fantlab ru

Ги де Мопассан «Орля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
192
Моя оценка:
-

подробнее

Орля

Le Horla

Другие названия: Орла

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

В доме обыкновенного французского обывателя начинают происходить необъяснимые явления. Хозяин предпринимает безуспешные попытки выяснить причину таинственных событий.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Эта повесть была переделана Мопассаном из первоначального варианта редакции и появилась в печати только в сборнике «Орля», 1887 г.

Опубликован в журнал «Северный Вестник», 1887, Кн. 9. Отд. I. Стр. 227-247. (Рассказы Гюи де-Мопассана. I) под названием «Орла»


Входит в:

— сборник «Орля», 1887 г.

— антологию «Das Gespensterbuch», 1913 г.

— журнал «Weird Tales, August 1926», 1926 г.

— антологию «A Second Century of Creepy Stories», 1937 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— журнал «"Famous Fantastic Mysteries Combined with Fantastic Novels Magazine", September 1942», 1942 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— антологию «I vampiri tra noi», 1960 г.

— антологию «Beyond the Curtain of Dark», 1966 г.

— антологию «The Graveyard Shift», 1970 г.

— антологию «The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists», 1974 г.

— антологию «Land van de Griezel», 1976 г.

— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.

— антологию «The Dracula Book of Great Vampire Stories», 1977 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century», 1981 г.

— антологию «The Penguin Book of Ghost Stories», 1984 г.

— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.

— антологию «Мать уродов и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.

— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.

— антологию «Tales of Horror and Mystery», 1993 г.

— антологию «Infernaliana. Французская готическая проза XVIII-XIX веков», 1999 г.

— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.

— антологию «Children of the Night: Classic Vampire Stories», 2007 г.

— антологию «Безумие и его бог», 2007 г.

— антологию «Ghost Stories», 2008 г.

— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.

— антологию «The Dead Valley and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories, Vol. 2», 2012 г.

— антологию «Таинственная проза», 2013 г.

— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.

— антологию «The Moons At Your Door», 2016 г.

— антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.

— антологию «Вампиры пустыни», 2018 г.


Экранизации:

«Дневник сумасшедшего» / «Diary of a Madman» 1963, США, реж: Реджинальд Ле Борг

«Le Horla» 1966, Франция, реж: Жан-Даниэль Поллет

«Le Horla» 2009, Франция, реж: Boris Labourguigne, Бастьен Рэйнод



Похожие произведения:

 

 


Том 6
1958 г.
Орля
1991 г.
Мать уродов и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1992 г.
Том 6
1994 г.
Infernaliana
1999 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Огонь желания
2005 г.
Милый друг. Жизнь. Новеллы
2006 г.
Монт-Ориоль
2006 г.
Безумие и его бог
2007 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2011 г.
Вампирские архивы. Книга 2. Проклятие крови
2011 г.
Талисман мумии
2013 г.
Страх
2019 г.

Периодика:

«Weird Tales» August 1926
1926 г.
(английский)

1942 г.
(английский)

Электронные издания:

Вампиры пустыни
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Das Gespensterbuch
1913 г.
(немецкий)
The Second Century of Creepy Stories
1937 г.
(английский)
The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)
I vampiri tra noi
1960 г.
(итальянский)
The Vampire
1965 г.
(английский)
Beyond the Curtain of Dark
1966 г.
(английский)
The Graveyard Shift
1970 г.
(английский)
Beyond the Curtain of Dark
1972 г.
(английский)
Beyond the Curtain of Dark
1972 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1974 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1975 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1976 г.
(английский)
Land van de Griezel
1976 г.
(голландский)
The Best Ghost Stories
1977 г.
(английский)
The Dracula Book of Great Vampire Stories
1977 г.
(английский)
The Dracula Book of Great Vampire Stories
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century
1981 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best SF of the 19th Century
1983 г.
(английский)
The Penguin Book of Ghost Stories
1984 г.
(английский)
Antologija svetske fantastike
1989 г.
(сербохорватский )
The Dark Side by Guy de Maupassant
1989 г.
(английский)
The Birth of Science in Fiction
1991 г.
(английский)
The Book of Dracula
1991 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1993 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
1994 г.
(английский)
Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje
2001 г.
(сербский)
The World's Greatest Horror Stories
2004 г.
(английский)
Children of the Night: Classic Vampire Stories
2007 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of Horror
2008 г.
(английский)
Ghost Stories
2008 г.
(английский)
The Vampire Archives: The Most Complete Volume of Vampire Tales Ever Published
2009 г.
(английский)
The Dead Valley and Others, Vol. 2
2012 г.
(английский)
Chilling Horror Short Stories
2015 г.
(английский)
The Moons At Your Door
2016 г.
(английский)
Supernatural Short Stories
2018 г.
(английский)
Supernatural Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Horla(фр) = 1. непохожий. 2. нездешний, чужой.

Со времен Мопассана тема «чужих» стала так популярна, что в итоге стала жертвой своей популярности. На эту тему написаны тысячи книг, нарисованы тысячи картин, спеты тысячи песен, сняты тысячи фильмов. И сейчас увидев новое произведение c «чужими», читатель часто морщится «Как старо! Как неоригинально! Неужели не хватило фантазии на что-то получше?»

Произведение Мопассана заслуживает внимания, и высокой оценки, хотя бы потому что это родоначальник жанра. Причем у многих последователей, «чужие» очень человекоподобны. Зачастую они отличаются от человека только цветом кожи и размером... и разумеется превосходно говорят по-английски.

В отличии от большинства последователей, у Мопассана «непохожий» и правда не похож ни на что виденное им ранее. Лишь немногие фантасты добросовестны и честно говорят «Если на Луне не может выжить ни одно земное существо — значит лунатики не будут похожи ни на одно из них!». Чужой от Мопассана невидим, а возможно и вовсе нематериален, и проявляет себя лишь когда голоден — пьет молоко. Но Орля может выжить и без него, похоже это скорее ради удовольствия чем ради пропитания. Его основная пища другая — он питается жизненными силами. Он не является сознательно злым, похоже он даже не воспринимает людей как разумных — как паук раскинувший паутину на моем старом компе, который я оставил на память, не воспринимает комп как нечто искусственное и интеллектуальное. Равно как и этот «искусственный интеллект» не понимает разумности паука.

По итогам, ставлю Мопассану 10 из 10 — как родоначальнику целого жанра.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ пугает не вампирской жутью, а нарастающим безумием главного героя, который сам этого не понимая всё надёжней сходит с ума. Сначала я подумал, что автор как минимум консультировался с психиатрами тех времён, не знаю уж, были ли они в 19ом веке, но учитывая, что Мопассан сам окончил жизнь самоубийством, это многое объясняет. Страшный финал ГГ особенно ярко контрастирует с началом истории, описывающей мирную пасторальную картину, и формат дневника только помогает постепенно нагнетать обстановку нарастающего безумия. Я многое слышал об авторе, хоть и никогда не читал его, но после «Орли» точно возьмусь за изучение творчества классика.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приходилось ли вам когда-нибудь сходить с ума? Давайте попробуем. Вместе с Ги де Мопассаном.

Ни для кого не тайна, что автор, будучи поражённым известным недугом, покинул земную юдоль в сильно повреждённом рассудке. И похоже, что писал он этот рассказ как раз в процессе исчезновения разума. Ибо очень натуралистично описано постепенное «зацикливание» сознания на навязчивой идее ни на минуту не покидающей героя «Орли».

И не хотел ли Мопассан, подобно врачам прививавшим себе с целью изучения смертельные болезни, описать состояние человека для которого мир сужается до одной, маленькой, но всезахватывающей мысли, пожирающей всё внимание, всю жизнь.

Дневник героя можно даже назвать записками сумасшедшего — ведь мы не видим то ужасное существо, которое пугало героя. В рассказе нет ни одного свидетельства существования потустороннего гостя, которое нельзя было бы объяснить не психиатрическими причинами. Орля, по всей видимости, существует только в мозгу автора. Но описанные чудовищные переживания делают этого Орлю «живее всех живых».

И, кстати, хозяина дневника можно было бы заподозрить в увлечении Лавкрафтом с его «космическим ужасом». И только хронология оправдывает француза.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх