FantLab ru

Робин Хобб «Триумф»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
217
Моя оценка:
-

подробнее

Триумф

The Triumph

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Карфаген. Клетка. А в ней умирающий римский консул Маркус Регулус, и если он хоть на секунду ослабит свою хватку на прутьях решетки, то острые колья вопьются в его тело и довершат начатое карфагенцами. А со стороны за этой пыткой наблюдает его самый близкий друг – Флавий, и он должен принять самое тяжелое решение в его жизни. Что объединяет этих двух друзей, таких непохожих, с разными стремлениями и идеалами? Какие приключения и опасности выпали на их долю и какие дороги привели двух друзей к такому печальному концу?

Входит в:

— антологию «Воины», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2012 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Воины
2012 г.
Воины
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Warriors
2010 г.
(английский)
Warriors 3
2011 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв пишется непосредственно после прочтения, а потому возможны досадные *очепятки. Заранее благодарю за понимание.

И сразу, без долгих прелюдий перейдем к аннотации, которая сходу рисует нам место действия представленного рассказа: «Карфаген. Клетка. А в ней умирающий римский консул Маркус Регулус, и если он хоть на секунду ослабит свою хватку на прутьях решетки, то острые колья вопьются в его тело и довершат начатое карфагенцами. А со стороны за этой пыткой наблюдает его самый близкий друг – Флавий, и он должен принять самое тяжелое решение в его жизни. Что объединяет этих двух друзей, таких непохожих, с разными стремлениями и идеалами? Какие приключения и опасности выпали на их долю и какие дороги привели двух друзей к такому печальному концу?»

Итак, с аннотацией разобрались. Далее пройдемся по основным моментам рассказа без лишних вступлений. Скажу лишь, что ради избавления текста от ненужных ему негативных эмоций, буду краток и максимально лаконичен:

- Начинается все с избитого и униженного римского военачальника, который даже сидя в клетке, голый и с обрезанными веками (далее цитата) «по-прежнему выглядит могучим и гордым, как истинный римский воин». Даже с моей буйной фантазией тяжело представить, как морально раздавленный человек может выглядеть «могуче и гордо». Но автору, видимо, виднее...

- Далее следуя логике автора, можно сделать вывод, что римляне были просто сверхрасой. Не то что продажные спартанцы или слабые карфагеняне (далее цитата): «В конце концов, ведь не сами карфагеняне одолели консула Марка Регула — то сделал наемный полководец, некий Ксантипп, спартанец, который повел свои войска в бой не из любви к родине, а ради звонкой монеты. Карфагеняне наняли его, когда их собственный Гамилькар не оправдал надежд, которые на него возлагали»

- Большая часть представленного текста состоит из описания ощущений умирающего римлянина и выглядит это все следующим образом (далее цитата): «И этого было достаточно, чтобы шипы впились чуть глубже. Он затаил дыхание и стал ждать. Скоро они дойдут до какого-нибудь жизненно важного органа и он умрет. Но еще не сейчас. Нет еще. Еще не сейчас. Он крепче стиснул прутья клетки — или, по крайней мере, попытался их стиснуть. Его руки были прикованы выше сердца, и теперь они совсем онемели. Нет смысла цепляться за жизнь, когда тело уже разрушено. В нем столько всего было сломано, что Регул уже не взялся бы перечислить. Он не помнил, в какой момент внезапно осознал, что они не остановятся. Разумеется, он это знал еще до того, как все началось. Ему это обещали»

- Автор поражает неожиданными поворотами! Пока Регул сидел в плену, его тюремщики предложили просто «гениальный» договор, по условию которого (внимание!) они за «просто так» его отпускают, но Регул в обмен на свободу должен идти к своим и уговорить их сдать родной город. В случае неудачи — римлянин должен вернуться к своим мучителям и позволить палачам продолжить пытки. Итак, знатоки, внимание вопрос! Первое: зачем пытаться уломать своих на капитуляцию, если ты таки попал в неприступный город? И второе: если не получилось склонить своих к предательству, то тогда для чего тащиться обратно к врагу?

- Далее следует еще «немного» мучений главного героя. Автор отчего-то решил, что читать это будет очень увлекательно и ради объема решил растянуть эти «впечатляющие» моменты на всю книгу (далее цитата): «Но сейчас он приказывал своему телу не кричать, а оно не повиновалось. Оно кричало, кричало, как будто это могло каким-то образом помочь унять боль. Это не помогало. А потом, в какой-то решающий момент, когда они испортили столько частей его тела, что он потерял им счет, когда в нем на самом деле не осталось ничего целого, даже тело поняло, что он умрет»

- И чтобы вы осознали насколько их много и насколько они неуместны — еще немного мучений глав.героя (далее цитата): «Даже если под воротами прямо сейчас каким-то чудом появится римский легион, Марк все равно умрет. Его руки и ступни приобрели синюшный оттенок, говорящий о том, что кровь перестает струиться по жилам. В результате усилий палачей все его тело — лицо, грудь, бедра — было расчерчено потеками бурой запекшейся крови»

- Все это «великолепие авторской фантазии» время от времени разбавляется краткими флешбеками, где автор раз за разом превозносит главных героев над всеми остальными персонажами.

Вместо итога:

1. Ничего гениального/ прорывного/ выдающегося не замечено. С чего такому слабому произведению ставят такие высокие баллы? Непонятно.

2. Где там был представлен «образ настоящего воина»? И где нашли «психологически достоверные портреты героев». Неясно.

3. К чему была вся шумиха вокруг данного произведения? Покрыто густым мраком тайны.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет, когда Робин Хобб не нужно расписывать на полторы тысячи страниц страдания и стенания юного мимимишного наркомана, её творчество заметно... «полнеет», скажем так. Особенно в малой форме, где нужно чётко понимать, что ты хочешь от рассказа, и какими словами ты об этом расскажешь.

Воинская честь, слава... Триумф. Римляне, разбивавшие в мелких стычках италиков и галлов, всё-таки добрались до Карфагена. Чем это кончилось в первый раз мы помним. Консул Марк Атилий Регул дерзнул высадится на берегах Африки, и дал бой проклятым пуникам... И в итоге проиграл. Взятый в плен, он вернулся в Рим послом Карфагена, они пожелали договорится об обмене пленниками. Но сам же Регул отговорил Сенат это предложение, и, согласно клятве, вернулся в Карфаген, где был предан мучительной смерти.

Версий о гибели доблестного полководца античные авторы оставили великое множество, и Робин Хобб просто добавила ещё одну, ничуть не хуже других. Дело не в этом. Как и для Цицерона, и для Ливия, и полибия, Регул остаётся примером чести, отваги и стойкости, верности своему Городу и своим соотечественникам. Регул настоящий воин — и его триумф произошёл не на колеснице меж семи холмов, а в пыточной клетке, где он так и не преклонил колени, зверски замученный своими палачами.

Да, фигура Регула вызывала споры уже в античности, но не стоит забывать о том, что Робин Хобб хотела лишь показать нам образ настоящего воина — истинного сына своего Города, как он искренне считал, центра всей Ойкумены.

А Карфаген... Ceterum censeo Carthaginem delendam esse...(С)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смогу я написать полноценный отзыв на этот рассказ, совершенно не моя тема. Это как описать к примеру тасманского дьявола... ну животное, ну обитает в Тасмании, ну в мультике видела, на том все...). Рассказ тем не менее мне понравился, хотя это не находка автора, а простой пересказ одного из преданий, в который добавлены новые герои:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По преданию, подобных существ видели римские солдаты в III веке до н.э., во время Первой пунической войны. Из описания историков Тита Ливия, Элия Туберона и Сенеки известно, что в 255 году до н.э. римские легионы, вставшие лагерем на берегах реки Баграда (ныне Меджерда), встретили огромного змея, который не давал им набрать воды. Легионеры пробовали его убить многими способами, но потребовалось использовать баллисты и даже катапульты, заряженные тяжелыми камнями, чтобы покончить с ним. Его кожу привезли в Рим как трофей и выставляли напоказ в течение целого столетия. По ней можно было судить о поистине невероятных размерах змея: 120 римских футов, то есть 36 метров в длину!

Я не критикую автора, действительно тяжело придумать что-либо новое не только в музыке, но и в литературе, сама же я не целенаправленно нарыла эту инфу в инете, дабы указать на плагиат, а просто долгое время интересовалась историей Туниса и считаю во многом эту страну восхитительной, вот и вспомнилось когда-то где-то уже прочитанное и/или рассказанное.

Что касается истории, а не легенд, то Карфаген (город-государство) в описываемые в рассказе времена был совершенно прогрессивной, совершенно развитой и во многом менее кровожадной, чем Рим, Империей. Кроме того, Карфаген основанный амбициозными переселенцами ищущими свободы, новой жизни и богатства являлся во многом древнем прототипом некоторых нынешних «империй». Естественно Рим не мог потерпеть рядом такого соседа и возникшее в те времена крылатое выражение «Карфаген должен быть разрушен» как нельзя лучше отражает безапелляционный тон и настроение тогдашнего римского общества.

В общем как-то так... у меня получился небольшой экскурс в историю, а не рассуждения о самом прочитанном произведении.

В заключение отмечу, что я осталась довольна рекомендацией и не только потому, что пришлось вспомнить историю, но и потому что рассказ является частью антологии «Воины», в которой для себя я нашла еще пару-тройку любопытных рассказов

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Робин Хобб у меня как-то не задалось. В студенческие годы, когда я читал всё что угодно, подходящее под определение «fantasy и около него», брался я читать «Сагу о живых кораблях» в серии «Меч и магия». Не могу сказать, что мне не понравилось, но прочитав полтора толстенных тома и осознав, что до конца истории ещё два с половиной таких же...

Это я всё к чему? К тому, что пишет Хобб хорошо, но очень уж длинно. А вот короткий рассказ «Триумф» ей однозначно удался! В нём есть именно то, за что любят и ценят Хобб — психологически достоверные портреты героев. В центре повествования — пленённый карфагенянами и умирающий в клетке римский консул Марк Атилий Регул. Фигура достаточно известная, по крайней мере для тех, кто интересуется историей вообще и историей Древнего Рима в частности. Не стану пересказывать биографию Регула — желающие могут обратиться хотя бы к той же Википедии — скажу лишь, что стремления, мечты и поступки его получились у Хобб весьма убедительными. Как и второго главного героя — друга детства и соратника Регула, простого воина Флавия, также проведшего в плену у карфагенян несколько лет. Ещё больше понравилось, как точными штрихами нарисовала автор само устройство тогдашней молодой Римской республики, когда даже самые прославленные триумфаторы были прежде всего землевладельцами, а войска набирались на общих смотрах. Ну и совсем уж шикарным получилась история о клятвах, которые были даны главными героями и которые обоим удалось исполнить. Вот только какой ценой...

Одним словом — шикарный рассказ. Рекомендую. Вот если бы Хобб писала больше повестей и рассказов — цены б ей не было!

P.S. Необходимо предупредить: никакой «альтернативной истории» в рассказе нет и в помине — рассказ точно следует историческим событиям. Появление же в тексте фантастического элемента — не более чем римская легенда, известная по многим источникам. Цитирую по: Штолль Г. В. «История Древнего Рима в биографиях» (Пер. с нем. Я. Г. Гуревича):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во время этой зимней стоянки с римским войском, как рассказывают, произошло странное приключение. Однажды солдаты, отправившиеся по воду к реке Баградасу, прибежали обратно в лагерь в неописуемом страхе и рассказали, что какая-то огромная змея вдруг кинулась на них из воды и поглотила многих их товарищей. Консул не замедлил лично отправиться с несколькими конными эскадронами на место происшествия, чтобы убедиться в справедливости донесения. Чудовище действительно оказалось на берегу, и они спаслись от него только благодаря быстроте своих коней. На следующий день консул выступил против исполинской змеи со всем своим войском; но лошади всадников падали от одного ее вида, а стрелы пехоты отскакивали от непробиваемой чешуи и только немногие из них наносили легкие раны в более мягких местах. Чудовище с яростным шипением кинулось в ряды войска и обратило их в бегство. Через несколько дней армия снова пошла на него с баллистами и катапультами, и только теперь ей удалось разрубить голову и спину толстыми как бревна копьями и огромными камнями. Длина змеи оказалась 120 футов (35,5 м).

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое знакомство с автором. До этого у Хобб ничего читать не приходилось. Рассказ хорош, очень понравился. Сама история была интересна — непобедимые римляне потерпели поражение от кучки варваров. Моих познаний в истории на верность/фантастичность этого допущения явно недостаточно. Поэтому принимаю события данного рассказа как настоящая фантастика/фэнтези. И мне здесь всего хватило, в том числе и ящера, напавшего на римское войско. То, что это был дракон, до меня во время чтения так и не дошло. В меру жестко, и оправдывает серию ЧФ.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, как побежденный одержит верх над победителями, как великий позор превращается в еще более великую победу, как прижизненное унижение становится посмертной славой в веках...

Вопреки результатам всенародного голосования в жанровом классификаторе этот рассказ не относится к жанру альтернативной истории ни малейшим образом...

А как же колоссальная змея? Как же эти сто с лишним футов зубастой плоти, вселявшие страх и трепет в сердца мужественных римских легионеров? Допустим, что это такой же элемент фантастики, который использовал Симмонс, вставив зловещее чудище из эскимосских легенд в историю вполне реальной экспедиции Франклина и Крозье...

Но несколько минут, проведенных в поисках информации, убеждают в том, что Робин Хобб выдумыванием гигантских змей и втискиванием их в канву исторических событий не занималась. Она просто позаимствовала рассказ про жуткую рептилию у древних авторов...

И хватит уже рассуждать о чешуйчатых гадах, ибо не они воплощают суть всего того, ради чего был написан «Триумф». Не триумф полководца, с победой возвращающегося в родной город под гром оваций празднично одетого плебса, чтобы посвятить свою победу богам. А триумф корчащегося от боли узника, подвергнутого мучительным истязаниям, подвешенного в клетке на посмешище и поругание, истекающего кровью и источающего боль...

Марку Атилию Регулу не суждено въехать в Рим на колеснице в сопровождении легионеров, ведущих пленников и влекущих за собой груды сокровищ. Его окровавленный труп вытащат из клетки, бросят на съедение собакам и воронам, оставив без погребения. Но его кровь будет завещанием великой и ужасной мести...

Карфаген должен быть разрушен. И Карфаген будет разрушен. И тень Регула будет довольна, витая над развалинами некогда великого и могущественного города, обрекшего его на мучения и смерть....

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, если рассматривать рассказ, как стилизацию под историю и подвиги древних римлян, то он удачен. Правильно передан дух эпохи, да и герои показательны.

Но, говоря, о впечатлениях вцелом — то это рассказ ради рассказа. Автору и писать-то нечего: всё сказано уже в первых абзацах, концовка предрешена, приключения персонажей очень предсказуемы и очевидны с начальних строчек. Разве что понравится тем, кто любит как-бы купаться в ауре повествования, читать ради самого процесса. Но я всё же считаю, что главная цель литературы — суметь «зацепить». А тут «крючков» то и нет вовсе.

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Консул Маркус Регулус всю свою жизнь мечтал о триумфе: проехать на колеснице, запряженной белыми конями, по улицам Рима. Чтобы развивалась пурпурная мантия, а ликующая толпа передавала из уст в уста рассказы о его подвигах, о славных победах над извечным врагом — Карфагеном.

Но мечте не суждено было сбыться: вместо великолепной колесницы — клетка для умирающего пленника, вместо пурпурной мантии — кровавый пот, вместо ликующих соотечественников — толпа, жадно ловящая невольные стоны и наслаждающаяся страданиями ненавистного римлянина. И только одни глаза следят с пониманием и состраданием — глаза давнего друга и боевого товарища Флавия – беглого раба, вынужденного молча наблюдать за страданиями товарища и командира.

Хороший рассказ, умело сочетающий исторические события и фантазию. В нем все оказалось сбалансировано: исторические факты, отправляющие к Пуническим войнам, драматическая история консула и его друга-солдата и любимая Хобб тема про драконов. Вместе все выглядит так достоверно, что невольно веришь в происходящее. При этом все подано исключительно лаконично, без лишней сентиментальности и пространственных описаний. И все это значительно подняло творчество Хобб в моих глазах. Смогла автор показать, что может писать не только длинные и слезливые саги, а мастерски владеет словом и разнообразными литературными приемами.

А что до триумфа, то он все же состоялся. И не только для Маркуса Регулуса, который смог подняться над своими врагами, но и его друга Флавия, который поборол свои страхи и невзгоды. Такая особенная победа не только над врагами, но и своими слабостями, над самой судьбой — настоящий Триумф Человека.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И опять почти строго исторический рассказ! Это очень радует. Так, как повествование о довольно давних временах, Первой Пунической Войне, о которой сохранилось не так уж много сведений, то все мелкие неточности, вроде обстоятельств смерти Регулуса, не относят рассказ к жанру «альтернативной истории». Вообще не понял, почему его отнесли в этот раздел. Гигантская змея приносит скорее элемент легендарности, а не альтернативной истории.

Описывается история героя Первой войны с Карфагеном — Маркуса Регулуса. После войны в Сицилии он возглавил дерзкую атаку на Карфаген на его собственной территории. После нескольких блестящих побед, из-за отзыва половины войска обратно в Италию, Регулус был разбит. Последующие события, минимум на половину гипотетические и мало чем подтверждённые, и описываются в «Триумфе».

Точно описаны нравы римлян, образ их мышления. Два главных героя — «типичные» для того времени римляне. Через их мысли и историю неплохо передано мировоззрение граждан Рима, с их патриотизмом, воинственностью и жаждой славы. И Регулус, и Флавий, получают свой триумф, хоть и украшенный иронией судьбы. Регулус умирает несломленным, как истинный потомок Ромула, Флафий же исполнил свой последний долг друга и продолжил идти своим путём, лишившись влияния товарища и очистив совесть.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третий рассказ из антологии «Воины» оказался на голову выше двух предыдущих, почти значительно превосходя их. Ранее из творчества Робина Хобба я пятилетней давностью прочитал «Миссию Шута», но роман не пришелся мне так по вкусу, как это рассказ. Произведение для антологии у Хобб получилось шикарное, не скучное, яркое и очень хорошо выписанное.

Действие просходит в альтернативном прошлом где римляне идут с войной на Карфаген, и по дороге встречаются с настоящим речным монстром. Два друга, находящихся на разных социальных ступенях. История завораживает, то перенося нас в клетку к Регулусу, то к блуждающему Флавию, и основная часть происходит до поражения. Там и развивается стремительно действие. Мы наблюдаем мощную картину выживания против живой мощи неизвестной природы для римской армии, и все это действительно накалено и выковано до предела в экстремальных особо условиях. Автор по своему обыкновению очень хорошо расписал психологичность героев и действий, из за чего все более живое и кажется оттого более хрупким и человечным. Учитывая с каким профессионализмом и любовью это Хобб описывает, то от рассказа получаешь двойное удовольствие. Да и уложилась она вполне в рамки короткого жанра, передав все что возможно максимально в нужных дозах все составляющие хорошего произведения.

Пожалуй рассказ получился очень хорошим и живым, в персонажей веришь, впрочем как и вовсе происходящее, кажется словно все это уже где-то происходило. Рассказ о настоящих воинах, погибших, сражающихся, мертвых и даже близких к смерти. А еще он о дружбе и что такое дружба и чего она стоит, о том как один друг спас другого от терзаний. Грустный и в тоже время мощный рассказ от одного из ведущих авторов фэнтези за рубежом, и это только радует.

Отличное, почти шикарное произведение в антологии Мартина и Дозуа «Воины», достойное высших похвал.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же я соскучился по Хобб. После длительной разлуки, наконец-то мы встретились. Конечно, несколько настораживал тот факт, что рассказ довольно маленький по объему, так как я привык читать у нее длинные(очень длинные) романы. Но в итоге оказалось, зря сомневался. Вышло на ура. Мир достаточно проработан для столь малого произведения да и герои получились живыми и яркими. Плюс мы очень много узнаем о жизни и устремлениях двух соратников. Да, Хобб все та же. Даже в случае с драконьим зубом, она заставила меня поволноваться, в том смысле что я задавался вопросом — а откуда он вообще взялся? И этим, и не только этим, она заставляла меня читать до конца. Теперь хотелось бы обратить внимание на название рассказа. Мне кажется, слово триумф тут надо толковать в двух смыслах. 1. Триумф — как неудавшаяся компания по завоеванию Карфагена. Как символ проигранной битвы и несбывшихся надежд. 2. Триумф — как знак того, что карфагенянам не удалось сломить дух одного, а скорее всего и второго главного героя. В некотором роде, они вышли победителями из ситуации, в которой невозможно победить. Оценка 10.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От Хобб можно было бы ожидать рассказа об одном из ее миров, как это было например в Легендах2, где ее расказ был прелюдией к «Живым кораблям». Однако это не так, действие «Триумфа» происходит на Земле в альтернативном прошлом во Первой Пунической Войны. Рассказывается же там о войне, о дружбе, о людях в экстремальных ситуациях и в ситуациях далеко за пределами экстремальных. О жизни и смерти. По жанру рассказ мог бы быть отнесен к альтернативной истории, но присуствие там фантастического животного делает его все же скорее фэнтази. Впрочем это совершенно неважно.

P.S. Да, в основу рассказа положена римская легенда, которая скорее всего не соответствует действительности, а герой рассказа умер в плену своей собственной смертью.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх