Михаил Булгаков «Сорок сороков»
В Сорока сороков Булгаков даёт как бы четыре панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применён в «Дьяволиаде»). Наблюдает автор Москву с крыши дома Э. К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10 — в этом доме помещалась редакция газеты «Накануне»). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой «Дьяволиады» Коротков.
В Сорока сороков зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву «в конце сентября 1921 года» (судя по записи в дневнике «Под пятой», сделанной 30 сентября 1923 года, это случилось 30-го числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на оптимистической ноте: «И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробъёвы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать»
Опубликован: Накануне, Берлин-М., 1923, 15 апр.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 17 января 2008 г.
«Возможно, что это были героические времена, но это были голые времена». Динамика жизни, жизни бурной, непредсказуемой. Советской.
Ruddy, 18 декабря 2006 г.
Очень сильно перекликается нэповская Москва с современными реалиями России. Жизнь идёт, и слабые должны стать сильными или погибнуть в новом мире...