Джон Уиндем «Кукушки Мидвича»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в маленькой британской деревушке под названием Мидвич. Это был самый обычный поселок, каких сотни и тысячи, там веками не происходило ровным счетом ничего, но однажды все изменилось, после того как один осенний день странным образом выпал из жизни Мидвича (все находившиеся в деревне и поблизости от нее этот день просто проспали)...
Входит в:
— цикл «Midwich»
— антологию «Обряд перехода», 1993 г.
— антологию «Планета в подарок», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Экранизации:
— «Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1960, Великобритания, реж: Вульф Рилла
— «Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1995, США, реж: Джон Карпентер
— «Кукушки Мидвича» / «The Midwich Cuckoos» 2022, Великобритания, реж: Дженнифер Перротт, Боркур Сигторссон, Элис Тротон
- /языки:
- русский (11), английский (1), итальянский (1), финский (1)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Ковалевский (7), К. Плешков (1), В. Рекунен (1), Г. Савченко (1), Д. Севери (1), С. Славгородский (1), Н. Штуцер (7)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Visor., 21 декабря 2013 г.
Итак... Мидвичские кукушки... Скажу честно: «Давно меня не пробирала за душу такая чёткость и ясность написанного.» Так замечательно и невероятно прописать без всяких спецэффектов и супергероев чужой разум. Это просто феноменальная работа. Достаточно сложно пытаться описать чуждую человеку психологию ТАК, чтобы её можно было бы представить у себя в голове . Ещё сложнее описать психику, которая абсолютно не противоречит себе, условиям существования и развития.
Интересна идея описания автором книги в виде дневника и обрывков воспоминаний в строго хронологическом порядке. То есть не нужно самому пытаться склеивать мозаику и тихо ругаться, расставляя все события на свои места. Читается это как не то исповедь, не то как летопись. И читается достаточно плавно и легко. Нет каких-либо резких скачков и перепадов. Всё идёт своим чередом, не противореча здравому смыслу. Переживания матерей, описание их материнского долга достаточно красочно и всё время остаётся в фоне. Даже если об этом не упоминается, то всё-равно ощущается в книге забота об этих детях.
Интересно то, что в данной книге есть много основных линий «для обдумывания». Разделить их я не в силах, так как эти конфлитно-философские линии так прочно сцеплены друг с другом, так интересно переплетены, что составляют неразъёмную цельную нить ВСЕГО повествования. Но условно: первая нить -- это хранение тайны. Вторая -- стыд и неприятие чего-либо неестественного.
Могу более красочно описать и свои чувства, и свои эмоции о книге... но это уже будет слишком раздутый отзыв... Основное я вроде бы уже описал.
Так что... эта книга о норме, идеалах человечества, а также злобных лицах и тухлых душах за красивыми масками.
Мой вердикт: ШЕДЕВР.
По 10-бальной шкале: [ВНЕ КАТЕГОРИЙ].
Рекомендация: «Книга не для всех. Не все поймут».
P.S: А для тех, кто говорит о противостоянии рас: не было никакого противостояния (см. СПОЙЛЕР). Вот так вот...
Yamada, 2 февраля 2018 г.
Ещё один шедевр Джона Уиндема, который ничем не уступает роману «День триффидов», а на мой взгляд, так даже лучше. Поначалу было удивительно, что русскоязычному читателю «Кукушки Мидвича» менее известен, но потом стало понятно — из-за того, что до 1992-го года роман у нас вообще не издавался. Хотя, крамолу против Советского Союза в этом произведении мог бы рассмотреть разве что закоренелый параноик. Тут даже наоборот — показано как русские быстро, легко и действенно решают проблему всепланетарного масштаба, с которой ни англичане, ни американцы и никто другой справиться не могут. А ведь, если вдуматься, то проблема весьма серьёзная — на кону стоит существование самого человечества. Дай этим кукушатам волю — так легко уничтожат все без исключения конкурирующие виды. Причём и аналогия с кукушатами приводится точная — птенец кукушки, как только вылупляется из яйца, то тут же начинает уничтожать птенцов той птицы в чьё гнездо попал, как конкурентов за пищу и жизненное пространство. Замечательная идея и, к сожалению, не настолько нереалистична.
Первая часть романа многим может показаться скучноватой, но на самом деле это так и задумано. Уиндем показывает тихую и спокойную, ничем особо не примечательную, жизнь маленького селения в Средней Англии, где годами ничего не происходит, все друг-друга знают в лицо и по имени, а перекрытие магистрали, ведущей в столицу, для жителей городка выглядит как ЧП вселенского масштаба. И вот, пока кукушата ещё не вылупились, ещё не представляют опасности, жизнь в Мидвиче идёт своим чередом, хотя и уже далеко не так, как это было до того дня, который выпал у жителей городка из сознания. Местное население взбудоражено, расходятся нелепые слухи и, как всегда бывает в подобных случаях, никто ничего толком не понимает. Главный герой — один из немногих, кто чудом не пострадал от странного явления, но и ему, и его жене всё это явно не по душе. Он, вместе с женой, покидает Мидвич и уезжает в Лондон. Великолепная завязка.
Развитие сюжета и основные события происходят во второй части, по прошествии девяти лет, когда Ричард, от лица которого идёт повествование, решает вернуться в ставший уже загадочным городок и узнать как там идут дела. И вот события разворачиваются уже таким образом, что никак не могут заставить читателя скучать. Дети-кукушата уже повзрослели, но выглядят не на календарных девять лет, а почти зрелыми юношами и девушками. Поначалу, хоть и не устанавливают своей диктатуры, но за каждый, даже самый безобидный проступок, жестоко карают местных жителей. Им то что — они необычные. Мало того, что интеллектуально превосходят простых смертных, так ещё и способны подчинить своей воле всякое живое существо. Явной агрессии не проявляют, но уже от них погибли два человека. А когда люди начинают понимать, что им с «золотоглазыми» никак не ужиться, то разворачивается трагедия. Местные вскоре становятся заложниками кукушат и видят, что ничего с этим поделать не могут. Ни полиция, ни армия помочь им не в силах. Вот тут и выходит на главный план уже немолодой учёный Зиллейби. Он один имеет на кукушат хоть какое-то влияние, ведь он не кто иной, как их школьный учитель. Как педагог, Зиллейби прекрасно понимает, что скоро их уже совсем нельзя будет хоть как-то контролировать и из Мидвича эта зараза распространится на другие города. В борьбе за существование чудо-детки будут уничтожать всех и вся. И чтобы остановить всеобщую трагедию нужно уничтожить их самих. Уже была одна такая попытка, которая закончилась плачевно. Тогда старик-учёный решает эту проблему как настоящий мужчина. Честно говоря, когда читал, то так и подумал, что он сделает именно это. Замечательная кульминация.
Стоит отметить, что «Кукушки Мидвича» — серьёзный роман, который требует серьёзного осмысления и философского обдумывания. В этом плане он ничем не уступает признанным классическим произведениям фантастического жанра. Это не пёстрый ширпотреб, не имеющий под собой основы. Так что, думаю, любители дешёвого бульварного чтива его просто не поймут. Поэтому его и стоит читать, так как такая литература только способствует развитию.
Hirus, 7 мая 2013 г.
Великолепно! Мастерски!
Очень правдивая картина описана автором. Что все мы ждем каких-либо грандиозных событий в подходящих для этого местах. А на самом деле невероятное может произойти где угодно. Вспоминается пережитое мной падение метеорита 15 февраля в Челябинске. Тоже, в обычное утро, в рабочей рутинной обстановке яркий свет выглядываешь в окно и тут перед тобой такое, в которое даже видя воочию не верится.
По началу читается рассказ на уровне мистики, сравнимой с сериалом X-files. Событию местного масштаба, не имеющего глобальных последствий. Ситуация кажется под контролем и в любой момент решаема. Но не спешите с выводами, дальше автор выведет все на новый уровень. Все очень правдиво и от того становится очень неуютно. И как написано в самом романе, это не простое противостояние видов на уровне у кого мощнее пушка, тут все выведено на другой уровень. Брошен вызов Человеку в его сильнейшей стороне — уму.
В середине чтения есть не понимание, почему люди так много вложили в неведомое, которое потом стало еще опасней от этого. Но ближе к концу все встает на свои места, все понятно, логично и жестоко.
Настоящим украшением романа стал Зиллейби. Это умудрённый человек очень часто изрекает очень интересные мысли, над которыми интересно подумать.
Интересно описано, как человечество становится заложником самого себя, что надо решиться на необходимый шаг, и как это трудно сделать разным человеческим общинам.
*Внимание, под спойлером написано про концовку!*
Моя оценка этому произведению 11 из 10.
P.S. на протяжении всего романа ждал, когда же люди попробуют использовать шлемы из фольги =))
amak2508, 4 октября 2017 г.
Бесспорно, самое сильное из того, что написал Джон Уиндэм, и, по-хорошему, именно эту вещь, а не «День триффидов» надо было помещать в молодогвардейскую «Библиотеку современной фантастики», но... идеологическая цензура и русский след, очевидно, сыграли свою незавидную роль.
Сюжетно книга с самых первых страниц вызывает в памяти «Жука в муравейнике» Стругацких. Да оно и понятно — проблема страха, проблема того, как поступить с возможно опасным продуктом непонятного чужого разума до того интересна, до того неоднозначна, что писать на нее будут, наверное, всегда. Только если братья решили ее в более динамичном, более приключенческом ключе, то Джон Уиндэм постарался (кстати на два десятка лет раньше) как можно подробнее препарировать ее, рассмотрев, кажется, все возможные факторы, влияющие на ее решение.
Удивительно, но у автора получилась практически идеальная смесь увлекательности и пищи для размышлений, причем интрига держит в напряжении от первой и до последней страницы — все время хочется узнать: «А что будет дальше?», «А чем все закончится?». Правда, нетерпеливый читатель наверняка будет считать, что текст в ущерб действию излишне перегружен всевозможными логическими построениями и размышлениями на морально-этические темы. Но если начать вчитываться в весь этот многостраничный повествовательный текст, то неожиданно оказывается, что он ничуть не менее интересен, чем собственно действие: логические построения на тему перспектив дальнейших взаимоотношений с «кукушатами» изящны и безупречны, а этические проблемы, возникающие при этом, необычны и, похоже, неразрешимы. Да и вообще в романе множество интересных мыслей на тему контакта и взаимоотношений с чужим разумом.
Кому лучше удалось «сочинение на заданную тему» — Джону Уиндэму или братьям Стругацким, судить, конечно, читателю, но то, что этот роман Уиндэма обязателен для чтения, как вещь чрезвычайно умная, талантливая и увлекательная — это несомненно. Отдельный плюс автору за название «Кукушки Мидвича», эффектно, точно и кратко определяющее самую суть этого романа.
god54, 21 июля 2022 г.
Это просто классическая фантастика на века, которую читали, читают и будут читать всегда, ибо вопросы, которые она поднимает всегда будут волновать человечество. И первый самый важный: согласится ли человечество превратится в вымирающее меньшинство? В остальном — великолепная фантастическая идея, превосходный сюжет, очень читабельный текст. А потому я считаю и считал всегда, что обсуждать и осуждать шедевры можно, но так ли уж это нужно. Их нужно читать неоднократно и просто получать удовольствие, так как каждое прочтение что-то добавляет в тебя новое, ранее непонятое.
Легкокрыл, 27 декабря 2015 г.
Больше всего удивил и понравился образ Зеллаби — на первый взгляд, популярного писателя, философа-«болтолога» — традиционно презираемый в наших краях образ. Но неожиданно этот человек оказывается философом без кавычек, способным думать, решать и убеждать других. А когда понадобится — и действовать (какой-то очень английский мотив: сравните, например, со «Слугами и снегом» Мёрдок, где единственным, решившимся не на словесное осуждение, а на действия, оказался священник). Очень интересно было следить за ним.
Конфликт «детей с чуждым разумом» и человеческого общества с его обрядовостью политических ритуалов написан более традиционно. Ну это и понятно, всякие усложнения этого конфликта стали придумывать позже. Тогда же мотив непонятных и враждебных «акселератов» был всеобщим — хотя бы вспомнить «Гадких лебедей» АБС. Вот в этом традиционном ключе он его и нарисовал.
Литературность книги, «ремесленная отделка» — безупречна, все детали сюжета к месту и разжигают интерес. В общем, очень достойная книга, недостатков не вижу.
Lucie Morton, 4 февраля 2024 г.
«В каждом маленьком ребёнке —
и мальчишке, и девчонке —
есть по двести грамм взрывчатки
или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
всё хватать, ногами дрыгать,
а иначе он взорвётся —
трах-бабах! — и нет его.»
Фантастический романчик о том, как в аглицкой деревушке Мидвич сначала спустился неопознанный летающий объект, вырубив всю деревню на сутки, а потом произошло массовое непорочное зачатие. Детишки родились золотоглазые, немного тщедушные и не имеющие со своими роженицами абсолютно ничего общего, и таки почти сразу же стала воля их на земле как на небе (зачёркнуто). Выяснилось, что здоровой гордости жителей деревни, и без того взявших на себя слишком многое, это очень мешает. Действительно, что это за навзничь, когда ребёнок ещё в пелёнки завёрнут, а уже может внушить мамке, чтобы она никуда не вздумала уезжать из деревни?.. Дальше — больше, и вот уже после немалых ч е л о в е ч е с к и х жертв деревенские откровенно на панике. Против детишек бессилен даже английский Уголовный Кодекс, тогда как они уже в возрасте девяти лет не скрывают, что им с людьми на этой планетке не ужиться и кто-то должен освободить территорию, чтобы другой жил спокойно (не зря же Кукушата)...
Развязка для меня была довольно непредсказуемая — местечковый философ, преподававший в спецшколе для этих вот деточек, скосплеил Самсона на свой манер и разрешил проблему, привезя в школу Чорный Чемодан с бомбуэ, который детишки с весёлым улюлюканьем внесли в здание... (кстати, это едва ли не единственный описанный случай, когда так называемый колумбайн устроил преподаватель.)
Я человек ну очень простой — ни Ницшев, ни кого-то другого (ещё) не читала, поэтому скажу просто: проблема вагонетки (видимо, любимая проблема Уиндема) раскрыта максимально всесторонне. Даже яжмамка встретилась, которая со слезами пыталась вымолить для онижДетей право на жизнь, аж пот холодный прошиб, а Анджей Сапковский и Жора Эскобар нервно расплакались в уголке, но дальше этого дело не пошло и детишек при первом же удобном случае помножили на ноль...
Что ещё ясно из романа:
- тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего
- в самом большом по площади государстве мира люди существуют для того, чтобы подчиняться властям. Именно по этой причине там долго не думали, когда приключился аналогичный случай, и просто сровняли с землёй весь населённый пункт, в котором произошла аномалия, вместе с его жителями (как же жалели некоторые жители Мидвича, узнав об этом...) Впрочем, порция ехидства у сэра Джона нашлась и для английских властей. Они-де слишком уж много воли дают всем и каждому. Особенно вот таким Деточкам. («Видимо, Оруэлл и Бёрджесс жили в какой-то другой Англии.»)
- психологии мужчины и женщины крайне разнятся, что ни говори, и это может использовать кто угодно. Хотя, конечно, когда целая деревушка косплеит Розмари — это дикость какая-то.
- «с волками жить — по-волчьи выть» (последние слова из предсмертной записки философа-смертника)
- очень интересны отношения Уиндема с религией, в которых он лавирует от набожности до полного неприятия
- принимать свою судьбу с высоко поднятой головой можно и нужно
- много чего ещё.
Композиционно Джон очень долго запрягал... чтобы потом рвануть с места. Серьёзно, первая часть романа написана сплошным чудовищным канцеляритом — её придётся перетерпеть. А уж во второй будет всё — и неплохая философия, и столкновение взглядов, и решение судеб всего мира, доверенное единственному человеку, которому детишки «доверяли»...
Хоть и не самая хорошая книга у Уиндема («Куколки» для меня пока что вне конкуренции), но прочтения и высокой оценки, определённо, стоит.
ФАНТОМ, 27 апреля 2007 г.
Согласен с Капибарой — очень мрачно.
Читал много лет назад,но до сих пор остается ощущение безнадежности,беззащитности человечества перед угрозой извне.
И самопожертвование героя — это не панацея. В конце концов,ему помог лишь случай,все могло бы быть совсем иначе....:frown:
farakus, 11 октября 2006 г.
Если крутые боевики можно назвать зубодробительными , то этот роман – мозговзрывательный. Еще одна версия Уиндема про «коллективное мышление»
Deliann, 7 апреля 2013 г.
До последнего времени я был знаком с деревушкой Мидвич только по фильму 1995-го года «Деревня проклятых» (который также транслировался по телевидению под названием «Проклятье деревни Мидвич»). Смотрел фильм довольно давно и до недавних пор был уверен, что кино – очередная вариация уравнения «маленький городок + одержимые детишки = ужас». Сейчас, после прочтения книги, я в этом уже не так уверен (уж очень приятные впечатления остались после романа). Еще одним шажком к Мидвичу была случайно просмотренная серия «Симпсонов», высмеивающая фильм. Первоисточник же мне удалось прочитать только сейчас.
«Кукушки Мидвича» – второй роман, прочитанный мною у Джона Уиндема. И, судя по всему, автор тяготеет к социальным экспериментам, которые великолепно описывает. В «Дне триффидов» было целое исследование тенденций человеческого поведения после кардинальной смены жизненного уклада в плане массовой слепоты, эпидемии чумы и нападения опасных полуразумных хищников. В «Кукушках...» также на первый план выходят линии поведения и реакции людей на сложные и крайне необычные обстоятельства. В ночь с 26 по 27 сентября над деревней образовывается полусфера и все живые существа, оказавшиеся внутри нее, мгновенно потеряли сознание. Сфера продержалась около суток, после чего бесследно исчезла, люди пришли в себя, жизнь вошла в привычную колею до тех пор, пока спустя пару месяцев не выяснилось, что почти все женщины детородного возраста, которые побывали внутри сферы – беременны. Даже незамужние, вдовы и девственницы. А уж что начало твориться после рождения детей...
Многие моменты книги напоминали о произведениях Стивена Кинга: маленький населенный пункт, множество персонажей, яркая социальная составляющая романа, постепенное нагнетание атмосферы. Основные отличительные черта Уиндема в этом плане – психологии уделяется меньше внимания, к персонажам своим он относится добрее, да и в итоге получается не триллер, а скорее мягкая научная фантастика.
Единственный недостаток книги – ее неторопливость, хотя тут дело вкуса, мне, к примеру, такая манера повествования пришлась по душе. Хотя и не покидала мысль, что в наше время, книга, построенная на такой идее, скорее стала бы зубодробительным боевиком, чем умной фантастикой с социальным подтекстом.
Селеста, 25 января 2024 г.
Джон Уиндем — новый для меня автор, и начать знакомство я решила с самого знаменитого его романа. Маленький английский городок, непонятная напасть, постигшая жителей — на целые сутки Мидвич оказался под куполом беспробудного сна, — единовременная беременность всех фертильных женщин и вишенкой на торте рождение абсолютно одинаковых детей. Завязка потрясающая, но с исполнением не всё так гладко.
Что мне не очень понравилось, так это некоторая занудность стиля автора. Книга маленькая, но читала я её очень долго, буквально по главе в день. Повествование достаточно часто провисает, из-за чего внимание просто отключается и книгу приходится откладывать. Язык достаточно сухой, сам текст наводнён именами безликих персонажей, которых просто невозможно запомнить — настолько они никакие. Даже рассказчик — персонаж достаточно пустой. Единственным по-настоящему интересным героем является старик Зиллейби с его живым интересом к Детям и своеобразно выстроенными отношениями с ними. Мне было бы интереснее больше узнать о нём и о том, как в бытовых условиях происходит взаимодействие с Детьми, однако автору интересно было другое, и Дети, по-сути, практически всё время оставались где-то на периферии, начав немного раскрываться лишь ближе к финалу.
Конечно, не обошлось без клюквы — нельзя было в те времена не потыкать палкой в Советский Союз. Но клюква в книге приемлемая, мне даже понравилась нижеприведённая цитата — так один из персонажей описывал СССР и то, что они сделали со своим аналогом Мидвича:
В России ведь человек существует лишь для службы государству. Стоит ему поставить себя выше интересов государства — он уже предатель.
Есть в книге и некий налёт... наивной театральности, что ли. Весь сюжет подан как рассказ очевидца, который собрал воедино, в связный текст, все попавшие ему в руки свидетельства, рассказы других очевидцев, диалоги и так далее, но при этом атмосфера несколько не соответствует. Как будто автор хотел просто поговорить на вечные темы, а чтобы это кто-то прочёл, решил обернуть текст в историю о пришельцах. Несмотря на это, в книге много сложных философских вопросов, много неоднозначных дилемм, над которыми автор предлагает читателю поразмышлять, много авторских рассуждений, вложенных в уста персонажам (иногда чрезмерно много).
Что автору удалось на славу, так это атмосфера и проработка социальной стороны конфликта. Самый натуральный саспенс — когда чувствуешь нагнетание конфликта, понимаешь, что вот-вот должно рвануть, но ещё не знаешь, как, когда и откуда. То, как по-разному люди относились к Детям, также подано прекрасно: женщины, которые в ужасе бежали от неведомых зверушек, порождённых их утробой, и женщины, которые до последнего видели в них собственных детей, отказываясь признавать очевидное, мужчины, которые Детей просто терпели, тот же Зиллейби с его научным интересом. Автор затронул и тему выбора между меньшим злом — убийство Детей и подспудные жертвы среди мирного населения — и благополучием всего вида, тему перебрасывания друг на друга ответственности, тему гипотетических конфликтов двух цивилизаций, тему превосходства коллективного разума над индивидуальным, и многое другое. Правда, рассуждения об эволюции и о недостающих звеньях проверки временем не выдерживают — они сильно устарели за столько-то лет
Все те, кто кидаются в автора претензиями о поголовном решении женщин сохранить беременность, забывают (или не знают) о годе написания книги. 1957г. — время, когда материнство ещё считалось священным и единственным долгом любой женщины (автор сам это подчёркивает), время, когда религия владела умами людей, а также время, когда аборт был опасной процедурой и имел множество массу последствий. Само собой, любой женщине, выросшей в условии подобных догматов, проще поверить в то, что её беременность — божий дар, а не происки Дьявола и уж тем более не инопланетное вторжение. Кроме того, автор не сгрёб под одну гребёнку всех женщин и продемонстрировал, что были те, кому дети на фиг не сдались — родили, бросили и как можно скорее уехали прочь. Всё в рамках здравого смысла. И даже попытки избавиться от беременности автор вскользь, но упомянул. Читать надо внимательно.
Финал достоин отдельной похвалы. Очень печальный, но логично проистекающий из текста и правильный с точки зрения сюжета. Девять из десяти леденцов. Потрясающая задумка, не утратившая оригинальности и по сей день, множество затронутых тем, но при этом подано всё местами пресно и скучно. Форму автор не докрутил.
FixedGrin, 3 апреля 2022 г.
C использованием материалов заметки для Medium (https://bit.ly/3LFu8My).
Рэю Брэдбери принадлежит весьма популярное, особенно в русских переводах, и набившее оскомину из-за обычно сопутствующего технофобского контекста высказывание: “Мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем”. Оно бы вполне органично смотрелось в уиндэмовском “уютном апокалипсисе” Мидвича, на знаменах толпы жителей поселка, идущих громить ферму с золотоглазыми детьми-кукушатами.
Однако вторжение Новой Волны обезвредить
Новый экземпляр продукции системы.
Вплоть до послевоенного бума это всех устраивало, а потом на Мэдисон-авеню поняли, что возрастная группа от четырнадцати до двадцати одного наделена значительным потребительским потенциалом, не исключая предметов роскоши.
Гордон Зеллаби, персонаж, наблюдающий за взрослением и послевоенных тинейджеров, и Мидвичских Кукушек, отмечает:
Дети представляют расу, чей чрезвычайно сильный императив выживания становится угрозой человечеству. Зеллаби же вверяет себя импульсу, оставшемуся для Детей незнакомым:
«Поначалу молодёжь лишь давала свою оценку продукции экономики богатого общества, затем начала её узурпировать, исследуя новую технологию и подчиняя её себе. Битлы и Боб Дилан поставили себе на службу поп-индустрию, артикулируя и усиливая тревоги сегмента человечества, прежде лишённого даже когерентной идентичности, не говоря уж про международное представительство», констатирует Гринлэнд.
Спустя без малого полвека тенденции, с ехидной беспристрастностью задокументированные Фарреном и Гринлэндом, напомнили о себе на новом витке истории мира, геронтократы которого не жалеют сил и средств, чтобы оседлать поднимающуюся волну. Бэби-бумерам под 70-80, они в сравнительно хорошей физической форме (но не умственной, как это легко понять по речам президентов США и России, производящих зачастую навязчивое впечатление беглецов из психушки), подготовлены к защите от вторжения лучше генерала де Голля, Эйзенхауэра и Никсона, в их распоряжении имеется вакцина против футурошока — ее не запрещают, как гашиш и ЛСД, а рекомендуют к употреблению, и в англосферном фэндоме организованной оппозиции днем под красным квазарным фонарем не сыскать.
А ведь ее явление предсказывалось, но, в отличие от уиндэмовского, прогноз тот оказался неверным в одной ключевой детали. И нет, эта деталь — не острый дефицит энергоносителей вследствие “озеленения” энергетики и не радостный косплей Холодной, но в целом мирной войны, убежища на случай которой уже расконсервированы под дизайнерскими газонами. Эпические виннипухи британской глубинки, правда, уже пять лет как изгнаны из ЕС после референдума о Сублимации Королевства; не найти им приюта и в Китае.
Не могу сказать, что меня это печалит: еще после просмотра карпентеровской «Деревни проклятых» мне стали куда ближе Дети, а поступок Зеллаби/Чаффи всегда казался омерзительным.
К слову, издание «Мидвичских кукушат» 1983 года, кажется, пострадало от другой уиндэмовской находки — хроноклазма, и демонстрирует деплатформинг Трампа тиктокерами в ходе пламенных, но в целом мирных протестов:
Wongraven, 15 сентября 2023 г.
Представьте себе, что вы просыпаетесь и узнаете, что из вашей жизни пропали одни сутки, то есть вы ничего не помните, что с вами в тот день происходило. И такое случилось не с вами одними, а со всеми жителями деревни. А еще представьте, что вскоре выясняется, что все способные к деторождению женщины деревни беременны, и забеременели они в тот самый Потерянный день, но совершенно не помнят, как это произошло. И теперь представьте, что через положенные девять месяцев появляются на свет дети — ничем не отличающиеся от всех других детей, но только со странными золотистыми глазами.
В общем-то, уже страшновато, правда? А дальше события принимают еще более пугающий оборот. Выясняется что эти Дети (с большой буквы) растут намного быстрее обычных, что они могут заставлять непонятным образом своих матерей, да и всех жителей деревни делать то, что им нужно. И по прошествии нескольких лет возникает противостояние: Дети против жителей деревни, а если взглянуть чуть шире: Дети против всего человечества. Потому что Дети представляют собой новый вид (автор так и не объясняет, откуда они появились. Есть только смутные намеки на какой-то таинственный летательный аппарат, но нельзя быть уверенным, что мы имеем здесь дело с космическими пришельцами, и «Кукушки...» это очередной роман о Контакте), который (и сами Дети об этом прямо говорят) со временем вытеснит человечество с планеты Земля, если только... Детей не уничтожить.
И вот сталкиваются две точки зрения на решение проблемы: отнестись к Детям с пониманием и сочувствием (даже несмотря на то, что в ходе разразившегося кризиса Дети при помощи своего загадочного психического воздействия — сродни телепатии, только мощнее и страшнее, — убивают несколько человек) или же уничтожить. Сторонников первой точки зрения совсем немного: несколько суррогатных матерей да местная знаменитость, писатель Зиллейби. А вот среди тех, кто считает необходимым уничтожить представителей чужого вида, оказывается даже местный викарий, который убедительно доказывает, что заповедь «не убий» касается людей, а Дети — не люди.
Не обошлось, конечно, без русских. Как выясняется, аналогичные случаи имели место в разных уголках Земли, и в Советском Союзе власти поступили жестко и решительно: уничтожили тактическим ядерным оружием весь городок вместе с обычными людьми. Тут еще необходимо отметить, что просто так справиться с Детьми невозможно, ибо любую агрессию, направленную против них, они обращают, еще и многократно усиленную, против своих обидчиков, поэтому в борьбе с ними возможны только очень серьезные меры. Местные гуманисты клянут «русских варваров» за такое жестокое решение проблемы и слабовольно надеются, что здесь все как-нибудь само «рассосется». Да, есть еще и полковник военной разведки, который на протяжении нескольких лет наблюдает за происходящим в Мидвиче, никак, однако, не вмешиваясь. Интерес военных понятен, непонятна только роль этого полковника.
Финал романа выглядит достаточно неожиданным. Я ожидал какой-то «гуманной» развязки, присущей «цивилизованному» Западу, но главный гуманист, интеллигент Зиллейби, решает проблему как раз в духе «русских варваров» — хотя Уиндэм об этом и умалчивает, ясно, что среди жертв оказались не только Дети. И надо сказать, что других вариантов в борьбе за выживание на планете Земля просто быть не может.
Очень сильное произведение. Читал почти сразу после «Дня триффидов», и «Кукушки...», конечно, намного сильнее. И если в «Дне триффидов» финал оставляет надежду на возвращение к обычной жизни после свершившегося «конца света», то здесь, несмотря на вроде бы благополучную концовку, будущее не кажется таким радужным. Ведь остались Дети на других континентах, и потом никто не может гарантировать, что их пришествие не повторится.
lammik, 24 февраля 2024 г.
Чете Гейфордов из деревушки Мидвич несказанно повезло. Ричард Гейфорд родился вовремя, а потому во время странных событий в деревне, он вместе с супругой оказался достаточно далеко от эпицентра событий — в соседнем городке. Остальные обитатели, а главное обитательницы, Мидвича такой удачливостью не обладали, нечто загадочное лишило их сознания, взамен наградив в положенный срок детишками, да не простыми, а златоглазыми.
Во-первых, обращает на себя внимание то, как это написано — с лёгким налётом иронии, с погружением в пасторальную атмосферу деревушки, в которой есть всё, что положено — викарий, доктор, своё общество, несмотря на сельский характер местности по-английски сдержанное и даже пара достопримечательностей — учёный Гордон Зиллейби, творящий свои «Труды» вдали от городской суеты и загадочный объект — Грейндж, содержащийся то ли на деньги военных, то ли спецслужб.
Во-вторых, обращает на себя внимание сама идея «пятой колонны», когда десятки «абалкиных» должны взорвать человечество изнутри. и тут уже появляются сомнения — зачем цивилизации способной сотворить «такое» вообще все эти рискованные танцы «космических кукушек», неужели нельзя найти путь попроще и эффективнее?
В-третьих, не верится, что столь уникальные объекты изучали бы исключительно пассивно, да ещё и в желаемом самими подопытными режиме. Полагаю, нашли бы и способы воздействия Детей на человеческое поведение и методы противодействия ему.
Ну и в-четвёртых, филигранно выписанный финал немного разочаровал.
Для справки — городок Гижигинск на территории нынешней Магаданской области действительно существовал, являлся одним из первых поселений русских на Дальнем Востоке, но был оставлен обитателями задолго до ядерной эры. Боюсь, что именно «русский след» сделал невозможным издание в СССР «Кукушат» в своё время.
Ladynelly, 25 сентября 2007 г.
Невольно напрашивается сравнение с рассказом Дина Кунца «Мы трое»... К счастью здесь до рокового конца не дошло...