fantlab ru

Антон Чехов «Крыжовник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
439
Моя оценка:
-

подробнее

Крыжовник

Рассказ, год; цикл «Маленькая трилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

История Николая Ивановича в пересказе его брата. Николай Иванович, мелкий чиновник, почти всю жизнь свою проработал в канцелярии. Но в его жизни была Мечта — собственная небольшая усадьба где-нибудь на берегу реки или озера и обязательно с кустами крыжовника.

Примечание:

Впервые — «Русская мысль», 1898, № 8, стр. 145—154. Перед заглавием обозначено: II. Подпись: Антон Чехов (следует после рассказа «О любви»).

Вошло во второе издание А. Ф. Маркса («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»).

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1953 г.
Избранные произведения
1954 г.
Избранные рассказы
1959 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8
1963 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том третий
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1970 г.
Избранные рассказы
1972 г.
Дом с мезонином
1974 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Рассказы. Повести
1976 г.
Дом с мезонином и другие рассказы
1977 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы
1977 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 10 1898-1903
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том второй
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
В человеке должно быть всё прекрасно...
1980 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Том 2. Повести, рассказы, пьесы
1980 г.
Униженные и оскорбленные. Вишневый сад
1980 г.
Повести и рассказы
1981 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Антон Чехов. Сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Избранное
1982 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Рассказы
1983 г.
А. П. Чехов. Избранное
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы и повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1984 г.
Человек в футляре. Крыжовник. О любви
1984 г.
Ионыч
1985 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 9
1985 г.
Избранные сочинения. Том второй
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Рассказы
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
Русский рассказ
2002 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Избранное
2008 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
О любви. Вишневый сад
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Рассказы
2014 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Толстый и тонкий. Рассказы
2018 г.
Рассказы и повести 1892-1903
2018 г.
Рассказы
2019 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
Дама с собачкой
2022 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2002 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 2
2005 г.
Классика русского рассказа. Выпуск 2
2005 г.
Литературный коктейль №5
2005 г.
Повести и рассказы 1897-1903 гг.
2007 г.
«Дама с собачкой». Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2009 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Ĉeriza ĝardeno
2004 г.
(эсперанто)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь мне стало очень жаль этого «дворянина» с крыжовником. Хорошо, когда Мечта сбывается, а не остается мечтой. Образ Николая Ивановича со слезами поедающего свой крыжовник, врезался в память.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы незатейливый сюжет: зашли двое прогуливающихся по сельской местности джентльменов среднего и старшего возраста в гости к третьему джентльмену, помещику, который помоложе. Отдохнули на природе (а не она на них, тут Чехов над персонажами не смеётся), и один из гостей, Иван Иванович, рассказал про жизненные обстоятельства своего брата, чьей жизненной целью было приобрести усадебку, да с крыжовником. Поскольку происхождения братья были небогатого, всю жизнь этот мечтатель оттрубил мелким чиновником, трясся над каждым грошиком, даже подарки брата тоже не тратил, потом женился на вдове старше себя, свёл ее в могилу своей жадностью и к концу жизни обрёл — таки капитал, купил усадебку (пусть и рядом с промзоной) и ЗАВЕЛ КРЫЖОВНИК. И вот приехал к нему в гости его брат, когда сей реализовавший мечту гражданин радостно поглощал первый урожай своего крыжовника.

Особо подчеркивается, что и крыжовниколюбец, и прислужница его, и даже псина дворовая — все были отъевшиеся и походили на откормленных свинок.

И вот с печалью глядит брат на счастье своего обрюзгшего седого уже родственника, причем вовсе не из-за примитивности существования того в лени и довольстве. Нет, не нравится Ивану Ивановичу, что люди за своими сугубо личными интересами не желают «гореть душой и слабым помогать». То есть, не гонитесь, граждане, за счастьем, живите ради добрых дел, вот в чем настоящая человеческая парадигма.

Скажу честно — напоминает это махровую соцреализму по своей формальной сути, которым несть числа. Но! Чехов даже такой философский рассказ сделал интересным для читателя, то есть, и идею правильную изложил, и оформил ее, как надо, а не проповедью отца Амвросия с похмелья после Троицы.

В общем, читайте классика, просвещайтесь и восхищайтесь.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело тут, конечно же, не в крыжовнике, поскольку такой вот крыжовник есть у абсолютно каждого человека, и у каждого он свой. И ничего зазорного нет в том, что человек имеет свою маленькую и материальную мечту. Вещи, предметы — это то, что мы в них вкладываем, поэтому что-то кажется нам симпатичным, а что-то — безобразным, хотя по факту сами по себе вещи эти не являются ни тем, ни другим.

Тот же крыжовник для нашего героя стал символом, метафорой, ассоциацией долгожданного уюта, умиротворения, покоя в жизни.

И совсем другое дело — когда герой этот, вкусив мечту свою, расслабившись, проявил наконец истинную суть — характер, воззрения самого настоящего пошляка, мещанина во дворянстве. Отсюда и наплевательское отношение к несправедливости, происходящей рядом, воззвание к человеку с молоточком, который своим стуком возвращал бы из мира иллюзий в мир обыденности со всей её серостью и несовершенностью.

От человека! Всё в конечном счёте зависит от самого человека — и воззрения его, и поступки, и то, какой есть наш мир. Но раз ещё есть такие рассказы, значит, есть кому их читать и слушать. А это означает, что у человечества есть будущее.

Ну, а крыжовник тут, разумеется, ни при чём.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощнейший рассказ Чехова. И ведь актуален по сей день. Сколько лет прошло, а ведь проблемы одни и те же.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простенький по сюжету рассказ из жизни современных автору чиновников и помещиков — зарисовка короткого момента жизни, в котором отражается вся жизнь.

Взращенный в собственном поместье крыжовник олицетворяет воплощение мечты. Пусть плохонький и кислый, но так долго мечтал человек об этих ягодах, ставших символом житейской успешности и защищенности, что не замечает недостатков вкуса. Была мечта, вполне приземленная, стремление к ней отнимало все силы ума, чувств, бытовой аскетичности. Мечта осуществилась, человек погрузился в сонное, полуживотное существование и в этом обрел некое счастье на свой лад. С вожделенным крыжовником...

О человеке этом нам рассказывает главный герой, постепенно уходя в рассуждения о счастье благополучных людей, основанном на молчании несчастных, о необходимости просвещения простого народа и преждевременности оного, ибо не готов народ, о смысле жизни и ее скоротечности, резюмируемые беспомощным призывом делать добро... Все это уныло и никому не нужно, потому что реально каждому из персонажей нужен только крыжовник — одному ягода, другому поговорить, а третьему спать бы лечь поскорее.

Чехов замечательно передает бесцельность праздного человеческого бытия, когда любая мысль и благой порыв уходят в слова, а деятельная цель существует только в виде усадебки с садиком, да чтобы без хлопот. Когда у человека нет дела хоть какого-нибудь, невостребованный интеллект постепенно атрофируется и в условиях отсутствия чувств на первый план выступают животные рефлексы — базис биологического существа под названием человек.

В очередной раз отмечаю, что и этот чеховский рассказ не прошел бы в финал ни одного нашего сетевого конкурса, ибо все мысли, смыслы и выводы из жизни героев до читателя доносятся длинным монологом, который можно обрамить любым сюжетом. Автор как будто не доверяет читателю, его способности самостоятельно проанализировать сюжет и сделать вывод, или нарочно демонстрирует такое недоверие, чтобы приближением к герою заставить заглянуть в себя.

Но язык хорош — яркий, образный, легкий. Классики не просто так становятся таковыми, есть у них некое неуловимое отличие от просто способных литераторов, они в простых историях умеют подмечать универсальные явления, следующие за человеком из века в век, меняя лишь обертки.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Золотая жила! Столько можно почерпнуть цитат...

«Деньги, как водка, делают человека чудаком».

«Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье...»

»...то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами».

»...очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно».

На самом деле их больше, но я привел не все, хочу привести еще слова-наставления Ивана Иваныча Алехину:

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

Необычным, похоже, получился отзыв. Хочется добавить пару слов напоследок: как и в первой части «Маленькой трилогии», здесь все сводится от частного к общему — на примере рассказа Ивана Иваныча о своем брате Николае Чехов показывает нам, как часто мы забываемся счастьем, не замечаем страданий других вокруг себя. Как часто думаем только о своем благе! И, как мораль басни, звучит речь Ивана Иваныча Алехину, которую я выше уже привел.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ об очищении, омовении, снятии грехов, получении благодати в виде уюта, тепла и красоты. И первым делом, И.И., сидя в кресле, выдает заранее приготовленную историю, в которой он осуждает брата, говорит о том какой он плохой. Крыжовник — это «библейский» виноград.

А высказывания Николая Ивановича хоть и правильные, но слишком прямолинейные для того, чтобы их приписывать Чехову.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя и маленький, но глубже многих больших книг.

Всю соль рассказа поймёшь только тогда,когда увидишь такой «крыжовник» в своей жизни.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх