами ее решения. Этот рассказ — как раз тот самый случай.

До прямого столкновения с главарем банды Дженни ведет себя корректно и предсказуемо. Поэтому без особых проблем добирается до логова «диких». А вот далее начинает сказываться ее женская природа, и вся логика разом пропадает. Она умышленно «мажет» по «кадиллаку», а потом и вовсе отказывается в него стрелять! На вопрос человека, почему она так поступает, следует чисто женский ответ: «Не могу — и всё!» Кто был женат, тот неоднократно слышал подобные фразы от своей жены. На самом деле они значат совсем другое: женщина просто не разобралась в своих чувствах и потому умышленно медлит, принимая важное решение. Которое, кстати сказать, будет чисто эмоциональным, а не логически-безупречным.

Мэрдоку просто повезло, что к нему Дженни привязалась больше, чем к брутальному и свободному «кадиллаку». Внимательный читатель вспомнит, как в самом начале рассказа человек наступил на свою гордость и извинился перед машиной за свою грубую реакцию. Как и любая женщина, Дженни запомнила и оценила такой шаг. Поэтому в решающий момент выстрелила по главарю «диких».

-----------

ИТОГ: беседуя с «умной» машиной не забывай, что она тоже личность! Рано или поздно, наступит такой момент, когда это сыграет свою решающую роль. Рекомендуется к чтению всем грубиянам, проклинающим свои компьютеры.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Учитывая год написания данного рассказа, можно сказать, что Желязны предвосхитил появление автомобилей с бортовым компьютером. Да и вообще, автомобиль в наше время заменил обычную лошадь, с которой всадники даже иногда разговаривали. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автомобили уже относительно близкого будущего стали обладать разумом и сбиваться в стаи, пытаясь обрести свободу, перемещаясь по постапокалиптическим просторам Америки. По всей видимости, автор неслучайно сделал отсылку к вестернам, в которых персонажи перемещаются в пространстве на конях и являющихся главными героями наравне с людьми. Не зря же за автотехникой закрепилось словосочетание «стальной конь».

Автодьявол — автомобиль с большой дороги, который стал убийцей брата главного героя и являющийся главарём банды бродячих автомобилей. Для разумного автомобиля женского пола, которым управляет главный герой, автодьявол становится не только объектом преследования, но и, в некоторой степени, искушением. Поэтому легко провести параллели и с религиозными мотивами, делающими повествование ещё более остроумным и многослойным.

Рассказ сколь дающий пищу для размышления, столь и развлекательный. В нём, естественно, нашлось место и для погонь и для схватки с антагонистом. То есть, снова элементы вестерна налицо.

Философский финал довольно драматичен и является своеобразной вишенкой на торте, украшающей повествование. Но всё же самым ярким элементом рассказа является автомобиль-убийца. Неудивительно поэтому, что образ автодьявола перекочевал и на большие экраны, например, в фильме «Автомобиль» 1977 года.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на избитую тему, мне кажется, что Желязны смог привнести в нее нечто свое. «Фирменную» психологию, прежде всего, ну и, конечно, свой неповторимый стиль.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Страшновать было читать историю о том что, «Кадиллак» на бензине может убить человека, задушив его выхлопными газами....Брррр....Или как «дикие» машины возили в себе трупы, что б быть «порядочными» машинами......

И как машина на бензине может обладать интеллектом?

Противоречиво...потому и оценка такая.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая рассказ, вспоминал «Кристину» и «Грузовики» Стивена Кинга и почему-то серию «Футурамы», когда Бендер в полночь превращался в машину-убийцу. :) а также компьютерные игры, где в центре внимания — машины, обвешанные оружием: Bandits:Phoenix Rising или русская Ex Machina

Само же по себе произведение ничем не удивило и не поразило. Ни особо сильного сюжета, ни идеи, ни характеров — ничего.:frown:

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А по мне так драматическая концовка получилась очень к месту. Хороший рассказ.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю такую оценку за потрясающую финальную сцену боя с главарём банды Диких машин. А вот исполнение остальной части мне не понравилось

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, не всё продумано, да, выглядит немного абсурдно. Но рассказ на тему взаимоотношения машин (ИИ) и человека засчет мрачной атмосферы и жестокости выгодно отличается от других произведений на тему робота и человека.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время было не плохо, сейчас уже тема довольно избита......

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ прочитать стоит, не шедевр, но интересно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх