fantlab ru

Гарри Гаррисон «Номер первый»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
73
Моя оценка:
-

подробнее

Номер первый

Prime Number

Сборник, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.28 (484)
-
15 отз.
6.72 (333)
-
10 отз.
8.23 (636)
-
25 отз.
7.01 (110)
-
2 отз.
7.32 (206)
-
6 отз.
7.65 (600)
-
14 отз.
7.21 (355)
-
8 отз.
7.55 (443)
-
15 отз.
7.15 (295)
-
8 отз.
6.98 (138)
-
5 отз.
7.92 (330)
-
12 отз.
7.23 (148)
-
3 отз.
7.26 (477)
-
15 отз.
7.42 (475)
-
11 отз.
7.22 (389)
-
6 отз.
6.99 (257)
-
6 отз.
7.34 (421)
-
11 отз.
7.51 (172)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Один шаг от Земли
2001 г.
Один шаг от Земли
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основополагающей темой этого сборника рассказов Г. Гаррисона, в соответствии с его названием, стали гениальные изобретатели и их детища, исключительные неординарные личности, которые привыкли побеждать, а также те, кто несмотря на неудачи не опускают рук и стремятся к намеченной цели — в конце концов и им суждено будет победить. Конкурентная борьба, естественный отбор — именно они вознесли человека на вершины эволюции, эти явления — неотъемлемая часть нашей жизни с древних времен и нам от них никуда не деться даже в далеком будущем, покуда существует человек он обречен бороться и не сдаваться, пытаться и побеждать.

Ни вступительной речи, ни послесловия в этом сборнике нет, отдельные рассказы также даны без авторских пояснений — для меня это явный минус. Какой-либо внутренней логики расположения рассказов тоже нет — истории поданы в произвольном порядке без разбивки на тематические блоки, если автор чем-то руководствовался при их распределении, то мне вникнуть в суть его замысла оказалось не под силу. Наличие основной сюжетной тематики, объединившей рассказы сборника — безусловно хорошо, но рамки темы довольно пластичны и оставляют широкое поле для маневра. Плюс ко всему некоторые рассказы, на мой взгляд, имеют довольно условную привязку к заданной в заглавии сборки теме.

Значительное число представленных нашему вниманию рассказов посвящено революционным изобретениям и первооткрывателям. До сих пор многие спорят кому принадлежит пальма первенства в изобретении радио, телефона, велосипеда, паровоза, самолета и многих других давно уже прочно вошедших в нашу жизнь вещей. В данном сборнике автор не только делится с нами идеями новых изобретений, но и поднимает проблемы их внедрения в жизнь, актуальности для массового потребителя.

О новом способе получения дешёвой энергии расскажет рассказ «Немой Милтон», в центре сюжета которого находятся межрасовые противоречия — по мнению автора, представителям меньшинств гораздо сложнее донести свою идею до масс, хотя в наши дни всё как раз наоборот, и рассказ давно утратил актуальность. «Лучший автомобиль на свете» безусловно понравится автолюбителям, не понаслышке знакомым с продукцией отечественного автопрома, — какой бы совершенный концепт не был предложен производителям, реализация загубит идею на корню, ведь продавцам невыгодно делать качественные автомобили, которые никогда не ломаются, иначе новые модели никто не станет покупать.

Один из лучших рассказов сборника — «Абсолютное оружие» — я бы по праву назвал эту историю мини-шедевром, возможно ли создать такое оружие, которое положит конец всем войнам на свете, оказывается этот вопрос занимает человеческие умы с древнейших времен. Гонка вооружений, разворачивающаяся на фоне Холодной войны, затрагивает все сферы вооружений, вот и пришёл черед роботов — о том кто победит в этом поединке нам расскажет автор в «Силе наблюдения». Всё новое зачастую встречается с непониманием и противодействием ретроградов — «Эскадрилья вампиров» повествует о трудностях с которыми сталкивается служба мобильных трансплантологов — некоторые люди ради своих морально-этических убеждений готовы расстаться с жизнью, но прогресс не остановить..

Проблемам внедрения нового знания в жизнь, или как сейчас модно говорить промоушена, посвящен рассказ «Магазин игрушек» — по своей сути плутовская история о том, как чужими руками усовершенствовать свое изобретение и получить солидный профит. Небольшой иронический рассказик «Секрет Стоунхенджа» раскрывает перспективы использования машины времени для установления фактов древней истории — разгадка постройки памятника мегалитической архитектуры оказалась довольно забавной и парадоксальной. Завершает сборник рассказ, который также посвящен применению темпоральной установки для изучения древности — «Знаменитые первые слова» — было интересно узнать по какой же действительной причине Колумб отправился открывать Америку, зачем строили Великую Китайскую стену, для кого Гильотен изобретал свои одиозные ножницы и что же на самом деле ударило по темечку Ньютона.

Второй условный блок рассказов, который я бы выделил в сборнике, посвящен неординарным людям, победителям от природы или же тем, кто изо всех сил старается преуспеть в чём бы то ни было, достичь поставленной цели любой ценой. Может ли одиночка бороться с Системой, причём когда его враги не останавливаются перед применением силы, а он сам связан узами пацифизма — победа возможна, уверяет нас автор рассказа «Вы люди насилия». Небольшая зарисовка «Самый великий охотник» предложит нам оригинальный способ того, как выйти победителем из любой ситуации — охотник и жертва легко могут поменяться местами.

Не остался в стороне и жанр альтернативной истории — «Домой, на Землю» — рассказ о паре астронавтов, вернувшихся из полёта на Луну в параллельную ветку истории Земли, несмотря ни на что, я верю, что в конце концов они достигнут цели и вернутся к родным — такие люди не привыкли сдаваться. «Боевой рейд» по сути замысла аналогичен «Эскадрилье вампиров» — новаторская стратегия умиротворения недружественных США государств сталкивается с непониманием и противодействием отдельной традиционно мыслящей личности, которая, по мнению автора, обречена на поражение.

Один из моих любимых рассказов в творчестве Гаррисона «Только не я, не Эймос Кэбот!» посвящен противостоянию мощной беспринципной корпорации СМИ и простого пенсионера, который вопреки статистике не намерен умирать в ближайшие два года — отличная социальная сатира и чёрный юмор! Если вы считаете, что вас незаслуженно обходят по карьерной лестнице, то для восстановления справедливости любые средства хороши, даже если для этого придется обратиться к помощи зловещих монстров из метро — ничего личного, просто «Случай в подземке».

Ещё одна история из жанра хронооперы под названием «Если...» — не по годам смышлёный мальчуган вступает в контакт с пришельцами из будущего — разумные рептилии хотят переписать историю, для этого им жизненно необходим хамелеон, которого парень несёт в клетке, но так ли просто окажется убедить американского подростка отпустить на волю экзотическую зверушку? В своих мечтах мы видим человечество, покоряющее космос, естественно мы надеемся, что человек будет нести Вселенной разумное, доброе, вечное, но если представить, что в будущем к власти придут люди насилия? Поработить расу пришельцев? Легко! Играючи разнести на куски отсталую планету? Запросто! Рассказ «Контактёр» о важности морального выбора, который каждый из нас рано или поздно совершает.

Возможно ли соблазнить девушку, которая тебя ненавидит, причем без применения насилия? Возможно, главное найти правильное «Оправдание» уверен герой одноимённого рассказа. Изобретательность и упорство искушённого донжуана вызывают невольное восхищение, пусть даже наши симпатии и на стороне его потенциальной жертвы. Когда надо кормить семью, а жить на пособие сил никаких нет, ради получения заветной вакансии человек готов на всё, даже раз за разом проходить тяжелейший экзамен, сдать который успешно способны лишь единицы. Казалось бы велика ли должность — служащий на почте, но если вы живёте в мире будущего, то для вас это, возможно, предел мечтаний. Рассказ «Государственный служащий» заставил меня по-другому взглянуть на сотрудников «Почты России», мы часто их ругаем, но оказаться на их месте лично я бы не хотел, тяжелая и нервная работа.

В целом сборник понравился, хотя работу составителя я бы не особо хвалил, всё же стоило потрудиться над предисловием и логично сгруппировать рассказы. По составу материала сборник получился достаточно ровным, лично мне не понравились только те рассказы, где автор принес фантастику в жертву своему мировоззрению — рассказы «Немой Милтон», «Эскадрилья вампиров» и «Боевой рейд» содержат в себе минимум фантастического элемента, кроме пустого морализаторства автора в них больше ничего и нет по сути. По своим личным предпочтениям отмечу два рассказа — «Абсолютное оружие» и «Только не я, не Эймос Кэбот!» — на мой взгляд образцовые произведения малой формы. Все прочие рассказы — это крепкие середнячки, написанные на очень хорошем уровне, увлекательные и по большей части оригинальные. Как итог, этот сборник я бы не назвал лучшим у Гаррисона, но большая часть представленного здесь материала достойна читательского внимания.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх