fantlab ru

Михаил Гребенюк «Парадокс времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Парадокс времени

Роман, год

Аннотация:

В романе М. Гребенюка «Парадокс времени» («Ёш гвардия», Ташкент) мы наблюдаем своеобразную энциклопедию фантастических мотивов, которые активно прорабатывались в последнюю четверть века. Здесь есть неандерталец, улетевший с пришельцами и вернувшийся на Землю в наши дни, единые семена Разума, разбрасываемые сверхцивилизацией по подходящим планетам, гибель Атлантиды, захват Луны, летающие тарелки, теория Козырева об энергии времени и т. д. Многочисленные инопланетяне носят экзотические имена, традиционно состоящие из труднопроизносимых сочетаний русских согласных. И даже зловещие космические пираты, предводитель которых намерен оккупировать Землю, тоже уже были.

© Всеволод Ревич
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: Гребенюк М. Парадокс времени: Фантастический роман / Рис. В. Будаева // Звезда Востока (Ташкент), 1978, №11 – с.172-222; №12 – с.166-213.



В произведение входит:


7.75 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Парадокс времени
1979 г.
Матерь моя, Земля!
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять вместо аннотации рецензия Ревича. Роман «Парадокс времени» — энциклопедия фантастических сюжетов, которые уже где-то были. Что ж вы ругаете советскую фантастику, если в ней всё было? И где конкретно было? У того же самого Гребенюка. «Парадокс времени» — это собранные воедино истории о кирчанах. Здесь, как раз, критика будет более уместна. Ведь повести автор перенес целиком с небольшими правками. И, действительно, неудачно. Повести «Из глубин тысячелетий» и «Прошедшие сквозь время» выглядят хоть и наивно, но обладают своим шармом. В романе же я не знаю чего больше: плохой редактуры или мест, которые автор считал понятными (это мелочи, но режет глаз). И скрепляется всё теориями о НЛО, йоге, телепатии и т.п. Нельзя сказать, что без логики. Но когда йог-любитель Костя с ходу начал общаться с неким Тевсом (светом), меня просто покорежило.

Но зачем-то же это было соединено вместе? Кирчане так и остались сказочными персонажами, появляющимися в виде репортажей-отчетов или на несколько мгновений. Пусть в романе они занимают много места, но главную роль должны были сыграть земляне. С этим Михаил Гребенюк, на мой взгляд, справился неплохо. Он и «спец эффектами» привлекает внимание. И разные мнения показывает. Но на середине роман как-то рвется. То, что автор задумал просто не может вписаться в рамки научно-популярной сказки. А именно, свое видение теории времени Козырева. Теория Козырева должна была дополнить второй закон термодинамики, должна была объяснить, почему Вселенная не остыла мгновенно. Гребенюк поступает проще, чем описание физических процессов. Он объясняет жизнь Вселенной единством разумных существ. Кирчане не просто летают к Земле и обратно. Это циклический закономерный процесс, создающий центр концентрации Разума — человеческую цивилизацию, которая соберет вокруг себя разумные миры и вместе, покорив законы природы, двинется еще дальше. Красиво звучит и есть, над чем задуматься. Но теорию Козырева легко было увязать с популярными слухами о инопланетянах и древних практиках. Ведь, помимо температуры, для людей есть другой важный способ выражения теплоты. Это любовь. Любовь угаснуть не может. Где нибудь она снова появится, даже если от вас ушла. Это, по-моему, так неуклюже и пытался сказать Гребенюк через линию Кости. Парадокс времени в том, что Мы живем внутри времени. И никаким другим, кроме как линейным, Мы его увидеть не способны. И Костя остается один. Без любви, без сказочных инопланетных помощников. С планами, которые займут всю его оставшуюся жизнь. Ведь для Нас на Земле второй закон термодинамики — это аксиома.

Хоть Михаил Гребенюк и строит роман на материалистических началах, но данную концепцию лирикам доверить сложно. Слишком масштабно и основательно должно быть подобное произведение. Лирикам лучше рассуждать на извечные темы, о которых люди задумаются. И показать то, что людей волнует, я думаю, Михаил Гребенюк смог.

P.S.

Конечно на этот роман надо смотреть проще. Я и сам о нем более простого мнения, чем написал. Но упрощать, значит не хотеть ни в чем разобраться. Не хотеть разбираться, значит потерять интерес. А потерять интерес значит: соглашаться со Всеволодом Ревичем. У Ревича в жизни может всё уже было и в теории Козырева он разбирается от и до. У меня же, как и у многих, ситуация обратная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал ещё в детстве, в «Звезде востока». Не знаю какое впечатление было бы сейчас, но тогда очень нравилось. Причём именно за то, за что ругают предыдущий рецензент и автор анатации — за обилие идей. Идея о суперцивилизациях переживших гибель собственной вселенной и вошедших в число «Существующих вечно» по тем временам это было нечто. Это, пожалуй, превосходит идею технологической сингулярности. За прошлые впечатления ставлю 8.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Энциклопедия фантастических мотивов», нет эта солянка в которой количество ингредиентов не перешло в качество.Безликие герои, рваный сюжет,. штампованные фразы.Абсолютно не увлекательное повествование.Последнюю треть читал по диагонали.Произведение не несет никакой смысловой или развлекательной нагрузки.Одним словом кич времен развитого социализма.Зато какое издание и иллюстрации,за это 6 баллов.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх