FantLab ru

Владимир Баканов «Альфа-1»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Альфа-1

Антология, год

Аннотация:

Данная антология представляет восемь рассказов известных американских фантастов.

В произведение входит:

  • Пора в ремонт / Into the Shop  [= Задержать, допросить, приговорить и казнить; Дела полицейские] (1964) // Автор: Рон Гуларт  
7.15 (109)
-
6 отз.
7.93 (583)
-
17 отз.
8.16 (323)
-
19 отз.
7.60 (226)
-
7 отз.
6.92 (164)
-
11 отз.
7.34 (134)
-
9 отз.
6.84 (80)
-
5 отз.
7.96 (406)
-
23 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Альфа-1
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первого взгляда на обложку и название этой книги невозможно правильно угадать, что ждёт внутри. «Космическая фантастика?» — робко предположил я и предсказуемо ошибся. Сразу же привлекает внимание личность составителя, в качестве которого указан известный переводчик В. Баканов. Несмотря на то, что Владимир перевёл лишь один рассказ из восьми имеющихся в наличии, за качество остальных можно не переживать, одно только имя И. Гуровой чего стоит. В связи с тем, что ни вступительной статьи ни послесловия в книге нет, суть концепции подбора рассказов мне пришлось постигать самостоятельно. Если вкратце, то антологию можно было назвать «Мир будущего: преступления и наказания», не так лаконично и загадочно, как «Альфа-1», конечно, зато сразу понятно, с чем нам придётся иметь дело.

Однако, речь пойдет не о фантастических детективах, а скорее о изменениях в системе правосудия, исполнения наказаний, оперативно-следственных мероприятий и о преступлениях, конечно же. Хотя часто вся эта криминальная тематика проходит фоном, и здесь мы подходим ко второму принципу отбора рассказов, уже не внешнему, но внутреннему. Составитель предлагает нам знакомство с самыми необычными, нестандартными рассказами, которые способны удивить или поразить читателя внезапными сюжетным поворотом, ударным финалом или же просто нетипичной манерой повествования. Каждая история содержит свою изюминку, рассказы, собранные Бакановым, не похожи друг на друга, но вместе создают причудливый калейдоскоп, а главное, что удалось достичь ощущения внутреннего единства антологии, и это немаловажно.

Не нужно быть продвинутым футурологом, чтобы предположить, что в будущем роботы если не вытеснят человека из всех сфер деятельности, то будут играть определяющее значение. В рассказе Р. Гуларта «Пора в ремонт» действие происходит в земной колонии на планете Барнум, главный герой — инспектор полиции, который шагу не может ступить без своего крим-фургона — машины с помощью которой можно не выходя из закусочной обнаружить, задержать, судить и приговорить опасного преступника. Удобно, спору нет, но кто может поручиться за то, что хитроумный искусственный интеллект всегда будет работать безотказно? Характерно, что даже замечая странности в поведении фургона герой не отказывается от его использования. Финал немного предсказуем, но последнее предложение просто шикарно, хороший пример ударной концовки.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят — справедливость этой истины стремится проверить космический пилот Джонни Безик из рассказа Р. Шекли «Стандартный кошмар». Планету Лорин можно запросто назвать утопией — высокий уровень технологий, отсутствие преступности и бедности, но всегда найдётся тот, кому и в раю покажется скучно. Землянин в данном случае выступает в роли возмутителя спокойствия, вступая в конфликт с местными законами, но как его остановить, если коренные жители Лорина издавна придерживаются принципа ненасилия? Финальный поворот, намекающий на то, что и против лома есть свои приемы, довольно остроумен.

Видимо, склонность к нарушению закона у человечества в крови, если даже в далёком будущем, если верить П. Андерсону, преступность не будет побеждена. Однако, технический прогресс открывает новые возможности для системы исполнения наказаний. Герой рассказа «Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным» за некий серьезный проступок отправлен из своего времени в середину XX века. На первый взгляд, суровым такое наказание не кажется — человек ко всему привыкает, а владея информацией и знаниями он может занять высокое положение в обществе и жить припеваючи, но вся изощренность замысла правоохранителей раскроется лишь в финале.

Пожалуй один из самых необычных рассказов, которые мне встречались, если не брать в расчет сюр и психодел, конечно, — это «Человек, который шёл домой» Дж. Типтри-мл. Оригинальный гибрид хронооперы и постапокалиптики, после глобальной катастрофы 1989 года общество было отброшено на примитивный уровень. Автор последовательно описывает изменения мира, поднимающегося с колен, перед нами проносятся десятки и сотни лет. Однако, это лишь одна из сюжетных линий. Вторая, наиболее эмоциональная, о чувствах и стремлениях того самого человека из заглавия рассказа. Читателю предстоит установить связь между двумя линиями сюжета, и когда вся картинка складывается в мозгу в единое целое, поражаешься изобретательности автора. Кстати, мотив проступка и наказания, растянутого во времени, здесь также прослеживается.

Данная антология стала уже 4-ым изданием, в котором мне встречается рассказ Д. Писерчиа «Наваждение», причем другие произведения этого автора мне неизвестны. Главный герой обнаруживает себя в помещении, похожем на тюремную камеру — как он здесь оказался, кто он на самом деле — этого мы не знаем. Вопросы, вопросы без ответов... Автор грамотно вводит читателя в заблуждение на всём протяжении рассказа, чтобы в конце поразить финальным откровением.

Главным фантдопущением полицейского детектива Л. Нивена «Весь миллиард путей» становится существование мультиверсума. Действие происходит в альтернативном Нью-Йорке жители которого открыли секрет перемещения в параллельные миры. Город захлестнула эпидемия преступлений и самоубийств, постепенно накапливая факты, главный герой начинает подозревать, что всё это как-то связано с перемещениями в альтернативные миры. Очень удачно у автор получилось художественными средствами передать бесчисленную вариативность каждого решения человека, особенно ярко это проявилось в финале рассказа, где нам открывается разгадка.

В очередной раз задуматься о смысле жизни читателю предлагает рассказ Р.А. Лафферти «Раз по разу». Свою идею автор раскрывает в виде философской притчи с явственным налётом сюрреализма. В небольшом провинциальном городке появляется странный незнакомец, который не знает меры в еде, выпивке, женщинах и драках. Однако, самое невероятное, что он утверждает, что помимо прочего ему доводилось умирать, причём неоднократно и по собственной воле. Рассказ мотивирует жить каждый день, как последний. Да, и если говорить о привязке к теме закона и порядка, то в рассказе фигурирует полицейский участок, а главные герои с удовольствием предаются хулиганству.

Завершает антологию «Время — предатель» А. Бестера, само начало рассказа уже нестандартно — высокооплачиваемый специалист, продающий Решения крупным компаниям, по неизвестной причине убивает всех по фамилии Крюгер. Вот первый, но далеко не последний крючок, цепляющий интерес читателя. Постепенно рассказ превращается в сентиментальную мелодраму, где определяющую роль начинают играть вопросы времени. Известно, что в одну реку нельзя войти дважды, но вдруг получится?

Жаль, что сборник получился таким коротким, только входишь во вкус, как перед тобой уже последний лист. В данном случае небольшой объем я склонен расценить как недостаток. Ещё одним минусом является несоответствие обложки и названия книги содержанию, сюда же — отсутствие вводной статьи и дополнительных материалов. В остальном же всё просто замечательно — качественный перевод, грамотный выбор рассказов, каждый из которых удивляет необычным финалом. Книга понравится тем, кто любит нестандартные сюжетные ходы, ждёт ударных концовок и готов воспринимать окружающую (не)реальность с широко открытыми глазами.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не удивляйтесь столь высокой оценке за данную антологию. Я всегда ставлю высокий балл тем сборникам где впервые напечатаны на русском языке произведения зарубежных фантастов. А здесь впервые один из лучших рассказов Шекли. Здорово. А так же несколько рассказов из журнала « Техника и наука». Согласитесь не у многих был этот журнал.

А так это обычное издание в мягкой обложке. Очень характерное для начала 90х. Очередная попытка срубить денег по легкому. Тираж 100 000 . Это говорит о многом. Но всё равно спасибо, в то время это было нормально и полезно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх