FantLab ru

Гарри Гаррисон «Один шаг от Земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
83
Моя оценка:
-

подробнее

Один шаг от Земли

One Step from Earth

Сборник, год

Аннотация:

Автор размышляет о мгновенной передаче материи. Как открытие такой технологии может сказаться на дальнейшем развитии человечества. К каким казусам и невероятным историям может привести.

Примечание:

При переиздании сборника в 1985 году в него был также включён рассказ «Путь в неведомое».


В произведение входит:

7.54 (59)
-
6.53 (97)
-
3 отз.
7.43 (160)
-
1 отз.
7.43 (315)
-
12 отз.
7.45 (154)
-
5 отз.
7.56 (136)
-
3 отз.
7.44 (318)
-
11 отз.
7.49 (125)
-
1 отз.
7.28 (311)
-
9 отз.
7.45 (339)
-
11 отз.
7.76 (126)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (4)

Миры Гарри Гаррисона. Книга 14
1994 г.
Один шаг от Земли
2001 г.
Один шаг от Земли
2009 г.

Издания на иностранных языках:

One Step from Earth
1985 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник рассказов Г. Гаррисона «Один шаг от Земли», выпущенный в 1970 году, составлен из рассказов, написанных в период с 1968 по 1970 гг. Всего в сборник вошло девять рассказов, плюс предисловие автора. Главная тема сборника — мгновенные перемещения в пространстве с использованием передатчика материи (ПМ). Действительно зачем бороздить бескрайний холод межзвездных пространств, если можно шагнуть сквозь экран и мгновенно оказаться в точке назначения — передатчик материи может кардинально изменить жизнь человечества, стать дверью к любым удаленным планетам, к звёздам.

Авторское предисловие являет собой по сути краткую историю транспорта — от самого доступного способа передвижения — пешком, до передатчика материи, с помощью которого в будущем можно будет мгновенно перемещаться с одной планеты на другую. По мнению автора именно развитие транспортных коммуникаций оказывает решающее влияние на прогресс человечества, способствует развитию торговли, глобализации — без поездов и самолетов современный мир просто не мог бы существовать в нынешнем формате. А теперь давайте представим какие фантастические перспективы открылись бы перед нами, если бы в наших руках оказался передатчик материи, проще говоря, телепорт.

Все девять рассказов на 100% соответствуют заявленной тематике сборника — ПМ не только упоминается в них, но играет подчас ключевую для развития сюжета роль, без этого элемента рассказ либо вовсе теряет смысл, либо значительно утрачивает динамичность. Ещё один момент о котором необходимо упомянуть: все рассказы размещены в хронологическом порядке, но не по году написания, а по времени сюжетного действия. Нам предстоит стать свидетелями первого в истории человечества использования ПМ для начала колонизации Марса, которое состоится в недалёком будущем — об этом нам поведает заглавный рассказ сборника.

Свое логическое завершение антология получит в последнем, заключительном рассказе «История конца». Действие переносит нас в очень далёкое будущее, когда люди уже расселились по всей Галактике, внешне они совершенно не похожи на нас с вами, а ПМы (здесь их называют Двери) стали настолько обыденной и привычной вещью, что жизнь без них просто немыслима и считается, что они существовали всегда. С их помощью можно свободно перемещаться по Вселенной, так же легко как мы ходим по своей квартире из комнаты в комнату — Двери есть практически везде, и даже на давно уже мёртвой старушке-Земле...

Каждый рассказ оригинален, похожих историй просто нет. Нам предложат и напряженные психологические истории с непростым моральным выбором, типа «Давления», и фантастический боевик с антивоенным посылом — «Ни войны, ни звуков боя». Автор покажет нам, что ПМ можно использовать не только во благо, но и для достижения преступных целей, чтобы профессионально уходить от преследования, заметать следы преступления — рассказ «Из фанатизма или за вознаграждение».

Две планетарные истории, связанные с прогрессорством, — «Хранители жизни» и «Трудная работа» — несмотря на сходство сюжетных ходов, очень разные по духу, по атмосфере и моральному посылу. «Хранители» вызывают ассоциации с «Конными варварами» из «Мира Смерти» — милитаризованная полуфеодальная империя столкнется с силами гуманизма, цивилизации и прогресса, как вы понимаете, исход немного предсказуем. «Трудная работа» — рассказ не такой очевидный, психологически сложный, в нем нет положительных героев, как нет и надежды — я бы поставил его в один ряд с такими рассказами, как «Жертвоприношение», «Источник опасности» и «Давление» (этот рассказ также вошёл в сборник), а все вместе эти истории отнес бы к несуществующему жанру dark SF.

Если говорить о моих личных предпочтениях, то для себя я без лишних раздумий сразу же выделил два рассказа, это «Жена бога» и «Место ожидания». Первый рассказ немного лиричный, слегка ироничный, имеет оттенок притчи, но главное, что его отличает, и что я больше всего ценю в произведениях малой формы — неожиданная остроумная концовка предугадать которую практически невозможно. «Место ожидания» запомнилось своей атмосферой, мне очень нравится читать про инфернальные планеты тюрьмы, с которых невозможно бежать, а история главного героя добавляет остроты и жизненности — в этом рассказе, как и в нашей реальности нет ни справедливости, ни тени надежды — за это высший балл без разговоров, один из лучших рассказов Г. Гаррисона, как по мне.

Подводя итоги, хочется сказать, что этот сборник — лучший из всех авторских сборок рассказов Г. Гаррисона, именно так нужно составлять антологии. Во-первых, авторское предисловие — четкое, емкое, не затянутое и точно по теме, хотя уже один только факт наличия оного уже плюс. Во-вторых, имеется единая тематика рассказов, которой полностью соответствуют все произведения, попавшие в сборник. В третьих, внутренняя структура сборника выстроена по принципу хронологии использования передатчика материи — от первого практического применения до повсеместного распространения в постчеловеческие времена. Ну и последнее, но не в последнюю очередь — очень высокий уровень рассказов, попавших в сборник — от просто хороших, до мини-шедевров, проходных и неинтересных историй здесь просто нет. С чистым сердцем этот сборник можно рекомендовать всем без исключения любителям интересной и качественной фантастики, каждый найдет здесь рассказ для себя, как мне кажется.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня Гаррисон мастер в жанре рассказа. А этот сборник — чудо. Одна идея, основная сюжетная линия, общая «фишка». Весь сборник — один большой рассказ. И как все рассказы ГГ, заканчивается он ярко, хлестко и неожиданно. Мастерски. Затем этот сборник-рассказ разделяется на отдельные рассказы, составленные в хронологическом порядке, что добавляет сборнику еще больше крутости и гениальности в моих глазах. Ну и естественно, каждый рассказик — вкусненькая ягодка. Особенно радует так любимые мною неожиданные концовки... А уж последний рассказ, «история конца», это, я скажу вам, гениально. Однозначно 10-ка!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один тематический сборник от маэстро. На этот раз он посвящен проблеме мнгновенного перемещения из одной точки пространства в другую, так называемым «передатчикам материи (ПМ)». Все рассказы сборника объединены этой темой, хотя проблемы поднимаемые автором в рассказах разнообразны: от религиозных до социальных. На мой взгляд автор справился с задачей превосходно. Лучшие в сборнике, по моему мнению, «Трудная работа» и «История конца».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх