fantlab ru

Александр Дюма, Поль Мерис «Асканио»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
252
Моя оценка:
-

подробнее

,

Асканио

Ascanio

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

Бенвенуто Челлини — известный флорентийский мастер эпохи Возрождения. Он был и чеканщиком, и скульптором, и ювелиром, и — что очень важно для этой книги — храбрым воином и мужественным человеком. Роман рассказывает о том периоде его жизни, когда он — вместе со своими учениками, среди которых был и Асканио — жил и творил при дворе могущественного короля Франции Франциска I.

Похожие произведения:

 

 


Асканио
1962 г.
Асканио
1965 г.
Асканио
1979 г.
Асканио
1979 г.
Асканио
1982 г.
Асканио
1990 г.
Асканио
1991 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1992 г.
Асканио
1993 г.
Асканио
1993 г.
Изабелла Баварская. Асканио
1993 г.
Собрание сочинений. Том 17 (дополнительный)
1994 г.
Асканио
1998 г.
Асканио
2002 г.
Асканио. Книга 1
2010 г.
Асканио. Книга 2
2010 г.
Асканио
2011 г.
Асканио
2016 г.
Асканио
2017 г.
Асканио
2018 г.
Две Дианы. Асканио. Учитель фехтования
2018 г.
Асканио
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главными персонажами являются Бенвенуто Челлини и Асканио Гадди. Основные события происходят вокруг художника и ученика. Главным злодеем является виконт де Мармань. Когда Жак Обри убил Марманя кинжалом, виконта даже жалеть не захотелось.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не нужно смотреть на название. Вовсе не слащавый застенчивый юнец Асканио, а неистовый бородатый итальянец Бенвенуто Челлини — золотых дел мастер, ваятель и художник, перед которым самые красивые натурщицы с легкостью скидывают одежды — вот кто истинный герой данного романа.

Историческим фоном служат события 1540-го года, когда в Париж приезжает соперник Франциска Первого император Карл V для участия в дискуссиях по дележу Миланского герцогства...

В произведении затрагивается относительно небольшой отрезок из жизни Челлини, связанный с его прибытием во Францию после побега из замка Святого Ангела в Италии. (Сам побег мог бы послужить канвой для отдельного фельетона в тысячу страниц, но Дюма удостоил ту часть приключений Бенвенуто лишь одной краткой главы). Начальные события, честно говоря, кажутся слишком притянутыми за уши, а порой и откровенно смехотворными. Ну с какой стати великий ваятель, только что вырвавшийся из тюрьмы (куда он попал за поножовщину, повлекшую за собой смерть ювелира) должен был сразу лезть на рожон и отбивать у парижского прево часть Нельского замка? Конечно, он заручился поддержкой французского монарха, а изначальный посыл был со стороны юного любимца Челлини Асканио, заприметившего в стенах крепости красивую девочку, но все же... Кстати, Франциск I повел себя в этой ситуации так, как в наше время зачастую любят поступать руководители офисных предприятий. Речь о случаях, когда руководитель, имея желание передать неприятное поручение (либо с целью оградиться от возможных встречных вопросов) для подчиненного — начальника отдела, действует вопреки субординации вместо того чтобы передать сообщение лично. А именно — возлагает данную миссию на сотрудника, имеющего более низкий ранг в фирме, чем лицо, которому требуемое поручение необходимо озвучить. Точно так в книге поступил и Франциск Первый. Подписал ваятелю дарственную и все, дружище, делай, мол, теперь что хочешь, выгоняй нынешнего хозяина замка сам. Вызывая, тем самым, неминуемый конфликт итальянца с господином Д'Эстурвилем, являющимся, вообще-то, видным королевским чиновником...

Многие последующие сюжетные ходы еще более спорны. Особенно это касается многочисленных любовных линий романа. Если считается, что на Дюма пахали литературные «негры», то рискну сделать предположение, что в данном произведении на него работала какая-то литературная «негритянка». Ну право же, середина книги прямо перенасыщена приторно-жеманными сценами и диалогами, вздохами и промокшими платочками. Также трудно поверить и во внезапное стремительное влечение к простому ремесленнику Асканио со стороны королевской любовницы, прелестной дамы Анны Д'Этамп...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А когда Челлини объявил ученику, что он тоже влюблен в Коломбу, это было уже даже не смешно. Доделывай теперь Гебу сам...

Самое интересное, на мой взгляд, начинается в книге, когда автор наконец-то убирает Асканио с читательских глаз долой, закрывая его в тюремных стенах Шатле. Без него книга становится явно краше, вот тут то и просыпается задремавший было талант Дюма-рассказчика. Тонкие, полные скрытых намеков, изворотливые диалоги с участием Франциска Первого, Челлини и восхитительной герцогини Д' Этамп — это вершина романа.

Да и юмор замечательный появляется.

«Дело в том, бездельник, что честное имя благородной девицы стоит тюремного заключения, а честное имя простой девушки — не больше двадцати парижских су»

Или вот еще, необычный способ как можно привлечь к себе удачу (из личного обращения секретаря судьи к осужденному на повешение):

«Им везет потому, что у каждого лежит в кармане кусок веревки повешенного.{...} Так вот: упомяните в завещании Марка Бонифация Гримуано, секретаря уголовного судьи города Парижа, и распорядитесь, чтоб палач дал ему кусочек вашей веревки»...

В целом, поначалу мне казалось, что идея с художником-скульптором в главной роли не лучший выбор для приключенческого романа. Однако же, у такого персонажа есть и свои преимущества. Работа мастера может стать центральным звеном, влияющим на судьбы. И автор искусно вплел в сюжет такое звено.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что же можно сказать по прочтении — одно слово, Александр Дюма. Исторический роман со всеми необходимыми компонентами: интриги, заговоры, ночные побеги оттуда, откуда нельзя убежать, дуэли на улицах, загородные дворцы королей, бриллианты и фаворитки, европейская политика и королевская охота. Бесспорная классика, заслуживающая прочтения.

Поэтому наверное подробнее лучше остановиться на том, что не понравилось. Прежде всего, эту книгу лучше наверное прочитать в детстве. Тогда бы она не вызвала у меня столько старческих, раздраженных, брюзжащих вопросов. Жаль, к примеру, что источниками интриг в романе является не столько большая политика (как в цикле про мушкетеров), сколько любовь, любовные треугольники и всяческие многоугольники. Понятно, что книга проповедует чистую, незамутненную мораль — но скажите же, почему все положительные герои должны быть столь наивными? Да, они молоды, но даже в пятнадцать лет какие-то представления о жизненных ситуациях должны быть!

Почему Асканио, в тот момент

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда его друг предлагает воспользоваться для шантажа письмом, чтобы даровать свободу ему и счастье ему и его любимой — вдруг вспоминает, что вообще-то женщину (главного отрицательного героя романа) шантажировать нехорошо. И он на это не пойдет. Ага, и просидит в тюрьме, пока его любимую выдают замуж за старика.

Почему хитрый и находчивый Жак Обри

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
во время известных встреч ведет себя как дурачок и выбалтывает все тайны, даже не спросясь имени собеседника? Разве может так поступить воистину хитрец?

Почему положительный Челлини с такой легкостью

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убивает и угрожает убийством?

Почему для главной отрицательной героини

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
столь свята и нерушима клятва на Евангелии, при том что нагрешила она уже на десять жизней?

Вот читал бы раньше — не задался бы вопросами. Вообще бы не заметил. Но это все мелочи, конечно же. Достойнешая книга: главное, что она пробуждает эмоции и сопереживания, заставляет задуматься — все это признаки настоящей нестареющей классики.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх