Джон Уиндем «Кукушки Мидвича»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в маленькой британской деревушке под названием Мидвич. Это был самый обычный поселок, каких сотни и тысячи, там веками не происходило ровным счетом ничего, но однажды все изменилось, после того как один осенний день странным образом выпал из жизни Мидвича (все находившиеся в деревне и поблизости от нее этот день просто проспали)...
Входит в:
— цикл «Midwich»
— антологию «Обряд перехода», 1993 г.
— антологию «Планета в подарок», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Экранизации:
— «Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1960, Великобритания, реж: Вульф Рилла
— «Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1995, США, реж: Джон Карпентер
— «Кукушки Мидвича» / «The Midwich Cuckoos» 2022, Великобритания, реж: Дженнифер Перротт, Боркур Сигторссон, Элис Тротон
- /языки:
- русский (12), английский (1), итальянский (1), финский (1)
- /тип:
- книги (13), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Ковалевский (8), К. Плешков (1), В. Рекунен (1), Г. Савченко (1), Д. Севери (1), С. Славгородский (1), Н. Штуцер (8)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oswald, 7 июня 2009 г.
На первый взгляд «Мидвичские кукушки» могут показаться немного скучноватыми, и да действительно надо признать, что местами (нечасто) так оно и есть. Иногда действие и вправду немного «виснет». Такое впечатление возникает по большей части из-за обилия многостраничных диалогов, и некоторой чопорности и академичности авторского стиля, которая впрочем присуща большинству английских классиков. Вскоре однако ощущение «провисания» пропадает, и сменяется чувством беспокойства и дискомфорта, постепенно переходя в напряжение, нарастающее по ходу событий. И вот, после того как развитие сюжета достигает кульминации, находится неожиданный и, единственно возможный выход из сложившегося безвыходного положения. Кажущаяся простота «Мидвича» на самом деле обманчива и непредсказуема. Это явный плюс книги.
Что же касается героев, они пусть и не очень подробные, вполне укладываются в традиционный для английской литературатуры образ типичного британца, который безупречно вежлив, воспитан и цивилизован. Сельские Леди и Джентльмены смотрятся очень натурально. Лучших героев и не нужно. Несколько поверхностно, но тем не менее довольно реалистично нарисована панорама жизни обыкновенной сельской общины, чей размеренный и неторопливый быт нарушает таинственное и непонятное событие, которое как оказалось имеет еще и далеко идущие последствия...
Несмотря на кажующуюся наигранность и, может быть, отчасти наивность сюжета, книга эта и в наши дни остается очень сильным произведением. Может быть не с точки зрения разнообразия сюжетных ходов и повествовательных линий, но уж во всяком случае, с точки зрения взрывоопасного потенциала заложенных в ней идей. Те вопросы и проблемы, которые ставит перед читателем Джон Уиндэм, я уверен были, есть и будут актуальны как и в те годы когда роман был написан так и в наше время. Насколько уязвимо цивилизованное общество перед лицом угрозы подчинения чужакам, которые не связывают себя никакими социальными и моральными ограничениями и устоями? Насколько велика угроза, от них исходящая? Какими средствами с этой угрозой бороться? Волей-неволей читатель вынужден будет задаться аналогичными вопросами. Хотя это и фантастика, но книга безусловно имеет острый социальный подтекст, характерный и для «Дня триффидов», только в «Кукушках Мидвича» акценты смещены в другую сторону.
Кроме того Уиндэм, надо отдать ему должное, сумел подать этот сюжет с присущей ему тонкой иронией (как скрытой, так и явной), и фирменным английским, несколько суховатым юмором. Я советую этот роман всем любителям не только фантастики, но и литературы в целом.
Deliann, 7 апреля 2013 г.
До последнего времени я был знаком с деревушкой Мидвич только по фильму 1995-го года «Деревня проклятых» (который также транслировался по телевидению под названием «Проклятье деревни Мидвич»). Смотрел фильм довольно давно и до недавних пор был уверен, что кино – очередная вариация уравнения «маленький городок + одержимые детишки = ужас». Сейчас, после прочтения книги, я в этом уже не так уверен (уж очень приятные впечатления остались после романа). Еще одним шажком к Мидвичу была случайно просмотренная серия «Симпсонов», высмеивающая фильм. Первоисточник же мне удалось прочитать только сейчас.
«Кукушки Мидвича» – второй роман, прочитанный мною у Джона Уиндема. И, судя по всему, автор тяготеет к социальным экспериментам, которые великолепно описывает. В «Дне триффидов» было целое исследование тенденций человеческого поведения после кардинальной смены жизненного уклада в плане массовой слепоты, эпидемии чумы и нападения опасных полуразумных хищников. В «Кукушках...» также на первый план выходят линии поведения и реакции людей на сложные и крайне необычные обстоятельства. В ночь с 26 по 27 сентября над деревней образовывается полусфера и все живые существа, оказавшиеся внутри нее, мгновенно потеряли сознание. Сфера продержалась около суток, после чего бесследно исчезла, люди пришли в себя, жизнь вошла в привычную колею до тех пор, пока спустя пару месяцев не выяснилось, что почти все женщины детородного возраста, которые побывали внутри сферы – беременны. Даже незамужние, вдовы и девственницы. А уж что начало твориться после рождения детей...
Многие моменты книги напоминали о произведениях Стивена Кинга: маленький населенный пункт, множество персонажей, яркая социальная составляющая романа, постепенное нагнетание атмосферы. Основные отличительные черта Уиндема в этом плане – психологии уделяется меньше внимания, к персонажам своим он относится добрее, да и в итоге получается не триллер, а скорее мягкая научная фантастика.
Единственный недостаток книги – ее неторопливость, хотя тут дело вкуса, мне, к примеру, такая манера повествования пришлась по душе. Хотя и не покидала мысль, что в наше время, книга, построенная на такой идее, скорее стала бы зубодробительным боевиком, чем умной фантастикой с социальным подтекстом.
zmey-uj, 16 июля 2008 г.
Значит, дети не должны быть сосредоточены в одном месте — поняли инопланетяне...
Ага, если женщина не помнит, как забеременела — аборт! — сообразили земляне...
«Требуются суррогатные матери, оплата высокая» — разместили объявления инопланетяне...
ДНК-обследование всех новорожденных — постановили земляне...
И начали им являться ангелы с благими вестями, и скрывались они от преследований в глухих лесах, и в горах, и в знойных пустынях, и в тундре ледяной...
Вот так, детишки, много лет назад ваши предки пришли сюда и очистили эту благословенную страну от диких аборигенов!
Oreon, 13 января 2014 г.
Перед прочтением почитал несколько отзывов и настроился на вещь значительно уступающую уровню Дня триффидов. И надо признаться, некоторое время действительно было немного скучновато, а несколько мест, кроме того, вызвали недопонимание. Но прочитав весь роман, должен заметить, что он все таки достаточно хорош, и хорош прежде всего своей идеей и подробно раскрытой философской подоплекой. Еще, по моему, у Шекли, я уже сталкивался с мыслью, «что миролюбивый разум слишком хрупок для этой неприветливой Вселенной...». Но то был рассказ, а здесь этот тезис раскрывается по полной, при чем не в лоб, в результате традиционного силового противостояния, а эдак интеллектуально-изощренно исподтишка и незаметно, в виде красивеньких деточек с золотистыми глазками подсаженными людям подобно, как физически более сильная кукушка подкидывает свои яйца в гнезда более слабым и мелким птицам. А ты потом воспитай этого кукушонка на принципах гуманизма, чтоб он собственных твоих детей не повыкинул, да есть ему натаскай, да так, чтоб твои собственные дети с голоду не подохли (это я в ответ на удививший меня отзыв:)) да без вопросов, что кукушат то ты и не звал как бы..:). Это вон индейцы европейцев сначала мирно хлебом-солью встречали, только почему-то никто сейчас про их гуманизм относительно европейцев и не вспомнит, ибо не кому, как это ни печально. Это такой яркий пример. Из более современного, действительно можно упомянуть мигрантов, которые скоро в некоторых европейских странах будут составлять большинство населения продолжая потихоньку теснить коренных аборигенов.
Так что с автором я солидарен, и он этот вопрос межвидовой борьбы за место под солнцем многогранно рассматривает с разных сторон. Новым в его произведении для человечества есть то, что в своей истории человечество боролось и побеждало животный мир более с позиции ума чем силы и никогда не встречало равного противника по уму. И вот, в небольшой английской деревушке Мидвиче, Уиндэм предоставляет людям такую возможность, заодно заменив технику вторжения с уже набившей оскому, со времен еще Уелса, военной армады на технику, что называется тихой сапой и разрушение изнутри в силу интеллектуального превосходства.
В итоге роман в целом понравился, хотя иногда автора и тянуло в несколько скучноватые многократные повторяющиеся рассуждения и он скорее плавный чем динамичный, хотя к концу атмосфера постепенно нагнеталась до степени достаточной, чтоб начать подсознательно ускорять скорость чтения и волноваться, ну что же там будет дальше, хотя над ожиданиями и довлел когда-то посмотренный и теперь смутно припоминаемый фильм. Другим вставшим для меня вопросом со знаком минус, была жена Зиллейби, которая забеременев вместе со всеми (а до этого она долгое время забеременеть не могла хотя хотела и пыталась) совершенно неожиданно родила малыша не золотоглазого, а с фирменным Зилейбевским носом (что вышло ну очень уж удобно для последнего). Кстати и сам, местное светило философии Зиллейби, в деревне смотрелся не очень органично, не под стать остальным жителям. Хотя вещать его устами автору и было более всего удобно. Вот собственно и все придирки. Так что твердая 8 в итоге.
Так же любопытно было почитать выкладки автора по поводу гуманизма, демократии, партийной системы и русского тоталитаризма. С одной стороны автор соглашается, что способ примененный «по ту сторону занавеса» достаточно эффективный и своевременный, с другой стороны, мне сложно согласится в целесообразности уничтожения целого города не перепробовав менее радикальные меры (но такой вопрос в системе коммунизма не достаточно актуален). Но далее, как размышляет Уиндем, западная система, демократичная многопартийная, оказывается в сравнении с восточной вообще не жизнеспособной в подобных условиях, поскольку политические партии вместо того чтобы устранить угрозу будут заниматься подковерной борьбой, заигрыванием с электоральными симпатиями и в последний момент могут вообще отказаться взять на себя ответственность за принятие решения, попытавшись уступить это право, а заодно и утопить конкурента. В этом плане благоприятная концовка романа выглядит совершенно не жизненной и фантастичной, поскольку так хорошо задуманный план вторжения со стороны неземного разума провалился через крайне топорную и нереально не эффективную реализацию в столь благоприятных условиях, что идет произведению в минус (притянуто и оторвано от возможных событий в придуманных автором условиях близким к реальным). Но сложно в последнем упрекнуть автора, ведь попробуй Уиндем изобрази более правдоподобное развитие сюжета и уже не получилось бы столь счастливого конца и человечество вскоре погибло бы подобно динозаврам не выдержав биологической борьбы с более приспособленными видами. А утверждение автора, что к довеску к неповороткой политической организации найдется достаточное количество гуманистов которые будут активно бороться против борьбы с кукушатами за место под солнцем, меня поначалу удивило, но, как показали здесь некоторые комментарии, и в этом Уиндем более тонкий психолог:). Так что остается лишь возрадоваться, что человечество на данный момент так и не встретило подобного интиллектуального противника, иначе, как можно додумать исходя из данного произведения, оно либо хотя бы частично самоуничтожилось, либо полностью бы спасовало сдавшись без боя под знаменем гуманизма.
Visor., 21 декабря 2013 г.
Итак... Мидвичские кукушки... Скажу честно: «Давно меня не пробирала за душу такая чёткость и ясность написанного.» Так замечательно и невероятно прописать без всяких спецэффектов и супергероев чужой разум. Это просто феноменальная работа. Достаточно сложно пытаться описать чуждую человеку психологию ТАК, чтобы её можно было бы представить у себя в голове . Ещё сложнее описать психику, которая абсолютно не противоречит себе, условиям существования и развития.
Интересна идея описания автором книги в виде дневника и обрывков воспоминаний в строго хронологическом порядке. То есть не нужно самому пытаться склеивать мозаику и тихо ругаться, расставляя все события на свои места. Читается это как не то исповедь, не то как летопись. И читается достаточно плавно и легко. Нет каких-либо резких скачков и перепадов. Всё идёт своим чередом, не противореча здравому смыслу. Переживания матерей, описание их материнского долга достаточно красочно и всё время остаётся в фоне. Даже если об этом не упоминается, то всё-равно ощущается в книге забота об этих детях.
Интересно то, что в данной книге есть много основных линий «для обдумывания». Разделить их я не в силах, так как эти конфлитно-философские линии так прочно сцеплены друг с другом, так интересно переплетены, что составляют неразъёмную цельную нить ВСЕГО повествования. Но условно: первая нить -- это хранение тайны. Вторая -- стыд и неприятие чего-либо неестественного.
Могу более красочно описать и свои чувства, и свои эмоции о книге... но это уже будет слишком раздутый отзыв... Основное я вроде бы уже описал.
Так что... эта книга о норме, идеалах человечества, а также злобных лицах и тухлых душах за красивыми масками.
Мой вердикт: ШЕДЕВР.
По 10-бальной шкале: [ВНЕ КАТЕГОРИЙ].
Рекомендация: «Книга не для всех. Не все поймут».
P.S: А для тех, кто говорит о противостоянии рас: не было никакого противостояния (см. СПОЙЛЕР). Вот так вот...
Селеста, 25 января 2024 г.
Джон Уиндем — новый для меня автор, и начать знакомство я решила с самого знаменитого его романа. Маленький английский городок, непонятная напасть, постигшая жителей — на целые сутки Мидвич оказался под куполом беспробудного сна, — единовременная беременность всех фертильных женщин и вишенкой на торте рождение абсолютно одинаковых детей. Завязка потрясающая, но с исполнением не всё так гладко.
Что мне не очень понравилось, так это некоторая занудность стиля автора. Книга маленькая, но читала я её очень долго, буквально по главе в день. Повествование достаточно часто провисает, из-за чего внимание просто отключается и книгу приходится откладывать. Язык достаточно сухой, сам текст наводнён именами безликих персонажей, которых просто невозможно запомнить — настолько они никакие. Даже рассказчик — персонаж достаточно пустой. Единственным по-настоящему интересным героем является старик Зиллейби с его живым интересом к Детям и своеобразно выстроенными отношениями с ними. Мне было бы интереснее больше узнать о нём и о том, как в бытовых условиях происходит взаимодействие с Детьми, однако автору интересно было другое, и Дети, по-сути, практически всё время оставались где-то на периферии, начав немного раскрываться лишь ближе к финалу.
Конечно, не обошлось без клюквы — нельзя было в те времена не потыкать палкой в Советский Союз. Но клюква в книге приемлемая, мне даже понравилась нижеприведённая цитата — так один из персонажей описывал СССР и то, что они сделали со своим аналогом Мидвича:
В России ведь человек существует лишь для службы государству. Стоит ему поставить себя выше интересов государства — он уже предатель.
Есть в книге и некий налёт... наивной театральности, что ли. Весь сюжет подан как рассказ очевидца, который собрал воедино, в связный текст, все попавшие ему в руки свидетельства, рассказы других очевидцев, диалоги и так далее, но при этом атмосфера несколько не соответствует. Как будто автор хотел просто поговорить на вечные темы, а чтобы это кто-то прочёл, решил обернуть текст в историю о пришельцах. Несмотря на это, в книге много сложных философских вопросов, много неоднозначных дилемм, над которыми автор предлагает читателю поразмышлять, много авторских рассуждений, вложенных в уста персонажам (иногда чрезмерно много).
Что автору удалось на славу, так это атмосфера и проработка социальной стороны конфликта. Самый натуральный саспенс — когда чувствуешь нагнетание конфликта, понимаешь, что вот-вот должно рвануть, но ещё не знаешь, как, когда и откуда. То, как по-разному люди относились к Детям, также подано прекрасно: женщины, которые в ужасе бежали от неведомых зверушек, порождённых их утробой, и женщины, которые до последнего видели в них собственных детей, отказываясь признавать очевидное, мужчины, которые Детей просто терпели, тот же Зиллейби с его научным интересом. Автор затронул и тему выбора между меньшим злом — убийство Детей и подспудные жертвы среди мирного населения — и благополучием всего вида, тему перебрасывания друг на друга ответственности, тему гипотетических конфликтов двух цивилизаций, тему превосходства коллективного разума над индивидуальным, и многое другое. Правда, рассуждения об эволюции и о недостающих звеньях проверки временем не выдерживают — они сильно устарели за столько-то лет
Все те, кто кидаются в автора претензиями о поголовном решении женщин сохранить беременность, забывают (или не знают) о годе написания книги. 1957г. — время, когда материнство ещё считалось священным и единственным долгом любой женщины (автор сам это подчёркивает), время, когда религия владела умами людей, а также время, когда аборт был опасной процедурой и имел множество массу последствий. Само собой, любой женщине, выросшей в условии подобных догматов, проще поверить в то, что её беременность — божий дар, а не происки Дьявола и уж тем более не инопланетное вторжение. Кроме того, автор не сгрёб под одну гребёнку всех женщин и продемонстрировал, что были те, кому дети на фиг не сдались — родили, бросили и как можно скорее уехали прочь. Всё в рамках здравого смысла. И даже попытки избавиться от беременности автор вскользь, но упомянул. Читать надо внимательно.
Финал достоин отдельной похвалы. Очень печальный, но логично проистекающий из текста и правильный с точки зрения сюжета. Девять из десяти леденцов. Потрясающая задумка, не утратившая оригинальности и по сей день, множество затронутых тем, но при этом подано всё местами пресно и скучно. Форму автор не докрутил.
V-a-s-u-a, 28 декабря 2010 г.
Роман-парадокс, читающийся одновременно с интересом и скукой. Придумав неплохую идею про необычное посещение людей инопланетянами, автор тут же принимается воплощать её, не задумываясь о том, чтобы обыграть её интересно.
Вот все женщины Мидвича внезапно беременнеют, вот они рожают странных золотоглазых детей, вот эти дети оказываются единым организмом — за всем этим следишь, но совершенно без эмоций, будто это не контакт с инопланетянами, а забастовка рабочих в какой-нибудь далёкой Бразилии. И даже от неожиданной концовки(а учёный-то под притворной заботой о кукушатах, сохранял верность человечеству) ни разу не перехватывает дыхание.
В итоге имеем книгу, в которой идея и отдельные сюжетные ходы ценнее самой книги. Не то, чтобы идея воплощена так уж плохо, нет, просто совершенно обычно, без изысков, не оставляя ничего в душе.
Yamada, 2 февраля 2018 г.
Ещё один шедевр Джона Уиндема, который ничем не уступает роману «День триффидов», а на мой взгляд, так даже лучше. Поначалу было удивительно, что русскоязычному читателю «Кукушки Мидвича» менее известен, но потом стало понятно — из-за того, что до 1992-го года роман у нас вообще не издавался. Хотя, крамолу против Советского Союза в этом произведении мог бы рассмотреть разве что закоренелый параноик. Тут даже наоборот — показано как русские быстро, легко и действенно решают проблему всепланетарного масштаба, с которой ни англичане, ни американцы и никто другой справиться не могут. А ведь, если вдуматься, то проблема весьма серьёзная — на кону стоит существование самого человечества. Дай этим кукушатам волю — так легко уничтожат все без исключения конкурирующие виды. Причём и аналогия с кукушатами приводится точная — птенец кукушки, как только вылупляется из яйца, то тут же начинает уничтожать птенцов той птицы в чьё гнездо попал, как конкурентов за пищу и жизненное пространство. Замечательная идея и, к сожалению, не настолько нереалистична.
Первая часть романа многим может показаться скучноватой, но на самом деле это так и задумано. Уиндем показывает тихую и спокойную, ничем особо не примечательную, жизнь маленького селения в Средней Англии, где годами ничего не происходит, все друг-друга знают в лицо и по имени, а перекрытие магистрали, ведущей в столицу, для жителей городка выглядит как ЧП вселенского масштаба. И вот, пока кукушата ещё не вылупились, ещё не представляют опасности, жизнь в Мидвиче идёт своим чередом, хотя и уже далеко не так, как это было до того дня, который выпал у жителей городка из сознания. Местное население взбудоражено, расходятся нелепые слухи и, как всегда бывает в подобных случаях, никто ничего толком не понимает. Главный герой — один из немногих, кто чудом не пострадал от странного явления, но и ему, и его жене всё это явно не по душе. Он, вместе с женой, покидает Мидвич и уезжает в Лондон. Великолепная завязка.
Развитие сюжета и основные события происходят во второй части, по прошествии девяти лет, когда Ричард, от лица которого идёт повествование, решает вернуться в ставший уже загадочным городок и узнать как там идут дела. И вот события разворачиваются уже таким образом, что никак не могут заставить читателя скучать. Дети-кукушата уже повзрослели, но выглядят не на календарных девять лет, а почти зрелыми юношами и девушками. Поначалу, хоть и не устанавливают своей диктатуры, но за каждый, даже самый безобидный проступок, жестоко карают местных жителей. Им то что — они необычные. Мало того, что интеллектуально превосходят простых смертных, так ещё и способны подчинить своей воле всякое живое существо. Явной агрессии не проявляют, но уже от них погибли два человека. А когда люди начинают понимать, что им с «золотоглазыми» никак не ужиться, то разворачивается трагедия. Местные вскоре становятся заложниками кукушат и видят, что ничего с этим поделать не могут. Ни полиция, ни армия помочь им не в силах. Вот тут и выходит на главный план уже немолодой учёный Зиллейби. Он один имеет на кукушат хоть какое-то влияние, ведь он не кто иной, как их школьный учитель. Как педагог, Зиллейби прекрасно понимает, что скоро их уже совсем нельзя будет хоть как-то контролировать и из Мидвича эта зараза распространится на другие города. В борьбе за существование чудо-детки будут уничтожать всех и вся. И чтобы остановить всеобщую трагедию нужно уничтожить их самих. Уже была одна такая попытка, которая закончилась плачевно. Тогда старик-учёный решает эту проблему как настоящий мужчина. Честно говоря, когда читал, то так и подумал, что он сделает именно это. Замечательная кульминация.
Стоит отметить, что «Кукушки Мидвича» — серьёзный роман, который требует серьёзного осмысления и философского обдумывания. В этом плане он ничем не уступает признанным классическим произведениям фантастического жанра. Это не пёстрый ширпотреб, не имеющий под собой основы. Так что, думаю, любители дешёвого бульварного чтива его просто не поймут. Поэтому его и стоит читать, так как такая литература только способствует развитию.
Hirus, 7 мая 2013 г.
Великолепно! Мастерски!
Очень правдивая картина описана автором. Что все мы ждем каких-либо грандиозных событий в подходящих для этого местах. А на самом деле невероятное может произойти где угодно. Вспоминается пережитое мной падение метеорита 15 февраля в Челябинске. Тоже, в обычное утро, в рабочей рутинной обстановке яркий свет выглядываешь в окно и тут перед тобой такое, в которое даже видя воочию не верится.
По началу читается рассказ на уровне мистики, сравнимой с сериалом X-files. Событию местного масштаба, не имеющего глобальных последствий. Ситуация кажется под контролем и в любой момент решаема. Но не спешите с выводами, дальше автор выведет все на новый уровень. Все очень правдиво и от того становится очень неуютно. И как написано в самом романе, это не простое противостояние видов на уровне у кого мощнее пушка, тут все выведено на другой уровень. Брошен вызов Человеку в его сильнейшей стороне — уму.
В середине чтения есть не понимание, почему люди так много вложили в неведомое, которое потом стало еще опасней от этого. Но ближе к концу все встает на свои места, все понятно, логично и жестоко.
Настоящим украшением романа стал Зиллейби. Это умудрённый человек очень часто изрекает очень интересные мысли, над которыми интересно подумать.
Интересно описано, как человечество становится заложником самого себя, что надо решиться на необходимый шаг, и как это трудно сделать разным человеческим общинам.
*Внимание, под спойлером написано про концовку!*
Моя оценка этому произведению 11 из 10.
P.S. на протяжении всего романа ждал, когда же люди попробуют использовать шлемы из фольги =))
amak2508, 4 октября 2017 г.
Бесспорно, самое сильное из того, что написал Джон Уиндэм, и, по-хорошему, именно эту вещь, а не «День триффидов» надо было помещать в молодогвардейскую «Библиотеку современной фантастики», но... идеологическая цензура и русский след, очевидно, сыграли свою незавидную роль.
Сюжетно книга с самых первых страниц вызывает в памяти «Жука в муравейнике» Стругацких. Да оно и понятно — проблема страха, проблема того, как поступить с возможно опасным продуктом непонятного чужого разума до того интересна, до того неоднозначна, что писать на нее будут, наверное, всегда. Только если братья решили ее в более динамичном, более приключенческом ключе, то Джон Уиндэм постарался (кстати на два десятка лет раньше) как можно подробнее препарировать ее, рассмотрев, кажется, все возможные факторы, влияющие на ее решение.
Удивительно, но у автора получилась практически идеальная смесь увлекательности и пищи для размышлений, причем интрига держит в напряжении от первой и до последней страницы — все время хочется узнать: «А что будет дальше?», «А чем все закончится?». Правда, нетерпеливый читатель наверняка будет считать, что текст в ущерб действию излишне перегружен всевозможными логическими построениями и размышлениями на морально-этические темы. Но если начать вчитываться в весь этот многостраничный повествовательный текст, то неожиданно оказывается, что он ничуть не менее интересен, чем собственно действие: логические построения на тему перспектив дальнейших взаимоотношений с «кукушатами» изящны и безупречны, а этические проблемы, возникающие при этом, необычны и, похоже, неразрешимы. Да и вообще в романе множество интересных мыслей на тему контакта и взаимоотношений с чужим разумом.
Кому лучше удалось «сочинение на заданную тему» — Джону Уиндэму или братьям Стругацким, судить, конечно, читателю, но то, что этот роман Уиндэма обязателен для чтения, как вещь чрезвычайно умная, талантливая и увлекательная — это несомненно. Отдельный плюс автору за название «Кукушки Мидвича», эффектно, точно и кратко определяющее самую суть этого романа.
Tanufka, 10 декабря 2013 г.
Так вышло, что сначала посмотрела фильм «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких, а потом через некоторое время в руки попали «Кукушки Мидвича», испытала острое ощущение де-жавю и обратилась к первоисточникам, чтобы выяснить, какое из произведений было написано первым, все же, истинным автором этой идеи оказался Уиндем, что порадовало.
Читать было достаточно интересно, хотя и смущали некоторые моменты. Опять автор не обошел стороной свою любимую тему — отношение к СССР))) Ну не может он без этого никак. Нужно же было показать, какие русские нехорошие и свирепые, готовы уничтожить всех и вся.
Неплохая идея романа, ведь ребенок для женщины его родившей будет всегда родным, даже если и будет очевидно, что он и не человек по своей сути. Также интересна мысль, что интеллектуальное превосходство сочетается с жестокостью.
baroni, 22 сентября 2007 г.
Недавно перечитал роман Уиндэма и подивился, сколь актуально он звучит в наши дни, после печально известных столкновений во Франции, в которых «зажигала»(и в прямом, и в переносном смыслах), в основном, арабская и африканская молодежь. Вот они, «кукушки Мидвича»... Не знаю, думал ли Уиндэм о том, что через пол-столетия его роман будет прочитан именно в ТАКОМ ракурсе, но то, что тема романа оказывается созвучной сегодняшнему дню — признак настоящей, серьезной литературы.
god54, 21 июля 2022 г.
Это просто классическая фантастика на века, которую читали, читают и будут читать всегда, ибо вопросы, которые она поднимает всегда будут волновать человечество. И первый самый важный: согласится ли человечество превратится в вымирающее меньшинство? В остальном — великолепная фантастическая идея, превосходный сюжет, очень читабельный текст. А потому я считаю и считал всегда, что обсуждать и осуждать шедевры можно, но так ли уж это нужно. Их нужно читать неоднократно и просто получать удовольствие, так как каждое прочтение что-то добавляет в тебя новое, ранее непонятое.
FixedGrin, 3 апреля 2022 г.
C использованием материалов заметки для Medium (https://bit.ly/3LFu8My).
Рэю Брэдбери принадлежит весьма популярное, особенно в русских переводах, и набившее оскомину из-за обычно сопутствующего технофобского контекста высказывание: “Мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем”. Оно бы вполне органично смотрелось в уиндэмовском “уютном апокалипсисе” Мидвича, на знаменах толпы жителей поселка, идущих громить ферму с золотоглазыми детьми-кукушатами.
Однако вторжение Новой Волны обезвредить
Новый экземпляр продукции системы.
Вплоть до послевоенного бума это всех устраивало, а потом на Мэдисон-авеню поняли, что возрастная группа от четырнадцати до двадцати одного наделена значительным потребительским потенциалом, не исключая предметов роскоши.
Гордон Зеллаби, персонаж, наблюдающий за взрослением и послевоенных тинейджеров, и Мидвичских Кукушек, отмечает:
Дети представляют расу, чей чрезвычайно сильный императив выживания становится угрозой человечеству. Зеллаби же вверяет себя импульсу, оставшемуся для Детей незнакомым:
«Поначалу молодёжь лишь давала свою оценку продукции экономики богатого общества, затем начала её узурпировать, исследуя новую технологию и подчиняя её себе. Битлы и Боб Дилан поставили себе на службу поп-индустрию, артикулируя и усиливая тревоги сегмента человечества, прежде лишённого даже когерентной идентичности, не говоря уж про международное представительство», констатирует Гринлэнд.
Спустя без малого полвека тенденции, с ехидной беспристрастностью задокументированные Фарреном и Гринлэндом, напомнили о себе на новом витке истории мира, геронтократы которого не жалеют сил и средств, чтобы оседлать поднимающуюся волну. Бэби-бумерам под 70-80, они в сравнительно хорошей физической форме (но не умственной, как это легко понять по речам президентов США и России, производящих зачастую навязчивое впечатление беглецов из психушки), подготовлены к защите от вторжения лучше генерала де Голля, Эйзенхауэра и Никсона, в их распоряжении имеется вакцина против футурошока — ее не запрещают, как гашиш и ЛСД, а рекомендуют к употреблению, и в англосферном фэндоме организованной оппозиции днем под красным квазарным фонарем не сыскать.
А ведь ее явление предсказывалось, но, в отличие от уиндэмовского, прогноз тот оказался неверным в одной ключевой детали. И нет, эта деталь — не острый дефицит энергоносителей вследствие “озеленения” энергетики и не радостный косплей Холодной, но в целом мирной войны, убежища на случай которой уже расконсервированы под дизайнерскими газонами. Эпические виннипухи британской глубинки, правда, уже пять лет как изгнаны из ЕС после референдума о Сублимации Королевства; не найти им приюта и в Китае.
Не могу сказать, что меня это печалит: еще после просмотра карпентеровской «Деревни проклятых» мне стали куда ближе Дети, а поступок Зеллаби/Чаффи всегда казался омерзительным.
К слову, издание «Мидвичских кукушат» 1983 года, кажется, пострадало от другой уиндэмовской находки — хроноклазма, и демонстрирует деплатформинг Трампа тиктокерами в ходе пламенных, но в целом мирных протестов:
Стронций 88, 14 июня 2015 г.
Прочитал.
Прочитал, и, знаете, ощущение такое… жалко! Жалко, что при всех достоинствах книги (это шикарное фантдопущение, мысли – и глубокие! – о роли планеты Земля как полигоне для новых видов от таинственных Инженеров, о видовой борьбе; доля моральных вопросов, их противоречие с биологической потребностью выживания вида и т.д.) книга была для меня совершенно скучна…
Это ощущение сонного английского бытописательского романа, пыльное ощущение захолустья – в этом всё тонуло так глубоко, что извлекать приходилось, прилагая усилия. Несмотря на все чудеса, не смотря на все интересные мысли – я брал в руки книгу, и мне хотелось спать… Может автор хотел сонно-захолустной атмосферой добиться реалистичности, только меня это вгоняло в дрёму. Всё чудеса были так завалины этим и громоздкими нескончаемыми философскими беседами, что у меня мелькала мысль: а может роман не о Детях, а о мистере Зиллейби? Ну, на самом-то деле! Да и казалось (из самой манеры повествования, а не из-за происходящего), что жители городка даже в самый пик «чудес» сохраняют какую-то апатичность. Бодрее было к концу, когда конфликт стал назревать нешуточный, но и тут автор стал уводить от этого, от Детей, от Грейнджа в Кайл-мэнор, к убаюкивающему своими речами (пусть и с попадающимися в них интересными мыслями) Зиллейби… Ну, не подогревало это ни интриги, ни интереса, ни динамики. А уж если о динамики, то этот роман был для меня из ряда очень вялых.
Жаль. Просто очень жаль, что при такой идее, при таких событиях, при которых роман мог быть как натянутая струна, да плюс неслабые мысли о месте человека и тех метаний между моралью и выживанием вида, моральная зависимость матери от вынашиваемого плода (Кукушки) и т.д., в общем, в плане наполнения – просто шикарно; но в плане исполнения – мне было откровенно скучно… В плане исполнения и захолустной сонности вкупе с занудными философскими размышлениями мистера Зиллейби (ох уж этот Зиллейби!) – ну не моё!
Держу в руках сборник из пяти романов Уиндема («День триффидов» серии «Шедевры фантастики») и, если честно, сейчас не имею никакого желания переходить к следующему роману. При всех достоинствах «Кукушек Мидвича».