fantlab ru

Юрий Мори «Ментакль»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Ментакль

Роман, год

Аннотация:

Экстрасенс как профессия? Да это обман, быть такого не может! Но некий дар у Кирилла Ракунова есть, иначе не попал бы он в водоворот событий, которые начались в далёком 1990 году и не с ним, а завершились в наши дни глобальной катастрофой.

Выбор стоит между своими интересами и спасением человечества. Но куда приведет Кирилла таинственный «Ментакль», что это вообще такое и зачем? Одни вопросы, ответ на которые в ваших руках, в этой книге.

Новая русская фантастика атакует!

© издательство
Примечание:

Лонг-лист премии Стругацких 2022

http://absfond.ru/news-115.html



Издания: ВСЕ (2)

Ментакль
2021 г.

Электронные издания:

Ментакль
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж друзья, прочитан роман Юрия Мори «Ментакль». Можно написать несколько слов.

Это не первый роман автора, который я прочитал. Вначале была трилогия «Эмбрион» из мира вселенной «Метро-2035». Не буду ничего писать про «Эмбрион», это тема для отдельного разбора, упомяну только, что действие книг происходит в Воронеже, родном городе автора, что интересно уже само по себе.

Понравился ли мне роман? Да, понравился. Рекомендую ли я его к прочтению любителям фантастики? Да, конечно.

Определить жанр романа довольно сложно. Это и предапокалипсис (если это определение в принципе уместно), и чуть-чуть постапокалипсиса, экстрасенсорика, паранормальные способности, триллер и психотриллер. Действие романа плотное, даже, возможно, чересчур, что, в силу ограничения текста по объёму, оставляет некоторые вопросы без ответов.

Читать книгу интересно.

Литературный язык автора и талант рассказчика увлекают, влекут за собой до самой развязки, но не дают чёткого ответа, закончена ли история героя, или нас ждёт продолжение.

Не буду рассказывать о своих впечатлениях от главных героев — они у каждого читателя должны в итоге оказаться своими. Скажу только, что симпатии не вызывает поначалу никто. Ни главные, ни второстепенные. Потом, правда, кое-что постепенно начинает меняться, а главный герой начинает эволюционировать, приобретая новые черты, в том числе черты Homo Supramental.

Тут нет попаданцев — любители приключений янки при дворе Аменхотепа могут проходить мимо.

Любителей бояръ-анимэ, техно-манга и прочих эрогуро-хентай просьба не беспокоиться. Сторонники Движения «Жизни остроухих эльфов важны» идут дальше.

Любителям постапа книга должна понравиться, хотя постапа как такового тут, можно сказать, и нет.

Действие романа частично происходит в Воронеже — добро пожаловать!

Кому читать? Любителям хорошей «твёрдой» фантастики, социальной фантастики. Стремящимся понять, как человек делает непростой для него выбор в тяжёлой ситуации, как человек пытается остаться человеком тогда, когда другой может оскотиниться за довольно короткий срок. Понимающим, что если человеку дано многое, то с него многое и спросится. Назвался Суперменом — будь готов лезть в болото, чтобы спасти чьи-то жизни. Иначе ты не Супермен — а просто человек-муха.

Надеюсь, обошёлся без спойлеров.

Non progredi est regredi.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Экстрасенсы»

Рецензия на «Ментакль» Юрия Мори

Писатель Юрий Мори получил определённую известность в литературной сфере в связи с участием в межавторском проекте «Вселенная Метро 2035», где стал первым и, по большому счёту, единственным дебютантом. Из-под его пера вышла трилогия «Эмбрион» о постъядерном Воронеже, а также рассказ «Командирские» для антологии «Они не те, кем кажутся» из классической серии «Вселенная Метро 2033».

Помимо метро-работ, на счету Юрия множество разнокалиберных произведений. Как в прозе, так и в стихах. После завершения работы над воронежской трилогией Юрий не остановился на достигнутом и продолжил сочинять. Однако современные реалии не столь благосклонны к литературному творчеству, и новые романы прочитало не так уж много людей. Тем не менее, автор талантливый, пишет увлекательно, и его тексты достойны, чтобы их читали.

Настоящая рецензия посвящена сравнительно недавно выпущенному роману под названием «Ментакль». Само название вызывает любопытство, желание выяснить, что это за зверь такой. Да и одушевлённое ли вообще существо? Чтобы не разрушить интригу, на этот вопрос я давать ответа не буду, но скажу, что объяснение в романе даётся, причём далеко не сразу, хотя его другое значение приводится довольно скоро. Будучи буквально на виду, до самого раскрытия сути оно ничем не выдаёт связи с заглавием, и это примечательно.

Начинается сюжет задолго до основных событий, аж с развалом Советского Союза. Я тут же подумал, что действие будет происходит аккурат в ту эпоху, и был весьма удивлён, когда глава за главой мы перемещались всё ближе к настоящему, а точнее, к недалёкому будущему. Такая композиция немного сбила с толку, но я ни в коем разе не собираюсь утверждать, что она как-либо испортила впечатление. Наоборот, события конца прошлого века органично легли в основу остального сюжета, и их последствия раскрылись более чем подробно.

Прежде чем я перейду к разбору основных событий, хотелось бы отметить плотность описываемых событий. Юрий Мори остаётся верен себе, и его сюжеты наполнены под завязку всем необходимым для увлекательного чтения. Есть и обрисовка внешности и характеров героев, и не лишённые крови и смерти боестолкновения, и мировоззренческие размышления как основных персонажей, так и автора. И всё это перемешано в такой пропорции, что отвлекаться на другие дела не хочется, и это однозначный плюс романа.

Что же до основного действия, оно неожиданно для меня разворачивается через пару-тройку лет после затянувшейся въяве пандемии, и это меня почему-то изрядно удивило. Нет, понятно, что своего рода всамделишный апокалипсис нет-нет, а влияет на поиски вдохновения творческих людей (сам грешен, каюсь, тоже написал — ещё где-то с год назад — о пандемии XXII века, вдохновлённый нынешней), но, если так разобраться, стараются писать всё же о других каких-то биологических катастрофах, а популярные франшизы так и вовсе игнорируют любые сюжеты с участием вирусов. Хотя вообще-то правильно учесть событие, которое тянется вот уже второй год. Юрий Мори упомянуть его не постеснялся, и это правильно.

Настал черёд поговорить о героях. Сначала мы знакомимся, если так можно выразиться, с «ложным» протагонистом, но он оказывается нужен только для того, чтобы запустить весь сюжет. Дальнейшую его роль я нахожу достаточно непредсказуемой, следить за тем, что происходит с этим персонажем дальше, весьма любопытно.

Впрочем, наш настоящий главный герой — это Кирилл Ракунов. Молодой человек со спонтанными экстрасенсорными способностями и житейской тягой хорошо жить. Его мировоззрение простое, несколько критичное по отношению к окружающей действительности, но он ни на что особо и не претендует. Окружение же его весьма бедно на близких людей. Почему так вышло, нам, конечно, объясняют, и как-то грустно становится, что Кирилл мало с кем может быть по-настоящему самим собой.

Вот эта невозможность вести себя естественно сильно влияет на всю жизнь героя. Хоть «за кадром», хоть в самом сюжете. Персонаж, волей-неволей живущий как с чистого листа, даже когда у него есть работа, постоянная любовница и даже (пусть сумасшедшая, но родная же) мать, перед лицом неожиданных для него событий не столько пасует, сколько примеряет новую маску, но даже в этом новом амплуа он не изменяет главному: своим мыслям. Он искренний, живой, иногда чересчур прямолинейный, иногда проявляет небольшую хитрость, и всё это — в не самых, как мне кажется, свойственных для него обстоятельствах.

Может быть, поэтому мы приходим к пусть и не ужасному, но всё-таки отдающему лёгкой фальшью недостатку. Когда Кирилл встречает симпатичную «блогерку» Нани (эх, почему никто не употребляет сносно звучащее слово «блогесса»?), он сперва помышляет всего лишь о безобидной интрижке с ней, однако затем её роль постепенно увеличивается — как в жизни протагониста, так и в сюжете всего романа. Мотивация, конечно, у девушки прописана, но кажется недостаточной для её столь активных действий. А их взаимодействие с Кириллом как будто лишено нескольких важных ступенек, чтобы стать настолько сердечным, насколько оно показано.

Почему я называю этот недостаток всего лишь лёгкой фальшью? Если внимательно следить за сюжетом, данные придирки можно объяснить экстремальностью событий, в которые попадают персонажи. А поскольку плотность событий, как я уже заметил выше, достаточно высокая, то и медлить героям нельзя, потому что иначе всё бы пошло совсем по другому сценарию.

Где-то здесь я должен отметить, что, помимо центрального сюжета с Кириллом и Нани, есть ещё глобальный сюжет, связанный со спецслужбами. То есть перед нами не просто городское или героическое, если угодно, фэнтези, а более сложный набор жанров, приближённых к реальности: он включает и шпионаж, и элементы детектива, и кое-что от боевика. Скучать уж точно не приходится, потому что эта смесь взрывоопасна — в хорошем смысле. Некоторые детали меня оставили в мимолётном недоумении, но всё же это видение автора и, как ни крути, вымышленный мир, где произойти может всё, что угодно, а потому детали эти имеют право на существование.

Получился более чем бодрый, увлекательный роман с живыми, искренними героями, не хватающими звёзд с неба, но в необычных условиях готовыми проявить храбрость и стойкость. «Ментакль» определённо заслуживает внимания — и похвалы!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх