fantlab ru

Антон Чехов «Дама с собачкой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
477
Моя оценка:
-

подробнее

Дама с собачкой

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 78
Аннотация:

История курортного романа, или курортной измены. Гуров, пресыщенный женщинами, много и часто изменяющий своей жене, будучи на курорте, встречает очередную даму, привлекшую его внимание. Дама, Анна Сергеевна, еще не столь искушена и изменяет мужу только первый раз. С момента случайной встречи у них начинается ничего не значащее, как они думают, увлечение...

Примечание:

Впервые — «Русская мысль», 1899, № XII, стр. 149—164, с подзаголовком: (Рассказ). Подпись: Антон Чехов.

Вошло во второе издание А. Ф. Маркса 1903 г. («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»), т. XII.

В ГЛМ хранится страница черновой рукописи — конец главы IV. На ней надпись: «Это черновик „Дамы с собачкой“ А. П. Чехова. Ив. Бунин» (ЛН, т. 68, стр. 135).


Входит в:


Экранизации:

«Дама с собачкой» 1960, СССР, реж: Иосиф Хейфиц



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8
1963 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том третий
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1970 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Рассказы. Повести
1976 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы
1977 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 10 1898-1903
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том второй
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Том 2. Повести, рассказы, пьесы
1980 г.
Униженные и оскорбленные. Вишневый сад
1980 г.
Повести и рассказы
1981 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Антон Чехов. Сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Избранное
1982 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Рассказы и повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 9
1985 г.
Избранные сочинения. Том второй
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Рассказы
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
Русский рассказ
2002 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Антология любви
2006 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Драма на охоте
2007 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена
2008 г.
Избранное
2008 г.
Рассказы о любви
2009 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
О любви
2010 г.
Юбилей
2010 г.
Русская классика о любви
2010 г.
О любви. Вишневый сад
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
Дама с собачкой
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Рассказы и повести
2014 г.
Вишневый сад
2014 г.
Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе
2015 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Дама с собачкой
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Рассказы и повести 1892-1903
2018 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
О любви
2020 г.
Вишневый сад. Драма на охоте. Дама с собачкой. Повести. Рассказы
2020 г.
Дама с собачкой
2022 г.
Рассказы
2024 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2002 г.
Дама с собачкой
2006 г.
«Ионыч» и другие рассказы
2007 г.
Дама с собачкой
2007 г.
Повести и рассказы 1897-1903 гг.
2007 г.
«Дама с собачкой». Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2009 г.
Лучшие произведения русских писателей о любви
2009 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
Рассказы 1888-1900
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Дама с собачкой
2011 г.
Великие исполнители. Том 13
2012 г.
Избранные произведения том 3. Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Годеница
1973 г.
(болгарский)
Ĉeriza ĝardeno
2004 г.
(эсперанто)
Дамата с кученцето
2005 г.
(болгарский)
My Mistress's Sparrow Is Dead: Great Love Stories, from Chekhov to Munro
2009 г.
(английский)
Дамата с кученцето и други разкази
2015 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Химия любви...

Существует довольно романтическая легенда, которая гласит, что некогда люди были созданы бесполыми как единые существа. Однако затем всевышний разделил их на два разных пола, и с тех пор они мыкаются по свету в поисках именно своей половины. И в контексте нашего рассказа суть состоит не в изначальной андрогинности людей, а именно в поисках своей половины.

Применительно к чеховской грустной истории — происходит как раз именно это: Гуров перебирает женщин одну за другой, бессознательно пытаясь отыскать эту самую свою половину. И, к своему несчастью (причём несчастью не только своему, но и к несчастью Анны Сергеевны тоже), ялтинская курортно-романная встреча с Анной Сергеевной как раз и стала свершившимся фактом этой находки ими обоими друг друга. Ведь оба они несвободны, между ними серьёзная разница в возрасте (как я прикинул, лет этак с пятнадцать, а то и все двадцать), и потом — общественное мнение… Вот и стала встреча двух половинок вместо счастья обретения друг друга несчастьем и мукой постоянного стремления друг к другу и не менее постоянных лжи и обмана.

А если чуть менее романтично, то Гуров находится в том самом критическом для мужчины среднем возрасте, когда многие переживают кризис середины жизни. И встреча с Анной Сергеевной и возникшее между ними чувство только усугубляют это его состояние раздрая. Впрочем, говорят, что несчастная любовь лечится другой любовью, главное не слишком сильно увлечься самим процессом такого лечения…

А вообще, кто его знает, в какой такой химии спрятано настоящее большое чувство?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно, это поэма о любви, написанная максимально «просто». Изящная, тонкая, лапидарная поэма, напоминающая хокку или дзэнский коан. Не удивительно, что Чехов так нравится японцам.

Любовь в центре повествования, могучее влечение. А все эти рассуждения о «среда заела», «нелюбимая жена с бровями», «осетрина с душком» — это все антураж. Те самые не существенные детали, вперемешку с важными, что переполняют тексты зрелого Чехова.

Но и любовь — только повод, а не причина создания шедевра. В самой сердцевине сути — это, думаю, история о том, что жизнь управляет человеком ,а не человек жизнью. Ты можешь сколько угодно напринимать важных и правильных решений, ставить себя на правильную ногу, обрастать налаженным бытом. А потом налетит ураган, например, внезапной непрошенной любви и сметет тебя с твоим бытом с лица ландшафта.

Поэтому в одном из ключевых моментов рассказа — на берегах Ореанды — следует рассуждение о потоке жизни и бесконечности. Мы квантовая суперпозиция в урагане энтропии. Повезет — получишь удовольствие в процессе полураспада.

Из рассказа можно вычитать, что Чехов хоть и считал, что в жизни ничего не меняется, не удивился бы ни 1905 году, ни 1917-ому. Очень в русле его философии. Стихия! И человек, беспомощный перед ней.

У меня в сознании был, оказывается, отпечатан образ Ии Саввиной из блестящей экранизации. Поэтому я думал, что Чехов свою Анну фон Дидериц прописал более чувственно, как Толстой Анну Каренину. Но нет. Все очень скромно и тактично, интеллигентно. Впрочем, образ миниатюрной изящной блондинки со свежей кожей лица представлен явственно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема социальных условностей в рассказе, конечно же, есть: в брак люди вступают не по любви, а исходя из общественных предпосылок, отсюда и недостижимость личного счастья. Как раз и складывается обыгранная в крылатом выражении ситуация: семейное и личное счастье для них — не одно и то же.

Однако тема эта — тема социально-психологическая — на мой взгляд, в рассказе доминирующей не является. Я воспринимаю этот рассказ как историю о несчастной любви, как романтическую драму. И здесь Чехов как всегда на высоте — немногословен, но пишет так, что читатель сопереживает, проникается, будто вся эта история происходит с ним самим.

Имеют ли право герои разрушать свои семьи, освобождаться от оков брака? Или же нужно отречься от чувств и во что бы то ни стало нести взваленный когда-то давно крест?

Вечные вопросы, и открытым финалом Антон Павлович оставляет выбор за читателем.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кстати, тот редчайший случай, когда фильм и первоисточник стоят друг друга. Лично для меня, другой Анны Сергеевны, кроме Ии Савиной, не существует.

И в великолепном «Чтеце» с Райфом Файнсом и Кейт Уинслет «Дама...» тоже проходит лейтмотивом через весь сюжет. Ну что тут сказать, Чехов — это гений!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то захотелось классику почитать.

Отец трёх детей, устав от семейной бытовухи, едет на морской курорт, чтоб клеить местных цыпочек, да и не только местных. После недели плотских утех его глаз ловит некую таинственную особу, которая неприкаянно бродит со своей собакой. Наш казанова решает склонить эту дамочку к сексу во что бы то ни стало...

Тут прям драма, ни капли юмора. Спойлерить развязку не буду, но мораль как мне видится такая: остерегайтесь изменять своей жене, ибо можно ненароком втянуться в это занятие, а то и вообще влюбиться, тогда вообще абзац.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ безусловно талантлив, но история мне все равно не приятна, из-за этого такой бал, хотя рассказ сам по себе, несомненно заслуживает большего. Не знаю, что этой историей хотел сказать Чехов, но я уже привык, что рассказы у него глубокие и со смыслом. (дальше спойлер)

Так и здесь, молодая и неискушенная дама, оказавшись первый раз сама без мужа на курорте, уже через несколько дней нашла себе воздыхателя, с которым не долго думая изменяет мужу. И тут же она сильно раскаивается в своем грехе, ...чтобы уже далеко не молодой ЛЮБОВНИК не подумал о ней плохо. Если вглядеться в себя и вдуматься, то всю гаму переполнявших меня чувств, я абсолютно не могу выразить литературной речью, хотя хватило бы нескольких слов не литературных, но ими я предпочитаю не пользоваться... Анна Сергеевна просто не любит и не уважает мужа, она даже не знает где он работает и считает его жалким лакеем, хотя я почему-то уверен, что в том числе и отдыхает она на заработанные этим «лакеем» деньги. Спустя некоторое время она сидит уже у себя в городе, в тайне от мужа, в готельном номере, при Гурове, и горько плачет, что не знает как теперь изменить свою жизнь, чтоб стать счастливой... (тут опять не хватает слов для эмоционального окраса моих ощущений).

Так почему же нельзя пойти к мужу и сказать, что извини, я была дурой, когда сошлась с тобой, а теперь я встретила того единственного человека в своей жизни, кого буду любить; если хочешь, плюнь мне в рожу, ибо я это заслужила, но оставаться с тобой я больше не могу...? Кстати, если бы Чехов продолжил дальше мой вариант концовки, то я почему-то думаю, что счастья у героев все равно бы не получилась, скорее всего, достав запретный плод, герои снова бы остыли, разуверились и дама покатилась бы дальше по наклонной.

Уделив столько места героине, не подумайте, я нисколько не оправдываю и героя, а отношусь к нему с той же не симпатией. Но он, по рассказу, хотя бы не скрывает свое нутро, а действует согласно заявленного типажу прожженного донжуана, но ее он все же не совращал и падшим ангелом не прикидывается, определенно не скрывая, что встретил очередное увлечение. Думаю и для жены Гурова его похождения не должны быть секретом, скорее она делает вид, что не знает о них (определенно тоже пользуясь материальной составляющей от того, что имеет мужа), почему тоже сочувствия у меня не вызывает. Единственный кому можно посочувствовать это муж Анны.

Так что же хотел сказать Чехов? Я все же далек от мысли, что рассказом он хотел показать обыденность и нормальность подобной ситуации, смею надеяться, что наоборот — показать последствия такого выбора жизненного пути, хотя тему, безусловно, можно было развивать еще.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не находит логического разрешения, оставляя множество вопросов. И это правильно, ведь ситуация, в которой оказались возлюбленные, пусть и не является чем-то из ряда вон, но всё же в определённый момент подводит к некоему раздорожью. И каждый из них должен, обязан сделать выбор. И даже, оставляя всё, как есть (а это тоже выбор), невозможно выйти из ситуации без жертвования чем-то в своей жизни. Особенно с учётом общественного мнения, морали и прочих давлеющих факторов.

Как кажется, именно вопрос выбора — ключевая идея рассказа. На что вы готовы ради своей любви? (какой бы она не была: мимолётной, ненастоящей, или наоборот — той самой, с большой буквы).

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о любви? Да. О любви. Любовь Гурова и Дамы с собачкой. Но не только, нет-нет, не только. Здесь также говорится о «человеческом футляре», как говорилось во многих других рассказах Чехова. Ну разве «внешняя» жизнь Гурова — не футляр? Разве не футляр давление обычаев, оказываемое обществом, из-за которого Гуров и Анна Сергеевна не могут быть вместе?

Но и любовь, конечно. Здесь воистину показана ее сила. Ни Гуров, ни Анна Сергеевна не смогли жить друг без друга. И конец у этой истории такой, незаконченный, остается надежда на что-то хорошее. Чехов он и есть Чехов. Аплодисменты!

Также хотелось бы сказать, что характеры, как и всегда, так правдоподобны и так жизненны, поступки, эмоции — как только Чехову удавалось? Как ему удавалось писать на бумаге то, что мы видим каждый день, вещи, которые мы зачастую не можем или не догадываемся описать, излагать так коротко и ясно? Мастер — и этим все сказано.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх