fantlab ru

Михаил Булгаков «Ханский огонь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
309
Моя оценка:
-

подробнее

Ханский огонь

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 69
Аннотация:

«Ханская ставка» -- одна из немногих сохранившихся подмосковных помещичьих усадеб, в которой ныне организован музей. Приезжает очередная экскурсия, а хранительница музея именно в этот день заболела. Экскурсантов ведёт по усадьбе старик-сторож, помнящий последнего князя ещё ребёнком.

Примечание:

Опубликован: Красный журнал для всех. Л., 1924, №2.


Входит в:



Избранное
1980 г.
Избранная проза
1983 г.
Антология русского советского рассказа (20-е годы)
1985 г.
Антология русского советского рассказа (20-е годы)
1985 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы
1985 г.
Собрание сочинений. Том 2
1985 г.
Белая гвардия
1987 г.
Человечья весна
1988 г.
Избранное
1988 г.
Повести. Рассказы. Фельетоны
1988 г.
Роман, пьеса, повесть, рассказ
1988 г.
Роман, пьеса, повесть, рассказ
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Собачье сердце
1988 г.
Собачье сердце. Ханский огонь
1988 г.
Театральный роман. Рассказы
1988 г.
Ханский огонь
1988 г.
Ханский огонь. Белая гвардия. Собачье сердце. Записки юного врача
1988 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера
1989 г.
Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера
1989 г.
Белая гвардия. Собачье сердце. Роковые яйца. Ханский огонь
1989 г.
Дьяволиада
1989 г.
Дьяволиада: Повести, рассказы, фельетоны, очерки
1989 г.
Собачье сердце. Повесть. Ханский огонь. Рассказ
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1989 г.
Советский рассказ 20—30-х годов
1990 г.
Багровый остров
1990 г.
Похождения Чичикова
1990 г.
Ранняя проза
1990 г.
Собачье сердце
1990 г.
«Я хотел служить народу…»
1991 г.
Дьяволиада
1991 г.
Избранные произведения. Том 2
1991 г.
Морфий
1991 г.
Тьма египетская
1991 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том второй
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Записки покойника
1993 г.
Том 2. Роковые яйца
1995 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1
1997 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
1997 г.
Белая гвардия
1998 г.
Собачье сердце
1998 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 1
1998 г.
Мастер и Маргарита
1999 г.
Рассказы. Повести
1999 г.
Избранные сочинения. Книга 1
2000 г.
Мастер и Маргарита. Роман. Рассказы
2000 г.
Волшебный фонарь
2001 г.
Мастер и Маргарита
2001 г.
Белая гвардия
2002 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. Дьяволиада. Повести, рассказы и фельетоны 20-х
2002 г.
Белая гвардия. Мастер и Маргарита. Повести. Рассказы
2003 г.
М. А. Булгаков. Избранные сочинения в 3 томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Белая гвардия
2003 г.
Мастер и Маргарита
2003 г.
Михаил Булгаков. Сочинения в 4 томах. Том 1.
2003 г.
Рассказы. Повести
2003 г.
Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2003 г.
Иван Васильевич
2004 г.
Избранное
2004 г.
Избранные произведения в двух томах. Том первый. Рассказы. Повести. Роман
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Дьяволиада
2004 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Дьяволиада
2004 г.
М. А. Булгаков. Избранные произведения в 2 двух томах. Том 1. Записки юного врача. Записки на манжетах. Рассказы. Белая гвардия
2005 г.
Собрание сочинений в 5 томах. Том 1. Белая гвардия
2005 г.
Мастер и Маргарита
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2007 г.
Собачье сердце
2007 г.
Ханский огонь
2007 г.
Мастер и Маргарита
2008 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1. Белая гвардия. Записки на манжетах. Рассказы
2008 г.
Полное собрание романов, повестей и рассказов в одном томе
2008 г.
Мастер и Маргарита
2009 г.
Повести. Рассказы
2009 г.
Сочинения. Том 2. О гражданской войне
2010 г.
Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
2011 г.
Рассказы. Белая гвардия. Пьесы
2011 г.
Собачье Сердце
2011 г.
Собачье сердце. Дьяволиада. Роковые яйца
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2011 г.
Собачье сердце
2012 г.
17 рассказов
2014 г.
Собачье сердце
2014 г.
Собачье сердце
2015 г.
Собачье сердце. Жизнь господина де Мольера. Повести. Рассказы
2015 г.
Иван Васильевич
2015 г.
Собачье сердце
2017 г.
Самоцветный быт
2021 г.
Дьяволиада
2023 г.

Периодика:

Наш современник № 2, февраль 1974 г.
1974 г.

Аудиокниги:

Ханский огонь
2003 г.
Ханский огонь. Стальное горло
2003 г.
Повести и рассказы
2005 г.
Собачье сердце
2005 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 3
2006 г.
Рассказы
2007 г.
Романы. Повести. Рассказы
2011 г.
Ханский огонь
2011 г.
Ханский огонь
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Notes on a Cuff and Other Stories
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень злой. По отношению ко всем — князьям, холопам, полуинтеллигентам и ко всем окружающим. И откровенно фантастический. Дело даже не в том, стал бы или не стал Юсупов жечь Архангельское, если бы представилась ему такая возможность. Юсупов не стал бы. Но Тугай-бей не Юсупов. При своём появлении он ведёт себя как классический, даже слегка карикатурный эмигрант. Эмигранты, не потерявшие надежду на возвращение, живут в собственном мире, который не имеет ничего общего с реальностью. Этот собственный мир эмигранта рушится за несколько часов. И Тугай-бей превращается в своего далёкого предка, который умел только жечь и убивать, зато хорошо умел. Которому нет дела до культуры, до традиции, до нации, даже до веры — недаром эти предки дважды за небольшой исторический срок меняли веру без всяких колебаний. Надо сказать, что психологически это превращение вышло не до конца убедительным. Но впечатление жуткое.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это рассказ-ощущение. Он полон ими – разными, непростыми. Он полон ими как густым сырым туманом – хоть отжимай. От смеха и какой-то неуютности (с этим-то полуголым!) в начале, до щемящей тоски – в конце. Для меня это рассказ о Тугай-Беке, это он в эмоциях, в этих красках. В начале – понаслышке, через весь древний, неоднозначный род, с пышностью, славой и развратом – кажущийся любопытной, но там, где-то далеко, за морем… Потом – живой и реальный, целующий старого слугу в щёку, сама монархически-отцовская справедливая рука. Затем нечто чудовищно-жестокое, хищная птица до безумия сулящая крови. И в конце – потерянное, нечто погревшееся, заплутавшее в тумане, обессиленное и не верящее в свою жизнь, в своё прошлое… даже чем-то режет это всё. И огонь как точка, отрезавшая новый мир, реальность от иллюзорного несуществующего прошлого – вот сгорит усадьба, и не будет уже его, исчезнет вместе с чудом сохранившимся островком жизни былой, жизни до… Я читал, и вся это сложность человека (и вместе с тем – любого человека) меня завораживала. И мне не хотелось искать в этом рассказе большего, вырывать из него каких-то идей и больших намёков, искать у автора прищуренный глаз и его симпатий или антипатий к чему-либо – я просто читал и просто наслаждался. Наслаждался языком и ощущениями, которые я получал. Ощущениями, которые окружили меня как густой сырой туман – меняющиеся и непростые. От ухмылки в начале, до грусти в конце. Хоть отжимай.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самая интересная вещь в этом рассказе-повести — его неоднозначность. Михаил Афанасьевич развернул перед нами картинку жизни, в которой невозможно расставить этические акценты. Прав ли князь Тугай-Бек в своем чудовищном поступке? Наверное, нет. «Ханская ставка» хранила в себе историческое и культурное наследие не только России. Такие усадьбы принадлежат человечеству. Можно ли понять его поступок? Наверное, можно. Лишившись всего привычного и дорогого в жизни, человек озлобился до такой степени, что предпочел разрушить то, что его предки создавали и сберегали веками. Слаб оказался последний князь. Не смог остаться князем в отрыве от усадьбы, которая есть все-таки лишь имущество. Усадьба уже отдала ему — последнему в роду — знание о всех своих сокровищах. Для сохранения личностной целостности она была уже не нужна. Но утратилось право владения, и личность оказалась разрушена. Мерзость всякая наружу полезла. И потерял человек то главное, чем сильны были настоящие аристократы — чувство принадлежности к роду, к истории. Уничтожая усадьбу, он разрушал вещественное воплощение памяти своих предков. Он, последний, не имеющий наследников, лишил свой род даже такого мертво-овеществленного застывшего бессмертия. Вслед такому князю не скажешь: «Слава павшему величию!», ибо величия нет в нем. Есть лишь злоба, отчаяние и потерянность. Наверное, что-то случилось с аристократией той грандиозной Российской империи, потеряли эти люди внутренний стержень, на котором держалась монархия, потому и рухнула она так неожиданно легко. Тем, кто жжет усадьбы предков, оберегаемые врагом для потомства, не дано выигрывать битвы...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, по-моему, очень хорош. Я пониаю тех людей, которые не восприняли его — они не монархисты. Будучи ярым приверженцем самодержавия, Булгаков написал трогательный рассказ о тоске — тоске по Родине, по дому, по жизни. «Ходят, будто я мёртв» — говрит хозяин поместья. Жутко становится мне от этих слов.

Произведение очень понравилось.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжёлый рассказ, мутный. Сам Булгаков рассказом гордился, обещая, что сюжет его непредсказуем. Но уже с первых строк, как только начинается описание усадьбы, становится понятно, что дому гореть. Мне не хочется спорить, на чьей стороне правда, имел ли право князь уничтожать бывшее своё добро. Думается, что не имел. Уж если ты представитель рода, то должен понимать, что это не твоё достояние, даже собственная твоя жизнь принадлежит не тебе, а пятисотлетней истории. Прототип героя рассказа князь Феликс Юсупов это прекрасно понимал, а тут... Бунтующие мужики ничего не разграбили и не сожгли, сжёг автор рассказа, показав себя в данном случае далеко не знатоком человеческой души. Должна же быть разница между кулаком, зарезавшим в своём хозяйстве племенных баранов, и образованным человеком, которого с младых ногтей воспитывали, как полагается воспитывать аристократа. Провинциальный доктор Михаил Булгаков не был вхож в круги дореволюционной русской аристократии, и в рассказе показал не аристократа, а мелкого провинциального обывателя, описав поступок, достойный мещанина.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не нам,теперешним ,судить людей ,подобно князю Тугай-Беку,потерявших все и всех, и Родину в придачу.Нельзя осуждать и людей,предков которых сотнями секли на конюшнях в подобных усадьбах. Тут прав Геннадий Шпаликов :

«По несчастью иль к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.»

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, в 20-тые годы такая история воспринималась совсем иначе, нежели сейчас?

Не очень понимаю, как публиковали этот рассказ в те годы, ведь в нем симпатия автора явно на стороне бывшего владельца усадьбы!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читя рассказы Булгакова, убеждаешься, что он любит пожар и сам огонь, как стихию. Здесь Ханский Огонь выступает не как разрушитель, а как очиститель совести человеческой.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грустная история, но понять князя можно: он считал, что уничтожает свое. А может так оно и есть и он прав?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх