fantlab ru

Джон Уиндем «Кукушки Мидвича»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
1036
Моя оценка:
-

подробнее

Кукушки Мидвича

The Midwich Cuckoos

Другие названия: Мидвические кукушки; Мидвичские кукушки; Кукушата Мидвича; Золотоглазые

Роман, год; цикл «Midwich»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

Действие романа происходит в маленькой британской деревушке под названием Мидвич. Это был самый обычный поселок, каких сотни и тысячи, там веками не происходило ровным счетом ничего, но однажды все изменилось, после того как один осенний день странным образом выпал из жизни Мидвича (все находившиеся в деревне и поблизости от нее этот день просто проспали)...

© Nog

Входит в:

— цикл «Midwich»

— антологию «Обряд перехода», 1993 г.

— антологию «Планета в подарок», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Экранизации:

«Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1960, Великобритания, реж: Вульф Рилла

«Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1995, США, реж: Джон Карпентер

«Кукушки Мидвича» / «The Midwich Cuckoos» 2022, Великобритания, реж: Дженнифер Перротт, Боркур Сигторссон, Элис Тротон



Похожие произведения:

 

 


Мир ведьм. Остров Мертвых. Мидвические кукушки
1992 г.
Обряд перехода
1993 г.
Планета в подарок
1993 г.
Золотоглазые
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 1
1995 г.
Выживание
1996 г.
День триффидов
2002 г.
День триффидов
2009 г.
Кукушата Мидвича
2017 г.
Кукушата Мидвича. Чокки. Рассказы
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Кукушки Мидвича
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Midwich Cuckoos
1957 г.
(английский)
I figli dell'invasione
1981 г.
(итальянский)
Käenpojat
1988 г.
(финский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джон Уиндем — новый для меня автор, и начать знакомство я решила с самого знаменитого его романа. Маленький английский городок, непонятная напасть, постигшая жителей — на целые сутки Мидвич оказался под куполом беспробудного сна, — единовременная беременность всех фертильных женщин и вишенкой на торте рождение абсолютно одинаковых детей. Завязка потрясающая, но с исполнением не всё так гладко.

Что мне не очень понравилось, так это некоторая занудность стиля автора. Книга маленькая, но читала я её очень долго, буквально по главе в день. Повествование достаточно часто провисает, из-за чего внимание просто отключается и книгу приходится откладывать. Язык достаточно сухой, сам текст наводнён именами безликих персонажей, которых просто невозможно запомнить — настолько они никакие. Даже рассказчик — персонаж достаточно пустой. Единственным по-настоящему интересным героем является старик Зиллейби с его живым интересом к Детям и своеобразно выстроенными отношениями с ними. Мне было бы интереснее больше узнать о нём и о том, как в бытовых условиях происходит взаимодействие с Детьми, однако автору интересно было другое, и Дети, по-сути, практически всё время оставались где-то на периферии, начав немного раскрываться лишь ближе к финалу.

Конечно, не обошлось без клюквы — нельзя было в те времена не потыкать палкой в Советский Союз. Но клюква в книге приемлемая, мне даже понравилась нижеприведённая цитата — так один из персонажей описывал СССР и то, что они сделали со своим аналогом Мидвича:

В России ведь человек существует лишь для службы государству. Стоит ему поставить себя выше интересов государства — он уже предатель.

Есть в книге и некий налёт... наивной театральности, что ли. Весь сюжет подан как рассказ очевидца, который собрал воедино, в связный текст, все попавшие ему в руки свидетельства, рассказы других очевидцев, диалоги и так далее, но при этом атмосфера несколько не соответствует. Как будто автор хотел просто поговорить на вечные темы, а чтобы это кто-то прочёл, решил обернуть текст в историю о пришельцах. Несмотря на это, в книге много сложных философских вопросов, много неоднозначных дилемм, над которыми автор предлагает читателю поразмышлять, много авторских рассуждений, вложенных в уста персонажам (иногда чрезмерно много).

Что автору удалось на славу, так это атмосфера и проработка социальной стороны конфликта. Самый натуральный саспенс — когда чувствуешь нагнетание конфликта, понимаешь, что вот-вот должно рвануть, но ещё не знаешь, как, когда и откуда. То, как по-разному люди относились к Детям, также подано прекрасно: женщины, которые в ужасе бежали от неведомых зверушек, порождённых их утробой, и женщины, которые до последнего видели в них собственных детей, отказываясь признавать очевидное, мужчины, которые Детей просто терпели, тот же Зиллейби с его научным интересом. Автор затронул и тему выбора между меньшим злом — убийство Детей и подспудные жертвы среди мирного населения — и благополучием всего вида, тему перебрасывания друг на друга ответственности, тему гипотетических конфликтов двух цивилизаций, тему превосходства коллективного разума над индивидуальным, и многое другое. Правда, рассуждения об эволюции и о недостающих звеньях проверки временем не выдерживают — они сильно устарели за столько-то лет

Все те, кто кидаются в автора претензиями о поголовном решении женщин сохранить беременность, забывают (или не знают) о годе написания книги. 1957г. — время, когда материнство ещё считалось священным и единственным долгом любой женщины (автор сам это подчёркивает), время, когда религия владела умами людей, а также время, когда аборт был опасной процедурой и имел множество массу последствий. Само собой, любой женщине, выросшей в условии подобных догматов, проще поверить в то, что её беременность — божий дар, а не происки Дьявола и уж тем более не инопланетное вторжение. Кроме того, автор не сгрёб под одну гребёнку всех женщин и продемонстрировал, что были те, кому дети на фиг не сдались — родили, бросили и как можно скорее уехали прочь. Всё в рамках здравого смысла. И даже попытки избавиться от беременности автор вскользь, но упомянул. Читать надо внимательно.

Финал достоин отдельной похвалы. Очень печальный, но логично проистекающий из текста и правильный с точки зрения сюжета. Девять из десяти леденцов. Потрясающая задумка, не утратившая оригинальности и по сей день, множество затронутых тем, но при этом подано всё местами пресно и скучно. Форму автор не докрутил.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень английский роман певца «концов света». Фантастика? Ну наверное да, хотя фантастичного тут гораздо меньше, чем в других книгах Уиндема. Ксенофобия и проблема отцов и детей тщательно перемешаны, приправлены небольшим количеством «чего-то инопланетного» — и вот перед нами одно из известнейших классических произведений НФ. :)

Однажды в тихой пасторальной английской провинции произошло ЧП — одна из деревушек странным образом оказалась отрезана от всего мира на целый день. Жители этот день благополучно проспали, а когда купол исчез и все проснулись, то не сразу, но довольно быстро оказалось, что им кое что (а вернее кое кого) подкинули. И что же теперь с этим всем делать?

Автор благоразумно дистанцируется от конфликта жителей деревеньки и «кукушат», я тут, дескать, мимо проходил и меня самого не зацепило, так что рассказчик — это только рассказчик, да, испытывающий какие-то эмоции, но, тем не менее, избавленный от сомнительного удовольствия делать какой-то выбор и нести за что-то ответственность. Что делать, когда рядом с вами живут вроде бы такие же, чем-то даже родные вам люди, которые, однако, настолько отличаются от вас, что представляются новым биологическим видом? Всегда ли «чужое» чуждо и враждебно? Вопросы вечны как мир и, наверное, никогда (увы) не устареют.

Отдельно хочется сказать о форме подачи — это рассказ местного жителя — очевидца, так что параллельным измерением книги можно считать погружение в английскую провинцию, слегка сонную и незыблемую в своей патриархальности. Всё очень размеренно и неспешно, всё рассудительно и основательно. Бесконечные длинные диалоги местами нагоняют зевоту, но чего не отнять — книга даёт сильный эффект присутствия.

Слегка затянутая, практически лишённая действия, но вечно актуальная социально-психологическая драма под маской фантастики.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что вы просыпаетесь и узнаете, что из вашей жизни пропали одни сутки, то есть вы ничего не помните, что с вами в тот день происходило. И такое случилось не с вами одними, а со всеми жителями деревни. А еще представьте, что вскоре выясняется, что все способные к деторождению женщины деревни беременны, и забеременели они в тот самый Потерянный день, но совершенно не помнят, как это произошло. И теперь представьте, что через положенные девять месяцев появляются на свет дети — ничем не отличающиеся от всех других детей, но только со странными золотистыми глазами.

В общем-то, уже страшновато, правда? А дальше события принимают еще более пугающий оборот. Выясняется что эти Дети (с большой буквы) растут намного быстрее обычных, что они могут заставлять непонятным образом своих матерей, да и всех жителей деревни делать то, что им нужно. И по прошествии нескольких лет возникает противостояние: Дети против жителей деревни, а если взглянуть чуть шире: Дети против всего человечества. Потому что Дети представляют собой новый вид (автор так и не объясняет, откуда они появились. Есть только смутные намеки на какой-то таинственный летательный аппарат, но нельзя быть уверенным, что мы имеем здесь дело с космическими пришельцами, и «Кукушки...» это очередной роман о Контакте), который (и сами Дети об этом прямо говорят) со временем вытеснит человечество с планеты Земля, если только... Детей не уничтожить.

И вот сталкиваются две точки зрения на решение проблемы: отнестись к Детям с пониманием и сочувствием (даже несмотря на то, что в ходе разразившегося кризиса Дети при помощи своего загадочного психического воздействия — сродни телепатии, только мощнее и страшнее, — убивают несколько человек) или же уничтожить. Сторонников первой точки зрения совсем немного: несколько суррогатных матерей да местная знаменитость, писатель Зиллейби. А вот среди тех, кто считает необходимым уничтожить представителей чужого вида, оказывается даже местный викарий, который убедительно доказывает, что заповедь «не убий» касается людей, а Дети — не люди.

Не обошлось, конечно, без русских. Как выясняется, аналогичные случаи имели место в разных уголках Земли, и в Советском Союзе власти поступили жестко и решительно: уничтожили тактическим ядерным оружием весь городок вместе с обычными людьми. Тут еще необходимо отметить, что просто так справиться с Детьми невозможно, ибо любую агрессию, направленную против них, они обращают, еще и многократно усиленную, против своих обидчиков, поэтому в борьбе с ними возможны только очень серьезные меры. Местные гуманисты клянут «русских варваров» за такое жестокое решение проблемы и слабовольно надеются, что здесь все как-нибудь само «рассосется». Да, есть еще и полковник военной разведки, который на протяжении нескольких лет наблюдает за происходящим в Мидвиче, никак, однако, не вмешиваясь. Интерес военных понятен, непонятна только роль этого полковника.

Финал романа выглядит достаточно неожиданным. Я ожидал какой-то «гуманной» развязки, присущей «цивилизованному» Западу, но главный гуманист, интеллигент Зиллейби, решает проблему как раз в духе «русских варваров» — хотя Уиндэм об этом и умалчивает, ясно, что среди жертв оказались не только Дети. И надо сказать, что других вариантов в борьбе за выживание на планете Земля просто быть не может.

Очень сильное произведение. Читал почти сразу после «Дня триффидов», и «Кукушки...», конечно, намного сильнее. И если в «Дне триффидов» финал оставляет надежду на возвращение к обычной жизни после свершившегося «конца света», то здесь, несмотря на вроде бы благополучную концовку, будущее не кажется таким радужным. Ведь остались Дети на других континентах, и потом никто не может гарантировать, что их пришествие не повторится.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это просто классическая фантастика на века, которую читали, читают и будут читать всегда, ибо вопросы, которые она поднимает всегда будут волновать человечество. И первый самый важный: согласится ли человечество превратится в вымирающее меньшинство? В остальном — великолепная фантастическая идея, превосходный сюжет, очень читабельный текст. А потому я считаю и считал всегда, что обсуждать и осуждать шедевры можно, но так ли уж это нужно. Их нужно читать неоднократно и просто получать удовольствие, так как каждое прочтение что-то добавляет в тебя новое, ранее непонятое.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

C использованием материалов заметки для Medium (https://bit.ly/3LFu8My).

Рэю Брэдбери принадлежит весьма популярное, особенно в русских переводах, и набившее оскомину из-за обычно сопутствующего технофобского контекста высказывание: “Мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем”. Оно бы вполне органично смотрелось в уиндэмовском “уютном апокалипсисе” Мидвича, на знаменах толпы жителей поселка, идущих громить ферму с золотоглазыми детьми-кукушатами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самопожертвование Зеллаби
позволило “эпическим виннипухам” выиграть у Будущего первый сет, но вряд ли весь матч: стоит вспомнить, что именно в Англии, на Уимблдонском турнире Большого Шлема, состоялась самая длинная игра в истории тенниса.

Однако вторжение Новой Волны обезвредить

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
простым самоподрывом
не удалось: отпечаток в жанре она оставила очень прочный, как бы сами ее авторы потом ни тщились дистанцироваться от лучших своих произведений. В «Мидвичских кукушатах» Джона Уиндэма, удивительно надежном регистраторе сейсмических толчков НФ накануне прилива НВ, инопланетяне наведываются в скучную английскую деревню и учреждают там своеобразное посольство, оставив после себя имплантированные в чрева человеческих матерей зародыши. Эти последние достаточно сходны с людьми, но растут небывало быстро и вскорости начинают проявлять экстраординарные ментальные таланты, сопряжённые с жестокостью — ах, как легко увидеть в них пушечное мясо крестового похода молодых бумеров против послевоенного конформизма в обществе и НФ, увенчавшегося (не в этом порядке возрастания значимости) сексуальной революцией, высадкой человека на Луну, свержением генерала де Голля, Уотергейтским скандалом и отменой призывной армии в США. В своей истории молодёжной революции, «Осторожно, дети!» (Watch Out Kids), Мик Фаррен описывает этот раскол с привлекательным цинизмом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В начале пятидесятых стал эволюционировать новый стиль жизни; прежде человечество без особых комментариев переходило от детской жизни ко взрослой: ребёнок натягивал длинные штаны, шёл на фабрику следом за своим родителем, а там его пожизненно пристёгивали к месту.

Новый экземпляр продукции системы.

Вплоть до послевоенного бума это всех устраивало, а потом на Мэдисон-авеню поняли, что возрастная группа от четырнадцати до двадцати одного наделена значительным потребительским потенциалом, не исключая предметов роскоши.

Гордон Зеллаби, персонаж, наблюдающий за взрослением и послевоенных тинейджеров, и Мидвичских Кукушек, отмечает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возникает довольно интересная моральная дилемма. С одной стороны, наш долг перед нашим биологическим видом и культурой — уничтожить Детей, поскольку ясно, что, если мы этого не сделаем, они завладеют миром, и их культура, какой бы она ни оказалась, полностью вытеснит нашу. С другой стороны, именно наша культура не позволяет нам безжалостно уничтожить безоружное меньшинство, не говоря уже о практических препятствиях, возникающих на этом пути… Начинаешь тосковать по простым уэллсовским марсианам…

Дети представляют расу, чей чрезвычайно сильный императив выживания становится угрозой человечеству. Зеллаби же вверяет себя импульсу, оставшемуся для Детей незнакомым:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершает героическое самопожертвование.
Он, по словам Колина Гринлэнда, «извлекает припрятанный в рукаве козырь, взывает к сильным сторонам находящейся под угрозой цивилизации и тем спасает её».

«Поначалу молодёжь лишь давала свою оценку продукции экономики богатого общества, затем начала её узурпировать, исследуя новую технологию и подчиняя её себе. Битлы и Боб Дилан поставили себе на службу поп-индустрию, артикулируя и усиливая тревоги сегмента человечества, прежде лишённого даже когерентной идентичности, не говоря уж про международное представительство», констатирует Гринлэнд.

Спустя без малого полвека тенденции, с ехидной беспристрастностью задокументированные Фарреном и Гринлэндом, напомнили о себе на новом витке истории мира, геронтократы которого не жалеют сил и средств, чтобы оседлать поднимающуюся волну. Бэби-бумерам под 70-80, они в сравнительно хорошей физической форме (но не умственной, как это легко понять по речам президентов США и России, производящих зачастую навязчивое впечатление беглецов из психушки), подготовлены к защите от вторжения лучше генерала де Голля, Эйзенхауэра и Никсона, в их распоряжении имеется вакцина против футурошока — ее не запрещают, как гашиш и ЛСД, а рекомендуют к употреблению, и в англосферном фэндоме организованной оппозиции днем под красным квазарным фонарем не сыскать.

А ведь ее явление предсказывалось, но, в отличие от уиндэмовского, прогноз тот оказался неверным в одной ключевой детали. И нет, эта деталь — не острый дефицит энергоносителей вследствие “озеленения” энергетики и не радостный косплей Холодной, но в целом мирной войны, убежища на случай которой уже расконсервированы под дизайнерскими газонами. Эпические виннипухи британской глубинки, правда, уже пять лет как изгнаны из ЕС после референдума о Сублимации Королевства; не найти им приюта и в Китае.

Не могу сказать, что меня это печалит: еще после просмотра карпентеровской «Деревни проклятых» мне стали куда ближе Дети, а поступок Зеллаби/Чаффи всегда казался омерзительным.

К слову, издание «Мидвичских кукушат» 1983 года, кажется, пострадало от другой уиндэмовской находки — хроноклазма, и демонстрирует деплатформинг Трампа тиктокерами в ходе пламенных, но в целом мирных протестов:

https://miro.medium.com/proxy/0*U_gbdRJrJgSc6CXk.jpg

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В каждом маленьком ребёнке —

и мальчишке, и девчонке —

есть по двести грамм взрывчатки

или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,

всё хватать, ногами дрыгать,

а иначе он взорвётся —

трах-бабах! — и нет его.»

Фантастический романчик о том, как в аглицкой деревушке Мидвич сначала спустился неопознанный летающий объект, вырубив всю деревню на сутки, а потом произошло массовое непорочное зачатие. Детишки родились золотоглазые, немного тщедушные и не имеющие со своими роженицами абсолютно ничего общего, и таки почти сразу же стала воля их на земле как на небе (зачёркнуто). Выяснилось, что здоровой гордости жителей деревни, и без того взявших на себя слишком многое, это очень мешает. Действительно, что это за навзничь, когда ребёнок ещё в пелёнки завёрнут, а уже может внушить мамке, чтобы она никуда не вздумала уезжать из деревни?.. Дальше — больше, и вот уже после немалых ч е л о в е ч е с к и х жертв деревенские откровенно на панике. Против детишек бессилен даже английский Уголовный Кодекс, тогда как они уже в возрасте девяти лет не скрывают, что им с людьми на этой планетке не ужиться и кто-то должен освободить территорию, чтобы другой жил спокойно (не зря же Кукушата)...

Развязка для меня была довольно непредсказуемая — местечковый философ, преподававший в спецшколе для этих вот деточек, скосплеил Самсона на свой манер и разрешил проблему, привезя в школу Чорный Чемодан с бомбуэ, который детишки с весёлым улюлюканьем внесли в здание... (кстати, это едва ли не единственный описанный случай, когда так называемый колумбайн устроил преподаватель.)

Я человек ну очень простой — ни Ницшев, ни кого-то другого (ещё) не читала, поэтому скажу просто: проблема вагонетки (видимо, любимая проблема Уиндема) раскрыта максимально всесторонне. Даже яжмамка встретилась, которая со слезами пыталась вымолить для онижДетей право на жизнь, аж пот холодный прошиб, а Анджей Сапковский и Жора Эскобар нервно расплакались в уголке, но дальше этого дело не пошло и детишек при первом же удобном случае помножили на ноль...

Что ещё ясно из романа:

- тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего

- в самом большом по площади государстве мира люди существуют для того, чтобы подчиняться властям. Именно по этой причине там долго не думали, когда приключился аналогичный случай, и просто сровняли с землёй весь населённый пункт, в котором произошла аномалия, вместе с его жителями (как же жалели некоторые жители Мидвича, узнав об этом...) Впрочем, порция ехидства у сэра Джона нашлась и для английских властей. Они-де слишком уж много воли дают всем и каждому. Особенно вот таким Деточкам. («Видимо, Оруэлл и Бёрджесс жили в какой-то другой Англии.»)

- психологии мужчины и женщины крайне разнятся, что ни говори, и это может использовать кто угодно. Хотя, конечно, когда целая деревушка косплеит Розмари — это дикость какая-то.

- «с волками жить — по-волчьи выть» (последние слова из предсмертной записки философа-смертника)

- очень интересны отношения Уиндема с религией, в которых он лавирует от набожности до полного неприятия

- принимать свою судьбу с высоко поднятой головой можно и нужно

- много чего ещё.

Композиционно Джон очень долго запрягал... чтобы потом рвануть с места. Серьёзно, первая часть романа написана сплошным чудовищным канцеляритом — её придётся перетерпеть. А уж во второй будет всё — и неплохая философия, и столкновение взглядов, и решение судеб всего мира, доверенное единственному человеку, которому детишки «доверяли»...

Хоть и не самая хорошая книга у Уиндема («Куколки» для меня пока что вне конкуренции), но прочтения и высокой оценки, определённо, стоит.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

01.02.2024. Кукушата Мидвича. Джон Уиндем. 1957 год.

Небольшая английская деревушка Мидвич тиха и безмятежна. Здесь почти никогда ничего не происходит. Местные обитатели, живущие здесь уже ни одно поколение, неторопливы и спокойны. Все меняется после того, как все жителе деревни и окрестностей погружаются в сон ровно на один день, а спустя какое-то время все женщины детородного возраста оказываются беременными.

Второе раз мне попадается произведение Уиндема и второй раз на страницах книги этого автора сталкиваюсь с вторжением чего-то чуждого.

В романе есть очень большой плюс – это сюжет. История сама по себе интересна и увлекательна, но она еще и неплохо дополнена социальными проблемами и философскими раздумьями.

Много хуже обстоят дела с текстом. Повествование в книге ведется от лица Ричарда Гейфорда очевидца и участника событий и поэтому ожидаешь некой живости и вовлеченности персонажа. Но такого нет. Текст очень сухой и немного нудный, складывается ощущение что читаешь лабораторный журнал, а не художественное произведение. Голые факты и немного рассуждений, ни особых эмоций от происходящего, ни описания персонажей. А описания как раз не хватает. Имен действующих лиц упоминается большое количество, но из-за скудного представления их читателю, они сливаются в аморфную массу жителей Мидвича.

В целом же книга написана в духи классической фантастики и можно порекомендовать ее любителям данного жанра.

7 из 10.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чете Гейфордов из деревушки Мидвич несказанно повезло. Ричард Гейфорд родился вовремя, а потому во время странных событий в деревне, он вместе с супругой оказался достаточно далеко от эпицентра событий — в соседнем городке. Остальные обитатели, а главное обитательницы, Мидвича такой удачливостью не обладали, нечто загадочное лишило их сознания, взамен наградив в положенный срок детишками, да не простыми, а златоглазыми.

Во-первых, обращает на себя внимание то, как это написано — с лёгким налётом иронии, с погружением в пасторальную атмосферу деревушки, в которой есть всё, что положено — викарий, доктор, своё общество, несмотря на сельский характер местности по-английски сдержанное и даже пара достопримечательностей — учёный Гордон Зиллейби, творящий свои «Труды» вдали от городской суеты и загадочный объект — Грейндж, содержащийся то ли на деньги военных, то ли спецслужб.

Во-вторых, обращает на себя внимание сама идея «пятой колонны», когда десятки «абалкиных» должны взорвать человечество изнутри. и тут уже появляются сомнения — зачем цивилизации способной сотворить «такое» вообще все эти рискованные танцы «космических кукушек», неужели нельзя найти путь попроще и эффективнее?

В-третьих, не верится, что столь уникальные объекты изучали бы исключительно пассивно, да ещё и в желаемом самими подопытными режиме. Полагаю, нашли бы и способы воздействия Детей на человеческое поведение и методы противодействия ему.

Ну и в-четвёртых, филигранно выписанный финал немного разочаровал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В тексте прощального письма Зиллейби содержится намёк на неизлечимое заболевание и скорую смерть. а ведь гораздо красивее было бы самопожертвование человека с индивидуальным сознанием во имя всего человеческого рода без такой вот мотивационной подпорки.

Для справки — городок Гижигинск на территории нынешней Магаданской области действительно существовал, являлся одним из первых поселений русских на Дальнем Востоке, но был оставлен обитателями задолго до ядерной эры. Боюсь, что именно «русский след» сделал невозможным издание в СССР «Кукушат» в своё время.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В один сентябрьский день небольшой городок Мидвич накрывает купол, через который не может пройти ни одно живое существо. Пересекая границу все сразу же засыпают. В самом Мидвиче все так же уснули. Спустя сутки весь город очнулся как ни в чем не бывало и продолжил свою размеренную жизнь. Но спустя какое-то время обнаружилось, что все женщины детородного возраста беременны, даже те, кто до сих пор невинны. Через положенные недели дети рождаются похожие друг на друга. У них сияющая кожа, светлые волосы, непохожие не на один тип и золотистая радужка. А чуть позднее оказывается, что дети могут телепатически принуждать окружающих выполнять то, что они хотят. Так, все покинувшие город родители со своими необычными детьми возвращаются в Мидвич.

Из всех прочитанных мною книг Уиндема, данная книга оказалась для меня самой сложной для прочтения и самой противоречивой. Первая половина, а это как раз первая часть, читается еле-еле. Вас знакомят с тем, как произошло происшествие, которое потом будет названо Потерянным днем. Рассказы о том, как жители восприняли беременность женщин, а также рассуждения героев обо всем происходящем. Если Куколки и День триффидов написаны очень простым и приятным языком, то Кукушата отталкивают интеллектуальными, где-то философскими, речами Зиллейби. Вторая же часть читается махом. Но так как повествование ведется от лица человека, который не всегда жил в городе, то автор тоже пропускает аж восемь лет жизни необычных детей. И читателю, соответственно, дается малая часть информации – лишь пара вскользь упомянутых происшествий с Детьми за это время. Вся остальная жизнь жителей Мидвича и пришельцев остается за кадром. Зато эта часть насыщенна событиями, выбором и рассуждениями. Конечно не обошлось без высмеивания Америки и «плохих» русских. Но книга написана аж в 1959 году, так что тут даже удивляться или обижаться не на что, хотя и могу понять негодование, которое может встречаться в отзывах. Тут уже может сыграть менталитет. Сам же автор не единожды упоминает, что его страна ко всему этому относится с неверием и скептицизмом, а мне кажется он немного слукавил, ведь люди Мидвича хотели избавиться от чужих не просто отправив их куда-то вдаль, а весьма конкретным таким способом, да и у книги все же конкретный финал. Так же мне очень понравились разумные рассуждения Зиллейби о сотворении человека и инопланетной жизни, о феномене Детей как Едином организме и постоянные сравнения с природой и пищевой цепочкой. Волей не волей начинаешь вести беседу с автором в своей голове, где-то поддакивая, а где-то споря.

По итогу, если в начале мне казалось, что это как будто какая-то заготовка на книгу, этакий черновик, написанный отдельными штрихами, то вторая часть более прописана и интересна. Но до нее еще нужно добраться. Лично я хотела пару раз уже бросить книгу, но моя дурацкая привычка дочитывать книги и тем более те, что взяты по играм, заставляла меня читать хотя бы по тридцать страниц в день. Не скажу, что книга потрясающая и не советую ее для первого знакомства с автором, но те, кто хочет почитать что-то еще у автора, ознакомиться точно стоит.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один шедевр Джона Уиндема, который ничем не уступает роману «День триффидов», а на мой взгляд, так даже лучше. Поначалу было удивительно, что русскоязычному читателю «Кукушки Мидвича» менее известен, но потом стало понятно — из-за того, что до 1992-го года роман у нас вообще не издавался. Хотя, крамолу против Советского Союза в этом произведении мог бы рассмотреть разве что закоренелый параноик. Тут даже наоборот — показано как русские быстро, легко и действенно решают проблему всепланетарного масштаба, с которой ни англичане, ни американцы и никто другой справиться не могут. А ведь, если вдуматься, то проблема весьма серьёзная — на кону стоит существование самого человечества. Дай этим кукушатам волю — так легко уничтожат все без исключения конкурирующие виды. Причём и аналогия с кукушатами приводится точная — птенец кукушки, как только вылупляется из яйца, то тут же начинает уничтожать птенцов той птицы в чьё гнездо попал, как конкурентов за пищу и жизненное пространство. Замечательная идея и, к сожалению, не настолько нереалистична.

Первая часть романа многим может показаться скучноватой, но на самом деле это так и задумано. Уиндем показывает тихую и спокойную, ничем особо не примечательную, жизнь маленького селения в Средней Англии, где годами ничего не происходит, все друг-друга знают в лицо и по имени, а перекрытие магистрали, ведущей в столицу, для жителей городка выглядит как ЧП вселенского масштаба. И вот, пока кукушата ещё не вылупились, ещё не представляют опасности, жизнь в Мидвиче идёт своим чередом, хотя и уже далеко не так, как это было до того дня, который выпал у жителей городка из сознания. Местное население взбудоражено, расходятся нелепые слухи и, как всегда бывает в подобных случаях, никто ничего толком не понимает. Главный герой — один из немногих, кто чудом не пострадал от странного явления, но и ему, и его жене всё это явно не по душе. Он, вместе с женой, покидает Мидвич и уезжает в Лондон. Великолепная завязка.

Развитие сюжета и основные события происходят во второй части, по прошествии девяти лет, когда Ричард, от лица которого идёт повествование, решает вернуться в ставший уже загадочным городок и узнать как там идут дела. И вот события разворачиваются уже таким образом, что никак не могут заставить читателя скучать. Дети-кукушата уже повзрослели, но выглядят не на календарных девять лет, а почти зрелыми юношами и девушками. Поначалу, хоть и не устанавливают своей диктатуры, но за каждый, даже самый безобидный проступок, жестоко карают местных жителей. Им то что — они необычные. Мало того, что интеллектуально превосходят простых смертных, так ещё и способны подчинить своей воле всякое живое существо. Явной агрессии не проявляют, но уже от них погибли два человека. А когда люди начинают понимать, что им с «золотоглазыми» никак не ужиться, то разворачивается трагедия. Местные вскоре становятся заложниками кукушат и видят, что ничего с этим поделать не могут. Ни полиция, ни армия помочь им не в силах. Вот тут и выходит на главный план уже немолодой учёный Зиллейби. Он один имеет на кукушат хоть какое-то влияние, ведь он не кто иной, как их школьный учитель. Как педагог, Зиллейби прекрасно понимает, что скоро их уже совсем нельзя будет хоть как-то контролировать и из Мидвича эта зараза распространится на другие города. В борьбе за существование чудо-детки будут уничтожать всех и вся. И чтобы остановить всеобщую трагедию нужно уничтожить их самих. Уже была одна такая попытка, которая закончилась плачевно. Тогда старик-учёный решает эту проблему как настоящий мужчина. Честно говоря, когда читал, то так и подумал, что он сделает именно это. Замечательная кульминация.

Стоит отметить, что «Кукушки Мидвича» — серьёзный роман, который требует серьёзного осмысления и философского обдумывания. В этом плане он ничем не уступает признанным классическим произведениям фантастического жанра. Это не пёстрый ширпотреб, не имеющий под собой основы. Так что, думаю, любители дешёвого бульварного чтива его просто не поймут. Поэтому его и стоит читать, так как такая литература только способствует развитию.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

До последнего времени я был знаком с деревушкой Мидвич только по фильму 1995-го года «Деревня проклятых» (который также транслировался по телевидению под названием «Проклятье деревни Мидвич»). Смотрел фильм довольно давно и до недавних пор был уверен, что кино – очередная вариация уравнения «маленький городок + одержимые детишки = ужас». Сейчас, после прочтения книги, я в этом уже не так уверен (уж очень приятные впечатления остались после романа). Еще одним шажком к Мидвичу была случайно просмотренная серия «Симпсонов», высмеивающая фильм. Первоисточник же мне удалось прочитать только сейчас.

«Кукушки Мидвича» – второй роман, прочитанный мною у Джона Уиндема. И, судя по всему, автор тяготеет к социальным экспериментам, которые великолепно описывает. В «Дне триффидов» было целое исследование тенденций человеческого поведения после кардинальной смены жизненного уклада в плане массовой слепоты, эпидемии чумы и нападения опасных полуразумных хищников. В «Кукушках...» также на первый план выходят линии поведения и реакции людей на сложные и крайне необычные обстоятельства. В ночь с 26 по 27 сентября над деревней образовывается полусфера и все живые существа, оказавшиеся внутри нее, мгновенно потеряли сознание. Сфера продержалась около суток, после чего бесследно исчезла, люди пришли в себя, жизнь вошла в привычную колею до тех пор, пока спустя пару месяцев не выяснилось, что почти все женщины детородного возраста, которые побывали внутри сферы – беременны. Даже незамужние, вдовы и девственницы. А уж что начало твориться после рождения детей...

Многие моменты книги напоминали о произведениях Стивена Кинга: маленький населенный пункт, множество персонажей, яркая социальная составляющая романа, постепенное нагнетание атмосферы. Основные отличительные черта Уиндема в этом плане – психологии уделяется меньше внимания, к персонажам своим он относится добрее, да и в итоге получается не триллер, а скорее мягкая научная фантастика.

Единственный недостаток книги – ее неторопливость, хотя тут дело вкуса, мне, к примеру, такая манера повествования пришлась по душе. Хотя и не покидала мысль, что в наше время, книга, построенная на такой идее, скорее стала бы зубодробительным боевиком, чем умной фантастикой с социальным подтекстом.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно, самое сильное из того, что написал Джон Уиндэм, и, по-хорошему, именно эту вещь, а не «День триффидов» надо было помещать в молодогвардейскую «Библиотеку современной фантастики», но... идеологическая цензура и русский след, очевидно, сыграли свою незавидную роль.

Сюжетно книга с самых первых страниц вызывает в памяти «Жука в муравейнике» Стругацких. Да оно и понятно — проблема страха, проблема того, как поступить с возможно опасным продуктом непонятного чужого разума до того интересна, до того неоднозначна, что писать на нее будут, наверное, всегда. Только если братья решили ее в более динамичном, более приключенческом ключе, то Джон Уиндэм постарался (кстати на два десятка лет раньше) как можно подробнее препарировать ее, рассмотрев, кажется, все возможные факторы, влияющие на ее решение.

Удивительно, но у автора получилась практически идеальная смесь увлекательности и пищи для размышлений, причем интрига держит в напряжении от первой и до последней страницы — все время хочется узнать: «А что будет дальше?», «А чем все закончится?». Правда, нетерпеливый читатель наверняка будет считать, что текст в ущерб действию излишне перегружен всевозможными логическими построениями и размышлениями на морально-этические темы. Но если начать вчитываться в весь этот многостраничный повествовательный текст, то неожиданно оказывается, что он ничуть не менее интересен, чем собственно действие: логические построения на тему перспектив дальнейших взаимоотношений с «кукушатами» изящны и безупречны, а этические проблемы, возникающие при этом, необычны и, похоже, неразрешимы. Да и вообще в романе множество интересных мыслей на тему контакта и взаимоотношений с чужим разумом.

Кому лучше удалось «сочинение на заданную тему» — Джону Уиндэму или братьям Стругацким, судить, конечно, читателю, но то, что этот роман Уиндэма обязателен для чтения, как вещь чрезвычайно умная, талантливая и увлекательная — это несомненно. Отдельный плюс автору за название «Кукушки Мидвича», эффектно, точно и кратко определяющее самую суть этого романа.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, соглашусь — есть сходство с «Днем Триффидов», и заключается оно в чрезмерно академичной манере повествования. Такой, знаете, Гамлет, отстраненный, отрешенный, возвышенный, хотя, например, слог отнюдь не заковырист, что обыкновенно бывает при подобной подаче. Впрочем, эта манера характерна для фантастов первой половины двадцатого века, сравните, например, с Уэллсом — та же холодноватая отстраненность. С другой стороны — снова очень интересная задумка, пусть не идеально воплощенная.

Хотя лично я неоднократно ловил себя на мысли — а вот Кинг сделал бы так (или вот так), дело то все в том, что так уже не пишут, да и читать такой текст просто отвыкли.

К слову, лично мне «Куколки» нравятся гораздо больше «триффидов», в них и персонажи, и их мотивы более естественны, да и финал неоднозначен. Кстати, «кукушата» тоже приятно удивили именно в конце — последние пару десятков страниц буквально прогнали уже привычную дрему, навеянную романом.

Не соглашусь насчет диалогов — рассуждения Зиллейби, пожалуй, самое интересное, что есть в книге, ибо данный персонаж, думается мне, «голос» самого автора. И именно эти размышления и теории очень сильно напомнили манеру горячо любимых мною братьев Стругацких, а если конкретнее, то схожие по тематике «Гадкие лебеди» и «Пикник на обочине». «Лебеди» вообще вещь шедевральная, и «кукушата» заметно им проигрывают, хотя есть общие нотки, и немало.

Также мне думается, что в современном мире вопрос о ликвидации поселка мог бы быть принят без особых хлопот, несмотря на «культ гуманизма и толерантности».

Кстати, незадолго до последних страниц я почти угадал, что будет дальше (нет, не хвастаюсь), однако ожидал несколько более тонкой игры

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вроде отравления Детей леденцами, тем более что не очень понятно, где писатель взял целый ящик мощной взрывчатки, разве что полковник подсобил, что вряд ли.

В общем, ощущения неоднозначные, если бы первая часть была настолько же динамична, как вторая, было бы гораздо лучше, но в сама идея более чем достойна.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть в этой книге что-то созерцательное, не столько здесь происходит событий в реальном времени, сколько о них говорят и обсуждают. Словно новости в газетах перечитываешь. Ну и есть общее ощущение нереальность происходящего. Думается, что в реальной жизни подобные события имели бы куда как более серьезные последствия и для участников и вообще. А тут как-то просто все

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— ну беременные все вдруг, ну дети-клоны-телепаты...
Чего волноваться? Зачем изучать? Живем как жили, ничего необычного.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед прочтением почитал несколько отзывов и настроился на вещь значительно уступающую уровню Дня триффидов. И надо признаться, некоторое время действительно было немного скучновато, а несколько мест, кроме того, вызвали недопонимание. Но прочитав весь роман, должен заметить, что он все таки достаточно хорош, и хорош прежде всего своей идеей и подробно раскрытой философской подоплекой. Еще, по моему, у Шекли, я уже сталкивался с мыслью, «что миролюбивый разум слишком хрупок для этой неприветливой Вселенной...». Но то был рассказ, а здесь этот тезис раскрывается по полной, при чем не в лоб, в результате традиционного силового противостояния, а эдак интеллектуально-изощренно исподтишка и незаметно, в виде красивеньких деточек с золотистыми глазками подсаженными людям подобно, как физически более сильная кукушка подкидывает свои яйца в гнезда более слабым и мелким птицам. А ты потом воспитай этого кукушонка на принципах гуманизма, чтоб он собственных твоих детей не повыкинул, да есть ему натаскай, да так, чтоб твои собственные дети с голоду не подохли (это я в ответ на удививший меня отзыв:)) да без вопросов, что кукушат то ты и не звал как бы..:). Это вон индейцы европейцев сначала мирно хлебом-солью встречали, только почему-то никто сейчас про их гуманизм относительно европейцев и не вспомнит, ибо не кому, как это ни печально. Это такой яркий пример. Из более современного, действительно можно упомянуть мигрантов, которые скоро в некоторых европейских странах будут составлять большинство населения продолжая потихоньку теснить коренных аборигенов.

Так что с автором я солидарен, и он этот вопрос межвидовой борьбы за место под солнцем многогранно рассматривает с разных сторон. Новым в его произведении для человечества есть то, что в своей истории человечество боролось и побеждало животный мир более с позиции ума чем силы и никогда не встречало равного противника по уму. И вот, в небольшой английской деревушке Мидвиче, Уиндэм предоставляет людям такую возможность, заодно заменив технику вторжения с уже набившей оскому, со времен еще Уелса, военной армады на технику, что называется тихой сапой и разрушение изнутри в силу интеллектуального превосходства.

В итоге роман в целом понравился, хотя иногда автора и тянуло в несколько скучноватые многократные повторяющиеся рассуждения и он скорее плавный чем динамичный, хотя к концу атмосфера постепенно нагнеталась до степени достаточной, чтоб начать подсознательно ускорять скорость чтения и волноваться, ну что же там будет дальше, хотя над ожиданиями и довлел когда-то посмотренный и теперь смутно припоминаемый фильм. Другим вставшим для меня вопросом со знаком минус, была жена Зиллейби, которая забеременев вместе со всеми (а до этого она долгое время забеременеть не могла хотя хотела и пыталась) совершенно неожиданно родила малыша не золотоглазого, а с фирменным Зилейбевским носом (что вышло ну очень уж удобно для последнего). Кстати и сам, местное светило философии Зиллейби, в деревне смотрелся не очень органично, не под стать остальным жителям. Хотя вещать его устами автору и было более всего удобно. Вот собственно и все придирки. Так что твердая 8 в итоге.

Так же любопытно было почитать выкладки автора по поводу гуманизма, демократии, партийной системы и русского тоталитаризма. С одной стороны автор соглашается, что способ примененный «по ту сторону занавеса» достаточно эффективный и своевременный, с другой стороны, мне сложно согласится в целесообразности уничтожения целого города не перепробовав менее радикальные меры (но такой вопрос в системе коммунизма не достаточно актуален). Но далее, как размышляет Уиндем, западная система, демократичная многопартийная, оказывается в сравнении с восточной вообще не жизнеспособной в подобных условиях, поскольку политические партии вместо того чтобы устранить угрозу будут заниматься подковерной борьбой, заигрыванием с электоральными симпатиями и в последний момент могут вообще отказаться взять на себя ответственность за принятие решения, попытавшись уступить это право, а заодно и утопить конкурента. В этом плане благоприятная концовка романа выглядит совершенно не жизненной и фантастичной, поскольку так хорошо задуманный план вторжения со стороны неземного разума провалился через крайне топорную и нереально не эффективную реализацию в столь благоприятных условиях, что идет произведению в минус (притянуто и оторвано от возможных событий в придуманных автором условиях близким к реальным). Но сложно в последнем упрекнуть автора, ведь попробуй Уиндем изобрази более правдоподобное развитие сюжета и уже не получилось бы столь счастливого конца и человечество вскоре погибло бы подобно динозаврам не выдержав биологической борьбы с более приспособленными видами. А утверждение автора, что к довеску к неповороткой политической организации найдется достаточное количество гуманистов которые будут активно бороться против борьбы с кукушатами за место под солнцем, меня поначалу удивило, но, как показали здесь некоторые комментарии, и в этом Уиндем более тонкий психолог:). Так что остается лишь возрадоваться, что человечество на данный момент так и не встретило подобного интиллектуального противника, иначе, как можно додумать исходя из данного произведения, оно либо хотя бы частично самоуничтожилось, либо полностью бы спасовало сдавшись без боя под знаменем гуманизма.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх