fantlab ru

Роджер Желязны «Учителя приехали на огненном колесе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
290
Моя оценка:
-

подробнее

Учителя приехали на огненном колесе

The Teachers Rode a Wheel of Fire

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Похожие существа могут воспринимать по разному одни и те же предметы. И даже высокоразвитые существа могут ошибаться, принимая равнодушие за непонятливость...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Threshold», 2009 г.

— антологию «Встреча на заре истории», 2017 г.



Сказка торговца
2002 г.
Вариант единорога
2003 г.
Игра крови и пыли
2004 г.
Сказка торговца
2004 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.

Самиздат и фэнзины:

Встреча на заре истории
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Threshold
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, крепкий, добротный рассказ на классические темы Контакта и Прогрессорства. Встреча цивилизаций описана коротко и буднично. Учение эффективно только тогда, когда обеим сторонам интересно. Автор, конечно, утрирует и упрощает картину «встречи» разумов далёких друг от друга по уровню развития, но идея ясна.

Если тебе, что-то не интересно или непонятно, то тебе это не нужно. Разумеется, сюжет, в котором, качестве предмета сближения выбрано оружие — провокационен и выбран не случайно. Увы, но развитие нашей цивилизации идёт по этому пути. Мы триллионы разных денег вкладываем в это. Оружие у нас — это символ развития. Чем гордится сегодня больше всех Россия? Правильно, гиперзвуковыми ракетами, атомными торпедами и т.д.. и т.п. И очень хотелось бы надеяться на то, что если мы и «законтачим» с Другими, то тем оружие будет не интересно.

Автор молодец, очень интересно обыграл серьёзную тему. Читать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так или иначе, но толчок к творчеству аборигену дали пришельцы. Именно глядя на улетающий вращающийся корабль, у него возникли мысли о колесе. Да, Желязны — Мастер, и в одном рассказе много смыслов. Ну так так и должно быть в хорошем рассказе. И надо ли насильно учить; и можно ли научить, подкладывая идеи, которые ученику не интересны (лук — это же не только война, это скорее охота за мелкой дичью издалека, а оно надо на этой планете?); и «как слово наше отзовётся»; и не надо делать поспешных выводов... Много смыслов, и запоминающаяся картинка. Отличный рассказ.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже в самом начале своего творчества Желязны создавал законченные и глубокие рассказы, что, впрочем, не удивительно, ведь в литературу он пришёл достаточно взрослым — в 1962 году ему было 25 лет. Конечно, ещё ощущается влияние классической традиции описания контакта, рассказ напоминает миниатюры Шекли и своей неожиданной концовкой, между прочим, тоже. Только, в отличие от Шекли, Желязны всё же более мягок и верит в неиспорченный цивилизацией, а потому могучий Разум (именно с большой буквы), в его изначальную гуманность, в его созидательность, в его потенциал. Ведь главная ирония рассказа не в том, что абориген начал обучаться лишь после того, как пришельцы улетели, а в том, что как бы не пытались высоко цивилизованные «учителя» насильно обучить первобытного дикаря пользоваться оружием (каменный топор, лук и стрелы), он это не воспринял. Но не потому, что был чужд обучению, совсем нет — ум его был очень восприимчивым к новому, и произошедшее далее это лишь подтвердило. Изобретатель просто не воспринимал идею оружия, как такового, и первое, что он изобрёл сам — это колесо! Всякое творческое начало (даже первобытное) — созидательно, вот о чём этот рассказ. И мысль эта выражена классиком жанра, как всегда, изящно и не прямолинейно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ о контактах с внеземными цивилизациями, когда земляне представляют собой более развитую цивилизацию. И сколько уже было написано о том, что такой контакт всегда дает иное направление для развития аборигенов. А как же принцип невмешательства? Или же американцам все же ближе принцип заселения Америки европейцами? Рассказ скорее напоминает литературный эксперимент по описанию контакта, который, как мне кажется, получился.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему уж очень нетерпеливыми оказались ученые.Конечно,они начали с простых вещей.И они слишком давили на него,показывая как нужно обращаться с тем или иным предметом.А ему хотелось по-другому использовать предметы.Они не дали ему творческую свободу, так сказать.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки, нетерпеливые они, высокоразвитые существа... Тут, иногда, собственного ребенка родители не могут уму-разуму научить...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этим непонятным существам нужно было обязательно прилететь через некоторoе время и посмотреть, как развивается этот абориген дальше, а не просто поставить галочку в журнале, что он не поддается развитию. Ведь нужно же обязательно учитывать, что все существа разные и каждый будет эволюционировать по-своему.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё не совсем «желязновский» рассказ, ещё нет утончённой поэтичности образов, но и пробой пера его нельзя назвать- он очень даже неплох. Чётко прослеживается основная идея рассказа: насильно даже каменный топор не изобретёшь, но человек свободный в своём творчестве в момент вдохновения способен изменить мир.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о палеоконтакте.Более развитые существа пытаются подтолкнуть аборигена к эволюции средств производства, показывая им топор и лук, что не приводит к результату.Однако, когда не ставили такой задачи, подтолкнули аборигена к изобретению колеса и оси.Вот что значит свежий, во всех проявлениях, взляд на проблему.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, а почему бы такому не быть на самом деле?:)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх