fantlab ru

Антон Чехов «Попрыгунья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.60
Оценок:
295
Моя оценка:
-

подробнее

Попрыгунья

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

Ольга Ивановна всегда считала своего мужа ординарным и скучным человеком, не понимала, как можно всё своё время отдавать медицине и естественным наукам, совершенно не интересоваться искусством и светской жизнью. Постоянно пребывая в поиске общества и внимания знаменитых и талантливых людей, она слишком поздно осознала, что по-настоящему великий и необыкновенный человек всё время был рядом с ней.

© sbrk
Примечание:

Первоначальное (черновое) название рассказа — «Великий человек».

Впервые — журнал «Север», 1892, № 1, 5 января (ценз. разр. 4 января) и № 2, 12 января (ценз. разр. 10 января). Подпись: Антон Чехов.

Пошло с исправлениями в сборник «Повести и рассказы» (М., 1894; изд. 2-е — М., 1898).

Включено в издание А. Ф. Маркса.

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, немецкий, венгерский, сербскохорватский, французский, чешский и шведский языки.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 7
1962 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том второй
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1970 г.
Дом с мезонином
1974 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Дом с мезонином и другие рассказы
1977 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы
1977 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 8 1892-1894
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том первый
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Степь. Повести. Рассказы
1980 г.
Том 1. Повести и рассказы
1980 г.
Униженные и оскорбленные. Вишневый сад
1980 г.
Повести и рассказы
1981 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Избранное
1982 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1982 г.
Рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы и повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 7
1985 г.
Избранные сочинения. Том первый
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Рассказы
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
Русский рассказ
2002 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Избранное
2008 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
Дама с собачкой
2013 г.
Рассказы и повести
2014 г.
Рассказы
2014 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Толстый и тонкий. Рассказы
2018 г.
Рассказы и повести 1892-1903
2018 г.
Рассказы
2019 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
Дама с собачкой
2022 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2002 г.
«Лошадиная фамилия» и другие рассказы
2007 г.
Повести и рассказы 1892-1894 гг.
2007 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Избранные произведения том 2. Рассказы и повести 1888-1897 гг.
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, в детстве плакала над судьбой несчастного врача Осипа с равнодушной женой. И думала: вот она не оценила, а я бы оценила! Честное слово, так и думала в 13 лет. Перечитав рассказ во взрослом возрасте, поняла, что история не так проста.

Антон Павлович знает, что делает: поэтому он показывает, какая Ольга Ивановна поверхностная женщина, стремящаяся к внешним эффектам, а не к сути и к совершенствованию в том или ином деле. Вот ей стыдно за небогатое платье и она несется к портной шить из убогих материалов шедевр, вот безвкусно обставляет жилище с расчетом, что гости оценят, вот ищет новых знаменитостей и приводит в свой дом — только для того, чтобы казаться такой же талантливой и яркой, как те особы. Ольга — это про “казаться, а не быть”. Муж ее, Осип, совершенная противоположность — тихий усидчивый умный человек, глубоко любящий свою жену и работу, он в отличии от жены честен с собой и окружающими и не старается казаться тем, кем не является. Чехов использует простейший прием: выразительно рисует Ольгу и ее забавы, а про мужа говорит мало (хотя мы знаем, что он не так прост), а потом — бах! — в конце из уст его друга и сослуживца узнаем, что он-то и был настоящей звездой: звездой науки и медицины, а вот Ольга все пропустила! Не интересовалась мужем и его жизнью, не понимала, что раз он не пишет стихов и картин, то может делать что-то более глубокое и значимое. Занавес: плачем над Осипом Дымовым, осуждаем Ольгу Ивановну, боготворим Антона Павловича.

Однако прокрутим историю назад.

Осип сам выбрал такую жену. Допустим, мог не понять до брака, какая она, и жениться на эмоциях. Но он же продолжал ее любить и боготворить в браке. И не просто любить, а обеспечивать и делать всё для ее глупого существования. При этом не хотел разводиться, а тихо пытался произвести впечатление на нее (сцена, где он объявляет, что защитил диссертацию) и был готов простить измену за простые слова радости и одобрения.

Он называет ее “мамой”. Взрослый самостоятельный мужчина называет жену, младше его на 9 лет, “мамой” и готов исполнять всё, что она прикажет, даже в ущерб себе. Вспомним, как она отослала его за платьем обратно в город, когда он, уставший и голодный, приехал на дачу. Что бы сделал обычный человек? Сказал, что он устал и голоден, что рад видеть жену, но никуда не поедет. Но он повинуется и едет не переча! Точно безропотный мамин сын. Далее: она живет не по средствам, а Осип, серьезный врач, не говоря ни слова ищет подработку не по своей квалификации (ночью делает переводы), чтобы оплатить жене развлечения, без слов. И что он делает в самом конце? Идя на намеренный риск, производит медицинскую манипуляцию, которая приводит к его смертельной болезни. Подстрочно мы понимаем почему: человек несчастлив, жена его не любит, поэтому и ищет смерти. Но отчего он ей ничего не сказал? “Ольга, я знаю, что ты мне изменяешь. Прекращай свои связи и возвращайся в семью”. Это была бы здоровая реакция взрослого человека: говорить, что не так, и прилагать усилия для изменения не устраивающей тебя ситуации.

Однако перед нами забитый маленький мальчик, который не верит, что имеет право на что-то хорошее и на свой голос (отсюда молчание). Может быть, он думает, что своими возражениями он разозлит Ольгу «маму»? Поэтому лучше смертельно заболеть, чтобы она, наконец, обратила на него свое внимание, ласку и любовь.

Осип не вышел из детского состояния и искал себе маму. И нашел! Поэтому он так старается для нее, ведь надо, чтобы мама заметила его усердие и заботу и полюбила его за это. Понимаете: что искал, то и получил. Ему нужна была такая жена. Добрая и ценящая ему бы не подошла.

Стоит его жалеть, не потому что Ольга — злодейка, а потому что его сущность травмирована: умный ответственный добрый малыш застрял в теле взрослого мужчины. Кто в этом виноват: его мама, бабушка, дети в школе или няня, подавляющая его, но результат таков, что человек погряз в нелюбви и неуважении к себе, и не смог выбраться даже ценой своей жизни.

Мне по-прежнему неприятна Ольга и очень жаль Осипа, но уже по-другому. Перед Антоном Палычем, родным, снимаю шапку (шляпы нет, а то бы и ее сняла).

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, или лучше синица в руках...

Сюжет данного рассказа следует считать архетипическим, поскольку история эта вечна. По крайней мере за прошедшие с момента написания сто тридцать лет ничего особо не поменялось, а сегодня дамочек, подобных главной героине рассказа, мы обозначаем тошнотворным словосочетанием «светская львица» или не менее позорным определением «креативная личность», не уточняя, в чём же заключается эта самая эфемерная «креативность».

Конечно же, ей позволительно всё. И крутить романчики на стороне, считая это великим настоящим чувством. И требовать от мужа финансовых вливаний, не работая при этом — ведь это же во имя искусства. И пропадать на тусовочках с утра до вечера, ведь это же прикосновение к, прости господи, богеме. И считать мужа недалёким и скучным человеком, ведь он на самом деле животное, ничего не понимает, не разбирается в «это другое».

Ей всё это позволительно и даже полезно, необходимо, ведь она — высшее существо, богиня, весь остальной мир создан для неё, и она не обязана перед кем-то там отчитываться.

Но лето красное рано или поздно заканчивается, рисовать или петь по причине бездарности наша героиня так и не научилась, и когда наступает осень, наша одухотворённая личность волшебным образом и неотвратимо превращается в престарелую нимфоманку, вызывающую интерес разве что у такого же унылого бомонда.

Вообще, вся эта «элита» у нормального здравомыслящего человека вызывает естественное отвращение, её амбициозно-пустая суть, исполненное хипстерской томности и глубинных смыслов поведение раздражает. Резким контрастом выступает в рассказе муж главной героини — скромный врач, тихий трудяга, оказавшийся к тому же недооценённым и не успевшим раскрыть свой талант научным сотрудником. Он и его товарищи — доктора с подчёркнуто невзрачной внешностью, не умеющие красиво говорить и томно вздыхать — на самом деле представляют для человечества намного большую ценность, нежели окружение нашей попрыгуньи. Которая, между прочим, бросается к постели умирающего мужа лишь тогда, когда осознаёт, что тот тоже является неординарной личностью. Последнее обстоятельство, по всей видимости, и обуславливает её бурную реакцию в финальной сцене.

И надо полагать, что после смерти этого талантливого, готового на самопожертвование человека наша светская креативная дамочка ещё вернётся к своей компании бездарных прожигателей жизни, готовых вместе с ней потратить оставшееся от мужа состояние.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять же, по-моему скромному мнению — одна из лучших работ Чехова.

И рассказ «Попрыгунья» мне приглянулся не только главным героем-тезкой, реалистичностью происходящего, не изменившейся и в наше время, не только тем, что этот самый герой-тезка походит на меня чем-то большим, чем просто именем... Мне снова кажется, что здесь, в произведении, где нет вроде как умалишенных или людей в этом отношении спорных, Антон Павлович предстает перед нами в роли того «Разрушителя реальностей», которым сделался в веке двадцатом Филип Киндред Дик.

И все в сюжете и персонажах, если присмотреться повнимательней, это нам подтверждает: тут есть иной взгляд на реальность одним человеком. И реальность, которой живет из-за этого своего мировоззрения главный герой, ужасна, непонятна и отталкивающая для всех остальных — маленький человек, для которого существует настоящая любовь, во истину безоглядная, призвание, за которое можно и жизнь отдать, стремления, идеалы, совесть. Вообщем-то, все то, что и сейчас оттолкнуло от себя развитое и развивающееся Человечество с большой буквы.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх